Виды психологического влияния
Вид влияния | Определение |
1. Убеждение | Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения |
2. Самопродвижение | Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. |
3. Внушение | Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям |
4. Заражение | Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно |
5. Пробуждение импульса к подражанию | Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным |
6. Формирование благосклонности | Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги |
7. Просьба | Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия |
8. Принуждение | Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств» |
9. Деструктивная критика | Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики — в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя |
10. Манипуляция | Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей |
Приведенная классификация отвечает не столько требованиям логического соответствия, сколько феноменологии переживания влияния обеими сторонами. Переживание деструктивной критики качественно иное, чем переживание, возникающее в процессе убеждения. Это различие в качестве без труда может вспомнить любой человек. Предметом деструктивной критики является сам адресат воздействия, предметом убеждения — нечто более отвлеченное, отстраненное от него, и поэтому не столь болезненно воспринимаемое. Даже если человека убеждают в том, что он совершил ошибку, предметом обсуждения является эта ошибка, а не человек, допустивший ее. Различие между убеждением и деструктивной критикой, таким образом, в предмете обсуждения.
С другой стороны, по форме деструктивная критика часто неотличима от формул внушения: «Ты безответственный человек. Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто». Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью «улучшение» поведения адресата воздействия (а неосознаваемой — освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и Упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения — один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдается предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула «Я спокоен» предпочтительнее формулы «Я не волнуюсь»).
Психология влияния. Психологическое воздействие
Библиотека » Психология влияния
БИБЛИОТЕКА «ПСИ-ФАКТОРА»
Гипноз и гипнотическое воздействие. Техника гипнотизации (А. Панасюк) Воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и влияние на человека, уже находящегося в гипнозе »»» Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека (С. Зелинский) Гипнотическое влияние на человека и массы »»» Эриксонианский гипноз (М. Кинг, У. Коэн, Ч. Цитренбаум) Практика психологии влияния и наведения гипнотического транса »»» Гипноз: лечение аллергии и фобий (Г. Иванов) Врачи уже давно подметили, что достаточно превратить прием пациентов в сложный ритуал, как слово сразу приобретает магическую силу. »»» Психология обмана, манипуляций, кодирования (Р. Гарифуллин) Монография, посвященная психологии влияния, приемам и анализу манипуляций и иллюзий в различных сферах человеческой деятельности »»» Психология манипуляции: основы психотерапии (Р. Гарифуллин) Мы живем в мире иллюзий и манипуляций. Именно этот мир, пожалуй, отличает нас от животных. »»» Современные психотехнологии манипулирования (С. Зелинский) Психологическое воздействие встречается везде и всегда. Невозможны отношения в обществе без манипулирования… »»» Мир запахов и управление поведением Принято считать, что обоняние в жизни современного человека играет намного меньшую роль, чем, например, зрение или слух. »»» Психологи на службе спецслужб (Н. Тараторин) Практики взаимодействия спецслужб и психологов особенно характерны для США.»»» «Промывание мозгов» как технология влияния (Г. Почепцов) «Промывание мозгов» как технология предназначена для работы в закрытых системах: включая тоталитарные секты. »»» «Первопроходцы» трансформации сознания: от промывания мозгов и тоталитарных сект до дня сегодняшнего (Г. Почепцов) История термина «промывание мозгов» и анализ механизмов трансформации сознания. »»» Эксперименты ЦРУ по «промыванию мозгов» История секретных программ разведслужб США в области психологического воздействия на мозг и психику человека. »»» Технологии «25-го кадра»: правда и вымыслы (В. Сороченко) История экспериментов по разработке методик психологического воздействия на подсознание… »»» Любовь как психологическое оружие (Е. Сушко) Спецслужбы всех стран продолжают беспощадно эксплуатировать самое сильное психологичекое оружие — как естественную физиологическую потребность человека в сексе, так и великое чувство — Любовь… »»» Дофамин, нейробиология и нейромаркетинг: почему мы принимаем желание за счастье (К. Макгонигал) Как нейромаркетинг использует открытия нейробиологии, чтобы манипулировать нами и фабриковать желания, и что можно сделать, чтобы этому противостоять. »»» Нейромаркетинг на службе политтехнологий Наблюдение за мозгом, состоянием зрачков и пульсом избирателей более эффективно, чем выслушивание их слов. »»» Что такое «модификация поведения» (И. Непомнящий) Основы бихевиоризма и психологии влияния. Все мы крысы, закрытые в коробке, и все мы ищем кусок сыра. Психологическое воздействие на наши рефлексы… »»» «Модификация поведения» в действии (И. Непомнящий) В начале 1970-х годов эпидемия «модификации поведения» охватила США. Ее методы широко применялись в тюрьмах, школах, больницах для душевнобольных. Над Америкой отчетливо замаячил призрак психофашизма. Сегодня в США не любят вспоминать об этом. Но тогда средства психологического воздействия… »»» Психология убеждения: ложные доводы (Д. Халперн) Во время делового и межличностного общения, а также в политической и коммерческой рекламе возможно использование ложных доводов — заведомо неубедительных рассуждений с целью психологического воздействия на кого-либо. »»» Уступчивость без давления. Психологическая техника «нога в дверях». (Д. Фридман, С. Фрезер) Каким образом можно повлиять на человека, чтобы он сделал то, чего он в ином случае не стал бы делать? Описание классических экспериментов.»»»
