Что такое восприятие – отличия от ощущения, свойства, принципы, каналы и факторы

Восприятия человека классифицируют по разным признакам. В состав восприятия всегда входит несколько разнородных ощущений. В зависимости от того, какой из видов ощущений преобладает, восприятия делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и пр.

Воспринимаемые человеком объекты существуют в пространстве, во времени и движении. Это позволяет различать восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Имея в виду своеобразие объектов, на которые направлено наше восприятие, можно особо говорить о восприятии реальных предметов, о восприятии их изображений в виде рисунка, географической карты и пр., о восприятии устной и письменной речи. В настоящее время специально изучается вопрос об особенностях восприятия человека человеком.

Процес восприятия бывает разным по степени активности.Поэтому различают восприятие непроизвольное и произвольное (наблюдение).

Восприятие пространства. Восприятие пространства есть отражение объективных пространственных свойств и отношений предметов; оно является обязательным условием практической ориентировки человека в окружающем его мире.

К пространственным свойствам и отношениям предметов относят величину их, форму, рельеф (объемность), пространственное соотношение частей предмета (пропорции), удаленность, положение и направление в расположении объектов по отношению к наблюдателю и по отношению их друг к другу.

Восприятие пространства — сложный процесс отражения, включающий в себя разные виды ощущений — зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, иногда и обонятельные. Пространственные отношения предметов мы можем воспринимать не только посредством зрения и осязания, но также посредством слуха и обоняния. Так, по звуку падающего с горы камня можно определить удаленность и направление от нас места его падения и приблизительную величину камня. По запаху нередко мы можем указать направление и даже расстояние от нас до пахнущего предмета. Степень участия того или иного вида ощущений в восприятии различна и зависит от конкретных условий. Ориентируясь в пространстве при свете, мы опираемся преимущественно на данные зрительных ощущений, в темноте — на данные осязательных и слуховых ощущений.

Физиологической основой восприятия пространства является система межанализаторных связей в коре больших полушарий, в состав которой обязательно сходят связи с двигательным анализатором (поворот головы в направлении предмета или звука, совместные движения глаз и сокращения мышц в каждом глазу при восприятии величины, формы и удаленности предметов, согласованные движения рук и пальцев при ощупывании предмета и т. п.). Исследования советских ученых Б. Г. Ананьева и его сотрудников установили, что восприятие пространства зависит от парной работы полушарий головного мозга. Это особенно заметно в деятельности анализаторов с парными рецепторами: зрительного, слухового, обонятельного и осязательного. Правильная ориентация в пространстве и адекватное отражение пространственных свойств предметов возможны лишь при непрерывной информации в кору со стороны рецепторов и органов движения о результатах каждого рефлекторного акта.

Восприятие величины и удаленности объектов. Зрительное восприятие величины предмета возникает в результате образования условно-рефлекторной связи между величиной изображения предмета на сетчатке глаз и определенным напряжением внешних и внутренних мышц глаза при конвергенции и при аккомодации.

Связи между сетчаточным образом и напряжением мышечного аппарата глаз образуются в детстве, когда ребенок приспосабливает свое зрение к видению предметов в разных условиях. Они многократно подкрепляются осязательными ощущениями ребенка. Впоследствии восприятие величины возможно п без подкрепления, только посредством зрения. Напряжение и расслабление глазных мышц при этом человек перестает ясно ощущать.

Восприятие величины предмета связано с восприятием его удаленности. Чем ближе предмет к глазам, тем больше его изображение на сетчатке и тем сильнее напряжение глазных мышц. По мере удаления предмета от наблюдателя сетчаточное изображение уменьшается, а мышечное напряжение ослабляется. Поэтому усиление конвергенции и аккомодации становится сигналом близости предмета, а ослабление их — сигналом удаленности. Образованная связь в течение жизни становится настолько прочной, что искусственное нарушение ее ведет к ошибкам в восприятии величины. Так, в специальном эксперименте у испытуемых искусственно вызывали путем впрыскивания атропина усиленные импульсы от глазных мышц в момент зрительного восприятия. В результате все предметы испытуемые видели уменьшенными. И, наоборот, при искусственном ослаблении мышечных импульсов от глаз при введении другого вещества (пилокарпина) испытуемые все предметы видели увеличенными. Нарушение привычной связи повело к ошибкам восприятия (исследование Е. Н. Соколова).

