Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в удвоенной родительской любви и дополнительной опеке специалистов. Ни во дворе, ни в детском саду, ни в школе таких «своеобразных» детей не встречают с улыбками и дружескими объятиями.

Не такие как все, они вызывают настороженность, а иногда и открытую агрессию со стороны окружающих. Поэтому необходимо обеспечить им все условия для подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Виды нарушения интеллекта

Организм человека состоит из 100 трлн. клеток. В каждой клетке кодируется до 100 тыс. генов. Ядро клетки несет четкую программу жизни, составленную из вкладов наших предков. Эта программа содержится в хромосомах, и представляет собой генетический код.

Гены в хромосомах определяют физические и биохимические свойства человека. Они в большей или меньшей мере принимают участие во всех функциях – от отдельных клеток до физических характеристик и развития. Полный набор из 46 хромосом называется клеточным геномом.

Учитывая эту сложность, нелегко ответить на вопрос о точных причинах низкого интеллекта. Подобное нарушение можно связать с любыми обстоятельствами, препятствующими развитию мозга до, во время или после родов.

При снижении интеллекта причины кроются не только в генотипе или генетических дефектах человека. Умственная отсталость также может быть вызвана различными факторами окружающей среды, такими как употребление наркотиков, дефицит питательных веществ, бедность или культурная депривация. Было установлено, что более 50% людей с ограниченными умственными возможностями имеют более одной причины расстройства.

Органические поражения головного мозга, как правило, приводят к стойким необратимым нарушениям умственной деятельности. Следствием этого являются различные формы нарушения интеллекта. По-другому это называют “умственная отсталость”. Существуют два вида нарушения интеллекта:

  • олигофрения – врожденная форма недоразвития интеллекта;
  • деменция – приобретенная в течение жизни форма слабоумия.

Врожденная олигофрения, в свою очередь, может быть различной степени тяжести и выраженности. Выделяют три основных подвида данной патологии, а именно:

  • легкая степень олигофрении (дебильность). Характеристика нарушений интеллекта следующая: наличие определенных умственных способностей (формирование речи, наличие механической памяти, умение считать), данная форма позволяет выполнять низкоквалифицированный физический труд;
  • недоразвитие средней степени (имбецильность). Для данной формы характерны бедная и косноязычная речь, очень низкая обучаемость, неуклюжесть. При такой патологии больного можно приучить к минимальному самообслуживанию, но выполнять какую-либо несложную работу он должен исключительно под внешним контролем;
  • крайняя степень недоразвития (идиотия) характерна полным отсутствием психического мышления и речи, полной неспособностью получить навыки самообслуживания.

Олигофрения является следствием патологий внутриутробного развития, патологических, конституционных и генетических влияний на плод, а также следствием поражений мозга в первые три года жизни ребенка. К основным признакам олигофрении относятся следующие нарушения интеллектуальной деятельности по степени тяжести:

  • какой-либо умственный дефект, сочетающийся с нарушениями речи, моторики, памяти, выражения эмоций, дефекты поведения;
  • тотальная умственная недоразвитость.

Другой, не менее часто встречающейся формой нарушения интеллекта является деменция, которая всегда является приобретенной и никогда не бывает врожденной. Деменции характеризуются умственной (интеллектуальной) деградацией, снижением эмоциональных проявлений, воли, выход из круга интересов, присущих ранее.

Рассматривая данную патологию, можно выделить такие подвиды: тотальная (либо глобарная, диффузная) и очаговая (лакунарная). При тотальной деменции полностью нарушается интеллектуальные способности. Происходит распад личности, наблюдаются острые расстройства памяти, отсутствует критическое мировосприятие.

Такие деменции могут быть следствием травм головного мозга, церебральных нарушений головного мозга, повторных инсультов, могут развиться в старости. При частичных деменциях интеллект частично сохраняется, присутствует выборочная память. Состояния приобретенной деменции характеризуются головокружениями, частыми головными болями, тошнотой, судорогой, спазмами, психическими расстройствами.

