Кандидат социологических наук и психолог Юлия Медведева помогает найти и распознать женоненавистника. А еще — помочь ему. “Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…”,— был убежден Евгений Онегин. Только вот убеждения повесу подвели, и остался он у разбитого корыта — удручен и одинок. И все потому, что пренебрежительное отношение к женщине возвращалось сторицей, как в 18-ом веке, так и в 21-ом. Но, если пушкинский герой слыл просто легковесным юношей, которому некогда было задумываться о философской стороне своего поведения, то некоторые реальные его современники из кожи вон лезли, чтобы доказать свое превосходство над слабым полом.
Юлия Медведева
Вместе с кандидатом социологических наук, психологом Юлией Медведевой мы разбирались в причинах такого явления как мизогиния, или женоненавистничество. Оказалось, что страдают им не только мужчины. И вот почему, отвечает Юлия.
Мизогиния в религии[ | ]
В христианстве[ | ]
В христианстве существует множество деноминаций, различающихся между собой. Как проявления мизогинии обычно рассматривают запрет женского священства, антиабортную политику Ватикана и некоторые догматы, например требование молчания женщин в церкви. Последнее предписывается в 1Кор. 14:34: «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»
(др.-греч. αἱ γυναῖκες ὑμῶν ἐν ταῖς ἐκκλησίαις σιγάτωσαν· οὐ γὰρ ἐπιτέτραπται αὐταῖς λαλεῖν, ἀλλʼ ὑποτάσσεσθαι, καθὼς καὶ ὁ νόμος λέγει).
В исламе[ | ]
Задокументирована масса случаев мизогинистских письменных и устных высказываний исламских мулл с оправданием убийств чести и домашнего насилия над женщинами[7].
В 34-м аяте четвёртой суры Корана «Женщины (Ан-Ниса)» утверждается преимущество мужчин над женщинами[7].
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой».
Оригинальный текст (ар.)
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا
— Коран 4:34, перевод исламоведа и богослова Кулиева Э. Р.[8]
В индуизме[ | ]
Законы Ману требуют, чтобы женщина всю свою жизнь находилась под покровительством отца, мужа, сына (в зависимости от возраста женщины), родственника или, при их отсутствии, у князя, и запрещают ей добиваться независимости[источник не указан 258 дней
].
В сикхизме[ | ]
Само вероучение сикхизма не является мизогиническим, однако убийства чести и домашнее насилие стали частью сикхской культуры вследствие мизогинистских интерпретаций[7].
Определенное представление о гендерных чертах
С самых юных лет нас учат, что женскими чертами характера являются эмоциональный, чрезмерно чувствительный, физически слабый, менее умный, последовательный, легко манипулируемый, воспитывающий, испуганный, неуклюжий и добрый. При этом мужские черты характера: сильный, стойкий, жестокий, лидер, манипулятивный, одинокий, умный, способный, средний, практичный, надежный, спортивный и доминирующий.
Это, очевидно, не те черты, с которыми все согласны сегодня. Мужчины могут сплетничать, женщины могут спасти жизнь либо могут манипулировать, и оба пола в одинаковой степени могут быть добрыми или жестокими. Важно признать, что наряду с предписанными обществом гендерными ролями приходит определенный набор привилегий (или их отсутствие), которые нельзя игнорировать.
Это коварная проблема в нашей культуре, подпитываемая сексизмом и ненавистью к женщинам. Ее отголоски почти каждая представительница «слабого» пола испытывает на протяжении всей своей жизни. Что же такое внутренняя мизогиния, и как мы можем бороться против нее?
Мизогиния в западной философии XVIII—XIX веков[ | ]
Мизогинистские[уточнить
] взгляды выражали многие западные философы. Так, Отто Вейнингер в своей книге «Пол и характер» называет женское начало «ничтожным», лишённым реального существования, сознания и рациональности[9].
Мизогиническим является эссе немецкого философа Артура Шопенгауэра «О женщинах» (нем. Ueber die Weiber) в Parerga and Paralipomena[en], где он заявляет, что «женщина по своей натуре обречена на повиновение»
, а также что
«между мужчинами существует от природы простое равнодушие; между женщинами уже природная враждебность»
[10][11].
Фридрих Ницше связывал высшие формы цивилизации с более жёстким контролем над женщинами («По ту сторону добра и зла», 7:238). Он известен такими мизогинистскими высказываниями, такими как «Ты идёшь к женщине? Не забудь плётку»
[12].