Механизм конвергенции и аккомодации действует лишь на небольших расстояниях. Когда предмет находится далеко, оценка его величины происходит путем сравнения с величиной знакомых предметов, среди которых он находится, и по некоторым другим признакам (по перспективному уменьшению видимой величины предметов по мере их удаления, по ясности контуров предметов, по изменению цвета предметов на расстоянии, по загораживанию одного предмета другим и пр.)-

Точность оценок величины предметов на большом расстоянии зависит от практического опыта человека в определении расстояний «на глаз». Если такого опыта нет, возникают иллюзии, ошибки восприятия. Известно, что жители степей, попав в горы, преуменьшают расстояние от себя до ближайших гор и тем самым недооценивают истинную их высоту. Горцы же в этом случае ошибаются реже. Высоколетящий самолет кажется нам много меньше своих размеров, хотя мы и делаем по- правку на расстояние. Эта ошибка бывает не у лиц, видавших самолет вблизи.

рис.13 иллюзия параллелограмма

Ошибки наблюдаются и при оценках величины отдельных частей в составе целого предмета. Одинаковые по длине диагонали АР и РО на рис. 13 мы воспринимаем как разные, потому что они принадлежат разным по площади параллелограммам. Чтобы обнаружить ошибку, надо отвлечься от целого и сравнить длину линий независимо от него. Иллюзия может возникнуть и по причине контраста: средние круги на рис. 14 кажутся разными по величине в силу контраста с окружающими кругами. На точность оценки величины предметов положительно влияют упражнения.

рис.14 иллюзия контраста

Восприятие – что это?

Определение этому термину дает психология, поскольку результаты психической деятельности находятся в ее сфере изучения. Восприятие, или перцепция, – понятие, обозначающее процесс формирования человеком целостного образа определенного предмета или явления, в результате его непосредственного влияния на органы чувств с последующим анализом полученных данных. Оно является важнейшим инструментом познания окружающей действительности и адаптации к ней.

Например, впервые встретившись с абрикосом, человек, завершив его визуальное восприятие, попробует, каков он на ощупь, оценит вес, форму, вкусовые качества, и получит полную картину о нем. Имея информацию о его пользе и химическом составе, проанализировав полученный опыт знакомства с этим фруктом, становится возможным создание готового полноценного его образа. В дальнейшем это облегчает процессы узнавания, сравнения и оценки предметов с уже сформированным пониманием того, какими они должны быть.