Как лжецелители, экстрасенсы, маги и гадалки обманывают население (О. Вздорик) Они подсаживают клиентов на иглу встреч и проработок надолго и очень глубоко. Создают иллюзию благополучия и субъективного комфорта. »»»
Подталкивание к правильному поведению: британский опыт (Г. Почепцов) Очень часто можно развернуть поведение человека в нужную сторону, сделав его выбор автоматическим. »»» Разные типы нетрадиционной пропаганды (Г. Почепцов) Если в прошлом проблему управления чужими разумом пытались решать медикаментозно, то сегодня доминирует коммуникативный подход. »»» Инструментарий влияния: прошлые подходы и новые перспективы (Г. Почепцов) Влияние является базовым параметром, с помощью которого задается все человеческое поведение. »»» Как вербуют агентов и освобождают заложников: правила коммуникации в действии (Г. Почепцов) Влияние является базовым параметром, с помощью которого задается все человеческое поведение. »»» Информационное манипулирование (В. Бритков, С. Дубовский) Интерактивные телефонные опросы российских зрителей и слушателей показывают, что нужные представления удается внушить довольно высокому проценту участников. Называются цифры от 50 до 75%. »»» Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения (В. Бессонов) Психологический инструментарий выстраивания доверия нужен везде: от разведки до бизнеса. Он является краеугольным камнем и для коммуникаций с массовой аудиторией. »»» Манипуляторы сознанием (Г. Шиллер) Фрагмент книги. Радио, кино, зрелищные виды спорта как современные психотехнологии. Большое количество шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодействию. »»» Технологии информационного воздействия и социальной вакцинации (М. Барбашин) Информационные методы воздействия не являются всемогущим средством, однако… »»» Гелиопсихология. Солнечный фактор в нашей жизни Солнце и психология влияния? Знаете ли Вы, что от цикла солнечной активности зависят такие факторы, как количество разводов, частота серийных убийств и эффективность политической пропаганды? Что же такое гелиопсихология? »»» Солнечные пятна и психозы (А. Чижевский) В определенные эпохи, когда деятельность Солнца повышается, мы констатируем одновременный подъем нервно-психической возбудимости больших человеческих масс. »»» Эль-Ниньо способствует возникновению гражданских войн (Пси-новости) Влияние изменений климата на общественные конфликты. »»» Внушение и его роль в общественной жизни (В. Бехтерев) Отрывки из книги. Раскрывается сущность внушения как психологического воздействия и психического феномена, возникновение психических эпидемий и роль внушения в их зарождении. »»»
Страницы: 2
««« Пред. раздел След. раздел »»»
Воздействие на скрытые страсти человека
Основные скрытые желания человека определить не трудно, во все времена люди имеют похожие потребности. Каждый хочет любви, власти, богатства, сексуального удовлетворения, с разницей только в вариантах и силе этих страстей.
Вот в такие уязвимые точки, как низменные желания и бьют манипуляторы. Стараются использовать эти потребности для воздействия и рекламные компании. Точно так же действуют и организаторы предвыборных мероприятий.
В таких случаях людям дают надежду, обещая, что всего-то надо сделать так, как им говорят и тогда сбудутся все мечты. Такой способ манипуляции можно сделать еще более действенным. В этом случае человеку говорят не прямо, а намекают, давая ему тем самым, самостоятельно дойти до нужного мнения и он будет думать, что сам до этого догадался.
Для воздействий такого рода, часто используют образ, который при ассоциации с какими-либо потребностями дает нужный результат. И человек измученный одиночеством, страстно мечтающий о счастье семейной жизни, с большой долей вероятности отреагирует в нужную сторону на рекламируемый семейный ролик.
Часто разжигается желание человека быть везде во всем первым и идти по жизни победителем. Для изучения способов воздействия на людей проводятся различные научные исследования, например, изучается, как цвет влияет на состояние и настроение человека. Такой цвет, как оранжевый, вызывает ассоциации с чем-то радостным и веселым.
Поэтому производители рекламы обязательно воспользуются этим в своих целях, что бы привлечь людей, которые нуждаются в положительных эмоциях.
Как с этим бороться?
При желании можно с успехом преодолевать воздействия такого рода. Надо просто отслеживать зарождение своих потребностей и переносить их из подсознательного уровня восприятия на осознанный уровень.
На сознательном уровне восприятия можно уже путем логических размышлений принять правильное, обоснованное решение и отказаться от тех действий, к которым подталкивает коварный манипулятор.