Кризис 7 лет у детей: признаки и способы преодоления. Психология развития и возрастная психология

Динамику перехода от одного возраста к другому изучал советский психолог Лев Семенович Выготский. Он определял возрастные кризисы как небольшие периоды в развитии, длящиеся не дольше года, в течение которых происходят острые психологические изменения по причине максимального расхождения между уже усвоенными знаниями и отношениями и новыми, неизвестными моделями. Такие периоды могут проходить плавно и практически незаметно, а могут сопровождаться бурными изменениями в поведении ребенка. Кризис семи лет – это четвертый по счету возрастной кризис человека. Результатом его правильного прохождения будет новообразование и рост личности. Чтобы помочь ребенку в этот период, необходимо знать симптомы кризиса, а также иметь в виду, что стоит и не стоит делать родителям.

Психологические причины

Первое, что вы должны понять: кризис происходит независимо от ваших желаний и желаний ребенка, поэтому раздражаться из-за его изменившегося поведения – большая и самая частая ошибка, совершаемая родителями.

Главной причиной наступления кризиса семи лет является то факт, что ребенок от дошкольной деятельности переходит к школьной, у него появляется новый социальный статус – теперь он ученик. А обучение – это часть взрослого мира, где свою состоятельность, свои способности нужно доказывать на деле, нужно прикладывать усилия.

Появление такой важной деятельности ведет к активному формированию «социального Я». Ребенок начинает осознавать себя как важную часть не только семьи, но и общества в целом. И так как потребность продемонстрировать свою значимость очень сильна, она может не оправдываться, ведь ребенка хвалят за правильные действия и ответы, за выполненные задания, а это ему не всегда удается.

Возникает конфликт между внутренним и внешним миром, т. е. «как я хочу и как есть на самом деле». Это вызывает снижение самооценки и желание ее повысить. Легче всего добиться этого через внимание взрослых. А внимание проще всего получить через негативное поведение.

К тому же, ребенок начинает ощущать себя взрослым, но окружающие ему этого не позволяют, из-за чего возникают аффективные реакции. Например, ребенку говорят: «Ну что ты плачешь как маленький? Ведь ты вон какой большой, ходишь в школу!» и в то же самое время «Я тут главный и взрослый, а ты маленький и обязан меня слушаться! Вот вырастешь, тогда будешь свое мнение высказывать!». Разумеется, реакция на подобные утверждения будет отрицательная, так как ребенок не сможет понять – большой или маленький?

Помимо этого происходит серьезная перестройка в отношениях с эмоционально значимым лицом. Во-первых, мама уже не всегда рядом и не дует на царапины, а даже требует от ребенка решения серьезных задач. Во-вторых, мама и папа – это авторитеты, но ведь ребенок начинает считать себя тоже частью взрослого мира, демонстрируя это родителям. А они, в свою очередь, пресекают эту инициативу.

Новообразованием – то есть положительным результатом этого периода – является произвольность решений и действий. Ребенок начинает осознавать свои чувства и формировать деятельность исходя из них. Он начинает самостоятельно отбирать контакты – выбирать тех, с кем хочет общаться.

Что нужно знать о периоде кризиса

Причины возникновения

В психологии возраст 6-7 лет принято называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет. Взрослому человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в тихий час.

Ваш ребёнок только поступил в первый класс? Специально для этого случая мы собрали лучшие советы и рекомендации психолога о том, как помочь ребёнку адаптироваться в школе.

Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

К ним относятся:

Произвольность поведения

Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.

Осознание собственных переживаний

Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.

Внутренняя позиция школьника

К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать общества младших детей.

