Капризный ребенок: почему такой, причины, что делать


Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети — это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.

  3. Месть. Дети начиная с самого младшего возраста могут мстить, причем часто делая это неосознанно. Такое поведение может быть ответной реакцией на развод родителей, несправедливое наказание, невыполнение обещаний.

Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Капризный ребенок — что делать?

Нет ни одного маленького ребенка, который бы не плакал, и каждой мамочке приходилось сталкиваться с таким явлением, как капризы. Это вполне естественно, что маленькие дети плачут, казалось бы, по любому поводу. Ведь, когда малыш еще даже не умеет разговаривать, то как же тогда по-другому выразить все свои эмоции. Более опытные мамы, которые имеют двух или более детей со временем понимают, что именно нужно делать, чтобы успокоить своего крикуна, как можно быстрее. Но есть и такие мамаши, которые считают, что ребенок должен перестать кричать и успокаиваться самостоятельно. Но какими же стальными должны быть нервы у матери, которая может спокойно выслушивать продолжительное время душераздирающие крики своего собственного ребенка. Это неправильная логика или, вернее, ее отсутствие, ведь если малыш плачет, значит, ему что-то нужно и по-другому он еще пока не умеет сообщить об этом.

В первую очередь необходимо научиться понимать своего ребенка, чем именно может быть вызван его плачь. Возможно, малыш тем самым хотел бы сказать, что он недостаточно сыт или испытывает жажду, а может, он переутомился и хотел бы поспать. Обратите внимание на то, как одет Ваш ребенок. Ему может быть жарко или, наоборот, он замерз. Но бывают и такие ситуации, когда, казалось бы, все в порядке, ребенок сыт и достаточно выспался, а все равно капризничает. Это может означать, что малышу просто напросто скучно. Займите ребенка какими-нибудь играми. Сейчас в магазинах представлен огромный ассортимент увлекательных игрушек даже для самых маленьких.

  • Каждый раз при выборе в магазине той или иной игрушки всегда думайте о том, будет ли она интересна для Вашего ребенка, а не ориентируясь на то, понравилась ли она Вам.
  • Самый верный, пожалуй, способ успокоить плачущего ребенка – это завлечение его чем-нибудь интересным для него: игрушка, какая-нибудь совместная игра с мамой или другими членами семьи.
  • Хорошо дети успокаиваются также на свежем воздухе и на улице, к тому же много чего интересного для маленького открывателя. Эффект закаливания воздухом положительно сказывается на здоровье малыша, укрепляя его и повышая иммунитет организма. Совсем не обязательно постоянно находится дома, если у Вас маленький ребенок. Это не мешает Вам отправиться, например, в гости к бабушке или к знакомым, у которых тоже есть маленькие дети. Малышам всегда интересно проводить время вместе.
  • Немаловажную роль в таких ситуациях играет и само поведение матери. Если мама спокойна, то и ее ребенок будет ощущать это. Общайтесь со своим малышом, используя более спокойную интонацию, располагающую к расслаблению, а не к раздражению Вашего ребенка.

Но также обязательно следует учесть и тот факт, что если ребенок плачет и капризничает постоянно, и ничего не помогает, то в таком случае целесообразно показать ребенка детскому врачу — невропатологу. В этом нет ничего необычного и если сделать этого в раннем возрасте, то в будущем, Ваш ребенок может избежать проблем со здоровьем.

Психическое развитие ребенка

Как отучить ребенка от груди

Как обучить ребенка чтению

Опубликовано 20.10.2014 в категории Воспитание

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;
  • рождение в семье еще одного ребенка.

Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;
  • бессонница и спонтанные прерывания сна среди ночи;
  • беспокойное состояние;
  • нежелание общаться с другими детьми, замкнутость в себе;
  • покашливание, которое не проходит в течение длительного промежутка времени;
  • недержание мочи и кала, особенно в период сна;
  • заикание;
  • появление навязчивых движений.

Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Психическое развитие ребенка 3 лет статья по теме

Психическое развитие ребенка третьего года жизни.

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.

Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: «Говори спокойно, не кричи», — внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз — проявите твердость, если ребенку стало скучно — своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как выразил эти чувства мой сын:

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.

Мама говорит малышу: «Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед». Без умения договориться с ребенком — уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, — глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, — поверхностен и он будет.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети — зеркало взрослых.

Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д.

Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка — настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными — дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

  1. Моторные — прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.
  2. Вокальные — ребенок при этом издает нетипичные звуки (покашливания, подвывания, сопения, кряхтение).
  3. Ритуальные — действия заключаются в почесывании головы, подергивании волос, стискивании челюстей.

По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения — стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Капризный ребенок и причины

Во-первых, необходимо понять причину любого проявления каприза. Если вдруг в магазине ребенок требует какие-либо сладости или игрушки, то не стоит покупать и стараться потакать ему в этом. Даже в том случае, если он опрокинулся на пол.

Но если малыш хочет в чем-то проявить инициативу, например, походить рядом с вами в магазине, а не сидеть в тележке для покупок, завязать шнурки или сам расчесать волосы, а родители при этом очень торопятся, то в данном случае требуется терпение взрослого. Не нужно ограничивать ребенка в стремлении сделать что-то самому. Иначе причиной каприза может стать банальное желание ребенка сделать что-то без родителя, проверив свои силы и поверив в себя!

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.
  2. Не стоит требовать от ребенка одинаковой любви ко всем родственникам. Частые вопросы на тему, кого больше любит малыш способны стать причиной нервозности.
  3. При разводе следует создать максимально комфортные условия для малыша, в которых он не будет чувствовать себя виноватым или обделенным.
  4. Не следует потакать всем капризам, иначе ребенок будет использовать манипулирование как единственную модель поведения в попытках добиться своей цели.
  5. Следует пересмотреть наказания для ребенка и, возможно, смягчить их, если они были слишком строги. Также наказания должны осуществляться наедине с ребенком, без посторонних глаз.
  6. Психику ребенка нужно заблаговременно подготовить к появлению еще одного члена семьи. Малыш должен понять, что с рождением братика или сестрички его не станут меньше любить.
  7. В общении нужно стараться быть с детьми на равных. Не нужно пытаться унижать или оскорблять их.
  8. Следует учитывать умственные и физические возможности ребенка и не требовать от него невыполнимых действий.

Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Ребенок 5 лет очень нервный: что делать

Все родители мечтают о том, что их ребенок будет идеальным: послушным, спокойным и дружелюбным. Однако не всегда мечты воплощаются в реальность. Зачастую мамы жалуются на трудный характер и неправильное поведение своего чада. Если же ребенок 5 лет очень нервный: что делать и как решать эту проблему? Почему малыш постоянно капризничает, грубит, злится и только и делает, что закатывает истерику за истерикой? В первую очередь необходимо разобраться в причинах такого поведения, чтобы понять, как реагировать и исправлять ситуацию.

Самые распространенные причины

Существует множество факторов, которые способны привести к нервному поведению ребенка. Психологи определили несколько самых распространенных причин, влияющих на чрезмерно бурное проявление эмоций в раннем детском возрасте.

Физиологические факторы. Для ребенка очень важен распорядок дня, питание и сон, пропорциональные физические нагрузки – все это необходимо правильно организовать, чтобы ребенок развивался и формировался как личность. Если же все условия предоставлены, но ребенок все равно постоянно нервничает, значит проблема во взаимоотношениях, которые необходимо корректировать.

Попытка обратить на себя внимание. Проблема многих детей кроется в недостатке времени, которое родители могут им выделить. Иногда ребенок просто не знает, как обратить на себя внимание и поэтому прибегает к постоянным истерикам и слезам. В таком случае у ребенка формируется неправильная модель взаимодействия с окружающими: если я плачу – значит мне дают желаемое. Необходимо, чтобы малыш понимал, что получить вознаграждение можно только попросив спокойно. Для этого родители должны создать такие условия для своего чада, в которых он поймет, что не агрессия и капризы, а хорошее поведение принесет ему желаемое.

Неуверенность в себе. К потере уверенности приводят постоянные родительские запреты, принижение достоинства из-за мелочей. Нельзя все время говорить ребенку о том, что он глупый или у него что-то не получается. Это приведет к постоянным капризам и грубостям, в худшем случае ребенок и вовсе закроется в себе.

