Невроз у подростков: симптомы, причины, терапия и профилактика. Специфические особенности неврозов в подростковом возрасте


Невроз у подростка

Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм.
В настоящее время от неврозов страдает пятая часть населения планеты. В подростковом возрасте девочки страдают от неврозов чаще, чем мальчики. Это сказывается на самооценке, на отношении к себе и отношениях с окружающими. Часто этому виной становятся проблемы в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.

Подростковый кризис

Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Причины неврозов у подростков

Дети и подростки страдают от неврозов по причине разнообразных провоцирующих факторов. Наиболее частые причины:

  • конфликты с родителями;
  • неблагоприятная семейная ситуация (алкоголизм отца/матери, проживание с мачехой/отчимом);
  • постоянная раздражительность;
  • незначительные мозговые нарушения, вызванные тяжело протекающей беременностью и сложными родами;
  • высокие требования к себе;
  • конфликты с ровесниками;
  • гиперчувствительность и эмоциональность;
  • гормональный всплеск;
  • нехватка внимания.
  • симптомы и признаки невроза и подростков
  • недоверчивость, подозрительность;
  • нарушение сна;
  • заниженная самооценка;
  • боязнь, страх, неуверенность;
  • раздражение на фоне усталости;
  • патологическая неуверенность, нерешительность;
  • повышенные нагрузки;
  • излишняя обидчивость;
  • снижение концентрации внимания.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Резюме для родителей

Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

Проявление неврозов

Нервные расстройства у детей и подростков могут проявляться по-разному. Они бывают следующих видов:

  1. Нервный тик. Невроз у детей и подростков может проявляться в виде неосознанного подергивания конечностей, глаз, рта, щек, пожимания плечами, беспричинным движением рук, причмокиванием. Нервный тик, возникающий, когда ребенок абсолютно спокоен – один из признаков нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если у ребенка ранее не было проблем со сном, он всегда высыпался, но вдруг начал часто ворочаться, беспокойно спать и просыпаться среди ночи, а то и вовсе перестал засыпать, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным. Также бывают случаи лунатизма.
  3. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет, но бывает и позже. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не нагружать ребёнка, так как из-за перенапряжения он может испытывать стресс, что в дальнейшем принесет родителям немало беспокойств. Заикание также часто проявляется при длительной разлуке с близкими. Если вовремя не обратить внимания на эту проблему, в будущем вылечить заикание будет гораздо сложнее.
  4. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в нежелании употреблять пищу. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте ребенок начнет стремиться к стройной фигуре, в связи с чем может отказаться от еды вовсе. Лечить анорексию лучше всего на ранних стадиях проявления, так как подростки проявляют большую самостоятельность и считают, что лучше знают, что им нужно.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Неправильное поведение родителей под прикрытием сильной любви и желания помочь также часто приводит к развитию невроза. Чтобы не допустить развитие болезни и ее появления, нельзя отмечать только недостатки ребёнка, постоянно указывая на слабости, думая, что это пойдет ребенку на пользу. В этом случае необходимо сконцентрироваться на достоинствах. Нельзя отправлять ребёнка в школы, кружки и прочие секции, которые ему не нравятся, создавая перегрузку. Также не следует слишком сильно опекать ребёнка. Но самое важное, что необходимо соблюдать, чтобы у ребенка не возникало психологических проблем – сохранение дружелюбной атмосферы в семье и отсутствие скандалов. Нужно давать ребенку возможность проявлять самостоятельность. Не стоит ставить запрет на вопросы, касающиеся полового созревания, любовных отношений.

Физически неврозы могут проявляться в виде депрессии, бессонницы, плаксивости, отсутствии аппетита, панических атак, головных болей.

Подростки также могут страдать от гипергидроза, при котором наблюдается увеличение отделения пота. Патологический процесс сопровождается часто тахикардией. При заболевании у подростков также может возникать чувство дурноты и спазмы в кишечнике. Также нередко бывает гиперемия (покраснение кожи).

Глава 13. Неврозы

Особенности неврозов в подростковом возрасте
Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте значи­тельно меньше, чем в детстве, а относительно высокая болезненность ими (около 15 % состоящих на учете в психо­неврологических диспансерах) создается за счет тех подростков, которые страдают неврозами с детства.

