Общение — это… Типы, средства, значение, этика и психология общения


Понятие общения в психологии

Специалисты в этой области используют разные определения такого термина, как «общение». Это понятие объясняют, как сложный коммуникативный процесс, который включает в себя обмен информацией и понимание одного человека другим. Считают его еще процессом становления отношений и проявлением жизни целого общества. Каждое из существующих определений имеет право на существование. Основные функции общения в психологии: коммуникативная, познавательная, психологическая, информативная и креативная.

Функции общения

В зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать процесс коммуникации, можно выделить несколько функций. Согласно В. Панферову, их шесть:

  1. Коммуникативная – определяет взаимосвязь людей на уровне межличностного, группового или общественного взаимодействия.
  2. Информационная – передача, обмен информацией.
  3. Когнитивная – осмысление информации на основе воображения и фантазии.
  4. Эмотивная – проявление эмоциональной связи.
  5. Конативная – коррекция взаимных позиций.
  6. Креативная – формирование между людьми новых отношений, то есть их развитие.

Согласно другим источникам, процесс общения выполняет только четыре функции:

  1. Инструментальную. Процесс общения является социальным механизмом передачи информации, которая необходимая для совершения необходимых действий.
  2. Синдикативную. Процесс коммуникации объединяет людей.
  3. Самовыражения. Общение помогает улучшать взаимопонимание в психологическом контексте.
  4. Трансляционную. Передача оценок и форм деятельности.

Виды общения в психологии

Специалисты выделяют несколько форм, которые отличаются по нескольким признакам. Используется классификация, основанная на организационный аспект, так выделяют: индивидуальные и групповые беседы, коммуникация по телефону, совещание, переговоры, собрания и другие. Виды и формы общения в психологии зависят от задачи контакта и от связи между людьми.

  1. Примитивное
    . Дает возможность понять стоит ли продолжать диалог или же лучше игнорировать оппонента.
  2. Формально-ролевое
    . Учитывается социальный статус и беседа ориентирована на результат.
  3. Деловое
    . Необходимо, чтобы установить связи, чтобы эффективно решать задачи.
  4. Манипулятивное
    . Используют, чтобы получить желаемое за счет другого человека.
  5. Светское
    . Психология общения основана на определенных рамках и на ограниченных целях.
  6. Духовное
    . Присутствует желание узнать о человеке больше личной информации. Это самый тесный вид разговорного взаимодействия в психологии.

Средства общения

Естественно, основным средством общения является язык – особая система знаков. Знаки – это материальные объекты. В них вкладывается некое содержание, которое выступает их значением. Люди учатся разговаривать, усваивая эти значения знаков. Это и есть язык общения. Все знаки можно поделить на две большие группы: интенциональные (специально созданные для передачи информации), неинтенциональные (выдают информацию непреднамеренно). Обычно к неинтенциональным относят эмоции, акцент, мимику и жесты, говорящие о самом человеке.

В уроках общения часто акцентируют внимание на том, что нужно научиться познавать другого человека. Для этого используют механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии. Самый простой способ понять собеседника – идентификация, то есть уподобление себя ему. Во время коммуникации люди часто используют этот прием.

Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого. Но очень часто процесс понимания осложняется рефлексией – знанием того, как оппонент понимает коммуникатора, то есть своеобразными зеркальными отношениями между людьми.

Также в процессе передачи информации важно воздействовать на реципиента. К основным видам воздействия относятся такие стили общения:

  1. Заражение – это бессознательная передача другому своего эмоционального состояния.
  2. Внушение – направленное воздействие на индивида с целью принять другую точку зрения.
  3. Убеждение – в отличие от внушения, это воздействие подкреплено весомыми аргументами.
  4. Подражание – коммуникатор воспроизводит черты поведения реципиента, чаще всего копирует его позу и жесты. На подсознательном уровне такое поведение вызывает доверительные отношения.

Психология общения с мужчинами

Многие недопонимания между представителями разных полов связаны с недопониманием. Связано это с разными типами мышления и другими особенностями, которые отличают мужчин и женщин. Для мужчин важно среди информации, которую они получают во время общения, уловить суть, позволяющую приступить к действиям и реализовать задуманное. Дамы больше делают акцент на рассуждения, основанных на возможностях, чувствах и т.д. Психология общения мужчины и женщины базируется на некоторых особенностях, которые стоит учитывать для налаживания контакта.

