Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса 1 страница

  1. Что такое стресс?
  2. Виды стрессов
  3. Какие болезни провоцирует стресс?
  4. Как стресс влияет на иммунитет?
  5. Как избежать стрессов?
  6. Видео по теме

Давно замечено, что счастливые, спокойные, уравновешенные люди болеют реже, чем те, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям. Все потому, что негативное воздействие окружающей среды ослабляет защитные функции нашего организма. А как мы знаем, без защиты со стороны иммунитета, вирусы и инфекции легко проникают в наш организм. Как справиться с этим?

Что такое стресс?

Термин этот позаимствован из технической среды. Где он изначально означал давление, напряжение и нажим на материалы. В медицину слово пришло благодаря канадскому биохимику Гансу Селье, который позаимствовал его в 1936 году для своих работ. Слово прижилось в новой для него среде. Теперь его знают (или хотя бы однажды слышали) практически все.

Итак, стресс
– этопсихологическое состояние организма.
Условное его можно назвать периодом адаптации к неблагоприятным условиям. Ими могут быть улица, новое место работы, новая кровать (на которой не привычно спать), новый коллектив, непривычные условия или выход из зоны комфорта. Каждому из нас знакомо такое состояние. Когда вы впервые сели за руль автомобиля, или работаете на износ, или переживаете разрыв отношений.
Иными словами стресс– этодавление окружающей среды.
Наш организм способен привыкать к нему, справляться с “испытаниями”. За счет чего мы делаемся сильнее. Но лишь в том случае, когда уровень этого давления
наш организм может выдержать.

Список литературы

1. Александрова Е.А. Как победить стресс. Профилактика и методы лечения. [электронный ресурс]

URL: https://fictionbook.ru/pages/ read_book_online/?art=605675&show_reminders_subscr=1&pagenum=1

2. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом / Х.М. Алиев, — Ростов-н/Д.: «Феникс», 2003. – 320 стр.

3. Бодров В. Информационный стресс. [электронный ресурс]

URL: https://romanbook.ru/book/6121218/?page=17

4. Водопьянова Н. Психодиагностика стресса. [электронный ресурс]

URL: https://iknigi.net/avtor-nataliya-vodopyanova/30499-psihodiagnostika-stressa-nataliya-vodopyanova/read/ page-14.html

5. Ганс Селье. Стресс без дистресса. https://bookz.ru/authors/sel_e-gans/distree/1-distree.html

6. Кириллов И. Стресс-серфинг: Стресс на пользу и в удовольствие / Иван Кириллов. — М.: Альпина Паблишер, 2013. [электронный ресурс]

URL: https://4itaem.com/book/20013729/reader?page=9

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. 2-е изд. – 2009. – 943 с. [электронный ресурс]

URL: https://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181262425-psixologiya-stressa-psixologicheskaya.html

8. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. – 2012. – 212 с. [электронный ресурс]

URL: https://mirknig.com/knigi/psihologiya/1181565484-psihodiagnostika-stressa-praktikum.html

9. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, «Московский психологический журнал», № 12 – 2005.

10. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. [электронный ресурс]

URL: https://mirknig.com/knigi/psihologiya/1181472818-povedenie-i-samoregulyaciya-cheloveka-v-usloviyah-stressa.html

11. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг+физкультура. – 1989. [электронный ресурс]

URL: https://mirknig.com/knigi/psihologiya/1181238639-autotreningfizkultura.html

12. Сивицкий В. Идеомоторика: знакомая незнакомка / Владимир Сивицкий, — Минск: «Веды», 2003. – 198 стр. [электронный ресурс]

URL: https://sivitsky.by/

13. Синельников В.В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни. – 2007. – 82 с. [электронный ресурс]

URL: https://mirknig.mobi/sci_all/sci_psychology/1333590-privivka_ot_stressa._kak_stat_khozjainom_svoejj_zhizni.html

14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 169 с. https://mirknig.com/knigi/psihologiya/1411-kniga_o_stresse.html

15. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон, — СПб.: «Пресс», 1990. – 225 стр.