Интересные вопросы
Как может проявляться внутренняя мизогиния? Как узнать, есть ли у вас оттенки женоненавистнического мышления? Вот некоторые вопросы, которые вы можете задать себе. Некоторые из них, возможно, помогут вам увидеть вещи с другой точки зрения:
- Вы склонны ценить, доверять и уважать учителей-мужчин больше, чем учителей-женщин?
- Вы ловите себя на том, что иногда говорите: «Мне нужно мужское мнение», — на разные темы?
- Вы не тренируетесь или тренируетесь не так, как хотите, потому что вам сказали, что женщины не должны выполнять определенные виды упражнений (например, поднимать тяжести), или что мышцы неженственны или “выглядят некрасиво” на женщинах?
- Вы используете такие фразы, как «настоящие мужчины…» или «настоящие девушки…”
- Вы соревнуетесь только с другими женщинами за мужчин или женщин?
- Считаете ли вы девушки лучше или хуже, основываясь исключительно на их внешности?
- Вы говорите такие вещи, как: «Я дружу только с парнями, потому что женщины …”
- Считаете ли вы, что недостойны лояльности в дружеских и романтических отношениях?
- Чувствуете ли вы себя небезопасно или неуверенно, когда женщина отвечает за общее дело?
- Считаете ли вы, что быть вовремя или быть готовым имеет меньшее значение при работе с женщинами?
- Считаете ли вы, что женщины физически слабы и о них должны заботиться мужчины?
- Как вы думаете, мужчины должны быть «альфами», а девушки должны быть покорными?
- Как вы думаете, есть рабочие места, которые не подходят для женщин или которые женщины не должны иметь?
- Вы недооцениваете женские таланты и превозносите мужские?
- Считаете ли вы, что все девушки должны стремиться к достижению одного конкретного типа тела?
То, как мы видим себя и свой пол, может повлиять на то, как мы едим, встречаемся, тренируемся, готовимся к образованию и мечтаем.
Если когда-либо была тема, нуждающаяся в более глубоком изучении, чтобы по-настоящему понять, что происходит за занавесом в нашем собственном сознании, это вот эта. Ненависть к женщинам или мужчинам — откуда она возникает и как с ней бороться?
Мизогиния в киберпространстве[ | ]
Мизогиническая риторика широко распространена в Интернете и становится всё более агрессивной. Разгораются публичные дебаты по поводу гендерных атак, что подчас порождает призывы к политическому вмешательству и ведёт к большей отзывчивости со стороны социальных сетей, таких как Facebook и Twitter[13][14].
На основании результатов исследования 2020 года, проведённого аналитическим центром Демос (англ.)русск., был сделан вывод, что 50 % всех женоненавистнических твитов в микроблогах Twitter принадлежат самим женщинам[15].
Большая часть страдающих от мизогинии — это публично известные женщины, которые говорят о получаемых ими угрозах, и женщины, которые, как считается, связаны с феминизмом. Авторы женоненавистнических сообщений обычно анонимны или трудноидентифицируемы. Их риторика включает в себя женоненавистнические эпитеты, сексуальную объективацию, концентрирующуюся на внешнем виде женщин и предписывающую сексуальное насилие как корректирующее средство для таких женщин. Примерами известных женщин, которые высказывались о женоненавистнических нападениях, являются Анита Саркисян, Лори Пенни, Кэролайн Криадо Перес (англ.)русск., Стелла Криси (англ.)русск. и Линди Уэст (англ.)русск.[13].
Оскорбления и угрозы в отношении разных женщин, как правило, очень похожи. Сэди Дойл (англ.)русск., которая была мишенью онлайн-угроз, о злоупотребления, тот факт, что «всех нас называют одними и теми же вещами, в одном тоне»[13].
МИЗОГИНИЯ ИЛИ ЗА ЧТО ЖЕНЩИНЫ НЕНАВИДЯТ ЖЕНЩИН
Все мы делаем ЭТО.
Абсолютно каждая из нас хотя бы раз в жизни фыркала и закатывала глаза, глядя на сумочку случайной прохожей или туфли новой девушки бывшего. Все мы не без греха. Задумывались ли вы когда-нибудь, как часто осуждаете других женщин? А ведь у этого явления даже название есть.
Мизогиния. Таким непривычным для нашего слуха словом называется неприязнь женщин к женщинам. У термина греческие корни: misos – отвращение, gyne – женщина.
