Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

Название: «Детские страхи. Диагностика и коррекция» — презентация. Автор: Сагитова Аделина Год: 2012 Формат: презентация в формате ppt., (rar архив). Кол-во слайдов: 21 Размер: 3,13 Мб Качество: хорошее

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Теории страха

И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Причины страха

Причины страха (распространённые): — конкретный случай (укусила собака, застрял в лифте) — внушённые страхи — детская фантазия — внутрисемейные конфликты — взаимоотношения со сверстниками — невроз

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

З. Фрейд выделяет 2 источника: 1)автоматические (в ситуациях опасности); 2)продуцированные – события, которые способствуют неудачам. Э. Фромм: 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.

В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое (ребенок – звезда).

Откуда берутся детские страхи. Что с ними делать? Советы психолога Игоря Романца.

Динамика страхов и тревожности

1. Беременность, роды: плод реагирует на состояние беспокойства матери. 2. Первые месяцы: отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки. 3. 1-3 года — ночные кошмары (волк, баба-яга). 5. 5 –7 лет — страх смерти, страх войны, стихийного бедствия. 6. 7 — 11 лет — социальные страхи, например, страх двойки. 7. 11 — 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например, страх не быть самым лучшим, страх отвержения.

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство. 2. Трудности в концентрации внимания. 3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи. 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна. Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Мозаика жизни

Tweet

Диагностика детских страхов

– это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление.

Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников. Поэтому в данной статье мы остановимся на методах диагностики именно у маленьких детей (а вообще эти методы, конечно, зависят от возраста).

Итак, если вы заметили у ребенка отклонения в поведении такие, как беспокойный сон, нервозность, новые привычки (грызет ногти, накручивает на палец волосы и т.п.), причуды и необоснованные капризы, то надо искать причины таких явлений.

Диагностика детских страхов

у маленьких детей может быть проведена с помощью
рисунков
. Здесь выбор вариантов очень многообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на произвольную тему, можно обозначить тему (семья, школа, детский сад, друзья, мои страхи…)

Методика расшифровки детских рисунков – это не цель данной статьи, ведь формата одной статьи недостаточно для того, чтобы раскрыть все нюансы. При желании каждый родитель найдет множество источников информации по этому вопросу.

Здесь же хотелось бы отметить несколько моментов, на которые родителям обязательно стоит обращать внимание в рисунках детей:

— рисунки на безнадежные, катастрофические темы с обилием страшных монстров должны привлечь внимание родителей;

— если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, особняком от других людей на рисунке – это явный признак проблем с общением, боязни идти на контакт, страх одиночества;

— если ребенок практически ничего не рисует или делает это неохотно – это тоже сигнал к тому, что у ребенка не все в порядке;

— жирные, черные линии, сделанные с большим нажимом, дырявящие лист бумаги – сигнал к тому, что ребенок пытается избавиться от чего-то, зачеркнуть, выкинуть из своей жизни;

— увлечение черными, серыми и коричневыми цветами также должно насторожить, потому что свидетельствует о пессимистичности и угнетенном состоянии.

Диагностика детских страхов активно использует тестовый метод

. Для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно используются тесты, на вопросы которых отвечают родители. Тесты могут быть на выявление тревожности или определение уровня самооценки, тесты об определенных видах страхов: страхе потери, о боязни новых отношений, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, конечно, не обходится без методов наблюдения.

Английский психолог Джон Боулби говорит о так называемых «маячках страха», которые помогут отделить страх от других эмоций. Например, с большой точностью можно сказать, что ребенок боится, если он напряженно всматривается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А затем малыш взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы получить поддержку и защиту. Отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У испуганного ребенка ладони становятся влажными, кожа лица бледнеет, дыхание становится частым и прерывистым.

Родителей должно насторожить, если у ребенка есть склонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войнушку», с упоением и наслаждением расстреливает игрушки. Такие наклонности говорят о внутреннем чувстве незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти. Если ребенок имеет привычку ломать игрушки, отрывать у них части «тела» — это также говорит о наличии определенного рода страхов – страх болезни, боязнь уколов и докторов.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным, младшим братьям и сестрам.

Детские недомогания (тошнота, головная боль, боль в животе и т.п.) перед каким-либо событием (контрольная, экзамен, неприятная поездка, посещение врача) – это тоже прямое проявление страха, которое выявляется методом наблюдения.

