Те, кто пошел дальше
Психоаналитическая теория З. Фрейда — основа одного из направлений в психологии и психиатрии. Но и сам психоаналитик модулировал свою теорию, и его последователи вкладывали в научное понятие собственное видение проблемы. Наиболее известны работы учеников Фрейда — Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, а также неофрейдистов — Гарри Стек Салливан, Эрих Зелигман Фромм, Карен Хорни. На основе работы самого Фрейда и его последователей в формировании принципов психоанализа были созданы несколько направлений этого учения. Они таковы:
- Классическая теория влечений (З. Фрейд).
- Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, К. Томпсон).
- Интерсубъективный подход (Р. Столороу).
- Селф-психология (Х. Кохут).
- Структурный психоанализ (Ж. Лакан).
- Теории объектных отношений.
- Школа М. Кляйн.
- Эго-психология.
Каждая из выше перечисленных школ имеет свои нюансы в обосновании развития психики индивида. Основные психоаналитические теории — от классики до неоразработок — говорят о своем видении проблемы психоанализа. Особенности направлений или дополняют истоки или же противоречат друг другу. Помимо классического психоанализа, разработанного Зигмундом Фрейдом, популярна как в практике, так и в теоретическом изучении психоаналитическая теория Юнга. Она дополняет работу Фрейда наличием коллективного бессознательного как дополнения и продолжения бессознательного индивидуального.
Самозащита
Психоаналитическая теория личности Фрейда описывает механизмы защиты, при помощи которых психика человека справляется с теми или иными потенциальными проблемами.
- Замещение — энергия и эмоции перенаправляются на менее опасный объект.
- Реактивное образование — переживание, которое по мнению индивида недостойно его, подавляется, а затем замещается прямо противоположным чувством.
- Компенсация — бессознательная попытка справиться с реальными или воображаемыми недостатками, может иметь как социальный, так и антисоциальный характер.
- Вытеснение — принудительный перенос в сферу бессознательного тех подсознательных влечений и переживаний, которые представляют угрозу для самосознания.
- Отрицание — нежелание мириться с имеющейся действительностью.
- Проекция — перенос на других людей собственных переживаний и качеств, неприемлемых как социумом, так и самим человеком.
- Сублимация — изменение неприемлемых поведения и целей на социально приемлемые.
- Рационализация — иными самооправдание. Поступки, совершенные под действием бессознательного человек пытается рационально объяснить.
- Регрессия — возвращение к ранним формам поведения, как иногда говорят человек впадает в детство. Этот способ защиты в основном используют незрелые, инфантильные люди, но в некоторых ситуациях его могут использовать и вполне нормальные взрослые люди.
Но не только психоаналитическая теория развития З. Фрейда содержит в себе описание защитных механизмов психики. Другие психоаналитики, развивая теорию Фрейда или же разрабатывая собственные проекты, расширяли список самозащиты психики индивида, который на данный момент включает в себя около 30 позиций.
Истоки психоанализа
Человека издавна интересовало, как, каким образом, почему люди индивидуально относятся к окружающей их действительности, пытаясь воздействовать на нее и воспринимать ее в соответствии со своими особенностями личности. Психология как наука появилась в практике изучения человека более 1000 лет назад. Но по своему развитию эта отрасль медицины стоит лишь на начальном этапе своего развития. Основа психологии — философия, объединенная сотнями лет практических исследований человека. Как наука психология тесно переплетается практически с любой другой наукой, которая подвластна человеку. Но такая связь имеет двойственный характер, ведь сама психологи развивается в двух направлениях — как прикладная наука и как область изучения психической деятельности человека как индивида и как компонента социума. С античных времен психология была больше философским направлением, лишь к 19-му веку обретая черты прикладной науки. С того момента психоаналитические теории детского развития, становления личности, особенностей поведенческих граней индивидуума изучаются, помогая специалистам — психологам, психиатрам, психоаналитикам в работе.
Детство как основа взросления
«Все мы родом из детства» — эта знаменитая фраза великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери правильно раскрывает воспоминания человека и его отношение к окружающей действительности с момента взросления до смерти. Психоанализ говорит о том же не так романтично, разделяя фазы детства в соответствии с основными моментами развития на каждом возрастном этапе. Автором психоаналитической теории детского развития является немецкий невролог, психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Именно в его работах была структурирована психика и доказано, что основное влияние на развитие человека оказывает другой человек, непосредственным образом связанный с воспитанием и обучением растущей личности. Работу Фрейда в этом направлении продолжила его дочь Анна. Особенностью ее работы было решение о том, что результатом конфликта между внутренними инстинктивными влечениями ребенка и ограничительными требованиями к нему внешнего социального окружения становятся грани характера индивида. Детская психика развивается как следствие постепенной социализации ребенка, причем на каждом периоде усваивается понятие о том, что желаемое удовольствие не всегда совпадает с реальными требованиями социума. Задача родителей и воспитателей, а также учителей способствовать более сглаженному восприятию реальности, качественно донося до ребенка определенные требования и прививая навыки жизни в обществе таким образом, чтобы психика ребенка не страдала от несоответствия «хочу» и «можно».
Психоаналитическая теория развития человека — длительная, по сей день не прекращающаяся работа психологов, психиатров, психоаналитиков. Научное начало было дано Зигмундом Фрейдом, продолжено его учениками и последователями. Сегодня много споров вызывают некоторые аспекты этого учения, но во многих методиках работы по выявлению и лечению психических отклонений и заболеваний теория психоанализа успешно применяется.
