Морфологический разбор слова «аграмматизм»


Что такое аграмматизм?

Каждый человек обучается речи благодаря тому окружению, в котором он находится. Обычно это занимает до 4 лет жизни человека. Здесь наблюдаются ошибки в понимании и построении предложений, что является нормальным. В последующие годы ребенок только корректирует свою речь, выбирает свой стиль общения. Однако существенных ошибок не наблюдается. Что такое аграмматизм? Это нарушение речи, которое проявляется в отсутствии правильной способности строить и воспринимать предложения.
Распознать аграмматизм можно по таким признакам:

  • Человек не понимает написанного.
  • Он не способен пересказать прочитанное, выделяет лишь отдельные слова.
  • Человек плохо высказывает свою мысль.
  • В речи индивида отсутствуют определенные части: предлоги, союзы, глаголы.

В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.

У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.

перейти

Типы аграмматизмов

Аграмматизм выражается в двух типах и формах:

  1. Импрессивный – нарушение восприятия. Человек частично или полностью не понимает, что ему говорят. Это вызвано изменением работы клеток головного мозга, которые не позволяют трансформировать звуковые сигналы в образы, мысли.
  2. Экспрессивный – нарушение выражения. Человек не способен выразить свою мысль, перевести ее в речь, слова. Здесь не используются падежи, склонения, предлоги, предложения складываются неправильно или неполно. Она может носить моторный или сенсорный характер.
  • Сенсорные нарушения приводят к неспособности воспринимать, чувствовать звук.
  • Моторные нарушения связаны с невозможностью человека использовать мышцы языка, гортани, челюсти, чтобы произнести то или иное слово.

Необходимо разделять недостаточность обучения и аграмматизм. Согласно Либману, выделяют три степени аграмматизма:

  1. Человек не способен составить предложение, а также повторить его. Зачастую заменяет его одним словом.
  2. Человек пользуется шаблонами предложений, где не выражены изменения формы слов, однако не всегда это ему удается сделать правильно.
  3. Человек синтаксически неправильно составляет предложения, преимущественно ошибки проявляются в склонениях. Это возможно при заикании и косноязычии.

перейти

Аграмматизм в восприятии речи

Основными симптомами аграмматизма в восприятии речи являются [1] :

  • затруднённое восприятие предложений, в которых семантические ролиучастников могут быть обращены (так, Кошка преследует собаку
    понимается хуже, нежели
    Кошка пьёт молоко
    , потому что ситуация «молоко пьёт кошку» невозможна);
  • затруднённое восприятие предложений с порядком слов, отклоняющимся от базового для данного языка;
  • затруднённое восприятие предложений со сложной синтаксической структурой по сравнению с более простыми.

Симптомы аграмматизма, связанного с восприятием речи, могут быть выявлены в ходе эксперимента, в котором испытуемому предлагается определить, какой из демонстритуемых рисунков соответствует предъявляемому экспериментатором предложению [1] .

Симптомы аграмматизма

Распознать аграмматизм очень легко: человек неправильно фонематически, грамматически или лексически использует речь. Обычно дети, у которых он развивается, не составляют предложений до 3-х и даже 4-х лет. Неправильно используются грамматические формы. Какие существуют симптомы аграмматизма?

  • Затрудненное понимание речи, где роли героев обращены.
  • Затрудненное понимание предложений, где слова переставлены в более сложные формы.
  • Затрудненное понимание фраз со сложным синтаксисом, нежели с простым.

Наличие аграмматизма выявляется путем демонстрирования серии картинок, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует предложению экспериментатора.

Аграмматизм характеризуется:

  • Бедностью и простотой составляемых предложений (или полной неспособностью составлять фразы).
  • Низким темпом речи, поскольку больной приспосабливается к своей патологии.
  • Опущением некоторых слов: глаголов, предлогов, артиклей.
  • Невозможностью составить предложения с непривычным порядком слов.

Многие родители не обращают внимания на то, что их ребенок отстает в речи. Им кажется, если он произносит звуки, значит, все нормально. Однако когда наступает время обучению письму, тогда отмечаются аграмматизмы. Например, «на окну», «длинный лента».

Приставки и суффиксы в словах усваиваются к 7-8 годам. Речь в основном формируется к 4-м годам. Далее идет корректировка и укрепление. Если родители игнорируют отклонения, тогда аграмматизм отмечается учителями, которые замечают, что ребенок неправильно составляет предложения. К 7-8 годам аграмматизм проявляется отчетливо.

