Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. — презентация

Девиантное поведение

(также
социальная девиация, отклоняющееся поведение
) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1]. Девиантность как социальное явление и реакция общества на неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.

Определение девиантного поведения

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

  • Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
  • Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
  • Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Причины и формы девиаций в подростковом возрасте статья

Причины и формы девиаций в подростковом возрасте

Причины девиаций подростков можно разделить на следующие группы:

1. Социально-экономическое снижение жизненного уровня населения:

  • имущественное расслоение общества;
  • ограничение возможностей социально-одобренных форм заработка; безработица;
  • ослабление общественной функции социального контроля;
  • доступность алкоголя и табака для несовершеннолетних;
  • широкая реклама психоактивных веществ;
  • снижение уровня социальной безопасности.

2. Морально — этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребёнка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодёжных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида. Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

3. Социально-педагогическое ослабление воспитательной функции семьи:

  • воспитание в неполной семье;
  • завышенные требования родителей к ребенку;
  • авторитаризм родителей;
  • жестокое обращение с ребенком;
  • враждебность и конфликты между родителями;
  • критицизм подростка по отношению к школе, семье, отчужденность от них;
  • низкий статус подростков в классном коллективе;
  • слабая система внешкольной занятости детей и молодежи.

4. Учебная дезадаптация школьника в своём развитии проходит следующие стадии:

  • учебной декомпенсации — состояния ребёнка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
  • школьной дезадаптации — состояния ребёнка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
  • социальной дезадаптации — состояния ребёнка, когда отмечается полная утрата интереса к учёбе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками; криминализация среды свободного времяпрепровождения.

5. Следует выделить определённые стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребёнка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребёнку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нём. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребёнка.

6. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребёнком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребёнка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки.

Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

7. Социально-культурная девальвация в обществе традиционных нравственных ценностей:

  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • снижение морально-этического уровня населения;
  • распространение криминальной субкультуры;
  • негативное влияние средств массовой информации;
  • либерализация половой морали;
  • доминирование среди молодежи культа силы;
  • недостатки в системе внешкольной работы;

8. Психологическое стремление быть не зависимым от взрослых:

  • желание быть признанным в группе сверстников;
  • тяга к самоутверждению;
  • не сформированная система моральных ценностей;
  • низкий уровень эмоционально-волевого контроля;
  • желание выглядеть взрослым;
  • гедонистические мотивации (стремление к наслаждению);
  • потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации;
  • повышенная тревожность, низкая самооценка;
  • инфантилизм;
  • повышенный, по сравнению со сверстниками, уровень конформизма;
  • акцентуации характера, психопатии;
  • психопатологические синдромы (депрессия, паранойя, мстительность и т.п.);
  • отрицательные свойства (зависть, жадность).

Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребёнка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно — психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально — медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. В каждый период развития ребёнка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живёт, либо приобщение. Если в семье ребёнок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за своё поведение.

9. Биологические нарушения работы ферментативной и гормональной систем организма:

  • последствия наследственности;
  • влияние различных факторов среды (уровень радиации, химический состав воздуха).

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребёнка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причём здесь речь идёт, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально — педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

-генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, ещё во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощённой алкоголизмом;

-психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

-физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно — соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребёнка в среде сверстников, коллективе.

Рассмотрим разновидности девиаций.

1. По продолжительности девиации бывают: временные; постоянные; устойчивые; неустойчивые.

2. По уровню организации: стихийные; спланированные; структурированные; неструктурированные.

. По направленности на себя и других: эгоистичные; альтруистические; экспансивные; неэкспансивные.

. По уровню осознания: осознанные; неосознанные.

. По количеству лиц: индивидуальные; групповые.

Рассмотрим более подробно.

Девиантное поведение имеет различные динамические характеристики, может быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость. Девиантные формы поведения подразделяются на временные и постоянные, устойчивые и неустойчивые. Для временных девиаций характерна ограниченная продолжительность поведения, противоречащего определенным нормам. Например, подростки могут проявлять девиантные формы поведения только во время пребывания в лагере отдыха, быть агрессивными только в определенной группе и т.д. К постоянным девиациям относят такие формы асоциального поведения, которые имеют тенденцию к повторению. Устойчивыми называют девиации, для которых характерен только один вид асоциального поведения (наркомания, дромомания т.д.). При неустойчивых девиациях отмечается склонность к проявлениям различных видов девиантного поведения (алкоголизм с агрессией к ближним и т.п.).

Стихийные девиации характеризуются спонтанностью и хаотичностью. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. Их причиной, как правило, является эмоциональное состояние индивида и стечение обстоятельств. Наиболее типичными стихийными девиациями для подростков является вербальная, физическая агрессии, попытки самоубийства и тому подобное.