список литературы

Похожие работы

Составляющие имиджа делового человека и их влияние на развитие и ведение эффективного бизнеса
церковный раскол и его влияние на развитие русской православой церкви 2
Глобализация экономики и ее влияние на развитие отрасли (на примере отрасли по выбору студента)
Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности
Происхождение письма и его влияние на развитие культуры 2
Стресс и его влияние на развитие личности 5
Стресс и его влияние на развитие личности 4
Глобализация экономики и ее влияние на развитие отрасли (на примере отрасли по выбору студента) 2
Стресс и его влияние на развитие личности 3

Виды стрессов

Стрессы принято делить на:

  • Психологический (эмоции, переживания, волнение, дискомфорт);
  • Физиологический (физические нагрузки, воздействие окружающей среды, усталость);
  • Пространственный (связан со сменой часовых поясов, привыкании к новому биоритму, резкой смене рабочего графика);
  • Пищевой (расстройство пищеварения или резкая смена привычного рациона);

Так же стресс бывает положительный и отрицательный.

Последний называют дистрессом. Он связан с угнетением систем организма (нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и т.п.),
способен провоцировать болезни
. Последствия длительного дистресса могут быть губительными для человека.

К положительному (“стимулирующему”) стрессу относят состояние волнения, с которым человек способен справиться самостоятельно, без ущерба для здоровья. Преодолев такое состояние люди становятся сильнее, это укрепляет нас без вреда организму.

Вспомните как вы волновались первые дни на новой работе, какой дискомфорт испытывали, как трудно было поначалу. А сейчас вы освоились, чувствуете себя как рыба в воде. Вы пережили этот стресс, привыкли к новым условиям, преодолели испытание сделавшись сильнее.

Влияние стресса на личность

Легко справиться со стрессовой ситуацией, если переключиться на любимое занятие. Хобби — одно из главных оружий в борьбе со стрессом.

Методом борьбы со стрессом может быть и такое приятное время препровождение, как встреча и общение с друзьями. Совсем не обязательно изливать им душу, если вы того не желаете. Достаточно просто поговорить на отвлеченные темы, посмеяться или сходить в кино, на концерт, в театр. Такие массовые мероприятия благотворно влияют на наше эмоциональное состояние. Во-первых, они уводят от насущных проблем, во-вторых, дают возможность выплеска эмоций, которые, бывает, копятся месяцами, а то и годами.

Мы должны уметь «амортизировать» стрессовый удар, т. е. управлять стрессовой реакцией, контролировать ее, а не поддаваться стихии первой (естественной автоматической) реакции. Гораздо важнее и полезнее научиться использовать свои внутренние резервные возможности, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Одним из наиболее эффективных средств противодействия стрессу является релаксация, которая разумеется не решает всех наших проблем, но очень ощутимо ослабляет степень их воздействия на психику и наш организм в целом. С помощью релаксации можно и нужно активно бороться со стрессами – а это сейчас очень важно для всех.

Общие выводы

Стресс стал одной из самых больших проблем современного общества. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросший темп жизни, неуверенность, сдерживание эмоциональных проявлений и т.д. Также жизнь изобилует «внутренними конфликтами», при которых личность мучительно переживает уже состоявшиеся драматические события своей жизни. В совокупности или отдельно (в зависимости от интенсивности) стрессоры, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний. А это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний. [13] Кроме того, массовое сознание навязывает нам стереотип универсальной причины неприятностей человека и одновременно предлагает оправдание своих вредных привычек и неправильных поступков ссылками на стресс. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное предотвращение или использование играют важную роль в сохранении психического и физического здоровья человека, создании условий для раскрытия и проявления его потенциальных возможностей. В жизни человек сталкивается с различными стрессовыми ситуациями. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни). Но в любом случае, как утверждал Г. Селье, независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково. Стрессор активизирует деятельность гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, а также гипоталамуса и других зон мозга. В современной жизни стрессоры играют значительную роль: они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Глава II

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ЛИЧНОСТЬ

2.1 Методика исследования

В исследовании принимали участие 10 студентов 3 курса Российского Университета Дружбы Народов (возраст 18-21 год).

Исследование проведено в следующих условиях:

  1. при обычном опросе.
  2. в условиях зачетного опроса (в день экзамена).

Для проведения исследования мы использовали тест «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» (опросник Спилбергера).

Шкала позволяет количественно и качественно измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Шкала включает 20 утверждений. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Участникам были розданы бланки, в которых они ранжировали ответы, выделяя наиболее подходящий ответ. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30-45 баллов — среднего, свыше 45 баллов – высокого.

2.1 Результаты исследований

Результаты нашего исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Тест «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности»

№ испытуемогоПри обычном опросеВ условиях экзамена
13260
23757
34573
43556
53159
63660
72840
85258
93444
104162
Среднее37,156,9

2.2 Анализ полученных результатов

Таким образом, мы подсчитали количество баллов по шкале ситуативной тревожности и выявили уровни тревожности у каждого из участников эксперимента.

