Что такое интеллект — признаки высокого интеллекта и самые интеллектуальные люди мира

что такое интеллект

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности — интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом — решает для себя каждый человек.

Составляющие интеллекта и его роль[ | ]

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных[9]. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике[10],
  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации[11],
  • сознание[12],
  • память[13].

Часть исследователей интеллекта и рабочей памяти считает, что рабочая память и подвижный интеллект находятся в сильной связи друг с другом и в значительной степени являются эквивалентными конструктами, другие, что хотя эти сущности коррелируются, но являются автономными, как рост и вес.[14] Показано, что индивидуальные различия рабочей памяти объясняют от трети до половины всех индивидуальных различий общего интеллекта.[15][16]

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление

— сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является
ригидность
мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различные взгляды на интеллект[ | ]

Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч. 1, в. 79, р. 2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (лат. in solo Deo intellectus

est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (potentia animae). При этом в человеке разум (ratio) и интеллект неразличимы, однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувственно воспринимаемых явлений.

Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[17].

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. В 1904 году Спирман ввёл понятие «фактора g

» общего интеллекта, отражающего эффективность выполнения всех познавательных задач[18][19]. На практике оказалось, что «фактор
g
» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры
g
. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провёл обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Термины Н. Бострома[ | ]

Согласно книге[20]Н. Бострома:

  • интеллект
    — реализуемый на физическом объекте алгоритм;
  • интеллект человеческого уровня (ИЧУ) — интеллект, способный решать задачи, доступные человечеству (обладает умом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);
  • искусственный интеллект (ИИ) — созданный не в естественной биологической среде интеллект;
  • искусственный суперинтеллект — интеллект, превосходящий во много раз возможности ИИЧУ.

В отличие от терминов Н. Бострома, общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.

Недостаточность интеллекта[ | ]

Основные статьи: Расстройство интеллекта

и
Когнитивные нарушения
Расстройство интеллекта (слабоумие) — это психиатрический интеллектуально-мнестический синдром; врождённое (умственная отсталость) или приобретённое (деменция) поражение интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Если слабоумие приобретённое, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Наблюдается глубокое обеднение эмоционально-волевой сферы, личности[21]. При этом сначала может наблюдаться один однообразный плоский аффект, затем — эмоциональная тупость либо с апато-абулией, либо с психомоторным возбуждением. Изменяется личность, искажается характер. В психиатрии слабоумие относится к изменениям процесса рационального познания в виде осложнения или полной невозможности к овладеванию знаниями[21]; умозаключений; суждений; критических способностей. При приобретённом слабоумии использование старых знаний, умений и навыков также осложняется или становится невозможным.

Симптомы в структуре слабоумия могут быть различными, однако преобладают негативные[22]. Если оно определяется только ими, это простое слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии бывает психотическое слабоумие с бредом, галлюцинациями, маниакальным и депрессивным синдромом. При этом чем более они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальной деменции они полностью исчезают. По Г. Модсли (англ.)русск.: «В крайних случаях слабоумия не могут образовываться даже нелепые идеи»[23].

По этиологии различают:

  • Приобретённое заболевание — деменция, например, атрофические процессы головного мозга в предстарческом и старческом возрасте — болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга — так называемый психоорганический синдром;
  • Врождённое заболевание — умственная отсталость (олигофрения). Оно обусловлено расстройством раннего онтогенеза[22]. Процесс стационарен, однако может усугубляться при новых экзогенных влияниях (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее, пожалуйста, см. «Классификация олигофрений»): дебильность (иногда сохраняется способность к труду); имбецильность (сохраняется способность к самообслуживанию); идиотия (не сохраняется способность к самообслуживанию и речи).

Как повысить интеллект?

Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как развить интеллект – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду — тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:

  • логические головоломки;
  • интеллектуальные и настольные игры с сильным противником – шахматы, покер, нарды;
  • компьютерные игры, требующие концентрации внимания;
  • здоровый 8-часовой сон;
  • физическая активность;
  • изучения иностранных языков;
  • занятия точными науками.

Игры, развивающие интеллект

Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:

  • разгадывать кроссворды;
  • запоминать телефонные номера;
  • тренировать непривычную руку (для правши — левую) для повседневных занятий;
  • читать книги вверх тормашками;
  • быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.

Книги, развивающие интеллект

Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта:

книги для развития интеллекта

Фильмы, развивающие интеллект и мышление

Фильмы, просмотр которых вызывает интерес и логическое мышление у зрителя, относят к детективным историям и остросюжетным триллерам. Самые интересные среди них фильмы про интеллект главных героев, при помощи которого они находят выход из нестандартных сложных ситуаций. Картины, в процессе просмотра которых затрагивается мышление, и развивается новый уровень сознания:

  • Девушка с татуировкой дракона;
  • План побега
  • Молчание ягнят;
  • Зодиак;
  • фильмы о Шерлоке Холмсе;
  • Код да Винчи;
  • Охотники за разумом;
  • Девушка с татуировкой дракона;
  • Три дня на побег.

Социальный интеллект[ | ]

Основная статья: Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Нейронные сети

О технологии искусственных нейронных сетей (ИНС) следует сказать отдельно, поскольку ее часто путают с самим понятием «искусственный интеллект».

