Перцептивная сторона общения
В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.
Характеристика перцептивной стороны общения
Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение. Получается, что благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.
Перцептивный аспект общения – другой в моих глазах и «Я» глазами других
Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником. Важной характеристикой перцептивной стороны общения можно считать и то, что оценивая партнера, человек одновременно отслеживает, как тот относится к нему самому: насколько приятно ему их общение, разделяются ли им ценности и установки, соглашается ли он с выводами.
Поэтому при каждой беседе или взаимодействии люди не только оценивают друг друга, но анализируют реакцию собеседника на свое поведение и ситуацию в целом – при помощи приемов идентификации и рефлексии.
Идентификация – это довольно распространенный способ восприятия других. Им пользуются все, когда пытаются понять кого-либо и ставят себя на его место, переносят собственные состояния и особенности на окружающих.
А рефлексия помогает узнать, как другие относятся к нам. Воспринимают ли они нас как достойных людей, добрых, умных и интересных собеседников или же оценивают отрицательно?
Мнение, которое сложилось у собеседников друг о друге, существенно влияет на эффективность их взаимодействия и дальнейших отношений. И оно может оказаться неверным.
Что мешает объективной оценке?
Существует несколько факторов, которые могут искажать впечатления о других людях; их называют феноменами (или эффектами) межличностного восприятия.
Эффект ореола –
это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот, общее неблагоприятное мнение заставит воспринимать достоинства человека как притворство и лицемерие.
Эффект первичности –
похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.
Эффект последней информации –
дает тот же результат, только за основу берутся самые последние сведения о человеке. Они могут перечеркнуть прежнее отношение к нему, изменить его на противоположное.
Эффект проецирования –
проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?
Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.
Перцептивный компонент
Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.
На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «,внешнюю картинку», , образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.
Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.
Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время.
Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.
Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.
Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.
Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» -восприятие) – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.
Процесс перцепции зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
В процесс восприятия включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. В ходе восприятии собеседника одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка, попытка понять мотивы поступков, основанная на этом стратегия изменения поведения, построение стратегии собственного поведения и т.п. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию, рефлексию и атрибуцию.
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.
Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.
Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.
Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.
Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.
Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.
Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.
Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.
Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.
В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.
Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.
Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.
Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.
Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.
Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.
В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.
Каждый развивает свой собственный тип обращения.
Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.
Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.
Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.
В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.
Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.
Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.
В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.
Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.
Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.
Общение– процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение– это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Непосредственное общение может быть формальными межличностным.
Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованноеили косвенное общениепроисходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.
У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.
Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
Самый примитивный уровень общения – фатический(от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.
Иногда это уровень обозначают как конвенциональный(конвенция – «соглашение»).
Следующий уровень общения – информационный.
Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.
Личностныйуровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.
Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.
1. Психологические функцииобусловливают развитие человека как индивида и личности.
В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.
Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).
2. Социальные функциидетерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.
Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функцииопределяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.
Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.
Дата добавления: 2016-07-27 ; ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Перцептивная сторона общения: психологическое содержание
Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.
Перцептивная сторона общения имеет следующие функции:
- формирует содержание межличностного восприятия;
- содействует установлению взаимопонимания;
- обеспечивает влияние партнеров по общению друг на друга.
Все это возможно благодаря “работе” конкретных механизмов. К ним можно отнести следующие.
- Во-первых, аттракция, эмпатия и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.
- Во-вторых, рефлексия, которая помогает познанию самого себя в общении.
- В-третьих, каузальная атрибуция, которая будет способствовать прогнозированию поведения в процессе общения каждого партнера.
Перцептивная сторона общения должна обязательно включать в себя работу всех этих механизмов. Остановимся более подробно на их характеристике.
Идентификация – это механизм познания друг другом людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет строиться на основании попытки себя поставить на место партнера.
Эмпатия подразумевает наличие эмоционального сопереживания ему.
Привлечение или аттракция представляет собой форму познания собеседника, которая основана на формировании позитивного устойчивого чувства к нему.
Перцептивная сторона общения будет зависеть во многом от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, помогающие понять другого человека. Помимо этого, необходима рефлексия и каузальная атрибуция.
Рефлексия представляет собой механизм, при помощи которого происходит самопознание в общении. В его основе лежат способность представлять то, каким образом он воспринимается своим партнером.
Каузальная атрибуция подразумевает интерпретацию поступков и чувств другого человека, когда имеется намерение выяснить причины его поведения.
Когда изучалась перцептивная сторона общения учеными, то были выделены интересные закономерности:
- причина успеха людьми приписывается всегда себе, а вот неудач – обстоятельствам или другим людям;
- человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более негативно;
- партнер по общению воспринимается обычно через призму “первого впечатления” и его ошибок.
На последней закономерности остановимся более подробно.
Обычно при оценке незнакомого человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальные же пятьдесят – ошибочным. Это происходит из-за трех факторов, которые и были выделены, когда изучалась перцептивная сторона общения. Психология человека гласит, что на него, вне зависимости от опыта, пола и возраста, всегда будут влиять:
- Ошибка превосходства. Человека, который нас превосходит по каким-либо параметрам, мы всегда будет оценивать, как более умного и талантливого. В противном же случае, наоборот.
- Ошибка отношения к нам. Человеку, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будут приписываться положительные черты характера.
- Ошибка привлекательности. Человек, который нам нравится внешне, либо же по индивидуальным качествам, будет восприниматься совсем иначе. Ему будут приписываться даже несуществующие качества личности.
Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона общения – это необходимый его компонент. Она должна включать в себя:
- самопознание в процессе общения;
- понимание и познание собеседника;
- прогнозирование поведения своего партнера.
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция , это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
- Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.
Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
- Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
- Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).
Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности. - Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.