Средства общения — что это?
Средства общения — это определенные устоявшиеся (принятые в обществе) приемы кодирования, преобразования и расшифровки информации, поступающей от одного индивида к другому в процессе коммуникации.
Функции, которые выполняют средства общения:
- информационно-коммуникативная (передача информации от одного человека другому);
- интегративная (позволяет объединяться/объединять людей в группы);
- побудительная (стимуляция активности);
- интерактивная (коррекция поведения отдельных индивидов или группы при организации совместной активности);
- функция социализации (обмен опытом с целью выработки и усвоения системы норм и правил, действующих в социуме);
- аффективно-коммуникативная (направленное или неосознанное воздействие на эмоциональную среду оппонента);
- функция координации (согласование действий при групповой активности);
- функция понимания (восприятие и расшифровка информационного кода в том виде и смысле, в котором оппонент желал передать информацию).
Результаты обучения
По ФГОСУ для магистратуры: Курс вносит вклад в формирование:
- способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
- способности создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6);
- способности разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-7)
Какие бывают?
Все средства общения принято делить на две группы: вербальные и невербальные.
Каждая группа выполняет определенную функцию.
И если вербальные (словесные) средства общения нацелены на то, чтобы донести до оппонента смысл сказанного, то невербальные средства транслируют эмоции и отношение индивида к тому, с кем он в данные момент взаимодействует.
Невербальные
Невербальное общение добавляет чистой информации эмоциональный окрас и тон.
Оно позволяет добиться максимального взаимопонимания с оппонентом, понять его настрой, а иногда и истинные намерения.
Невербальное общение состоит из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.
Паралингвистическая группа:
- Просодика. В эту категорию принято включать элементы, дополняющие речь. Это тембр, глубина и сила голоса, степень выразительности артикуляции, ударения, характер и длина пауз, и т.д. Иными словами просодические средства помогают придать оттенок информации посредством влияния на голос.
- Кинесика (оптико-кинесические средства общения). Все действия, которые человек воспринимает визуально и как дополнение к сказанному. Сюда относятся жесты, взгляд, мимика и даже изменение положения тела и отдельных частей тела в пространстве.
- Графемика. Способ письма, передающий чувства и эмоции человека. Манера писать буквы и слова может меняться в зависимости от эмоционального фона. Так злой человек сильно давит ручкой на бумагу, а задумчивый человек допускает ошибки и забывает закончить «крючки».
Паралингвистические средства общения невозможно использовать без привязки к речи.
Экстралингвистическая группа:
- Такесика. Тактильные контакты в процессе общения — это такесические средства. Любые прикосновения, поцелуи, щепки и поглаживания заключают в себе невербальный код и являются отражением эмоционального/чувственного фона индивида.
- Проксемика. Во время взаимодействия собеседники могут находиться далеко или близко друг от друга, сознательно или неосознанно контролируя дистанцию. Способ пространственной организации контакта, отражающий отношения собеседников друг к другу, называется проксемикой.
- Хронемика. Распределение времени в процессе общения. Человек может спешить на встречу, а может оттягивать звонок. Он может долго ждать, когда собеседник освободиться, а может ограничить время контакта.
- Экстралингвистика. Передача эмоций с помощью голоса, но при этом без привязки к речи. Сюда можно отнести покашливание, недовольное урчание, вздохи, вскрики и т.д.
- Сенсорика. Восприятие оппонента с помощью органов чувств. Человек реагирует на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальные характеристики собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. В качестве примера можно привести ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и фонационные средства общение (восприятие на слух).
Невербальные средства общения люди изучают (перенимают) от своих родителей или опекунов еще до того, как начинают разговаривать. Поэтому развивать в себе способность к невербальному общению не нужно.
А вот научиться распознавать и расшифровывать их будет полезно каждому члену социума.
Невербальная коммуникация:
Вербальные
Вербальные средства коммуникации также называют «знаковыми».
И в отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде нельзя истолковать двусмысленно.
Базовый элемент вербального общения — речь.
Речевые виды деятельности:
- чтение;
- письмо;
- говорение;
- слушание.
Речь подразделяется на письменную, устную и внутренне направленную.
Дактиль заменяет устную речь, при этом включая в себя неречевые коммуникативные методы (например, азбука жестов для глухонемых).
About this Course
26,398 recent views
Каждый человек время от времени общается с другими людьми: близкими и друзьями, коллегами и клиентами, продавцами и клерками, попутчиками и случайными прохожими. Иногда это общение проходит успешно, иногда — нет. Почему так случилось? и Как этого избежать? – два вопроса, которые мы задаем себе после неудачного общения. В этом курсе мы поговорим о том, как устроена человеческая коммуникация: как мы передаем информацию, с какими препятствиями сталкиваемся и как решаем возникающие проблемы. Рассмотрим межличностную и групповую коммуникацию. Обсудим, что происходит в личном и онлайн общении. Курс состоит из онлайн лекций и дополнительных материалов. В онлайн лекциях мы не только поговорим о результатах психологических исследований, но и посмотрим, как обнаруженные закономерности проявляются в реальной жизни – в личных и деловых отношениях; проанализируем различные способы решения возникающих проблем. Дополнительные материалы – выступления экспертов и видеозаписи с конкретными примерами – помогут вам лучше понять материал. Чтобы проверить свои знания, вы сможете заполнить тесты.
Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес:
Язык
Язык тесно связан с народом, выступающим в роли носителя языка. С помощью языка люди общаются друг с другом и передают мысли на самом простом и доступном уровне.
Общество и язык не существуют отдельно друг от друга. Их развитие также происходит параллельно, поэтому любые изменения в жизни общества сразу же находят отражение в языке.
Функции языка:
- коммуникативная;
- аккумулятивная (хранение и передача знаний);
- конструктивная (посредством языка можно предавать мыслям форму);
- познавательная;
- этническая (объединяет людей в группы, а эти группы объединяет между собой);
- эмоциональная (описание и передача чувств в форме словесного кода).
Важно понимать, что даже при условии единой и общей формы языка для всей его носителей, могут возникать коммуникативные барьеры:
- Фонетический. Возникает из-за каких-либо речевых особенностей участников взаимодействия (акцент, дефекты речи, тон и проч.).
- Логический. Если собеседники обладают разными интеллектуальными способностями или особенностями мышления, могут возникнуть недопонимания.
- Стилистический. Барьер связан с неправильным применением правил построения предложений или неправильной подачей информации.
- Смысловой. Данный барьер возникает тогда, когда взаимодействие происходит между носителями разных языков.
Каждый язык имеет свои особенности, поэтому дословный перевод часто «съедает» смысл и нюансы сообщения.
В каждом языке есть свои шаблоны и правила передачи информации. Для русского языка такими шаблонами являются стили. Каждый стиль уместен лишь в определенном окружении и при определенных условиях.
- Научный стиль. Данный вербальный способ основан на научных терминах, отсутствии эмоциональной составляющей и четкой структуре сообщения.
- Деловой. Данный стиль отличается точностью и скупостью. Он подходит для общения между людьми разного социального статуса, написания законов и официальных бумаг. Деловой стиль актуален в условиях работы.
- Публицистический. Задача публицистического стиля — вступить в контакт с большой аудиторией и вызвать у нее интерес. Отличается экспрессивным звучанием, наличием витиеватых штампов, обилием эмоций.
Строгих ограничений и рамок для публицистического стиля не предусмотрено. - Разговорный. Используется при личном общении, если люди в момент разговора не подчиняются социальным или рабочим статусам.
- Художественный. Используется при создании литературных произведений.
Формы коммуникационного действия[ | код]
Основная статья: Виды коммуникации
— единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:
- Фронтальная коммуникация
— вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего
ко многим
слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется. - Диалог
— вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между
двумя
собеседниками. - Опосредованная коммуникация
— вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[
источник не указан 1992 дня
].
Подражание | код
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.
За подражанием стоят разные психологические механизмы:
- в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
- в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
- в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
- в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.
Принципы эффективной коммуникации
Смысловое соответствие получаемой информации и ответной реакции. Например, приветствие требует ответного приветствия. На вопрос следует давать ответ, а не другой вопрос. Таким способом каждый речевой фрагмент будет иметь завершение.
Принцип предпочтительной структуры.
Подтверждающие и отклоняющие ответные реплики даются неодинаково. Согласие обычно выражает без промедления, предельно лаконично и ясно.
Начальник просит подчиненного: «Отчет необходимо предоставить до завтрашнего дня»
Подчиненный отвечает: «Хорошо».
Несогласие сопровождается предварительной паузой, за которой следует более объемный ответ, включающий доводы и объяснения.
Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу»
Подчиненный: «(пауза) Я бы с радостью выполнил это поручение, но сейчас я занят выполнением предыдущего задания».
Отправитель, знающий принципы эффективной коммуникации, после просьбы услышит паузу несогласия и смягчит требование.
Начальник: «Проанализируйте к вечеру недельную статистику по отделу и тогда завтра сможете уйти с работы пораньше».
Такой разговор избавится от лишней напряженности, и поручение будет выполнено.
Принцип кооперации.
Состоит из 4 групп постулатов: качество, количество, отношение, способ.
Качество: «Высказывание должно быть истинным».
Количество: «Высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется»
Отношение: «Не отклоняйся от темы».
Способ: «Выражайся ясно».
Примечания
- ↑ Леонтьев А. А.
Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5. - // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
- Ахутина Т. В.
Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20. - // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
- ↑ Николаева Т. М.
Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2. - Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
- Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- Горянина В. А.
Психология общения. — М.: Издательский , 2002. — 416 с. - Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
- // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
- ↑ Roy M. Berko, et al.
Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12. - ↑ Філоненко М. М.
Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с. - ↑ , Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
- , Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.
Представления о развитии общения[ | код]
Филогенетическое развитие общения | код
Филогенез — историческое формирование группы организмов, в данном случае — развитие человеческого общества.
Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной
модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.
Онтогенетическое развитие общения | код
Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения.