Зачем нужны эмоции: основные функции и свойства в психологии


Что это такое: определение понятия

Эмоции — с латинского «emoveo» означает «возбуждать», «волновать» — это выражение того, как человек относится к определенный сложившейся ситуации, и как проявляет себя в момент переживания какого-нибудь жизненного события.

Эмоции бывают двух форм — объективные — человек испытывает определенные чувства, у него меняется психическое и физическое состояние (может повышаться пульс, меняться дыхание и мимика) и субъективные — непосредственно личные внутренние переживания по поводу сложившейся ситуации (чувства, мысли, переживания).

Золотая середина – наши советы

И как всегда, некая средняя «нормальность», за рамки которой так любит вырываться бунтующая молодежь, оказывается самым оптимальным средством и от инфаркта в 40 лет, и от клинического занудства одновременно. Потому что все хорошо в меру. Чтобы успешно держать средний уровень эмоциональности, с эмоциями нужно подружиться.

  1. Для начала поймите, что чувствительная эмоциональность – это не посторонняя стихия, захлестнувшая вашу жизнь, это вы сами. Точно так же как вы управляете своей рукой или ногой, вы можете управлять своим психическим состоянием, за исключением редких случаев, когда запускаются экстренные процессы.
  2. Как только вы это поймете, запишитесь на любые курсы саморазвития, в программе которых присутствует тренировка эмоций.
  3. Если не знаете, какие курсы выбрать, выбирайте школу актерского мастерства для взрослых. Направление обучения вы сможете определить сами – все виды подойдут: от упора на коммуникативное совершенствование до бизнес-театра и личной эффективности. Развитием интеллектуальной эмоциональности человека занимаются на всех курсах по актерскому мастерству без исключений.

Часто нам хочется казаться лучше, чем мы есть на самом деле, нравится окружающим, но порой это выходит наигранно и неправдоподобно. Лучше справиться с поставленной задачей помогут курсы актерского мастерства в Москве для взрослых.

Значение эмоциональности в психологии

Что такое эмоциональный? Эмоциональность — это природная черта человека, характеризующая качество, процесс и содержание тех чувств, которые он переживает.

Эмоциональность является одной из основных составляющих такого понятия, как темперамент.

Для эмоциональных людей являются характерными такие признаки: излишняя впечатлительность, чрезмерная импульсивность, чувствительность, они все принимают близко к сердцу и не стесняются проявлять и выражать свои чувства.

С помощью эмоциональность человек ярко выражает то, что он чувствует, проявляет себя. Наши ощущения и переживания являются неиссякаемым источником вдохновения для всех, кто его ищет. Эмоциональность обычно отражает внутренний мир человека, показывает его богатство.

Быть эмоциональным, значит жить более разнообразной, яркой и насыщенной жизнью, иметь неограниченные возможности для творческого потенциала, чувствовать остроту ощущений, жить интересной жизнью, иметь огромный источник вдохновения, все время искать и находить пути для выхода своих эмоций и творчества.

Эмоциональность проявляется по-разному у каждого типа темперамента. Темпераменты делятся на 4 типа: холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики.

Признаки страха

Существующие виды страхов сопровождаются следующей симптоматикой:

  1. Выделение гормона адреналина, норадреналина и кортизола.
  2. Активизация нервной системы.
  3. Повышение болевого порога, мышечной силы и выносливости.
  4. Ускорение биения сердца и частоты вздохов.
  5. Интенсивное потоотделение и повышение кровяного давления.
  6. Сужение сосудов.
  7. Проблемы с пищеварительной системой.
  8. Расширение зрачков и повышение содержания сахара в крови.
  9. Ускорение мгновенных рефлексов.
  10. Появление туннельного зрения.

Перечисленные реакции объясняются действием инстинкта самосохранения. Но они могут вызывать ряд опасных последствий, таких как: быстрое истощение нервной системы, пересыхание в горле и дрожь. В зависимости от частоты тревожных состояний, иммунная система изнашивается быстрее, что вызывает разные заболевания.

Что относится к эмоциям?

Эмоции бывают положительными и негативными. Большинство специалистов выделяют четыре самых основных чувства человека: гнев, радость, печаль и страх. Но стоит понимать, что их значительно больше.