Ссылки на исследования

  1. Graphical Perception: Theory, Experimentation, and the Application to the Development of Graphical Methods. William Cleveland, Robert McGill, 1984.
  2. Crowdsourcing Graphical Perception: Using Mechanical Turk to Assess Visualization Design. Jeffrey Heer and Michael Bostock, 2010.
  3. Serial processing and the parallel-lines illusion: Length contrast through relative spatial separation of contours. Kevin Jordan and Diane Schiano, 1986.
  4. Perceptual and conceptual factors in distortion in memory for graphs and maps. Barbara Tversky and Diane Schiano, 1989.
  5. Structure and strategy in encoding simplified graphs. Diane Schiano and Barbara Tversky, 1992.
  6. Graphic comparisons by bars, squares, circles and cubes. Frederick Croxton, 1932.
  7. The relative merits of circles and bars for representing component parts. Walter Crosby Eells, 1926.
  8. Bar charts versus circle diagrams. Frederick Croxton and Roy Stryker, 1927.
  9. An Information-Processing Analysis of Graph Perception. David Simkin and Reid Hastie, 1987.
  10. Displaying proportions and percentages. Ian Spence and Stephan Lewandowsky, 1991.
  11. Judging Proportion in Graphs: The Summation Model. J.G. Hollands and Ian Spence, 1998.
  12. Bars and Lines: A Study of Graphic Communication. Jeff Zacks and Barbara Tversky, 1997.
  13. Bar and Line Graph Comprehension: An Interaction of Top-Down and Bottom-Up Processes. Priti Shah and Eric Freedman, 2009.
  14. Judgments of Change and Proportion in Graphical Perception. J.G. Hollands and Ian Spence, 1992.
  15. Mapping conceptual to spatial relations in visual reasoning. Merideth Gattis and Keith Holyoak, 1996.
  16. Stimulus complexity and information integration in the spontaneous interpretation of line graphs. C. Melody Carswell, Cathy Emery and Andrea Lonon, 1993.
  17. The use or misuse of three-dimensional graphs to represent lower-dimensional data. Michael Siegrist, 1996.
  18. Gratuitous graphics: Putting preferences in perspective. Ellen Levy, Jeff Zacks, Barbara Tversky and Diane Schiano, 1996.
  19. Visual Psychophysics of Simple Graphical Elements. Ian Spence, 1990.
  20. The apparent and effective dimensionality of representations of objects. Ian Spence, 2004.
  21. Variables on scatterplots look more highly correlated when the scales are increased. William Cleveland, Persi Diaconis and Robert McGill, 1982.
  22. Discriminating Strata in Scatterplots. Stephan Lewandowsky and Ian Spence, 1989.
  23. Learning Perceptual Kernels for Visualization Design. Cagatay Demiralp, Michael Bernstein and Jeffrey Heer, 2014.
  24. The Shaping of Information by Visual Metaphors. Caroline Ziemkiewicz and Robert Kosara, 2008.
  25. Perceptual Guidelines for Creating Rectangular Treemaps. Nicholas Kong, Jeffrey Heer, and Maneesh Agrawala, 2010.
  26. A Comparison of 2-D Visualizations of Hierarchies. Todd Barlow and Padraic Neville, 2001.
  27. The effect of aesthetic on the usability of data visualization. Nick Cawthon and Andrew Vande Moere, 2007.
  28. Ranking Visualizations of Correlation Using Weber’s Law. Lane Harrison, Fumeng Yang, Steven Franconeri and Remco Chang, 2014.
  29. Beyond Weber’s Law: A Second Look at Ranking Visualizations of Correlation. Matthew Kay and Jeffrey Heer, 2020.
  30. Sizing the Horizon: The Effects of Chart Size and Layering on the Graphical Perception of Time Series Visualizations. Jeffrey Heer, Nicholas Kong and Maneesh Agrawala, 2009.
  31. ISOTYPE Visualization — Working Memory, Performance, and Engagement with Pictographs. Steve Haroz, Robert Kosara and Steven Franconeri, 2020.
  32. How well do line drawings depict shape? Forrester Cole et. all, 2009.
  33. How Visualization Layout Relates to Locus of Control and Other Personality Factors. Caroline Ziemkiewicz et. all, 2012.
  34. How do People Make Sense of Unfamiliar Visualizations?: A Grounded Model of Novice’s Information Visualization Sensemaking. Sukwon Lee et. all, 2020.
  35. Influencing Visual Judgment through Affective Priming. Lane Harrison et. all, 2013.
  36. The Impact of Social Information on Visual Judgments. Jessica Hullman, Eytan Adar and Priti Shah, 2011.
  37. The Effects of Interactive Latency on Exploratory Visual Analysis. Zhicheng Liu and Jeffrey Heer, 2014.
  38. Perception of Elementary Graphical Elements in Tabletop and Multi-Surface Environments. Daniel Wigdor et. all, 2007.
  39. Effectiveness of Animation in Trend Visualization. George Robertson et. all, 2008.
  40. Selecting Semantically-Resonant Colors for Data Visualization. Sharon Lin et. all, 2013.

Подписывайтесь на «Дизайнерский дайджест». Это еженедельная рассылка главного редактора с лучшими ссылками для графических дизайнеров.