Предлагаю вам провести экспресс-диагностику методом наблюдения за ребенком в течение 3-5 дней.

На листе бумаги напишите проявления тревожности и отмечайте, допустим, галочкой или крестиком, если вы наблюдали такое проявление у ребенка:

— беспокойство, нервозность в течение всего дня;

— лицевые конвульсии, напряжение мышц лица и шеи;

— проблемы со сном или с засыпанием;

— проблемы с концентрацией и сосредоточением;

— капризность и плаксивость.

Если вы заметили у ребенка хотя бы одно из перечисленных проявлений тревожности, необходимо провести уже более тщательную диагностику.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью специальных сказок и историй

. Например, такой, как предлагает И.В. Самойленко:

Сказка «Бельчонок». В дупле одного большого и высокого дерева жила-была беличья семья: папа, мама и сынок-бельчонок. Однажды налетел сильный-пресильный ветер и вся беличья семья выпала из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за крепкий сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась за ветку пушистым хвостом. И только маленький бельчонок скатился вниз на землю.

Вопрос: что стало с бельчонком?

Детские ответы, соответствующие норме, будут следующего характера:

— он тоже забрался на дерево;

— он испугался, но быстро забрался к маме;

— он испугался, но быстро забрался к папе;

— бельчонок позвал на помощь маму и папу, и они помогли ему снова забраться на дерево.

Ответы, которые должны насторожить:

— бельчонок ударился об землю и умер;

— бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода);

— о бельчонке все забыли;

— бельчонка утащили волки (лиса, медведь…);

— бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький.

Ответы показывают, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается, чего ему не хватает в семье.

Вы можете сами придумать какую-нибудь подобную историю и поговорить с малышом о ней.

Диагностика детских страхов может быть проведена и путем задавания конкретных вопросов:

А ты боишься спать один в комнате?

А страшные сны тебе снятся?

Ты боишься ездить на лифте?

Летать на самолете?

А Бабу-ягу ты боишься? и т.д.

Внимательные и чуткие родители всегда смогут заметить у ребенка тревожное состояние, а вовремя проведенная диагностика детских страхов поможет с ними справиться без огорчительных последствий.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Твитнуть

Нравится

Похожие записи:

Развиваем лидерские качества у ребенка
Чистый воздух на кухне : выбираем воздухоочистите…

Как часто не хватает времени…

Уксус: знакомый и не очень

Рубрика: Дом семья дети

Метки: Диагностика детских страхов

Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи — эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях: — консультирование; — лекции-семинары (для родителей, педагогов); — стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов: 1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик. 3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. 5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми: 1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»). 2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж). 3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет. Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно. Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика страхов:

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест тревожности Тэмпл, Дорки, проективные методики.

Понятие страха

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и потому имеет различные трактовки.
Проблематика детского страха имеет в психологической науке давнюю историю. С. Холл как представитель биогенетического направления распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он заявлял, что ребенок переживает в ходе своего становления страхи, которые испытывали животные, а после люди на разных этапах антропогенеза.

Подробное исследование феномена страха в детском возрасте велось в границах психоанализа. 3. Фрейд считал, что страх – это аффект, который появляется в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) невозможно справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Данная ситуация обусловливается опасной ситуацией, и страх может быть, как ее прямым результатом, так и предвосхищением возможного ее повторения

Определение 1

Страх ‒ внутреннее состояние, вызванное грозящим действительным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии он считается негативно окрашенным процессом эмоциональной сферы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Диагностика детских страхов 420 руб.
  • Реферат Диагностика детских страхов 240 руб.
  • Контрольная работа Диагностика детских страхов 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или на опасный в понимании детей объект, которые переживаются ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать.

Первичная эмоция страха отмечается уже у новорожденных детей. После страхи социализируются и появляются как реакции на новые ситуации и объекты. Закрепление в эмоциональной сфере детей первичного страха расширяет зону его социальных страхов, увеличивает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи формируются при нехватке тепла и принятия родителей, когда дети не ощущают себя в безопасности. У таких детей часто формируется страх школы. Страхи детей могут выражаться в невротических реакциях и психосоматических расстройствах.

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Понимание причин формирования детских страхов помогает их разрешить.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]