К ним относятся: эмоциональные реакции, то есть переживание той или конкретной эмоции, аффекты — это самый мощный и опасный вид эмоциональной реакции, настроение, эмоциональное волнение, эмоциональное течение.

Самыми распространенными принято считать: интерес, печаль, радость, удивление, страх, гнев, стыд, отвращение, вина.

Причины страха

Определить причину стрессового состояния достаточно сложно. Для этого нужно разбираться в базовых психологических терминах, понимать человеческую природу и уметь делать самоанализ. У взрослых людей реакция возникает из-за следующих предрасполагающих факторов:

  1. Привязанность к среде обитания и внешним факторам. Людям свойственно привыкать к кругу общения, положению в обществе, деньгам и другим объектам. На фоне привязанности человек начинает бояться потерять что-то из этих вещей.
  2. Отсутствие веры в существование единой системы, которая контролирует все и управляет. Люди, которые не верят в Бога, чаще чувствуют себя в опасности и становятся неуверенными.
  3. Ощущение собственной некомпетентности.

Детский внутренний страх формируется во время воспитательного процесса. Многие родители чрезмерно забоятся о ребенке, формируя в его голове неосознанные страхи. Для примера, врожденная боязнь смерти усугубляется из-за негативного опыта и неправильного воспитания.

Психологи выделяют такие причины ответной реакции организма:

  1. Пребывание в темноте.
  2. Контакт с большими животными.
  3. Одиночество.
  4. Болезненные ощущения.
  5. Высота.
  6. Встреча с незнакомцами.

Панические приступы возникают из-за выраженных физических или психических расстройств. В их числе:

  1. Проблемы в работе щитовидной железы. Любое нарушение на гормональном уровне часто провоцирует беспочвенный страх. Психологу важно определить корень тревожного состояния у ребенка и назначить диагностику у эндокринолога.
  2. Болезни, вызванные инфекциями. К ним относятся простудные заболевания, высокая температура и сильный кашель. Не все родители знают, что частой причиной приступов паники является заболевание.
  3. Ишемическая патология сердца. Начальные проявления выражаются ночью, но потом они нарастают и обретают постоянный характер.
  4. Аритмия. Относится к заболеваниям сердца, которые часто приводят к панике.

Зачем они нужны?

Эмоции — это наши чувства, с их помощью мы можем переживать все то, что с нами происходит.

Именно они определяют нас как людей.

Через них можно увидеть наше отношение жизненным ситуациям, они показывают это не только нам, но и всем окружающим, поэтому так важно уметь контролировать их.

Существует огромное количество чувств, которые проявляются в разных ситуациях. Считается, что способность испытывать их у нас с рождения.

Эмоции — это неотъемлемая часть нашей жизни, если мы откажемся от них, то мы себя самостоятельно обделим. Ведь вся наша жизнь ежедневно сопровождается ими, пускай иногда и маленькими, казалось бы, незначительными.

Каждый день мы чему-то удивляемся, грустим и радуемся, любим и ненавидим, злимся, переживаем и т.д. Некоторые люди слишком сильно и яро их проявляет, а кто-то умеет их маскировать или подавлять.

Но самое главное, что абсолютно каждый человек эмоционален. Просто кто-то больше, а кто-то меньше, по ком-то можно сказать, что он вообще безэмоциональный человек, но это не совсем так. Через свои чувства и ощущения мы и проживаем свою жизнь.

Поэтому важно выражать и и не бояться проявлять их, но не стоит забывать о контроле, ведь быть чрезмерно эмоциональным человеком, тоже не является плюсом.

Стоит отметить, что позитивные эмоции также влияют на здоровье (физического и психическое) и на настроение. Немножко позитива с утра поможет «зарядиться» хорошим настроением на целый день.

Это же касается и негатива. Негатив, как правило, провоцирует плохое самочувствие и состояние, такие чувства способны надолго выбить человека из колеи.

Как они работают

Эмоции и чувства в психологии занимают центральное место по причине их определяющего влияния на жизнь людей. Анализ и работа с эмоциональной сферой приносят в жизнь человека гармонию и возможность открыть новые стороны своей личности. Роль эмоций в жизни человека:
1. Мотивация. Благодаря эмоциям мы можем наконец-то заняться уборкой за два часа до прихода гостей или сесть за учебники, когда до экзамена осталась неделя, и подготовиться основательнее. Они побуждают к действию и активности, дают нам смысл совершать что-то.

