Динамику перехода от одного возраста к другому изучал советский психолог Лев Семенович Выготский. Он определял возрастные кризисы как небольшие периоды в развитии, длящиеся не дольше года, в течение которых происходят острые психологические изменения по причине максимального расхождения между уже усвоенными знаниями и отношениями и новыми, неизвестными моделями. Такие периоды могут проходить плавно и практически незаметно, а могут сопровождаться бурными изменениями в поведении ребенка. Кризис семи лет – это четвертый по счету возрастной кризис человека. Результатом его правильного прохождения будет новообразование и рост личности. Чтобы помочь ребенку в этот период, необходимо знать симптомы кризиса, а также иметь в виду, что стоит и не стоит делать родителям.
Психологические причины
Первое, что вы должны понять: кризис происходит независимо от ваших желаний и желаний ребенка, поэтому раздражаться из-за его изменившегося поведения – большая и самая частая ошибка, совершаемая родителями.
Главной причиной наступления кризиса семи лет является то факт, что ребенок от дошкольной деятельности переходит к школьной, у него появляется новый социальный статус – теперь он ученик. А обучение – это часть взрослого мира, где свою состоятельность, свои способности нужно доказывать на деле, нужно прикладывать усилия.
Появление такой важной деятельности ведет к активному формированию «социального Я». Ребенок начинает осознавать себя как важную часть не только семьи, но и общества в целом. И так как потребность продемонстрировать свою значимость очень сильна, она может не оправдываться, ведь ребенка хвалят за правильные действия и ответы, за выполненные задания, а это ему не всегда удается.
Возникает конфликт между внутренним и внешним миром, т. е. «как я хочу и как есть на самом деле». Это вызывает снижение самооценки и желание ее повысить. Легче всего добиться этого через внимание взрослых. А внимание проще всего получить через негативное поведение.
К тому же, ребенок начинает ощущать себя взрослым, но окружающие ему этого не позволяют, из-за чего возникают аффективные реакции. Например, ребенку говорят: «Ну что ты плачешь как маленький? Ведь ты вон какой большой, ходишь в школу!» и в то же самое время «Я тут главный и взрослый, а ты маленький и обязан меня слушаться! Вот вырастешь, тогда будешь свое мнение высказывать!». Разумеется, реакция на подобные утверждения будет отрицательная, так как ребенок не сможет понять – большой или маленький?
Помимо этого происходит серьезная перестройка в отношениях с эмоционально значимым лицом. Во-первых, мама уже не всегда рядом и не дует на царапины, а даже требует от ребенка решения серьезных задач. Во-вторых, мама и папа – это авторитеты, но ведь ребенок начинает считать себя тоже частью взрослого мира, демонстрируя это родителям. А они, в свою очередь, пресекают эту инициативу.
Новообразованием – то есть положительным результатом этого периода – является произвольность решений и действий. Ребенок начинает осознавать свои чувства и формировать деятельность исходя из них. Он начинает самостоятельно отбирать контакты – выбирать тех, с кем хочет общаться.
Что нужно знать о периоде кризиса
Причины возникновения
В психологии возраст 6-7 лет принято называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет. Взрослому человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в тихий час.
Ваш ребёнок только поступил в первый класс? Специально для этого случая мы собрали лучшие советы и рекомендации психолога о том, как помочь ребёнку адаптироваться в школе.
Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.
К ним относятся:
Произвольность поведения
Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.
Осознание собственных переживаний
Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.
Внутренняя позиция школьника
К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать общества младших детей.
Таким образом, причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.
Основные признаки кризиса 7 лет
Все изменения в поведении ребёнка можно разделить на 3 группы:
- Кризисные симптомы первой группы связаны с нарушением и обесцениванием правил, принятых в семье:
- часто грубит;
- спорит по любому поводу, проявляет упрямство;
- отказывается выполнять просьбы;
- ломает игрушки, говорит, что они надоели ему.
