Расстройства речи, афазия и нарушения глотания у неврологических больных


Расстройства речи у взрослых

Итак, моя бабушка. Очень самостоятельный 86-летний человек. Много лет живет одна, сама справляется с хозяйством. Активно общается с подругами, принимает участие во всех общественных мероприятиях района. Мы привыкли видеть ее сильной, энергичной и всеми уважаемой.

Голос из колодца

Однажды я позвонила ей, как обычно, справиться о ее самочувствии, делах, послушать про очередной совет ветеранов и подготовку к первомайской демонстрации. Но услышала странный глухой голос, вялый и медленный. На все мои вопросы о самочувствии она отвечала, что ничего не болит, но речь была замедленной и тихой – как будто я говорю с человеком, сидящим на дне колодца. Я спросила, как она спала. Выяснилось, что засыпала она накануне плохо, поэтому решила принять снотворное. Я с облегчением вздохнула, решив, что такая вялость обеспечена влиянием снотворного, и занялась своими делами.

На следующий день история повторилась. Только к замедленной речи еще прибавилась депрессия: «Я не доживу до лета» и т.п. Я посчитала, что правильным будет подбодрить бабушку, дать ей стимул – летом мой сын заканчивает школу, будет выпускной – надо обязательно дожить.

И опять ничего не предприняла. Как же я себя теперь за это ругаю!

Когда же и на третий день ничего не изменилось, я побежала к бабушке домой. Она бледная, вялая, всё время лежит, ничего не ест. Вызвала скорую. Они приехали и уже через 2 минуты после того, как они вошли в квартиру, я услышала слово «инсульт».

Явные признаки инсульта

· Врач просто попросил бабушку высунуть язык – язык отклонился в сторону.

· Попросил поднять обе руки вверх – одна поднялась, а вторая тут же упала вниз.

· Попросил назвать дату рождения – она не вспомнила.

· Провел кончиком карандаша по одной руке и по другой – выяснилось, что одна рука ничего не чувствует (как раз та, которую бабушка не смогла поднять).

Такие простые признаки. Я, конечно, могла бы и сама это проверить, заподозрить и поднять тревогу раньше…если бы знать. Я-то представляла себе инсульт, как настоящий удар: вот человек стоит, идет, и вдруг падает на месте. Теряет сознание, его везут в больницу и ставят там диагноз инсульт. Оказывается, бывает иначе.

У бабушки диагностировали ишемический инсульт головного мозга, который, оказывается, действительно может развиваться постепенно. Но, как объяснил мне потом врач, очень важно начать лечебные мероприятия как можно раньше. Чем раньше начинается лечение, тем меньше вероятность необратимых изменений. Клетки мозга умирают не сразу, какое-то время их еще можно спасти, а также защитить соседние клетки от разрушения, остановить распространение патологического процесса. На это направлено лечение в больнице.

Сначала бабушку положили в реанимацию, где она пробыла сутки. За это время состояние ухудшилось. Когда из реанимации ее перевели в неврологическое отделение, бабушка не могла говорить и вставать, а ведь из дома уезжала «на своих ногах». Врач попросил не пугаться, сказал, что это обычное течение данной патологии. И дальше началось лечение, которое длилось 3 недели. За это время бабушка снова начала говорить и ходить, но от занятий с логопедом отказывалась наотрез, тренировать руку не хотела. И продолжала быть очень вялой, всё время спала.

Пришел день выписки. Лечащий доктор сказал, что всё, что могли сделать в больнице, сделали. Сейчас мы переходим на реабилитационный период , и теперь всё зависит от того, как бабушка будет работать над восстановлением утраченных функций. Конечно, назначили всякие лекарства, номеня продолжало беспокоить безразличие и апатия бабушки.

Дома и стены лечат

А дома за несколько дней всё изменилось. Мы придумали, как сделать занятия интересными.

Не хочет заниматься с логопедом, будем петь песни. Стали включать ей ее любимые песни, она с удовольствием пела, речь стала заметно улучшаться.

Не хочет делать упражнения для руки, придумали ей занятие: писать мемуары. Дали ноутбук, сидит, набирает текст. Волей-неволей пальцы работают. Скоро и чашку смогла держать, и столовыми приборами пользоваться.

А главное – настроение улучшилось. Приходят подружки, рассказывают про аналогичные случаи из жизни Совета Ветеранов. Оказывается, многие из их окружения перенесли инсульт. Кто-то лучше восстановился, кто-то – хуже.

Я смотрю на бабушку, радуюсь каждому ее успеху: на улицу погулять вышла, сама пироги испекла. Но меня никак не оставляет в покое чувство вины – если бы я вовремя поняла, что случилась беда, возможно, состояние бабушки было бы гораздо лучше. Внимательнее нужно быть к своим близким!

Причины возникновения

Для отсутствия проблем с речью должны быть в норме многие органы и системы организма, в том числе мышцы и нервы.