Были определены 3 группы в соответствии с данными в ходе обследования, которые были получены при обычном опросе:

  1. С низким уровнем ситуативной (реактивной) тревожности определился 1 человек из 10, что составляет 10%;
  2. Со средним уровнем выявлена большая часть испытуемых – 80% студентов;
  3. С высоким уровнем тревожности – 1 человек (10%).

Наглядно результаты, полученные при обычном опросе, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. распределение студентов в зависимости от уровня ситуативной тревожности испытуемых во время обычного опроса

Во время зачетного опроса (перед экзаменом) у 80% студентов выявлен высокий уровень ситуативной тревожности и у 20% — средний уровень, с низким уровнем тревожности не оказалось ни одного обследуемого (рис.2.). Следовательно, экзамен выступает в роли стрессорного фактора для большей части обследованных студентов.

Рис. 2. распределение студентов в зависимости от уровня ситуативной тревожности испытуемых в условиях зачетного опроса (перед экзаменом)

Средние значения уровня тревожности студентов при обычном опросе и в условиях экзамена представлены на рисунке 3. Следует отметить достоверное снижение уровня ситуативной тревожности студентов во время зачетного опроса.

Рис. 3. средние значения тревожности испытуемых (1 – во время обычного опроса, 2 – во время зачетного опроса)

Общие выводы

Оптимизировав опыт психологов по проблеме высокого уровня тревожности у взрослых людей, мы выбрали методику для оценки уровня ситуативной (реактивной) тревожности у экспериментальной группы людей. В данную группу вошли студенты 3го курса Российского Университета Дружбы Народов.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. У 90% испытуемых не выявлено высокого уровня тревожности во время обычного опроса.
  2. Во время зачетного опроса (перед экзаменом) выявлено 80% испытуемых с высоким уровнем тревожности, 20% — со средним, с низким уровнем тревожности не оказалось ни одного обследуемого.
  3. Экзамен выступает в роли стрессорного фактора для большей части обследованных студентов.
  4. Повышения уровня тревожности студентов во время итогового опроса достоверно.
  5. Можно предположить, что увеличение уровня ситуативной тревожности у испытуемых в условиях экзамена так же зависит от личностных особенностей студентов.

Свое диагностическое исследование мы строили, опираясь на методику «Тест «Шкала ситуативной (реактивной) тревожности».

Были получены результаты, которые доказывали, что ситуация экзамена значительно обостряет негативные эмоции человека, повышая его ситуативную тревожность, что и подтверждает выбранную нами гипотезу.

Заключение

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др..[5] Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

В современном обществе мужчины и женщины также прибегают к реакции борьбы или бегства, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Некоторые стрессоры требуют немедленной физической реакции, чтобы избежать вреда или травмы (например, при угрозе попасть под машину, подвергнуться насилию хулиганов и так далее). Другие стрессоры, с которыми человеку приходится сталкиваться, также способны вызвать реакцию борьбы или бегства, даже если немедленная реакция невозможна или будет не к месту. Эти стрессоры символичны: например, потеря статуса, снижение самооценки, переутомление или слишком людное место. Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью, она заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье. Люди, которые научились управлять стрессом, часто реагируют на стрессоры более интенсивно, но возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет им управлять. В качестве аналогии можно привести людей, которые делают утреннюю пробежку: их ритм сердцебиения сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей. [17]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стрессоры (факторы, угрожающие безопасности человека) достаточно разнообразны и что следует всегда учитывать, что независимо от типа стрессора, организм реагирует одинаково. Огромное значение для человека имеет умение контролировать себя и свой организм, которые позволят избежать стрессовой реактивности при столкновении с символической угрозой либо мобилизовать свой организм при реальной угрозе. Очень важное значение для здоровья человека имеет его умение использовать стрессовую продукцию при изменении психологического состояния, чтобы воспрепятствовать возникновению заболевания и других негативных последствий. Всем этим навыком, безусловно, необходимо учиться. Следует осознать, что для этого потребуется достаточно продолжительное время, усидчивость, регулярность занятий и дисциплина.

Список использованной литературы

Какие болезни провоцирует стресс?

Условно можно разделить такие заболевания на те же подгруппы, что и виды стресса. Иными словами, каждый вид стресса провоцирует свою отдельную группу заболеваний и расстройств. Они могут перекликаться, быть взаимосвязаны, иметь размытые границы.