Ребенок хочет отомстить взрослым. Здесь дело не в плохом воспитании или неправильном характере. Все дело в отношениях, ведь дети не могут простить обман, обижаются на забывчивость родителей и ревнуют к своим сверстникам. Если родители заметили, что поведение ребенка резко ухудшилось, необходимо тщательно подумать, что могло его спровоцировать или обидеть. Можно спокойно поговорить с малышом и выяснить, что произошло.

Рекомендации, которые помогут справиться с нервным ребенком

Советы психологов помогут проявлять больше терпения в тех ситуациях, когда ребенок нервничает и не слушается. Уважительное отношение поможет справиться с любой истерикой.

Ни в коем случае нельзя кричать и бить ребенка в каком бы возрасте он ни был. Такое поведение только все усугубит слезами или обидой. Важно вернуть доверие, чтобы ребенок понял, что его любят таким какой он есть.

Родитель должен показать своим личным примером как вести себя по отношению к окружающим. Если же взрослые ведут себя неправильно и сами постоянно ругаются и унижают друг друга, то спокойного ребенка воспитать никак не получится.

Необходимо понимать, что сложные периоды в жизни ребенка неизбежны. Важно правильно и достойно их преодолеть. Родители должны подходить с умом к негативному поведению своего ребенка. Ведь при правильном отношении взрослого детская истерика постепенно пройдет. Поэтому терпение и доброжелательность являются одними из основных проявлений хороших родителей.

psychologynow.ru

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай — они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

  1. До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.
  2. От 3 до 4 лет дети начинают интересоваться окружающим миром, и если малыш получает только ультимативные установки «можно» и «нельзя» без объяснений, то это может вызвать агрессию.
  3. От 5 до 7 лет необходимо стимулировать рвение ребенка к познанию, однако нельзя его принуждать к чему-либо.
  4. От 8 до 10 лет формируется сознание, как части общества, поэтому негативное поведение может быть следствием неверно выбранных идеалов на основе школьного влияния.
  5. От 10 до 16 лет наблюдаются гормональные перестройки, которые в поведении выражаются как протест и желание выделиться. В этот период нужно особенно корректно сглаживать конфликтные ситуации.

Родители должны «расти» вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Детская психология: ребенок психует — что делать?

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Моему ребенку 8.5 лет. Дома просишь что-нибудь сделать — он делает вид, что не слышит, в школе его дразнят, он постоянно дерется, если в не настроении — игнорирует учителя. И если что-нибудь не получается, начинает психовать, учится без троек, очень способный — по развитию обгоняет сверстников, а со своими психами он справиться не может, что делать помогите.

Отвечает Елена Николаевская, детский психолог:

Добрый день. Вашему ребенку 8,5 лет. В этом возрасте ярких кризисов не наблюдается, поэтому причины поведения следует искать во внутреннем самочувствии ребенка. Есть несколько причин, способных спровоцировать такое поведение:

1. Чрезмерные нагрузки, недостаток отдыха и сна. Понаблюдайте, усиливаются ли эти проявления в течение учебного года, затихают ли они во время школьных каникул? Как ребенок ведет себя, когда устал, и как ведет себя, когда отдохнул. В чем заключается разница. Процесс обучения, даже для хорошо успевающего ребенка, достаточно большая нагрузка. Дело в том, что увеличилось количество изучаемых предметов в младших классах, школьная пятидневка приводит к тому, что малыши вынуждены ежедневно посещать более 4-х уроков в день, перемены между занятиями не превышают 5-7 минут. Таким образом, объем информации увеличивается, а время отдыха — уменьшается. Многие школьники после уроков посещают кружки, секции, музыкальные и творческие школы, что также ведет к увеличению нагрузок и уменьшению времени отдыха. Учителя прекрасно знают, что начиная с середины второй четверти утомление детей выливается не только в ухудшении усвоения материала, но и поведении: появляются агрессия, апатия, неусидчивость, расторможенность, ярче проявляются неврозы.

Пересмотрите режим дня ребенка. Пропишите четкий режим дня, постарайтесь равномерно распределить время работы и отдыха. Введите ежедневные прогулки. Убедитесь, что ребенок высыпается. «Дерущимся» детям часто вводят дневной сон, что успокаивает нервную систему и снижает внутренний дискомфорт. Пересмотрите дополнительные занятия (спорт утомляет не меньше математики), возможно, от чего-то стоит пока отказаться.

