- Информационный стресс. Данный вид профессионального стресса сопровождается сильной умственной и физической перегрузкой. Человек, который испытывает его, не может правильно принять решение, тем самым понижая эффективность своей работы.
- Коммуникативный стресс. Отсутствие у человека умения налаживать грамотные рабочие связи, противостоять направленной в его сторону агрессии (со стороны коллектива).
- Эмоциональный профессиональный стресс. Данный вид стресса, вызван неумением приспособится к предложенным обстоятельствам (человек постоянно плывет против течения). Как правило, с подобной эмоциональной нагрузкой сталкиваются те, кто не обладает нужным уровнем профессионализма.
Понятие «виды профессионального стресса» — это довольно условное показание. Но именно эта классификация помогает точное найти источник эмоциональной нагрузки, и успешно устранить его.
Это должен знать каждый: профилактика профессионального стресса
Стресс на работе практически неизбежен, как было отмечено выше 70% населения планеты так или иначе подвержены эмоциональным нагрузкам. Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.
Основные способы преодоления профессионального стресса:
Уровень или шкала профессионального стресса, поможет узнать о степени вашей эмоциональной нагрузки. Современные компании каждый квартал проводят «мини-опрос» своих работников, чтобы оценить нервно-психическую устойчивость коллектива.
Длительные эмоциональные нагрузки чреваты своими последствиями, и могут привести к ряду серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Не стоит поддаваться стрессу на работе, если хотите сохранить прекрасное настроение и самочувствие. Помните, что здоровье непосредственно зависит от вашего настроения!
lecheniedepressii.ru
Профессиональное здоровье, профилактика нарушений профессионального здоровья
Профессиональный стресс.
Стресс.
Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество противоречивых определений этого понятия.
Так что же такое стресс? Каким он бывает? Всегда ли стресс несет негативные последствия? Когда его последствия могут быть позитивными? Есть ли способы совладания со стрессом?
Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.). Бывший студент Пражского университета в 1936 году опубликовал первые результаты по наблюдению за больными, страдающими расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдались потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».
Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифическая реакция означает, что независимо от характера воздействия развивается реакция организма по одному механизму.
Виды стресса
1. Эустресс и дистресс.
Эустресс– это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.
Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма.Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
2. По характеру вызывающего его стрессового воздействия:
Стресс | |
Физиологический вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс | Психологический |
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений, он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. | Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека. |
3. Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:
Острый стресс.Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.
Отложенный стресс.Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.
Например: У пожарного погиб близкий друг – коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену пожарного удивило, что именно на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.
Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессовой ситуации.
Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.
Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, личностный смысл события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.
Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический.
Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов.
Режим деятельности | Причины накопления профессионального стресса |
Дежурство (режим ожидания) | Стресс связан с характером повседневной профессиональной деятельности. |
Экстремальные ситуации, критические инциденты | Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей |
Травматический стресс.Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации.
Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.
Профессиональный стресс
Исходя из медицинского определения стресса, нарушение профессиональной адаптации расценивается как невротический синдром. То есть, невроз. Это психосоматическое расстройство, описанное немецким психиатром Ясперсом в 1913 году. Любые виды профессионального стресса имеют признаки триады Ясперса:
В далеко зашедших случаях устранение причины невозможно, потому что профессиональный стресс прогрессирует до психического заболевания.
Восприимчивость человека к психической травме возникает только тогда, когда происходит нарушение баланса между возможностями и способностями. Иными словами, в условиях переоценки собственных сил.
Пояснительная записка
Цель курса: формирование у слушателей системных представлений о профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений проводить научно обоснованную диагностику стресса и состояний сниженной работоспособности и реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента.
Задачи курса: предоставить слушателям научную и практическую информацию по проблеме диагностики и управления стрессом в организационном контексте, методические средства, обеспечивающие системную диагностику профессионального стресса, а также методические материалы для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.
По результатам прохождения данного курса слушатели должны
знать:
- понятийный аппарат в области психологических исследований профессионального стресса;
- основные систематизации стрессогенных факторов и ситуаций;
- основания для дифференциации разных форм и видов профессионального стресса;
- систематизацию приемов и средств психопрофилактики и коррекции стресса;
- базовые схемы построения тренинговых программ, предназначенных для обучения приемам и средствам стресс-менеджмента;
- основные организационные формы внедрения программ и психологических технологий управления состоянием.
