Что такое дискалькулия у детей и взрослых? Виды и признаки нарушений


Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д. В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.

У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.

Как определить дискалькулию?

Симптомы дискалькулии могут выглядеть по-разному в зависимости от возраста и стадии развития. Общие симптомы дискалькулии включают в себя:

  • трудность понимания или запоминания математических понятий, таких как умножение, деление, дроби и т. д.;
  • сложность понимания словесных или письменных сигналов (таких как слово «два») и их математические символы и обозначения (число 2);
  • проблемы с объяснением математических процессов;
  • сложность описания последовательности событий или запоминания шагов в математическом процессе.

Классификация

В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:

ВидХарактеристика
ПрактогностическаяПроявляется в затруднениях при подсчете предметов
Дислексическаяхарактеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике
ВербальнаяТрудности при устном назывании математических терминов и обозначений
ГрафическаяЗатруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур
ОперациональнаяТрудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий

Что вызывает дискалькулию?

Некоторые исследователи считают, что дискалькулия является результатом отсутствия раннего обучения математике.

Ребенка, которого никогда не учили считать с помощью счётов, или у которого никогда не было умножения с использованием предметов, которые увеличивались в материальных количествах, с большей вероятностью может развиться дискалькулия.

Важно! Дискалькулия может возникать сама по себе или наряду с другими задержками развития и неврологическими состояниями.

Дети и взрослые могут с большей вероятностью получить диагноз дискалькулия, если они имеют:

  • дислексия;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • депрессия;
  • тревожность.

Дискалькулия также может иметь наследственный компонент. Например, если вы выросли с матерью, которая регулярно говорила, что она просто «бесполезна» в математике и в результате не могла помочь вам в изучении математики, есть вероятность, что вы тоже будете с трудом понимать математику.

Отрывок, характеризующий Дискалькулия

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса. Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. – Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.

Диагностика

Дискалькулия диагностируется в несколько этапов.

Сначала врач возьмет информацию о медицинской и семейной истории. Эти вопросы предназначены, чтобы исключить другие возможные диагнозы и убедиться, что нет неотложного физического состояния, которое необходимо устранить.

На следующем этапе взрослые могут быть направлены к психологу, а дети — к группе специалистов по обучению, включая психолога и специалиста по специальному образованию. Они проведут дальнейшее тестирование, чтобы выяснить, имеет ли смысл ставить диагноз дискалькулия.

История основных понятий

Хотя термин «акалькулия» был введен только в 1919 году, описание центра счета было сделано более чем за сто лет до этого швейцарский нейроанатомом Gall и его ассистентом Spurzheim. Однако согласно их описанию локализовался он в лобной доле в орбитофронтальной области и напрямую был связан с зоной экспрессивной речи. Расстройства счета при этом рассматривались как нарушения, напрямую связанные с моторной афазией.
Только в 1926 году немецкий физиолог и психиатр Hans Berger предложил выделять первичную акалькулию, когда навык математических операций утрачен изолированно при повреждении центра счета (в теменно-височно-затылочной области), и вторичную, возникающую вследствие страдания других высших корковых функций (например, при цифровой алексии – неспособности прочесть цифры).

Полная утрата навыка счетных операций встречается достаточно редко. Поэтому чаще прибегают к термину «дискалькулия», под которым понимают частичную утрату способности считать. Как правило, диагностируется дискалькулия у детей.

Этиология

В функции счета принимает участие большое количество когнитивных систем. Патология любой из них может привести к развитию акалькулии. Чаще всего к потере навыка счета приводят:

  • церебро-васкулярные заболевания;
  • черепно-мозговые травмы;
  • новообразования мозга;
  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • хронические и острые интоксикации;
  • некоторые наследственные синдромы (например, генетически обусловленные деменции).

Эти же факторы могут выступать в качестве причины дискалькулии.

Подобные нарушения чаще приводят к частичной утрате способности производить арифметические действия. Как правило, ребенок в этом случае имеет сочетание данной патологии с различными видами нарушений развития (речевого, моторного, психического).

Классификация

Классификация акалькулий достаточно условна. Как правило, к развитию подобной патологии приводят расстройства нескольких когнитивных систем. Поэтому акалькулия будет ожидаемым элементом при афазиях, алексии и аграфии. В связи с преимущественным поражением одной из познавательных функций выделяют следующие виды акалькулий:

  • Вербальную. При этом страдает словесное обозначение математических понятий. Счетные операции выполняются успешно, однако пациент неспособен называть числа, символы, количества.
  • Апраксическую. Проявляется в виде нарушения системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов. Пациенты не способны пересчитать предметы, а также разделить их по количественным характеристикам.
  • Дислексическую. Первично наблюдается расстройство чтения математических символов (цифр, знаков), словесных выражений количественных терминов;
  • Графическую. Страдает навык записи математических знаков, символов и правильного воспроизведения геометрических фигур.
  • Операциональную. Связана с утратой способности выполнять математические операции.