2. Социальная неадаптированность. Есть ли у вашего сына друзья, как он контактирует с окружающими людьми (младшего возраста, сверстники, более старшего возраста, одноклассники, взрослые, незнакомые, родственники, близкие родственники). Возможно, вашему сыну сложно найти контакт с одноклассниками. Бывает, что способные дети оказываются изолированными от класса, т.к. интеллектуально они переросли своих сверстников. У детей, не посещавших детский сад, могут возникнуть проблемы в общении и налаживании контакта со сверстниками.

При поступлении в школу или за время обучения, не приходилось ли вам слышать, что интеллектуальное развитие вашего сына обгоняет эмоциональное, или, может быть, вам говорили о недостаточности эмоционального развития? Это частая причина, по которой дети не могут наладить нормальные отношения в классе. Недостаток эмоционального развития может возникнуть в силу того, что обучали ребенка до школы хорошо и качественно, а играли с ним маловато. И в первом и во втором случае будет эффективна работа с психологом.

Дразнят ли только вашего сына, или это характерная особенность взаимоотношений в классе, что именно является предметом насмешек, поощряется ли данное поведение учителем. Подумайте, поразмышляйте, что в вашем ребенке вызывает насмешки учеников, насколько они обоснованы. Физический ли это недостаток ребенка, его поведение или ваше материальное положение и т.п. Что вы сами можете изменить? В восемь лет дети конечно, жестоки, но мнение учителя в этом возрасте — закон и играет решающую роль. Будьте мудры. Ваш ребенок «если что-нибудь не получается, начинает психовать и не способен справиться с возникающими аффектами». Здесь возможны следующие причины:

  • он копирует члена семьи;
  • высокий уровень стресса (вопрос адаптации);
  • это свойство, присущее его нервной системе.

Этот вопрос решается на консультации специалиста.

3. Изменения в семье. Возможно, в вашей семье произошли крупные изменения (развод, болезнь, переезд, потеря, рождение младших детей и т.п.). Дети болезненно реагируют на изменения жизни, особенно одаренные.

Игнорирование взрослых, как правило, является защитной реакцией ребенка от дополнительного стресса. Проанализируйте, что вызывает защитную реакцию: ситуация, тон, фраза, человек, требование. Пробуйте другое построение фразы, выражения, эмоциональную окраску. Реже повышайте тон, наказывайте. Ищите иной способ воздействия.

Подчеркну, что у вас умный, хороший ребенок, а вы замечательная мать. Часть ответов на ваши вопросы вы найдете здесь. Однако, в вашем случае, будет эффективна работа практикующего психолога, как индивидуальная, так и групповая.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

«Я не сплю ночами и раздражаюсь на ребенка!» Куда бежать, когда маме плохо?

«Со мной что-то не так, я ненормальная, у меня странные реакции, я раздражаюсь на ребенка, я его травмирую. Я его люблю, но почему так злюсь на него и что с этим делать?» Так пишут измученные мамы младенцев психологу и многодетной маме Алине Рябый. Два месяца назад она придумала проект «Чай для мамы» и стала бесплатно помогать тем, кто только что родил ребенка и чувствует себя до слез беспомощно.

Алина Рябый

Когда вы видите сообщения в СМИ, что мама привязала ребенка к дереву, положила в стиральную машинку, выкинула из окна, какая первая мысль возникает?

Острое чувство жалости ко всем участникам ситуации. Это такие край и безвыходность, что осудить здесь точно никого невозможно. Спасать надо было сильно-сильно раньше, а сейчас уже поздно.

Общество сразу ведь осуждает мать. Почему?

Я психолог, многодетная мама, знаю обратную сторону и как бывает сложно. Для того, чтобы сочувствовать, надо иметь опыт такой боли. Обвинение — защитный механизм. Значит, эта боль для нас настолько непереносима, что мы ищем виноватых и обвиняем.

Второй момент — сильное присоединение к ребенку. У нас у всех сильно травматичное прошлое, мы все немного раненые, поэтому быстро переключаемся на жалость к ребенку. Эту боль мы знаем.

Но мы же знаем и боль мамы, которая измучилась.

К родителям мы просто не умеем такого чувствовать. Не всегда в том объеме мы знаем боль. Мы можем находиться в более комфортных условиях, у нас может быть больше помощи, денег и сочувствия. Или нам тоже было плохо, но сжав зубы, мы вышли в состояние героя. Из этого состояния сочувствовать мы не можем.