Таким образом, причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

Основные признаки кризиса 7 лет

Все изменения в поведении ребёнка можно разделить на 3 группы:

  1. Кризисные симптомы первой группы связаны с нарушением и обесцениванием правил, принятых в семье:
      часто грубит;
  2. спорит по любому поводу, проявляет упрямство;
  3. отказывается выполнять просьбы;
  4. ломает игрушки, говорит, что они надоели ему.
  5. Вторая группа признаков начинающегося кризиса предполагает желание подражать взрослым:
      кривляется, говорит не натуральным голосом;
  6. передразнивает взрослых;
  7. просит купить модную одежду и современные гаджеты;
  8. резко меняется настроение;
  9. обижается, когда над ним смеются или критикуют.
  10. Третья группа симптомов связана со стремлением ребёнка к самостоятельности:
      начинает интересоваться семейными делами;
  11. вступает в разговоры со взрослыми;
  12. берёт на себя новые обязанности.

Если Вы заметили один или несколько симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёенок переживает кризис 7-летнего возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение для развития и взросления ребёнка.

Гендерные особенности

Мальчики и девочки по-разному проходят возрастной кризис.

Психологи сходятся во мнении, что девочкам труднее даётся этот период. Прилежная ученица в школе может закатывать истерики дома и изводить родителей постоянными капризами. Также девочки в этом возрасте соперничают за внимание учителя или симпатичного одноклассника, что тоже может привести к конфликтам.

Чтобы помочь дочери благополучно пройти через этот этап развития, чаще хвалите её за хорошие оценки и школьные достижения, интересуйтесь взаимоотношениями с одноклассниками и не критикуйте стремление выглядеть «по-взрослому».

Мальчишки в семилетнем возрасте стремятся проявить себя, показать, что они самые смелые, самые сильные и вообще самые-самые. Поэтому они часто ведут себя агрессивно, задирают девочек и соперничают друг с другом. Их интересуют происходящие вокруг события, они стремятся высказать своё мнение по любому поводу и до последнего отстаивают свою позицию. Проблемы в учёбе у мальчиков возникают из-за неусидчивости и невнимательности.

Важно разнообразить школьные будни ребёнка походами, поездками, экскурсиями, где он сможет выплеснуть накопившуюся энергию и набраться новых впечатлений. Также важно уделять внимание занятиям спортом и подвижным играм на свежем воздухе.

Кризис глазами ребёнка

Чтобы понять, что чувствует ребёнок во время кризиса 7 лет, нужно взглянуть на происходящее его глазами. Вот вам история одного семилетнего мальчика:

«Мне 7 лет. Теперь я уже взрослый и хожу в школу. У меня есть большой портфель и красивая форма. Они мне очень нравятся. Мама теперь всем говорит, что я вырос. И я стараюсь вести себя как взрослый.

Вчера решил сам помыть посуду и нечаянно разбил мамину чашку. Мама долго ругала меня, сказала, что у меня руки как крюки и нечего мне было лезть, раз не умею аккуратно мыть. А я всё умею, просто чашка была в мыльной пене и выскользнула у меня из рук.

А на днях к папе приходили друзья. Они разговаривали о каких-то свечах и что папиному другу нужно их заменить. Я сказал, что мне тоже покупали свечи, когда я болел гриппом. Папины друзья засмеялись надо мной. Оказалось, что они говорили про свечи зажигания в машине.

В классе у нас есть мальчик Вова. Он часто дерётся и обижает девочек и громче всех смеётся на уроках, хотя учительница ругает его за это. Я хочу быть таким, как Вова. Когда я рассказал о нём маме, она ответила, что Вова – хулиган и мне нельзя с ним дружить. А я сказал, что всё равно буду! Тогда мама сказала, что я ещё маленький и много не понимаю.

Но как это маленький, я ведь уже взрослый! В школу хожу, уроки делаю, по дому помогаю… »

Родители часто сами подчёркивают наступившую «взрослость» ребёнка, продолжая при этом относиться к нему как к маленькому. Возникают противоречивые условия, в которых ребёнок не знает, как правильно ему поступить. То ли вести себя «по-взрослому», рискуя стать объектом критики или насмешек, то ли оставаться в детстве, где мама и папа смогут решить все проблемы за него.

Как понять, что наступил кризис?

У кризиса семи лет есть основные проявления, заметив которые, вы можете диагностировать его наличие. Он не обязательно должен наступить четко в 7 лет. Чаще всего его начало приходится на тот момент, когда ребенок начинает ходить в школу, иногда к концу первого или началу второго года обучения.