Спланированные девиации имеют характер регламентированность и четкой направленности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко переживает радостное и одновременно тревожное ожидание определенного вида деятельности (например, состояние компьютерной зависимости у подростков). Структурированная (организованная) девиация — это групповая форма поведения, в рамках которой четко распределены роли всех ее участников. Для не структурированной разновидности группового девиантного поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентация поступков.

Девиантные формы поведения по своей направленности на себя и других бывают экспансивные, неэкспансивные, эгоистические и альтруистические. Экспансивные девиации, в отличие от неэкспансивные, характеризуются вторжением в сферу жизни и деятельности окружающих, осуществление относительно них различных форм физического, психического и сексуального насилия. При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением не затрагивает интересы других (например, нервная анорексия — озабоченность весом своего тела, постоянное ограничение себя в еде). Эгоистические девиации отмечаются направленностью на получение удовольствия или личной выгоды. Альтруистические девиации направлены на удовлетворение интересов других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничтожению. Альтруистические цели может преследовать самоубийца, если он прощается с жизнью ради спасения других.

По уровню осознанности и критичности поведения различают осознанные и неосознанные девиации. Осознанные девиации — это такой вид поведения, при которой человек осознает, что его поступки противоречат определенным нормам и относительно которых человек может переживать негативные эмоции, желая изменить свое поведение. Неосознанные девиации, как правило, присущи людям с психическими расстройствами, которые убеждены, что их поведение носит адекватный характер по сравнению с поступками окружающих, в них отсутствует желание изменить что-либо в своем поведении.

Различают также первичную и вторичную девиации. Первичная девиация — это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка против авторитарности взрослых; желание самовыражения, которое по определенным причинам не может осуществиться в рамках «нормативного» поведения). Вторичные девиации возникают в результате сознательного или неосознаваемого девиантом стремление действовать согласно тому ярлыку, который окружающие заметили в его поведении раннее.

Классификации

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержательно. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и т. д.) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер, или только деструктивный.

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938)[2][3]. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

  1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);
  2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
  3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
  4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
  5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:[4]

  1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):
  2. деструктивное поведение:
      внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм): аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
  3. антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
  4. внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

Девиантное поведение несовершеннолетних и его диагностика

По данным Генеральной прокуратуры в Украине только за три месяца (январь – март) 2014 г. зарегистрировано 169,5 тысяч преступлений, 1235 из которых совершено несовершеннолетними либо с их участием.

Анализ показывает, что уровень преступности (в том числе детской) последние годы в стране практически не меняется (табл. 1).

Таблица 1

Правонарушения в Украине

Год Зарегистрировано правонарушений, тыс. Осуждено
всего,

тыс. чел.

в возрасте, лет
14-17 18-24
2005 491,8 176,9 9,9% 29,5%
2006 428,1 160,9 8,7% 29,0%
2007 408,2 152,8 7,3% 29,2%
2008 390,2 146,9 6,9% 27,5%
2009 439,5 146,4 5,9% 27,1%
2010 505,4 168,8 6,4% 25,6%
2011 520,2 154,4 5,6% 24,6%
2012 503,7* 162,9 5,5% 23,2%
2013 563,6 205,8 4,3%

*рассчитано авторами по данным Государственной службы статистики Украины

Вместе с тем, специалисты констатируют, что преступность за годы независимости Украины помолодела, т.к. средний возраст преступника уменьшился на 2-4 года. Сегодня до 40% всех преступлений совершается лицами моложе 25 лет, в том числе порядка 7% – несовершеннолетними. При этом криминологи отмечают, что несовершеннолетние преступники превосходят своих старших «товарищей» в дерзости и цинизме при совершении преступления.

Каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними в Украине в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И это следствие того, что сегодня в Украине 68% юношей и 64% девушек употребляют алкоголь, а 13% молодежи – легкие наркотики. Всемирная организация здравоохранения подтверждает тот факт, что по такому показателю, как «подростковый алкоголизм» Украина уверенно занимает первое место в мире. По данным Минздрава Украины от 8% до 26% школьников в возрасте 13 – 16 лет хотя бы один раз пробовали наркотики. Только в 2012 г. в стране было зафиксировано 2 тысячи несовершеннолетних наркоманов. С учетом латентности эту цифру надо увеличить в 6 – 10 раз.