- Вторая группа признаков начинающегося кризиса предполагает желание подражать взрослым:
- кривляется, говорит не натуральным голосом;
- передразнивает взрослых;
- просит купить модную одежду и современные гаджеты;
- резко меняется настроение;
- обижается, когда над ним смеются или критикуют.
- Третья группа симптомов связана со стремлением ребёнка к самостоятельности:
- начинает интересоваться семейными делами;
- вступает в разговоры со взрослыми;
- берёт на себя новые обязанности.
Если Вы заметили один или несколько симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёенок переживает кризис 7-летнего возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение для развития и взросления ребёнка.
Гендерные особенности
Мальчики и девочки по-разному проходят возрастной кризис.
Психологи сходятся во мнении, что девочкам труднее даётся этот период. Прилежная ученица в школе может закатывать истерики дома и изводить родителей постоянными капризами. Также девочки в этом возрасте соперничают за внимание учителя или симпатичного одноклассника, что тоже может привести к конфликтам.
Чтобы помочь дочери благополучно пройти через этот этап развития, чаще хвалите её за хорошие оценки и школьные достижения, интересуйтесь взаимоотношениями с одноклассниками и не критикуйте стремление выглядеть «по-взрослому».
Мальчишки в семилетнем возрасте стремятся проявить себя, показать, что они самые смелые, самые сильные и вообще самые-самые. Поэтому они часто ведут себя агрессивно, задирают девочек и соперничают друг с другом. Их интересуют происходящие вокруг события, они стремятся высказать своё мнение по любому поводу и до последнего отстаивают свою позицию. Проблемы в учёбе у мальчиков возникают из-за неусидчивости и невнимательности.
Важно разнообразить школьные будни ребёнка походами, поездками, экскурсиями, где он сможет выплеснуть накопившуюся энергию и набраться новых впечатлений. Также важно уделять внимание занятиям спортом и подвижным играм на свежем воздухе.
Кризис глазами ребёнка
Чтобы понять, что чувствует ребёнок во время кризиса 7 лет, нужно взглянуть на происходящее его глазами. Вот вам история одного семилетнего мальчика:
«Мне 7 лет. Теперь я уже взрослый и хожу в школу. У меня есть большой портфель и красивая форма. Они мне очень нравятся. Мама теперь всем говорит, что я вырос. И я стараюсь вести себя как взрослый.
Вчера решил сам помыть посуду и нечаянно разбил мамину чашку. Мама долго ругала меня, сказала, что у меня руки как крюки и нечего мне было лезть, раз не умею аккуратно мыть. А я всё умею, просто чашка была в мыльной пене и выскользнула у меня из рук.
А на днях к папе приходили друзья. Они разговаривали о каких-то свечах и что папиному другу нужно их заменить. Я сказал, что мне тоже покупали свечи, когда я болел гриппом. Папины друзья засмеялись надо мной. Оказалось, что они говорили про свечи зажигания в машине.
В классе у нас есть мальчик Вова. Он часто дерётся и обижает девочек и громче всех смеётся на уроках, хотя учительница ругает его за это. Я хочу быть таким, как Вова. Когда я рассказал о нём маме, она ответила, что Вова – хулиган и мне нельзя с ним дружить. А я сказал, что всё равно буду! Тогда мама сказала, что я ещё маленький и много не понимаю.
Но как это маленький, я ведь уже взрослый! В школу хожу, уроки делаю, по дому помогаю… »
Родители часто сами подчёркивают наступившую «взрослость» ребёнка, продолжая при этом относиться к нему как к маленькому. Возникают противоречивые условия, в которых ребёнок не знает, как правильно ему поступить. То ли вести себя «по-взрослому», рискуя стать объектом критики или насмешек, то ли оставаться в детстве, где мама и папа смогут решить все проблемы за него.
Как понять, что наступил кризис?
У кризиса семи лет есть основные проявления, заметив которые, вы можете диагностировать его наличие. Он не обязательно должен наступить четко в 7 лет. Чаще всего его начало приходится на тот момент, когда ребенок начинает ходить в школу, иногда к концу первого или началу второго года обучения.