Мы часто оцениваем других женщин, награждая их разными нелицеприятными характеристиками. И, почему-то, именно в нашей стране это уже стало доброй (на самом деле нет) традицией. Я вам больше скажу, русских девушек заграницей можно вычислить моментально. И не по одежде, а именно по оценивающему взгляду.
Почему мы вообще осуждаем других женщин? Возможно, так мы самоутверждаемся. Принижая, развешивая направо и налево ярлыки, мы вроде как даём понять окружающим: вот она плохая, а я не такая, я – хорошая.
На самом деле, так себе вариант для поднятия самооценки, потому что у этой фальшиво блестящей медали есть вторая сторона. Давайте будем честными, каждый раз, осуждая других, мы ощущаем, что осуждают и нас. И круг замыкается. Вместо дружелюбно щебечущих птичек мы, если нужно, умеем превращаться в стаю гиен. При таком раскладе, случись с любой из нас беда, или ситуация, когда нужна женская поддержка, на дружеское плечо рассчитывать не придётся. Зато негатива и презрения – сколько угодно.
Порой возникает ощущение, что мы живем в условиях суровой конкурентной борьбы. Для многих из нас важно привлекать внимание противоположного пола, выделяться. И это неплохо! Но часто, даже не всегда это осознавая, мы ведём друг с другом войну за мужчин. Мало ли, вдруг тот самый особенный заметит не тебя, а соседку. Это словно генетически заложено в наших женщинах.
Иногда ненависть выходит за пределы личной жизни и переходит в профессиональную травлю, что тоже так себе. Ведь никто не мешает нам делать нашу работу хорошо, завоевывая себе место под солнцем, не поливая других грязью. Заграницей коллеги и даже конкуренты всегда поддерживают друг друга, ведь совместные проекты и качественная поддержка укрепляют деловое сообщество и каждого из его участников.
Удивительно, но авторы негативных комментов под постами блогеров в подавляющем большинстве – женщины. Напоминаю, что ¾ аудитории Instagram – тоже женщины. И в большинстве случаев унизительные оценивающие комментарии касаются именно внешности.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Да, так, критикуя и осуждая других женщин, жили наши мамы и бабушки. Но у них на это была хоть какая-то причина – конкуренция. На 1000 женщин после Великой Отечественной войны приходилось 615 мужчин. А когда в 50-х годах прошлого века в Советском союзе провели всеобщую перепись населения, то увидели, что женщин в стране на 11 миллионов больше, чем мужчин. Тогда нашим бабушкам действительно было что делить. Но ведь сегодня картина изменилась.
В прошлом году Росстат подсчитал, что на 1000 мужчин до 35 лет у нас 960 женщин. Хватит соперничать. Вы можете завоевать мужчину, не принижая остальных женщин.
Американские учёные даже исследования проводили и выяснили – мужчинам не нравится, когда женщины при них друг друга ругают на чем свет стоит. Но, как по мне, не нужно быть американским ученым, чтобы это понять и признать:)
А ЧТО, ЕСЛИ ДЕЛАТЬ НАОБОРОТ?
Представляете, как изменится жизнь, если вместо негативных комментариев мы начнём делать друг другу комплименты!
Не будем ранить других, раздавая словесные пощечины и неприятные взгляды и получая то же самое в ответ? Какой смысл и удовольствие в таком взаимодействии? Не могут взрослые и зрелые люди, у которых все в порядке с психикой и самооценкой вести себя так деструктивно.
Посмотрите на американцев, у них же абсолютно не практикуется осуждение внешности. Наоборот, эти люди вежливы и фокус их внимания сосредоточен на позитиве. Мир вокруг них становится красивым, благодаря тому, что они обращают внимание на хорошее.
Прохожие на улицах КАЖДУЮ МИНУТУ делают друг другу комплименты. «Nice a shoes», «nice bag», «pretty kids» – это примеры того, что каждый раз слышу я сама от совершенно незнакомых людей в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Потому что у них так принято – делать акценты на приятном, вместо того, чтобы поливать какашками чужие туфли. Тем более, что это не ваши туфли. Какая разница, что на ком надето? На мой взгляд, важны лишь те туфли, что я выбираю лично себе.
Посмотрите, ради сравнения, как аудитория реагирует на фото блогера @lemybeauty в Америке. Я уже рассказывала о ней в статье про ноги.
