Главная → Информация о заболеваниях → Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР
Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых по большей части детских интересов, ограниченные представления об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения. Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.
Почему не все дети развиваются «правильно»?
Причины данного явления очень многообразны.
- Хромосомные патологии (генетическая причина). Например, дети с синдромом Дауна всегда отстают от своих сверстников, хотя проявляться это может по-разному: от легкой степени до серьезной умственной отсталости. Кроме синдрома Дауна, встречаются другие хромосомные нарушения, которые также влияют на формирование интеллекта и приобретение новых навыков.
- Родовые травмы. Многие дети во время беременности и родов испытывают острый или хронический недостаток кислорода, от которого, в первую очередь, страдает головной мозг.
- Влияние негативных факторов во время беременности. Работа на вредном производстве, прием серьезных медикаментов, алкоголизм, табакокурение, наркотики, перенесенные будущей матерью инфекции не лучшим образом сказываются на формировании нервной системы плода.
- Аутизм и расстройства аутистического спектра. Дети-аутисты имеют большие проблемы в общении с другими людьми, у них нарушено восприятие мира, социальное взаимодействие ограничено или вовсе невозможно (при тяжелых формах расстройства). О причинах аутизма специалисты спорят до сих пор, поэтому его нельзя однозначно отнести ни к заболеваниям психики, ни к генетическим отклонениям.
- Другие психические отклонения и заболевания, в том числе и наследственные.
- Тяжелая психоэмоциональная обстановка в семье. Для правильного развития дошкольника необходимо, чтобы он рос в любви, получал достаточно внимания от тех людей, которые его окружают. Если в семье существуют серьезные проблемы (отсутствие средств, жилья, тяжело больные родственники, физическое или психологическое насилие, алкоголизм и так далее), это серьезно сказывается на детях. При отсутствии любых заболеваний и отклонений, дети в деструктивных семьях часто имеют все признаки психологических отклонений.
- Педагогическая запущенность. Этим термином обозначается ситуация, когда малышом никто особо не занимается, не прикладывает никаких усилий к его развитию и воспитанию. К сожалению, это не исключительная ситуация в современных молодых семьях, где мама с папой зачастую больше заняты гаджетами и компьютерными играми, чем собственными чадами.
- Серьезные соматические заболевания. Иногда они влияют на психологическое здоровье напрямую, иногда – опосредованно, ведь если малыш едва ли не с рождения больше лежит по больницам, чем общается и развивается, это не может не сказаться на его психике и навыках.
- Нарушение сенсорных функций, таких как слух и зрение. Глухота и слепота уже в первые дни жизни ограничивают младенца в познании мира, в дальнейшем эта ситуация только усугубляется, малышу недостаточно имеющихся в его распоряжении методов взаимодействия с окружающим, поэтому развитие может замедлиться.
- Психотравмы. Серьезное потрясение, перенесенное в раннем возрасте, способно «откатить» интеллектуальное развитие далеко назад.
Распространенные симптомы ЗПР
1) У детей до 3-х лет может наблюдаться медленное развитие психомоторных функций, свидетельствующее о ЗПР.
2) Ребенок с ЗПР испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми: ему тяжело дается умение слушать, он не может сформулировать собственные мысли, не усваивает социальных норм и правил той или иной игры. Задержка психического развития проявляется также в совместных играх и групповой работе над школьными заданиями. Ребенок не может наладить коммуникацию и даже в играх с другими детьми держится обособленно, практически не обсуждая происходящее с остальными членами группы.
3) При ЗПР часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы. Эмоции кратковременны, нестабильны, могут не соответствовать реальной ситуации. При конфликтах ребенок становится агрессивным, а негативные эмоции направлены на конкретную личность, а не на действие. Такие дети часто бывают вспыльчивыми, обидчивыми и слишком легко ранимыми (к примеру, плачут из-за плохих оценок или легких укоров взрослых).
4) Проблемы с обучением у детей с ЗПР возникают вследствие недостаточной развитости психических функций. Ребенку сложно концентрироваться, он не может анализировать информацию, обобщать, делать выводы.
5) ЗПР часто проявляется в замедленном развитии памяти. Ребенок не в состоянии выучить стихотворение, рассчитанное на детей его возраста, путает дни недели, забывает собственный адрес, имена родственников и другую важную информацию.