Источник: fb.ru
Основные этапы становления науки о психическом развитии личности
Психология сегодня имеет прикладное значение как область медицины, философии, педагогики, других наук. Психоаналитические теории развития имеют особое значение в работе с индивидуумом. Каждая такая теория имеет свои нюансы объяснения сложившейся личности и разработана тем или иным специалистом. Но история этой работы протекала в несколько этапов. Самый известный человек, чье имя связано с изучением психических особенностей личности, — Зигмунд Фрейд. Но исследования этой грани человеческого индивида, родственные концепции психоанализа, предложенного Фрейдом, развивались и ранее 19-го века. Сам будущий всемирно известный психолог, невролог и психоаналитик стажировался в клинике Сальпетриер в Париже у невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко, глубоко изучающем нейропсихиатрическое расстройство парез, как последствие сифилиса. В 1985 году в свет выходит работа Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», в которой обосновывается происхождение истерии на подавленных воспоминаниях о каких-либо неприятных для пациента ситуациях, чаще всего основанных на сексуальных ассоциациях. Такое воззрение на одну из психических особенностей личности привело к тому, что от Фрейда отвернулось большинство научной элиты, выставившей начинающего психоаналитика обычным шарлатаном.
В этот же период будущий психоаналитик пытается сформулировать, выстроить в логическую цепочку нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов. Эта работа осталась незавершенной, а мир узнал о ней только после смерти ученого. Затем Фрейд заинтересовался символикой сна, итогом этих размышлений стала гипотеза о том, что бессознательное, на котором и основывается сюжет сновидений, является «первичным процессом», так как обладает концентрированным и символическим содержанием. «Вторичный процесс», напротив, основан на логическом, осознанном содержании. Эта гипотеза стала основой монографии «Толкование сновидений», опубликованной Фрейдом в 1900 году. Особенностью этой работы психолога, которая нашла свое развитие в последующей работе, стала 7 глава. Здесь описана ранняя «топографическая модель» — из-за социальных сексуальных запретов неприемлемые сексуальные желания выдавливаются в систему «бессознательного», что становится основой тревожности личности.
В нашей стране повсеместное увлечение психоанализом пришлось на 20-е годы 20-го века. Тогда в Москве был открыт Государственный психоаналитический институт. Но постепенно психоанализ перестает быть направлением науки, повергаясь гонениям. Лишь в конце столетия эта область исследований человека вновь обрела жизнь в отечественной психологии и психиатрии. В настоящее время направления психоанализа стали неотъемлемой частью медицинской практики, а сама теория постоянно дополняется новыми теоретическими разработками. Психологи объединяются по всему миру для качественных научных исследований психики человека. так, к примеру, проблемами психоанализа занимается Международная психоаналитическая ассоциация, насчитывающая около 12 000 членов. Современная психология оперирует не одной школой психоанализа, ведь ученики и последователи Фрейда организовали свои школы и направления изучения этой сферы науки, например, Юнг, Фромм, Адлер.
Грани характера
Психоаналитическая теория развития Фрейда, определяя этапы психосексуального развития, останавливает внимание психологов и на характере каждого человека, связывая его с той или иной фазой взросления личности. Последователи психоанализа Фрейда развили концепцию характерологических типов, связывая черты личности с определенными этапами психосексуального развития. Отто Фенихель — психоаналитик, известный своей концепцией развития неврозов, определил несколько типов характера:
- оральный;
- анальный;
- уретральный;
- фаллический;
- генитальный.
Особенности того или иного типа Фрейдом, Фенихелем и другими психоаналитиками позиционируются как связь с особенностями развития и воспитания ребенка. Все психоаналитические теории развития в той или иной степени основываются на работах Фрейда, учитывая фазы психосексуального развития ребенка от момента рождения до пубертатного периода, оказывающих самое непосредственное влияние на его характер.
Этапы психосексуального развития
Особое место в психоаналитической теории отведено психосексуальному развитию. Он получило объяснение на основе изменений в биологическом функционировании индивидуума, происходящих с его взрослением. Каждый этап развития имеет четкие временные рамки, а опыт, полученный на каждом временном этапе, сказывается на характере, ценностях и чертах личности. Автор психоаналитической теории детского развития Зигмунд Фрейд выделил пять этапов психосексуального развития ребенка, называемых фазами:
- От момента рождения до полутора лет человек проживает так называемую оральную фазу. Она характеризуется лишь желанием — Ид, так как основной инстинкт — удовлетворение естественной физиологической потребности, которая выражается в сосании. кусании и глотании.
- В возрасте от полутора до трех с половиной лет протекает анальная фаза, во время которой формируется Эго (Я) — основное требование — справлять физиологическую нужду опорожнения кишечника и мочевого пузыря в отведенном для этого месте — горшок, унитаз, за счет чего формируется способность выполнять запреты социума.
- Период от трех с половиной до 6 лет характеризуется познанием своего тела и уяснением своей половой принадлежности, потому и называется фаллической фазой. Именно в этот период у ребенка может развиться Эдипов комплекс или комплекс Электры.
- Ребенок в возрасте 6-12 лет развивается физически, интеллектуально, его сексуальное развитие переживает затишье, поэтому фаза называется латентной.
- С 12 лет начинается генитальная фаза, характерным признаком которой является пубертатный период, первый опыт половой жизни.