Принцип работы нейронных сетей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Принцип работы нейронных сетей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нейронные сети кардинально отличаются от традиционных компьютерных программ. Они представляют собой самообучающиеся математические модели, в основе которых лежат те же принципы, которые присущи биологическим нервным системам. ИНС способны производить адаптивное взвешивание входящих сигналов и на основе анализа последовательно улучшать результаты их обработки. Такие системы представляют собой «слоистые» структуры, состоящие из «нейронов» — миниатюрных вычислительных систем, решающих, стоит ли передавать полученную информацию в следующий слой.

Важными характеристиками нейронных сетей являются:

  • приемлемая сложность;
  • способность выполнять задачу за отведенное время.

Чрезмерно сложная или слишком долго работающая нейронная сеть могут оказаться экономически нецелесообразными

Перевод слова[ | ]

На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.

В частности это связано с переводом терминов и . Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient — показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился , чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.

На русско-говорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику — так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

развитие интеллекта

Примечания[ | ]

  1. Большой латинско-русский словарь. Vocabvlarivm latinorvssicvm magnvm.
  2. УМ Толковый словарь Ожегова онлайн (неопр.)
    . slovarozhegova.ru. Дата обращения 6 января 2020.
  3. Толковый словарь Даля онлайн (неопр.)
    . slovardalja.net. Дата обращения 6 января 2020.
  4. Encyclopaedia Britannica, [1]
  5. Интеллект // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  6. Г. Азимов, А. И. Щукин. Словарь методических терминов, 2002.
  7. Cattell, R. B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action
    . New York: Houghton Mifflin. ISBN 0-395-04275-5.
  8. Ушаков Д.В.
    Социальный интеллект как вид интеллекта (рус.) // Институт психологии РАН. — 2004.
  9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  10. Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.:Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
  11. Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.:ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
  12. Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
  13. Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.:Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
  14. Dan Hurley. Smarter.The New Science of Building Brain Power. 2013 г.
  15. Conway A.R., Kane M.J., Engle R.W. Working memory capacity and its relation to general intelligence. // Trends Cognitive Science, — 2003. — Vol. 7. — P. 547—552.
  16. Белова А. П., Малых С. Б.
    Природа индивидуальных различий рабочей памяти (рус.) // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2013. — Т. 6, № 3. — С. 54—64. — ISSN 2073-0861.
  17. Gottfredson L. S. Mainstream Science on Intelligence // Wall Street Journal. December 13, 1994. P. A18. (англ.)
  18. Spearman C., (1904) General intelligence, objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, 201—293.
  19. Дружинин В. Н.
    Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. — С. 25. — (Мастера психологии). — ISBN 5-314-00121-7.
  20. Бостром Н.
    Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. — СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — С. 496. — (Миф, кругозор). — ISBN 978-5-00057-810-0.
  21. 12
    Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 244.
  22. 12
    Морозов Г. В., Шуйский Н. Г., 1998, с. 245.
  23. О. В. Кербиков, 1968, с. 110.

Литература[ | ]

  • Холодная, М.А.
    Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: «Барс», 1997.
  • Хокинс Дж., Блейксли С.
    Об интеллекте = On Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007.
  • Ильясов Ф. Н.
    Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54.
  • Козырев В. И.
    Социальный интеллект как фактор управления организацией. — Ярославль, 2000. — С. 348.
  • Петрунин Ю. Ю., Рязанов М. А., Савельев А. В.
    [ISBN 978-5-317-03251-7 Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук]. — Научная монография. — Москва: МАКС Пресс, 2010.
  • Морозов Г. В., Шуйский Н. Г.
    Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86093-010-0.;
  • О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский.
    Психиатрия. — 2-е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. — 75 000 экз.

Подходы к созданию ИИ

При создании искусственного интеллекта применяются различные подходы. Рассмотрим наиболее традиционные из них.

Символьный подход

Символьный подход стал наиболее ранней концепцией реализации искусственного интеллекта. Он был применен уже во второй половине 1960-ых гг., когда появился язык программирования Lisp, ориентированный на обработку слабоформализованных данных. Основной метод — выработка новых правил обработки в процессе выполнения алгоритма. Это отличает его от обычной компьютерной программы, в которой заранее заложены все возможные варианты развития событий (полнота по Тьюрингу).

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Логическое программирование

Логический подход к созданию ИИ основан на применении правил формальной логики. Это тоже одна из ранних концепций создания «мыслящих» машин. Она появилась в начале 1970-х гг. Одной из первых реализаций системы, имитирующей логические рассуждения, стал язык программирования Prolog. Он позволяет на основании введенной информации об объектах и связях между ними получать логические умозаключения. Впоследствии этот метод развился в концепцию семантических сетей.

Агентно-ориентированный подход

В начале 1990-х гг. сформировался еще один подход к формированию ИИ. Он основан на объединении в сеть т.н. рациональных агентов — сравнительно простых узкоспециализированных программ, обменивающихся информацией с центральным узлом. Это позволяет частично децентрализовать нагрузку на главный алгоритм, сделать его более простым, модульным. Этот подход применяется в робототехнике, «умных домах», при создании систем контроля компьютерных сетей и т.п.

Наконец, следует упомянуть гибридный подход, сторонники которого считают, во-первых, что наиболее мощные системы удастся создать только сочетая все имеющиеся возможности; во-вторых же, что ИИ еще только развивается и в будущем могут появиться его разновидности, которые превзойдут по возможностям традиционные варианты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]