Отдельно следует остановиться на проявлениях органической деменции у детей, поскольку ее признаки должны вызвать обеспокоенность:

  • такие нейродинамические патологии, как быстрая психическая утомляемость, резкое замедление действий, неспособность к разного вида напряжениям, нарушения логического мышления;
  • вялость, медлительность, пассивность, апатия, низкая инициативность;
  • нарушения критического восприятия и целенаправленности мысли.

Деменция

Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.

У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.

Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.

Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.

Симптомы

Симптомы нарушения интеллекта могут быть достаточно разнообразны: у одних малышей может возникать ухудшение обучаемости, трудности или невозможность самообслуживания, иногда снижение интеллекта может сочетаться с мозаичностью, парциальностью и развитием отдельных функций.

Задержка психического развития проявляется снижением интеллекта ниже среднего, до уровня пограничного состояния с умственной отсталостью. Выделяют два варианта клинической картины. В первом случае познавательная деятельность нарушена в результате недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности.

Такие малыши подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры, творческими и познавательными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант проявляется недостаточным формированием памяти, работоспособности, внимания. Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, работают в медленном темпе и очень быстро утомляются.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Диагностика

Диагностика нарушения интеллекта и развития, в том числе и на ранних стадиях у детей, позволяет выявить отклонение в развитии умственных способностей и принять спектр важных мероприятий для устранения возможных причин и последствий. Условия для положительных результатов мероприятий:

  • Исходный уровень интеллекта.
  • Насколько значительно отклонение от нормы.
  • Правильно проведенная диагностика.
  • Анамнез и причины.

Для выявления исходного уровня, величины его отклонения и правильности проведения диагностики психиатрами используется ряд тестов.

Интеллектуальные нарушения у детей определяются в ходе беседы, таким малышам назначаются тесты на интеллект, магниторезонансная и компьютерная томография головного мозга.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации. Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии). Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Профилактика

За последние тридцать лет исследования смогли уменьшить количество случаев умственной отсталости. В частности, это было достигнуто путем неонатального мониторинга фенилкетонурии (и последующей корректировки питания) и врожденного гипотиреоза (замена гормона щитовидной железы), использования анти-Rh глобулина при желтухе новорожденных.

Несмотря на расходящиеся мнения о вакцинации, доказано ее положительное влияние на снижение частоты нарушений интеллекта в случае вакцинации против кори и краснухи.

Постепенное удаление свинца из окружающей среды снижает повреждение головного мозга у детей. Профилактические меры, такие как использование детских автомобильных кресел и велосипедных шлемов, ограничивают частоту травм головы.

Большое значение имеют программы раннего вмешательства для уязвимых младенцев и детей, ограничивающие ожидаемое снижение интеллектуальных способностей.

Ранняя комплексная дородовая помощь и профилактические меры до наступления беременности повышают способность женщин предотвращать умственную отсталость у будущих детей. Детский СПИД снижается благодаря высокоактивной антиретровирусной терапии женщин во время беременности, а дополнительный прием фолиевой кислотой уменьшает риск заболеваний нервной трубки.

Ученые продолжают изучать новые способы предотвращения нарушений интеллекта, включая исследования по развитию и функционированию нервной системы, широкое разнообразие методов лечения врожденных расстройств и генную терапию, направленную на коррекцию аномалий, вызванных генными расстройствами.

Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, снижение вероятности перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

  • Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
  • Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
  • Натальное повреждение ЦНС. Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
  • Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
  • Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
  • Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Проявление

В самом начале больной не может демонстрировать другим свои чувства в обычных ситуациях. Дальше все только усугубляется, и человек уже не способен ни на какие чувства, его эмоциональные реакции снижаются, он выглядит отстраненным, бесчувственным и холодным.

Человек теряет смысл жизни, целеустремленность. В запущенных случаях характер больного полностью меняется до неузнаваемости, приобретает несвойственные ему черты. Ясность мышления нарушается. Человеку сложно сфокусироваться на одной мысли и выразить ее. Он теряет интерес к любым своим прошлым увлечениям и в итоге замыкается в себе, становится зацикленным на своих внутренних размышлениях.