У каждого преступления есть свои корни – генетические, физиологические или социальные. Все они имеют начало в семье. Именно семья была и остается основным институтом социализации ребенка, т.к. семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов. К сожалению, институт семьи в Украине переживает кризис. Растет число неблагополучных семей, в частности, «неполных семей», семей с «неродным отцом», «гражданских семей», семей с низким социальным статусом, малообеспеченных семей и т.п. По разным причинам семьи все чаще сегодня самоустраняются от выполнения одной из основных своих функций – воспитательной. Исследования показывают, что в настоящее время на общение с собственными детьми родители в Украине тратят в среднем около пяти минут в день. Положение усугубляется еще и тем, что сегодняшние молодые родители – это люди 25-35 лет, детство которых пришлось на переломные 1990-е годы, когда о нравственном воспитании детей практически не вспоминали. К сожалению, именно такие родители сегодня своим поведением провоцируют детскую девиантность.

Нельзя не согласиться с мнением киевского психолога Вадима Васютинского, который заметил, что «Благополучная семья – это не та семья, где ребенка кормят и не бьют, а та, где его любят и поддерживают».

Установить уровень благополучности семьи (с точки зрения воспитания детей) очень сложно. Как правило, документы, например, имеющиеся в личном деле школьника, не дают ответа даже на вопросы формального характера (о полноте семьи, отцовстве, наличии братьев и сестер, совместности проживания и т.д.). Попытки же через дополнительное анкетирование или опросы выяснить реальное положение дел в семье, в большинстве случаев, оказываются неэффективными, поскольку родители (как правило, матери) либо вообще не отвечают на вопросы, либо отвечают неполно, скрывая часть информации.

В этой ситуации нами было принято решение воспользоваться косвенным проективно-диагностическим методом, получившим распространение при оценке детско-родительских и сиблинговых отношений. Семейные психологи отмечали, что при оценке переживания и восприятия ребенком своего места в семье и выяснения отношения ребенка к семье в целом и отдельным ее членам достаточно продуктивны рисуночные методы. При этом констатировалось, что применительно к детям младшего школьного возраста эффективен простой метод, известный как «Рисунок семьи». Этот метод и был взят нами за основу.

Исследование проводилось в Севастополе, который по данным народного депутата Украины Геннадия Москаля является самым криминальным город Украины (в январе 2013 г. уровень преступности на 10 тысяч жителей достиг в Севастополе отметки в 61,2, что в 1,6 раза выше, чем в Киеве и в 2,5 раза выше, чем в среднем по Украине). Объектом исследования был первый класс одной из старейших школ города, расположенной в центральной части Севастополя.

Методика включала в себя: 1) рисование детьми в классе на стандартном листе бумаги цветными карандашами их семей; 2) оценку эмоционального воздействия рисунка на зрителей; 3) формализованный анализ структуры рисунка с точки зрения полноты нарисованной семьи (в сравнении с реальной); 4) содержательная характеристика рисунка, включая интерпретацию особенностей расположения фигур членов семьи и их графического изображения. Были оценены 5 системокомплексов: благоприятность семейной ситуации, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности и враждебность.

Анализ рисунков показал следующее: 1) рисунки людей очень вариативны. 70% из них – схематические изображения (III стадия развития детского рисунка), 20% – полусхематические (IV стадия) и 10% – правдоподобные (V стадия). Такой результат свидетельствует о том, что лишь у 30% учеников умственный возраст не ниже хронологического (6-8-лет). Эта оценка совпадает с данными по успеваемости (чтение, письмо, счет) и способности к логическому мышлению; 2) число фигур на рисунке совпало с данными о количественном составе семьи лишь в 40% случаев, при этом на двух рисунках фигуры людей вообще отсутствовали. Семья, как правило, изображалась в уменьшенном составе, без части братьев и сестер, что свидетельствует о внутрисемейной конкуренции и конфликтности сиблинговых отношений. На трех рисунках состав семьи был увеличен, что может быть связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. 3) в 40% случаев фигуры людей были монохромными, что говорит о безразлично-нейтральном или негативном (при рисовании черным цветом) отношении ребенка к этим членам семьи; 4) на двух рисунках все фигуры людей изображены с поднятыми руками и длинными растопыренными пальцами, что свидетельствует об агрессивных побуждениях; 5) на 50% рисунков помимо фигур людей присутствовали (а в ряде случаев доминировали) дома, автомобили и т.п. Наличие таких предметов на рисунке семьи свидетельствует о приоритетности материальных благ в жизни семьи.

На основании проведенного анализа установлено: 1) реальный состав семьи существенно отличается от известного учителю; 2) примерно в каждой четвертой семье ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт.

