Статья «Формирование стрессоустойчивости педагога»

Стрессоустойчивость – это система личностных качеств, помогающих человеку переносить со спокойствием воздействие стрессоров, без вредных итогов для индивида, его организма, личности, окружения. Понятие стресса ввел Г. Селье, и обозначил им состояние внутреннего напряжения, которое обусловлено деятельностью личности в сложных условиях. Зависимо от меры выраженности, стресс способен воздействовать на деятельность индивида положительным образом либо отрицательно.

Что такое стрессоустойчивость? Это способность выдерживать психологическую нагрузку и не подчиняться негативным чувствам, которые отобразились бы на окружающих. Под психологической стрессоустойчивостью понимается умение сдерживать негативную реакцию на стресс, и спокойно переносить стрессовые нагрузки. У стрессоустойчивого индивида стресс заканчивается естественным способом, посредством восстановления ресурсов организма.

Организм не стрессоустойчивого индивида реагирует на психологические проблемы психосоматикой, и часто люди неверно трактуют заболевания организма, считая их органическими. Если человек длительно и неизлечимо болеет, стоит применить психологическое вмешательство.

Стрессоустойчивость организма высокого уровня предоставляет индивиду способность сохранить состояние внутреннего спокойствия в критической ситуации, помогает сохранить оптимизм, радость, содействует принятию правильных, адекватных решений и эффективному поведению, не позволяя нарушать границы личности и сохранять личностную психологическую эмоциональную целостность.

Стрессоустойчивость организма низкой степени делает личность уязвимой, приводит к разрыву её личностных границ, разрушению психоэмоционального состояния и различным болезням. Индивид со слабой стрессоустойчивостью не может управлять собой всецело, он ослабевает энергетически, его поведение неэффективное. Формирование стрессоустойчивости может происходить независимо от текущего возраста, поэтому каждому стоит направить силы на развитие стрессоустойчивости.

Что такое стрессоустойчивость

Способность эффективно справляться с трудностями – вот что значит стрессоустойчивость. Это качество личности можно отнести к вам, если:

  • небольшая неурядица не сможет испортить настроение на весь день;
  • даже попав в большую передрягу, вы сохраняете спокойствие;
  • вы эффективно боретесь с апатией;
  • в стрессовой ситуации вы не теряете голову.

Управление стрессом чрезвычайно важно в наше нелегкое время. Мир вокруг нас превратился в один большой стрессовый фактор. Если не уметь противостоять ему, велик риск развития апатии, депрессии и других тревожных последствий.

Стрессоустойчивость личности

Чтобы определить это понятие, нужно прежде понять, чем является стресс. Стрессоустойчивость организма определяет возможность человека выдерживать стрессовые ситуации без плохих последствий для его деятельности и окружающих. Часто по человеку определяют, является ли он стрессоустойчивым, учитывая внешние показатели. Так, считают, что если он все свои переживания демонстрирует, выплескивая на других негативные эмоции – значит, он не есть стрессоустойчивым, и поддается стрессам. Если человек сдержанный, спокойный, веселый, то он стрессоустойчивый.

Подобная классификация стрессоустойчивости по наблюдению весьма ошибочна. То, что индивид в момент действия на него стрессового фактора не выражает свой негатив перед окружающими, не свидетельствует, что внутренне он совсем не переживает подавленность или чувство угнетенности. Это сообщает об умении быть тактичным, при этом хорошо играть роль. Однако этот человек вредит собственной психике, поскольку замыкает стресс, не дает выходам и рискует подвергнуться внутренним разрушающим факторам. Эмоции должны находить выход, но только правильным способом.

Согласно современным исследованиям психологическая стрессоустойчивость является характеристикой человека, которая заключается в нескольких компонентах:

— психофизиологическом (характеристика нервной системы),

— волевом (осознанная саморегуляция действий, относительно ситуации),

— мотивационном (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость),

— эмоциональном (личностный опыт, накопленный от пережитых отрицательных влияний ситуаций),

— интеллектуальном (анализ ситуации и принятие правильного способа действий).

Психологическая стрессоустойчивость определяется субъективными особенностями и мотивационной системой личности. Люди проявляют разные реакции на критические ситуации: тревогу, страх, возбуждение или ступор. Однако, есть люди, которые устойчивы и способны контролировать эмоции. Такие индивиды могут мобилизовать внутренние резервы и преодолевать ситуацию, без отрицательного следствия для них, но этих людей очень мало.

