Каждый родитель любит наблюдать за развитием ребенка. С каждым месяцем жизни спектр его навыков и умений растет. Поэтому, если малыш не говорит либо использует 2-3 слова, взрослые начинают переживать.
Экспрессивная речь у детей может формироваться с запозданием по разным причинам. Это и органические поражения, и психологические стрессы и многое другое. При данной проблеме сохранено понимание обращенной речи. То есть такие дети могут показать жестом, что им нужно, отвести маму за руку.
Общие сведения
В логопедии данное нарушение выделяют под названием общее недоразвитие речи (ОНР). Оно может быть нескольких уровней. Как правило, говорить о проблемах целесообразно к трем годам. Это критический период для развития речи. Если к этому времени ситуация не улучшилась, то родителям стоит посетить специалистов.
В первую очередь обращаются к неврологу. После чего желательно послушать психиатра, сурдолога (для определения уровня слуха) и только потом логопеда.
Не каждый родитель знает, что именно считать задержками развития. К году ребенок должен владеть 10 словами. Обычно они простые «мама», «папа», «дай» и т. п. Допускается использование звукоподражаний «ава», «киса», «биби» и т. п.
К двум годам активный словарь состоит уже из 200 слов, есть простая фраза «я кушаю», «дай Машу» и т. п. К трем годам показатель увеличивается до 800 слов, появляются части речи, предлоги и часть звуков.
Развиваться речь продолжает и после трех лет. Поэтому если она начнет серьезно отставать от нормы, то нагнать упущенное будет тяжело. Проблемы с речью чреваты нарушением работы всех остальных функций психики:
- памяти;
- мышления;
- внимания и т. п.
Если у малыша в три года нет слов либо всего 2-3, родителям стоит забеспокоиться и начать действовать.
Период фразовой речи
На втором году жизни дети произносят до 300 слов. В их речи появляются существительные в косвенных падежах, во множественном числе, глаголы повелительного наклонения, личные местоимения, наречия. В возрасте от двух до трех лет дети правильно пользуются словами, обозначающими предметы домашнего обихода, употребляют их по назначению, называют различных животных, знают особенности их поведения. В предложениях усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, употребляются предлоги, служебные слова, союзы, наречия. На третьем году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, особенно шипящих, свистящих, звуков «р», «л». На четвертом, пятом годах — совершенствуется формирование функциональной речевой системы, дети произносят длинные фразы, монологи, применяют условную форму придаточных предложений. Успешно учатся читать и читают, овладевают письмом. Начиная с трех лет, совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.
Основные причины
Детский возраст чувствителен к разного рода воздействиям. Тяжелая беременность, роды, болезни и травмы головы негативно скажутся на его развитии.
В последние годы количество детей с подобными патологиями только растет. Связывают специалисты это с разными причинами. Некоторые считают, что ухудшение экологической обстановки играет роль. Другие выделяют основные факторы риска:
- хронические болезни отца и матери;
- возраст рожениц;
- вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение);
- травмы в родах.
Еще выделяют, так называемые факторы социального характера. Увеличение количества смартфонов, планшетов, круглосуточное телевидение. Множество мультфильмов и игр для детей с рекламой легко завлекают внимание малыша. Поэтому у них теряется необходимость изучать внешний мир и взаимодействовать с ним.
Во множестве мультфильмов преобладают кислотные краски, визгливые механические голоса – все это быстро овладевает ребенком и его вниманием. После чего обычная речь взрослого его мало интересует.
При общении с другими детьми и взрослым он смотрит на лицо и бессознательно пытается повторить движения органов артикуляции. Без такого визуального контакта ему сложно будут даваться звуки.
Разграничение диагнозов
Под расстройством экспрессивной речи принято понимать несколько возможных болезней. Они идут под шифром F80.1. В первую очередь – это собственно задержка речевого развития (ЗРР). Выражается в отсутствии речи или ее недостаточном уровне.
Следующее – моторная алалия. Это тяжелое нарушение, которое нельзя путать с ЗРР. При нем поражены конкретные участки коры мозга и это видно на МРТ. В случае ЗРР речь идет о незрелости нервной системы, но она успешно преодолевается и в какой-то мере частично устраняется сама.
Еще один диагноз, который входит в данную группу – это афазия, то есть распад речи. Он происходит из-за инсульта, травм головы и тяжелых болезней (опухолей, менингита). У детей такое нарушение редко выявляется. Оно может появиться только ближе к школьному возрасту. Такое нарушение тоже будет видно на МРТ, так как страдает кора мозга.
Не всегда легко отделить мутизм от задержки. Для данной проблемы характерно нормальное развитие речи, но полное нежелание ее использовать. Происходит это по разным психологическим причинам. Чаще всего ребенок согласен общаться только с определенными людьми, например, с воспитателем. Он не пользуется указательным жестом.
Обязательно исключают нарушения слуха, интеллектуальной сферы. При данных нарушениях речь может ограничиваться простыми подражаниями или полностью отсутствовать.
Некоторые специалисты ставят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. По мнению неврологов, такого понятия не существует. У ребенка должна быть либо ЗРР, либо задержка психического развития (ЗПР).
Подготовительный период развития речи делится на 4 этапа.
Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни. Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации. На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука. Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е). Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания. Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни. Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука. Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием. Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.
Характерные особенности детей
Занятия с детьми с речевыми нарушениями нужно начинать как можно раньше. Проводит их логопед. Для лучшего построения работы необходимо учитывать все особенности нарушения.
У детей с ЗРР отмечаются следующие особенности:
- низкий уровень внимания;
- ограниченная слуховая память;
- сниженный познавательный интерес.
Смысловая часть мышления и логическая обычно в норме, но выполнение инструкции из 3-4 ступеней затрудненно. Может меняться последовательность или происходить потеря определенных элементов.
Могут отмечаться некритичные нарушения двигательной сферы. Такие дети неловкие, медленные и плохо выполняют сложную последовательность действий.
Отмечаются и проблемы с развитием мелкой моторики. Снижен интерес к рисованию, тяжело дается шнуровка и другие тонкие действия.
При отсутствии своевременного лечения и коррекционной помощи происходит вторичное нарушение интеллекта. Чем позже появится логопед в жизни ребенка, тем сложнее будет компенсировать дефект.
Обязательно используется медицинское и психологическое сопровождение. Грамотный невролог поможет скорректировать работу нервной системы, а психолог будет развивать психические функции, такие как память, мышление, внимание.
Конкретное описание проблем ребенка позволит грамотно выстроить действия специалистов.
Примерный план работы
В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи. Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний.
Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок. Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.
Развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь, так как в мозге эти два участка коры находятся рядом.
Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.
На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».
В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.
Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.
Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.
После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.
Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).
Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.
Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.
Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.
Дети с нарушением речи, что такое зрр у детей, задержка речевого развития?
Речь — это форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, высшая
корковая функция, возникающая в процессе трудовой деятельности. Формирование речи происходит путем взаимодействия механизмов восприятия речи и ее воспроизведения.
Виды речи, импрессивная речь, экспрессивная речь
Различают 2 основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь (процесс понимания) включает понимание устной речи и чтения. Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые переходят во внутреннюю речь и затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании. В осуществлении речевой функции в целом принимают участие различные отделы коры большого мозга доминантного и недоминантного полушарий, однако роль каждого из них различна, что особенно четко проявляется при различных речевых расстройствах.