Отличие восприятия от ощущения

Для глубокого понимания процессов психики, важно разобраться в терминах и их соотношении. Ощущение и восприятие часто путают, но сейчас станет ясно, что это совсем не одно и то же:

  1. Информация, полученная от одного органа чувств – это ощущение. Восприятие включает в себя опыт, полученный от нескольких анализаторов.
  2. Ощущение порождает какое-то чувство – тяжести, сладости, холода. Восприятие же заканчивается формированием целостного образа.
  3. Благодаря ощущениям нами усваиваются отдельные характеристики предметов и явлений. Восприятие рисует их полную картину в нашем сознании.
  4. Ощущениями, то есть способностью познавать предметы посредством рецепторов, обладают все живые организмы. Развитие восприятия доступно лишь существам со сложной нервной системой и перцептивной психикой.
  5. Как вывод, восприятие осуществляется посредством получения всех возможных ощущений от соприкосновения с предметом или явлением, но не сводится к их сумме. Чтобы считаться воспринятой, полученная информация еще должна быть проанализирована и составлена в единое представление – образ.

Психофизиология восприятия

Основная статья: Психофизиология восприятия

Этот раздел должен быть полностью переписан.

На странице обсуждения могут быть пояснения.

Наукой, занимающейся изучением физиологических механизмов восприятия является психофизиология восприятия, представляющее собой одно из направлений теоретической психофизиологии.[10] Восприятие мира человеком осуществляется посредством его сенсорных систем при этом обрабатывается поток информации, скорость которого составляет около 11 миллионов бит в секунду.[11]

Восприятия возникают в результате обработки сенсорной информации из которой извлекается (формируется) семантическая, прагматическая и другая информация. В случае, если сформированные воспринятия (семантические содержания) недостаточны сильны для того, чтобы достичь сознание (так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия), они могут сохраниться в личном бессознательном[12], из которого в дальнейшем могут быть извлечены в область сознания, например, с применением гипноза.

Визуальное восприятие мира

См. также: Психология восприятия пространства

Визуальное восприятие мира осуществляется посредством зрительной системы и хотя визуальная картина мира кажется цельной, она собирается из результатов нервной деятельности нескольких десятков взаимодействующих областей мозга, специализированных на реализацию конкретных аспектов зрения. К 2000 году было идентифицировано более 30 участков коры головного мозга, связанных с глазами через зрительную зону V1 и выполняющих специфические функции обработки визуальной информации.[13] При формировании визуальной картины мира зрительная система человека обрабатывает поток информации в 10 миллионов бит в секунду.[11]

Восприятие зрительной и пространственной информации

Основная статья: Гипотеза о двух потоках переработки зрительной информации

Зрительная и пространственная информация выделяется из визуальной информации, находящейся в сенсорной иконической памяти (см. память), системами распознавания — «что» (по вентральному пути) и локализации — «где»( по дорсальному пути) выявляется семантическая информация: зрительная о свойствах объектов (о форме, цвете и распределении объектов) и пространственная (о местоположении и движении объектов).[14][15]

Восприятие лиц

Основная статья: Восприятие лиц

С рождения младенцы интересуются человеческими лицами, однако имеют очень приблизительную модель лица и потому смотрят почти на любой круглый предмет, имеющий два «глаза» и «рот» и находящийся на расстоянии, приблизительно 20 см[15]. К четырём или пяти месяцам дети начинают уверенно отличать лица от других предметов. Вероятно, что это связанно с развитием веретенообразной (веретеновидной) извилины, участка на границе между затылочной и височной долями, вентральная поверхность которой специализируется на распознавание лиц[16]. По всей видимости, активизация веретенообразной извилины происходит уже у двухмесячных младенцев. При поражении этой области возникает прозопагнозия — расстройство восприятия лица, при котором теряется способность узнавать лица.

Обработка и восприятие визуальной информации о лице, осуществляется распределенной системой, состоящей из нескольких областей мозга[17]. Ядро этой системы составляют: область в нижней затылочной извилине (OFA)[18], обеспечивающая начальный анализ отдельных частей лица; область в веретеновидной извилине (FFA), проводящая анализ инвариантных характеристик лица и обеспечивающая узнавание человека по лицу[19]; область в задней части верхней височной борозды (pSTS), активирующаяся при анализе изменчивых аспектов — выражения лица, движений губ при речи и направления взгляда[20]. В расширенной системе происходит дальнейший анализ направления взгляда (межтеменная борозда — IPS), семантики (нижняя лобная извилина — IFG, передняя височная кора — ATC), эмоциональной составляющей (миндалина — Amy, островковая кора — Ins), биографической (предклинье — PreCun, задняя поясная извилина — pCiG) и другой информации. Связанная с восприятием объектов, латеральная затылочная кора (LOC), может включаться в ранний анализ структуры изображения лица. При этом выявление различных аспектов визуальной информации о лице осуществляется не автономной работой отдельных областей мозга, реализующих конкретные функции, а взаимосвязанной скоординированной их работой[21].