Существует иная классификация, согласно которой патология может быть подразделена на специфическую (первичная акалькулия) и неспецифическую (вторичная форма).

К неспецифическим формам относят акалькулию:

  • Оптическую. Возникает при поражении затылочных долей полушария, являющегося корковым представительством зрительного анализатора. Страдает оптическое восприятие числа или математических знаков. Пациенты не могут распознать и оценить схожие по рисунку арифметические символы, часто отмечается дефект в оценке чисел, обозначенных римскими цифрами;
  • Сенсорную. Первично страдает акустическое восприятие речи. Нарушен устный счет и счетные операции, выполняемые на слух;
  • Акустико-мнестическую. При этой форме также нарушается акустическое восприятие речи, но связано оно с нарушением слухоречевой памяти и объема слухового восприятия.

Представителями специфической формы являются лобный и теменной (или теменно-затылочный) подтипы.

Лобная акалькулия связана с нарушением основных функций лобной доли – программирования, регуляции и контроля протекания всех психических функций человека. Патологические процессы, затрагивающие лобную долю, приводят к нарушению всех высших форм организации сознательной деятельности, в том числе и счета.

Теменная (или теменно-затылочная) акалькулия возникает при поражении соответствующих областей мозга, где имеется первичный центр счета. Он складывается на основе уже сформированных и нормально функционирующих зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Как правило, это происходит к 7-летнему возрасту.

По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях. В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.

На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними.

  • Графическая дискалькулия. Человек испытывает сложности в написании чисел и других символов. В этом же случае наблюдаются сложности в восприятии геометрических фигур.
  • Практогностическая. Абстрактные математические понятия не могут быть переведены в реальные примеры. В результате ухудшается восприятия арифметических вычислений и человек испытывает сложности в их применении на практике.
  • Лексическая. Ребенок может воспринимать информацию о правилах и числах от учителей или родителей, но не может заниматься самостоятельно, поскольку не может воспринимать математические знаки с помощью чтения.
  • Вербальная. Числа и математические понятия не воспринимаются или недостаточно хорошо воспринимаются на слух. При этом сохраняется способность выполнять письменные задания.

Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.

Лечение

Дискалькулия может управляться с помощью стратегий лечения. Если не лечить, дискалькулия у взрослых может привести к трудностям на работе и проблемы с финансами. К счастью, есть стратегии для детей и взрослых.

Для детей

Специалист может предложить варианты лечения для вашего ребенка в школе и дома. Они могут включать в себя:

  • повторная практика основных математических понятий, таких как подсчет и сложение;
  • сегментирование материала темы на более мелкие единицы, чтобы облегчить переваривание информации;
  • использование небольших групп других детей для обучения математике;
  • повторный обзор основных математических понятий в практических, ощутимых демонстрациях.

Важно! В литературе по лечению дискалькулий отмечено, что показатели успешности стратегий, рекомендованных для лечения дискалькулий, недостаточно хорошо документированы. Лучший план лечения будет учитывать индивидуальные таланты, потребности и интересы ребенка.

Для взрослых

Лечение дискалькулии у взрослых может быть более сложным, если вы не находитесь в обучающей среде с доступными специальными образовательными ресурсами.

Упражнения и учебные материалы, помогут вам укрепить нейронные пути, используемые в математике. Обучение или частные уроки могут помочь в лечении дискалькуляции у взрослых, а также дислексии у взрослых.

Симптомы

Часто наблюдаются признаки неустойчивого поведения при педагогической запущенности и социальном неблагополучии. В большинстве случаев наряду с дискалькулией отмечают дисграфию (проблема правописания и плохого почерка). А вот писать и читать ребенок может довольно хорошо.

Укажем некоторые трудности, являющиеся признаками специфической дискалькулии:

  • Непонимание, что значит число, каково его разрядное строение.
  • Непонимание, как связаны числа, и какое их внутреннее строение.
  • Непониманияе, что значит ноль, левый и правый компонент числа.
  • Неумение выстраивать автоматизированные цифровые и порядковые ряды.
  • Неспособность складывать числа с переходом через десяток, вычитать, делить и умножать.
  • Неумение распознавать числовые знаки.
  • Неспособность соотнести числа при выполнении действий арифметики.
  • Сложно выучить таблицу умножения.
  • Неумение решать задачи, которые предполагают осознание смысла и проведение двух и более логических операций и необходимость держать в памяти некоторые действия.
  • Непонимание математического содержания схем и картинок, которые способствуют правильному решению.
  • Невозможность выполнения логико-абстрактных действий из области алгебры, геометрии, тригонометрии, физики.