Психологический

– раздражительность, синдром хронической усталости, бессонница, апатия, депрессия, тревога, потеря аппетита, суицидальные настроения, гнев, неуравновешенность, фобии, нервозность, неадекватное поведение.

Физиологический

– нарушения дыхания, воспаления, сердечно-сосудистые заболевания, ускорение развития опухолей, выпадение волос, преждевременное старение, нарушение менструального цикла у женщин, проблемная беременность, выкидыш, расстройство половой функции организма.

Пространственный

– бессонница, синдром недостаточного сна, утренняя головная боль, сонливость, заторможенность, синдром хронической усталости, апатия, раздраженность, нарушения артериального давления.

Пищевой

– расстройство кишечника, отрыжка, изжога, метеоризм, диарея или запор, лишний вес или резкое похудение, обострения гастрита, язвы желудка.

Большую опасность представляет способность стресса обострять хронические заболевания

. Это могут быть аллергия, астма, тонзиллит, панкреатит, остеохондроз, геморрой, энурез и даже рак. Часто сильные стрессы бывают спусковым крючком для инсульта, инфаркта.

Невозможно точно предугадать как такие состояния повлияют на конкретного человека. Люди разные: с разным здоровьем, разным иммунитетом, разными возможностями. Последствия негативного воздействия окружающей среды индивидуальны.

Как стресс влияет на иммунитет?

Стрессы и иммунная система тесно взаимосвязаны. Именно иммунитет является своего рода щитом между внешними раздражителями и нашим здоровьем.

Дело в том, что во время переживаний, дискомфорта или экстремальных ситуаций наш организм вырабатывает различные гормоны:

  • Кортизол
    , выделяемый надпочечниками во время переживаний и потрясений для улучшения работы мозга, способен насести вред организму. Повышенный уровень кортизола в крови вызывает бессонницу, снижает либидо, сужает кровеносные сосуды, способствует набору лишнего веса. Кортизол может вызвать нарушения работы щитовидной железы;
  • Адреналин
    мобилизует организм, подстегивает к принятию быстрых решений. Вырабатывается в экстремальных ситуациях. “Бодрит” тело и ум, учащает сердцебиение, временно придает силы, чтобы в опасной ситуации мы смогли быть сильнее, быстрее, внимательнее. Однако повышенный уровень адреналина может провоцировать сердечно-сосудистые заболевания, привести к проблемам с артериальным давлением, вызвать бессонницу;
  • Пролактин.
    Вырабатывается в гипофизе. Регулирует обмен веществ в организме. В стрессовой ситуации обмен веществ чаще всего меняется (как правило ускоряется). Это позволяет нам получать большее энергии. Но повышенный уровень пролактина в крови является причиной таких заболеваний, как гипотиреоз, поликистоз яичников, анорексия, цирроз печени;
  • Бета-эндорфин
    так же вырабатывается в гипофизе. Обладает противошоковым, тонизирующим и обезболивающим действием. Но, как и избыток любого эндорфина, может приводить к неконтролируемым эмоциям (слезы, гнев, уныние, смех) и желаниям. Например, есть сладкое, или “заедать” переживания;

Безусловно, нарушения гормонального фона вызывают сбои в работе иммунной системы организма. Особенно опасен хронический стресс.

Часто он является причиной аутоиммунных заболеваний. Бывает, что у совершенно здорового человека может возникнуть псориаз, дерматит, иные болезни иммунной системы.

Подверженный частым стрессам организм становится более уязвим к инфекционным заболеваниям. К ним так же относятся сезонные ОРВИ, грипп. Продолжительные или частые “простуды” являются прямым следствием ослабленного иммунитета. Многим знакомо состояние, когда во время длительной напряженной работы мы внезапно “простываем”, что нарушает все наши планы, выбивает из графика.

Организм человека таит в себе “спящие” заболевания. Которые в обычном состоянии никак себя не проявляют. Но при ослабленных защитных функциях организма они могут пробудиться.

Это опасные враги здоровья. В нашем теле дремлют механизмы, способные запустить образование доброкачественных (липомы, миомы, хондромы, ангиомы) и злокачественных опухолей (рак).

Продолжительный стресс может привести к депрессии

, или к другим, более тяжелым психическим расстройствам.

Введение

Актуальность работы. Стресс в современном постиндустриальном обществе все чаше становится причиной страданий. Стремление к массовым радостям и мнимой беспечности не всегда уменьшает напряженность нашей жизни.