Может вызвать удивление, что период полового созревания, «пубертатного криза» не дает резкого возрастания заболеваемости неврозами. Вероятно, дело в том, что в этом возрасте обнаруживается склонность к «замене» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения.

Те же самые психогенные факторы, что у детей и взрослых, вызывают невроз, хотя и различный по картине проявлений, у подростков, в период становления характера, ведут к девиантному поведению.

В подростковом возрасте различают те же формы, что и у взрослых: неврастению, истерический и обсессивно-фобический неврозы. В отношении картины неврозов этот возраст несомнен­но ближе к взрослому, чем к детскому, когда приходится встречать еще малодифференцированные формы.

Отличие от взрослых состоит в некоторых особенностях психогенных факторов и психогенеза, отражающих специфику подросткового возраста (например, реакцию эмансипации), а также в более отчетливой связи отдельных форм неврозов с определенными типами акцентуаций характера.

Неврастения

Неврастения является наиболее распространенной формой невроза у подростков. Чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуации характера Ее основные симптомы у подростков те же, что и у взрослых.

Повышенная утомляемость, особенно при умственном напряжении, волнующей обстановке, сочетается с раздражительностью, усиливающейся при усталости. Отсюда психологической защитой становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки [Сметанников П. Г., 1981].

Наблюдаются также нарушения сна, головные боли, сниженное настроение и склонность к ипохондрии.

Так же, как у взрослых, можно выделить два типа неврасте­нии — гиперстенический и астеноипохондрический.

Гиперстенический тип. Ведущим симптомом является крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении, в напря­женной обстановке. Вспышки раздражения возникают от ничтожных поводов и нередко завершаются слезами и раскаянием. Они могут быть адресованы как родным и близким, так и совершенно случайным, незнакомым людям, как взрослым, так и сверстникам.

Возбудимость проявляется также в непереносимости шума, реже яркого света и резких запахов. О выраженной вегетативной лабильности можно судить по колебаниям частоты пульса, величины артериального давления, игре вазомоторов.

Иногда вегетативные реакции достигают уровня кризов, напоминающих диэнцефальные — с резкой тахикардией, обильным потом, то покраснением, то побледнением кожных покровов, с кишечными спазмами, головокружениями, чувством дурноты и т. п.

Обычно такие приступы следуют за сильным волнением. У девочек они чаще случаются во время месячных.

Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями [Тупицын Ю. Я., 1971]. Головная боль обычно «мышечного типа» [Карвасарский Б. Д.

, 1980] — с чувством стягивания, сжатия, болезненностью кожи на голове. Головные боли сильнее по утрам, особенно если подросток встает позднее обычного, «отсыпаясь за прошлые дни» («воскресные утренние головные боли»).

Обычны также жалобы на трудность сосредо­точения во время занятий, на ухудшившуюся память.

Астеноипохондрический тип. В этих случаях на первый план выступает повышенная утомляемость, вялость, склонность то и дело искать отдых и покой. Вместо вспышек гнева раздражи­тельность проявляется слезливостью и ламентациями.

Наряду с жалобами на плохой сон, трудности засыпания, подчеркиваются отсутствие свежести после сна, вялость и сонливость в течение дня.

Жалобы на головные боли обычно заслоняются массой иных соматических жалоб — на сердцебиения, перебои, не­приятные ощущения в области сердца, боль в области сердечного толчка, схватки в животе, тупые и неясные боли в разных частях тела. Сердце чаще всего остается центром ипохондри­ческих переживаний при неврастении у подростков, особенно у мальчиков.

Возможно, подоплекой этого являются особен­ности роста — физиологическое отставание увеличения размеров сердца от роста всего тела. У девочек не менее часто встречаются ипохондрические жалобы на функцию желудочно- кишечного тракта. Как правило, отмечают снижение настроения, но в отличие от эндогенных и реактивных депрессий внешне снижение настроения проявляется мало.

Течение. Неврастения обычно протекает длительно — месяца­ми и годами с периодами значительного улучшения до полного практического выздоровления и новыми ухудшениями под влиянием психических травм и трудных напряженных ситуаций.

Тем не менее в большинстве случаев не происходит неуклонно прогрессирующего ухудшения и поэтому нет нужды говорить о «невротическом развитии».