Эти выводы побудили нас провести дополнительное специальное изучение состава семей первоклассников. В результате было выявлено, что из 30 школьников 18 воспитываются в семьях с латентными признаками неблагополучия.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что рисунок может быть эффективным средством диагностики предрасположенности детей младшего школьного возраста к девиантному поведению.

Девиантное поведение несовершеннолетних является предметом исследования многих наук, в том числе и педагогики. При этом педагогический аспект представляется нам особенно важным, т.к. позволяет сформулировать рекомендации по профилактике и предупреждению правонарушений среди детей и подростков и предложить комплекс превентивных мер.

В этой связи интересен вопрос отражения данной темы в диссертациях ученых-педагогов. В качестве объекта исследования был выбран массив диссертаций из Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (НБУВ).

Раздел «Педагогические науки» электронного каталога НБУВ содержит более 3300 источников информации – диссертаций и авторефератов (табл. 2).

Таблица 2

Количество авторефератов диссертаций по педагогике в фондах НБУВ

Специальность Количество работ
Шифр Наименование
13.00.01 Общая педагогика и история педагогики 621
13.00.02 Теория и методика обучения (по отраслям знаний) 820
13.00.03 Коррекционная педагогика 81
13.00.04 Теория и методика профессионального образования 1083
13.00.05 Социальная педагогика 120
13.00.06 Теория и методика управления образованием 39
13.00.07 Теория и методика воспитания 327
13.00.08 Дошкольная педагогика 46
13.00.09 Теория обучения 174
13.00.10 Информационно-коммуникационные технологии в образовании 0
Всего: 3311

В связи с таким большим числом работ было решено провести анализ лишь по пяти рубрикам: А) «Трудности в воспитании поведения детей школьного возраста и их преодоление»; Б) «Воспитание трудных и запущенных детей (школьная педагогика)»; В) «Воспитание учеников 5-8 классов. Воспитание подростков (школьная педагогика)»; Г) «Правовое воспитание (школьная педагогика)»; Д) «Преступность несовершеннолетних» (табл. 3).

Таблица 3

Количество авторефератов по педагогике в 5 выбранных рубриках

Рубрика Шифр специализации специальности 13.00.
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
А 6/2* 0/0 0/0 3/1 4/0 0/0 4/0 0/0 0/0 0/0
Б 13/4 1/0 0/0 5/0 3/0 0/0 7/0 0/0 0/0 0/0
В 2/0 1/0 0/0 0/0 2/0 0/0 22/0 0/0 0/0 0/0
Г 5/0 1/0 0/0 0/0 2/0 0/0 3/0 0/0 0/0 0/0
Д 0/1 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0

*числитель – количество кандидатских, знаменатель – количество докторских диссертаций

В этих рубриках нами обнаружено 8 докторских и 94 кандидатских диссертации. При анализе было установлено, что часть этих работ позиционировалась библиотекой одновременно в нескольких разных рубриках. Удалось выявить, что число оригинальных (с точки зрения повторности представления) диссертаций – 79, в том числе 6 докторских и 73 кандидатских. Однако, в связи с тем, что отдать приоритет какой-либо из рубрик не представляется возможным, анализ проводился по всем 102 работам.

Наибольшее количество диссертационных исследование (37) было выполнено в рамках специальности «Теория и методика обучения», чуть меньше – 34 в рамках специальности «Общая педагогика и история педагогики», но здесь было представлено наибольшее количество докторских диссертаций (7). Нами установлено, что за последние 7 лет было защищено почти 60% всех диссертаций, что свидетельствует как об увеличении интереса к теме отклоняющегося поведения несовершеннолетних, так, видимо, и о росте значимости самой проблемы.

Проведенное нами исследование показало, что проблема девиантного поведения несовершеннолетних представляет как научный, так и практический интерес для педагогов, что подтверждается обнаружением в фондах НБУВ значительного (не менее 2,5% от общего массива) количества диссертационных исследований, посвященных данному вопросу.

Причины и признаки девиантного поведения

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
  4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида.

  1. Биологические. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику.
  2. Психологические. Девиация складывается за счет влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер.
  3. Социологические. Проще всего их можно объяснить с помощью Теории Аномии, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе.

Предисловие

В книге описываются криминолого-психологические аспекты метакриминологии. Мета (греч. Μετά, meta – вслед, за, после, через), как правило, обозначает: 1) уровень описания объекта или системы, высшего по отношению к предыдущему описанию; 2) следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение.

Преступность, причины ее и индивидуального преступного поведения, личность преступника, меры предупреждения – традиционные элементы предмета криминологии. Девиации, личность девианта (делинквента), психология отклоняющегося поведения – элементы предмета девиантологии. Исследования социологии преступности, виктимности и девиантности личности всегда интересовали криминологов. Более того, известные криминологи Кудрявцев В. Н, Антонян Ю. М. и другие ученые внесли достойный вклад в описание и решение проблем отклоняющегося поведения.