Концепция стресса, родившись в результате серии патофизиологических исследований выдающегося канадского ученого Ганса Селье, оказала большое влияние на различные науки о Человеке. Она была подхвачена многими представителями медицины, психологии, социологии, этнографии, политологии и др.

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Ее актуальность заключается, в том, что стресс оказывает воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на психические процессы и на социльно-психологические функции человека, что естественно отражается на всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможности и способы взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим изучение стресса представляет большой интерес для психологов и физиологов. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

Несмотря на это, в данной работе мы постараемся рассмотреть механизмы воздействия стресса на личность человека и определить их роль в сложном процессе взаимодействий друг на друга человека и среды.

Кроме Селье большой вклад в исследование стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в приспособлении организма к состояниям, вызванным страхом, борьбой и опасностью и др. теории, также изучением стресса занимался Годелл, который выявил синдром «льва» и синдром «кролика». Советский физиолог Г. Н. Кассиль работал над теорией развития стресса, К. В. Судаков изучал механизмы эмоционального стресса. Свой вклад в изучение стресса внесли также чехословацкий ученый М. Вигаш и американский ученый Яновски.

Актуальность написания данной работы заключается в том, что стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Цель работы изучить влияние стресса на личность.

Объект исследования стресс.

Предмет исследование личность и влияние стресса.

Исходя из цели работы, определены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ понятий личности и стресса

2. Изучить влияние стресса на личность

Методы исследования: обзорно-аналитическое теоретическое изучение психологической, философской, социологической литературы по исследуемой проблеме для выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования.

Теоретическая значимость: исследование вносит вклад в разработку теории стресса.

Практическая значимость работы состоит в изучении влияния стресса на личность и возможностях применения технологии профилактики стрессов.

Как избежать стрессов?

В противостоянии стрессовым ситуациям первыми союзниками являются:

  • Здоровый образ жизни;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Правильное питание;
  • Занятия спортом или физическая активность;
  • Позитивный жизненный настрой;
  • Здоровый сон;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Йога;
  • Самодисциплина, самоконтроль, уверенность в себе;
  • Смена обстановки на положительную;

По каждому пункту можно дать много рекомендаций. И мы обязательно это сделаем в отдельных статьях. Но сейчас остановимся на главной…

Наверняка многие из нас замечали, как мы начинаем чаще болеть, когда подвержены частым или длительным стрессовым ситуациям. А замечали ли вы, что спокойные, позитивные, приветливые и добрые люди гораздо реже болеют?

Это не случайная закономерность. Для того, чтобы противостоять негативу нужно выработать внутри себя защиту от них.

Наше психоэмоциональное состояние играет не последнюю роль в противостоянии переживаниям, тревогам, опасностям. Научитесь контролировать свои негативные эмоции:

  • Не принимать негатив
    , а пропускать через себя. Вас оскорбили, случайно толкнули, вы стали свидетелем неприятных событий. Не накапливайте и не держите эти эмоции в себе. Отстранитесь от ситуации;
  • Научитесь отпускать ситуацию, если вы бессильный в ней
    . Например, не нервничать в автомобильной пробке, ведь вашими эмоциями пробку не устранить, а значит переживать бессмысленно, от вас ничего не зависит);
  • Почти все неудачи, падения, невзгоды – не смертельны
    . Вы забудете через год как вас уволили с работы или как от вас ушел любимый человек. Так почему нельзя заставить уже сейчас забыть об этом? В ваших силах “ускорить” эти процессы, а не переживать. Будет новая работа, будут новые отношения;
  • Научитесь видеть в испытаниях новые возможности.
    Попали в ДТП? Неприятно. Зато теперь вы научились оформлять документы при аварии, общаться с сотрудниками ГИБДД, страховой компании. Улаживать конфликт с оппонентом. В следующий раз вы будете увереннее чувствовать себя в форс-мажорной ситуации;
  • Находите в себе силы перебороть ситуацию.
    Не заедать, не запивать (алкоголем) переживания. Так вы только ухудшите свое состояние. Самостоятельно преодолев неприятную ситуацию вы получите к ней “иммунитет”;
  • Научитесь относиться к проблемам как к временному явлению.
    Важно дать себе установку, что “это все не навсегда”. Что за черной полосой будет белая.

В крайних случаях можно принимать натуральные успокоительные. Они помогут пережить волнение, притупить острые переживания или тревогу. Помогут быстрее заснуть, если имеются проблемы со сном.

Конечно, при любых осложнениях рекомендуется обратиться к врачу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]