Причины, симптомы и лечение сенсорной и моторной афазии


Речь зависит от многих механизмов, которые формируются в первые 20 лет жизни и тесно связаны с определенными участками полушарий мозга. Патологические процессы или повреждения ответственных за речь участков мозга вызывает афазию – расстройство речи. В каждом полушарии функции, отвечающие за речь, имеют моторное и сенсорное обеспечение. Так, например, повреждение премоторной области коры, которая отвечает за движение, влечет за собой развитие афферентной или эфферентной моторной афазии.

Патология коркового отдела слухового анализатора приводит к сенсорному нарушению речи. Моторная и сенсорная афазии относятся к транскортикальным патологиям. Иными словами, нарушениям, которые возникают при прохождении сигналов через кору мозга. Моторные изменения обусловлены снижением активности устной и письменной речи, сенсорная – пониманием речи.

Симптомы

При поражении области Вернике человек всё слышит, но содержания слов не понимает, они не вызывают у него ассоциаций; родной язык звучит для него, как иностранный. Из-за сенсорной афазии человек не может выделять и различать речевые звуки.

Речь может оставаться грамматически правильной, но содержит множество иносказаний, неологизмов («жаргонная афазия»), служебных слов (союзов и предлогов). Высказывания многословны, но неинформативны, слова кажутся выставленными в случайном порядке. Жесты и мимика не помогают донести смысл высказываний. Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Больной не понимает простых вопросов (вида «как тебя зовут?»).

Сохранено понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища («закрыть глаза», «сесть», «повернуться») — эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости, психических заболеваний или симуляции.

Письменная речь нарушена.

Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным состоянием.

Таким образом, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства, так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто «сенсорной» или «рецептивной». Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо.

Причины возникновения патологии

В группу риска по сенсорной афазии входят пожилые люди, лица с заболеваниями сердца и сосудов.

У детей патология регистрируется значительно реже, чем у взрослых. В одних случаях повреждающее воздействие на ЦНС проявляется сразу, в других с момента появления проблемы проходит время вплоть до нескольких лет.

Афазия Вернике у взрослого может стать результатом воздействия таких факторов:

  • острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульты ишемического и геморрагического типа считаются самыми частыми провокаторами расстройства;
  • снижение функциональности церебральных сосудов. Эмболии, гипоксия тканей в результате сужения просвета кровеносных каналов, нестабильность кровотока представляют серьезную опасность для речевых функций головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы. Способны спровоцировать одномоментное или отсроченное повреждение структуры тканей в черепной коробке;
  • доброкачественные и злокачественные образования в головном мозге;
  • аневризмы церебральных сосудов. Акустико-гностическая афазия может возникнуть в результате разрыва выпячивания стенки канала или его давления на кору головного мозга в височной области;
  • воспалительные поражения ЦНС;
  • абсцессы, которые в височной области могут сформироваться после осложненного течения отита;
  • заболевания, приводящие к дегенерации и демиелинизации тканей головного мозга, его оболочек.

В детском возрасте акустико-гностическое расстройство чаще всего становится результатом травмы головы. Особую опасность представляют осложненные роды, последствия которых могут проявиться через несколько лет. Также в качестве факторов повышенного риска выступают врожденные сосудистые патологии, опухоли, инфекции и воспалительные процессы.

Сопутствующие заболевания

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией, в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки — каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание МДП. Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до её развития.

Лечение

Лечение патологии является междисциплинарной проблемой. Процессом восстановления должны руководить сразу несколько специалистов – неврологи, логопеды, нейропсихологи, психотерапевты, физиотерапевты.

Существует даже специальность эрготерапия, врачи которой помогают пациентам адаптироваться к повседневной жизни при данном нарушении после инсульта. Одним из основных заданий реабилитации является стимуляция нейропластических процессов в мозге, благодаря которым происходит создание новых связей между нейронами и частичное или полное восстановление пострадавших функций.

Важное значение имеет фармакотерапия, способствующая улучшению обмена веществ в мозговой ткани, улучшению кровоснабжения и профилактике повторных приступов.

Отрывок, характеризующий Афазия Вернике

– Это обманывают народ, – повторил он. – Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру. – Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер. – В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь. Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками. – Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. – Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома. – Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?… – Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n’ai pas voulu l’offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только. Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась. Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется». Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную. – Вы очень добры, – сказала она ему. – Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства! Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу. В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо. – Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера. – AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез

.
Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения
. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи.
Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления
. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции

.
Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов
.
Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку
. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария

. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ.
Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором
.

Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать

речевой аппарат

следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]