«Ты классная», «богиня», «ты так меня вдохновляешь» – это то, что эта девушка слышит о себе ежедневно. И это нормально. Потому что это правда!
И, конечно, я была бы не я, если бы не упомянула здесь семью Кардашьян. Безусловно, при всех за и против, которые можно про них сказать, одна из важнейших вещей, которые они делают, это пропагандируют обычное тело и формы. Порой у меня складывается ощущение, что все сёстры нарочно не становятся худышками, потому что понимают, что тогда растеряют аудиторию обычных женщин. Они выглядят как сотни других женщин, своим примером показывая, как можно любить себя И ДРУГИХ, без всяких там «если».
Да, вы мне сейчас можете сказать, то американцы – очень специфичная нация, и всё это дружелюбие показное. Пусть так. Но ведь и мы, россияне, в большинстве своём тоже очень сложно сближаемся с людьми. Зато легко развешиваем ярлыки.
По мне так лучше показная вежливость, чем открытая агрессия и травля.
Зачем «харассить» чужой размер одежды, стиль, нос, ноги, цвет кожи или разрез глаз? Весь цивилизованный мир считает это недопустимым. Но мы-то вроде тоже к нему относимся. Ведь можно фокусироваться на хорошем, и если и подмечать что-то в окружающих, то исключительно в добром, положительном ключе. Обращать внимание на позитивные вещи. И тогда мир прямо на глазах начнёт раскрашиваться в совершенно другие цвета.
Это я к чему. Даже если прямо сейчас мы себя ловим на том самом оценивающем взгляде, не пора ли изменить стратегию поведения, выработанную поколениями наших мам и бабушек. И вместо «что ты на себя нацепила», сказать – «у тебя обалденная сумка».
У нас ведь действительно нет причин соперничать! А мы между тем продолжаем поступать некрасиво по отношению друг к другу. И сами же потом от этого страдаем. И про карму предлагаю не забывать – назад прилетит по полной за каждую гадость, сделанную другому человеку. Единственный способ это прекратить – научиться видеть в людях хорошее и обращать и своё внимание, и внимание окружающих на эти вещи.
Давайте поддерживать друг друга.
Армия ШШ, кстати, давно начала практиковать доброжелательный подход! Я лично несколько раз видела в реальной оффлайн-жизни, как девчонки узнавали друг друга по стилю одежды в примерочных и знакомились, делая друг другу комплименты. А уж сколько теплых слов в комментах в Инстаграм ШШ – не сосчитать.
Кто чем полон, тот тем и делится:-)
Спасибо вам за это, девчонки! Вы каждый день делаете мир, в котором мы живем, прекраснее!
А это, кстати, говоря – миссия Школы Шопинга.
Я помогаю девушкам увидеть их собственную красоту, чтобы жить среди счастливых и добрых людей:-) Ведь счастливая женщина несет радость, воспитывает благополучных детей и вдохновляет мужчину рядом с собой на самое лучшее.
Всем добра!
Трансмизогиния[ | ]
Основная статья: Трансмизогиния
Отдельно выделяется особая форма угнетения, которой подвергаются транс-женщины — трансмизогиния, являющаяся интерсекциональным пересечением трансфобии и мизогинии[16]. Трансгендерные женщины подвергаются систематической маргинализации не просто за то, что нарушают гендерные нормы, но также и за то, что в обществе мужского господства они выбирают отказ от своего привилегированного статуса мужчин в пользу презираемой и обесцениваемой фемининности[16]. Данная форма дискриминации основывается на традиционном сексизме — «вере в то, что что женственность по ценности ниже, чем маскулинность, и существует прежде всего в интересах последней»[17], а также на оппозиционном сексизме, то есть «вере в то, что женщины и мужчины — жёсткие, взаимоисключающие категории»[18][16].
Реально ли избавиться от мизогинии?
При скрытой форме мизогинии распознать явного женофоба очень сложно. Усугубляется ситуация еще и тем, что ни один из мужчин не признает свою проблему добровольно.
Именно поэтому, первой ступенью излечения будет осознание проблемы самим мужчиной. Однако полностью избавиться от психологического расстройства удастся не всем, учитывая, что тяжесть психоза, а также невозможность выявить его причины, может стать препятствием.
Так, для выявления тяжести психоза, а также его устранения, мужчине желательно посетить психотерапевта, который поможет не только определить первопричину, но и определит методы лечения.