При правильном лечении и благоприятных условиях даже весьма затянувшиеся нарушения постепенно к концу пубертатного периода могут пройти.

Дифференциальный диагноз. Прежде всего необходимо исклю­чить хронические соматические заболевания, нередко сопро­вождающиеся неврозоподобным синдромом (хронический хо­лецистит, спастический колит, хроническая пневмония, брон­хиальная астма и др.

), а также церебрастению после черепно-мозговых травм и как последствие мозговых инфекций и ин­токсикации. Следует иметь в виду, что черепно-мозговые травмы подростки иногда скрывают от родителей.

При церебрастении головные боли чаще бывают сосудистого типа (с ощущением пульсации в голове), сочетаются с головокружениями, плохо переносятся езда на транспорте, качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.

Критерии для дифференциального диагноза с астеноипохондрическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизо­френии излагаются более подробно в гл. XV. Наводить на мысль о ней может отсутствие явных психогенных факторов предшествующих болезни, наличие же их не исключает провокации ими вялотекущей шизофрении.

В дальнейшем при последней постепенно обрисовываются необычная вычурность в описании ипохондрических переживаний, жалобы на затруднения мышле­ния, а не только на плохую память и невозможность сосредоточить внимание, а также отгороженность от сверстников и равнодушие и даже неприязнь к близким. Отличия от ипохондри­ческого эквивалента депрессий не всегда отчетливы.

При депрес­сиях более видны внешние проявления снижения настроения и нет выраженной вегетативной лабильности.

профилактика алкоголизма – предыдущая | следующая – обсессии

Подростковая психиатрия. .

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/nevrozy/

Лечение и профилактика неврозов

Лечение невроза у детей необходимо начинать как можно раньше, дабы симптоматика не закрепилась. Важно участие родителей, их помощь и желание помочь.

Лечить данное заболевание может только специалист – невролог или психотерапевт, детский или семейный психолог, а также специалисты узкого профиля – эндокринолог, психиатр.

Лечение может быть словесное или медикаментозное. Чтобы избавить ребенка или подростка от этой болезни, необходимо убрать все обиды, тревоги и чувство вины, а также определить причину возникающих стрессов.

Большое значение при лечении неврозов имеют различные методы психотерапии, такие, как гипноз (если у подростка наблюдаются навязчивые страхи, тревога), аутогенная тренировка, психоаналитическая терапия (помогает распознать внутренние конфликты, комплексы).

Медикаментозное лечение назначается как дополнение и только в запущенных случаях. Однако следует помнить, что лекарства могут как улучшить, так и усугубить ситуацию. Часто подросткам назначают лекарственные препараты на основе трав, такие, как валериана, пустырник, ромашка.

Своевременная профилактика заболевания позволит избежать нервных расстройств и длительного лечения. Родителям следует следить за психологическим здоровьем своего ребенка. Не подвергать его сильным нагрузкам, контролировать режим дня, не провоцировать стрессы. Профилактика во многом зависит от отношений в семье и особенностей воспитания.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Астенический невроз: причины, проявления и тактика лечения

Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.

Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.

Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.

В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».

Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.

Патология характеризуется:

  • повышенной нервной возбудимостью;
  • высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
  • стойкими головными болями;
  • нарушениями сна;
  • приступами одышки и сердцебиения;
  • беспокойством и тревогой.

Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.

Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.

Причины астенического невроза

Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:

  • истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
  • воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
  • стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).

Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:

  • наследственность;
  • незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
  • неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
  • воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
  • развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
  • ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
  • сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
  • дефицит витаминов и микроэлементов;
  • гормональные перестройки организма или дисфункции;
  • нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
  • длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
  • вредные привычки.

Виды

Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.

Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):

  • гипертоническая форма неврастении;
  • раздражительная слабость;
  • гипостеническая форма.

При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.

Симптомы астенического невроза у детей разного возраста

Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.

У детей раннего возраста неврастения проявляется:

  • характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
  • страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
  • различные виды нарушений сна;
  • изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).

Астенический невроз у дошкольников характеризуется:

  • выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
  • эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
  • нарушения стула (чаще склонность к запорам);
  • логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
  • ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
  • нарушения сна.

У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.