перейти

Реабилитация

В отечественном подходе к реабилитации пациентов с эфферентной моторной афазией (по Л. С. Цветковой) восстановление предикативности речи и преодоление аграмматизма ставится целью на третьей стадии восстановительного обучения. Если же у пациента синтаксическая афазия наблюдается изолированно, восстановительную работу можно начинать с этой стадии. Первая цель особенно важна при грубой степени нарушения, когда в речи практически не используются глагольные формы. Используемые методы:

  1. Выделение глаголов из упроченных рядов (выбираем хорошо знакомый пациенту текст, например, стихотворение; подчеркиваем в нём глаголы и обсуждаем их значение);
  2. Подбор глаголов к предметам (пациенту даётся существительное, к которому он должен написать как можно больше подходящих глаголов);
  3. Подбор флексий (ссылка) и отработка значений морфем в разных ситуациях (показываем картинку и просим выбрать верную форма слова из предложенных);
  4. Построение структуры фразы с помощью метода фишек (нужно составить развёрнутую фразу по картинке, при этом структурные элементы связываются с фишками). Сначала при построении фразы пациент максимально ориентируется на фишки, постепенно их роль уменьшается. Тем самым мы помогаем пациенту выразить замысел, возникающий спонтанно.

Цель следующей стадии реабилитации — восстановление связной фразовой речи. Здесь используются такие методики, как составление фраз по картинкам, по серии картинок, метод диалога и метод ролевых игр.

Причины аграмматизма

Родители, которые наблюдают аграмматизм у своего ребенка, наверняка задаются вопросом: каковы его причины? Здесь можно выделить несколько факторов.

Способность воспринимать и воспроизводить речь зависит от:

  • возраста;
  • образованности;
  • психологического статуса;
  • уровня развития;
  • среды общения;
  • физического состояния;
  • коммуникабельности.

Причинами аграмматизма могут стать:

  • Органические изменения в отделе головного мозга.
  • Анатомические патологии.
  • Повреждения в лобной доли, сильвиевой борозде, височной доле.
  • Нарушения в состоянии нервных клеток головного мозга.

Тотальный аграмматизм провоцируется недоразвитостью или неправильным функционированием слуховых рецепторов. Если они неправильно или недостаточно улавливают звуковые сигналы, тогда ребенку сложно понять речь окружающих и затем ее воспроизвести. Таким образом, полноценная речь может быть сформирована, когда человек хорошо слышит и воспринимает окружающие сигналы, погружен в них.

Если аграмматизм развился у взрослого человека, который уже обладает навыками общения, тогда расстройством звуковых рецепторов данную патологию не объяснить. Врачи связывают это с неврологическими расстройствами.

Аграмматизм присущ людям с:

  • плохим или полным отсутствием слуха;
  • алалией;
  • афазией;
  • отставанием в развитии.

Примеры аграмматизма

Читателям медицинского словаря slovmed.com будет интересно ознакомиться с различными примерами аграмматизма.

  • «Вот… хирургия… вот… пустота… очнулся…».
  • «Красивый девушка», «Кошка… курицу… несла», «Девочка пошел домой», «Я гости пошли».
  • «Кошка пьет молоко» воспринимается лучше, нежели «Кошка убегает от собаки».
  • «Аг… Агр… Агра… Аграмма… Аграмматизм».
  • «Девочка а улицу собилаеца гулять» («Девочка на улице собирается гулять»), «Девочка иглает собачким, а соник а скамейке» («Девочка играется с собачкой, а слоник на скамейке»), «Мальчик а лавочке сидит и балайку иглает» («Мальчик на лавочке сидит и на балалайке играет»).
  • «Ехать на лошадкаф», а не на «лошадках».
  • «Голубь сид дерево на» («Голубь сидит на дереве»).

Симптомы аграмматизма

При наличии данного заболевания симптоматика напрямую зависит от того, в какой степени болезнь проявлена. В частности, имеют место недостатки лексики и фонематического строя. Симптоматика проявляется в том, что ребенок начинает говорить значительно позже обычного срока. Так, фразовая речь происходит после трехлетнего возраста, или даже, когда ребенку уже четыре года. И в этом случае она нередко содержит аграмматизмы, для которых характерно неправильное применение грамматических форм. Родители нередко не придают значения подобным нарушениям речи у ребенка, и они считают главным, что сами по себе звуки произносятся правильно.
Они считают, что через определенное время ребенок сможет согласовывать словосочетания правильно. Известно, что в таком случае малыш успешно овладевает грамматикой, соответствующей уровню изучения в первом классе, звуковая структура слов тоже усваивается. Но, в то же время характерно наличие трудностей в изучении морфологических принципов письма. Испытывая недоумение по поводу данного состояния, родители в итоге, все-таки обращаются к логопеду или неврологу. Учителя замечают сразу, что ученик не в состоянии справиться с правилами склонения по падежам, родам, числам. Подобные недочеты заметны в неправильной согласованности слов, в написании окончаний.