Стресс у молодых вызывает жизненный ступор или негативно влияет на продуктивность

Многие молодые жалуются на то, что: «У меня всё валится из рук, я не могу ни на чём сосредоточиться, пропала память и мой КПД стремится к нулю». Они идут с такими симптомами к врачу и там узнают о том, что потеря продуктивности может быть связана со стрессом или депрессией.

ИСТОРИЯ

«Смотрю в компьютер и вижу набор букв» Александр 35 лет

Повышенное давление и понижение продуктивности начали лечить таблетками, в том числе и «для памяти», но ситуация не поменялась. Тогда Александра направили к психиатру.

«Я боялся идти, думал, что меня признают сумасшедшим и будут лечить так, что я стану «овощем».

Но все закончилось хорошо. После курса психотерапии и лечения от стресса, Александр стал поправляться. Нормализовался сон, восстановилась память и работоспособность, а через десять дней лечения Александра выписали.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Эмоциональное состояние и умственные способности молодых напрямую связаны друг с другом. Иногда достаточно снизить уровень тревожности для того, чтобы восстановить свою работоспособность, память и умственные способности.

ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАМЕЧАТЬ УХУДШЕНИЕ СВОИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО

Прежде чем делать МРТ головного мозга и начать пить таблетки «для памяти», подумай: «А не переживаю ли я в связи с чем-то?». Как вы уже поняли, поговорка «все болезни от нервов» — это «правильная» поговорка и она многое может объяснить. Тоска, плаксивость, неуверенность в себе, чувство одиночества, негативные мысли или самобичевание – всё это маркеры нервного расстройства. Если один из этих пунктов твой – проанализируй первопричину такого состояния и принимай меры по улучшению душевного состояния. Если вы в возрасте, то стресс или нервозность может вызвать «приступ слабоумия», если вы молоды, то стресс может вызвать снижения продуктивности или ухудшения умственных способностей.

Но хорошая новость в том, что при таком типе болезни, интеллектуальные улучшения станут заметны уже через пару недель после успокаивающей терапии.

Олег Плетенчук, по материалам psychologies.ru

Расстройством интеллекта называется слабоумие. Данное состояние подразумевает, что нарушенная интеллектуальная деятельность вызывает проблемы с абстрактным мышлением. Так же, нарушается процесс рационального познания, который может быть обусловлен нарушением памяти. В этом случае больной утрачивает способность акцентироваться на существенном и главном, он не может оценивать свое состояние критически. Среди расстройств интеллекта выделяется два вида, это деменция и олигофрения. Если имеет место деменция, то выделяется такое расстройство интеллекта, как тотальное слабоумие и лакунарное слабоумие.

Важным признаком приобретенного слабоумия считается утрата имеющихся ранее знаний и опыта. Причем, утрата также бывает различной, — полной, либо частичной. В том числе, она может быть малообратимым или необратимым состоянием. Если диагностирована олигофрения, то ее основой является не распад, и даже не полная утрата знаний, а недоразвитый интеллект и познавательная деятельность в целом, представляя собой последствия остановки развития или задержки познавательных процессов, протекающих в постнатальном раннем периоде. Деменция от олигофрении у детей отличается тем, что психические нарушения являются мозаичными, отдельные познавательные функции снижены неравномерно. Бывает, что сохранена лишь одна из функций, неравномерно сохранен словарный запас, приобретенные навыки.

Считаются важным признаком расстройства интеллекта такие факторы, как нарушения внимания, психической активности, работоспособности, памяти. В том числе, следует проявить осторожность, если нарушена целенаправленность психической деятельности. Особенность в том, что такие пациенты сами замечают, что совершенно несостоятельны в трудовой деятельности. Они критически относятся к ней, демонстрируя реакции аффективного типа. В то же время, у таких больных сохранена прежняя поведенческая форма, не изменяется манера разговора, общения. В этом случае, специалисты говорят, что «ядро личности» осталось без изменений.

