История понятия
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
Типы ↑
Рассматривая типы конфликтов, можно выделить следующие:
- истинные, которые зарождаются «здесь и сейчас», искусственно не преувеличиваются;
- символические, причины и обстоятельства, которых можно легко подвергнуть трансформации;
- сдвинутые, при которых истинная причина завуалирована, а конфликт маскируется иными обстоятельствами;
- ложные, при которых нет объективных причин для появления разногласий;
- латентные, характеризуются отсутствием конфликта, из-за ряда причин, но если бы их не было, то он бы произошел;
- неверно приписанные, то есть те, которые произошли не по вине обвиняемой стороны (например, родители ругают ребенка за выполненное поручение, данное ими самими).
Классификация конфликтов
Признак классификации | Виды конфликтов |
По действию на функционирование группы/организации |
|
По содержанию |
|
По характеру участников |
|
Конструктивные (функциональные) конфликты
приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Выделяют следующие основные функциональные
последствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты
препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Основными дисфункциональными
последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.
Реалистические конфликты
вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты
имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликт
имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт
— это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой
возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт
— это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Виды и структура ↑
Видовые различия конфликтов весьма разнообразны и широки, их классификация может быть представлена следующим образом.
1. В зависимости от сферы, в которой возникают конфликты:
- семейные (возникают в сфере семейных отношений, между родителями, детьми, различными родственниками);
- производственные (существуют в коллективах и группах по поводу рабочих процессов и дисциплины, между руководителями, подчиненными, сотрудниками вообще);
- социальные (проявляются в напряженном взаимодействии различных социальных групп и образований: правительство, народ, общественные организации).
2. По источникам возникновения конфликты проявляются как:
- деловые – возникают в структуре различных учреждений и организаций из-за недостатков в структуре, распределении обязанностей;
- эмоциональные – появляются из-за индивидуально-психологических особенностей каждого человека, когда люди несовместимы по типам темперамента или характера, проявлениям эмоционально-волевой сферы.
3. От того, как именно человек на субъективном уровне воспринимает конфликты, они бывают:
- ошибочными – реальных причин для конфронтации нет, но человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликт;
- потенциальными – когда предпосылки для конфликта уже проявились, но сам конфликт пока не возник;
- истинными (реальными) – «классический» конфликт с открытым противостоянием между его участниками.
4. Исходя из субъектов, которые принимают участие в столкновении, конфликты разделяют на:
- внутриличностные (конфликты с самим собой);
- межличностные (между двумя индивидами);
- внутригрупповые (между сферами влияния в отдельно взятой группе);
- межгрупповые (между различными группами с противоречащими позициями и целями).
Структурные элементы конфликтного процесса выглядят так:
- стороны (субъекты, участники) конфликта – все те, кто непосредственно или опосредованно втянуты в конфликтное взаимодействие;
- условия протекания конфликта – остро и болезненно, тихо и вяло;
- образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) – представления участников о том, из-за чего именно возникло противоборство;
- результаты конфликтной ситуации – чем завершился конфликт, каковы его последствия для каждого из участников.
Причины конфликтов
Конфликты в организациях
Общие и частные. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
- Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчинённых неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
- Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях являются ещё одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определёнными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают её осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности….
Примеры из жизни
Итак, у вас дома развивается перманентная локализованная гражданская война, конфликт. Воюют все против всех, мать приходит с работы вымотанная и сразу с порога громко звереет на тему увиденного в доме, получает сын-тинейджер, за разбросанные ботинки, несделанные уроки, беспорядок в комнате – это открытая жесткая конфронтация.
В свою очередь, тинейджер молчит, насупившись, тихо отступает на свою территорию, но в корне не согласен с матерью, у него свое понимание порядка, места положения ботинок/носков/книг, и он не собирается ничего менять – это скрытая конфронтация.
В момент, когда противостояние заходит в тупик, на арене военных действий появляется супруг, он не звереет, потому что уже успел сбросить напряжение до прихода домой: «Дорогая, мы с коллегами всего по кружечке пива…». Супруга резко переключается с тинейджера на мужа, продолжая открыто противостоять уже следующему противнику, муж нежно и ласково ее уговаривает прекратить кричать, обещает, что в случае желаемого им исхода такое более не повторится, будет он приходить с работы вовремя и всю зарплату приносить – это мягкая конфронтация.
То же самое может касаться работы или отношений с соседями. Вглядывались ли вы когда-нибудь в глаза непосредственного руководителя, опаздывая на работу или срывая сроки, даже если он молчит, глаза его обещают Вам прижизненный ад на земле. А попробуйте включить на полную громкость любимую музыку в прекрасное воскресное утро в 7 часов и вы получите все виды конфронтации в зависимости от склада характера ваших соседей.
Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята её точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
К структурным методам
относят:
- Чёткую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
- Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчинённый знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
- Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
- Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.
Последствия
По последствиям конфликты делят на две большие группы:
- конструктивные — предполагают рациональные преобразования, положительные изменения;
- деструктивные — разрушающие организацию, группу, личность.
Некоторые авторы дают следующую классификацию:
- функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности;
- разрушительный — цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.
По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.
У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:
- объединение людей с одинаковой направленностью – единомышленников;
- ускорение процесса самосознания;
- разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план;
- расставляет приоритеты;
- помогает выходу эмоций;
- обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении;
- помогает налаживать рабочие контакты;
- под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей;
- происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.
К отрицательным последствиям относится:
- угрожает социальной системе;
- подрывает доверие сторон;
- имеет тенденцию углубляться, расширяться;
- меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы;
- препятствует быстрым переменам;
- люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.
Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Кеннет Томас совместно с Ральфом Киллменом выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
- Борьба (принуждение)
, когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. - Уход (уклонение)
, когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим. - Приспособление (уступчивость)
, когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчинёнными. - Компромисс
. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определённой степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счёт взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворённости из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
- Сотрудничество
, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Структурные элементы
Конфликт имеет определенную структуру, позволяющую более полно определить его значимость, остроту и методы разрешения.
- Объект. К нему относится материальная, духовная, социальная ценность, по поводу которой пересекаются интересы обеих сторон. Каждый из противоборствующих субъектов стремится завладеть им.
- Предмет — собственно, из-за чего возникли разногласия, проблема, источник, противоречие.
- Образ ситуации — ее отображение в сознании субъекта.
- Мотивы — силы, которые побуждают к активным действиям.
- Позиции сторон.
- Субъекты — участники, это могут быть отельные личности, группы.
- Стратегия и тактика ведения.
- Исход ситуации — какие проявились последствия, результаты, насколько участники осознают и принимают их.
Учитываются условия протекания конфликта:
- пространство — где разворачивается;
- время — длительность;
- социально-психологические — характеристика участников, их вовлеченность, мотивы, способы взаимодействия, степень конфронтации;
- социальные — вовлекаются ли различные социальные группы — профессиональные, семейные, гендерные.
В конфликтной ситуации выделяются стадии развития:
- предметная — на этом этапе появляются объективные причины для разногласий;
- взаимодействие — конфликт развивается, по-другому обозначается как инцидент;
- разрешение — может быть полным или частичным.
Ссылки
В Викисловаре есть статья «конфликт » |
- Вдовина М. В.
Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 — Социология. - Зубок Ю. А.
Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182. - Конфликт и его разновидности
- Луков Вал. А., Кириллина В. Н.
Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101. - Типология конфликтов и эдипов конфликт
- Видеоурок «Алгоритм действий в ситуации конфликта» (лекция «Психология разрешения конфликта») (недоступная ссылка)
- Новиков С. В.
Психология конфликта