Примеры аграмматизма у школьников

Вопреки правилам грамматики, ребенок пишет аграмматично, к примеру, «на столу», или «длинный дорога». В соответствии с возрастными умениями, дети к четырехлетнему возрасту уже должны уметь согласовывать слова правильно. Следует отметить, что в этом возрасте подобные речевые ошибки нельзя считать нормой. Когда малыш допускает ошибки, такие, как «деревы», или «возле там», то конечно, требуется обязательная консультация специалистов. Если говорить о правилах словообразования, где использованы приставки, суффиксы, то подобными умениями дети овладевают позже, примерно к восьмилетнему возрасту. В это время школьник уже должен уметь нормально согласовывать между собой слова, и без труда образовывать новые. Если же подобного не происходит, то специалист диагностирует у детей аграмматизмы.

При поступлении в учебное заведение у детей школьного возраста имеющиеся аграмматизмы сразу же выявляются. При этом отмечается ряд дефектов произношения, лексико-граматический строй является несформированным, также не соответствует связная речь, фонетическое восприятие. Более отчетливо проявление аграмматизма наблюдается у семилетних и восьмилетних детей, потому что в это время школьники уже осваивают грамоту, изучают правила грамматики. Предпосылками можно считать наличие у ребенка бедного словарного запаса. Согласно исследованиям, данное нарушение происходит именно из-за бедности словарного запаса, также влияет неправильность понимания лексического значения.

Что такое аграмматизм и почему он возникает

Аграмматизм (дисграмматизм, параграмматизм) – нейропсихологическое нарушение, характеризующееся потерей способности анализировать грамматический строй речи. У больных возникают проблемы с восприятием и построением предложений, они не могут грамотно выражать свои мысли, у них наблюдаются трудности с чтением и письмом.

Подобные расстройства могут возникнуть при повреждениях коры головного мозга в лобной и височной области, общим поражением головного мозга и нарушении периферической части слухового анализатора.

Причинами развития заболевания могут быть:

  • Заболевания нервной системы
  • Травмы и повреждения головного мозга, в том числе внутриутробные и перинатальные.

Также аграмматизм возникает при тугоухости и умственной отсталости.

Иногда аграмматизм сопровождает речевые расстройства – афазии, когда больной не может выразить свои мысли словами и в результате общего недоразвития умственной системы.

Разведение понятий переднего и заднего аграмматизма[ | ]

Нарушения грамматического оформления речи могут встречаться и при повреждениях задних отделов мозга, в рамках акустико-мнестической или семантической афазии. В этих случаях говорят о заднем аграмматизме. Хотя симптомы его отчасти схожи с синтаксической афазией, можно выделить некоторые существенные различия. Прежде всего, если в случае передних левосторонних повреждений изменения затрагивают синтагматические связи, то при заднем аграмматизме нарушаются парадигматические, то есть затрудняется выбор из ряда симультанно обрабатываемых объектов[2].

Основной дефект при акустико-мнестической афазии выражен сложностями подбора звуковой формы слова, нарушаются модально-специфические процессы связи слуховой и зрительной модальности. Синтаксис, как правило, упрощается, однако могут встречаться и сложные конструкции, понимание речи страдает сильнее порождения. Типичные грамматические ошибки включают в себя замены слов, трудности удержания грамматических обязательств[3], однако выраженность синтаксических нарушений сильно варьирует (вплоть до отсутствия) в зависимости от степени повреждения. В речи пациентов с акустико-мнестической афазией меньше существительных и больше глаголов, чем при переднем аграмматизме, то есть предикативность не страдает. Кроме того, у них нет связи количества ошибок со степенью сложности конструкции, пациент может правильно употребить косвенную форму местоимений и одновременно ошибиться в прямой форме существительного — при синтаксической афазии это невозможно. Всё это говорит о нестойкости, вторичности синтаксического нарушения[2]. При семантической афазии первично страдает симультанный квазипространственный анализ и синтез[4] (одновременное мысленное представление нескольких явлений и оценка квазипространственных, то есть отражающих символическое пространство, отношений между ними), что приводит к нарушению категориальных значений слов, а также к трудностям понимания логико-грамматических конструкций.[1]. Сложнее всего такие пациентам даётся понимание обратимых конструкций (Девочка спасена мальчиком — Девочка спасла мальчика — Мальчика спасла девочка и т. д.). Чувствуя затруднение, пациенты могут использовать определённые компенсаторные приёмы, упрощая или самостоятельно перестраивая структуру предложения. Тот факт, что они способны с лёгкостью совершать синтаксические преобразования, уже говорит о сохранности тех операций, которые нарушаются у пациентов с передним аграмматизмом[2]. При этом в построении простых предложений грамматические ошибки не возникают.