В мире стрессоустойчивых людей насчитывается около 30%. Если не каждый владеет стрессоустойчивостью, то люди таких профессий, как пожарные, полицейские или военные должны работать на повышение стрессоустойчивости, от неё зависит их жизнь и непосредственно жизнь других.

Развитие стрессоустойчивости должно осуществляться каждым человеком, чтобы сделать организм выносливым и не разрешать внешним отрицательным факторам его ослаблять.

Повышение стрессоустойчивости помогает человеку:

— на работе, выполнять поставленное задание в стрессовых условиях; при внешних отвлекающих факторах (плохом освещении, шуме, холоде); при психологическом давлении окружающих людей (угрозах начальства, отвлечении коллегами, надзирательном контроле);

— выделяться среди других, как уравновешенная и вдумчивая личность;

— не отзываться на критику, оскорбления, провокации или сплетни других;

— легко находить выход в острой ситуации.

Как развить стрессоустойчивость

К счастью для большинства, толерантность к стрессу – приобретаемый навык. Определенные данные заложены в нас генетически: некоторые люди более чувствительны к стрессу, чем другие. Но если приложить усилие, развить стрессоустойчивость не составит труда.

Как стать стрессоустойчивым человеком

Коррекция характера – не одномоментный процесс. Для этого нужно выработать модели поведения, отличные от тех, которыми вы руководствовались в прошлом. Затем превратить их в привычку. В этом поможет программа,состоящая из пяти шагов.

Шаг 1: Измените отношение к происходящему

Психологи утверждают, что любая проблема делится ровно надвое. 50% нам неподвластны, а остальная часть поддается контролю. Нужно научиться делить любые обстоятельства на те, которые мы можем изменить, и которые нам не по плечу. Вместо того, чтоб жаловаться на несправедливость судьбы, стоит бросить все силы на изменение того, с чем вы в состоянии бороться.

Шаг 2: Повышайте самооценку

Второй шаг на пути развития стрессоустойчивости – стабильное мнение о себе. Люди с низкой самооценкой острее переживают любой стресс и взваливают все проблемы на свои плечи. С адекватной оценкой своих возможностей вам станет легче не только противостоять стрессу, но и предотвращать его.

Шаг 3: научитесь сбрасывать негатив

Чем меньше тревог вас гложет, тем менее остро вы реагируете на происходящее. Нужно научиться сбрасывать с себя груз «плохих» эмоций и невысказанных обид. В этом поможет:

  • уборка в доме;
  • ведение дневника;
  • занятия активными видами спорта;

С этим также эффективно справляются психотехники управления стрессом.

Шаг 4: избавьтесь от власти страха

Страх бросить мужа-тирана, страх найти новую работу, страх ошибки и многие другие стопорят нашу жизнь. Получается так, что вашей жизнью управляете не вы, а ваши страхи.

Шаг 5: перекрываем негативный опыт положительными эмоциями

Секрет, как быть стрессоустойчивымпрост: у каждого стойкого человека в жизни позитивных эмоций больше, чем негативных. У них есть цели, есть стимул возвращаться домой после работы. Они умеют радоваться мелочам, и от горы переживаний их спасает смех и хорошее настроение.

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

 В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хорни, Эриксона и др. Проводится тестирование школьников на уровень стрессоустойчивости и предлагается программа по ее формированию.

Ключевые слова: спортивная деятельность, стрессоустойчивость, школьная тревожность, младший школьный возраст, методика.

Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости младших школьников и способов предупреждения излишнего стрессового воздействия в спортивной деятельности не теряет своей многозначности по многим причинам, например, из-за возрастных проблем подростков, отсутствие должной эффективности системы психологической помощи и сопровождения подростков с низким уровнем стрессоустойчивости в спортивной деятельности. В связи со спецификой осуществления спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к устойчивости психики спортсменов, необходим систематической подход к изучению ресурсов адаптации. Стрессоустойчивость — важный гарант высокой результативности спортивной деятельности как юных, так и более опытных спортсменов, обусловленный влиянием внешних и внутренних стресс-факторов. Все это делает изучение понятия стрессоустойчивости, механизмов ее формирования, развития, особенностей проявления, влияния индивидуальных качеств личности на спортивный процесс, а в последующем обоснование путей и методов его оценки, формирования и поддержания.

Предлагаем осуществить изучение процесса формирования стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств.

Объектом исследования является стрессоустойчивость школьников младшего возраста, а предметом — формирование стрессоустойчивости у подростков, занимающихся спортивными единоборствами.

Предположим, что занятия боевыми единоборствами позволяют повысить уровень стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста.

