Понятие общения. Основные функции и средства общения

Средства общения — что это?

Средства общения — это определенные устоявшиеся (принятые в обществе) приемы кодирования, преобразования и расшифровки информации, поступающей от одного индивида к другому в процессе коммуникации.

Функции, которые выполняют средства общения:

  • информационно-коммуникативная (передача информации от одного человека другому);
  • интегративная (позволяет объединяться/объединять людей в группы);
  • побудительная (стимуляция активности);
  • интерактивная (коррекция поведения отдельных индивидов или группы при организации совместной активности);
  • функция социализации (обмен опытом с целью выработки и усвоения системы норм и правил, действующих в социуме);
  • аффективно-коммуникативная (направленное или неосознанное воздействие на эмоциональную среду оппонента);
  • функция координации (согласование действий при групповой активности);
  • функция понимания (восприятие и расшифровка информационного кода в том виде и смысле, в котором оппонент желал передать информацию).

Результаты обучения

По ФГОСУ для магистратуры: Курс вносит вклад в формирование:

  • способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
  • способности создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6);
  • способности разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-7)

Какие бывают?

Все средства общения принято делить на две группы: вербальные и невербальные.

Каждая группа выполняет определенную функцию.

И если вербальные (словесные) средства общения нацелены на то, чтобы донести до оппонента смысл сказанного, то невербальные средства транслируют эмоции и отношение индивида к тому, с кем он в данные момент взаимодействует.

Невербальные

Невербальное общение добавляет чистой информации эмоциональный окрас и тон.

Оно позволяет добиться максимального взаимопонимания с оппонентом, понять его настрой, а иногда и истинные намерения.

Невербальное общение состоит из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.

Паралингвистическая группа:

  1. Просодика. В эту категорию принято включать элементы, дополняющие речь. Это тембр, глубина и сила голоса, степень выразительности артикуляции, ударения, характер и длина пауз, и т.д. Иными словами просодические средства помогают придать оттенок информации посредством влияния на голос.
  2. Кинесика (оптико-кинесические средства общения). Все действия, которые человек воспринимает визуально и как дополнение к сказанному. Сюда относятся жесты, взгляд, мимика и даже изменение положения тела и отдельных частей тела в пространстве.
  3. Графемика. Способ письма, передающий чувства и эмоции человека. Манера писать буквы и слова может меняться в зависимости от эмоционального фона. Так злой человек сильно давит ручкой на бумагу, а задумчивый человек допускает ошибки и забывает закончить «крючки».

Паралингвистические средства общения невозможно использовать без привязки к речи.

Экстралингвистическая группа:

  1. Такесика. Тактильные контакты в процессе общения — это такесические средства. Любые прикосновения, поцелуи, щепки и поглаживания заключают в себе невербальный код и являются отражением эмоционального/чувственного фона индивида.
  2. Проксемика. Во время взаимодействия собеседники могут находиться далеко или близко друг от друга, сознательно или неосознанно контролируя дистанцию. Способ пространственной организации контакта, отражающий отношения собеседников друг к другу, называется проксемикой.
  3. Хронемика. Распределение времени в процессе общения. Человек может спешить на встречу, а может оттягивать звонок. Он может долго ждать, когда собеседник освободиться, а может ограничить время контакта.
  4. Экстралингвистика. Передача эмоций с помощью голоса, но при этом без привязки к речи. Сюда можно отнести покашливание, недовольное урчание, вздохи, вскрики и т.д.
  5. Сенсорика. Восприятие оппонента с помощью органов чувств. Человек реагирует на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальные характеристики собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. В качестве примера можно привести ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и фонационные средства общение (восприятие на слух).

Невербальные средства общения люди изучают (перенимают) от своих родителей или опекунов еще до того, как начинают разговаривать. Поэтому развивать в себе способность к невербальному общению не нужно.

А вот научиться распознавать и расшифровывать их будет полезно каждому члену социума.

Невербальная коммуникация:

Вербальные

Вербальные средства коммуникации также называют «знаковыми».

И в отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде нельзя истолковать двусмысленно.

Базовый элемент вербального общения — речь.

Речевые виды деятельности:

  • чтение;
  • письмо;
  • говорение;
  • слушание.

Речь подразделяется на письменную, устную и внутренне направленную.

Дактиль заменяет устную речь, при этом включая в себя неречевые коммуникативные методы (например, азбука жестов для глухонемых).

About this Course

26,398 recent views

Каждый человек время от времени общается с другими людьми: близкими и друзьями, коллегами и клиентами, продавцами и клерками, попутчиками и случайными прохожими. Иногда это общение проходит успешно, иногда — нет. Почему так случилось? и Как этого избежать? – два вопроса, которые мы задаем себе после неудачного общения. В этом курсе мы поговорим о том, как устроена человеческая коммуникация: как мы передаем информацию, с какими препятствиями сталкиваемся и как решаем возникающие проблемы. Рассмотрим межличностную и групповую коммуникацию. Обсудим, что происходит в личном и онлайн общении. Курс состоит из онлайн лекций и дополнительных материалов. В онлайн лекциях мы не только поговорим о результатах психологических исследований, но и посмотрим, как обнаруженные закономерности проявляются в реальной жизни – в личных и деловых отношениях; проанализируем различные способы решения возникающих проблем. Дополнительные материалы – выступления экспертов и видеозаписи с конкретными примерами – помогут вам лучше понять материал. Чтобы проверить свои знания, вы сможете заполнить тесты.

Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес:

Язык

Язык тесно связан с народом, выступающим в роли носителя языка. С помощью языка люди общаются друг с другом и передают мысли на самом простом и доступном уровне.

Общество и язык не существуют отдельно друг от друга. Их развитие также происходит параллельно, поэтому любые изменения в жизни общества сразу же находят отражение в языке.

Функции языка:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная (хранение и передача знаний);
  • конструктивная (посредством языка можно предавать мыслям форму);
  • познавательная;
  • этническая (объединяет людей в группы, а эти группы объединяет между собой);
  • эмоциональная (описание и передача чувств в форме словесного кода).

Важно понимать, что даже при условии единой и общей формы языка для всей его носителей, могут возникать коммуникативные барьеры:

  1. Фонетический. Возникает из-за каких-либо речевых особенностей участников взаимодействия (акцент, дефекты речи, тон и проч.).
  2. Логический. Если собеседники обладают разными интеллектуальными способностями или особенностями мышления, могут возникнуть недопонимания.
  3. Стилистический. Барьер связан с неправильным применением правил построения предложений или неправильной подачей информации.
  4. Смысловой. Данный барьер возникает тогда, когда взаимодействие происходит между носителями разных языков.
    Каждый язык имеет свои особенности, поэтому дословный перевод часто «съедает» смысл и нюансы сообщения.

В каждом языке есть свои шаблоны и правила передачи информации. Для русского языка такими шаблонами являются стили. Каждый стиль уместен лишь в определенном окружении и при определенных условиях.

  1. Научный стиль. Данный вербальный способ основан на научных терминах, отсутствии эмоциональной составляющей и четкой структуре сообщения.
  2. Деловой. Данный стиль отличается точностью и скупостью. Он подходит для общения между людьми разного социального статуса, написания законов и официальных бумаг. Деловой стиль актуален в условиях работы.
  3. Публицистический. Задача публицистического стиля — вступить в контакт с большой аудиторией и вызвать у нее интерес. Отличается экспрессивным звучанием, наличием витиеватых штампов, обилием эмоций.
    Строгих ограничений и рамок для публицистического стиля не предусмотрено.
  4. Разговорный. Используется при личном общении, если люди в момент разговора не подчиняются социальным или рабочим статусам.
  5. Художественный. Используется при создании литературных произведений.

Формы коммуникационного действия[ | код]

Основная статья: Виды коммуникации

— единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация
    — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего
    ко многим
    слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог
    — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между
    двумя
    собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация
    — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[
    источник не указан 1992 дня
    ].

Подражание | код

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

Принципы эффективной коммуникации

Смысловое соответствие получаемой информации и ответной реакции. Например, приветствие требует ответного приветствия. На вопрос следует давать ответ, а не другой вопрос. Таким способом каждый речевой фрагмент будет иметь завершение.

Принцип предпочтительной структуры.

Подтверждающие и отклоняющие ответные реплики даются неодинаково. Согласие обычно выражает без промедления, предельно лаконично и ясно.

Начальник просит подчиненного: «Отчет необходимо предоставить до завтрашнего дня»

Подчиненный отвечает: «Хорошо».

Несогласие сопровождается предварительной паузой, за которой следует более объемный ответ, включающий доводы и объяснения.

Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу»

Подчиненный: «(пауза) Я бы с радостью выполнил это поручение, но сейчас я занят выполнением предыдущего задания».

Отправитель, знающий принципы эффективной коммуникации, после просьбы услышит паузу несогласия и смягчит требование.

Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу и тогда завтра сможете уйти с работы пораньше».

Такой разговор избавится от лишней напряженности, и поручение будет выполнено.

Принцип кооперации.

Состоит из 4 групп постулатов: качество, количество, отношение, способ.

Качество: «Высказывание должно быть истинным».

Количество: «Высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется»

Отношение: «Не отклоняйся от темы».

Способ: «Выражайся ясно».

Примечания

  1. Леонтьев А. А.
    Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  2. // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  3. Ахутина Т. В.
    Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  4. // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  5. Николаева Т. М.
    Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  6. Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  7. Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  8. Горянина В. А.
    Психология общения. — М.: Издательский , 2002. — 416 с.
  9. Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  10. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  11. Roy M. Berko, et al.
    Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  12. Філоненко М. М.
    Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  13. ↑ , Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  14. , Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Представления о развитии общения[ | код]

Филогенетическое развитие общения | код

Филогенез — историческое формирование группы организмов, в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной

модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.

Онтогенетическое развитие общения | код

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]