К симптомам кризиса относятся:

  • кривляние – ребенок может передразнивать взрослых, выражая таким образом свой протест;
  • непослушание, игнорирование просьб и указаний;
  • бурные эмоциональные проявления (бывают даже истерики, бросание предметов);
  • выдвигание требования – относиться к нему как к взрослому, считаться с мнением;
  • проявление неуверенности, сравнение себя с другими.

Это основные симптомы кризиса. У некоторых он может проходить иначе и проявляться в чрезмерной сдержанности, замкнутости, в уходе в себя и нежелании делиться своими переживаниями. Как только вы обнаружили подобные проявления, нужно начинать корректировать модель воспитания и отношений с ребенком.

В чем особенность кризиса этого возрастного периода

Первое, что необходимо взять за правило, — нельзя игнорировать любое нетипичное поведение ребенка, будь то кризис девочки 7 лет или мальчика. Это может привести к серьезным последствиям, таким как неуспеваемость в школе, а также закрытости, низкой самооценке, и даже глубокой стадии невроза.

Кризис 7 лет у детей в дошкольном возрасте меняет их мировоззрение, они начинают разграничивать «своих» и «чужих». В поведении прослеживается расчетливость. Чтобы получить желаемый результат, то есть выгоду, сначала проигрывают ситуацию. А любая критика со стороны родителей будет восприниматься с неприязнью. Если не поступит похвалы за самое простое выполненное задание, в ответ последует крик и плач.

Для кризиса возраста 7 лет у детей (младших школьников) также характерна излишняя любознательность. Чадо будет интересоваться серьезными вопросами, такими как политика, моральные устои, семейные взаимоотношения. И лишь по то той причине, чтобы проанализировать знания взрослых.

Дети понимают, что неидеальны, стремятся к познанию и мечтают о достижениях. Их непосредственность улетучивается. Нрав становится показным, манерным, а вместе с тем отношения с родителями натянутыми.

Просьба исполнима – приказ неисполним

Манера общения с детьми в этот период обычно такая: «Не бегай. Не капризничай. Учись хорошо. Не приставай. Веди себя нормально. Убери игрушки. Выключи телевизор». Фактически вы ему приказываете. Притом приказываете исходя из того, чтобы удобно было в первую очередь вам. У ребенка, разумеется, никто не спрашивает мнения. Поэтому он и бастует: «Не буду! Сама делай! Почему я должен?».

Очень трудно некоторым родителям понять, что их дитя не компьютер, в который можно вбить программу поведения «хорошо учиться, слушаться маму и папу, быть трудолюбивым и умным». Если же вы поменяете свои слова с «ты обязан сделать» на «сделай, пожалуйста», поведение ребенка изменится, так как он будет считать себя личностью, которую уважают такие важные люди как взрослые.

Что такое кризис 7 лет

Прежде чем объяснить, как вести себя с ребенком 7 лет, стоит разобраться, что собой представляет этот кризис, и как он проявляется у детей.

Все слышали о подростковом кризисе, а также кризисе среднего возраста. Однако не многие родители знают о том, что у детей, которые переходят из садика в школу, также наблюдается своеобразный кризис, который называется «кризисом 7 лет».

Этот переходной период характерен не только сменой обстановки, но и резким увеличением нагрузки на нервную систему. Если в садике у малыша было время на сон, еду и развлечения, то в школе большую часть времени дети должны сидеть в одной позе и учиться.

Кризис 7 лет — это проблемы, связанные с развитием малыша. Кризис, чаще всего, проявляется в виде копирования поведения взрослых, а также подражания старшим. В этот период чадо начинает оценивать свое положение в социуме, поэтому он старается выделиться, чтобы занять место лидера.

Описать кризис можно как начальный момент становления личности. Малыш не только формирует своеобразные системы, которые помогают ему определять, что хорошо, а что — плохо, но и оценивает свою внешность и внутренний мир.

Первым переломным моментом психологического состояния ребенка является «кризис 3-х лет» — изменение психики, связанное с тем, что малыш многому научился, хочет быть самостоятельным и вступает в конфликты с родителями.