В нашей работе применялись следующие методики:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан).
  2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
  3. Графическая методика «Кактус».
  4. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс).

Достоверность полученных результатов обеспечивается применением взаимодополняющих методов исследования, достаточностью статистических данных и проведенной проверкой значимости полученных оценок с использованием статистических критериев.

Одна из главных функций психики — уравновешивание организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Если по каким-либо причинам это становится невозможным, то возникают трудные состояния, которые характеризуются избытком эмоционального напряжения. Такие состояния часто называют стрессом. В 1936 году Г. Селье использовал это понятие для обозначения определенных физиологических процессов в организме человека.

Исследования Г. Селье и его школы показали, что все процессы в организме взаимосвязаны и независимо от того, какой из них подвергается преимущественной нагрузке, приспособление к ней осуществляется общими интегративными системами. Он вводит понятие «адаптационный синдром», в котором выделяет три фазы [9]:

  1. тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается, а затем происходит мобилизация защитных реакций. Ее продолжительность — от нескольких часов до двух суток;
  2. сопротивления, во время которой достигается максимальное приспособление. Эта фаза характеризуется повышенной устойчивостью к разнообразным вредным воздействиям: боли, интоксикациям и т. д.
  3. истощение, при которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и происходит нарастающее нарушение согласованности жизненных функций, возникают психосоматические заболевания, теряется уверенность в себе.

Р. Лазарус один из первых применил при изучении стресса системный подход, выделив в его проявлениях физиологический, психологический и поведенческий уровни [7].

«Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оценкам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги», — пишет Л. В. Куликов. Отрицательные эмоции и даже отчаяние обладают мощным энергетическим ресурсом. Они могут побудить к принятию необходимого решения. Однако активность подростка часто проявляется нарушениями дисциплины, вызывая агрессивную реакцию учителя [5].

Существует два направления выявления причин стресса. В соответствии с одним из них, объективистским, стресс возникает под влиянием внешней ситуации. Однако внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально, т. е. в этом случае не учитывается специфичность взаимодействия личности со средой. Во втором считают, что для конкретизации понятия «стресс» необходимо учитывать не только видимые стрессовые стимулы и реакции, но и психологические процессы, обусловленные внутренней структурой личности, ее ролью в стремлении справиться с опасностью.

Существующие взгляды на сущность психологического стресса отражает классификация, предложенная В. А. Бодровым. Она включает следующие его виды [1]:

  1. внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
  2. межличностный (несоответствие социальной роли);
  3. семейный (нарушение взаимоотношений в семье, которое может определять поведение, активность и состояние подростка в школе);
  4. профессиональный, порождаемый особенностями деятельности.

В основе психологического стресса лежит познавательная оценка угрозы неблагоприятного воздействия и имеющихся возможностей для преодоления стресса, обусловленная личностными особенностями [6].

По мнению A. A. Реана существует два типа адаптационного процесса, критерием которых является направленность вектора активности «наружу» или «внутрь». При первом типе адаптационного процесса личность активно влияет на среду, приспосабливает ее к себе. При втором типе личность активно изменяет себя путем коррекции установок и привычных поведенческих стереотипов [7].

Существуют различные точки зрения на возникновение психологических защит. Одна из них, которую представляют такие ученые как К. Хорни, А. Адлер, Эриксон, считают, что механизмы психологических защит развиваются как способы компромиссного сосуществования индивида с внешней социальной реальностью и способствуют эффективной адаптации, предохраняя организм от разрушения. Но существует противоположная точка зрения [10].

Рассматривая проблему стресса и способы его преодоления, мы вплотную подходим к проблеме развития и формирования стрессоустойчивости как необходимой характеристики целостного процесса адаптации подростка к меняющимся условиям спортивной деятельности.

Проблема стрессоустойчивости наиболее разработана в психологии спорта и труда, но единого взгляда на ее природу не существует.

М. Шепель выделяет стрессовое качество личности, подразумевая под ним тренированность, внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Некоторые ученые, определяя стрессоустойчивость, относят ее к чисто эмоциональному явлению.

С этой точки зрения рассматривали стрессоустойчивость К. К. Платонов и В. Л. Марищук, которые считали, что стрессоустойчивость — это способность управлять своими эмоциями, сохраняя высокую работоспособность, выполнять опасную деятельность без напряжения [8].

Мы будем понимать под стрессоустойчивостью подростка обобщенное свойство личности, которое характеризует его способность противостоять стрессовым факторам Спортивной деятельности, обеспечивая ее высокую эффективность и здоровый эмоциональный тонус школьника в течение учебного времени [4].