К симптомам кризиса относятся:
- кривляние – ребенок может передразнивать взрослых, выражая таким образом свой протест;
- непослушание, игнорирование просьб и указаний;
- бурные эмоциональные проявления (бывают даже истерики, бросание предметов);
- выдвигание требования – относиться к нему как к взрослому, считаться с мнением;
- проявление неуверенности, сравнение себя с другими.
Это основные симптомы кризиса. У некоторых он может проходить иначе и проявляться в чрезмерной сдержанности, замкнутости, в уходе в себя и нежелании делиться своими переживаниями. Как только вы обнаружили подобные проявления, нужно начинать корректировать модель воспитания и отношений с ребенком.
В чем особенность кризиса этого возрастного периода
Первое, что необходимо взять за правило, — нельзя игнорировать любое нетипичное поведение ребенка, будь то кризис девочки 7 лет или мальчика. Это может привести к серьезным последствиям, таким как неуспеваемость в школе, а также закрытости, низкой самооценке, и даже глубокой стадии невроза.
Кризис 7 лет у детей в дошкольном возрасте меняет их мировоззрение, они начинают разграничивать «своих» и «чужих». В поведении прослеживается расчетливость. Чтобы получить желаемый результат, то есть выгоду, сначала проигрывают ситуацию. А любая критика со стороны родителей будет восприниматься с неприязнью. Если не поступит похвалы за самое простое выполненное задание, в ответ последует крик и плач.
Для кризиса возраста 7 лет у детей (младших школьников) также характерна излишняя любознательность. Чадо будет интересоваться серьезными вопросами, такими как политика, моральные устои, семейные взаимоотношения. И лишь по то той причине, чтобы проанализировать знания взрослых.
Дети понимают, что неидеальны, стремятся к познанию и мечтают о достижениях. Их непосредственность улетучивается. Нрав становится показным, манерным, а вместе с тем отношения с родителями натянутыми.
Просьба исполнима – приказ неисполним
Манера общения с детьми в этот период обычно такая: «Не бегай. Не капризничай. Учись хорошо. Не приставай. Веди себя нормально. Убери игрушки. Выключи телевизор». Фактически вы ему приказываете. Притом приказываете исходя из того, чтобы удобно было в первую очередь вам. У ребенка, разумеется, никто не спрашивает мнения. Поэтому он и бастует: «Не буду! Сама делай! Почему я должен?».
Очень трудно некоторым родителям понять, что их дитя не компьютер, в который можно вбить программу поведения «хорошо учиться, слушаться маму и папу, быть трудолюбивым и умным». Если же вы поменяете свои слова с «ты обязан сделать» на «сделай, пожалуйста», поведение ребенка изменится, так как он будет считать себя личностью, которую уважают такие важные люди как взрослые.
Что такое кризис 7 лет
Прежде чем объяснить, как вести себя с ребенком 7 лет, стоит разобраться, что собой представляет этот кризис, и как он проявляется у детей.
Все слышали о подростковом кризисе, а также кризисе среднего возраста. Однако не многие родители знают о том, что у детей, которые переходят из садика в школу, также наблюдается своеобразный кризис, который называется «кризисом 7 лет».
Этот переходной период характерен не только сменой обстановки, но и резким увеличением нагрузки на нервную систему. Если в садике у малыша было время на сон, еду и развлечения, то в школе большую часть времени дети должны сидеть в одной позе и учиться.
Кризис 7 лет — это проблемы, связанные с развитием малыша. Кризис, чаще всего, проявляется в виде копирования поведения взрослых, а также подражания старшим. В этот период чадо начинает оценивать свое положение в социуме, поэтому он старается выделиться, чтобы занять место лидера.
Описать кризис можно как начальный момент становления личности. Малыш не только формирует своеобразные системы, которые помогают ему определять, что хорошо, а что — плохо, но и оценивает свою внешность и внутренний мир.
Первым переломным моментом психологического состояния ребенка является «кризис 3-х лет» — изменение психики, связанное с тем, что малыш многому научился, хочет быть самостоятельным и вступает в конфликты с родителями.