уметь:
- анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса;
- успешно ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов и средств, допустимых к применению в организационных условиях с целью эффективной коррекции стрессовых состояний;
- обосновать необходимость применения психологических воздействий с целью формирования оптимального функционального состояния, адекватного профессиональным задачам специалиста;
- реализовывать освоенные в рамках курса обучения прикладные программы управления стрессом в организациях
Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации: содержание курса позволяет интегрировать сведения о различных негативных состояниях, полученных в курсах психологии труда и инженерной психологии.
Ключевые слова: стресс, стрессор, адаптация, профессиональный стресс, психическое и профессиональное здоровье, пограничные состояния, физиологический стресс, психологический стресс, совладающее поведение, стратегии совладания/преодоления стресса, регуляция деятельности, экстремальность, психическая напряженность, личностные и профессиональные деформации, стресс-менеджмент (профилактика и коррекция стресса).
Виды профессионального стресса
Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.
Психологи различают следующие виды профессионального стресса у работников предприятий:
Разновидности адаптационного синдрома в сфере производственных отношений во многом зависят от характера личности, но протекают у всех по одинаковой схеме.
Содержание курса
Раздел 1. Проблема стресса: история и современное состояние
Тема 1. Стресс и проблема адаптации
Социально-экономические и медико-демографические аспекты изучения стресса в экономически развитых странах. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека. Стресс и нарушения поведенческой адаптации. Болезни «стрессовой этиологии» и формы личностной дезадаптации. Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.
Тема 2. Профессиональный стресс в жизни современного специалиста
Профессиональный стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Стресс и надежность деятельности. Стресс и пограничные состояния. Основные сферы изучения стресса в современных психологических исследованиях.
Тема 3. Классическая теория стресса Г. Селье, ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса
История развития концепций адаптации и гомеостатического регулирования жизнедеятельности организма в физиологии и психофизиологии. Понятие общего адаптационного синдрома, введенного Г. Селье. «Триада признаков» стресса, физиологические механизмы возникновения. Стадии развития стрессовых реакций по Г. Селье. Различие понятий «eu-stress» и «distress». Основные «уроки» классической теории Г. Селье и ее роль в развитии психологических концепций изучения стресса.
Раздел 2. Современные психологические подходы к анализу профессионального стресса
Тема 4. Экологический подход к изучению стресса.
Принципиальная схема анализа стресса в моделях взаимодействий «личность- среда». Стресс как результат дисбаланса между требованиями среды и ресурсами человека. Методы анализа источников стресса и его негативных последствий. «Витаминная модель» психического здоровья П. Варра. «Профессиональная эпидемиология»: прогноз нарушений здоровья и личностной дезадаптации по риск-факторам профессиональной среды (В. Касл).
Тема 5. Трансактный подход к изучению стресса.
Когнитивная модель развития психологического стресса Р. Лазаруса. Роль субъективного образа ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. Понятие стратегий совладания/преодоления стресса (копинг-механизмы), их классификация по типу основной направленности. Индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). Трансактная модель стресса Т. Кокса. Примеры эмпирических исследований стресса, основанных на использовании трансактных моделей.
Тема 6. Регуляторный подход к изучению стресса.
Смена механизмов регуляции деятельности в процессе развития стрессовых состояний. Регуляторные модели динамики состояний человека (Д. Бродбент, А.Б. Леонова). Острые и хронические формы стрессовых состояний, симптомокомплексы их проявлений. Состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования как разные типы продуктивного и непродуктивного реагирования на стрессогенную ситуацию (В.И. Медведев). Структурно-системный анализ стрессовых состояний, примеры прикладных исследований.
