Определение акустико-мнестической афазии активно используется в нейропсихологии для описания одной из форм речевых расстройств. В этом случае нарушение затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим. В результате значительная часть информации просто выпадает из памяти пострадавшего, из-за чего он не способен ее воспроизвести. Неполноценность слухоречевой памяти нуждается в тщательной диагностике и профессиональной помощи. При своевременном начале терапии и ее комплексной организации прогноз благоприятный. Игнорирование проблемы приводит к ее стремительному регрессу.
Болезнь затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим.
Классификация
Чтобы правильно подобрать тактику лечения и сформировать адекватный прогноз, очень важно определить тип афазии. Существует несколько классификаций этого заболевания, однако при проведении диагностики наиболее значимым считается следующее деление афазий:
- Сенсорная или афазия Вернике. При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
- Акустико-мнестическая афазия. В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
- Афферентная моторная афазия. Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
- Эфферентная моторная афазия. Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
- Оптико-мнестическая афазия. Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
- Динамическая афазия. Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.
В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:
- Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
- Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.
В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:
- тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
- частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.
Причины афазии
К возникновению афазии может привести любая болезнь или патологический процесс, провоцирующий раздражение определенной доли мозговой коры или нервных путей. К ним относят следующие отклонения:
- Нарушение кровообращения в мозге – оно может иметь острый или хронический характер.
- Опухолевые образования в головном мозге.
- Травматические повреждения мозга.
- Развитие абсцесса в головном мозге.
- Демиелинизирующие патологии, для которых характерен распад миелина – этот белок обеспечивает передачу импульсов по нервным волокнам. Подобные нарушения возникают при рассеянном склерозе или энцефаломиелите.
- Эпилепсия – патология, для которой характерно появление эпилептогенного очага в мозге. Время от времени в нем внезапно возникает электрический разряд, что приводит к нарушению работы мозга.
- Отравление токсическими веществами – это могут быть яды и соли тяжелых металлов.
- Дегенеративные патологии – постепенно провоцируют изменение строения мозга. К ним относят болезнь Крейцфельда-Якоба, которая имеет инфекционное происхождение и проявляется в виде развивающегося слабоумия и большого количества неврологических симптомов.
К факторам риска развития афазии обычно относится пожилой возраст, наличие пороков сердца, атеросклероз и гипертония.
Симптомы и течение болезни
Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:
- Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.
Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.
Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают. Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.
- Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.
Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.
Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.
- Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
- Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.
Клинические проявления
Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:
- Частое повторение одних и тех же слов или словосочетаний.
- Замедленность речи с выраженными паузами между словами или, наоборот, больные начинают говорить очень быстро и нелогично.
- Речь приобретает описательный характер, то есть пациент пропускает существительные, а говорит только с помощью прилагательных или глаголов.
- Человек легко описывает предмет и говорит о его функциях, однако не может вспомнить название объекта.
- Когда больному подсказывают первую букву или слог названия предмета, он с легкостью вспоминает все слово.
- Психические нарушения развиваются на фоне повреждения других областей головного мозга и могут характеризоваться частой сменой настроения, агрессией, замкнутостью, дурашливостью, депрессией, апатией, парезами или параличами, забывчивостью и др.
Диагностика
Чтобы поставить правильный диагноз, врач должен уделить особое внимание сбору и анализу анамнеза, ведь такой вид нарушений связан с цереброваскулярными патологиями. При продолжительном течении заболевания, которое влечет за собой изменения личности, в старческом возрасте у человека может развиться болезнь Альцгеймера или Пика.
Если возникает необходимость, врач собирает семейный анамнез и подробно опрашивает близких родственников. Немаловажное значение имеет психическая оценка состояния пациента и проведение неврологического исследования.
Специалиста может интересовать, как давно появились проблемы с речью и какое событие предшествовало их возникновению. Это может быть черепно-мозговая травма, судорожный приступ, нарушение кровообращения в мозге. Чтобы поставить точный диагноз, требуется консультация множества узких специалистов – неврологов, логопедов, психологов.