  1. Для представителей сильного пола важно получить какое-то решение или сделать вывод, для них практически не существует такого понятия, как «выговориться».
  2. Для мужчины привычно обсуждать одну тему в конкретной беседе, в то время как дамы могут перескакивать на разные вопросы с огромной скоростью.
  3. Для налаживания контакта нужно смотреть собеседнику в глазах.
  4. Для мужчины важна суть, поэтому какие-либо подтексты они не замечают.

Этика общения

Процесс коммуникации в разных кругах строится по-разному. В неформальной обстановке люди общаются так, как им хочется, не особо задумываясь о чистоте и грамотности речи. Например, во время общения сверстников могут звучать жаргонизмы, понятные только им.

В некоторых кругах общение регламентировано набором норм и правил, которые именуются этикой общения. Это моральная, нравственно-этическая сторона коммуникации, включающая в себя искусство ведения разговора, когда в процессе коммуникации применяются особые техники. Проще говоря, это свод правил, которые помогут показать себя с лучшей стороны в соответствующей обстановке, объясняя, что можно и что нельзя делать.

Этика напрямую связана с понятием культуры общения. Культурный разговор позволяет показать свою образованность, незаангажированность, воспитанность. Особое внимание в этом вопросе уделяют культуре речи и умению слушать. Благодаря культурному общению можно сразу определить высокоразвитого человека. Ведь с тем, у кого скудный словарный запас и в каждом предложении присутствует по несколько слов-паразитов, и так все понятно.

Психология делового общения

Успех в бизнес сфере невозможен без умения налаживать контакт с разными людьми. Правильно выстроенный диалог, учитывающий правила этикета, индивидуальность собеседника и детали конкретной ситуации, указывает на то, что человек является опытным переговорщиком. Психология эффективного общения в деловой сфере учитывает несколько характерных особенностей.

  1. Информационная подкованность о собеседнике
    . Важно знать о своем партнере его вкусы, менталитет, темперамент и другие особенности.
  2. Этичность
    . Психология общения должна основываться на искренности и доброжелательности. Прежде чем принять решение, необходимо взвесить предполагаемую пользу и вред.
  3. Коммуникативная культура
    . Важно не только правильно выражать свои мысли, но контролировать логику собеседника.
  4. Умение располагать собеседника
    . Есть разные приемы, которые ненавязчиво помогают вызвать у оппонента симпатию. Например, использование дружеского тона или уместных комплиментов.

Внимательность и другие методы

Самое главное качество, которое должен развить в себе человек для успешного ведения диалога – это умение слушать. Только научившись слушать и вникать в проблемы других людей, можно любую ситуацию сделать взаимовыгодной. Результаты приложенных усилий значительно улучшатся, если индивид научится согласовывать свои желания с потребностями других.

В общении обе стороны оказывают друг на друга очень сложное влияние, поэтому часто приходится прибегать к методам убеждения, внушения и принуждения. Наиболее рационально и лояльно убедить человека в своей правоте можно, если привести весомые аргументы и на их основе предоставить логические выводы, а уже на основании полученной информации собеседник может принять самостоятельное решение. Как показывает практика, такой подход приносит вполне ожидаемые результаты. Только в редких случаях человек остается при своем мнении.

В процессе внушения собеседник принимает информацию на веру, а насколько это эффективно, показывает время и качество информации. Поверив в очередную небылицу, человек попросту разочаруется в людях и больше никогда не изменит свою точку зрения, даже если от этого будут зависеть важные вещи.

Самым малоэффективным считается метод принуждения, который заставляет человека действовать вопреки своим желаниям. В конечном счете собеседник все равно поступит по-своему, изменив решение в последний момент.

Хоть человек каждый день принимает участие в процессе коммуникации, он все равно будет сталкиваться с проблемами. Один из психологов когда-то предположил, что если пересадить всю нервную систему от одного человека другому, то каждый из них узнает окружающий мир примерно на 30%. Каждый из нас по-своему смотрит на мир, имеет свою систему ценностей. Поэтому очень часто в разговоре одинаковые слова могут вызвать разногласия, так как люди воспринимают их «со своей колокольни», что и приводит к конфликтам. Поэтому нужно научиться смотреть на мир глазами собеседника, тогда в любом разговоре можно будет достигнуть взаимопонимания.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная. Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы. Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность.