К характерным признакам гипертонической формы неврастении

, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:

  • высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
  • быстрая утомляемость;
  • слезливость;
  • рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
  • различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
  • давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).

Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.

Она возникает:

  • при отсутствии лечения в первой стадии;
  • при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
  • как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.

Основным признаком этой стадии болезни считается – выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.

Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.

Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.

Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.

Гипостеническая форма неврастении развивается:

  • при отсутствии терапии второй стадии болезни;
  • при значительном усилении воздействия причинного фактора;
  • может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.

Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:

  • синдрома хронической усталости;
  • постоянной сонливости;
  • слезливости;
  • постоянной тревоги и тоски.

Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.

Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.

Они проявляются как:

  • стойкие боли в суставах и позвоночнике;
  • снижение зрения и слуха;
  • выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
  • появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
  • обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.

Диагностика

Диагностика данной патологии проводится врачом – неврологом на основании:

  • сбора жалоб и анамнеза заболевания;
  • уточнения причины заболевания;
  • данных осмотра;
  • определения неврологического статуса;
  • лабораторных и инструментальных методов;
  • консультации смежных специалистов.

Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:

  • УЗИ;
  • МРТ – или КТ головного мозга;
  • ЭЭГ, реоценцефалография;
  • рентгенография;
  • ЭКГ.

Подтверждение диагноза неврастении – постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.

Лечение астенического невроза

Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:

  • полноценный отдых и сон;
  • витаминизированное питание;
  • смена обстановки;
  • физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
  • санаторно-курортное лечение или климатотерапия.

Дополнительно назначаются:

  • общеукрепляющие препараты;
  • витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
  • кофеин;
  • препараты с пустырником и валерианой;
  • растительные адаптогены;
  • нейропротекторы;
  • Омега-3;
  • вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).

Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.

При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.

Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.

врач – педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3aa980b96cfd00adb0bf09/5d81d7c5df944400aec1609e

Нервный срыв

  • Агрессивность
  • Беспокойство
  • Боль за грудиной
  • Головная боль
  • Депрессия
  • Дискомфорт за грудиной
  • Заниженная самооценка
  • Запор
  • Изменение поведения
  • Мигрень
  • Нарушение сна
  • Перепады настроения
  • Понос
  • Потеря аппетита
  • Потеря самоконтроля
  • Раздражительность
  • Тошнота
  • Учащенный пульс
  • Чувство вины
  • Эмоциональная неустойчивость

Нервный срыв заключает в себе острый приступ тревоги, в результате которого происходит серьезное нарушение привычного для человека образа жизни. Нервный срыв, симптомы которого определяют это состояние к семейству психических расстройств (неврозов), возникает в таких ситуациях, при которых больной находится в состоянии внезапного или чрезмерного стресса, а также стресса длительно текущего.

Общее описание

В результате нервного срыва появляется ощущение отсутствия возможности контроля над собственными чувствами и действиями, при которых, соответственно, человек полностью поддается властвующим над ним в этот период состояниям стресса, беспокойства или тревоги.

Нервный срыв, несмотря на общую картину его проявления во многих случаях, является, между тем, положительной реакцией со стороны организма, а в частности – реакцией защитной. В числе других подобных реакций могут быть выделены, например, слезы, а также приобретенный иммунитет, возникающий на фоне психического перенапряжения в комплексе с интенсивными и длительными психическими нагрузками.

Достижение человеком критического для психики состояния определяет нервный срыв в качестве своеобразного рычага, за счет активации которого происходит выход накопившегося нервного напряжения. В качестве причин нервного срыва могут быть определены любые события, будь то масштабные и интенсивные в своем воздействии или же, наоборот, незначительные, но «длительно подтачивающие».

Крайне важно знать симптомы нервного срыва для своевременного принятия необходимых в этом случае мер, ведь речь идет на самом деле о крайне серьезном расстройстве, при котором развитие событий может происходить самым различным образом, начиная от последующего попадания в кардиологическое отделение и заканчивая психоневрологическим диспансером.

Нервный срыв: симптомы

Нервный срыв может характеризоваться различными проявлениями, которые в частности зависят от конкретного вида симптоматики. Так, симптомы нервного срыва могут быть физическими, поведенческими и эмоциональными по своему типу проявления.