При данном виде психоза, могут применяться следующие меры:
- медикаментозное лечение;
- психологическая терапия.
Версия феминизма[ | ]
Сторонники одной версии считают, что мизогиния является следствием комплекса Мадонны и Блудницы, который заключается в неспособности рассматривать женщин иначе, кроме как в роли либо «матери», либо «шлюхи» (блудницы). Люди с таким комплексом относят каждую встретившуюся женщину к одной из этих двух категорий. Сторонники другой версии видят одну из причин мизогинии в том, что некоторые мужчины придерживаются дихотомии девственница/шлюха и вследствие такой позиции считают «шлюхами» любых женщин, не придерживающихся авраамического стандарта моральной чистоты[19].
В конце XX века сторонники феминизма второй волны утверждали, что мизогиния является одновременно и причиной, и результатом патриархальной социальной структуры[20].
Социолог Майкл Флуд (англ.)русск. утверждал, что «мизандрии не хватает системной, трансисторической, институционализированной и законодательной антипатии мизогинии»[21].
Причины возникновения
Причины мизогинии имеют несколько направлений и первый, наиболее решающий – это традиции воспитания, передающие патриархальность в большей или меньшей проявленности. Стереотипное поведение старших не даёт выбора ни девочкам, ни мальчикам выработать собственное отношение к реальности, а транслируется примерно одно и то же в каждой семье одного социума – именно поэтому такое поведение интериоризируется и воспринимается как единственно правильное.
Отголоски войны, когда мужчин осталось мало, и без них было тяжело выжить, дают позицию того, что женщина должна тянуть на себе работу, быт и семью, при этом никак не перечить и всячески ублажать мужчину, ведь иначе он уйдет туда, где лучше, а другого она не найдёт. Ещё несколько столетий назад выживали только общинами, потому что так было проще и опять же все бытовые обязанности были переложены на женщин. Мужчины могли позволить себе отдых, хобби или научную деятельность, тогда как дамам не хватало на это сил. Церковь и различные религиозные течения активно поддерживали подобное положение дел, оставляя за женщиной только репродуктивную функцию, выбраться из круговорота которой она не могла (оральным контрацептивам, а соответственно возможности женщине регулировать беременность меньше века).
Ещё один момент воспитания – это жестокое обращение со стороны женщины. Если ребёнок воспитывается шизоидной, эмоционально недоступной или она применяла частые наказания, то в итоге всё женское воспринимается как негатив. У психики нет возможности разделить материнский образ и образ всего феминного, особенно на ранних этапах или без помощи психотерапевта, а итоге включается психологическая защита по объективизации и дальше идёт полное исключение возможного источника страданий. Сделать это можно только снизив его значимость (когда уменьшается интеллектуальные способности), востребованность (говорится о бесполезности женщин) и причастность (отделение себя на уровне внешнего вида и деятельности).
Роль мужчины и отца главная и именно его боятся потревожить. Так с детства впитывается, что сон мужчины священен, а вот женщина должна подниматься раньше всех, чтобы успеть сделать завтрак и привести себя в порядок, её можно разбудить среди ночи громкими шагами или вообще прийти за полночь, оставив за скобками женскую потребность отдыха и завтрашних обязанностей с утра. Деньги на подшипники для машины всегда находились, а вот на новые сапоги считались транжирством. Это всё примеры того, как из мелких семейных ситуаций в детской психике складывается уверенность в женской неважности. В итоге, какими бы доводами и данными не оперировала женщина, её изобретение может быть поднято на смех только из-за одного гендера. Такому учат сами матери и такое отношение дают окружающие мужчины, когда смеются и не хотят даже начинать принимать экзамен по вождению мотоцикла на основании пола.
Сами женщины наблюдая, что отношение к мужчинам лучше и мир патриархален, на психологическом уровне начинают отдаляться от женского и пытаются причислить себя к маскулинному. Тут и отказ от украшений, и постоянное хождение в джинсах, умение разобрать двигатель и полное непонимание косметических трендов. Да, это приближает понимание мужчин, но не даёт им развиваться рядом и понимать отличия, заботиться и узнавать женский мир. Сама женщина становится чужой среди всех. Ещё одна причина – это наличие собственной травмы при общении с какой-то женщиной и тогда все они причисляются к плохим, коварным или сукам. Частые заявления о том, что женщины стервозны, а женский коллектив самый страшный звучат именно от мизогинов, получивших профессиональную травму при общении с какой-то одной сотрудницей и не сумевших её переработать.