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка начинается уже с первых месяцев его жизни, к 2,5 – 3 годам дети усваивают большинство грамматических правил устной речи, используют склонения, спряжения слов, изменяют их по лицам, числам и так далее. До 5-6 лет сохранение определенного аграмматизма у ребенка не считается патологией, маленькие дети строят фразу таким образом, чтобы максимально быстро донести информацию до собеседника, не беспокоясь о правильности составления предложений.

Также у детей различают 3 уровня общего недоразвития речи.

1 и 2 уровни – лепетная и начатки общеупотребительной речи. Такие нарушения устной речи могут быть связаны как с общим отставанием в развитии, так и с нарушением конкретно речевого развития.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Идиотия как глубокая умственная отсталость

3 уровень недоразвития – наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонетическим недоразвитием характерно для аграмматизма.

Виды аграмматизма

Выделяют 2 основных вида нарушения:

  1. Импрессивный аграмматизм – нарушение восприятия. Из-за изменений в коре головного мозга больные не могут полностью или частично воспринимать слышимую речь. Это может быть как полное непонимание слышимого, так и частичное – например больные не воспринимают сложные предложения.
  2. Экспрессивный аграмматизм – нарушение воспроизведения. Больные понимают речь, но не могут использовать в разговоре или письме предлоги, склонения, падежи или неправильно составляют предложения. Выделяют сенсорный и моторный экспрессивный аграмматизм. Сенсорный обусловлен нарушением восприятия звукового сигнала, а моторный возникает при нарушениях управления мышечным аппаратом гортани, голосовых связок, челюстей и языка. Из-за этого больной не может повторять и воспроизводить сложные фразы или звуки.

Также различают 3 степени тяжести аграмматизма:

  1. Невозможность составить полноценное предложение, вместо этого аграмматик использует отдельные слова.
  2. Используются зачаточные предложения – слова в предложении могут быть не связаны, но донести общую мысль больной может.
  3. Синтаксический аграмматизм – наблюдаются ошибки в склонениях, спряжениях и при употреблении сложных предложений.

Аграмматизм в порождении речи

Аграмматизм в порождении речи характеризуется [1] :

  • простотой и бедностью разнообразия синтаксических структур порождаемых предложений (или отсутствием полноценных предложений);
  • опущением служебных слов (артиклей, предлогов, вспомогательных глаголов) и местоимений. В языках, имеющих словоизменение, могут опускаться флексии[3] ;
  • низким темпом речи. С точки зрения теории адаптации (англ. adaptation theory ), это связано с попыткой больного приспособиться к нарушению своей речи, состоящему в замедлении процесса её обработки;
  • затруднённостью порождения предложений с нетипичным порядком слов.

Симптомы агграматизма

Если встречаются аграмматизмы в речи – это может быть как признаком неврологических нарушений, так и результатом неправильного обучения и низкого образовательного уровня, поэтому необходимо проверить восприятие речи человеком и его возможность связно повторять услышанное.

Симптомы аграматизма у детей проявляются уже в 2-3 года. Ребенок позднее начинает говорить, использует упрощенные предложения, с трудом понимает обращенные к нему длинные фразы и не согласовывает слова между собой. Уже к 4 годам у детей должны быть сформированы основные правила составления слов в предложении и их согласования. Дети с аграмматизмом с трудом учатся в школе, у них могут наблюдаться тяжелые нарушения речи, а из-за затруднения в освоении большого объема информации ухудшается успеваемость.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Дисграфические ошибки и способы их преодоления

У взрослых аграмматизм характеризуется следующими признаками:

  • Простотой и бедностью речи – больные с трудом выстаивают и почти не используют в своей устной и письменной речи развернутые предложения, включающие дополнительные и второстепенные члены предложения.
  • Медленностью восприятия и воспроизведения речи – так как усвоение информации и ее воспроизведение требует от больных дополнительных усилий, то им требуется больше времени на понимание, поддержание разговора или ответа на вопрос.
  • Не использованием служебных частей предложения – характерно «опускание» в речи предлогов, вспомогательных глаголов и местоимений.
  • Затруднением восприятия предложений с нетипичным построением, измененным порядком слов или использованием метафор, гипербол и так далее.