Не взрослый и не ребенок

Определить правила взаимоотношений очень важно. Вы не должны терять авторитет в глазах ребенка. Он все еще маленький и нуждается в вашей любящей руке. Важно объяснить ему, что теперь он старше и вы можете доверить ему больше, как взрослому, но вы все же не сверстники. Мама и папа умнее и опытнее, и прислушиваться к ним нужно, потому что они желают ему добра.

Доверьте своему ребенку какую-нибудь важную взрослую деятельность. Например, включите его в график мытья посуды, или пусть он помогает вам пылесосить, также с папой он может мыть машину или ходить по магазинам за продуктами.

Простой вопрос: «Как ты думаешь, что необходимо купить домой покушать? Помоги мне составить список, пожалуйста!» – продемонстрирует ребенку, что его голос, его мнение имеют значение и вес в семье.

Точка зрения психологов

Выделяют две стадии кризиса:

  1. Первый этап характеризуется стремительным развитием. Результатом становится дисбаланс в отношения ребенка и окружающего мира.
  2. При грамотной работе родителей все стабилизируется. Происходит удачное формирование новой личности. Ребенок умеет осознавать и анализировать потребности. А полученные знания помогут скорейшей адаптации в новом социуме.

Психологи рекомендуют отдавать детей в школу с семи лет. Потому что до этого возраста у них преобладает игровая деятельность. Им сложно перестроиться, от этого и возникают проблемы с поведением. Но все же, вы понимаете, что столкнулись с кризисом 7 лет у ребенка. Что делать?

Право быть не в духе

Бывает такое, что ребенок в плохом настроении (в период кризиса отсутствие настроения проявляется очень бурно). Но почему-то его сразу начинают за это стыдить: «Ой, какое кислое лицо! Кто будет дружить с таким мальчиком?». Взрослые считают, что они имеют право быть уставшими, злыми, печальными, они могут ругаться и плакать, а ребенок – нет. Он должен делать то, что ему говорят.

Если вы не измените отношение к эмоциям и чувствам своего ребенка сейчас, то в будущем, когда у него будут более серьезные проблемы, он вам о них не скажет. В его подсознании надолго закрепится установка «Чувствовать то, что я чувствую, – плохо. Говорить о своих переживаниях – плохо. Показывать чувства – плохо». Это зафиксируется и на проявлении положительных эмоций тоже.

Не паниковать!

Это естественный процесс. Для начала стоит успокоиться. Главное, правильно себя вести, и все благополучно пройдет. Итак:

  1. Не лишайте ребенка свободы, ни в коем случае. Он самостоятельно должен разобраться в своих переживаниях. Вы обязаны лишь контролировать процесс и ненавязчиво направлять чадо.
  2. Снимите безграничную опеку. Дайте ребенку быть самостоятельным. Почувствовав это, малыш сам обратится за помощью. И тогда у вас будет возможность проявить заботу.
  3. Не обсуждайте своих детей с подругами. Иначе доверительные отношения не удастся выстроить никогда.
  4. Подготовка к новому образу жизни должна быть постепенной и совместной. Покажите ребенку будущий класс, поговорите с учителем. Вместе соблюдайте новый режим дня.

В знакомой обстановке малышу будет намного легче адаптироваться. Чтобы безболезненно преодолеть кризис 7 лет у ребенка, психологи дают некоторые советы.

Канал, по которому будут уходить эмоции

Если агрессии, злости, раздражения в ребенке очень много, значит, необходимо найти, куда их деть. Вы можете записать его в спортивную секцию или научить выпускать эмоции через бумагу. Например, попросить его нарисовать свою злость или просто скомкать пустой лист и выбросить в ведро.

Главное не отвечать агрессией на агрессию. В семьях случается, что ребенок кричит, мама еще громче, папа хватается за ремень, а потом все дружно плачут. Ребенок – от обиды, мама и папа – из чувства вины и безысходности. Физическим и психическим насилием преодолеть кризис невозможно. Вы только искалечите психику и будущую жизнь своего ребенка.