Иначе говоря, ребенок без труда считает в рамках десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен уразуметь структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Без умений и навыков, которые дает математика, трудно выполнять многие элементарные ежедневные функции. Кроме того, математика – один из главных предметов многих высших и средних профессиональных учебных заведений, поступить в которые ребенку с дискалькулией будет практически невозможно. Много проблем может создать ученику и постепенно развивающаяся боязнь математики, порождаемая регулярными неудачами на уроках.

Каковы перспективы для людей с дискалькулией?

Дискалькулия поддается лечению, и ранняя диагностика может существенно повлиять на то, как человек, у которого она есть, изучает математику. Для людей с дискалькулией может быть сложнее изучать математические понятия, но это ни в коем случае не невозможно.

Дискалькулия относится к неспособности к обучению, что затрудняет изучение математических понятий. Людям, страдающим дискалькуляцией, возможно, придется использовать другой подход к изучению математических понятий, продвигаясь медленнее, когда они сталкиваются с новым материалом.

Дискалькулия — неспособность к арифметике

Умение считать, казалось, фундаментальный навык, без которого невозможно жить, получать образование и овладевать профессией. Но вот и трудности с арифметикой записали в нарушение — дискалькулию. В недавнем номере Science вышла статья трех британских профессоров, которые настаивают на том, что это нарушение крайне серьезное, ищут его причины в коре мозга и убедительно просят перестроить школьные программы так, чтобы носители дискалькулии тоже могли бы научиться считать.

Я спросила у одного из авторов, Брайана Баттеруорта, можно ли выделить главный признак дискалькулии. Он ответил: «Это неспособность понимать числа при возможности хорошо владеть другими областями математики, например геометрией». Человек с дискалькулией начинает загибать пальцы при сложении или вычитании, даже если давно вышел из детского возраста. Он не может примерно оценить результат простого арифметического действия, сравнить два числа или посчитать от 10 до 1. При просьбе посчитать десятками ряд запросто может выглядеть так: 70, 80, 90, 100, 200, 300…

Людей с этим нарушением столько же, сколько и с дислексией — 5-7% населения. Но поскольку дискалькулия изучена гораздо хуже, значит, люди с этим нарушением часто оказываются неполноценными членами общества. В результате эта особенность сильно сказывается на социальном статусе ее носителей: по статистике, они меньше зарабатывают и тратят, у них чаще бывают проблемы с законом и они чаще болеют.

Всегда найдутся дети, которые успешны в арифметике, и, наоборот, те, у которых самые примитивные примеры вызывают ужас. У меня есть знакомая семья, нанявшая для своего сына не просто репетитора по математике, а психоневролога. Она приходила со странным прибором для измерения скорости реакции, координации движений и прочих особенностей мозга и только после диагностики приступала к математике. В другой семье сын-первоклассник, наоборот, гениально решал задачи для восьмого класса, но диктанты писал на языке «падонков». Была ли дискалькулия у первого и дисграфия у второго? Бабушки и учителя в обоих случаях склонялись к архаической версии: «лень-матушка», «ремня давно не пробовал». Но никаких педагогических выводов не делали — математика и русский преподавались старыми методами.

Пока ни родители, ни учителя, ни даже ученые до конца не понимают, что за нарушение дискалькулия и как его устранять. Брайан Баттеруорт рекомендует для диагностики использовать формальный тест Dyscalculia Screener, который поможет отличить явные формы дискалькулии. В статье в Science приводятся существующие методики исправления: авторы полагают, детям с дискалькулией нужно назначать специальный курс, который не просто будет разжевывать стандартный набор знаний, но будет принципиально по-другому построен. Так как у детей с этим нарушением нет за абстрактными числами никакого образа, самый простой и действенный способ — учить их связывать абстрактную цифру с визуальным образом. Демонстрировать графически, как три отличается от двух и четырех, закрепляя эти знания через интерактивную игру.

Ученые подсчитывают, что умение работать с дискалькулией серьезно сказывается на экономике, которая ежегодно терпит существенные потери — 2,4 миллиарда фунтов стерлингов. А я вот думаю, какой навык окажется следующим в списке «нарушений» — ведь не может не возникнуть новой болезни, в которой мы будем радостно узнавать свой собственный диагноз.

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

  • значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
  • наследственный фактор;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге;
  • различные интоксикации;
  • дисметаболические отклонения;
  • поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
  • негативная социальная среда;
  • цереброваскулярные болезни;
  • черепно-мозговые травмы.

Последствия и ограничения

Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).

К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]