В нашем случае сделана попытка рассмотреть те разновидности девиантного поведения, отклоняющегося от социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в конкретный период их развития, которые переходят в общественно опасные деяния (преступления) или иные детерминирующие их и, как правило, служащие фоновыми явлениями для преступности.

Непрерывный рост разнообразных проявлений девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач не только борьбу с последствиями отклонений от социальных норм (норм права в том числе), но, главным образом, их предупреждение, или нейтрализацию причинного комплекса, устранение социальных противоречий, дезадаптации лиц, оказывающих негативное воздействие на поступки и действия в первую очередь подрастающего поколения, включая отдельных молодых людей, не достигших 25-летнего возраста, организм которых также не успевает в силу эмоциональной незрелости стабилизироваться к установленному в обществе критерию взрослой жизни[1].

Заметим, в России возраст совершеннолетия – 18 лет, в ряде иных стран – 21 год. Восемнадцатилетний получает все права взрослого человека, включая возможность употреблять алкогольные напитки. Водительские права можно получить в 16 лет, сексом заниматься с 18, так как в США предусмотрена уголовная ответственность за секс с лицом моложе 18 лет, а вот право на употребление алкоголя человек получает только в 21 год.

В связи с этим проблема изучения отклоняющегося поведения молодежи и несовершеннолетних является профессионально необходимой и практически значимой.

Девиантное поведение в антиутопии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 декабря 2011 года

.

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения

самого общества.

Также примером можно считать роман Евгения Замятина «»; в котором девиантом считается личность, имеющая душу, способная любить и мыслить отвлечённо от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Наша экспериментальная работа и психолого-педагогические исследования показали, что у подростков с отклоняющимся по­ведением преобладает общественно-отрицательная, эгоистиче­ская направленность,

определяющая соответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. По данным одних исследователœей, более 73% несовершеннолетних курят, 59% употребляют спирт­ные напитки, 10% употребляют наркотики. У подростков-право­нарушителœей существенно деформированы духовные, познава­тельные и эстетические потребности. У них отсутствует интерес к знаниям, к учебной деятельности (у 45%), они бесцельно про­водят свободное время, не занимаются общественно полезной деятельностью (73%). В силу неразвитости познавательных инте­ресов и отрицательного отношения к школе у данной категории подростков довольного низок уровень нравственно-правовой куль­туры.

При выяснении объёма и характера правовых знаний несовершенно­летних была предложена анкета учащимся школ, воспитанникам реаби­литационного центра, учащимся ПТУ и ВТК, в которой задавались во­просы на знание отдельных правовых норм, характеристик тех или иных противоправных деяний. На вопрос: ʼʼКак вы думаете, что такое преступ­ление?ʼʼ — абсолютное большинство педагогически запущенных подрост­ков выбрало ответ, что ʼʼэто необдуманное действиеʼʼ (50,7% воспитанни­ков ВТК; 47,8% учащихся, состоящих на учете в ИДИ; 38,5% учащихся ПТУ), и только 27% обычных школьников указали, что ʼʼэто обществен­но опасное деяние, совершенное вменяемым лицом в возрасте уголовной ответственностиʼʼ. На просьбу дать характеристику мелкому хулиганству приоритетным в выборе характеристик у воспитанников ВТК оказалось приставание к прохожим на улицеʼʼ, у учащихся ПТУ — ʼʼпорча государ­ственного имущества (поломал стул, стол, разбил окно)ʼʼ, у подростков, состоящих на учете в ИДН, — ʼʼгрубость в транспорте, нецензурные вы­раженияʼʼ, у обычных школьников — ʼʼшум в ночное время сутокʼʼ. На вопрос: ʼʼМожно ли жить в нашей стране, не нарушая закона?ʼʼ — в отве­тах четко прослеживается правовой нигилизм. Отрицательный ответ дали 73,2% воспитанников ВТК, 65,4% учащихся ПТУ, 61,5% подрост­ков, состоящих на учете в ИДН, и около 5% обычных школьников.

Не менее своеобразны ответы на вопросы, определяющие отношение подростков к современному законодательству и нарушению правовых норм. Отношение к нецензурной брани, употреблению спиртных напитков, бродяжничеству, мелким хищениям у половины опрошенных подростков с девиантным поведением безразлично, а если оно было связано с оценкой поступка товарищей или близких людей, то выбирался ответ ʼʼв зависи­мости от обстоятельствʼʼ.