Причины расстройства интеллекта

В течение последних лет ученые провели немало исследований, в ходе которых было доказано, что расстройство интеллекта является серьезным поводом для обращения в медицинское учреждение. Высока вероятность того, что причиной расстройства интеллекта являются не возрастные изменения, а конкретное заболевание. Например, причиной данного заболевания нередко являются различные дегенеративные или сосудистые болезни, а также болезни, связанные с нервной системой. Если имеется небольшая атрофия, то не удивительно, что она вызывает у человека пожилого возраста некоторые проблемы памяти.

Это может быть забывчивость, или же незначительное расстройство интеллекта, то есть, слабоумие. Как правило, такие проявления всегда бывают списаны на возраст. В том числе, наиболее распространенную форму слабоумия, вызванную атрофией, представляет собой . В итоге, данное заболевание ведет к прогрессирующему расстройству интеллекта. Если, как пример, взять другое заболевание, к примеру, синдром Пика, поражающее небольшую область мозга, то совершенно очевидно, что развитие патологии происходит медленнее. При этом атрофируются участки лобно-височного отдела.

Если у пациента наблюдается спутанность сознания, отсутствует ясность восприятия, он с трудом ориентируется как во времени, так и в пространстве, а также поведение отличается резкими переменами, то в данном случае, синдром называется делирием. Это сложное нейропсихиатрическое состояние, которое является причиной расстройства интеллекта. Чем больше возраст пациента, тем выше вероятность возникновения такого состояния. Сам по себе, делирий схож со многими симптомами других расстройств психики. Чтобы диагностировать его, требуется консультация высококвалифицированного врача-психиатра.

Лечение расстройства интеллекта

Лечение данного расстройства в первую очередь направлено на основное заболевание. Также, врачом может быть назначена необходимая лекарственная терапия. В том числе, для пациента необходимо создать особые психологические условия, практически во всех случаях необходимо участие других специалистов, и постоянное наблюдение за пациентом. Особенно важно, чтобы соответствующие условия были созданы домашних условиях, члены семьи должны относиться с пониманием, и общаться с больным, принимая во внимание советы врача.

Расстройство интеллекта представляет собой очень заболевание, которое известно еще с доисторического времени, и в истории психиатрии имеются этому подтверждения. Например, транскультуральная психиатрия располагает данными, согласно которым, атеросклеротическими изменениями мозга страдали представители нецивилизованных племен. Поэтому не удивительно, что данный вопрос изучен учеными довольно хорошо, и специалисты располагают различными методами воздействия, и применяют различные виды терапии при лечении расстройства интеллекта.

В любом случае, назначить правильное лечение может лишь опытный врач, с учетом имеющейся симптоматики. Как правило, структура расстройства интеллекта бывает различной, но всегда преобладают негативные признаки. Если заболевание определено лишь этими признаками, то пациент страдает простым слабоумием. Нередко начальная стадия заболевания представлена психическим слабоумием, которое может проявляться галлюцинациями, бредом, депрессивным или маниакальным синдромом. Притом, чем ярче выражаются такие признаки, тем слабее расстройство интеллекта, и наоборот. На основании таких признаков лечащий врач выбирает индивидуальную программу лечения, которая может быть применена для определенного пациента, и совершенно не подойдет

Интеллект – это важнейшее качество человека, которое выражается в его способности к познанию и решению различных вопросов и проблем.

Эту категорию нельзя ограничить таким узким определением: интеллект включает в себя запас слов, эрудицию, умение адаптироваться к реалиям окружающей среды, способность применять полученные знания на практике, а его нарушение отображается на деятельности человека, которая при таких условиях не может быть полноценной.

Социальный интеллект

Нарушение социального интеллекта – это патология социального познания. В общих чертах при такой патологии человек не в состоянии воспринимать и контролировать объекты и отношения социума во время своей деятельности и подстроиться под окружающих. Конечно же, сам по себе социальный интеллект не является достаточным условием для формирования личности, но его исправное состояние обязательно.

На основе полученных результатов заключили, что нарушение интеллекта – это патология, которая сначала считалась следствием когнитивных способностей, но позднее ее стали выделять как самостоятельный процесс, поддается лечению, хотя и очень трудному. Также были найдены методы формирования социального интеллекта, что дает возможность социальной адаптации «особенных» людей.