Так, невролог выявляет нарушения речи и другие признаки – изменение высоты рефлексов, опущение уголка рта, слабость конечностей, асимметрию лица. Логопед должен определить существующие нарушения речи и запланировать мероприятия по ее восстановлению.
Для диагностики афазии также могут применяться следующие исследования:
- Электроэнцефалография – с помощью этого метода удается оценить электрическую активность определенных долей мозга. Этот показатель может отклоняться от нормы при самых разных патологиях.
- Компьютерная и магнитно-резонансная томография – они позволяют послойно проанализировать строение мозга, определить нарушение строения его ткани. Кроме того, благодаря этим процедурам можно выявить опухолевые образования, гнойники, кровоизлияния, очаги поражения нервной ткани.
- Магнитно-резонансная ангиография – с помощью данного исследования можно определить целостность и проходимость мозговых сосудов. Также оно позволяет выявить аневризмы, сужения сосудов и сосудистые мальформации, которые представляют собой своеобразный клубок, состоящий из вен и артерий.
Постановка диагноза
Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.
Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:
- Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Необходимо знать время появления симптомов, на каком фоне они развились и какие хронические заболевания есть у пациента.
- Оценка неврологического статуса. Исследуется походка, равновесие, когнитивные навыки, проводится оценка эмоционально-волевой сферы, тест на узнавание предметов, пробы для оценки функциональной активности речевого аппарата и отдельных компонентов речи − лексики, фонетики и грамматики.
- Лабораторные анализы (клинический и биохимический анализы крови, общее исследование мочи, по показаниям ликвора).
- Рентгенограмма черепа.
- Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплером.
- Компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография головного мозга для выявления органических заболеваний ЦНС.
Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.
Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.
Лечение и коррекция
Пациенту с таким нарушением требуется постоянное внимание врачей и поддержка родственников. При выборе тактики терапии следует принимать во внимание тот факт, что человек не воспринимает речь, поэтому рекомендации нужно доводить до его сведения различными способами. Для этой цели можно использовать жесты, рисунки или воспроизведение аналогичных действий.
Терапия должна включать лечение основного заболевания и проведение занятий с логопедом. Стоит учитывать, что на восстановление речи может понадобится несколько лет. В этот период больной нуждается в поддержке близких людей.
Конечно, лечение афазии не может быть эффективным без устранения основного нарушения, которое привело к ее развитию. Для этого могут проводиться такие мероприятия:
- Оперативное удаление опухолевого образования.
- Удаление кровоизлияния, если оно локализуется поверхностно и может быть ликвидировано с помощью хирургического вмешательства.
- Применение противосудорожных средств, которые помогают предотвращать приступы эпилепсии.
- Удаление гнойника из черепной полости, которое осуществляется оперативным путем. После этой процедуры обязательно нужно назначить больному антибактериальные препараты.
- Нормализация давления. Также человеку могут быть выписаны средства для улучшения кровообращения в мозге и нормализации обмена веществ при подобных проблемах. Врач может назначить ноотропные препараты и ангиопротекторы.
Тактика занятий с логопедом подбирается в индивидуальном порядке – это зависит от вида патологии. Первые сеансы должны быть посвящены мотивированию пациента к восстановлению речевых функций. Логопеду нужно постараться предотвратить возникновение в его речи стереотипных фраз.
Работа с человеком, страдающим афазией, обязательно должна проводиться в разных направлениях. Очень важно работать над письменной и устной речью. Не меньшее значение имеет стимулирование запоминания и восстановление способности к чтению.
Обычно пациенты с этим нарушением адекватно воспринимают окружающую действительность, однако заболевание может спровоцировать развитие депрессивных состояний или агрессивности. Человек может потерять интерес к продолжению терапии. В подобных ситуациях нельзя обойтись без помощи психолога. Успешное восстановление невозможно без поддержки близких. Люди, окружающие больного человека, должны придерживаться определенных правил:
- Не стоит в присутствии пациента говорить с другими людьми о его болезни, проблемах и прогнозах на выздоровление.