На основании проведенного анализа мы выделяем следующие компоненты психической деятельности: мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой и коммуникативный, гармоническое взаимодействие которых обеспечивает высокую эффективность спортивной деятельности и здоровый эмоциональный тонус подростка. Характеристики этих компонентов мы можем считать составляющими его стрессоустойчивости.

Таким образом, будут ли тренировочные условия способствовать формированию здоровой личности, умеющей преодолевать стресс, или станут стрессовым фактором, зависит от уровня психологической культуры и компетентности тренерского состава.

Подростки со слабым типом нервной системы имеют тенденцию к большей утомляемости, неуверенности в себе, излишней рефлексии, сосредоточенности на своих недостатках, затрудненности в общении, преимущественно сниженном настроении, частых проявлениях тревожности. Все эти показатели свидетельствуют о низкой стрессоустойчивости как природной характеристике. Вместе с тем «слабость» имеет и преимущества: большая чувствительность, неуверенность и тревожность могут быть стимуляторами деятельности. Результаты исследований А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичюс показали, что люди со слабым типом нервной системы имеют преимущества в саморегуляции поведения, а также в некоторых видах общения (с друзьями и близкими) [9].

В данной работе мы условно выделим два уровня стрессоустойчивости — высокий и низкий и будем считать, что высокая стрессоустойчивость обеспечивает адаптацию подростка, которая способствует его личностному росту и физическому самосовершенствованию, успешности в обучении, благоприятному эмоциональному тонусу.

Ведущая роль в процессе формирования стрессоустойчивости в спортивной деятельности принадлежит тренеру. От его психологической культуры и педагогической компетентности зависит, будут ли условия обучения способствовать формированию здоровой личности, умеющей преодолевать стресс, или станут стрессовым фактором, превышающим адаптационные возможности школьника.

Основными методами исследования явились: тестирование, беседа, наблюдение, диагностика, статистические методы обработки данных, интерпретационные методы, библиографический метод.

Нами были использованы следующие методики:

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан) [2].

Цель методики — диагностика школьной тревожности у учащихся 6–11 лет.

Методика включает в себя 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Для девочек предназначен набор А, а для мальчиков — набор Б. Номера картинок ставились на обороте рисунка.

Общий уровень тревожности вычислялся по количеству «неблагополучных» ответов испытуемых, которые характеризуют настроение ребенка на картинке как скучное, сердитое, печальное, грустное. Высокий уровень тревожности определялся у детей, давших 7 и более подобных ответов из 10.

  1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен [2].

Цель методики — диагностика уровня ситуативной тревожности.

Рисуночная методика позволяет оценить высокий, средний и низкий уровень тревожности.

  1. Графическая методика «Кактус» [1].

Цель методики — диагностика состояния эмоциональной сферы младших школьников.

Рисунок кактуса позволяет выявить наличие таких чувств у ребенка как агрессия, импульсивность, эгоцентризм, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога.

  1. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс) [1].

Цель методики — изучение самооценки самочувствия и эмоционального состояния человека.

Методика позволяет диагностировать самочувствие ребенка по четырем шкалам:

Шкала 1. «Спокойствие — тревожность».

Шкала 2. «Энергичность-усталость».

Шкала 3. «Приподнятость — подавленность».

Шкала 4. «Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности».

В ходе тренировок с детьми были использованы специальные средства формирования стрессоустойчивости, была составлена программа занятий.

Цель программы — формирование стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста посредством занятий спортивными единоборствами.

Задачи программы:

  1. Повысить уровень уверенности и самооценки детей.
  2. Повысить знания детей о стрессе и его влиянии на человека.
  3. Обучить детей отслеживать признаки стресса и его последствия на человека.
  4. Научить школьников контролировать свое поведение в ситуации стресса.
  5. Способствовать развитию навыков снижения эмоционального и мышечного напряжения.
  6. Развить умение проявлять чувства и эмоции.
  7. Формировать навыки эффективного общения.
  8. Формировать чувство понимания и доверия к другим людям.

Всего было проведено 10 коррекционных занятий по 35–40 минут.

Формы работы: мини-лекции, игровые упражнения, арт-техники и др.

Программа занятий с детьми включала несколько тематических блоков:

Блок 1. «Стрессы в нашей жизни».

Блок 2. «Стрессы у спортсменов».

Блок 3. «Психологический стресс. Личность и стресс».

Блок 4. «Методы и техники саморегуляции».

Занятия были организованы таким образом, что один вид деятельности сменялся другим, что давало возможность сделать занятие более насыщенным и динамичным, менее утомительным.