Не вся информация, связанная с восприятием лиц может достигать сознания. Так, проведённые в 2004 и 2006 годах исследования, показали, что у пациентов, которым экспонировали испуганные лица представителей других рас, наблюдалось повышение активности миндалевидного тела, в то время, как информация об эмоциях лиц на показанных картинках уровня сознания не достигала[22][23].

Восприятие речи

Усвоение и понимание письменной и устной речи осуществляется частью коры головного мозга, называемой областью Вернике.[источник не указан 314 дней

]Одной из самых популярных моделей естественного чтения текста человеком на средней скорости по целым словам является E-Z Reader, разработанная на основе положений когнитивной психологии.[
источник не указан 314 дней
]

Непосредственное восприятие математических свойств и соотношений

Восприятие людей и высших животных включает функцию непосредственного определения различных математических свойств и соотношений, в том числе количественных.[15]

Люди и животные обладают непосредственным восприятием множественности, позволяющим им практически мгновенно сравнивать размеры различных групп объектов, так младенцы обладают способностью без расчетов определять соотношение размеров групп при количестве объектов в них 1:2. Взрослые могут определять более сложные соотношения 7:8. Другой универсальной способностью восприятия является субитизация, умение мгновенно определять количество объектов в небольших группах (до четырёх).

Исследования, проводимые с применением фМРТ показывают, что количественные значения активируют участки, расположенные в лобных и задних отделах теменных долей, головного мозга. Одним из ключевых мест является внутритеменная борозда, где представлен семантический смысл чисел. У людей, страдающих дискалькулией — неспособностью к изучению арифметики, данный участок мозга меньше, чем у здоровых людей, и недостаточно активен.

Есть предположение, что в мозге образ множества чисел представлен в виде прямой, точки которой в порядке возрастания соответствуют числам. Из-за этого время ответа, «какое из чисел больше», для близких чисел (например, 7 и 8), требует больше времени, чем для тех, разность которых велика (8 и 2).

Есть информация, что некоторые оленеводы могут мгновенно определять потерю нескольких голов в полутора, двухтысячных стадах оленей. При этом они не обладали умениями счета больших количеств.

Первые системные исследования развития непосредственного восприятия математических характеристик, в рамках изучения развития общих когнитивных способностей детей проводил французский психолог Пиаже.

Свойства восприятия в психологии

Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:

  1. Предметность
    .Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
  2. Целостность и структурность
    . Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
  3. Постоянство
    . Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
  4. Осмысленность
    . Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
  5. Избирательность
    . Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.

Принципы восприятия

Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:

  1. Объединение в группы
    . Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
  2. Выделение фона и фигуры
    . Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
  3. Завершение
    . Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.

Цвета

В ещё одном любимом мною исследовании Лин и соавторы создали алгоритм для определения «семантически резонансных цветов». Например, если я хочу поговорить об океане, я использую синий цвет, если хочу сказать о любви, использую розовый или красный.
Алгоритм анализировал Google Images и назначал цвет ключевым словам. Затем с помощью участников с Mechanical Turk учёные проверили, эффективно ли сработала программа. Некоторые результаты получились забавными.

Под буквой А находятся цвета, которые алгоритм подобрал для ключевых слов, под буквой Т — цвета, которые выбрали пользователи. Цифра в скобках показывает, насколько точно сработал алгоритм (максимум можно набрать 5 баллов)

Для следующего эксперимента художник из Tableau разработал семантически резонансную цветовую схему, и исследователи проверили, чья схема (человека или алгоритма) будет эффективнее. Они ставили против собственной программы, выдвинув гипотезу, что подобранная человеком палитра себя покажет лучше.