Примечания

  1. 12345Kolk, Herman.
    Agrammatism // The MIT encyclopedia of communication disorders / Edited by Raymond D. Kent. — MIT Press, 2004. — P. 231—232. — 618 p. — ISBN 0-262-11278-7.
  2. Altmann, Lori J. P.
    Speech Production: Neurobiology // Encyclopaedia of Linguistics / Philipp Strazny, editor. — New York, Oxon: Fitzroy Dearborn, 2005. — P. 1026—1028. — ISBN 1-57958-391-1.
  3. Radford, Andrew, et al.
    Linguistics: an introduction. — Cambridge University Press, 1999. — P. 246. — 438 p.

Лечение

Аграмматизм – это сложное неврологическое расстройство, которое требует комплексного лечения у невропатолога с обязательными занятиями у логопеда, педагога и других специалистов.

Преодоление аграмматизма – процесс длительный и начинать лечение нужно при появлении первых признаках патологии, ведь чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на выздоровление.

В лечении используют:

  • Медикаменты – Пирацетам, Ноотропил, Кортексин, Церебролизин, Нейромультивит, Пантокальцин и так далее.
  • Физиотерапию – лазеротерапию, электромагнтиную терапию, дарсонваль, микротоки и так далее.
  • Логопедический массаж.
  • Логопедические упражнения
  • Консультации психолога.

Аграмматизм симптомы

Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики.

Симптомы аграмматизма проявляются в том, что дети начинают говорить гораздо позже положенного срока. Возникновение фразовой речи происходит после 2-3-х, или даже 4-х лет. Речь малышей зачастую наполнена аграмматизмами, характеризующимися неправильным применением грамматических форм.

Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания. Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма. И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам. Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну».

Согласно возрастным умениям, правильно согласовывать слова ребенок должен к 4-м годам. И к этому возрасту ошибки в речи не являются нормой. Если ваш ребенок допускает ошибки типа «около столу», «деревы», необходимо получить консультацию у специалистов.

Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей.

Аграмматизмы у детей-школьников обнаруживаются сразу при поступлении в учебное заведение. У детей отмечаются дефекты произношения, несформированный лексико-грамматический строй, фонематическое восприятие, а также связная речь.

Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ

ЭКСПРЕССИВНЫЙ

\ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\

\Поэты (1) \Философия (1)\ Этика (1)\ Эстетика (1)\ Психология (1)\ ПИСАТЕЛЬ\

Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (54) …наконец обсудим исследования в области экспрессивного поведения и индивидуальные случаи – как то, что лучше всего отражает главные аспекты его теоретических взглядов….and Vernon, 1933) при изучении экспрессивногоповедения – один из методов, сохраняющих структурированную индивидуальность каждого субъекта. Два других метода, структурный анализ и контент анализ, использовались Олпортом и … А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (161) Экспрессивная эстетика 1. Онтология и эстетика в собственном смысле слова. Эстетика Аристотеля с начала и до конца является эстетикой онтологической, то …только еще выразительно, только еще экспрессивно. б) В таком аристотелевском термине нет ничего неожиданного или удивительного, и он постоянно фигурирует в изложениях Аристотеля.

Экспрессия (лат. expressio — выражение):

Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей . В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника; в узком — проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре мазка, в рисунке, в цветовом и композиционном решениях произведения живописи, скульптуры.

Экспрессия генов — преобразование наследственной информации от гена в функциональный продукт — РНК или белок.

Экспрессивность

Экспрессивность — свойство определённой совокупности языковых единиц передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста на основе таких языковых единиц.

Экспрессивность (генетика) — степень проявления в фенотипе различных особей одного и того же аллеля определённого гена. Количественные показатели экспрессивности измеряются на основе статистических данных.

ЭКСПРЕССИЯ, выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей.

ЭКСПРЕССИЯ — (лат., от exprimere выражать). Выразительность: в живописи, в музыке, сценической игре и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПРЕССИЯ выразительность, преимущ. в сценич. игре и в живописи. …Словарь иностранных слов русского языка

экспрессия — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, .. Большая психологическая энциклопедия

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (410) ЭКСПРЕССИВНЫЙ, ая, ое;. вен. вна (книжн.). Содержащий экспрессию, выразительный. Экспрессивные средства речи, || сущ экспрессивность, и, ж., ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м.