К таким методам относятся моделирование ситуаций из реальной жизни, увеличение роли интеллекта в повседневной практике, мотивация речи (возможность понятного общения) и еще другие. В настоящее время, используя известные методы, больные имеют возможность влиться в наш социальный мир, но стоит помнить, что они требуют к себе большего внимания и поддержки.

Причины патологических процессов

Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.

Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:

  • вирусный энцефалит;
  • дегенеративные патологии головного мозга;
  • хроническая гидроцефалия;
    Микроцефал
  • нарушения функционирования эндокринной системы;
  • дефицит витамина В12;
  • микроцефалия;
  • врожденные инфекции (герпес);
  • негативное действие на плод в период внутриутробного развития определенных факторов (прием некоторых лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, наличие сахарного диабета у матери, радиоактивное и рентгеновское излучение);
  • длительная гипоксия плода;
  • повреждения мозга, возникшие в процессе родов.

Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:

  • высокий уровень холестерина в крови;
  • тяжелые аутоиммунные заболевания;
  • осложнения заболеваний почек и печени;
  • алкоголизм;
  • сосудистые нарушения головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • хронические метаболические расстройства;
  • отклонения в работе эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания (хронический менингит, вирусный энцефалит);
  • тяжелые интоксикации организма (в частности — отравление тяжелыми металлами).

Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:

  • генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Альфи);
  • преждевременные роды;
  • родовая травма головы;
  • несовместимость ребенка и матери по резус-фактору;
  • бактериально-вирусные поражения мозга в раннем детстве;
  • энцефалит;
  • менингит.

Речь и интеллект

Если ребенок не может четко и членораздельно говорить, осознанно строить предложения, то это повод задуматься: нет ли у него каких-либо отклонений в интеллектуальном плане? Конечно же, не стоит паниковать сразу же. Грамотный специалист при осмотре сумеет определить, с чем связаны нарушения – с неправильной работой мозга или же неполадками речевого аппарата (прикус и т. д.). Причины нарушения речи и интеллекта:

  1. Наследственность. Если отец или мать имеют какие-либо нарушения речевого аппарата, то вполне возможно, что эти нарушения перейдут к ребенку.
  2. Некоторые инфекционные или воспалительные заболевания матери во время беременности могут привести к неправильному формированию участков мозга, отвечающих за правильную речь.
  3. Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, также влияют на формирование речевого аппарата и неполадки с речью в будущем.
  4. Неподходящая сфера обитания (пьющие родители, родители-наркоманы).
  5. Родители, не уделяющие должного внимания своим детям, не должны удивляться, если их дети приобретут нарушения речевых функций.

Нарушения речи в некоторых случаях могут спровоцировать низкую успеваемость, отставание в интеллектуальном развитии, недопонимание со сверстниками, насмешки.

Поэтому стоит помочь ребенку, водить его к специалистам и приложить должные усилия к исправлению недостатков.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Родителям необходимо:

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Эмоциональный интеллект

Основные нарушения эмоционального интеллекта могут проявляться в виде неконтролируемого выплеска эмоций в качестве реакции на определенные ситуации. Как правило, человек в этом случае, эмоционально реагируя, не отдает себе отчета в степени своих чувств.

Эмоциональное реагирование, или, по-другому, эмоциональные реакции, выраженные в острой форме, – это то, что человек испытывает в той или иной ситуации. Они чем-то похожи на перемены настроения, однако длятся намного меньше.

Клиническая картина

Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:

  • ухудшение памяти, восприятия, внимания, мышления, речи;
  • слабость суждений;
  • неспособность к обобщению;
  • безынициативность;
  • интеллектуальная бездеятельность;
  • пассивность;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность;
  • ограниченный лексикон;
  • слабость познавательных интересов;
  • отсутствие привычки к самоконтролю;
  • проблемы с логическим мышлением;
  • узость кругозора;
  • примитивность интересов;
  • трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
  • неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
  • трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
  • такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
  • эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
  • уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
  • аутизм;
  • отсутствие и непонимание речи;
  • бездеятельность и непродуктивность.