Физические симптомы:

  • нарушения сна, которые могут заключаться как в длительном периоде бессонницы, так и в длительном периоде сна;
  • запоры, поносы;
  • симптоматика, определяющая проблематичность дыхания в том или ином варианте проявления;
  • мигрени, частые головные боли;
  • потеря памяти;
  • пониженное либидо;
  • нарушения, связанные с менструальным циклом;
  • постоянная усталость, крайняя степень истощения организма;
  • состояние тревоги, устойчивые панические атаки;
  • выраженные изменения аппетита.

Поведенческие симптомы:

  • поведение, странное для окружающих;
  • выраженные перепады настроений;
  • внезапные проявления гнева, желание совершения насилия.

Эмоциональные симптомы (данные симптомы являются своеобразными предвестниками будущего нервного срыва):

  • депрессия, выступающая не только лишь в качестве симптома, определяющего возможность нервного срыва, но также и являющаяся причиной его возможного появления;
  • тревога;
  • нерешительность;
  • чувство беспокойства;
  • чувство вины;
  • понижение самооценки;
  • мысли параноидального содержания;
  • плаксивость;
  • потеря интереса к работе и общественной жизни;
  • рост зависимости от наркотических препаратов, алкоголя;
  • появление мыслей о собственной непобедимости и величии;
  • появление мыслей о смерти.

Теперь рассмотрим несколько детальнее проявления некоторой симптоматики, связанной напрямую с нервным срывом.

Нарушения сна и аппетита, угнетенность эмоционального состояния, ослабление социальных контактов в той или иной сфере жизни, раздражительность и агрессивность – все это является основными симптомами, свойственными нервному срыву. У человека появляется ощущение загнанности в угол, при котором он, соответственно, оказывается в состоянии депрессии.

Попытки оказания помощи со стороны близких людей в такой ситуации, как правило, приводят к проявлению в их адрес агрессии и грубости, что также подразумевает логичный в таком состоянии отказ от какой-либо помощи. Нервный срыв также граничит с симптоматикой, указывающей на переутомление, которая заключается в апатии и нехватке сил, помимо этого утрачивается интерес ко всему происходящему и окружающему.

Как уже отмечено выше по части основных пунктов, нервный срыв заключается не только в изменениях, связанных с психоэмоциональным состоянием человека, но и напрямую связывается с его физическим состоянием. В частности актуальность приобретают нарушения, связанные с деятельностью вегетативной нервной системы, заключаются они в избыточной потливости, в панических атаках, сухости во рту и пр. Далее, вслед за поражением нервной системы, происходит и поражение системы сердечно-сосудистой, а также ЖКТ.

В первом случае самые распространенные изменения проявляются в виде гипертонии и тахикардии (учащение сердцебиения), появляются и боли в сердце, что определяется, соответственно, как стенокардия. Указанная симптоматика требует оказания врачебной помощи, в противном случае рассматриваемое состояние попросту может привести к инсульту или инфаркту.

Что касается поражения пищеварительной системы при нервном срыве, то оно заключается в изменении аппетита (он либо снижается, либо вовсе исчезает), в приступах тошноты. Стул пациента также подлежит определенным расстройствам в виде запоров или поносов. Данные состояния также определяют необходимость в определенной коррекции, причем в коррекции не медикаментозной, ориентированной на лечение органов ЖКТ, а в коррекции, ориентированной на устранение непосредственно нервного срыва, что является первичным состоянием, воздействующим на перечисленные проявления.

Таким образом, при адекватном и эффективном определении терапии в адрес нервного срыва, результат обеспечит избавление от сопутствующей симптоматики со стороны ЖКТ и других систем.

Виды подростковых неврозов и их симптомы

Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

Физиологические симптомы:

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги и нервные тики;
  • невротический кашель;
  • боли в сердце и в области желудка.

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения, раздражительность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии (страхи).

В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

  1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
  2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
  3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
  4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
  5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
  6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.

Лечение нервного срыва

Лечение нервного срыва определяется исходя из учета конкретных причин, его спровоцировавших, а также общей степени выраженности актуальных проявлений. При реактивных психозах лечение требуется в рамках специализированных клиник и стационаров. Заключается оно в назначении медикаментозной терапии с применением в ней нейролептиков, а также с применением транквилизаторов.