2. Борьба за счастье. Если кто-то ставит палки в колеса, мы должны указать обидчику его место, но что побудит это сделать, как не эмоции? Если человек испытал сильную симпатию к другому или какое-то событие вознесло его к вершинам блаженства, он постарается увеличить количество позитивных переживаний и будет налаживать связь с другим или повторит условия для возникновения события. Положительные эмоции подвигнут на упорный труд ради повышения шансов жить счастливо и полноценно, а негативные эмоции подскажут, когда надо избавиться от деструктивного фактора.

3. Принятие решений. Благодаря исследованиям сейчас становится ясно, что отсутствие эмоций при повреждениях головного мозга может приводить к принятию неправильных решений. Эмоции человека никогда не пропадают, даже когда он думает, что руководствуется лишь чистой логикой и рациональностью, это блеф. И чем больше человек уверен, что может откинуть эмоциональное, тем сильнее он ошибается.

Рекомендуем: Алекситимия — это

4. Связи с окружающими людьми. Вербальное или невербальное выражение своего эмоционального состояния людьми позволяет им быстрее находить контакт. Они понимают друг друга лучше, а значит, и взаимодействует эффективнее. Когда мы прислушиваемся к переживаниям других людей, вглядываемся в них, пытаемся их понять, нам становится легче помочь друзьям и родственникам, проще удовлетворить их желания и высказать свои просьбы.

Свойства

У эмоций есть определенные свойства:

  • полярность — означает то, что любая эмоция может измениться в любой момент на свою противоположность, например, радость сменяется на горе, любовь на ненависть, удовлетворение на недовольство;
  • амбивалентность — состояние, при котором человек одновременно переживает абсолютно противоположные ощущения, например, слезы радости, то есть он смеется и плачет одновременно;
  • интегральность — чувства настолько сильные, что охватывают весь организм человека, в этом состоянии принимают участие все психические и физиологические системы;
  • интенсивность — это свойство показывает насколько сильно выраженное эмоциональное состояние;
  • динамичность — выражается в нарастании эмоционального напряжения и в его разрешении, то есть характеризуется чередованием фаз;
  • адаптация — это свойство выражается в том, что при постоянном повторение одних и тех же чувств и впечатлений, эмоциональное переживание снижается, а их острота значительно притупляется;
  • энергетическая насыщенность — благодаря чувствам и ощущениям, человек способен как и на напряжение, так и на разрядку, они могут как повышать человеческую активность, так и снижать ее;
  • пристрастность — эмоции человека проявляются субъективно и зависят от конкретной личности, ее вкусов и предпочтений, жизненного опыта и интересов, а также ситуаций, в которых она находится.
    Так одна и та же ситуация может вызывать у разных людей совершенно разные эмоции и это нормально.

Основные функции

Чувства отыгрывают очень важную роль в жизни каждого человека, ведь они напрямую связаны с определенной жизнедеятельностью организма.

Довольно известным фактом является то, что во время эмоционального состояния у человека изменяется деятельность дыхательной системы, пищеварения, кровеносной системы и многих других.

Основные функции эмоций:

  • регуляторная — она регулирует поведение человека, известно, негативные эмоции могут спровоцировать развитие определенных болезней, а положительные помогут человеку быстрее выздороветь;
  • отражательная — обобщаются человеческие чувства, это позволяет человеку сделать вывод сквозь призму своего личного восприятия;
    Такая эмоциональная оценка строится на основе общение с людьми, созерцания произведений искусства, а также благодаря интернету и СМИ.
  • сигнальная, ее еще называют прединформационной — она дает понять человеку о том, как именно проходит процесс удовлетворения потребностей, что ждет его на пути, какие препятствия могут возникнуть, на что нужно обратить свое внимание, возможно даже найдутся ответы как справиться со сложившейся ситуацией;
  • побудительная — стимулирует поведение человека в той или иной ситуации, например, когда у человека возникает страх, то он пытается всеми способами его обойти;
  • подкрепляющая — выступает в роли обучения, пережитые важные и запоминающиеся события навсегда остаются в памяти человека, и в дальнейшей жизни вызывают определенную эмоциональную реакцию;
  • переключательная — с помощью определенных личностных установок она направляет человека в определенную сторону, она возникает вовремя конкуренции мотивов;
  • приспособительная — как считал Чарльз Дарвин, именно эта функция дает возможность человеку приспосабливаться к любым условиям;
  • коммуникативная — все чувства, которые испытывает человек, выражаются в определенном поведении и являются невидимым языком человеческих реакций, которые помогают людям устанавливать эмоциональную связь, эта функция имеет максимальное действие на окружающий.