Ребенок аутист

В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.

В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.

Слух и интеллект

Дети, имеющие одновременно и нарушения слуха, и нарушения интеллекта, медленно осознают изменения в окружающем их пространстве, плохо осознают самих себя и крайне редко умеют контролировать свои эмоции, поступки и действия. Существует несколько видов совмещения данных нарушений:

  • Одно нарушение является врожденным, а одно – приобретенным (нарушение слуха врожденно, а нарушение интеллектуального развития приобретено в результате болезни или наоборот).
  • Оба нарушения являются врожденными.
  • Они приобретены в результате болезни или травмы.

Обучение школьников с нарушением интеллекта невозможно в обычных школах, так как им будет крайне сложно понимать задачи учителя и еще сложнее справляться с ними на должном уровне. Здесь нужен другой подход. Можно выделить два пути решения: первый – обучение на дому, второй – обучение в специализированном заведении.

Обучаясь на дому, ребенок с нарушениями слуха и интеллекта не будет чувствовать себя не в своей тарелке. Специалист найдет подход, сможет заинтересовать ученика и сделать учебный процесс легким, красочным и интересным. Обучение в специальных заведениях – тоже неплохой вариант. Помимо правильного учебного процесса и надлежащего внимания специалистов ребенок получит навыки общения, научится контактировать с другими людьми, дружить, помогать и поддерживать.

Литература

  • Бітенський В. С., Горячев П. І., Мельник Е. В. та інші.Психиатрия: Курс лекций: Учебное пособие = Психіатрія: Курс лекцій: Навчальний посібник / За ред. Бітенського В. С.. — Одеса: ОНМУ, 2004. — 354 с. — 1000 экз. — ISBN 966-7733-56-4.;
  • Замский Х. С., Коняева Н. П.[www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_9513.pdf Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений]. — 2-е изд.. — Москва: Издательский , 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-7695-4334.
  • Морозов Г. В., Шуйский Н. Г.Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). —Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86093-010-0.;
  • О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский.Психиатрия. — 2-е, переработанное. —Москва: Медицина, 1968. — 448 с. — 75 000 экз.;
  • Ю. В. Каннабих.История психиатрии. — Ленинград: Государственное медицинское издательство, 1928.

Основные тесты, их особенности и различия

На начальном этапе жизни человека проводится оценка психомоторного и речевого развития. Оценка проводится путем наблюдением за ребенком. Оценивается развитие речи, способность различать цвет предметов и их размер, а также точность его движений. Для дошкольников и учеников обширно применяются психологические методики изучения персонального понимания поговорок, стихов и т. д.

  • Основным тестом диагностики нарушения интеллекта является методика Векслера, большинство его знает как коэффициент интеллекта.
  • Тест Айзенка. Следует понимать, что для правильного диагностирования отклонения интеллектуального нарушения необходимо проводить такие тесты только опытным врачам-психиатрам. Также важно понимать, что исследование должно проводиться только в динамике.

Патогенез

Патогенетическую основу интеллектуальных нарушений у детей составляют энцефалопатические и церебрастенические изменения ЦНС, психосоциальные условия развития. Функциональные, органические отклонения работы мозга по этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими, инфекционными. Они проявляются возбуждением либо угнетением активности ЦНС, симптомами внутричерепной гипертензии, судорожным синдромом, дисфункцией стволовых отделов мозга, недостаточностью корково-подкорковых взаимодействий, локальным поражением отдельных областей коры. Выраженность интеллектуального дефекта, его тотальность или парциальность, возможность компенсации определяются психологическими особенностями ребенка, социальными условиями.

Способы лечения

Лечение нарушений интеллекта у взрослых и у детей будет значительно отличаться друг от друга в зависимости от стадии заболевания. Стоит понимать, что все сугубо индивидуально.