Переутомление, которое также играет не последнюю роль в появлении нервных срывов, требует санитарно-курортного лечения, причем лучше, если санаторий будет местным, потому как смена климата нередко выступает в качестве дополнительного стрессового фактора.

В любом варианте состояния основной метод коррекции заключается в психотерапии, что также касается и профилактики нервного срыва. В данном случае врачом будут выявлены все те факторы, которые спровоцировали нервный срыв, после чего, в рамках соответствующей психологической коррекции, им будет сформирована и реализована соответствующая схема, ориентированная на устойчивость пациента к подобного типа явлениям.

При появлении перечисленных симптомов важно без промедлений обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту, либо к невропатологу (невролог). Не стоит халатно относиться к нервному срыву, потому как грани психики довольно хрупки и никогда неизвестно наверняка, насколько серьезными могут стать последствия такого состояния для пациента и его дальнейшей жизни в целом.

Как восстановиться после нервного срыва

Лучшее лекарство после пережитого нервного срыва – не таблетки и уколы, а отдых. В домашних условиях избавиться от последствий помогут:

  • релаксация, дыхательная гимнастика, занятия йогой
  • физиотерапия, СПА-процедуры – массаж, стоун-терапия (лечение камнями), медовые и шоколадные обертывания, джакузи, фитобочка
  • фитнес, аэробика, пробежки, ходьба – физическая активность поможет отвлечься от мыслей и благотворно скажется на состоянии здоровья в целом
  • правильное и сбалансированное питание
  • общение с позитивными, интересными людьми
  • путешествия, поездки, новые впечатления

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Неврозы у детей школьного и дошкольного возраста: сиптомы и причины

Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины.

Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка.

Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

  • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
  • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
  • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).

Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

  1. Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
  2. Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
  3. Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
  4. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
  5. Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
  6. Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
  7. Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

  • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
  • психологические причины.

Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

На период жизни 3 года – 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов.

К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет).

Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель.

И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка.

У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.

Симптомы и виды

Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

  • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
  • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
  • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
  • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
  • спазматические боли в области сердца или желудка;
  • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

  • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
  • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
  • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
  • страхи, фобии;
  • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

  1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
  2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
  3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
  4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
  5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Подростковый невроз. Симптомы и лечение подросткового невроза

Подростковый невроз – очень распространенный недуг. Для данного периода свойственна высокая заболеваемость и непростые последствия. Это объясняется тем, что большинство детей страдают неврозами с детства. Многие специалисты придерживаются мнения, что подростковый возраст способствует изменению поведения и развития невротических симптомов.

Подростковый невроз, что это такое?

Подростковый невроз может вызвать ряд негативных факторов как у детей, так и взрослых. Проявляются они индивидуально и считаются свойственными в период становления характера. Основной симптом, который влечет за собой подобное расстройство — поведение, отклоняющееся от принятых норм. Существует три основных формы невроза у подростков:

  • обсессивно-фобический невроз;
  • истерический невроз;
  • неврастения.

Сравнивая подростковый невроз и невроз взрослого человека, следует учитывать некоторые особенности психогенных факторов, а также психогенеза. Они могут выявить специфику именно подросткового возраста, например, в виде реакции эмансипации, которая характерна для подросткового невроза.

Недуг прогрессирует у подростков, которые склонны к лабильному и астеноневротическому типам акцентуации. Симптомами невроза служат – быстрая и высокая утомляемость, особенно при умственном напряжении и в моменты волнения. Возникает состояние сильного раздражения.

Автоматически организм подростка «строит» психологическую защиту, стремится оградить себя от физических и психологических нагрузок. Возникает нарушение сна, ипохондрическое настроение, развиваются головные боли.

Основные признаки невроза

Основными признаками невроза у подростков являются:

Лечение невроза у подростков

В периоды бессонницы используйте Валериану П, она успокоительно влияет на нервную систему, принимается на ночь.

Валериана лекарственная используется с давних пор для профилактики инфекционных болезней против эпилепсии и главное, как успокаивающее средство для нервной системы. Подростки могут принимать препарат по 2-3 таблетки, 2-3 раза в день.