Самыми распространёнными причинами появления таких нарушений считаются:

  • паралич голосовых связок;
  • респираторные и простудные заболевания;
  • узлы, полипы и опухоли в районе голосовых связок и на них;
  • инсульт;
  • травмы и другие проблемы с головным мозгом;
  • повреждения голосовых связок;
  • мышечная слабость.

Также таким проблемам способствуют заболевания, в число которых входят:

  • боковой амиотрофический склероз;
  • аутизм;
  • заболевание Гантингтона;
  • деменция;
  • СВДГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • раковые заболевания органов, принимающих участие в образовании звуков.

Агнозия и апраксия

Например, пациент не может одной рукой, с закрытыми глазами, определить на ощупь, что перед ним – ключ или коробок спичек. Он понимает отдельные характеристики предмета (легкость, шорох, параллелепипед) для коробка, и холод, тяжесть, гладкость, длинная форма – для ключа. Но понять, что это, он может, только посмотрев на них.

Именно диагностика и лечение тонких расстройств высших корковых функций и есть «высший пилотаж» в неврологии, поскольку здесь не помогут МРТ и КТ – речь идет о функциональных расстройствах.

Симптоматика нарушений речи

Признаки нарушений речи могут разниться в зависимости от вида проблемы. Чаще всего это:

  • непреднамеренное растягивание слов;
  • грубость, хриплость или писклявость голоса;
  • постоянные остановки во время разговора;
  • повторение слогов и звуков, иногда целых частей слов;
  • видимые затруднения при разговоре;
  • частые вкрапления в речь посторонних слов и звуков;
  • подергивание головой или частое мигание во время разговора.

Симптомы высокочастотного снижения слуха

Наиболее часто возникающие трудности:

  • невозможность разборчиво слышать речь в тишине и при постороннем шуме;
  • сложно разговаривать по телефону;
  • затруднения при просмотре телевизионных программ и фильмов даже при увеличении громкости;
  • неразборчивость в понимании высоких женских и детских голосов;
  • невозможность слушать любимую музыку, так как звучание ее искажается;
  • чувство усталости от необходимости постоянно прислушиваться.

Ограничивая общение, человек может огорчить родственников, друзей, коллег, так как они будут воспринимать это как нежелание общаться. В семье могут возникать недопонимания с супругом, обвинения в избирательном слушании. В свою очередь слабослышащий человек обвиняет других, что они неразборчиво и тихо говорят.

Также создаются неловкие моменты, когда человек не расслышав, отвечает невпопад, не реагирует на шутки или не улавливает нить повествования. Иногда он, не понимая сказанного, только кивает и улыбается, выражая свое участие в общей беседе. Некомпенсированное снижение слуха способно негативно повлиять на карьеру, отношения, личную жизнь…

Боритесь с нарушением слуха

В случае имеющейся диагностированной потери слуха, слуховые аппараты помогут усиливать необходимые высокочастотные звуки без усиления низкочастотных. С самого начала ношения слухового аппарата Вы начнете лучше понимать обращенную к Вам речь и получите возможность слышать забытые звуки, такие как шум дождя, пение птиц, шорох сухих листьев, сигнал микроволновой печи или телефонный звонок.

Помните, что людей, которые могут слышать речь, но не понимают её, очень много. Это наиболее частая жалоба пациентов на приеме у специалистов по слухопротезированию, поэтому они как никто другой знакомы с этой проблемой и способны решить ее, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого. Не стоит отказывать себе в общении с домашними, коллегами и друзьями, просто обратитесь к врачу-сурдологу или специалисту по слухопротезированию. Вы можете сделать это прямо сейчас.

Периферические параличи черепно-мозговых нервов

Известно, что при периферическом параличе возникает слабость мышц. Чаще всего, расстройства фонации, глотания и артикуляции речи встречаются при бульбарном синдроме. Это поражение каудальной группы периферических нервов – подъязычного, блуждающего, добавочного и языкоглоточного. Бульбарный прогрессирующий синдром может быть опасен для жизни, вследствие нарушений дыхания и кровообращения.

О дисфонии и дисфагии

Признаками бульбарного синдрома являются дисфония, дисфагия и дизартрия. Что это такое?

дисфония – это нарушение фонации и слабость голоса. Возникает при парезах возвратного гортанного нерва, который приводит в движение голосовые связки. При парезе одной связки человека можно вполне слышать, но у него сиплый и слабый голос;

дисфагия – это слабость мышц – констрикторов глотки. Именно они обеспечивают глотание, и попадание пищи далее, из глотки в пищевод комки попадают уже бессознательно, переключаясь на вегетативные импульсы.

Дисфагия проявляется поперхиванием, сложностью при глотании. При слабой дисфагии трудно проглотить твердую пищу, а при выраженной очень плохо пьется даже вода, человек поперхивается, вода выливается через нос. Мягкое нёбо парализовано, и возможно попадание пищи в легкие, с развитием аспирационной пневмонии. Требуется перевод на зондовое питание.