— экспрессивный — рельефный, живописный, выразительный, картинный, образный, выпуклый, сильный, красноречивый, яркий, колоритный, красочный, живой, сочный Словарь русских синонимов.

— ЭКСПРЕССИВНЫЙ — [рэ], экспрессивная, экспрессивное; экспрессивен, экспрессивна, экспрессивно (книжн.). Обладающий экспрессией, выразительный. — Экспрессивный жест. Экспрессивная речь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

— экспрессивный — (от лат. expressio выражение) выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. Краткий психологический словарь.

Роза Ауслендер (1) Экспрессивная и при этом лапидарная поэзия Розы Ауслендер близка поэтике П. Целана , Н. Закс . Ее наследие составляют более двадцати стихотворных книг, … Карл Густав Юнг Психологические типы (18) …как бы предоставляет объекту свою экспрессивную функцию и таким образом изображает его — но не активно или намеренно, а так, что объект как бы сам изображается в … Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (2) …систем увеличивается значение внеэкономических, особенно экспрессивных, функций дружбы. Предложенная Коэном типология социальных структур вызывает ряд серьезных возражений. Прежде всего она формальна, поскольку не учитывает ни способ …поскольку вряд ли оправданно считать экспрессивные функции дружбы поздним продуктом культуры. Другой вопрос — формы этой эмоциональной поддержки, которая может осуществляться и путем неформальных контактов, то есть … Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (55) Его экспрессивные движения не представляются диссоциированными и не связанными друг с другом; напротив, они организованы и хорошо структурированы….то, что есть конгруэнтность между экспрессивными движениями, с одной стороны, и установками, чертами, ценностями и другими диспозициями «внутренней» личности, с другой. А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (163) Наконец, экспрессивная эстетика Аристотеля не кончается и на этом. Ведь даже и такое понятие, как «чтойность», или «символ», все еще продолжает звучать … Вот почему экспрессивная эстетика Аристотеля, которая началась у него с элементарных принципов потенции и энергии, перешла в конце концов к такой потенции и … ЯКОБСОН Роман выделяет следующие функции: эмотивная (экспрессивная), конативная (=апелятивная), фатическая, референтивная (коммуникативная), метаязыковая, поэтическая. 1) Эмотивная функция сосредоточена на адресанте и имеет своей целью прямое выражение говорящего …эмотивный язык, первым делом выполняющий экспрессивную функцию, обычно более близок к поэтическому языку (который нацелен именно на знак как таковой). Передаваемая информация в большинстве случаев не … ЯКОБСОН Роман выделяет следующие функции: эмотивная (экспрессивная), конативная (=апелятивная), фатическая, референтивная (коммуникативная), метаязыковая, поэтическая. 1) Эмотивная функция сосредоточена на адресанте и имеет своей целью прямое выражение говорящего …эмотивный язык, первым делом выполняющий экспрессивную функцию, обычно более близок к поэтическому языку (который нацелен именно на знак как таковой). Передаваемая информация в большинстве случаев не … Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (4) Эмоционально экспрессивные ценности, как ни важны они для дружбы, перестают, таким образом, быть самодовлеющими, а включаются в систему общественных отношений, которые регулируют …социальный институт, в котором эмоционально экспрессивные функции подчинены инструментальным. По мере разрушения общинных связей дружба становится более или менее временным союзом, основанным на осознанной общности интересов. А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (162) Нетрудно заметить, что все предыдущие экспрессивные категории у Аристотеля выдвигали на первый план возникновение, становление и вообще то или иное функционирование эстетического предмета….основные философские категории Аристотеля, обладающие экспрессивным характером, мы начинаем замечать, что в системе Аристотеля имеются еще и другие категории, тоже связанные с моментом как бы остановки … Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (3) …скорее спокоен и созерцателен, чем экспрессивен. Проявление глубокой, напряженной интимности шокирует японцев. Право личности на неприкосновенность ее частной жизни от посторонних оживленно обсуждается в современной японской … Однако экспрессивные функции дружбы не подчеркивались культурой не потому, что их не было, а потому, что они молчаливо подразумевались. Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (7) …являются преимущественно «инструментальными», а женские – «экспрессивными». Мужчина бывает кормильцем, «добытчиком», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей, тогда как более …выяснил, что материнская роль была экспрессивной в 48 из них, инструментальной – в 3 и смешанной – в 5. Отцовская роль оказалась инструментальной в 35, экспрессивной – в одном … Психология. (97) …4) тесты катартические; 5) тесты экспрессивные; 6) тесты импрессивные; 7) тесты аддитивные. 8) тесты ассоциативные. Многие психологи рассматривают тесты проективные как особенно ценные тесты личностные ( личность: …продуктов творчества — к группе тестов экспрессивных. В основном варианте теста обследуемому предлагается на листе бумаги нарисовать человека, а затем — человека противоположного пола. Толпа. …специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающий фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с … Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому … Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (6) …женских ролей как инструментальных и экспрессивных впервые получила солидное теоретическое обоснование в книге американских социологов Толкотта Парсонса и Роберта Бейлза (Parsons, Bales, 1955)….