Профилактика стрессов у детей дошкольного возраста

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Симптомы стресса у ребенка

Вне зависимости от возрастной категории родители могут заметить следующие симптомы стресса у ребенка:

  • нарушения сна;
  • резкая смена настроения;
  • замкнутость и стремление к одиночеству;
  • недержание мочи по ночам;
  • снижение концентрации внимания, что отображается на успеваемости ребенка;
  • раздражительность;
  • агрессивность;
  • страхи;
  • суетливость.

Дети могут вести себя, как младенцы — например, начать сосать палец.

Агрессия — симптом нервного стресса у ребенка
Агрессия — симптом нервного стресса у ребенка | liveposts.ru

Присмотритесь, не появился ли у ребенка судорожный тик:

  • частое глотание;
  • подергивание отдельных мышц;
  • наматывание на палец пряди волос;
  • нарушение речи.

Стресс в младшем школьном возрасте

В этом возрасте расширяются границы общения, наступает новый этап – школьный возраст. Если в детском саду дошкольник испытывал стресс от разлучения с родителями, то школьная адаптация намного шире. Травмирующими обстоятельствами могут стать отношения с учителем, одноклассниками, школьная нагрузка.

  • семейные неурядицы, развод;
  • переезд, катастрофа, смерть близкого человека;
  • пережитый испуг.

Как проявляется детский стресс в этом периоде? Школьник может отказываться посещать школу, нарушается сон, отсутствует аппетит, происходят необъяснимые вспышки гнева, настроение подавленное. Травмирующее переживание может заявлять о себе в виде болезней. Страдает желудок, бывает необъяснимая рвота, возможны кожные заболевания, тики, заикание.

Помощь при стрессе ребенка школьного возраста должна быть комплексной. Обычно семейные скандалы сказываются на школьном поведении и успеваемости, поэтому нужно исключить все возможные причины. С детьми этого возраста нужно разговаривать, проявлять искренне участие, наблюдать за эмоциональными и проявлениями. Нельзя давить на школьника, он может не справиться с грузом требований.

Психическое напряжение сильно сказывается на здоровье и психике. Для ребенка травмирующие переживания оказываются непосильной ношей. В большинстве случаев негативные эмоции сказываются на личности, деформация может проявиться в агрессивности, пассивном поведении, замкнутости. Психологи рекомендуют помогать детям, создавая им спокойную семейную атмосферу.

Причины стресса у детей

Интересно, что организм человека негативно воспринимает стресс, вызванный как отрицательным событием (дистресс), так и приятным (эустресс). Стресс у детей вызывает:

  • смена места жительства;
  • расставание с друзьями;
  • утрата близкого человека;
  • ухудшение отношений между родителями (вплоть до развода) или другими членами семьи;
  • давление со стороны ровесников;
  • резкое изменение распорядка дня;
  • начало/конец учебного года и сопутствующие экзамены, собеседования и пр.;
  • увлечение агрессивными компьютерными играми.

Причины стресса у детей кроются в отношениях со сверстниками | likequeen.com.ua
Иногда сильный стресс у ребенка может вызвать просмотр мировых новостей. Пугающие сюжеты с места происшествий и нарочито тревожный голос диктора могут серьезно обеспокоить малыша.

Позднее развитие

Позднее развитие речи. Я вспоминаю одного ребенка 2,5 лет, который не умел говорить. Он был поздним ребенком в семье, где уже было четверо детей. Он постоянно играл то с одним, то с другим, и все выполняли любое его желание, при этом ему не нужно было что-либо говорить, так как его понимали без слов. Когда других детей не было поблизости, малыш оставался с матерью, и она рассказывала ему много интересного. Он продолжал молчать, но при этом совсем не походил на ребенка в стрессовом состоянии. Поскольку родители очень волновались, мне пришлось их успокоить. Однажды произошло то, что должно было произойти. На каникулы в гости к этой семье приехали два маленьких кузена. Чтобы общаться с ними, малышу пришлось заговорить, что он и сделал, обнаружив при этом удивительно богатый для его возраста лексический запас, включая ругательства! Но не все ситуации столь просты. Если стресс мешает ребенку выразить то, что он хочет, возможны все виды позднего развития, отставания и заторможенности: от застенчивости до полной немоты. В самом крайнем случае замкнутый ребенок нс может внятно говорить с окружающими его людьми. Доктор Акслин в своей книге «Дибе» подробно описал, как в результате стресса ребенок полностью замыкается в себе. Если вы видите, что у ребенка позднее развитие речи, то нужно употребить все средства, чтобы восполнить этот пробел. Но одновременно нужно найти причины такого позднего развития, в частности учесть случаи стресса, столь частые в жизни ребенка. Известно, как трудно научиться говорить детям эмигрантов. Одна мать рассказала мне о своей дочке, которую в детстве родители увезли за границу. В момент отъезда девочке было 2 года и она была уже очень болтлива (это качество присуще ей и сейчас, 20 лет спустя). Она имела привычку говорить со всеми обо всем, говорила много и всегда к месту. Но в той стране, куда она приехала, по-французски не говорили. Она изо всех сил старалась, чтобы ее поняли взрослые, которые только мило на нее смотрели, но ничего не отвечали. Через несколько недель, проведенных в такой обстановке, девочку пришлось лечить от начинающейся язвы желудка — типичного признака стресса. Желая быть понятой, девочка быстро выучила язык страны, в которой теперь жила, язык, на котором она теперь говорит так же свободно, как и на родном. Все дети, говорящие на иностранном языке, через несколько месяцев совсем перестают говорить на родном языке. То ли они боятся запутаться, то ли хотят укрепить свои позиции на новом месте. Если при этом родители говорят только на родном языке, го ситуация обостряется, и все это никак не способствует развитию ребенка.