Рассмотрим результаты тестирования на констатирующем и контрольном этапах.

Результаты диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)

Первая группа (дети— спортсмены) Вторая группа
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Констатирующий эксперимент
Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. %
9 45 9 45 2 10 11 55 6 30 3 15
Контрольный эксперимент
Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. %
4 20 8 40 8 40 10 50 6 30 4 20

Результаты тестирования по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Первая группа (дети— спортсмены) Вторая группа
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Констатирующий эксперимент
Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. %
8 40 11 55 1 5 7 35 10 50 3 15
Контрольный эксперимент
Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. %
3 15 8 40 9 45 8 40 9 45 3 15

Результаты тестирования по методике «Кактус»

Первая группа (дети— спортсмены) Вторая группа
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Констатирующий эксперимент
Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. %
8 40 8 40 4 20 11 55 5 25 4 20
Контрольный эксперимент
Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. % Кл.чл. %
4 20 9 45 7 35 9 45 8 40 3 15

Результаты диагностики по методике Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (авторы А. Уэссман и Д. Рикс)

Шкалы Эксперимент Уровни оценки
Высокий Средний Низкий
Кол.чел. % Кол.чел. % Кол.чел. %
Первая группа
Шкала 1. «Спокойствие— тревожность» Констатирующий 4 20 7 35 9 45
Контрольный 10 50 7 35 3 15
Шкала 2. «Энергичность-усталость». Констатирующий 7 35 8 40 5 25
Контрольный 9 45 9 45 2 10
Шкала 3. «Приподнятость— подавленность». Констатирующий 7 35 10 50 3 15
Контрольный 11 55 9 45
Шкала 4. «Чувство уверенности в себе— чувство беспомощности». Констатирующий 6 30 8 40 6 30
Контрольный 12 60 7 35 1 5
Интегративный уровень самооценки эмоциональных состояний Констатирующий 7 35 8 40 5 25
Контрольный 10 50 8 40 2 10
Вторая группа
Шкала 1. «Спокойствие— тревожность» Констатирующий 4 20 9 45 7 35
Контрольный 5 25 7 35 8 40
Шкала 2. «Энергичность-усталость». Констатирующий 6 30 8 40 6 30
Контрольный 7 35 9 45 4 20
Шкала 3. «Приподнятость— подавленность». Констатирующий 7 35 11 55 2 10
Контрольный 8 40 10 50 2 10
Шкала 4. «Чувство уверенности в себе— чувство беспомощности». Констатирующий 5 25 9 45 6 30
Контрольный 6 30 10 50 4 20
Интегративный уровень самооценки эмоциональных состояний Констатирующий 6 30 8 40 6 30
Контрольный 6 30 9 45 5 25

В результате проведенного исследования было подтверждено, что занятия спортивными единоборствами позволяют повысить уровень стрессоустойчивости у детей младшего школьного возраста.

Исследование показало, что значимые отличия были выявлены между показателями до и после тестирования.

Проведенное нами теоретическое и практическое изучение темы позволяет сделать следующие выводы:

– Стрессоустойчивость как совокупность свойств личности, характеризующееся комплексом эмоциональных, интеллектуальных, волевых и мотивационных качество личности, обеспечивающих достижение поставленной цели. Формирование стрессоустойчивости происходит в процессе осуществляемой деятельности.

– В любой спортивной деятельности проявляются стрессовые факторы, однако, построение спортивной деятельности с учетом присущих ей стрессовых факторов может существенно снизить ее стрессовое влияние. Подверженность стрессу, интенсивность и характер его проживания и протекания существенным образом зависят от личностных особенностей школьника.

– Стрессоустойчивость как личностное свойство формируется в деятельности. Личность человека — сложная совокупность психических качеств, мотивов, способностей, состояний, определяющих характер его труда. Она придает трудовой деятельности направленность, смысл, выражает мотивы, социально ценностные установки человека.

– Ведущая роль в процессе формирования стрессоустойчивости в спортивной деятельности принадлежит тренеру и специально организованным занятиям.

Проведенный анализ психологической литературы показывает, что, не смотря на наличие исследований стрессоустойчивости школьников младшего подросткового возраста, недостаточно изучены стрессовые факторы, проявляющиеся именно в спортивной деятельности, особенности стрессоустойчивости спортсменов младшего подросткового возраста, взаимосвязь личностных свойств школьников-спортсменов и свойственных им возрастных особенностей со стрессоустойчивостью.