Что такое дизартрия?

Дизартрия часто встречается как возрастной феномен при общей инволюции (обратном развитии) высших функций центральной нервной системы.

Дизартрия. Это затруднение при произнесении речи. Дизартрию не нужно путать с афазией, при дизартрии кора мозга понимает и производит речь правильно, но мышцы полости рта, жевательные мышцы, и язык, будучи ослаблены, не могут правильно сказать нужные слова. Дизартрия проявляется гнусавостью голоса, назолалией (носовым оттенком), а так же нечленораздельным произношением фраз.

Все помнят анекдоты про позднего Брежнева, когда фраза «сиськи масиськи сиськи сраны» обозначает не что иное, как «систематически социалистические страны». Это прекрасный пример умеренной дизартрии.

Сложности восприятия речи на фоне шума

При высокочастотной потере слуха, возникают трудности с пониманием речи даже в тишине, а при появлении фонового шума или одновременной беседе нескольких человек, крайне сложно воспринимать смысл речи. У многих людей, не занимавшихся лечением потери слуха несколько лет возникают комплексы, они стараются не посещать оживленные места, различные мероприятия или отмалчиваться, поскольку не могут полноценно общаться с другими людьми.

Наиболее распространенная классификация речевых расстройств

В данном случае, речь пойдет о наиболее распространенной на территории современной России классификации афазий, названной по имени ее основателя А. Р. Лурии. Данную классификацию удобнее представить в виде таблицы ниже:

Тип афазииЕго описание
Афазия БрокаЭту патологию еще могут называть эфферентной моторной афазией. Состояние, которое обычно возникает после инсульт-поражения нижних отделов коры головного мозга в левом полушарии у пациентов-правшей, иными словами, когда очаг поражения мозговых тканей локализуется в двигательно-речевом центре Брока.
Подобная патология вызывает существенный распад грамматики речевых высказывания и характеризуется телеграфным стилем высказываний пациента с трудностями быстрого переключения мыслей с одного слога (либо даже слова) на другой. При этом у пациента могут возникать литеральные парафазии, когда пострадавший после инсульта неосознанно замещает одни звуки другими, что ведет к грубым нарушениям чтения, произношения и письма
Динамическая патологияПроблема проявляется невозможностью построения некой внутренней программы для высказываний и их реализации. Данная форма развивается после поражения при инсульте префронтальных областей в левом полушарии (опять же у пострадавших-правшей)
Афферентная моторнаяМожет развиться после инсульт-патологии при локализации очага поражения тканей мозга в задней центральной, а также в теменной корковых областях. Патология характеризуется нарушениями звеньев выбора звуков. Пострадавшие не различают близкие по артикуляции звуки
Сенсорная либо же афазия ВерникеВ основе этой патологии после инсульта лежат нарушения фонематической слуховой функции, когда пациент не различает звуковой состав слов
Акустико-амнестическаяПри этой инсульт-патологии происходит уменьшение объёма удержания простейшей слухоречевой информации, с торможением слухоречевой памяти
АмнестическаяПроблема проявляется, когда инсульт поражает теменно-височные области головного мозга. Дефект проявляется в трудностях называния знакомых предметов, при сохранении понимания их функций и назначения
Номинальная патологияЭто патология, возникающая при инсульте очень близка к ранее описанной амнестической афазии и может являться одним из предвестников осложнения перенесенного инсульта болезнью Альцгеймера
СемантическаяВ ее основе лежат некоторые дефекты в симультанном анализе и синтезе речи, когда больной, перенесший инсульт, не способен одновременно схватывать большое количество информации. Ведущий дефект для данной формы афазии проявляется в неспособности понимания сложных логико-грамматических предложений или конструкций, которые описывают пространственные отношения

Однако надо отметить, что в рамках более упрощённой классификации медики стараются выделять: лишь моторную афазию – состояние когда у пациента перенесшего инсульт пропала речь, при сохранности понимания чужих устных высказываний и афазию сенсорную, когда больной с инсульт-патологией не способен понять, о чем говорят другие люди, при сохраненной способности к самостоятельному произношению слов и даже фраз.

Методы лечение проблем с речью

Если нарушения речи не вызывают у человека существенного дискомфорта, не давят на него психологически и не мешают нормальной жизни в обществе, то лечение их не требуется, а в некоторых случаях они могут пройти через некоторое время сами. Значительно реже приходится прибегать к помощи доктора, который определяет лечение в зависимости от степени тяжести и причин возникновения проблемы.

В этих случаях врач прибегает к индивидуальным занятиям и тренировкам, призванным помочь человеку выработать ровную, правильную речь и избавить его от проблемы. Курс подбирается в каждом конкретном случае свой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]