При бессилии и плохом настроение употребляйте Левзею П. Препарат содержит левзею сафлоровидную – многолетнее травянистое растение. Применяется во время стрессов и больших нагрузок, при общем упадке сил, после перенесенных тяжелых заболеваний, физическом и умственном утомлении.

Это средство имеет стимулирующее, тонизирующее и адаптогенное действие на организм человека. Левзею П можно принимать взрослым и детям старше 12 лет по 2-3 таблетки 2 раза в день во время еды, с пищей.

Известны два типа подростковой неврастении: астеноипохондрический тип и гиперстенический тип. Гиперстенический тип имеет яркие признаки раздражительности, которые усиливаются при напряжении или в периоды сложной обстановки для подростка.

Самый незначительный повод становится причиной раздражения, которое приводит к раскаянию и слезам. Подобное поведение может проявиться как при близких и родных людях, так и при незнакомых.

Возбудимость подростка проявляется при шуме, ярком свете, при резких запахах.

Перед лечением неврозов у подростков, необходимо уточнить причины невроза. Лучшей профилактикой и лечением невроза считаются натуральные средства. Рекомендуем попробовать поддерживать психическое здоровье подростка фитотерапией. Самым распространенным препаратом является Пустырник П.

Растение пустырника имеет темно-зеленые листья сверху и светло-зеленые снизу. Имеет слабый травянистый запах и горький привкус. Этот препарат обладает седативными свойствами, понижает артериальное давление, замедляет ритм сердечных сокращений. Необходимо принимать по 1 таблетке, 3 раза в день во время еды.

Также применяйте для лечения и предупреждения неврозов биологически активный комплекс — Нерво-Вит, выпускаемый ООО «Парафарм». В его составе содержится четыре лекарственных травы с целебными свойствами: пустырник, валериана, мелисса и синюха голубая, а так же витамин С. Он защитит Вас от депрессий и нарушений сна.

Принимать взрослым и детям старше 12 лет, 1-2 таблетки 3 раза в день во время еды. Все препараты разрешены для применения мальчикам и девочкам подросткового возраста.

Советуем прочитать:

Фитотерапия при неврозах, депрессиях и нарушениях сна имеет свои особенности

Что такое вегетативный невроз? Причины, симптомы и лечение.

Невроз что это такое? Причины и виды заболевания

Что такое термоневроз?

Лечение при неврозе. Народные средства и препараты растительного происхождения.

Лечебная физкультура при неврозах

Источник: https://xn—-ctbbjszjox.xn--p1ai/podrostkovyj-nevroz/

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Нервный срыв

  • Агрессивность
  • Беспокойство
  • Боль за грудиной
  • Головная боль
  • Депрессия
  • Дискомфорт за грудиной
  • Заниженная самооценка
  • Запор
  • Изменение поведения
  • Мигрень
  • Нарушение сна
  • Перепады настроения
  • Понос
  • Потеря аппетита
  • Потеря самоконтроля
  • Раздражительность
  • Тошнота
  • Учащенный пульс
  • Чувство вины
  • Эмоциональная неустойчивость

Нервный срыв заключает в себе острый приступ тревоги, в результате которого происходит серьезное нарушение привычного для человека образа жизни. Нервный срыв, симптомы которого определяют это состояние к семейству психических расстройств (неврозов), возникает в таких ситуациях, при которых больной находится в состоянии внезапного или чрезмерного стресса, а также стресса длительно текущего.

Нервный срыв: симптомы

Нервный срыв может характеризоваться различными проявлениями, которые в частности зависят от конкретного вида симптоматики. Так, симптомы нервного срыва могут быть физическими, поведенческими и эмоциональными по своему типу проявления.

Физические симптомы:

  • нарушения сна, которые могут заключаться как в длительном периоде бессонницы, так и в длительном периоде сна;
  • запоры, поносы;
  • симптоматика, определяющая проблематичность дыхания в том или ином варианте проявления;
  • мигрени, частые головные боли;
  • потеря памяти;
  • пониженное либидо;
  • нарушения, связанные с менструальным циклом;
  • постоянная усталость, крайняя степень истощения организма;
  • состояние тревоги, устойчивые панические атаки;
  • выраженные изменения аппетита.

Поведенческие симптомы:

  • поведение, странное для окружающих;
  • выраженные перепады настроений;
  • внезапные проявления гнева, желание совершения насилия.