Цвета, подобранные алгоритмом (А) и экспертом (E)

Во втором эксперименте исследователи оценили, насколько хорошо участники выполняли простые задачи по сравнению, используя три разные цветовые палитры. Оказалось, цвета, подобранные алгоритмом, не уступили палитре эксперта.

Каналы восприятия

Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:

  1. Визуальный
    . Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
  2. Аудиальный
    . Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
  3. Кинестетический
    . Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).

Факторы восприятия

Отчего же люди, имеющие одни и те же каналы восприятия и механизмы обработки информации, так по-разному видят одну и ту же действительность? Различия и особенности восприятия обусловлены внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на наши возможности познания мира. К внешним можно отнести:

  1. Повторяемость
    : образы часто встречаемых предметов формируются в сознании более полными.
  2. Интенсивность воздействия
    : сильное влияние на рецепторы или провокация сильных эмоций – это то, что ускоряет восприятие.
  3. Контрастность
    : предметы или явления, выбивающиеся из общей массы, лучше запоминаются и охотнее анализируются нашим мозгом.
  4. Движение
    : предметы в статике и в динамике воспринимаются по-разному, и для составления полного представления об объекте желательно понаблюдать за ним во всех состояниях.

Что такое субъективное восприятие и какие внутренние факторы влияют на него? Выведены три принципа, объясняющие избирательность мозга во время познания действительности:

  1. Резонанса
    : состоит в том, что явления, находящиеся в сфере нашей заинтересованности, воспринимаются охотнее всех прочих.
  2. Настороженности
    : что-то, угрожающее личной безопасности, мгновенно попадает в фокус внимания, в отличие от нейтральных объектов.
  3. Защиты
    : мозг защищает свои убеждения, потому сопротивляется восприятию любой информации, которая им противоречит.

Виды восприятия

Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:

  • синтетический тип;
  • аналитический тип;
  • аналитико-синтетический тип.

Синтетический тип восприятия

Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта. Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.

Аналитический тип восприятия

Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.

Аналитико-синтетический тип восприятия

Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.

Уровни восприятия

Процесс познания объекта проходит в несколько этапов. Структурность восприятия обусловлена несколькими уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:

  1. Обнаружение
    . На этом этапе сознанием фиксируется только факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
  2. Различение
    . Сейчас мозг получает сигналы от анализаторов о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
  3. Идентификация
    . Получив информацию о свойствах предмета, сознание соотносит их со свойствами других объектов, образы которых хранятся в его памяти.
  4. Опознание
    . Проанализировав свой прошлый опыт и новые данные, мозг относит новый предмет к имеющимся в его распоряжении группам и категориям. Узнавание и классификация объекта означает, что такое восприятие было успешным.

Восприятие формы предметов и рельефа (объемности).

В восприятии формы небольших предметов принимают участие кожный, двигательный и зрительный анализаторы. При выключении осязания глаза выполняют функцию ощупывающей руки: человек прослеживает взором контуры предмета, что и служит сигналом его формы (круглая, четырехугольная и пр.). Точность восприятия формы предмета на расстоянии зависит от выраженности его контуров, а четкость контуров в свою очередь зависит от размеров, удаленности и освещенности объекта, а также от предварительного знакомства человека с данной формой и от остроты его зрения. Острота зрения характеризуется минимальным расстоянием, на котором мы видим две точки как раздельные. Она считается нормальной, если человек различает две точки, видимые под углом зрения в Г.

Точность восприятия плоскостной формы объектов важна при восприятии геометрических фигур, чертежей, цифр, букв, силуэтных рисунков и т. п. Для правильного восприятия букв и цифр необходимо не только хорошо помнить их начертание, но и положение на плоскости.

Изменив положение буквы или цифры, можно получить другой знак Так, перевернутое «6» дает цифру «9», а перевернутые буквы «т», «ц» могут быть восприняты, как «ш», «п» и т. д. У дошкольников и первоклассников нередки случаи зеркального и перевернутого письма Этот факт говорит о том, что восприятие формы у них еще не связано с определенным положением предмета в пространстве.