Примечания[ | ]
- Definition of misogyny in English by Oxford Dictionaries (British & World English) (англ.). Oxford Dictionaries | English. Дата обращения 9 декабря 2020.
- Lorraine Code
(2000). Encyclopedia of Feminist Theories (1st ed.). L.: Routledge. p. 346. ISBN 0-415-13274-6 - Костикова И. В. и др.
Введение в гендерные исследования (рус.). — 2-е изд.. — М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 26—29. — 255 с. — (Серия «Классический университетский учебник»). — ISBN 5-7567-0331-4. - Блох И.
История проституции - J. W. Roberts
(2002-06-01). City of Sokrates: An Introduction to Classical Athens. ISBN 978-0-203-19479-9. - David D. Gilmore.
Misogyny: The Male Malady : [англ.]. — University of Pennsylvania Press, 2001. — P. 121. — ISBN 0-8122-3608-4. - ↑ 123Andy J. Johnson.
Religion and Men’s Violence Against Women : [англ.]. — Springer, 2015. — P. 36. — ISBN 978-1-4939-2266-6. - Кулиев Э. Р.
Смысловой перевод и комментарии Э. Р. Кулиева. — М.: Эксмо, 2012. — 808 с. — ISBN 978-5-699-60169-1. — ISBN 978-5-94824-180-7. - Gerald Izenberg, Chandak Sengoopta (2001). “Otto Weininger: Sex, Science, and Self in Imperial Vienna”. The American Historical Review
[англ.].
106
(3): 1074—1075. DOI:10.2307/2692497. ISSN 0002-8762. - Robert L. Wicks.
The Oxford Handbook of Schopenhauer : [англ.]. — Oxford University Press, 2020. — P. 544. — ISBN 978-0-19-066007-9. - Артур Шопенгауэр.
О женщинах - Peter J. Burgard
(May 1994). Nietzsche and the Feminine. Charlottesville, VA: University of Virginia Press. p. 11. ISBN 0-8139-1495-7. - ↑ 123Jane, Emma Alice.
‘Back to the kitchen, cunt’: speaking the unspeakable about online misogyny (англ.) // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies (англ.)русск. : journal. — 2014. — Vol. 28, no. 4. — P. 558—570. — doi:10.1080/10304312.2014.924479. - Philipovic, Jill.
Blogging While Female: How Internet Misogyny Parallels Real-World Harassment (англ.) // Yale Journal of Law and Feminism (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 19, no. 2. — P. 295—303. - Twitter abuse — ’50 % of misogynistic tweets from women’, BBC
- ↑ 123Arayasirikul, Sean; Wilson, Erin C.
Spilling the T on Trans-Misogyny and Microaggressions: An Intersectional Oppression and Social Process Among Trans Women (англ.) // Journal of Homosexuality (англ.)русск. : journal. — 2018. — Vol. 66, no. 10. — P. 1415—1438. — ISSN 0091-8369. — doi:10.1080/00918369.2018.1542203. - Serano, J., 2020, с. 14.
- Serano, J., 2020, с. 13.
- Wyman, Leah M.; Dionisopolous, George N.
Transcending The Virgin/Whore Dichotomy: Telling Mina’s Story in
Bram Stoker’s Dracula
(англ.) // Women’s Studies in Communication (англ.)русск. : journal. — 2000. — Vol. 23, no. 2. — P. 209—237. — doi:10.1080/07491409.2000.10162569. - E.g., Kate Millet’s Sexual Politics
, adapted from her doctoral dissertation is normally cited as the originator of this viewpoint; though Katharine M Rogers had also published similar ideas previously. - Michael; Flood.
International encyclopedia of men and masculinities (англ.). — 2007. — ISBN 978-0-415-33343-6.
Литература[ | ]
- Фрейд З.
Леонардо да Винчи. Воспоминание детства // Фрейд З. Художник и фантазирование / Общ. ред., сост., вступ. ст. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова; Пер. с нем. Р. Ф. Додельцева, А. М. Кесселя, М. Н. Попова. — М.: Республика, 1995. — 396 с. — (Прошлое и настоящее). — ISBN 5-250-02522-6. - Serano, J.
Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity (англ.). — 2 ed. — Seal Press, 2020. — 432 p. — ISBN 978-1-5800-5622-9.