Эмоциональные симптомы (данные симптомы являются своеобразными предвестниками будущего нервного срыва):

  • депрессия, выступающая не только лишь в качестве симптома, определяющего возможность нервного срыва, но также и являющаяся причиной его возможного появления;
  • тревога;
  • нерешительность;
  • чувство беспокойства;
  • чувство вины;
  • понижение самооценки;
  • мысли параноидального содержания;
  • плаксивость;
  • потеря интереса к работе и общественной жизни;
  • рост зависимости от наркотических препаратов, алкоголя;
  • появление мыслей о собственной непобедимости и величии;
  • появление мыслей о смерти.

Теперь рассмотрим несколько детальнее проявления некоторой симптоматики, связанной напрямую с нервным срывом.

Нарушения сна и аппетита, угнетенность эмоционального состояния, ослабление социальных контактов в той или иной сфере жизни, раздражительность и агрессивность – все это является основными симптомами, свойственными нервному срыву. У человека появляется ощущение загнанности в угол, при котором он, соответственно, оказывается в состоянии депрессии.

Попытки оказания помощи со стороны близких людей в такой ситуации, как правило, приводят к проявлению в их адрес агрессии и грубости, что также подразумевает логичный в таком состоянии отказ от какой-либо помощи. Нервный срыв также граничит с симптоматикой, указывающей на переутомление, которая заключается в апатии и нехватке сил, помимо этого утрачивается интерес ко всему происходящему и окружающему.

Как уже отмечено выше по части основных пунктов, нервный срыв заключается не только в изменениях, связанных с психоэмоциональным состоянием человека, но и напрямую связывается с его физическим состоянием. В частности актуальность приобретают нарушения, связанные с деятельностью вегетативной нервной системы, заключаются они в избыточной потливости, в панических атаках, сухости во рту и пр. Далее, вслед за поражением нервной системы, происходит и поражение системы сердечно-сосудистой, а также ЖКТ.

В первом случае самые распространенные изменения проявляются в виде гипертонии и тахикардии (учащение сердцебиения), появляются и боли в сердце, что определяется, соответственно, как стенокардия. Указанная симптоматика требует оказания врачебной помощи, в противном случае рассматриваемое состояние попросту может привести к инсульту или инфаркту.

Что касается поражения пищеварительной системы при нервном срыве, то оно заключается в изменении аппетита (он либо снижается, либо вовсе исчезает), в приступах тошноты. Стул пациента также подлежит определенным расстройствам в виде запоров или поносов. Данные состояния также определяют необходимость в определенной коррекции, причем в коррекции не медикаментозной, ориентированной на лечение органов ЖКТ, а в коррекции, ориентированной на устранение непосредственно нервного срыва, что является первичным состоянием, воздействующим на перечисленные проявления.

Таким образом, при адекватном и эффективном определении терапии в адрес нервного срыва, результат обеспечит избавление от сопутствующей симптоматики со стороны ЖКТ и других систем.

Лечение нервного срыва

Лечение нервного срыва определяется исходя из учета конкретных причин, его спровоцировавших, а также общей степени выраженности актуальных проявлений. При реактивных психозах лечение требуется в рамках специализированных клиник и стационаров. Заключается оно в назначении медикаментозной терапии с применением в ней нейролептиков, а также с применением транквилизаторов.

Переутомление, которое также играет не последнюю роль в появлении нервных срывов, требует санитарно-курортного лечения, причем лучше, если санаторий будет местным, потому как смена климата нередко выступает в качестве дополнительного стрессового фактора.

В любом варианте состояния основной метод коррекции заключается в психотерапии, что также касается и профилактики нервного срыва. В данном случае врачом будут выявлены все те факторы, которые спровоцировали нервный срыв, после чего, в рамках соответствующей психологической коррекции, им будет сформирована и реализована соответствующая схема, ориентированная на устойчивость пациента к подобного типа явлениям.

При появлении перечисленных симптомов важно без промедлений обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту, либо к невропатологу (невролог). Не стоит халатно относиться к нервному срыву, потому как грани психики довольно хрупки и никогда неизвестно наверняка, насколько серьезными могут стать последствия такого состояния для пациента и его дальнейшей жизни в целом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]