Психология саморазвития личности (м. а. щукина, 2015)


Что такое саморазвитие?

Саморазвитие — это процесс развития личностных качеств и навыков.

Что такое саморазвитие?
Саморазвитие — это трудно, но… интересно. Говорю по своему опыту )))

Какие личностные качества бывают:

  • дисциплина;
  • организованность;
  • целеустремлённость;
  • общительность;
  • умение приспосабливаться к новым ситуациями;
  • решительность;
  • трудолюбие — готовность работать по 80-100 часов в неделю, как Илон Маск;
  • концентрация — способность сфокусировать своё внимание на одной проблеме и работать над её решением;
  • экономность;
  • страсть — нужно любить то, чем вы занимаетесь.

Личностные навыки бывают следующие:

  • ораторское искусство — умение убеждать;
  • постановка целей — навык, с освоения которого начинается саморазвитие;
  • актёрское мастерство — умение хорошо играть свою роль, чтобы люди верили вам и шли за вами;
  • умение быстро учиться и осваивать большие объёмы информации;
  • сторителлинг — умение рассказывать интересные истории, которые завораживают людей — используется в продажах, книгах и статьях;
  • скорочтение — если вы не можете быстро читать, то будете долго учиться и медленно добиваться результатов;
  • активное слушание — когда вы внимательно слушаете собеседника, задаёте «правильные вопросы» и иногда вставляете свои мысли;
  • умение экономить — если вы будете тратить всё, что заработаете, то не станете богаче;
  • знание иностранных языков — открывает доступ к книгам, выступлениям, которые ещё не переведены на русский, и возможность общаться с людьми из других стран;
  • навык планирования — чтобы достигать цели, нужно уметь составлять план их достижения и следовать ему.

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие в психологии — индивидуальный процесс, который каждый человек проходит по-своему. Однако в психологии существуют общие этапы самосовершенствования:

  • потребность в переменах;
  • представление об идеальном «Я»;
  • поиск своих сильных и слабых сторон;
  • составление плана по достижению цели;
  • непосредственные действия.

Потребность в переменах

К пониманию, что перемены нужны, каждый приходит по-своему. Чем выше уровень осознанности, тем проще это сделать. Как понять, что нужно выходить на новый уровень:

  1. Вам кажется, что жизнь утратила логику, поведение окружающих стало странным. Возможно и вы не образец адекватности. Вас кидает из стороны в сторону.
  2. Ощущение застойного болота. Вы не чувствуете вкус жизни. Рутина и обыденность вызывают апатию. Вам кажется, что вы откатываетесь назад, теряете навыки.
  3. Прокрастинация — постоянное откладывание нужных, важных дел. Вместо того чтобы работать вы зависаете в телефоне, постоянно отвлекаетесь от поставленной задачи. Вам тяжело начать и завершить любое дело.
  4. Смутное чувство неудовлетворенности собой, окружением, жизнью. На первый взгляд все хорошо, и вы должны быть счастливы, но вас постоянно что-то гнетет, не устраивает.

Осознать сразу, что настало время выходить на новый уровень непросто, но наше подсознание активно в этом помогает, сигнализируя разными способами.

Представление об идеальном «Я»

Следующий шаг после понимания, что перемены назрели — понимание, чего именно вы хотите достигнуть. На этом этапе необходимо поставить цели.

Важно понимать, чего вы действительно хотите. Непросто большой доход, а цель получения финансов — покупка машины или дома, путешествие, открытие бизнеса

Поиск сильных и слабых сторон

Когда вы определитесь с «идеалом», разберитесь с собой. Чего вам не хватает для достижения цели.
Важно понимать, что наличие недостатков считается нормальным явлением. Вы не должны считать себя хуже окружающих

Рассматривайте этот этап, как своеобразную ревизию, помогающую понять, что мешает быть счастливым.

Любой недостаток можно проработать и превратить в достоинство. Критическое мышление позволит понять, как можно использовать личные качества. Вы слишком скрупулезны и медлительны, есть множество сфер деятельности, где это ключевой навык. Не бойтесь менять себя, стиль жизни, работу, увлечения.