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем. Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить. Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

  1. Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности. Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
  2. Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
  3. Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
  4. Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
  5. Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Интерактивная и перцептивная сторона общения

Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э. Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства. «Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь. Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.

Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.

Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Манипулирование в общении – психология

Для достижения поставленных целей многие люди используют методы психологического воздействия на окружающих. Самый распространенный вид – манипуляция, позволяющая контролировать поведение и чувства собеседника. Она является осознанной, когда человек понимает суть воздействия, рассчитывая на определенный результат, и неосознанной. Психология манипуляции в общении рассматривает, как одни из часто используемых методов воздействия. В качестве фактора влияния выбирают: любовь, страх, неуверенность в себе, чувство вины, жалости и гордости.

Привлечение внимания

В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения. Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:

  • «Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих.
  • «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам.
  • «Зрительный контакт». Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт.

Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.

Психология общения в интернете

Всемирная сеть позволила людям, находящимся в разных точках мира, общаться. Опасность такого взаимодействия заключается в том, что часто человек может общаться с подставным лицом, а еще один минус связан с тем, что часто реальные отношения заменяются виртуальными. Существуют психологические особенности общения в интернете, которые сформировались с течением времени.

  1. Анонимность
    . Отсутствуют психические барьеры, которые в реале часто сдерживают людей в общении.
  2. Добровольность
    . Каждый человек сам определяет с кем разговаривать, а с кем нет.
  3. Информативность
    . В сети можно узнать о собеседнике много информации, но подтвердить ее удастся только после личной встречи.

В психологии общения в интернете используется три основных вида построения диалога. Деловой тип выбирают для передачи рабочей информации и разрешения разных вопросов. Многие компании ведут бизнес через интернет. Чаще используется неформальное общение в социальных сетях, на сайтах знакомств и на других подобных ресурсах. Следующий тип – игровое общение, используемое для взаимодействия во время игр и групповых переписок.

ПСИХОЛОГИЯ
Конспект лекций

Составитель: старший преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю. Тема 1 Понятие психологии общения.

Б.Д. Парыгин – Общение, это сложный и многогранный процесс, который может выступать, в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь Осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства. Содержание

— это информация, которая в межличностном контакте передается от одного живого существа к другому.

(сведения о мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа).
Цель общения
– это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).
Средства общения
— способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Тема 2 Виды общения

1.По содержанию

  • Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
  • Когнитивное (обмен знаниями)
  • Кондиционное (обмен физическими и психическими состояниями)
  • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
  • Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям

  • Биологическое
  • Социальное

3. По средствам

  • Непосредственное — осуществляется с помощью естественных органов (руки, ноги, голова, туловище …)
  • Опосредованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природные предметы и культурные)
  • Косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
  • Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей.

4. Деловое общение —
обычно включено, как частный момент в какой-либо совместной деятельности и служит средством повышения качества данной деятельности.
5. Личностное общение
— сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера.
6. Целевое общение
— это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Тема 2 Взаимосвязь общения и деятельности.
В жизни человека общение не существует, как обособленный процесс или как самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность

, которая возникает при интенсивном и разнообразном
общении.
Жизнь в целом, с одной стороны, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (что и как делает индивид), а с другой стороны, ОБЩЕНИЕ (с кем и как индивид общается). Таким образом,
Социализация личности
или формирование общественного человека происходит через систему человеческих отношений, систему общения, через воспитание нравственности, морали, принципов, духовных потребностей, формирующихся в течение жизни, а значит посредством деятельности и общения.

Взаимосвязь общения и деятельности заключается в том, с одной стороны, что формы общения и формы совместной деятельности людей взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга (люди общаются в процессе деятельности) и с другой, общение является особым видом деятельности – коммуникативной, так как по средством общения деятельность организуется.

