Специализация «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование»


Функции трансакционного анализа

Главной функцией трансактного анализа является помощь человеку в решении всех его проблем, мешающих нормальному функционированию личности. К основным функциям трансактного анализа относится:

  • выявление непродуктивных стереотипов своего поведения;
  • формирование новых систем ценностей и принятие решений, исходя из собственных потребностей и возможностей;
  • понимание и принятие самого себя;
  • понимание особенностей своего взаимодействия с окружающими людьми;
  • выражение своих чувств открыто и без стеснения;
  • принятие попыток доверять себе.

Трансакционный анализ можно практиковать дома, на работе, в школе. Одним словом, в любом месте, где человек находится в окружении людей. Эта простота применения часто становится поводом для критики, т.к. большинство специалистов психотерапии считает, что качественные изменения личности возможны только под присмотром профессионала. Однако люди любят трансактный анализ именно за его простоту.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Трансакционный анализ в психотерапии 400 руб.
  • Реферат Трансакционный анализ в психотерапии 230 руб.
  • Контрольная работа Трансакционный анализ в психотерапии 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Трансактный анализ методы

Трансактный анализ и его методы включают в себя идеи, согласно которым любой человек с рождения имеет ранние решения, которые и формируют его позицию в жизни. Существует некий сценарий, созданный под влиянием окружения человека — его семьи, преподавателей и сверстников. Люди, принимая решения в данный момент, основываются на поведении, которое было использовано в прошлые года. Однако зачастую такие модели поведения уже не актуальны.

Методы трансактного анализа путём применения терапии позволяют скорректировать поведение личности, то есть подготовить человека для решения различных ситуаций в настоящем, не используя привычные устаревшие установки. В ходе терапии разбираются жизненные позиции, линии поведения человека, которые препятствуют адекватному реагированию на различные ситуации.

Разумеется, как и всякий анализ, трансактный анализ имеет несколько концепций. Некоторые из них:

  1. Эго-состояние

Данная концепция — это система, в которой действия, мысли и чувства непосредственно связаны друг с другом. Три состояния «Я» позволяют разобраться в структуре человеческой личности.

  • Родитель. На этом уровне отражены данные, полученные в раннем возрасте от близких людей. Это могут быть различные установки: нормы правил поведения, табу, советы. В общем, любые установки, разделенные на чёрное и белое, то есть на добро и зло. Состояние Я-родитель распознать легко: часто можно заметить, что человек старается подражать поступкам или даже словам родителей.
  • Ребёнок. Уровень, показывающий эмоциональное состояние человека: его доверчивость, простодушность, открытость чему-то новому. Человек испытывает приятные чувства после общения с индивидом.
  • Взрослый. На данном этапе человек способен адекватно оценивать поступки и действия людей, находить верные решения для сложных ситуаций и проблем. Индивид основывается на личном опыте.
  1. Трансакции (поглаживания)

Индивиды, находящиеся на любом из уровней эго-состояний, могут просить помощи друг у друга и при этом переходить с одного уровня на другой. Это и есть трансакция.

  • Дополнительная трансакция — это взаимодействие двух индивидов, не вызывающее различных споров и длящееся продолжительное время. Это обычные отношения между людьми, которые знают, чего можно друг от друга ожидать.
  • Перекрёстная трансакция богата конфликтами, так как индивиды находятся в неадекватном Я-состоянии.
  • Скрытая трансакция подразумевает наличие 2-х и более Я-состояний. Это психологические игры, которые основаны на потребностях в признании. Например, истинный смысл слов как бы прячется под самой фразой, он скрыт от глаз посторонних и зачастую может быть интерпретирован разными людьми совершенно по-разному.
  1. Жизненный сценарий

Жизненный сценарий формируется с детства. Сначала ребёнок думает о том, что же будет дальше, на основе собственных принципов. На это влияют трансакции ребёнка с его окружением.

Сценарий, как и любая история, делится на несколько частей: начало, середина, конец. Главная сюжетная часть пишется на первых годах жизни ребёнка. Затем в дело вступают словесные установки, полученные от родителей — они могут касаться жизненного плана, некоторых сфер жизни детей, а также их половой принадлежности. Например, «наверняка ты станешь знаменитым», «ты никудышный пианист», «какая из тебя девочка?». В некоторых случаях фразы родителей могут не только тянуть ребёнка назад, демотивировать его, но и привести к депрессиям и даже самоубийству.

Сценарий продолжает писаться примерно до 7 лет, изредка дополняясь. Однако в подростковом возрасте велика вероятность, что индивид пересмотрит свои планы на жизнь. Взрослым это сделать значительно труднее — они долгое время живут с установками в голове, и даже незначительный отступ от плана является трудной задачей.

Жизненные сценарии являются главным инструментом для работы со специалистами. Они показывают, каким образом и почему человек сам способен создавать себе проблемы.

  1. Психологическая позиция

Всего существует 4 типа психологической позиции:

  • я о’кей – вы о’кей;
  • я не о’кей – вы не о’кей;
  • я не о’кей – вы о’кей;
  • я о’кей – вы не о’кей

Каждая из них характеризует жизненную позицию человека. Люди могут самоутверждаться за счёт других, не специально мучать себя общением с токсичными людьми, лишь бы сохранять привычный сценарий в общении с окружающим миром и другими людьми.