В юридической и специальной психолого-педагогической ли­тературе, анализирующей правосознание подростков с девиант­ным поведением, выделяются следующие его особенности.

В первую очередь, это мнимая осведомленность в уголовном зако­нодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонаруше­ния, у подростков складывается впечатление, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и резуль­таты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсут­ствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопостав­лении своего поведения и требований закона. Οʜᴎ склонны рас­сматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторож­ное действие, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют при­менять правовые знания в конкретной ситуации. В случае если им предла­гается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практи­ка их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. В случае если, к примеру, деньги ʼʼвзятыʼʼ для того, чтобы кому-то помочь, а не бесцельно потраче­ны, то они здесь не видят состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовер­шеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться тру­сом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совер­шают противоправные действия или принимают решение об их совершении.

Необходимо отметить у подростков с отклоняющимся поведе­нием нарушения в эмоционально-волевой сфере личности.

Стоит сказать, что для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность (более 30% подростков), частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, неста­бильность характера влияют на взаимоотношения в классном кол­лективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конф­ликтам.

В среднем каждый обычный подросток в течение недели от случая к случаю вступает в конфликт в 30,5% случаев, учащиеся ПТУ — в 45% случаев, подростки — правонарушители и несовершеннолетние преступни­ки соответственно в 60,8 и 76,9% случаев. Причинами конфликта стано­вятся у обычных школьников непонимание со стороны сверстников (23,1%), у учащихся ПТУ — желание выделиться (30,8%), у подростков-правонарушителœей — желание доказать, что ʼʼя тоже человекʼʼ (37,8%). Конфликты происходят, как правило, с различными категориями людей.

Среди мотивов антиобщественного поведения подростков поч­ти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетво­рением примитивных, в т.ч. аномальных для подросткового возраста͵ потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть под­ростков (до 20%) совершают правонарушения из стремления по­знать новое, испытать неизведанное, другая часть — из озорства, от нечего делать (11%). Около четверти процентов правонаруше­ний совершается из желания самоутвердиться среди сверстников. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, отклоняющееся поведение подростков -довольно емкое и содержательное понятие, включающее девиации в пове­дении, начиная от элементарных, простых нарушений порядка (мотивы бывают самыми разными) до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства. В пси­холого-педагогической литературе и практике школы к подрост­кам с отклоняющимся поведением относят всœех психически здо­ровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие недостатков и про­счетов воспитания (семейного или общественного), неблагопри­ятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия.

В силу этого, говоря об отклоняющемся поведении несовершен­нолетних подростков, мы будем иметь в виду ту группу детей, ко­торая входит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и соци­ально запущенных подростков, и определœенную часть подростков-правонарушителœей.

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособ­ность или нежелание усваивать педагогические воздействия и ак­тивно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок — ϶ᴛᴏ прежде всœего тот, кто оказывает активное сопротивление воспи­танию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет

негативизм к педпроцессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может прояв­ляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, не­умения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагоги­ческих ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ре­бенка.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагоги­ческой запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Педагогически запущенный

это такой ребенок, уровень невос­питанности которого выражается в несформированности важ­нейших социальных качеств личности, актуальных для соответст­вующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного школьника обусловливают его неадекватные реакции на педаго­гические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств. Для данной категории детей характерны хроническое от­ставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфлик­ты с одноклассниками и учителями, приобретение вредных при­вычек и др.).

Педагогическая запущенность должна быть не только следстви­ем, но и истоком трудновоспитуемости, усиливающим ее и при­водящим подростка к социальной запущенности и правонаруше­ниям.

Социально запущенные дети и подростки — это трудновоспитуе­мые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Стоит сказать, что для них ха­рактерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формиро­вание и социальное развитие происходят под влиянием асоциаль­ных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правона­рушения, аморальное поведение и др.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная и педагогическая запущенность тес­но взаимосвязаны с трудновоспитуемостью, взаимодополняют и углубляют друг друга, при определœенных условиях ведут к право­нарушениям. По этой причине их предупреждение и ликвидация требуют комплексных социально-психологических и коррекционно-педа-гогических мер, взвешенного научного подхода и продуманных мер педагогического воздействия, опирающихся на знание приро­ды, условий и причин этого асоциального явления.