Как избавиться от страха?

Сегодня есть большое количество техник и методик, позволяющих сократить частоту проявлений негативных фобий или полностью исключить их из жизни. Но не стоит ждать мгновенного результата, т. к. окончательное устранение симптомов возможно лишь при комплексном лечении. В противном случае, эксперименты в виде «атаки» могут вызвать дополнительные проблемы.

Убегаем от страха

Наиболее банальным, но действенным способом борьбы с фобиями, является смена обстановки и образа жизни. Так, если человек страдает от страха высоты, ему нужно отказаться от полетов на самолете, заменив их наземными вариантами. При проживании в многоэтажном доме на верхних этажах, лучше спускаться по лестнице, а не лифтом, или найти квартиру ниже.

Но подобные способы лишь создают иллюзию устранения проблемы. Убегая от источников стрессовых ситуаций, человек просто изолирует себя от негативных факторов, но не борется с фобией.

Откладываем беспокойство

Чтобы защитить себя от панических приступов, которые может вызвать первичный страх, нужно отложить беспокойство и заняться масштабным самоанализом. Следует прикладывать массу усилий, чтобы определить, что вызывает подобное состояние и как с ним бороться.

Ежедневная оценка ситуации помогает снизить частоту фобических проявлений и минимизировать дискомфорт.

Осознаем проблему

Дальше нужно научиться принимать свои проблемы такими, какие они есть. Подобный принцип заключается в следующем: человек понимает, что причиной тревоги является не сам объект или ситуация, а его неправильная реакция.

Чтобы сократить количество панических приступов, нужно учиться контролировать свои эмоции, не говорить слова, вызывающие страх, а еще работать над выработкой силы воли.

Описываем свой страх

Пациенту нужно начать вести личный дневник, фиксируя туда негативные эмоции. Когда стрессовая ситуация имеет письменный вид и строгие очертания, ее легче воспринимать и бороться.

Воспеваем свой страх

Эта техника подразумевает воспевание своего страха. Принцип простой: нужно научиться передавать свои тревожные ощущения в виде песни. Например, находясь на высоком здании, следует напевать: «как же высоко, я упаду». Парадокс — но это работает, и мозг переключается от симптомов паники на воспевание.

Меняем визуальный образ

Если не удается описать объект страха, необходимо вообразить обратную его сторону. Так, при боязни умереть, следует представить здоровую и счастливую личность.

Действуем, несмотря на навязчивый страх

Независимо от проявлений тревоги, нужно научиться продолжать заниматься своими делами. Чем больше усилий будет приложено для такой стратегии, тем быстрее фобия исчезнет.

Задействуем логику

Без логического мышления избавиться от навязчивого страха будет непросто. Как только у человека возникает приступ паники, ему нужно выполнить глубокий самоанализ и оценить свое состояние.

Учимся принимать решение

Готовность брать ответственность и принимать решения сокращают интенсивность тревоги.

Роль в регуляции поведения

Все люди выражают свои чувства приблизительно одинаково, это называется стереотипным поведением.

Ведь благодаря чувствам, человек приспосабливается к окружающему миру, выражая их, он показывает свое отношение к той или иной ситуации.

Переживая определенные ощущения, человек меняет свое поведение. Ведь каждая эмоция по-разному сказывается на человеке и очень важно уметь в момент эмоционального поднесения правильно себя вести.

Ведь выражая то или иное чувство, человек совершает определенные действия и эти действия не всегда бывают уместными, поэтому очень важно уметь владеть своим поведением, сдерживать себя.

Владение своим поведением в эмоциональный момент поможет человеку как можно более спокойно пережить те или иные чувства (позитивные и негативные).

Ведь негативные ощущения могут породить раздражительность и гнев, что в свою очередь приведет к такому поведению: человек начнет повышать голос, размахивать руками и может даже полезть в драку.