Непосредственное восприятие объемной формы, или рельефа, происходит посредством активного осязания, в котором принимают участие кожный и двигательный анализаторы. Для восприятия объемной формы на расстоянии основное значение имеет бинокулярное зрение. При бинокулярном зрении в коре мозга происходит слияние возбуждений, идущих от сетчаток каждого из глаз. Это слияние может быть полным и неполным. Полное слияние возбуждений наблюдается в тех случаях, когда изображения предмета падают на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчаток, т. е. на точки, вполне совпадающие при наложении сетчаток друг на друга. Неполное слияние получается тогда, когда изображения падают на несоответствующие (диспаратные)’ точки. Если несоответствие велико, возникает впечатление двоения предметов, если же оно невелико, возникает впечатление объемности. В этом можно убедиться на двух простых опытах. Будем держать вертикально прямо перед собой два карандаша строго в одной плоскости, но первый ближе к глазам, а второй — дальше. Если смотреть на ближний карандаш, кажется, что второй двоится; если смотреть на дальний карандаш, то ближний двоится. Это означает, что от всех точек фиксируемого взором карандаша изображение падает на соответствующие точки сетчаток, а изображение от второго, не фиксируемого взором карандаша, падает на несоответствующие точки сетчаток. Получается впечатление двоения.

Теперь произведем второй опыт. Посмотрим на закрытую толстую книгу со стороны корешка, держа ее перед собой вертикально. Если закрыть левый глаз, правая плоскость книги видна лучше, чем левая; если закрыть правый глаз, наоборот, левая плоскость виднее правой. При смотрении двумя глазами мы сразу видим обе плоскости и, более того, отчетливо видим объемность, телесность книги. Это объясняется тем, что изображения от двух плоскостей книги теперь падают на диспаратные точки сетчаток, но эта диспаратность не очень велика.

При бинокулярном зрении происходит конвергенция; взор останавливается то на ближней, то на удаленной части объемного тела. Нервные импульсы от сокращений глазных мышц связываются с возбуждением, идущим от сетчатки, и служат сигналами объемности.

На далеком расстоянии или при монокулярном зрении прямое воcприятие объемности становится невозможным. В таком случае об объемности, как и об удаленности предмета, человек судит по косвенным признакам, о которых говорилось выше.

Ошибки восприятия

Наши когнитивные способности не идеальны и часто находятся под влиянием разных факторов. Поведенческие психологи экспериментально выявили несколько самых распространенных ошибок восприятия:

  1. Эффект ореола
    . Состоит в том, что наше уже сформированное отношение к какому-то качеству предмета или человека определяет отношение к нему в целом, даже если другие его характеристики вызвали бы совсем иные эмоции.
  2. Эффект предубеждения
    . Это нарушение восприятия проявляется в избирательной слепоте нашего сознания относительно той информации, которая может разрушить уже сложившиеся стереотипы.
  3. Эффект доступности
    . Если нам легко на ум приходят примеры каких-то явлений, то мы автоматически считаем их распространенными, даже если статистика говорит обратное.
  4. Эффект проекции
    . Свои собственные характеристики мы охотно приписываем другим людям. Такие эффекты восприятия нередко приводят к разочарованиям.

Иллюзии восприятия

Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:

  1. Оптическими
    . Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
  2. Вкусовыми
    . Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
  3. Проприоцептивными
    . Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.

Развитие восприятия у детей

В развитии восприятие детей имеет специфические особенности. С рождения, он уже владеет некоторой информацией. Дальнейшее развитие этого процесса – это результат личной активности ребенка. Насколько он является активным, настолько быстро он развивается, знакомится с различными предметами и людьми.

Восприятие детей в дальнейшем могут контролировать родители. Раннее развитие свойств восприятия осуществляется по мере взросления ребенка, оно проявляется в той особенности, что для воспринимающего ребенка форма предмета становится значимо, она набирает смысл. В младенчестве происходит развитие распознавания людей и предметов вокруг человека, растет количество целенаправленных осознанных телодвижений. Такая активность в развитии перцепции происходит до младшего школьного возраста.

Очень важно, чтобы до этого времени состоялось исследование на возможные нарушения восприятия. Причина аномалии в развитии понимания действительности, может быть в разрывах связи систем органов чувств и мозговых центров, в которые поступает сигнал

Это могло произойти в случае, травмы или морфологических изменений организма.