индивид преимущественно инструментальными или преимущественно экспрессивными чертами? и б) имеет ли он соответствующие гендерно специфические интересы? Однако соотношение конкретных критериев может быть неодинаковым. Л. С. Выготский. Мышление и речь. Проблема развития речи в учении В. Штерна …различает три корня (Wurzeln) речи: экспрессивную тенденцию, социальную тенденцию к сообщению и «интенциональную». Оба первых корня не составляют отличительного признака человеческой речи, они присущи и зачаткам «…поставить в один ряд с экспрессивной и коммуникативной, тенденциями, стоящими действительно в начале развития речи, и что, наконец, сам Штерн называет die «intentionale» Treibfeler des Sprachdranges (… ЗНАК …объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.). 3. обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3….и выражает сопряженные смысловое и экспрессивноезначения. 3. может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3. может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные … А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (166) …проблема выражения, то есть эстетика экспрессивная, до сих пор совсем игнорировалась исследователями Аристотеля, вернее же сказать, она не просто игнорировалась, но излагалась так нерасчлененно и так …есть онтологически ноологическое учение об экспрессивных функциях, вероятностных, или, вообще говоря, топологических функциях разного рода общностей в виде произведений, в которых конструктивная или декоративная сторона одна … История и современное состояние риторики …для появления принципиально новой дисциплины экспрессивной стилистики. В самом деле, не очень трудно выразить мысль, если ее содержание оформилось уже в интеллектуальной (логической) сфере сознания…. Экспрессивнаястилистика была предтечей воскрешения старой риторики. В начале XX в. появляются исследователи, которые, основываясь на успехах новейшей психологии, вновь пытаются … Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (50) …два аспекта: ^соотношение инструментальных и экспрессивных функций и 2) гендерно специфические стратегии дисциплинирования детей. В первом аспекте особых подвижек не заметно. В середине ХХ в….детей, в отличие от преимущественно экспрессивной материнской роли. За прошедшие 50 лет эта поляризация, как и поляризация мужского и женского начала вообще, заметно ослабела: от отцов … Психология. (5) …вербально знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и …возможности полушария правого в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим; с его помощью выполняется … А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (168) …эстетики у Аристотеля, ноологический, космологический, экспрессивный и топологический, впервые дают нам возможность отдать себе отчет в том социально историческом месте, которое занимает эстетика Аристотеля в античности…. Что касается, далее, экспрессивной эстетики Аристотеля, то и здесь, несмотря на последовательно проводимый онтологизм, практически творческий момент увенчивается в этой эстетике такими разделами бытия, … А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (164) …на то, что мы назвали экспрессивной эстетикой. Современное обостренное внимание к проблемам эстетической выразительности заставило нас эту же самую теорию выражения находить и среди онтологических теорий …то есть является своего рода экспрессивной эстетикой. Уже это одно обстоятельство во многом чрезвычайно сближает Аристотеля и современную эстетику. Но чтобы довести это дело до конца, … Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (20) …оказывается и противоположность инструментальных и экспрессивных функций общения и соотношение дружбы и любви. Вряд ли нужно объяснять, какое важное практическое значение имеют исследования половозрастных, социальных и … Недаром спор о соотношении экспрессивных и инструментальных ценностей дружбы идет на протяжении всей истории этой категории, а в системе индивидуальной мотивации эти функции постоянно переплетаются. Стереотип социальный. …южной Европы гораздо более эмоциональны, экспрессивны и экспансивны, чем северной. В ходе исследования студентам из 26 европейских стран предлагалось «…оценить своих соотечественников из северных и южных …Европы) оценивали себя как более экспрессивных (по сравнению с северянами)»486. При этом стереотип не только базируется на реальных фактах, но представляет собой отчетливо осознаваемое личностное … Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (16) …скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты …дружба сильнее ориентирована на эмоционально экспрессивные ценности, чем более групповая и деятельная юношеская дружба. Как же отражается повышенная эмоциональность девичьей дружбы на ее устойчивости? Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (3) Цели и задачи социализации …и самостоятельности), а девочек как экспрессивной (акцент на заботливости и послушании) не совсем корректно. Тщательный анализ кросскультурных данных по 30 обществам показал, что нельзя оценить гендерные … Инструментальные и экспрессивные ценности не столько полюсы, сколько разные аспекты процесса социализации. Уровень соответствующих требований к мальчикам и девочкам неодинаков в разных обществах … ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (3) особенно выделяется в экспрессивном использовании языка». Таким образом, универсальной прагматикой, с точки зрения X., выделяются следующие модусы коммуникации: когнитивный, интеракционный и экспрессивный; при этом тематизируются соответственно: пропозициональное … Л. С. Выготский. Мышление и речь. Генетические корни мышления и речи (3) …видимо эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится мышлением в собственном смысле этого … Равным образом речь, имеющая эмоционально экспрессивную функцию, речь лирически окрашенная, обладая всеми признаками речи, тем не менее едва ли может быть отнесена к интеллектуальной деятельности в …