Чтобы этого не случилось, нужно регулировать свое поведение в такие моменты. Что касается положительных чувств, то излишняя их демонстрация также приводит не к очень хорошим последствиям.

Эмоциональность

В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях.

Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного.

Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.

В научной психологии понятие «эмоциональность» весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной жизни.

Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение .индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от самого типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения.

Замечено, что лица, перенесшие тяжелые заболевания, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх, причем люди, имеющие несколько заболеваний, реагируют еще острее. В то же время эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный эффект, а эмоциональность обычно носит избирательный характер. У эмоциональных субъектов независимо от того, чем обусловлена их эмоциональность, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая эмоциональные реакции. В аналогичных ситуациях у неэмоциональных субъектов наблюдаются лишь приспособительные реакции. Данная закономерность позволяет двояко рассматривать эмоциональность: как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. В таком случае минимальная эмоциональность будет обнаружена при низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения.

Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента. Сама эмоциональность имеет сложную структуру, включающую в себя ряд основных компонентов.

Остановимся на них.

Эмоциональная возбудимость.

При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.

Сила эмоций.

Функция этого свойства — энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.

Тревожность

— это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Эмоциональная устойчивость.

Функция данного свойства — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.

Попытка расширить перечень компонентов эмоциональности приводит к выходу за рамки ее понимания как составляющей темперамента. В то же время такие параметры личности, как сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям) и эмотивностъ (богатство нюансов и утонченность эмоциональных переживаний) признаются характерно-логическими особенностями. Предполагается, что существует общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми. Она обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

Воля

При изучении воли как способности человека к самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и психических процессов в зависимости от того, какой из функций придается приоритетное значение, проблема воли рассматривается как проблема самодетерминации (мотивационный

подход) либо как проблема саморегуляции
(регуляционный
подход)*.

* См.: Иванников В.А.

Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998.

В рамках мотивационного подхода воля анализируется как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.

С этой точки зрения волю можно определить как «равнодействующую желаний». «Воля как определенным образом организованная совокупность желаний, выражающихся в поведении, в регуляции действий, относится к побудительной, а не к исполнительной регуляции»*.

* Рубинштейн С.Л.

Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 280.

Понятие «воля» является одним из наиболее сложных в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. Она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибицию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей.

В целом волевые процессы выполняют три основныефункции. Первая — инициирующая

(непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия. Вторая —
стабилизирующая,
связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода. Третья —
ингибирующая
состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желании, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака. Первый — осознание свободы

осуществления действий, чувство принципиальной непредопределенности собственного поведения. Второй — обязательная объективная
детерминированность
любого, даже кажущегося предельно «свободным», действия. Детерминация поведения может, однако, реально существуя, не осознаваться личностью или осознаваться в недостаточной степени, что и порождает «чувство свободы», которое очень часто оказывается лишь субъективным, а нередко — иллюзорным. Третий — в волевом действии (поведении) личность проявляется
в целом
— максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции как таковой.

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта,

имеющего определенную структуру и содержание. Его составляющими являются следующие основные этапы:

наличие цели действия и ее осознание;

наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости;

«борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;

принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения — это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Следует отметить также, что в психологии понятие «волевая регуляция деятельности и поведения» используется в двух основных значениях. Первое (широкое) состоит в том, что им обозначается, по существу, произвольная регуляция в целом. В этом случае оно рассматривается как высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Второе (более узкое) обозначает специфические формы организации и регуляции поведения (и деятельности) в сложных, а часто критических (как с объективной, так и с субъективной точек зрения) условиях.

Наконец, следует подчеркнуть, что воля как процесс — это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются,развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую, генеративную, продуктивную.

В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые
волевые свойства
личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

Формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому было принято к осуществлению, нои ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию. Изменения смысла действия, которое необходимо осуществить, можно достичь, во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности (например, в экспериментах А.В. Запорожца испытуемые показывали наивысший результат, поднимая груз весом 3,4 кг, в пробах, когда воображали, что вырабатывают электроэнергию для города, по сравнению с пробами, когда просто поднимали груз). Во-вторых, через изменение роли, позиции человека (в экспериментах Выготского ребенок рисовал черточки, через некоторое время уставал и отказывался, а после придания нового смысла выполняемому действию — научить других детей это делать — продолжал рисовать с еще большим энтузиазмом). В-третьих, через предвидение и переживание последствий действий или, напротив, отказ от них (в современных психотехниках такой прием — представления полимодального образа желаемого результата, дополненного яркими эмоциональными переживаниями, предпочтительно позитивного характера — носит название «визуализации», позволяющей удерживать достаточно стойкое и интенсивное побуждение к достижению результата).