Не взрослый и не ребенок
Определить правила взаимоотношений очень важно. Вы не должны терять авторитет в глазах ребенка. Он все еще маленький и нуждается в вашей любящей руке. Важно объяснить ему, что теперь он старше и вы можете доверить ему больше, как взрослому, но вы все же не сверстники. Мама и папа умнее и опытнее, и прислушиваться к ним нужно, потому что они желают ему добра.
Доверьте своему ребенку какую-нибудь важную взрослую деятельность. Например, включите его в график мытья посуды, или пусть он помогает вам пылесосить, также с папой он может мыть машину или ходить по магазинам за продуктами.
Простой вопрос: «Как ты думаешь, что необходимо купить домой покушать? Помоги мне составить список, пожалуйста!» – продемонстрирует ребенку, что его голос, его мнение имеют значение и вес в семье.
Точка зрения психологов
Выделяют две стадии кризиса:
- Первый этап характеризуется стремительным развитием. Результатом становится дисбаланс в отношения ребенка и окружающего мира.
- При грамотной работе родителей все стабилизируется. Происходит удачное формирование новой личности. Ребенок умеет осознавать и анализировать потребности. А полученные знания помогут скорейшей адаптации в новом социуме.
Психологи рекомендуют отдавать детей в школу с семи лет. Потому что до этого возраста у них преобладает игровая деятельность. Им сложно перестроиться, от этого и возникают проблемы с поведением. Но все же, вы понимаете, что столкнулись с кризисом 7 лет у ребенка. Что делать?
Право быть не в духе
Бывает такое, что ребенок в плохом настроении (в период кризиса отсутствие настроения проявляется очень бурно). Но почему-то его сразу начинают за это стыдить: «Ой, какое кислое лицо! Кто будет дружить с таким мальчиком?». Взрослые считают, что они имеют право быть уставшими, злыми, печальными, они могут ругаться и плакать, а ребенок – нет. Он должен делать то, что ему говорят.
Если вы не измените отношение к эмоциям и чувствам своего ребенка сейчас, то в будущем, когда у него будут более серьезные проблемы, он вам о них не скажет. В его подсознании надолго закрепится установка «Чувствовать то, что я чувствую, – плохо. Говорить о своих переживаниях – плохо. Показывать чувства – плохо». Это зафиксируется и на проявлении положительных эмоций тоже.
Не паниковать!
Это естественный процесс. Для начала стоит успокоиться. Главное, правильно себя вести, и все благополучно пройдет. Итак:
- Не лишайте ребенка свободы, ни в коем случае. Он самостоятельно должен разобраться в своих переживаниях. Вы обязаны лишь контролировать процесс и ненавязчиво направлять чадо.
- Снимите безграничную опеку. Дайте ребенку быть самостоятельным. Почувствовав это, малыш сам обратится за помощью. И тогда у вас будет возможность проявить заботу.
- Не обсуждайте своих детей с подругами. Иначе доверительные отношения не удастся выстроить никогда.
- Подготовка к новому образу жизни должна быть постепенной и совместной. Покажите ребенку будущий класс, поговорите с учителем. Вместе соблюдайте новый режим дня.
В знакомой обстановке малышу будет намного легче адаптироваться. Чтобы безболезненно преодолеть кризис 7 лет у ребенка, психологи дают некоторые советы.
Канал, по которому будут уходить эмоции
Если агрессии, злости, раздражения в ребенке очень много, значит, необходимо найти, куда их деть. Вы можете записать его в спортивную секцию или научить выпускать эмоции через бумагу. Например, попросить его нарисовать свою злость или просто скомкать пустой лист и выбросить в ведро.
Главное не отвечать агрессией на агрессию. В семьях случается, что ребенок кричит, мама еще громче, папа хватается за ремень, а потом все дружно плачут. Ребенок – от обиды, мама и папа – из чувства вины и безысходности. Физическим и психическим насилием преодолеть кризис невозможно. Вы только искалечите психику и будущую жизнь своего ребенка.