Заметьте, что дети в период семилетнего кризиса копируют поведение взрослых (пытаются соответствовать). Так может быть, то, что он грубит вам и кричит, отражает ваше собственное поведение? Значит, вам пора учиться разговаривать и решать проблемы иначе, ведь ребенок не поймет, почему когда вы кому-то грубите – это нормально, а когда он – это плохо?

Разговор тет-а-тет

В период кризиса 7 лет происходит формирование доверительных отношений вертикального типа в системе «человек-человек». То есть ребенок учится обращаться за помощью к более опытному человеку: наставнику, учителю, родителю. Для правильного формирования устраивайте беседы с ребенком, темой которых будет его чувства, желания, переживания, страхи. Он должен понять, что вам он может раскрыться и вы его не осудите, не обвините, а поддержите.

Когда позже у ребенка начнется подростковый кризис и у него появится куча вопросов и сомнений, он придет к вам, потому что сформирована установка: я прошу о помощи, и мне помогают. А в 7 лет, когда он учится выполнять произвольные действия и самостоятельно устанавливать контакты, он не побоится спросить вашего совета. Авторитетный человек – это не тот, кого боятся, а тот, кого уважают и кому доверяют.

Причины нетипичного поведения

В три года ребенок становится самостоятельным, а кризис 7 лет у детей характеризуется становлением и признанием личности. Итак, к причинам:

  1. Анализ собственных чувств. Начинает познавать эмоции. Осмысленно разграничивает события, вызывающие печаль и радость. А так как малышу сложно справиться с переживаниями, он проявляет агрессию и непослушание.
  2. Потребность в новых знаниях. Активно познает окружающий мир, прежних игр недостаточно, начинает копировать взрослых.
  3. Поступление в школу. Событие ознаменовано сменой окружения. Ребенок еще не может самостоятельно ставить цели, ему тяжело осознавать суть успеха.
  4. Получение нового социального статуса. Это связано со сменой сферы деятельности. Если для ребенка 6–7 лет сюжетно-ролевая игра была в приоритете, то при поступлении в первый класс, главной становится учебная работа. Ему предстоит научиться получать знания и правильно пользоваться ими.

Большую роль играют и физиологические причины, такие как динамичный рост организма и развитие мозга. Возникает вопрос, как долго протекает кризис 7 лет у детей? У всех по-разному, потому что зависит от многих составляющих и среды, в которой живет ребенок, а также физиологических особенностей. Может быть латентным и легким, затяжным и проблемным, и длиться от месяца до полутора лет. Тут важна грамотная помощь родителей. Как его распознать?

Поговорим о том, как проявляется кризис 7 лет у ребенка. Мальчик копирует поведение взрослых. Часто повторяя услышанные фразы от мужского пола. Порой они бывают непристойными, к примеру: «Она — дура, потому что все женщины глупы». Или такого рода: «Я сказал, и точка!». В этот момент не стоит его резко одергивать и отчитывать. Грамотно и спокойно объяснить, почему так не следует говорить, нужно отцу или дедушке, потому что мать перестает быть авторитетом для него. При этом он может оперировать фразой, мол, а почему папе можно так говорить.

Могут даже имитировать курение или чокаться, как взрослые с чашкой компота. В этом случае также не стоит кричать и бить ребенка, необходимо доходчиво объяснять.

Кризис у девочки 7 лет выражается в подражании взрослым женщинам. Они начинают интересоваться маминой косметикой, парфюмом и нарядами. Примеряют украшения. И тут работу с девочками тоже лучше проводить отцу или дедушке. Можно сказать, мол, какая ты у меня красавица и без всякой косметики. Если подобную фразу произнесет мама или сестра, которые пользуются всеми этими женскими штучками, слова малышкой будут восприняты в штыки, с завистью и обидой. Почему же ей нельзя? Девочке покажется, что ее не хотят пускать во взрослый мир. Детьми необходимо заниматься. Находиться с ними в доверительных отношениях, говорить как с взрослыми, больше проводить времени вместе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]