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.
  2. Merton R. K. «Social Structure and Anomie», American Sociological Review (англ.)русск., 3, October, 1938, p. 672—682
  3. Мертон Р. К.
    Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / пер. с франц. Самарской Е. А., ред. пер. Грецкий М. Н.. — М.: Прогресс, 1966.
  4. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Издательство «Наука», 1990.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 176576

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Литература

на русском языке

  • Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.
  • Отклоняющее поведение / Гилинский Я. И. // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 652. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3.
  • Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский , 2004. — 288 с. ISBN 5-7695-1782-4.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 242 с. ISBN 5-87555-132-1.
  • Комлев Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения. 2-е изд. Казань, 2006;
  • Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-91768-209-9.
  • Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1. — С.54-60.
  • Плахов В. Д. Норма и отклонение в обществе: философско-теоретическое введение в социальную этологию. СПб., 2011;

на других языках

  • Goode E. Deviant behavior. 9th ed. Upper Saddle River, 2011.

Статья » Проявление девиантного поведения у детей и подростков»

Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, поэтому именно они чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма,

Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Именно в подростковом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

В связи с этим проблема профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения приобретает в современных условиях чрезвычайную актуальность. Пространство ненормативного поведения в последнее время существенно расширилось за счет увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей (таких как игромания, интернет–зависимость), а также за счёт расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков. Образ жизни, основу которого составляет девиантная активность и зависимые формы поведения, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности, существенно ухудшает «стартовые» условия социализации молодого поколения.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция в рамках образовательных учреждений, где они находятся в зоне социального контроля и влияния педагогического коллектива. Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.

Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:

  • девиантное;
  • делинквентное (противоправное);
  • криминальное (преступное) поведение.

Социологи определяют девиацию

как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя. По мнению Э. Дюркгейна, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

Существенными признаками девиантного
поведения
являются:

  1. Отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут со временем меняться.
  2. Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей.
  3. Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям.
  4. Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением.
  5. Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.
  6. Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.
  7. Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Следует помнить, что термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 9 лет.

Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т.д.). Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.

Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной деятельности.

Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.

Так, по мнению американского социолога Н. Смелзера и белорусского социолога О. Осиновой, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков подростков социальным ожиданиям. Поскольку социальные ожидания многообразны и часто представляются спорными, то и определить, является то или иное действие девиантным, непросто. Смелзер отмечает, что один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный. Ученый подчеркивает, что девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя

Клейберг Ю.А. определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры, мода и т.д. При этом девиантные действия выступают:

  • в качестве средства достижения значимой цели;
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.

Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, конфликтами с окружающими, агрессивностью. Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.

Формы проявления девиантного поведения

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем

не менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах:

  • пьянство и алкоголизм;
  • токсикомания и наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • проституция;
  • девиантное поведение по почве сексуальных отклонений;
  • побеги из дома и бродяжничество;
  • вандализм.

Как показывает анализ ряда психолого-педагогических источников, распространёнными особенностями, характерными для подростков с девиантным поведением, является состояние психологической изоляции, низкий уровень социализации, отставание в развитии, различного рода нарушения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность образа «Я», рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Помимо этого, у рассматриваемого контингента подростков учёными выделяются следующие специфические социально-психологические особенности: отсутствие опыта нравственного поведения; извращение или неверное понимание таких социальных ценностей, как дружба, любовь, смелость и пр.; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение – собственное или окружающих лиц – оценивается как нормальное, соответствующее общественным установкам); ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами.

1. Социальные причины.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся:

  • малые социальные группы (прежде всего семья

    , группа сверстников);

  • школа;
  • многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).

К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу.

2.
Морально-этические причины
: низкий морально-нравственный уровень современного общества; его бездуховность; утрата моральных ценностей; равнодушие общества ко многим детским проблемам; процветание среди населения алкоголизма и наркомании.

3.
Социально-педагогические причины
: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.

4.
Семья как причина девиантного поведения
. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.

Семьи с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая статистика такова: 50% — дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% — дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались в вполне благополучных семьях.

Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих факторов в семье:

употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%).

5.

Как самостоятельную причину следует рассматривать
неформальные группы сверстников
. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации — семьи и школы.

6.
Особенности подросткового возраста
. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:

  • внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;
  • пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый;
  • стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

7. Биологические факторы.

Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение, не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

  • Генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.
  • Психофизиологические факторы. В последнее время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
  • Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.

8. Психологические факторы

связанны с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

9. Социокультурные причины

связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и некритичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режимного поведения.

10. Личностный фактор

. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

Образовательное учреждение любого типа выступает одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогическое сопровождение воспитательно-профилактической деятельности семьи, других социальных институтов, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции поведения подростков, осуществляемой непосредственно в процессе образовательного процесса, созданию воспитывающей среды в учреждении образования, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении образования базируется на следующих принципах:

  • формирование противопоточных установок;
  • систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;
  • учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;
  • единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
  • организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.

Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам.

