Регламентируется логопедический массаж. I сеанс – 20–25 минут. (5 минут релаксации, 10–15 минут точечной и/или сегментарный массаж, а затем 5 минут артикуляционная гимнастика) приводится примерный комплекс точечного массажа (см. таблицу № 4).
Таблица № 4. Примерный комплекс точечного массажа на один курс
Через 20–30 минут после комплексного сеанса рекомендуется проведение логопедического занятия по формированию звуков.
В книге Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», 2003 г., хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа (даны фото). Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того представлены различные комплексы точечного массажа в биологически активных точках (БАТ).
Представлены 9 комплексов точечного массажа, целью которых является нормализация различных функций:
Комплекс БАТ 1. Цель: нормализация мыши артикуляционной мускулатуры. Воздействие на точки: 35, (см. ниже рисунок № 10, 11 точки локального действия) 32, 30, 33, 17.
Комплекс БАТ 2. Цель: улучшение носового дыхания, профилактика голосовых нарушений. Воздействие на точки: 39, 16, 15, 35.
Комплекс БАТ 3. Цель: нормализация тонуса голосового аппарата. Воздействие на точки: 28, 29.
Комплекс БАТ 4. Цель: нормализация тонуса мышц корня языка и гортани. Воздействие на точки: 29, 22.
Рис. 10. Точки локального действия.
Комплекс БАТ 5. Цель: нормализация мышечного тонуса нижней челюсти. Воздействие на точки: 34, 20, 36.
Комплекс БАТ 6. Цель: нормализация мышц шеи. Воздействие на точки: 23, 24, 25, 26.
Рис. 11. Точки локального действия.
Рис. 12.
Комплекс БАТ 7. Цель: нормализация ритма дыхания. Воздействие Hsa точки: А, Б, В (рис. 12).
Комплекс БАТ 8. Цель: снятие напряжения с мышц голосового аппарата. Воздействие на точки: А – на ногах, Б – на руках (рис. 13, 14).
Рис. 13.
Рис. 14.
Комплекс БAT 9. Цель: активизация организма в целом. Воздействие на точку 31 (см. точки локального действия) (рис. 10).
Приводим рис. 15, представляющий топографию точек на голове. Название точек приводится в русской транскрипции.
Рис. 15. Топография точек на голове.
Вай-цзинь-цзинь, Вай-юй-е.
Заслуживает особого внимания в книге Е.А. Дьяковой (2003 г.) раздел самомассажа, который предусматривает выполнение ребенком самостоятельных массажных действий.
На наш взгляд для детей с дизартрией самомассаж мимической и губной мускулатуры можно и нужно рекомендовать после значительной подготовительной работы по развитию мелкой моторики рук, по развитию стереогноза и пространственных представлений, в том числе умения ориентироваться в схеме собственного тела. Самомассаж языка необходим в ходе выполнения артикуляционной гимнастики.
Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по мио-гимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А. 1997 г.). приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И. (1984 г.), Ипполитовой А.Г. (1983 г.), Вазовской Л.И. (1984 г.).
Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е. (1994, 2003 гг.) и др.
Кто лечит дизартрию
Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.
Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:
- Лекарственная терапия.
- Лечебная физкультура.
- Физиолечение.
- Логопедические занятия.
Характеристика патологии
Дизартрия встречается разных видов, к примеру, бульбарная, подкорковая, мозжечковая, псевдобульбарная и корковая. Конкретный тип зависит от места локализации поражения, из-за которого появилось расстройство речи.
Существует немало факторов, которые приводят к развитию заболевания. Пациенту важно с ними ознакомиться, чтобы появилась возможность нормализовать самочувствие. При лечении обязательно необходимо бороться с первопричиной, из-за которой возникли отклонения.
Провоцирующие факторы:
- Черепно-мозговые травмы. Из-за них нередко наблюдаются расстройства речевой функции. При этом данная причина преимущественно встречается у детей и у молодых людей.
- Новообразования в головном мозге. Из-за них происходит компрессия органа, которая приводит к общему ухудшению состояния здоровья. В подобной ситуации обязательно нужно бороться с первопричиной, при этом методы лечения определяются в зависимости от расположения опухоли и от её характера.
- Инсульт. При нём возникает острое нарушение кровообращения. Оно может произойти из-за тромба, перекрывающего сосуды, а также из-за мозгового кровоизлияния. В любом случае у большинства пациентов отмечают наличие нарушения речи.
- Родовые травмы. У некоторых детей возникает дизартрия из-за проблем, связанных с появлением на свет. В такой ситуации первые симптомы патологии становятся заметны уже в течение первого года жизни.
- Сильный токсикоз на ранних сроках беременности, затяжные или быстрые роды. Также у недоношенных детей часто выявляют дизартрию. К ней приводит гипоксия, возникшая в период внутриутробного развития. Именно из-за проблемной беременности часто у детей нарушается речевая функция.
Существует немало других причин, которые приводят к возникновению заболевания. Не менее важно знать симптомы патологии, чтобы была возможность вовремя её выявить. Человеку не следует ждать, пока самочувствие значительно ухудшится. При своевременном обращении к врачу будет значительно больше шансов нормализовать речевую функцию.
Работа логопеда-дефектолога при дизартрии
Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.
При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.
Что входит в занятия:
- Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
- Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
- Формирование пространственной ориентации.
- Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
- Постановка правильного произношения звуков.
Показания и противопоказания к массажу языка
Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса
- Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
- Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
- Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.
Расслабляем мимическую мускулатуру
- Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
- к вискам от центра лба;
- к волосам от бровей;
- вокруг глаз в разном направлении;
- к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
- к ушам от уголков губ;
- по лбу, щекам, подбородку и шее;
- к мочкам ушей от крыльев носа.
- Легко пощипываем края нижней челюсти;
- Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.
Расслабляем мышцы губ
- При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
- Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
- Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.
Расслабляем мышцы языка
- Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
- массируем крайние точки нижней челюсти;
- массируем подчелюстную ямку;
- двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
- Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
- расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
- похлопываем по языку и надавливаем на него;
- поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.
Активизируем мимическую мускулатуру
- Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
- к вискам от центра лба;
- к волосам от бровей;
- по бровям;
- вокруг глаз;
- по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
- Ритмично сжимаем подбородок.
- Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
- Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
- Пощипываем щеки.
Активизируем мышцы губ
- При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
- Пощипываем кожу вокруг губ.
- Интенсивно постукиваем вокруг губ.
Активизируем мышцы языка
- При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
- перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
- сжимаем боковые части.
- пощипываем края.
- похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
- осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.
Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса
- Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
- Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
- Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.
Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.
Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.
Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит. При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.
Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.
- Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
- Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
- Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
- Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
- Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
- Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
- Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
- Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
- Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
- Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
- Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
- Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
- Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
- Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.
До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого:
- Прикладывая большой палец сверху, средний и указательный – снизу средней части языка, язык поворачивают вправо, слегка потягивая его. При этом подтягивается кнаружи корень языка. Аналогично выполняют влево.
- Подтягивают язык вперед накручиванием на указательный палец и совершают обратное движение в медленном темпе и маленькой амплитудой.
Рекомендуется расслабить мышцы шеи, воротниковой зоны, мышц, двигающих нижнюю челюсть до проведения массажа, поскольку с ними связаны мышцы языка и его корня.