Литература:

  1. Бодров В. А. Информационный стресс / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2014. — 352 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 2020. — 176 с.
  3. Вяткин, В. А. Спорт и развитие индивидуальности человека / В. А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 2. — С. 1–5.
  4. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский , 2011. — 264 с.
  5. Зиновьева Н. О. Эффективность использования социально-психологического тренинга в учебном процессе. / Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ Сборник статей. Санкт-Петербург, 2013. С. 113–117.
  6. Коблев, Я. К. Подготовка дзюдоистов / Я. К. Коблев, И. А. Письменский, К. Д. Черминт. — Майкоп, 2020. — 440 с.
  7. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. — М.: Медицина, 2020. — 466 с.
  8. Матвеев, Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки. / Л. П. Матвеев. — М.: Советский спорт, 2012. — С. 322.
  9. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 2012. — 344 с.
  10. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 2010. — 448 с.

Техники управления стрессом

Следующий шаг после повышения стрессоустойчивости – как управлять стрессом. Способы успокоить нервы условно делятся на несколько групп:

  • биологические;
  • медитативные;
  • релаксирующие.

Биологические техники борьбы со стрессом включают в себя нормализацию биоритмов, переход на правильное питание.

Медитация – антоним стресса. Люди, практикующие медитацию, славятся своим спокойствием даже в самых тяжелых жизненных условиях. Начинайте с малого, очищайте тело и дух.

Релакс-техники включают в себя дыхательные упражнения, прогрессивную мышечную релаксацию.

Используя все три типа техник в повседневной жизни, вы постепенно улучшите способность противостоять стрессу.

Методы и принципы развития стрессоустойчивости у бойцов

Основная проблема в том, что даже на уровне базовых упражнений, полностью оградить бойца от влияния стресса невозможно. А любые упражнения, не подкреплённые практическим опытом, будут являться именно базисом.

Сымитировать весь спектр боевых условий при подготовке в условиях полигона — просто нереально. Причём по одной единственной причине: невозможно на полигоне создать условия, которые будут расценены человеком как угрожающие его жизни.

Даже пресловутые «адские недели» у штатовских морских котиков, это тоже больше условность. Хотя бы потому, что они всегда могут выйти из отбора, позвонив в колокол. Пожалуй, наиболее близким к реальности стресс-тестом может являться, например, экзамен SAS. Их знаменитый «Веселый танец». 64 километра с полной выкладкой, за 20 часов. Естественно, под этот экзамен выбирается наиболее поганая погода. Боец двигается, соблюдая маршрут по «чекпоинтам». В процессе экзамена никто не находится рядом с бойцами, помощь друг-другу запрещена и только в последние годы они стали для страховки использовать индивидуальные биометрические датчики. Короче говоря, неудивительно, что у них на этом экзамене регулярно кто-то гибнет.

И, кстати, на фоне этого, наш экзамен на краповый берет, выглядит не очень серьезно. Да и погибших в процессе экзамена я что-то не помню. Кстати, чтобы вы знали, наш экзамен для краповиков вчистую содран с такого же экзамена для зеленых беретов времён Вьетнама.

То есть SAS максимально приблизились к тому, чтобы симулировать реально опасные для жизни условия. Ну и, в принципе, те, кто используют подобные стрессовые методы тренировки, следуют этому же принципу (индонезийские kopasus, например).

Но, опять же, опасную для жизни ситуацию такой тест представляет только в рамках личного выживания. А вот готовности к боевому контакту это не добавляет.

То есть, даже если мы по образцу КМП начнём палить из пулемета над головами своих ползающих бойцов, это, конечно, тоже будет плюсом к подготовке. Но погибнуть в таком случае они могут только совершенно случайно, пав жертвой собственного идиотизма.

И вот здесь мы приходим к самому главному. Полноценный боевой опыт (в том числе взаимодействия и борьбы со стрессом) боец получает только в реальных условиях боя. И это ничем не заменить. Нет, конечно, когда компьютерные технологии шагнут настолько далеко, что виртуальная реальность станет обыденностью, можно будет снова понять этот вопрос, но пока этого нет, а значит говорить об этом смысла нет.

Каким образом боец может справляться со стрессом на поле боя? Тут работает старая добрая истина «знание — сила». Чем больше человек знает:

  • о том, как организм реагирует на «закидоны» психики
  • какие именно физиологические механизмы отвечают за психические реакции
  • каким образом надо реагировать на простейшие ситуации, связанные с организмом
  • каким образом выводить другого человека из стрессового и шокового состояния

Очень хорошо помогает, кстати, подробный медицинский курс. Не только на уровне первой помощи, но и на уровне базовой полевой хирургии/травматологии. Чем раньше человек столкнется с такими явлениями, как кровь и трупы, причём не на картинках или на экране, а живьем — тем лучше.