В рамках этого вопроса рассмотрим те стороны деятельности человека, в которых он выступает как субъект общения.
Коммуникация
, в узком смысле этого слова, представляет собой обмен между двумя индивидами представлениями, идеями, интересами, чувствами, в ходе совместной деятельности. Информация в ходе общения: формируется, уточняется, развивается, именно поэтому коммуникационное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Коммуникация является одной из сторон, выступающих в качестве функций и составляющих структуру общения

. Помимо коммуникативной стороны, общение имеет:
Интерактивную сторону —
организация взаимодействия между индивидами
Перцептивную —
восприятие друг друга партнерами и установление взаимодействия.
Тема 3 Человек, как субъект общения.
В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются представлениями, идеями, интересами, чувствами. Информация в ходе общения формируется, уточняется, развивается

, т.о. коммуникативное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы: вербальную

и
невербальную.
В свою очередь ВЕРБАЛЬНАЯ форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму.
Монологическая форма
– это лекции, доклады, ораторская речь.
Диалогическаяформа
– разговор между людьми. Типы диалога –

  1. Фактический – обмен речевыми высказываниями, единственно для поддержания диалога, разговора.
  2. Информационный – обмен информацией различного свойства.
  3. Дискуссионный – возникает при столкновении различных точек зрения. Воздействия друг на друга через убеждения.
  4. Исповедальный – самое доверительное общение, основанное на взаимодоверии, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Формы невербального общения.

  1. Кинестетическая – отражает эмоциональные реакции через: жесты, мимику, пантомимику, служащие средствами общения.
  2. Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, паузы в речи, покашливания и т.п.
  3. Проксемико – это пространственная и временная организация общения.

Тема 4 Истоки взаимопонимание человека человеком
. Человеческое общение не возможно без взаимопонимания. В свою очередь
взаимопонимание
представляет собой, с одной стороны процесс
понимания
мотивов, целей, установок собеседника и с другой стороны
принятие,
разделение целей, установок, мотивов, через близость, привязанность, дружбу, любовь к индивиду.

Познание другого человека основывается на его эмоциональной оценки и на понимании мотивов его поступков. Когда мы хотим изменить свое поведение, а к тому же поведение другого, то в первую очередь необходимо сопоставить себя с другим человеком. Это, значит, уметь принимать потребности, мотивы, установки другого и осознавать, как другой принимает мои личные мотивы, цели, установки. Из этого следует, что важно уметь уподоблять себе другому. Это качество зависит от способности к идентификации
и рефлексии
.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление другому человеку (поставить себя на место другого – понять)

ЭМПАТИЯ – эмоциональное понимание другого (прочувствовать)

РЕФЛЕКСИЯ – осознание индивида того, как он воспринемается партнером по общению. Тема 5 Социально – психологические эффекты

.

В процессе восприятия и понимания человека человеком формируются установки, которые в свою очередь формируют социально-психологические эффекты.

  1. Эффект ореола – складывается при первом впечатлении. На первое впечатление оказывает влияние:

Одежда
Телосложение

Цвет одежды

Манеры

  1. Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. При восприятии знакомого – более новая информация, оказывается более значимой.
  2. Эффект стереотипизации – это некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются в общении, как средством «сокращения» процесса узнавания. Основан на: ограничении прошлого опыта, на построении выводов на основе ограниченной информации.

В процессе общения люди способны оказывать воздействия
друг на друга.

  1. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Носит невербальный характер (танцы, эмоции, и т.п.) Проявляется через эффект многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.
  2. Внушение – целенаправленная, неаргументированное воздействие одного человека на другого ли группу. Носит вербальный характер. Проявляется через речь. Подвержены впечатлительные люди, не имеющие твердых жизненных позиций и принципов.
  3. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, посредством его воспроизведения. Проявляется и устанавливается в процессе психического развития человека.

Тема 6 Имплицитная теория личности.
Принято считать, что человек на основе внешнего облика индивида судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения с ним. Такой подход к истокам понимания человека человеком в общении основывается на ИМПЛИЦИТНОЙ теории личности – это представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Как и в каждой теории, данная, имеет свои плюсы и минусы:

ПЛЮС — социально-психологическая роль явления, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию образа другого человека, причем даже в отсутствии достоверной информации о нем.