Создать поддерживающий проект «Чай для мамы» вас побудила исповедь одной такой измученной женщины на Правмире. Что в том рассказе вас больше всего зацепило?

В ее описании нет ничего ненормального. Это известная закономерная история. Ненормально, что она в ней оказалась одна и не было поддержки. Не было знаний о естественности происходящего, поэтому не сумела подготовиться. Были ожидания, что помогут бабушки и кто-то еще, но не случилось. И она прожила это так, а в душе осталась огромная боль. Вот это то место и время, где имеет смысл прикладывать усилия.

А какие именно усилия?

По передаче знания, например. Мамы и папы зачастую приходят к рождению ребенка без нужной информации. Они не знают, что такое новорожденность, сколько она длится, что для этого периода нормально, а что нет. Их представления немного глянцевые. Все знают, что ребенку нужны памперсы и коляска, а что дети кричат — и это признак любого дискомфорта, а не кошмара и несчастья — узнают в процессе. И это шокирует.

То, что первые три месяца дети живут без режима и спят хаотично, это новость для тех, у кого первый ребенок. Нигде про это не пишут, об этом можно догадаться только по количеству укачивающих и утешающих приблуд. Но само страдание нам не показано. Только яркие мобили и погремушки.

А есть же курсы, они заканчиваются на процессе родов, что ли?

Да, именно. Беременные не могут представить, что будет потом. Если их специально не запугать. Роды — большой рубеж, именно туда уходит много эмоций и ожиданий. А что будет дальше — ну, как-нибудь выживем. Хотя 15 лет назад и в роды не так включались, мол, «природа все сделает, что там изучать». То есть тут люди уже поняли, что лучше ходить на курсы, искать своего врача, подключать родственников. С младенчеством, мне кажется, нет пока понимания, что это не менее трудный процесс. Который, в отличие от родов, длится как минимум 3 месяца.

Пост Алины Рябый в фейсбуке (16 марта 2020 года) :

Друзья! Я могу и хочу помогать семьям с младенцами: новорожденными и немного постарше. За очень небольшие деньги — затраты на дорогу и чашку кофе. Или даже бесплатно — по ситуации.

Во мне давно зрела эта тема и после статьи на Правмире наконец дозрела. Ссылка на статью в первом комментарии к этому посту.

Речь идет о кризисном периоде, когда младенец много плачет и мало спит. Когда совсем не спит мама и недосыпает папа. Когда маме кошмарно тяжело, одиноко и беспросветно. Или все не так ужасно, но все равно трудно и непонятно, как это пережить. Когда папы нет. Когда папа есть, но он не знает — что сделать конкретно ему, чтобы дома всем стало лучше. И папе тоже ужасно тяжело.

Я психолог. Развитие ребенка и кризисы развития — моя любимая тема. Установление привязанности — еще одна моя любимая тема. Я знаю, куда и как двигаться, чтобы понимать ребенка, даже новорожденного.

Я многодетная мама. Моя первая дочь не спала ночами два месяца подряд. Совсем не спала — я знаю, что такое жизнь в тумане. Второй сын весь первый год каждый день орал, и ничто не могло его успокоить. Я представляю уровень стресса, когда ребенок вопит без перерыва.

Что я могу. Я могу приехать к маме на пару часов: поддержать, выслушать, ответить на вопросы. Если нужно, научу купать и укачивать ребенка, удобно носить его на руках и в слинге. Обсудим, почему ребенок кричит, что нужно ему, и что можно сделать родителям, чтобы не сойти с ума. Могу поносить малыша на руках, отпустить в душ, налить чай.

Моя цель — помочь родителям почувствовать себя спокойней и уверенней с ребенком. Я не смогу приезжать регулярно и заменить помощь близких: ежедневно давать маме спать, гулять с малышом, готовить. Я смогу приехать один раз, максимум два-три. Но, по моему опыту, даже за один раз можно уменьшить родительскую тревогу, продумать, как восстанавливать силы и хорошее самочувствие.