Восприятие детей младшего школьного возраста выражается смутностью и нечеткостью. Например, дети не узнают на праздниках переодетых в костюмы людей, хоть их лицо может быть открытым. Если дети увидят картинку незнакомого предмета, они выделяют из этого изображения один элемент, опираясь на который осмысливают предмет целиком. Такое осмысление носит название – синкретизма, оно присущее детскому восприятию.

В среднем дошкольном возрасте появляются представления о соотношении величины предметов. Ребенок может судить о знакомых вещах, как больших или маленьких, независимо от их соотношения с другими предметами. Это наблюдается в способности ребенка расставить игрушки «по росту».

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представления об измерениях величины предметов: ширине, длине, высоте, пространстве. Они способны отличать расположение предметов между собой (сверху, снизу, слева, справа и так далее).

Продуктивная деятельность ребенка заключается в его умении воспринимать и воспроизводить особенности предметов, их цвет, величину, форму, расположение

При этом важно усвоение сенсорных эталонов и также развитие особенных действий восприятия

Восприятие детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений выражает единство переживания и познания. Ребенок учится фиксировать изображение и воспринимать чувства, волнующие автора.

Особенность воспринимания окружающих людей ребенком выявляется в оценочных суждениях. Наиболее высокая и яркая оценка приписывается тем взрослым, которые имеют тесную связь с ребенком.

Восприятие и оценка других детей зависит от популярности ребенка в группе. Чем выше положение ребенка, тем более высокую оценку ему приписывают.

Развитие восприятия детей дошкольного возраста является сложным, многогранным процессом, способствующим тому, чтобы ребенок учился точнее отображать окружающий его мир, умел различать особенности действительности и смог успешно в ней адаптироваться.

Теории восприятия

В научной среде много десятилетий не утихают дискуссии насчет механизмов, обеспечивающих отражение объективной действительности в человеческом сознании. Есть несколько теорий, описывающих этот процесс по-своему:

  1. Структурализм
    . Изначальная теория, сводящая восприятие к сумме полученных от объекта ощущений и сравнению с ранее полученным опытом.
  2. Гештальт-теория
    . Критикует структурализм, утверждая, что восприятие – процесс более сложный, поскольку не только частные ощущения формируют образ, но и сформированный образ влияет на полученные ощущения.

Восприятие человека человеком

Кроме познания окружающих предметов и явлений, людям, как социальным существам, важно уметь составлять впечатление и об окружающих. Межличностное восприятие намного более сложное и комплексное, нежели восприятие неодушевленных объектов. Изначально представление формируется исходя из визуальных данных, путем анализа деталей внешности: опрятности, стиля, характерных черт лица и телосложения, которые сопоставляются с имеющимися стереотипами.

Позже, в процессе общения, становится очевидным, что такое поверхностное восприятие не достоверно. Оно дополняется информацией о принадлежности к социальной группе (с переносом всех стереотипных качеств представителей этой группы на нового знакомого), интересах, способностях и характере. Чувствительность к эмоциональным состояниям собеседника тоже поможет сделать его образ более полным и взаимодействовать с ним эффективнее.

Зрительное восприятие

Осуществляется посредством органов зрения. Выстраивая образ объекта, человек учитывает его цвет, оттенки, соотношение света и темноты, яркость. Бинарное зрение (зрение двумя глазами) помогает определить удаленность предмета и скорость его движения, расположение предметов относительно друг друга, траекторию их движения, являются ли предметы плоскими или объемными.

Размер объекта определяется соотношением его величины на сетчатке глаза и удаленности от глаз наблюдателя. Такая уникальная способность органов зрения обусловлена конвергенцией.

Конвергенция представляет собой сведение зрительных осей глаз на объекте. По образующемуся между зрительными осями углу мозг определяет расстояние до предмета. Если объект движется, по изменениям угла можно узнать его скорость движения и предугадать траекторию. Направленность движения определяется перемещением отражения объекта по сетчатке глаза.

Человек визуально оценивает эмоции другого человека или животного, чтобы сделать выводы о его намерениях. Зрительное восприятие является одним из самых важных анализаторов, отвечающих за создание образа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]