Представители регуляционного подхода либо отказывают воле в способности порождать действия и мысли (М.Я. Басов), либо, признавая за ней функции побуждения и выбора действий, главным в проблеме воли считают произвольную регуляцию поведения и психических процессов (Л.С. Выготский). «Воля есть регулирующая функция мозга, выраженная в способности человека сознательно управлять собой и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями»*. Сущность воли состоит в преобразовании исходной организации психических процессов в необходимую для достижения поставленной цели, в изменении состояния и направленности мобилизации.

* Селиванов В.И.

Воля и ее воспитание. М.: Наука, 1976. С. 17.

Ряд авторов (A.M. Веккер, Р. Ассаджиоли и др.), рассматривая волевую регуляцию как высшую форму регуляции поведения, отводят воле центральное место среди других психических процессов.

Таким образом, воля, представляя собой самостоятельный психический процесс, тесно связанный, но не тождественный мотивации, вместе с тем выполняет регулирующую функцию относительно других психических процессов, занимая среди них место «первого среди равных».

Болевое поведение имеет место в тех случаях, когда необходимо выполнение какого-либо действия по социальной необходимости или согласно собственным ценностным установкам, непосредственно не связанного с актуально переживаемой потребностью (например, в товремя, когда хочется поиграть на компьютере,

выполнять домашнее задание). Рассмотрим на приведенном примере особенности осуществления волевого поведения. Можно выделить два компонента, две стороны волевого акта:

феноменологическую,

как состояние сознания, включающее представление о цели и средствах, переживание трудности волевого усилия, момент внутреннего действования («непосредственную кинестетическую идею» (А.В. Запорожец);

динамическую,

как психофизиологический механизм, который обладает способностью производить действия и прекращать их, выполняющий три основные функции: инициирование действия, поддержание первоначального намерения и преодоление препятствий на пути к его осуществлению.

В нашем примере феноменологическая сторона волевого поведения может включать: во-первых, представление о том, каково будет поощрение (в случае позитивной мотивации) или наказание (в случае негативной мотивации) в виде той или иной оценки за домашнее задание, которое необходимо выполнить. Однако более важной является при постановке цели ориентация не на внешние воздействия, а собственные взгляды и ценностные установки; т.е. цель получить новые или упрочить уже имеющиеся знания в результате выполнения домашнего задания по сравнению с целью получить положительную оценку будет иметь большую значимость и будет носить более созидательный характер в ходе осуществления волевого поведения. Во-вторых, эмоциональный момент, или отношение к выполнению домашнего задания. Можно готовиться к выполнению его, предвкушая положительные переживания (например, радость победы над собственной ленью) или, напротив, опасаясь отрицательных эмоций (печали по поводу недостаточно высокого уровня личных способностей). В-третьих, момент внутреннего действования, «сенсомоторную картинку» выполнения задания, т.е. проигрывание в мысленном плане конкретных действий: как сесть за стол, достать учебник и т.д.

Динамическая сторона волевого поведения в приведенном примере будет представлять собой собственно выполнение домашнего задания уже не в мысленном плане, а в действенном. Реализацией первой функции — инициирования действия будет являться факт начала выполнения задания. Что само по себе еще не гарантирует достижения запланированного результата. Так, можно приступить к выполнению домашнего задания, но затем отвлечься на телефонный звонок, а после разговора по телефону забыть о том, что задание осталось недовыполненным. Поэтому наряду с первым механизмом — инициированием действия

также важен второй механизм —
поддержание первоначального намерения.
Не менее значимую роль играет и третий механизм —
преодоление препятствий.
Возвращаясь к приведенному примеру, предположим, что после телефонного разговора намерение выполнить домашнее задание не потеряло силы побуждения к действию, но в ходе дальнейшего выполнения задания возникли трудности. Только преодоление этих трудностей и доведение начатого дела до конца, иными словами, достижение запланированного результата будет означать полноценное осуществление волевого поведения.