Раздел 3. Синдромы стресса в процессе динамики состояний
Тема 7. Острые и хронические формы стрессовых состояний
Понятия «экстремальные условия» и «экстремальность». Абсолютная и относительная экстремальность. Стресс-факторы абсолютного характера (стрессы среды обитания). Стресс-факторы опосредующего характера (новизна, сложность, значимость поведенческих задач). Стресс и психическая напряженность (по Н.И. Наенко). Острый стресс и состояния эмоциональной напряженности. Основные психологические составляющие синдрома хронического стресса (тревога, агрессия, депрессия, астения, соматизация вегетативной симптоматики стресса).
Тема 8. Синдромы личностных и поведенческих деформаций стрессового типа
Профессионально-личностные акцентуации. Тип А поведения. Синдром выгорания.
Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Синдром посттравматического стресса. Стадии переживания критических жизненных ситуаций и выхода из них (модель М. Хоровитца). Временная динамика и психологическая характеристика основных стадий («шок», «отказ», «вторжение», «переживание», «выход»), возможные негативные последствия.
Раздел 4. Стресс-менеджмент: диагностика, оценка и коррекция стресса
Тема 9. Комплексная методология оценки и коррекции психологического стресса
Современные технологии управления стрессов (стресс-менеджмент) – от диагностики к интегральной оценке и коррекции. Трехуровневая модель интегральной оценки стресса. Реализация в форме экспертно-диагностических систем. Индивидуальный профиль стресса и подбор адресных коррекционно-профилактических средств. Примеры прикладной реализации комплексной методологии стресс-менеджмента.
Тема 10. Методы профилактики и коррекции стресса
Основные подходы к борьбе со стрессом. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.
Примеры методов устранения причин развития стресса – «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time-management, формирование условий для «здорового образа жизни» и др.)
«Субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).
Механизм развития профессионального стресса
Адаптационный синдром на уровне высшей нервной деятельности человека претерпевает три стадии развития:
Что такое профессиональный стресс и как его избежать?
Само понятие «стресс» означает «давление». Когда организм не выдерживает оказываемой на него нагрузки, то все защитные силы мобилизуются, почти все время находясь в состоянии «войны».
Профессиональный стресс — это состояние постоянного физического и психического напряжения, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью человека.
В МКБ-10 этому расстройству отведена отдельная рубрика под кодом F 43.
Влияние стресса на профессиональную деятельность
При воздействии стрессоров происходят особые физиологические процессы. Реакция организма протекает следующим образом:
- происходит повышенный выброс адреналина в кровь, где он накапливается и может оказать токсическое воздействие на орган мышления;
- в мобилизации на борьбу со стрессором задействованы все силы организма, которые растрачиваются впустую;
- постоянное присутствие раздражающего фактора все время поддерживает организм в напряжении.
Из-за влияния адреналина на мозг человек начинает медленно думать, ему сложно сосредоточиться на решении задач, он начинает все забывать и в результате у него не получается принимать решения. А это дополнительный повод для волнений.
Периодический расход ресурсов организма ведет к утомляемости. Поскольку силы не восстанавливаются должным образом из-за того, что работник подвержен перенапряжению каждый день, быстро наступает стадия истощения, психического и физического. Влияние стресса на профессиональную деятельность выражается в следующем:
- упадок продуктивности — работник не справляется с теми объемами работы, которые прежде были ему под силу;
- он становится неспособным решать даже несложные задачи;
- нарушается дисциплина из-за постоянной усталости и нехватки сна (бессонница);
- разлад отношений с коллегами по работе;
- человек становится злым и раздражительным, нервно реагирует на малейшие замечания в свой адрес — даже если прежде был рассудителен, спокоен и вежлив;
- прогулы — человек настолько измучен, что уже не в состоянии заставить себя прийти на работу;
- крайняя реакция — нервные срывы, истерики прямо на рабочем месте, вплоть до рукоприкладства со стороны испытывающего стресс работника.
Еще одно последствие профессионального выгорания — ухудшение состояния здоровья. Как результат, работник чаще болеет, вынужден брать больничные, что тоже не влияет положительно на производительность рабочего процесса.
Механизмы накопления профессионального стресса
Состояние стресса развивается постепенно. Весь процесс растягивается на неопределенный временной промежуток.
За это время психические и физические системы защиты «привыкают» улавливать соответствующие сигналы, поступающие из внешней среды. Эти сигналы для нервных клеток — как призыв к действию.