Почему дешево и даже бесплатно. Нет, можно и платно — если есть возможность и желание. Но именно в этот период в остром кризисе оказываются те, у кого нет лишних ресурсов. Нет свободных денег, нет времени и сил разобраться, куда бежать: к доказательному врачу, психотерапевту или консультанту по сну. Я не заменю специалистов, но поддержу и сориентирую по дальнейшим шагам.

Поэтому, друзья! Если рядом с вами оказались люди, мама, родители, у которых недавно родился малыш, вы видите, что им трудно и не знаете, как им помочь, можете дать мои контакты. За ними стучитесь в лс.

Выезжать готова по Москве. Если не в Москве — можем попробовать скайп.

В какой момент и кто обращается к вам за помощью? Только мамы?

Обращаются мамы новорожденных, папы не пишут, но присутствуют, особенно если они в контакте с мамой находятся. Это период до года и чуть старше, когда еще тяжело. С чем обращаются? Со мной что-то не так, я ненормальная, у меня странные реакции, я раздражаюсь на ребенка, я его травмирую. Я его люблю, но почему так злюсь на него и что с этим делать? Другой вариант: с ребенком что-то не так. Не спит по режиму, не проходит живот, врач сказал, с ним все в порядке, а он кричит.

И что вы делаете в таких ситуациях?

Сначала выслушиваю, говорим про сильные чувства у мамы. Говорим, что нормально чувствовать себя беспомощной и плакать, проваливаться в своего внутреннего ребеночка. Если мы жертвуем базовыми потребностями и забываем есть, то эти провалы в беспомощность будут обязательно, потому что маленький ребенок внутри будет кричать, что тоже хочет есть и спать. Если мы хотим выносить слезы своего ребенка, то сначала должны понять что-то про свои. И когда я говорю маме, что плакать нормально, она перестает, потому что наконец-то признали — ей тяжело.

Я рассказываю, почему нет режима и когда он будет, и что все наладится, просто чуть позже. Какие-то вещи могу показать. Как наматывать слинг. Как искупать ребенка в раковине и облегчить боль в животике, например.

И как?

Заворачиваем ребеночка в большое полотенце. Кладем его на руку, примерно в той же позе, как в ванной купаем. И включаем теплую воду, пускаем струю ему на живот через полотенце. Ребеночка очень быстро отпускает. Это мощное расслабляющее воздействие. И в случае нервных историй тоже помогает. У меня этот способ срабатывал со всеми детьми.

Вы пишете, что к измученной маме можно приехать и один раз. Неужели одна встреча может изменить ситуацию?

Можно за один раз значительно снизить тревогу. Как-то я приехала к девушке, у них был конфликт с мужем, плюс она была очень успешной до родов. И вот наконец-то случилось материнство, в котором она чувствует себя неуспешной, а от своей деятельности девушка изолирована. Рядом отец ребенка, который продолжает быть успешным, ходит кругами: «Ну, че ты, я не знаю, хватит уже рыдать-то».

Мы поговорили с ней о том, что она успешна в материнстве. Ребенок здоров, развит по возрасту, набирает в весе, улыбается, контактный, все хорошо. И потом от нее пришли смсочки, что стало совсем по-другому и гораздо спокойнее, с мужем начали друг друга понимать.

Многие советуют перестать мамам нервничать, мол, ребенок все чувствует, и от этого как раз кричит, а потом круг замыкается, и кто от чего кричит и нервничает непонятно.

И да, и нет. Это так, ребенок больше нервничает, если мама тревожится. Но у него все равно будет болеть живот эти три месяца. Он все равно не будет спать, пока психика не устаканится. Конечно, всем будет легче, если у мамы не будет дополнительных ожиданий, тревоги и вины. Если она займется не его режимом, а тем, чтобы самой с ума не сойти. Следить, чтобы была еда, чашечка чая поближе, сериальчики. Всем будет легче. Но колики будут. Нет волшебной палочки на этот счет.

Может, дело в том, что мы не готовы к лишениям, поэтому так тревожимся? Если я успешная, у моего ребенка колик не будет. У всех будут, а у моего нет. Это распространено?

Мне кажется, наши неадекватные реакции из-за психологических травм и незнания. У нас нет информации, как хорошо и правильно реагировать. Например, когда я была беременна младшим, мне стало плохо в Италии, в супермаркете. Я сразу прилегла, чтобы не упасть. Рядом со мной тут же оказались сотрудники, никто из них не паниковал. Они, не спрашивая меня, нашли мужа в магазине, вызвали скорую. И пока мы ехали, врачи всю дорогу меня держали за руку.