Следует отметить, что волевое поведение может представлять собой не только действие, но и воздержание от действия. В нашем примере, как это нередко бывает, волевое поведение реализуется в двух ипостасях. С одной стороны, как действие — выполнение домашнего задания, с другой — как торможение действия — не играть на компьютере.

Таким образом, волевое поведение осуществляется всегда как двухкомпонентный акт: первый его компонент — феноменологический, второй — динамический.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем разница между функциональными и психическими состояниями?

2. Каковы основные признаки стресса?

3. Расскажите об основных теориях эмоций.

4. Каковы достоинства и недостатки теории эмоций Джемса — Ланге?

5. В чем заключается регуляторная функция эмоций?

6. Какова связь между эмоциями и мотивацией?

7. Что такое эмоциональность?

8. Что такое волевые процессы и каковы их основные функции?

Как эмоции управляют мозгом?

Ричард Дэвидсон американский нейробиолог, он стал известен на весь мир благодаря тому, что он исследует человеческий мозг.

Его подход к изучению человеческих эмоций можно считать современным и инновационным.

Также он отдельно изучает психотипы людей.

Он считает, что личность каждого человека является композицией, которая состоит из кусочков эмоциональных стилей в абсолютно равных пропорциях. Их он выделяет 6 штук.

Все знают, что у всех у нас индивидуальные отпечатки пальцев, нет в мире совпадений, даже у близнецов. Дэвидсон сравнивает психотип с отпечатками и считает, что каждый человек имеет свой уникальный ни на кого не похожий психотип, совпадения невозможны.

Каждое наше чувство и ощущение и наш эмоциональный стиль тесно связан с химическими процессами, которые происходят в головном мозге, поэтому мы можем управлять нашим мозгом и всячески развивать его именно с помощью эмоций.

В своей книге он описывает ряд определенных методик, которые помогут человеку не только развиваться как личность, но и вылечить определенные психические расстройства, например, депрессию.

Также он считает эти методики могут помочь в лечении аутизма. Подробнее стоит прочитать в его книге, возможно эта информация сможет помочь.

Самые распространенные страхи

Эмоция страха имеет массу разновидностей, которые отличаются интенсивностью, симптомами и последствиями. Сильная паническая реакция, появляющаяся при столкновении с какими-либо вымышленными объектами или грядущими событиями, называется фобией.

Профессором Щербатых была представлена такая классификация страхов:

  1. Биологические.
  2. Социальные.
  3. Экзистенциальные.

Одной из опасных разновидностей тревожного состояния является фобофобия «страх перед страхом». Она формируется из-за боязни столкнуться с теми событиями, людьми или вещами, которые уже вызывали подобную реакцию.

Некоторые люди боятся перестать контролировать свое тело при стрессовом состоянии. Кто-то не уверен, что сможет сохранять рациональное мышление, начнет беспокоиться или не будет управлять поведением.

Страх смерти

Существует несколько основ психотерапии: ощущение одиночества, несовершенство окружающего мира, отсутствие смысла в жизни и боязнь собственной смерти. Последняя тема волнует многих пациентов, которые обращаются за помощью к специалистам. Ее провоцируют громкие новости о террористических актах, гибели молодых людей, катастрофах и т. д.

В раннем возрасте ребенок не догадывается о смерти, а единственной причиной страха для него может стать одиночество и потеря из вида родителей. Если дитя остается наедине, оно начинает страдать паникой и кричать.

По мере взросления дети узнают, что родители когда-то умрут. Об этом рассказывают сказки и мультфильмы, где встречаются мачехи, убитые братья или отцы. Дальше они сталкиваются с мертвыми насекомыми или комарами, дворовыми котятами и другими животными. Нередко подобные ситуации становятся для них самым сильным эмоциональным потрясением.

Боязнь умереть или увидеть гибель близких — нормальное состояние, но если она превращается в фобию, мешающую спокойно существовать, это уже проблема. Возможно она появилась на фоне какой-либо травмы или фобии.

Последняя формируется из-за навязчивых мыслей и действий, вызывающих беспокойство. При нормальной работе головного мозга и рациональном мышлении страх постепенно исчезает. Если это не происходит — значит в головном мозге случился какой-то сбой.