Кстати, наиболее подробно в контексте антистрессовой подготовки надо подходить к способам выведения из шока. Чем лучше и подробнее человек будет в этом ориентироваться на примере другого, тем легче ему будет самому помочь себе, в случае, если никого не будет рядом.

Самые простые способы я уже упоминал: навешать оплеух или встряхнуть так, чтобы произошла «перезагрузка» вестибулярного аппарата. Кстати насчет встряхивания — не надо сшибать человека с ног. Главное, чтобы человек устоял на ногах, так будет гораздо легче. В крайнем случае, потом его просто опустите присесть.

И есть ещё один немаловажный момент. Точнее, ещё более важный.

Стресс в бою это всё-таки скоротечное явление. Если не убили и не ранили, то человек достаточно быстро выйдет из активной фазы. И продолжит работать. А вот после всего этого…

Как известно, одна из самых больших проблем человека — наличие абстрактного мышления и склонности к рассудочной деятельности.

Как говорилось в одном старом хорошем фильме:

Харли. Ты, блин, слишком много думаешь. (с) «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо».

Чем лучше человек разбирается в физиологии стресса, тем ему проще будет с пониманием того, что все его возможные «закидоны» — это не плод его рассуждений, а всего лишь закономерная реакция организма на то, что с ним произошло. Ну и, понятное дело, лучше всего занять бойца.

Чем бы боец не занимался, лишь бы за***лся. Старинная армейская мудрость

Правда, отличительный момент в том, что тупая и монотонная деятельность, типа копания траншеи, в данном случае не будет иметь никакой пользы. Чтобы «растормошить» мозг и отвлечь/переключить человека, необходима интеллектуальная нагрузка. Нет, я не в смысле, что пусть стихи наизусть учит, но хотя бы изменённые стрелковые упражнения или решение каких-либо организационно-снабженческих вопросов помогут делу куда сильнее, чем закопанный танк. В постстрессовой ситуации нужно как можно меньше давать человеку думать о произошедшем.

То есть, если вкратце, комплексная медицинская, психологическая, фармакологическая тренировка могут помочь человеку свести влияние стресса к минимуму. Если это совместить с боевой стрелковой и тактической подготовкой по усложнённым сценариям, то результат будет ещё лучше.

При этом чем больше будет на таких занятиях «условно безвыходных» ситуаций (в вопросах тактики, это может быть ситуация превосходящих сил противника и невозможности отступления, действия в окружении), либо ситуаций, требующих морального выбора (например, поражения сначала цели наиболее угрожающей тебе, либо же той, что угрожает заложнику или другому члену группы) — тем эффективнее будет процесс тренировки стрессоустойчивости.

Также необходимо вырабатывать определенную «связь» между бойцами группы (если речь идет о небольшом подразделении). Для этого на тренировках постоянно даются вводные с ранениями (если это можно оформить визуально, тем же пейнтбольным шариком с красной краской и акустическим сопровождением криков раненного, то и вовсе прекрасно), необходимость эвакуации, оказания медицинской помощи до прибытия эвакуационного транспорта, а также постановкой тактической/стрелковой задачи таким образом, чтобы раненый максимально усложнял задачу группы и делал выполнение задания максимально неудобным/невозможным.

Чем больше будет таких «безвыходных» ситуаций тем более стрессоустойчивым человек окажется в бою и тем меньше на него будет воздействие стресса после боя.

Короче говоря, инструктор с фантазией, любовью к извращенным шуткам и богатым опытом, напридумывает достаточное количество ситуаций на такие случаи. Вспомнить, хотя бы, фильм «Капитан Америка», когда на плац бросили учебную гранату и посмотрели кто и как себя повёл — тоже хорошая «шутка».

Также, идеально, конечно, это проведение тактических и стрелковых занятий в разном окружении (лес, горы, город, здание). Конечно, весь это разговор о некоем идеальном комплексе. Если честно, под такое нужен отдельный полигон с мощным оборудованием, который позволил бы полностью реализовать весь спектр тренировок и тестов. Но в этом-то вся проблема. Создать полноценную программу, охватывающую всю сферу подготовки, не так сложно. Проблема в том, что девать её потом некуда будет.

Нет, конечно, есть способы подготовки с имитациями, максимально приближенными к реальным обстоятельствам и условиям. Достаточно вспомнить фильмы про шпионов и эпизодами, как их готовят. Это не такая уж и неправда. Другое дело, что массово это не внедришь, да и не нужно.