Работа с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении, как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы:

  1. Этап ранней профилактики.
  2. Этап непосредственной профилактики девиантного поведения.
  3. Этап профилактики предпреступного поведения.

На названных этапах решаются следующие задачи:

  • На этапе ранней профилактики необходимо оздоровить среду и помочь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.
  • Задачи второго этапа состоят в недопущении перехода на предпреступный уровень поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
  • Главная задача этапа профилактики предпреступного поведения — не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.

Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением? Под такими педагогическими условиями следует понимать комплекс методов, форм и средств, направленных на процесс социализации обучающихся с девиантным поведением. Основными методами, применяемыми в процессе социализации, являются такие методы воспитания, как:

  • методы формирования сознания личности (различные виды бесед, дискуссии, диспуты и метод примера). Данные методы способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышают самооценку личности;
  • методы стимулирования мотивации деятельности и поведения (ролевые игры и соревнования). Данные методы вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности;
  • методы контроля (беседы и психологические опросы). Данные методы позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением.

Применение данных методов должно быть обусловлено учётом индивидуальных особенностей личности и выбором определённых педагогических ситуаций. Ведущими формами процесса социализации обучающихся с девиантным поведением являются:

  • проведение классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций личности, то есть компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности;
  • организация круглых столов, семинаров, конференций и тренингов с привлечением работников здравоохранения, физической культуры и спорта, успешных людей, передовиков производства с целью самоопределения и всестороннего развития личности;
  • организация экскурсий, туристических походов, которые направлены на приобретение новых знаний, умений и навыков.

Именно разноплановое использование данных форм воздействия создаст благоприятные педагогические условия для процесса социализации обучающихся с девиантным поведением.

Основными средствами создания педагогических условий, способствующими социализации учащихся с девиантным поведением, являются:

  • окружающие продукты материальной культуры;
  • язык и речь ближайшего окружения детей и подростов;
  • элементы духовной культуры (произведения искусства и литературы, обычаи, песни);
  • различные виды отношений в главных отраслях жизнедеятельности;
  • методы поощрения.

С помощью данных средств социализации девиантное поведение нормализуется в соответствии с ценностями и нормами общества.

В результате комплексного применения данных форм, методов и средств процесс социализации учащихся с девиантным поведением будет проходить в три этапа:

  • на первом этапе происходит ознакомление с новыми требованиями, предъявляемыми к личности;
  • на втором этапе происходит приобщение к окружающему социуму и включение в разнообразные виды деятельности и общения;
  • на третьем этапе происходит самоопределение и самореализация личности.

Сам процесс социализации должен строиться на основе учебной деятельности, системы взаимоотношений (педагог – ребёнок – родитель) и психологической помощи. Еще одним важным педагогическим условием является то, что процесс социализации должен быть основан на следующих факторах:

  • доверительные отношения;
  • позитивный настрой;
  • индивидуальный подход;
  • системность воздействия;
  • убеждение;
  • поощрение.

Именно данные слагаемые будут способствовать результативности процесса социализации. А для того чтобы процесс социализации осуществлялся органично, педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип поддержки (обучающийся должен видеть в педагоге не угнетателя, а доброжелателя);
  • принцип стимулирования (педагог должен постоянно находить новые формы и методы работы, с целью поддержания вовлеченности обучающихся в процесс социализации);
  • принцип умеренной требовательности (позволяется всё, не противоречащее законам, учебному укладу, не наносящее вред здоровью и не понижающее самооценку других обучающихся).

Данные формы, методы, средства, условия и принципы работы позволят обучающимся с девиантным поведением найти своё место в жизни, почувствовать себя нужным, быть инициатором и просто ответственным исполнителем.

Доктор педагогических наук А.Д. Гонеев, автор учебника по основам коррекционной педагогики, выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

1. Метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера.

2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

  • объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;
  • переориентировка самосознания;
  • переубеждение;
  • прогнозирование отрицательного поведения.

3. Метод перестройки жизненного опыта:

  • предписание;
  • ограничение;
  • переучивание;
  • переключение;
  • регламентация образа жизни.

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

  • поощрение и наказание;
  • соревнование;
  • положительная перспектива.

А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми.

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях, где воспитываются подростки с девиантным поведением, зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны. В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами — все это отражается на ребенке. Характер детей — в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Список источников:

  1. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28
  2. Белкин А.С. Внимание — ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн. — Урал.кн. из-во, 1981.
  3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.,1999.
  4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М.,2003.
  5. Киреев В.Как уберечь ребенка от наркомании?//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.73-104
  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения . М., 2001.
  7. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография Ярославль Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 2002.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.,2001.
  9. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.
  10. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
  11. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]