МИНУС — если теория не верна – это может привести к построению ошибочного образа другого человека тем самым породить неправильное отношение к нему и спровоцировать возникновение взаимной антипатии. В рамках имплицитной теории личности существуют свои формы восприятия и понимания:

  1. Аналитическая – каждый информативный элемент внешности человека (руки, глаза, и т.п.) связывается с наличием определенных черт личности. То есть о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализ внешнего облика), далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности.

Данный тип восприятия характерен для: художников, врачей.

  1. Эмоциональная – человеку приписываются качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Причем, личностная оценка воспринимаемого определяется через механизм эффекта первичности. Этот тип восприятия встречается у детей, у лиц женского пола, у возбудимых лиц, у части людей с образным типом мышления.
  2. Перцептивно-ассоциативная – используются суждения по аналогии при восприятии человека. Встречается у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения: актеры, врачи, педагоги, руководители.
  3. Социально-ассоциативная – восприятие и оценка происходит на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения определенного человека к определенному социальному типу. Этот тип восприятия характерен для политиков, философов, социологов.

Тема 7 Механизм формирования внутреннего представления о мире.

Наше общение с людьми строится на основе внутренних представлений о мире, человеческих взаимоотношений, ценностей, правил, норм поведения и т.п.
Какие механизмы помогают нам формировать внутреннее представление о мире. Как это происходит?

С помощью пяти основных органов чувств: ощущение, прикосновение, видение, слушание, восприятие запаха, вкуса, мы получаем информацию об окружающей нас действительности. Эта информация накладывается на наши внутренние фильтры восприятия: опыт, культура, язык, убеждения, ценности, интересы, предположения, опыт. Трансформируясь в фильтрах, полученная во внешнем мире информация, опыт, формируют личностное, индивидуальное представление о мире, людях и окружающей нас действительности.
В связи с вышеизложенным становиться, понятен тезис, что различие не в самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.

Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес.

Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого следует, что необходимо научиться понимать правильно собеседника, а для этого необходимо: уметь слушать и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:

  1. Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.
  2. Слушающий никогда не пользуется чужими или предвзятыми оценками.
  3. Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении к говорящему.
  4. Слушающий абсолютно свободен от какого либо смущения и может задавать любые вопросы.
  5. Слушающий показывает говорящему, что тот услышан, и смысл сказанного понят.

К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).

Признакивизуалаудиалкинестетик
ЖестыВверху,обильныеНа уровне грудиНиз,мало
Темп речи, голосБыстрая речь,высокий.Плавный, ровныйМедленный темп, низкий тон
СловаЦвет,форма, яркость и т.п.Описывающие звукиОписывающие ощущения, вкус, запах.

При общении это необходимо учитывать. Нет чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ.
Тема 8 Межличностное пространство.
Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от:
1.
возраст

2.социальный статус

3.психологических особенностей

4.национальных стандартов поведения

Ближе всех по дистанции общения находятся родственники, близкие, знакомые. К тому же возрастной критерий то же стоит учитывать: пожилые люди требуют большего межличностного пространства, чем молодые.

Стоит отметить при рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей:

Женщины, стоят, сидят ближе к собеседнику, чем мужчины.

Психически уравновешенные люди подходят ближе, чем тревожные, т.к. они держаться в отдалении.

Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию.

Существуют определенные пределы допустимого расстояния:

  • Интимное (до 0.5. м.) – там, где происходит соприкосновение тел партнеров — спорт, балет и т.п.
  • Межличностное — (0.5. – 1.2. м.) – для разговоров друзей с соприкосновением и без
  • Социальное расстояние – (1.2.-3.7. м.) – для неформальных и формальных социальных и деловых отношений.
  • Публичные расстояния (3.7 м и более)

Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды. Тема 9 Самооценка личности.
Остановимся теперь на таком аспекте человеческого взаимодействия как самооценка личности.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует.

Когда появляются жизненные трудности и проблемы, самооценка может снижаться – однако, это временное чувство, как естественный результат возникшего кризиса. Люди с адекватной самооценкой не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего не происходит, они не перекладывают свои переживания на других.

Чувствовать себя не на высоте и не признавать этого – значит обманывать себя и других.

Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить так –

  1. готовность сближаться с людьми –характерно для людей с адекватной самооценкой
  2. избегать, бороться, доминировать или подчиняться – характерно для людей с завышенной или заниженной самооценкой.

Тема 10Ценностные ориентиры личности.
В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях, а так же при оценки своих и чужих поступков.
Личностная автономияЧувство общности
две основные ценности, на которых строятся

хорошие контакты.

Личностная автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы. Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.

Считается, что при овладении этими двумя ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.

Это очень трудная задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий.

Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести следующие:

  • аутентичность и открытость
  • возможность поиска и исследования
  • готовность делать добро
  • уменьшение угрозы для личности
  • развитие личности и самоутверждение
  1. Аутентичность и открытость – искренность во взаимоотношениях, избегание фальши, лицемерия и нечестной игры. Говорить то, о чем думаешь и чувствуешь – это не есть право на ничем неограниченные высказывания мыслей и чувств. Тот, кто отказывается от этой ценности, уменьшает право на ее реализацию у других.
  2. Готовность делать добро – готовность оказать помощь разного рода другому человеку.
  3. Безопасность личности – важнейшие условия развития личности и ее творческого потенциала. Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями – потеря способности к творчеству, самостоятельности, ответственности за свои поступки.
  1. Развитие личности и самоутверждение – особая ценность, которая заключается в процессе личностного развития – интересы, умения, знания, воображение, творческие способностей. Развитие и изменение личности – это результат того, что, полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор.

При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности
. Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности.

Подводя итог выше обозначенной теме можно подчеркнуть, что, вырабатывая критерии, мы ищем ответ: «Как понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?»

Основные детерминанты общения могут проявляться в разных формах и в зависимости от этого сближать и объединять людей или разделять и отдалять их друг от друга:

К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых.
Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека
.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогинетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно описать так:

  1. от рождения до 2-3м. Биологичное по содержанию, контактное общение, служащие средством удовлетворения органической потребности ребенка. Основное средство общения – преимущественно мимика и элементарная жестикуляция.
  2. от2-3м до 8-10м. Начальный этап познавательного общения, связан с началом функционирования основных органов чувств и появляется потребность в новых впечатлениях.
  3. от 8-10м. до 1.5.г. Возникновение координации, вербального-невербального общения, обслуживание когнитивной потребности. Приход к использованию языка как к средству общения.
  4. 1.5. до 3 л. Появление делового и игрового общения, связан с воз0никновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
  5. от 3 до 6-7 л. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.

Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.
Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но так же богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Тема 12Роль общения в психическом развитии человека.

Во-первых, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность: если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, то не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым.

Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии. Во-вторых, психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию. В-третьих, в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта.
Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными факторами развития детей.

В-четвертых, выделенные ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например:

  • Деловое общение – формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков, развивает деловые, организационные качества.
  • Личностное общение – формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
  • Материальное общение – позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры.
  • Когнитивное общение – создает состояние готовности к научению, формирует установки.
  • Мотивационное общение – источник дополнительной энергии. Человек приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности – человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал.
  • Деятельностное общение – совершенствует и обогащает собственно деятельность человека.
  • Биологическое общение – самосохраняющаяся форма в качестве важнейшего условия поддержания и развития жизненных функций.
  • Социальное общение – обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: группы, коллективы, организации и т.п.
  • Непосредственное общение – необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.
  • Опосредованное общение — помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а так же к сознательному управлению самим общением.
  • Невербальное общение – человек получает возможность психологического развития еще до того, как он освоил и научился пользоваться речью.
  • Вербальное общение – оно связанно с усвоением речи, она лежит в основе всего развития человека.

Тема 13 Манипуляции.
Манипулятор внутри нас представляет собой ту часть нашей личности, которая сознательно или несознательно применяет разнообразные уловки, цель которых – контролировать ситуацию для достижения своих целей.

Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем:

  1. Активный манипулятор – пытается управлять с помощью активных методов. Играет роль человека, полного сил – свою слабость не демонстрирует. Пользуется своим социальным положением или рангом (родитель, учитель, т.п.). Он становиться «собакой сверху» (Перлз) – добивается контроля над другими. Его любимая техника – «обязательства и ожидания».
  2. Пассивный манипулятор – прикидывается беспомощным и глупым «собака снизу». Выигрывает, терпя поражения. Позволяя другим думать и работать за него. Лучшие его техники – вялость, пассивность.
  3. Соревнующийся манипулятор – воспринимает жизнь, как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди соперники и даже враги. Он между «собакой сверху» — «собакой снизу».
  4. Безразличный манипулятор – старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз « Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны.

ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ.
Диктатор Хулиган

Тряпка Славный парень

Калькулятор Судья

Прилипала Защитник Контакты, которые производят манипуляторы – поверхностны, они не затрагивают души, т.к. манипуляторы боятся уязвимости. Способы ухода от контакта.

1.»случайный человек» — не мое дело говорить вам …

2.поставить под сомнение то, что только что сказал – вы не уловили главного.

3.его слова относятся к другому человеку – я не о вас, а так, вообще.

4.сделать вид, что он не разобрался в ситуации или в контексте – вы меня переоцениваете.

Но без глубоких контактов человек не может, состоятся как личность, реализовать себя, достичь актуализации. В конце концов, человек рискует своим психическим здоровьем.
Тема 14 Причины манипуляции.
Основная причина манипуляции заключается в конфликте человека с самим собой, т.к. в повседневной жизни человек должен опираться как на себя, так и на окружающую среду. Возникает проблема доверия себе и другим людям.

  1. Лжепостулат — чем мы лучше, чем совершеннее – тем любимее. Э.Фромм.
  2. Риск и неопределенность окружающего нас мира и чувство беспомощности превращают человека в объект, что многократно усиливает его беспомощность.
  3. Страх затруднительного положения. Манипулятор это личность, которая относится к людям ритуально, избегая интимности в отношениях и затруднительных положений.
  4. Потребность получить одобрение всех и каждого.

В конечном итоге манипулятор остается «с носом», поскольку:
Жизнь — нелюбимая работа

Разучается наслаждаться жизнью, переживать глубокие чувства

Считает, что в зрелости его ждут одни проблемы и тяготы

Не пытается постичь цели и смысла своего существования

Манипулятор очень любит управлять – он раб этой потребности.

Парадокс манипулирования заключается в том, что чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

Манипулятор боится, что кто-нибудь, узнает о его истинных чувствах – сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора. Он не изучает жизнь, а собирает коллекцию умных слов, изречений, красивых вещей – пускает пыль в глаза.
В современном невротическом обществе удобнее жить манипулятору, чем актуализатору. Но, удобнее не значит лучше. Не всякая манипуляция – это зло. Кое – какие манипулятивные шаги необходимы человеку в борьбе за существование. Манипуляции осознанные и частые вредны, поскольку маскируют психологическую и психическую незрелость личности.

Интересные факты о психологии общения

Благодаря проведенным исследованиям ученые смогли определить особенности взаимодействия людей, когда они разговаривают. Доказано, что во время диалога собеседники не могут постоянно смотреть друг другу в глаза и это занимает примерно 60% общего времени. Теория нейролингвистического программирования выдвигает предположение, что по движению глаз во время беседы можно понять, какие образы возникают в его сознании. Психология общения, интересные факты о которой регулярно пополняются, определила, что для человека одинаково важен как физический, так и вербальный контакт.

Стили общения:

Альтруистический стиль

Человек общается ради того, чтобы помочь другим, посочувствовать, дать какой-нибудь совет или что-то подсказать.

Фатический стиль

Человек общается потому, что ему просто очень нравится общаться. На всякие темы, обо всем – обо всем. Он получает невероятное удовольствие от общения.

Манипуляторский стиль

Человек общается ради достижения какой-то выгоды, цели, для того чтобы узнать какую-то информацию.

Определение того, хорошим ли слушателем является человек

Тест

Нужно ответить на следующие вопросы:

  • Часто ли вы перебиваете собеседника?
  • Вас раздражают ошибки собеседника в общении?
  • Легко ли вы отвлекаетесь?
  • Вы внимательно слушаете человека, если вам неинтересно то, что он говорит?
  • Не растворяетесь ли вы в своих собственных мыслях в тот момент, когда собеседник ваш очень медленно говорит?
  • Вы делаете поспешные выводы?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]