Это же инструкция! Это не про то, что итальянцы нереально чуткие и добрее, чем мы. Просто там все знают, как себя надо вести. Никто не начал кричать: «Какой кошмар! Женщина лежит, упала!»

И вот вторая ситуация у нас. Девочка бегала вокруг храма, упала и разбила коленку. Рядом с ней оказалось трое-четверо взрослых. Я поняла, что время идет, прошло минут пять, а слышны только восклицания: «А где ее мама, а что делать?», «Надо, наверное, вот это». И никто ничего не делает. Будто внутри нет инструкции: надо ребенка утешить, посадить, найти маму, и можешь это сделать ты, не кто-то. Пришлось вмешаться. Это говорит о беспомощности людей.

У вас были случаи, когда вы заставали женщину в невменяемом состоянии?

Нет. Был случай, когда вместе с женщиной и ее специалистом пришли к выводу, что это клиническая депрессия и надо подключить лекарства. В серьезных случаях, когда ребенок валяется в одном углу, а женщина в другом, обращений за помощью от нее не поступает, время уже упущено.

Женщины не стесняются обращаться и признаваться незнакомому человеку в том, что не справляются?

Мне кажется, я свой пост в соцсетях написала в таком поддерживающем стиле, что люди не боятся осуждения. И поэтому легче принять помощь. Я уже полтора месяца езжу в семьи, обычно у меня запись на эту и следующую неделю. Я приезжаю бесплатно, потому что люди в кризисе. Нет никакой таксы, если нечего заплатить, это нормально. Но часто что-то все равно платят, так им комфортно.

Вы писали, что ваша дочь не спала два месяца, а сын кричал. Хотелось ли вам что-то сделать с младенцами?

У меня достаточно благополучная ситуация и хороший старт. Я вырастила целую кучу крестников и племянников, у меня много многодетных друзей. Это не опыт материнский, это не про лишения, их не видишь, когда помогаешь. Но видишь быт кормящей матери, скажем так. И мне было к кому обратиться вот в этом: «Ааа, сопли, плохо сосет!»

Несмотря на это, когда моя дочь выдала психические колики, ту же самую адаптацию, только через мозг, нам с мужем было прямо ой как непросто. Она не плакала, только если ее заворачивали в слинг и прыгали на мячике. Мы прыгали каждую ночь по очереди. После трех ночи самое тяжелое время, и мы оба помним, как колотили кулаками по столу от злости и от того, что страшно хочется спать. И нежности к ребенку в этот момент не было. Я прекрасно представляю, откуда бывает агрессия в адрес ребенка. Это нормально, это защитный механизм. Когда мы уязвимы, она появляется. Другое дело, успеть вовремя себя схватить и перенаправить на стол, подушку, чтобы не тронуть ребенка.

Почему нам так трудно слышать плач ребенка?

Детский плач устроен так, что любой взрослый человек, хочет он детей или нет, есть у него они или нет, мужчина это или женщина, должен прийти на помощь. Ребенок рождается, не умея ходить, сам себе добывать пищу, без шерсти, его терморегуляция несовершенна. И самое спасительное — это быть на руках у взрослых. Это генетический механизм. Там мне будет хорошо, безопасно, я спасен.

Поэтому он так страшно вопит, чтобы мимо точно никто не прошел, его схватили и забрали. Другое дело, что на руках ребенок не всегда успокаивается и продолжает кричать. И это совсем невыносимо. Мы присоединяемся к этому крику и начинаем сочувствовать. И надо взять на руки, но при этом и о себе не забыть.

Как это сделать?

Например, слинг. Он освобождает маме руки. И вовсе не для того, чтобы загружать стиральную машинку или варить суп. А чтобы налить себе чаю, достать вкусный пирожок и включить кино. И это история не про всю жизнь, а про три месяца, потом будет легче.

Еще с первым ребенком страшно, а вдруг это не живот? Эти мысли тоже съедают. Можно ли тут помочь?