Психология. (1) …различные формы аграмматизма: 1) аграмматизм экспрессивный — характерен ошибками в грамматическом построении активной речи; 2) аграмматизм импрессивный — характерен затруднениями понимания значения грамматических конструкций, прежде всего — выражающих отношения (…2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная. АГРЕССИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ — Поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта. ФОМА АКВИНСКИЙ …первоначальные познавательные образы) — и об «экспрессивных специях» чувственного же порядка (после обработки первоначальных образов при помощи внутренних чувств). К вутренним чувствам Ф.А….специи» (абстрагированные от чувственных) и «экспрессивные специи» интеллектуального порядка. Только благодаря этому из потенциального интеллекта (в который и попадает чувственный образ) возникает понятие. ВРЕМЯ в деконструкции …феномене» на примере гуссерлевской дифференциации экспрессивных и индикативных знаков. Деррида показывает, что экспрессивные знаки, т.е. такие, в которых значение выражается как бы в первый раз … Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (1) …литературе широкое распространение приобрело разграничение экспрессивной (эмоциональной, аффективной) и инструментальной (деловой, основанной на взаимной выгоде) дружбы. Нравственный тип дружбы, который Аристотель считал единственно подлинным, выпадает из …деления либо молчаливо отождествляется с экспрессивными отношениями, где полнее выражено индивидуально личностное начало. Противопоставление деловых, функциональных и эмоционально личностных отношений, безусловно, правомерно, и не только в … Психология. (107) ЭКСПРЕССИВНЫЙ — выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. ЭКСПРЕССИЯ — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — … ЗЕВГМА ЗЕВГМА [от греч. zeugma ] — экспрессивная синтаксическая конструкция, которая состоит из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению, … ИНТОНАЦИЯ ИНТОНАЦИЯ — ритмо мелодические свойства устной речи, выполняющие смысловые и эмоционально экспрессивные функции. Мимико–жестовая речь Мимико–жестовая речь — средствообщения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятиеприписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной … КОНТЕКСТ …порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых … Аграмматизм При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде … Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (10) …в основном представляют вербализации и экспрессивное поведение пациентов, проходящих психологическое лечение. Хотя Фрейд прошел школу точных научных методов девятнадцатого столетия и составил себе серьезную репутацию медика … Л. С. Выготский. Мышление и речь. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже (4) …видимо, эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, … Изард Кэррол …эмоций выделил три уровня: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–… ЯЗЫК …общества такие функции, как: 1) экспрессивная; 2) сигнификативная; 3) когнитивная; 4) информационно трансляционная; 5) коммуникативная. Аналитизм Я. (дискретность смысла его единиц и возможность их комбинаторики по … С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (305) …также музыка в быстром и экспрессивном темпе этого танца, йприл. самбовый, ая, ое. САМБИСТ, а, м. Спортсмен, занимающийся самбо. САМБО, нескл., ср. Копинг-поведение По представлениям Маслоу, противопоставлено экспрессивному поведению. Для выявления индивидуальных стратегий совладающего поведения используется „Индикатор стратегий преодоления стресса», разработанный Д. Амирханом. Закон эмоциональности Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу. Закон эмоциональности Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу. Межполушарная организация психических процессов …правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального …

Теги ЭКСПРЕССИВНЫЙ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]