Существует специфическое лечение нарушения интеллекта – это терапия, направленная на устранение причин, которые привели к расстройству интеллекта. После выявление причин подбирается индивидуальная терапия для каждого пациента. Немаловажное значение в восстановлении интеллекта, независимо от того, были нарушения врожденными или приобретенными, имеет адаптация больного в социуме.

Для детей должна быть составлена специальная программа, включающая образовательные и воспитательные аспекты. Их необходимо обучить первостепенным навыкам, которые пригодятся им в обществе.

Нельзя забывать о том, что больной, страдающий от нарушения интеллекта, нуждается в поддержке тех, кто находится с ним рядом. Пациенту трудно осознать и понять некоторые ситуации, что угнетает еще больше, и он начинает понимать, что отличается от остальных. Именно поэтому важно давать таким людям всю свою любовь и понимание, тогда им станет гораздо проще.

Лечение интеллектуальных нарушений у детей

Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
  • Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
  • Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.

ПРИОБРЕТЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА (ДЕМЕНЦИЯ)

Расстройства интеллектуальной деятельности – изменение процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей.

Слабоумие Различают так называемую деменцию (в переводе с латинского данный термин dementia дословно означает «снижение разума») – приобретенное слабоумие и олигофрению – врожденное слабоумие. По особенностям клинической картины выделяют следующие типы деменций.

Органическая деменция – слабоумие, вызванное сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами головного мозга. Более подробно различные деменции описаны в соответствующих разделах книги (см. содержание). Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное). Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, разделяют следующие виды деменций: деменция при болезни Альцгеймера; сосудистая деменция; деменции при болезнях Пика, Гентингтона, Паркинсона, СПИДе; неу-точненные деменции. Тотальное слабоумие обусловливается выраженным снижением всех интеллектуальных функций, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция, а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция). Частичное (дисмнестическое) слабоумие проявляется выраженными нарушениями памяти. Другие интеллектуальные функции поражаются, как правило, вторично. Данные больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического отношения к себе такие больные понимают свое положение, стараются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пишут заранее, что им надо сказать или сделать. Типичная картина такого частичного слабоумия может наблюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга. Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофреническое и эпилептическое слабоумие.

Шизофреническое (апатическое, ат актическое) слабоумие характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, параллельно с тем способности к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

Эпилептическое слабоумие проявляется не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие).

Превентивные мероприятия

Следует избегать и депрессивных состояний, постоянно повышать как физическую, так и умственную активность.

Еще одна важная профилактическая мера – своевременное лечение заболеваний внутренних органов и систем, поскольку многие из них способны вызвать расстройства интеллекта.

Нарушения интеллекта делают жизнь человека неполноценной, он утрачивает способность мыслить, анализировать, делать выводы. В результате он теряет интерес ко всему, не воспринимает информацию и новые знания. Если этот процесс обратим, то с помощью лечения возможно скорректировать данное состояние. Если же он имеет необратимый характер, то человека нельзя обучить чему-либо или вернуть к нормальной жизнедеятельности.

Интеллект

— это способность воспринимать информацию в единицу времени.

Высшие психические функции (когнитивные)

: речь, мышление, предметное восприятие (гнозис) и целенаправленные действия с предметами (праксис).

Коэффициент интеллекта

(англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110.

Когнитивные расстройства

Наиболее значимые в клинической практике когнитивные расстройства: афазия, аграфия, алексия, акалькулия, апраксия, агнозия.

Афазия

— нарушение речи с полной или частично утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться речью для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга без расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Аграфия

— приобретенное нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки.

Алексия

— приобретенное расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко наблюдается изолированно.

Акалькулия

— нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария.

Апраксия

— нарушение целенаправленных действий и двигательных навыков при сохранности составляющих их элементарных движений.

Агнозия

— отсутствие узнавания и понимания раздражения, поступающего как из окружающего мира, так и из собственного организма, при условии сохранения чувствительности и сознания. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную агнозию и аутотопагнозию. Как правило, при нарушении гнозиса определенной модальности включение других сенсорных каналов позволяет распознать объект.

Когнитивные расстройства встречаются при умственной отсталости , .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]