6) В младшем школьном возрасте у детей с ЗПР продолжает преобладать игровая мотивация, а положенная в их возрасте познавательная – напротив, отсутствует. На уроках эти дети быстро устают и начинают отвлекаться, поскольку их практически невозможно заинтересовать темой занятия.
7) Задержка психического развития может сказываться на повседневных умениях. Дети с ЗПР иногда не в силах самостоятельно чистить зубы, одеваться, завязывать шнурки, есть, собирать вещи для школы и т.д.
Задержка психического развития у детей – симптомы
Диагностировать отставание психического развития в домашних условиях невозможно, этим должен заниматься врач. Однако особенности детей с ЗПР бросаются в глаза даже внимательным родителям:
- Трудности в общении, отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми, сложности социализации;
- Дошкольнику или школьнику сложно удерживать внимание на одном виде занятий, объяснениях педагога, он постоянно отвлекается, с трудом воспринимает учебный материал;
- Эмоциональная неустойчивость, ранимость, такие дети при любой неудаче обижаются, замыкаются в себе, очень сложно «отходят» от обиды;
- Малыш с трудом овладевает умениями, обычными для его возраста – одевание, личная гигиена, самостоятельная еда;
- Излишняя агрессивность, тревожность, необычные страхи или даже мнительность;
- В раннем младенчестве могут быть заметны отклонения не только в психическом плане, но и в физическом – дети с подобными расстройствами позже начинают держать головку, ползать, стоять, говорить;
- Любые нарушения речи;
- Слабо развито либо отсутствует образное мышление, имеются проблемы с логикой, памятью.
Диагностирование
Отставание не диагностируется у детей при рождении. У младенцев не возникают недостатки в физическом облике, поэтому родители чаще всего не замечают отставания развития, т. к.
всегда высоко оценивают потенциал своего малыша. Первые признаки начинают замечать, когда чада идут в дошкольные учреждения или школу. Обычно педагоги сразу замечают, что такие дети не справляются с учебными нагрузками, плохо осваивают учебный материал.
В некоторых случаях четко выражена задержка в развитии эмоций, а интеллектуальные нарушения не выражены. У таких детей эмоциональное развитие находится на начальной стадии формирования и соответствует психическому развитию ребенка младшего возраста.
В школе у таких детей возникают сложности с соблюдением правил поведения, с неспособностью подчиниться и следовать общепринятым правилам. У таких детей преобладающим типом деятельности по-прежнему остается игра.
Причем мышление, память и внимание достигают нормы в развитии – в этом заключается основная особенность таких детей. В других случаях наблюдаются явные недостатки в интеллектуальном развитии.
У них нет проблем с дисциплиной, они усидчивые, но им сложно усваивать учебную программу. Память и внимание находятся на низком уровне, а мышление примитивно.
Диагностировать отставание в развитии можно только используя комплексное психолого–педагогическое обследование, в котором участвуют психотерапевты, дефектологи, психологи и логопеды.
Особенностью подхода является то, что производится оценка уровня развития психических процессов, двигательной активности, моторики, анализируются ошибки в области математики, письма и речи.
Родителям необходимо обратиться к специалисту при возникновении первых симптомов. Каждому этапу развития соответствуют нормы, на их нарушение необходимо обращать пристальное внимание. Отклонения от нормы:
- В возрасте от 4 месяцев до 1 года у ребенка нет реакции на родителей, от него не слышно никаких звуков.
- В 1,5 года малыш не произносит элементарных слов, не понимает, когда его зовут по имени, не понимает простых инструкций.
- В возрасте 2 лет ребенок использует маленький набор слов, не запоминает новые слова.
- В 2,5 года словарный запас у ребенка не больше 20 слов, он не составляет фразы и не понимает названий предметов.
- В возрасте 3 лет ребенок не составляет предложения, не понимает простые рассказы, не может повторить сказанное. Малыш быстро разговаривает или, наоборот, растягивает слова.
- В возрасте 4 лет, малыш не имеет связной речи, не оперирует понятиями, снижена концентрация внимания. Низкий уровень слухового и зрительного запоминания.
Обратить внимание следует и на эмоциональную сферу. Обычно у таких детей наблюдается гиперактивность. Дети невнимательные, быстро утомляются, у них низкий уровень памяти.
Также они имеют трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Симптомы ЗПР могут также проявляться при нарушениях работы ЦНС (центральной нервной системы).