В страхе смерти есть и эволюционный смысл — он заставляет человека думать о собственной безопасности.

Страх воды

Боязнь погружаться в воду называется аквафобией. При этом у людей развиваются разные типы тревоги перед водной стихией. Так, если одни боятся только глубоких водоемов, другие начинают беспокоиться при любом контакте с жидкостью.

У детей проблема встречается так же часто, как и страх темноты или высоты. Этому есть логическое объяснение — возраст, поэтому по мере взросления фобия исчезает. Однако она успевает доставить родителям и ребенку дискомфорт.

Чтобы устранить проблему, необходимо принять такие меры:

  1. Определить, что вызывает стресс. Возможно ему не нравится температура воды или средство для мытья.
  2. Совместить водные процедуры с забавами и играми. Можно взять в ванную игрушки, пойте ребенку песенки, сделать мыльные пузыри или развлечь его другими способами.
  3. Давать ребенку право выбора. Можно разрешить ему определять, когда ему лучше купаться, где и как.
  4. Быть изобретательным, внедрять игры и водные сказки.

Страх высоты

Акрофобия (боязнь высоты) проявляется у большой части населения, просто в разных формах и стадиях. Если симптоматика слабая, преодолеть ее можно будет без сторонней помощи. При переходе с начальной стадии в паническую, понадобится обратиться к специалисту.

Патологический страх высоты может приводить не только к паникам и эмоциональным срывам, но и к ощущению ужаса. Страдающие акрофобией люди вынуждены отказываться от многих вещей в своей жизни.

Необходимо различать акрофобию от простой боязни упасть с высоты. Если стресс появляется даже от 2 метровой высоты — следует принять меры.

Среди ключевых причин образования этой формы фобического расстройства выделяют:

  1. Повреждение головного мозга при механических травмах или инфекциях.
  2. Наследственный фактор.
  3. Постоянное пребывание в стрессовых условиях.
  4. Постоянная интоксикация алкоголем.
  5. Повышенная эмоциональность или тревожность.

Иногда фобия появляется из-за негативного опыта, связанного с высотой. Но в большинстве случаев, она носит врожденный характер.

Симптомы акрофобии проявляются следующим образом:

  1. Появление отдышки без физической активности.
  2. Ускоренное сердцебиение.
  3. Интенсивное потоотделение.
  4. Появление влаги на руках.
  5. Пересыхание во рту.
  6. Тошнотный рефлекс.
  7. Расстройства желудочно-кишечного тракта.
  8. Отсутствие сна.
  9. Ночные кошмары.

Из-за физической симптоматики пациенты часто посещают не психиатра, а других врачей, включая терапевтов, гастроэнтерологов и кардиологов. Они ездят в разные медицинские учреждения, тратят массу средств на комплексное обследование, а в результате получают выписку «здоров» и начинают самолечение. Однако такой подход лишь усугубляет их состояние, способствуя развитию панического страха и появлению дополнительных фобических проявлений.

Страх замкнутого пространства

Рассматривая фиксированные страхи, которые тяжело устранить без помощи специалиста, следует обратить внимание на клаустрофобию. Она представляет собой боязнь замкнутого пространства, сопровождающуюся паническими приступами при нахождении в ограниченной среде или в местах с большим скоплением людей. Подобная реакция может сильно ухудшить качество жизни и привести к психическим расстройствам.

К причинам клаустрофобии относят:

  1. Врожденный инстинкт самосохранения.
  2. Стрессовая ситуация, возникшая в детстве.
  3. Смена места жительства.
  4. Генетический фактор.

Признаки и симптомы проявляются одинаково как у детей, так и у взрослых. В большинстве случаев они выглядят как:

  1. Внезапный страх с пристуками паниками.
  2. Ускоренное биение сердца
  3. Тошнота и головокружение.
  4. Дефицит воздуха и потливость.
  5. Дискомфортные ощущения в области живота.

Сталкиваясь с источником потенциальной опасности, организм начинает усиленную выработку адреналина, что сопровождается стремительным сокращением сосудов. В результате у человека развивается головокружение или предобморочное состояние.

Каждая последующая реакция на страх оказаться в замкнутом пространстве становится критической и доставляет массу проблем. Лечение страха осуществляется двумя формами терапии:

  1. Психологическая.
  2. Психотерапевтическая.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]