От собственной мамы, например, можно услышать: «Ну ты у меня спала хорошо, не знаю, что он у тебя орет. Не приучай к ручкам». Я всегда на это говорю, что идеальные, неприученные к ручкам дети — в доме ребенка. Они вообще не плачут. Жаль, что в большинстве случаев рядом нет взрослого человека, который это прошел и который может заглянуть в комнату и сказать: «Да все в порядке, это точно животик. Посмотри, он ножками дрыгает, пойдем ему грелочку положим».

В комментариях к первому посту мне написала женщина из Нидерландов. У них там на уровне государства, по страховке есть такая служба, из которой приходит женщина после родов в дом. Она помогает маме ухаживать за швами, помогает с малышом, может помочь по дому и со старшими детьми. А наши патронажные медсестры мало что могут рассказать. Это идеальный вариант. Если такое запустят у нас — это хорошо.

Куда делись эти взрослые люди, тетушки, бабушки, почему женщина вдруг осталась один на один с младенцем, так же не было раньше?

Раньше была большая семья, все вместе жили. Видели с рождения, как мама рожает, кормит, как рядом рожают старшие сестры, как все соседки кормят. Если что-то не так, всегда рядом старшая женщина, которая что-то подобное прошла. Советы могли быть не идеальны, но главное — они были. А ваша бабушка родила одного, максимум двух, причем давно. Она не может поддержать, ее кто бы поддержал.

Подружки могут быть далеко, мы не всегда дружим с теми, кто в соседней квартире. Или вы можете родить первой из подруг, которые все пока бездетные.

Вы согласны с тем, что современная женщина принимает слишком много решений, и от этого тревога возрастает?

Конечно. Ответственность родителя возросла, и ожидания от него тоже. Я прихожу, у каждой мамы лежит книга Петрановской. То есть у женщины есть представление, что она не просто растит ребенка, а выстраивает с ним доверительные отношения, привязанность. Ожидания очень высокие, и что делать с новорожденностью — непонятно. Часто слышу: «Я травмирую своего ребенка». И слезы. Потому что очень сильное чувство вины. Установки есть, а тактики, что с этим делать, нет. Решение-то надо принять. А на чем его основать? И это очень невротизирует. Раньше ты делал так, как все, а сейчас задаешься вопросом: а правильно ли это? И в каждой книге своей ответ.

Насколько невротизируют мать с младенцем соцсети и что делать, если ты постоянно утыкаешься в чужие счастливые розовые пятки, а у тебя не так?

Я знаю маму, которая просто удалила все соцсети: «Пока не могу это выносить». Она понимала, что все это неправда, но смотреть на это не могла. Хороший гигиенический ход. Когда стабилизируешься — снова поставить.

У меня самой розовый Инстаграм. Я же не фиксирую там истерики или туалетную бумагу, затолканную в унитаз. Я фотографирую, когда они хорошие, как мы классно гуляем и рисуем. Это потом меня будет радовать, это моя терапия. Не обман, просто терапия. И нужно понять, что какие бы розовые пятки вас ни встречали в соцсетях, младенчество — это трудно и очень трудно.

У вас в фейсбуке фотография, как начинает утро мама. Это крупным планом поднос в кровати: шоколадка, кофе… Что еще можно посоветовать женщинам?

Смотря сколько ребеночку. Если у мамы новорожденный, то всего, чего она хочет, не получится. Это время надо переждать и не забывать есть. Чтобы еда была под рукой и вкусная, забить на все ЗОЖи. Протянул руку — вкусно, сладко и хорошо. Выдержать, проплыть это время, как испытание и посвящение. Задержать дыхание и проплыть как под волной. Это пройдет, вся жизнь вернется, ничего безвозвратно не уходит. Надо переключаться, чтобы не зацикливаться на ребенке. Читать книжки, смотреть фильмы, выходить на улицу. Гостей позвать.

Многие даже в душ не успевают. Эти мечты оставить или пусть кричит, а душ по расписанию?

С первой дочкой я успевала в душ. Это то, без чего я не могу начать день. Второй мальчик кричал, едва я выходила за пределы видимости. И я расставила приоритеты в пользу душа. Поняла, что он все равно кричит. И я вынесу его крик в течение дня, если схожу в душ и поем. Ставила переноску с ним недалеко, открывала занавесочку и шла в душ на 10 минут. За это время ничего страшного не произойдет.

Валерия Дикарева

Фото из семейного архива Алины Рябый

Источник: matrony.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]