  1. Психологические игры

Психологическая игра — это комбинация, состоящая из скрытой трансакции. То есть все слова и поступки имеют двойное дно, которое легко спрогнозировать. Игра имеет скрытую мотивацию, целью является какое-либо эмоциональное состояние, которого человек бессознательно пытается достичь. Это происходит за счёт того, что дети, по натуре внимательные и любознательные, привыкли к установкам, которые заведены в их семье. Нередко ребёнок замечает, что демонстрация одних чувств ведёт к наказанию, других — к поощрению. Поэтому ребёнок в стенах дома старается демонстрировать только «хорошие чувства». В более зрелом возрасте он следует своим привычкам.

Трансактный анализ и его методы позволяют избавится от вышеперечисленных установок, ведь зачастую они несут разрушительное воздействие и мешают счастливой жизни человека. Важно не только вовремя заметить у себя странное поведение, но и обратиться к квалифицированному специалисту.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Три эго-состояния по Эрику Берну

Американский психолог Эрик Берн считает, что существует три вероятных эго-состояния, которые определяют всю нашу жизнь – наше поведение, особенности межличностной коммуникации, мысли, слова, действия, желания и так далее. Этими эго-состояниями являются:

  • Я-Родитель – поведение и предписания, приобретенные извне, в первую очередь под влиянием родителей. Внешне это проявляется в критическом и чересчур заботливом поведении в отношении к окружающим. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий. Родитель заботлив, он может помочь и утешить, если с ребенком что-то случается. Однако он также критичен. В нужное время он и покритикует, и прикажет, и даже может пригрозить;
  • Я-Взрослый – принятие и осознание действительности. В этом состоянии человек приспособлен к жизни, организован, предприимчив и рационален. Его действия всегда соответствуют его возможностям. Взрослый – посредник между Ребенком и Родителем. Проанализировав ситуацию, он определяет, какое поведение допустимо, а от чего лучше отказаться;
  • Я-Ребенок – состояние, при котором человек сдерживает в себе любое желание, которое, как у ребенка, возникает естественным образом. Человек чувствителен к переживаниям и реакциям по отношению к нему. В таком состоянии просыпаются его творческие способности. Ребенок спонтанный, импульсивный, эгоцентричный, умеет быстро приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде по причине своей беспомощности и боязливости, при этом может быть уступчивым, а также может взбунтоваться, если ему что-то не нравится.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Периодически человеком могут овладевать два из допустимых трех состояний и выход из одного в другое достаточно резкий. Так, например, просыпаясь утром, человек хочет остаться в постели и поспать еще немного, но все же встает и идет на работу. Таким образом, в нем борется Я-Ребенок и Я-Родитель.

Замечание 1

Сложно сказать, какое состояние является наиболее важным. Важна гармония между этими состояниями, которая помогает человеку оставаться адекватным и правильно распределять свои ресурсы и время.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев

. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий

— это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей.

Контрсценарий

— некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

Антисценарий

— «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали: «Здравствуйте»?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Трансакции

Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, а также обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

Трансакции могут быть следующими:

  • дополняющие (или параллельные) – трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно передается другому и дополняется его реакцией. Например, стимул «Где находится библиотека?» дополняется реакцией (ответом на вопрос) «На улице Весенней». Во время этого типа трансакций не возникает конфликтов, и взаимодействие между людьми может продолжаться в течение длительного времени;
  • пересекающиеся (или перекрестные) – при данном типе трансакций возможны ссоры и конфликты. Так, например, муж спрашивает: «Где мои кроссовки?», на что жена ему отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Таким образом, муж посылает стимул своего Взрослого к Взрослому своей жены, однако ее реакция истекает от ее внутреннего Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, до тех пор, пока оба человека осознанно не решат включить Взрослых;
  • скрытые — это самый сложный вид трансакции, так как он активирует более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под стимулом, допустимым обществом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Большинство проблем, возникающих в ходе семейной жизни можно разрешить, если их вовремя выявить и исправить.

Литература

Книги

  • Берн, Э.
    Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с. — (Психологический бестселлер). — ISBN 978-5-699-31579-6.
  • Берн, Э.
    Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2014. — 576 с. (Психология общения). — ISBN 978-5-699-27303-4, ISBN 978-5-699-18299-2.
  • Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн
    . Современный транзактный анализ. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 332 с. — ISBN 5-89121-002-9.

Статьи

  • Летова, И.
    Современный транзактный анализ.

Как определить, в каком состоянии вы находитесь

Достаточно немного понаблюдать за поведением. Каждое эго-состояние имеет свои характерные черты:

  1. «Ребенок» часто говорит такие фразы: «Я хочу», «Меня это сильно злит», «Мне нет до этого дела». Эмоции отображаются на его лице. Это может быть взгляд куда-то под ноги, дрожащие губы, выражение восторга.
  2. «Родители» постоянно что-то запрещают, указывают, напоминают о чувстве долга. Они качают головой, принимают грозный вид, скрещивают руки на груди.

И, наконец, «взрослые». Они во всем ищут пользу, предлагают посчитать выгоду, обсудить целесообразность того или иного действия, решения. Они постоянно о чем-то думают.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]