Со временем организм запоминает эти сигналы и приходит в возбужденное состояние, даже если непосредственной угрозы нет.
Например, для работника стрессором является ежедневная утренняя «планерка» в кабинете начальника. Защитные системы «записывают» звук голоса начальника и каждый раз, когда человек слышит его, он начинает испытывать все симптомы стресса. В результате само нахождение на рабочем месте становится для сотрудника невыносимым.
Под влиянием стресса человек может совершать поступки, которые ни за что бы не совершил в нормальном состоянии и за которые ему потом становится стыдно.
Например, получив несправедливый выговор от своего непосредственного руководителя, работник сорвался на ни в чем не повинном напарнике. Или выполнил работу с браком, потому что не смог взять себя под контроль. В результате человек испытывает чувство вины, что еще более преумножает патологическое состояние.
Необходимость постоянного контроля над собой — еще один фактор, способствующий развитию процесса. Человек пребывает в постоянном напряжении. Высокий темп работы — один из основных стрессоров.
Постепенно влияние всех этих факторов накапливается, как снежный ком. В один момент человека накроет «лавиной», т.е. будет достигнута кульминационная стадия развития стрессового состояния.
Виды профессиональных стрессов
Здесь дана классификация, разработанная Н. В. Самоукиной. Виды профессиональных стрессов:
- Информационный. Формируется в условиях жестких временных рамок. Типичная черта — недостаточная осведомленность о ситуации, информационные данные быстро меняются.
- Эмоциональный. Развивается при наличии действительной или надуманной опасности. Это могут быть напряженные отношения с окружающими или чувство вины за плохо сделанную работу.
- Коммуникативный. Возникает, когда работа связана с постоянным общением.
- Стресс достижения. Успехи слишком малы, по сравнению с ожидаемыми.
- Стресс из-за страха совершить ошибку. Развивается у перфекционистов, или если за ошибку сотрудников строго наказывают (штрафы, лишения премии).
- Стресс конкуренции. Отношения в коллективе похожи на лошадиные бега, где главный приз — ступень в карьерной лестнице. В результате человек «загоняет» себя, как лошадь на скачках.
- Стресс успеха. Самый загадочный: после взятия профессиональной вершины наблюдается обессмысливание достигнутого и впадение в депрессию.
- Стресс на почве нехватки денег. Человек боится лишиться необходимых материальных благ.
Большие доходы — тоже повод для стресса. Человек привыкает к новому образу жизни и боится его потерять, как и свою прибыль.
Симптомы и способы преодоления стресса
Симптоматика производственного стресса делится на три вида: поведенческую, соматическую и эмоциональную. Признаки поведенческой симптоматики:
- нерешительность;
- привычка винить во всем окружающих или себя;
- злоупотребление алкоголем, частые перекуры;
- прием транквилизаторов или снотворных препаратов;
- невнимательность за рулем;
- пристрастие или отвращение к пище.
Соматическая симптоматика. Признаки:
- перебои в сердечном ритме;
- ощущения боли и сжатия в области сердца;
- проблемы с пищеварением, спазмы, диарея, острая боль в области живота;
- частые позывы к мочеиспусканию;
- ощущение «иголок» в кистях и ступнях;
- напряжение мышц, боли в спине и шейные боли;
- частые головные боли, мигрень;
- ощущение присутствия кома в горле;
- расплывчатость предметов при взгляде на них;
- высыпания на коже.
Эмоциональная симптоматика. Признаки:
- постоянная тревожность;
- скачки настроения;
- отрешенность от внешней обстановки;
- бесчувственность по отношению к другим;
- высокая раздражительность;
- постоянная усталость, сложно начать работать, тяжело сконцентрировать внимание.
Для преодоления болезненного состояния нужна помощь психолога.
Важно научиться абстрагироваться от источника стресса в рабочее время. Помогут методики релаксации, медитации, ауторегуляции дыхания. Победить рассеянность можно с помощью специальных упражнений на концентрацию.
Перед сном полезно гулять, слушать успокаивающую музыку, принимать ванну с аромамаслами и отварами трав. На ночь выпить теплого молока с медом или успокаивающий чай, сбор.