Умственная отсталость у детей – симптомы
Многим родителям и даже педагогам кажется, что задержка психического развития и умственная отсталость – это одно и то же. Но это не совсем так.
Об умственной отсталости (УО) специалисты говорят, если ЗПР прогрессирует или не проходит до 4 лет и далее.
При этом дети с ЗПР способны пользоваться помощью взрослых, переносить эти навыки на новые виды деятельности и применять их самостоятельно. Умственно отсталые дети не вникают в суть прочитанного или услышанного, у них отсутствует такая потребность, в отличие от детей с задержкой развития. Психическое и интеллектуальное отставание при УО является практически необратимым, в то время как обычная задержка развития исправляется при достаточном внимании и усилиях со стороны взрослых.
Причины ЗПР
В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:
1. Биологические:
- патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
- недоношенность;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия при родах;
- инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
- генетическая предрасположенность;
- травмы при родах;
- отставание от сверстников в физическом развитии;
- соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
- поражение отдельных участков центральной нервной системы.
2. Социальные:
- ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
- психические травмы;
- неблагоприятные условия жизни;
- педагогическая запущенность.
В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.
Виды ЗПР
Специалисты по-разному классифицируют виды расстройств психического развития раннего возраста. Чаще всего отечественная медицина пользуется следующей классификацией ЗПР:
- Конституциональная (обусловленная наследственностью);
- Соматогенная (возникает в ходе или после перенесенного заболевания);
- Психогенная (связанная с особенностями климата в семье, отношениями с родителями и другими близкими родственниками);
- Церебрально-органическая (является следствием нарушений работы мозга).
Каждый из видов имеет не только свои причины, но также отличается симптоматикой, особенностями протекания, методами лечения.
Диагностика
Чаще всего встречается ЗПР у детей дошкольного возраста. В первые годы жизни такой диагноз не ставится, так как младенцы развиваются каждый в своем темпе, поэтому отставание в освоении одного навыка может быть компенсировано в другой области. В то же время стоит обратить внимание на признаки ДЦП у новорожденных, потому что младенец с таким недугом в дальнейшем может отставать физически и умственно от сверстников. А вот перинатальная энцефалопатия, которую очень любят ставить неврологи, далеко не всегда приводит к нарушениям интеллекта.
Признаки ЗПР особенно ярко проявляются после трех лет. Та же задержка речевого развития у детей 3-4 лет должна быть поводом для обращения к специалистам.
Диагноз ставится одновременно несколькими врачами – неврологом, психологом, логопедом, дефектологом (иногда – психотерапевтом). При этом оценивается несколько важных критериев:
- мышление, память;
- развитие речи;
- восприятие, знание предметов, ориентация в пространстве;
- навыки самообслуживания;
- творческая, игровая деятельность;
- способность к социальному взаимодействию.
Кроме того, при диагностике используются различные тесты (в том числе на определение IQ), иногда – результаты ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга.
Классификация задержки умственного развития
Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.
Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:
- дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
- имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
- идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.
Лечение и профилактика
Вовремя поставленный диагноз и начатое лечение помогут дошкольнику с расстройством развития догнать сверстников, а затем пойти учиться в обычную, не коррекционную, школу. При этом родители, психолог, логопед, психиатр или психотерапевт должны стать «одной командой». Довольно часто при подобных состояниях применяется медикаментозная терапия и гомеопатия.
Но самая большая нагрузка ложится все-таки на плечи родителей. Им необходимо принять своего малыша таким, какой он есть, не пытаясь подогнать его под стандарты, но в то же время мягко помогая ему адаптироваться в коллективе, научиться справляться с заданиями специалистов и освоить навыки самообслуживания. Без доброжелательного участия семьи дошкольнику с задержкой психического развития не помогут ни лекарственные препараты, ни самые лучшие специалисты.
То же самое касается и профилактики. Как бы ни ругали порой раннее развитие детей, в разумных дозах и в свое время оно совершенно необходимо, в том числе для профилактики зпр у детей. Симптомы и лечение этого расстройства во многом зависят от того, как будут вести себя мама и папа, сколько уделять своему малышу времени и сил.
Главная страница
Методы коррекции задержки психоречевого развития
Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат. Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).
Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.
Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:
- пальчиковые игры;
- мозжечковая стимуляция;
- дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
- игры на внимание, стимулирование памяти;
- артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
- расширение словарного и понятийного запаса.
Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции. Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.