Если ребенок «поздно пошел». Среди других жизненно важных функций особое место занимает умение стоять, оно знаменует определенный этан в развитии человека. Совершенствование центров равновесия позволяет человеку адаптироваться к вертикальному положению тела и вставать на ноги. Мы все любовались неутомимыми попытками ребенка встать на ножки, когда он без конца, цепляясь за что-нибудь, встает и снова падает на попку. Мягкие и многочисленные подстилки амортизируют падение, но это, конечно, все равно неприятно. А он все снова и снова пытается встать, и так до тех пор, пока ему это не удается! Сначала он стоит всего несколько секунд, потом уже немного дольше. Ни падение вперед или назад, ни удары, ни шишки — ничто не может отвлечь его от навязчивой идеи ходить. Первые шаги — это награда за все попытки. Какое чувство свободы и гордости! Первые шаги — это лишь начало дальнейших, все более удачных попыток. Некоторые дети развиваются раньше, но обычно дети начинают ходить от года до полутора. Однако бывает и так, что и более старшие дети не умеют ходить. Они продолжают ползать на четвереньках и становятся маленькими вездеходами, что может стать опасным. Если такая ситуация продолжается довольно долго, следует поискать причину, мешающую ребенку ходить. Если при тщательном осмотре никаких отклонений не обнаружено, нужно искать причину в стрессе, который вызвал такую реакцию. Она буквально означает следующее: «Я не хожу». Л подразумевает: «С вами». Решив по-своему бороться с ситуацией, вызвавшей стресс, ребенок отказывается ходить и становиться большим. Малыш согласится встать на ноги и ходить как все, когда эта ситуация изменится или он к ней сам приспособится.

Нежелание жить. Когда грудной младенец безуспешно пытался преодолеть стресс, исчерпав при этом все свои возможности, его начинает переполнять отчаяние, он буквально тонет в нем, он побежден, несмотря на несомненную сопротивляемость всего организма. В конце второй мировой войны было создано много приютов для младенцев-сирот, жертв войны, В некоторых заведениях обслуживающий персонал действительно окружал этих малышей лаской и заботой. Несмотря на полученные травмы, большинство детей в таких приютах с честью вышли из своего трудного положения. В других заведениях, к великому сожалению, за детьми ухаживали некомпетентные люди. Они делали лишь все необходимое, но без теплого человеческого отношения, не пытаясь установить душевный контакт с маленькими пациентами. А именно столь необходимый душевный контакт мог бы избавить детей от эмоциональной перегрузки, часто имеющей роковое значение. Несмотря на прекрасные санитарные условия, многие маленькие сироты не переносили такого отношения к себе и умирали. Новорожденный, грудничок, маленький ребенок полностью открыты для восприятия, они очень чувствительны ко всему, что их окружает, как фотопленка, которая только и ждет, чтобы свет красивого пейзажа упал на нее. Даже тени или случайные облака не могут повлиять на качество изображения, оно не будет от этого менее прекрасным. Так же и ребенок никогда полностью не поддается стрессу. Неизвестно, будет ли лучше, если мы будем его оберегать абсолютно от всего. Нужно просто быть бдительным и не давать маленькому человечку самостоятельно преодолевать трудности, превосходящие его возможности. Как только вы замечаете, что ребенок перегружен, тут же помогите ему преодолеть препятствия. Это не будет опекой, но позволит ребенку испытывать чувство удовлетворения от удачно завершенного дела. Это лучший способ избежать стресса.

НазадОглавлениеДалее

Лечение стресса

Методы борьбы со стрессом и профилактика его возникновения едины как для взрослых, так и для малышей.

Гигиена сна

Соблюдение гигиены сна подразумевает не только достаточную продолжительность отдыха, но и правильный подход к процедуре:

  • кровать предназначается только для сна — не для чтения и игр;
  • не допускайте переедания;
  • снизьте умственную нагрузку на вечернее время;
  • добавьте физическую зарядку утром и вечером, но не позднее трех часов до ухода ко сну;
  • ограничьте компьютерные игры перед сном;
  • обязательные водные процедуры перед сном разбавьте прохладным душем (небольшое охлаждение способствует лучшему засыпанию).

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]