Заметьте, что дети в период семилетнего кризиса копируют поведение взрослых (пытаются соответствовать). Так может быть, то, что он грубит вам и кричит, отражает ваше собственное поведение? Значит, вам пора учиться разговаривать и решать проблемы иначе, ведь ребенок не поймет, почему когда вы кому-то грубите – это нормально, а когда он – это плохо?
Разговор тет-а-тет
В период кризиса 7 лет происходит формирование доверительных отношений вертикального типа в системе «человек-человек». То есть ребенок учится обращаться за помощью к более опытному человеку: наставнику, учителю, родителю. Для правильного формирования устраивайте беседы с ребенком, темой которых будет его чувства, желания, переживания, страхи. Он должен понять, что вам он может раскрыться и вы его не осудите, не обвините, а поддержите.
Когда позже у ребенка начнется подростковый кризис и у него появится куча вопросов и сомнений, он придет к вам, потому что сформирована установка: я прошу о помощи, и мне помогают. А в 7 лет, когда он учится выполнять произвольные действия и самостоятельно устанавливать контакты, он не побоится спросить вашего совета. Авторитетный человек – это не тот, кого боятся, а тот, кого уважают и кому доверяют.
Причины нетипичного поведения
В три года ребенок становится самостоятельным, а кризис 7 лет у детей характеризуется становлением и признанием личности. Итак, к причинам:
- Анализ собственных чувств. Начинает познавать эмоции. Осмысленно разграничивает события, вызывающие печаль и радость. А так как малышу сложно справиться с переживаниями, он проявляет агрессию и непослушание.
- Потребность в новых знаниях. Активно познает окружающий мир, прежних игр недостаточно, начинает копировать взрослых.
- Поступление в школу. Событие ознаменовано сменой окружения. Ребенок еще не может самостоятельно ставить цели, ему тяжело осознавать суть успеха.
- Получение нового социального статуса. Это связано со сменой сферы деятельности. Если для ребенка 6–7 лет сюжетно-ролевая игра была в приоритете, то при поступлении в первый класс, главной становится учебная работа. Ему предстоит научиться получать знания и правильно пользоваться ими.
Большую роль играют и физиологические причины, такие как динамичный рост организма и развитие мозга. Возникает вопрос, как долго протекает кризис 7 лет у детей? У всех по-разному, потому что зависит от многих составляющих и среды, в которой живет ребенок, а также физиологических особенностей. Может быть латентным и легким, затяжным и проблемным, и длиться от месяца до полутора лет. Тут важна грамотная помощь родителей. Как его распознать?
Поговорим о том, как проявляется кризис 7 лет у ребенка. Мальчик копирует поведение взрослых. Часто повторяя услышанные фразы от мужского пола. Порой они бывают непристойными, к примеру: «Она — дура, потому что все женщины глупы». Или такого рода: «Я сказал, и точка!». В этот момент не стоит его резко одергивать и отчитывать. Грамотно и спокойно объяснить, почему так не следует говорить, нужно отцу или дедушке, потому что мать перестает быть авторитетом для него. При этом он может оперировать фразой, мол, а почему папе можно так говорить.
Могут даже имитировать курение или чокаться, как взрослые с чашкой компота. В этом случае также не стоит кричать и бить ребенка, необходимо доходчиво объяснять.
Кризис у девочки 7 лет выражается в подражании взрослым женщинам. Они начинают интересоваться маминой косметикой, парфюмом и нарядами. Примеряют украшения. И тут работу с девочками тоже лучше проводить отцу или дедушке. Можно сказать, мол, какая ты у меня красавица и без всякой косметики. Если подобную фразу произнесет мама или сестра, которые пользуются всеми этими женскими штучками, слова малышкой будут восприняты в штыки, с завистью и обидой. Почему же ей нельзя? Девочке покажется, что ее не хотят пускать во взрослый мир. Детьми необходимо заниматься. Находиться с ними в доверительных отношениях, говорить как с взрослыми, больше проводить времени вместе.