- Очень важно стимулировать человека самостоятельно начинать вести беседу. Нельзя вместо него произносить сложные слова.
- Пациент, страдающий этим нарушением, нуждается в постоянной помощи при реализации врачебных рекомендаций. Нужно подобрать доступный метод объяснения предстоящих процедур, контролировать прием лекарственных препаратов.
- Такой человек нуждается в регулярном общении. Чтобы замедлить возникновение других речевых отклонений, следует постоянно разговаривать с больным, объяснять ему происходящие события, читать вслух. С помощью телевизора или газет он не сумеет восстановить нарушенную речь.
- Важно проявить максимальное терпение, ведь нередко больному приходится объяснять непонятные термины по несколько раз.
Типы нарушения
Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.
Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:
- Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.
Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.
- Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
- Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
- После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.
Комплексная диагностика позволяет поставить однозначный диагноз. На основе результатов исследований, возраста пациента и его психического состояния лечащий врач подбирает схему лечения. Терапия всегда носит комплексный характер.
После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить. Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас.
Прогноз
На интенсивность симптомов заболевания и прогноз влияет область поражения головного мозга. Особенности протекания патологии напрямую зависят от состояния здоровья человека и его возраста.
Как правило, врачи и логопеды добиваются восстановления определенных речевых функций. Конечно же, лучший прогноз имеют люди молодого возраста. Однако отдельные формы патологии, которые появляются у детей дошкольного возраста, могут спровоцировать крайне серьезные последствия и даже полную утрату речи.
В большой степени дальнейшее состояние человека зависит от занятий с квалифицированным специалистом – логопедом. Не меньшее значение имеет помощь родственников, которые должны оказывать больному моральную поддержку в сложный период восстановления.
Чтобы прогноз был максимально благоприятным, коррекция должна проводиться в течение длительного периода времени. Только благодаря этому удастся обеспечить постепенный выход из афазии.
Восстановление
Реабилитация после амнестической афазии должна происходить поэтапно. Ни в коем случае нельзя нагружать человека слишком большим количеством упражнений. Возможность нормально разговаривать должна возвращаться к пострадавшему постепенно.
Весь процесс восстановления можно условно разделить на несколько частей:
- Сначала пациенту показывают изображения разных объектов. Каждое фото должно быть дополнено подписью. Во время обучения человеку подробно описывают каждую картинку.
- Затем наступает черед развития ситуативной речи. Человек должен максимально активно участвовать в разговорах на разные темы.
- Потом следует восстановление и наполнение памяти. Человеку на этом этапе реабилитации необходимо читать книги, смотреть всевозможные фильмы и разгадывать кроссворды.
Профилактика
Чтобы уменьшить вероятность развития афазии, необходимо заниматься профилактикой возникновения инсульта – именно это состояние является основной причиной недуга.
Очень важно своевременно проходить диагностические обследования, которые помогут обнаружить опухоли и прочие образования. Также рекомендуется не допускать получения черепно-мозговых травм, а при появлении малейших отклонений от нормы сразу же обращаться к логопеду.
Афазия – достаточно серьезное речевое нарушение, которое связано с отклонениями в работе головного мозга. Это заболевание может привести к серьезным последствиям для здоровья, а потому так важно как можно раньше приступить к его лечению. Именно поэтому первые же симптомы патологии должны заставить человека или его родственников обратиться к квалифицированному врачу.
Патогенез
К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:
- удары головой;
- травмы черепа в результате падений, ДТП;
- оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
- инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
- инсульт;
- тромбоз;
- острое отравление организма ядами;
- передозировка лекарственными препаратами;
- психические заболевания;
- злокачественные, доброкачественные опухоли;
- болезнь Альцгеймера;
- болезнь Пика;
- генетическая предрасположенность к афазии;
- ишемические болезни головного мозга, сердца;
- гипертония;
- эпилепсия;
- мигрень.
В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.