Определение понятия

Не каждый из нас может сказать, что такое стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — это способность организма противостоять стрессам, сохранять спокойствие и по минимуму реагировать на раздражители.

Стрессоустойчивый человек способен в любой ситуации оставаться собранным, не поддаваться панике, качественно выполнять свои обязанности и контролировать происходящее. В психологии можно встретить разные пояснения этого термина, но смысл у них один.

Это качество является важным для каждого человек а. Кто-то нуждается в нем больше, особенно люди с нервной работой. Некоторые меньше, но полезным оно будет для всех.

Эту черту характера можно отнести к лидерским задаткам, т. к. лидер — человек , ведущий за собой толпу, не имеет права паниковать, он должен в любой ситуации сохранять спокойствие, принимать быстрые и правильные решения.

Все люди разделяются на 4 категории, связанные с этим качеством:

  • С высокой стрессоустойчивость ю. Это люди с психологической броней. Готовы к любым переменам и неожиданностям. Но бывает, что они привыкли сдерживать свои эмоции, и это усложняет общение.
  • Стрессотренируемые. Такие индивиды готовы к переменам, если они постепенные и в положительную сторону. Их организм способен подстроиться под ситуацию, но на это нужно небольшое количество времени. Готовы плыть по течению.
  • Стрессотормозные. Эти люди способны воспитать себя и стать стрессоустойчивым и, если на них постоянно воздействовать какими-либо стрессовыми ситуациями, к тому же они больше оценят резкие переменны, чем длительные.
  • Стрессонеустойчивые. Такие люди склонны к депрессиям и с ними довольно сложно работать. Их низкая стрессоустойчивость может сказаться и на коллективной работе , поэтому начальники очень ценят людей, которые в состоянии справиться со стрессами.

Как повысить стрессоустойчивость

Почему полезно развивать способности к эмоциональной устойчивости? Развитие стрессоустойчивости это:

  • гармоничная жизнь вокруг;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • уверенность в себе;
  • низкая тревожность;
  • хладнокровие в критических ситуациях;
  • позитивное видение мира.

Релаксация

Техника снимает мышечные зажимы, расслабляет на эмоциональном и телесном уровне. Применение релаксации снимает тревожность, оптимизирует функциональное состояние организма.

Дыхание

Существует взаимосвязь между эмоциональным волнением и дыханием. Научившись управлять дыханием, можно быстро приводить организм в комфортное и ресурсное состояние. Дыхательные техники используют в йоге, психотерапии, медитации.

Физиотерапия

Использование специальной техники для стимуляции адаптации оргазма. Стресс и стрессоустойчивость давно изучают ученые, новые технологии развиваются, выстраиваются специальные программы для повышения уровня устойчивости организма.

Работа с психотерапевтом

Как развить стрессоустойчивость, если нет возможности самостоятельно бороться с низким уровнем устойчивости? В ряде случаев показана индивидуальная работа с психотерапевтом. Лечение подразумевает восстановление психологического комфорта, важна диагностика состояния и мотивация пациента к взаимодействию.

Физическая нагрузка

Физические упражнения уравновешивают процессы нервной системы и снимают напряжение. Стресс и стрессоустойчивость тесно связаны с состоянием тела. Нагрузка от физкультуры помогает получить моральное удовлетворение, напряжение будет уходить от выполнения упражнений. Для снятия стресса подходят различные виды танцев, йога или даже просто пешая прогулка по парку.

Фитоэргономика

Новое направление медицины и биологи помогает снижать тревожность, нормализовать сон, бороться с авитаминозом. Биологически активные вещества растений обладают тонизирующим действием, способствуют расслаблению организма. Использование трав для принятия ванны, массаж с ароматизированными маслами, напитка с пряностями – все это примеры приемов повышения стрессоустойчивости с помощью фитоэрголечения.

Коммуникативные упражнения

Причина конфликтов в большинстве случаев – невозможность управлять своим общением и стилем поведения. Стресс возникает в результате проблем коммуникации. Общительность и позитивный настрой – важный фактор укрепления эмоциональной устойчивости. Коммуникативные упражнения для повышения устойчивости в конфликтных ситуациях полезно применять при развитии стрессоустойчивости у студентов, в коллективе, семье. Стрессоустойчивости и коммуникабельности учат на тренингах. Психологи развивают умение слушать собеседников, эмпатию, гибкость в общении.

Видео

Предлагаем к просмотру прекрасную видео-лекцию о том, как формировать и укреплять стрессоустойчивость:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]