Составление плана действий

Определившись с желаниями, сильными и слабыми сторонами, составьте четкий план. Что конкретно нужно сделать и сколько это займет времени. Разбивайте путь на небольшие участки, так будет легче двигаться вперед.

На помощь вам придут тренинги, видеоуроки, сеансы психотерапии. Узнайте больше о людях, добившихся успеха.

Активные действия

Когда вы имеете полное представление о цели и методах ее достижения, не откладывайте дело в долгий ящик. Активные действия — залог успеха.

Изучайте больше материалов по интересующей теме, общайтесь с единомышленниками, воплощайте задуманное в реальность.

Без практических действий знания не принесут пользы

Не обращайте внимание на людей, которые отговаривают вас или сомневаются в вашем успехе. Если критика со стороны окружения мешает, постарайтесь изменить круг общения

Избегайте завистливых, постоянно жалующихся, злых людей. Они будут стремиться «оттянуть» вас назад. Общайтесь с теми, кто уже достиг желаемого вами или продвинулся на этом пути дальше. Заряжайтесь позитивом.

Для чего нужно саморазвитие?

Вы можете заниматься саморазвитием, сами того не понимая. Когда вы читаете книги или смотрите образовательные фильмы, то занимаетесь самообразованием.

Возьмём для примера человека, который не занимается собственным развитием. Ему не знакомо чтение, планирование, постановка целей и умение зарабатывать.

Его примерный распорядок дня следующий. Встать, поесть, сходить на работу, прийти домой, посмотреть телевизор, поесть и лечь спать. Если он ещё чистит зубы, то это уже большая удача.

Именно такие люди жалуются на то, что у них ничего не получается. Спирают всё на жизнь, правительство и окружающих. Они — «обижены жизнью».

Они скидывают ответственность на других и плывут по течению. Поэтому ничего не достигают и продолжают плакаться.

Если вы не хотите быть таким, занимайтесь саморазвитием.

Психология саморазвития или путь к себе

Специалисты считают личностный рост делом глубоко индивидуальным, действительно личностным. Искусство приобретения себя — это продвижение каждого индивида к своей мечте – к себе идеальному, тому, каким хочется быть. Все то, что помогает воплотить эту мечту – и есть саморазвитие.

Мечты о себе у всех разные. Различаются и долгосрочные цели в жизни. А значит, у каждого из нас свой процесс личностного роста, особенный и неповторимый. Вот, скажем, сегодня все клеймят человеческий эгоизм и жадность. А если кто-то предпочел иную модель поведения? Например, человек решил, что экономить ему важнее, чем раздавать заработанное направо и налево. Нужно ли спешить навесить на него ярлык неполноценного субъекта? Или все же стоит осознать, что он тоже личность. Просто другая.

Механизм индивидуального саморазвития

Каким образом человек становится на путь личностного роста? Можно условно представить 3 ступени этого процесса:

1. Импульс. Перед каждым из нас жизнь ставит свои задачи. Попадая в очередную жизненную «мышеловку», индивид получает новую пищу для размышлений.

2. Генерирование собственной идеологии. В поисках выхода из создавшихся трудностей, человек осознает некие идеи, содержащие принципы разрешения поставленных задач. Иными словами, он начинает понимать, как сделать жизнь лучше – проще, богаче, интересней.

3. Воплощение. Человек прилагает определенные усилия и претворяет в жизнь свои идеи, следуя собственным принципам.

Специалисты по психологии саморазвития предупреждают, что на второй стадии личность могут сбить с толку общепринятые руководства. В идеале решение задачи, подброшенной жизнью, должно прийти из собственной головы. Иначе в механизме саморазвития будут происходить сбои.

Нельзя добиться личностного роста, не познавая себя, слепо следуя лишь чужим рекомендациям. Они не могут научить всему, какой бы горячей ни была вера в них. Недаром Фридрих Ницше полагал: чтобы высоко подняться, нужно пользоваться своими ногами, нельзя позволять себя нести или садиться на чужие плечи и головы.

Как правильно читать книги. Пошаговый план

  1. Просто прочитали книгу. Сделали пометки и выделили интересные идеи.
  2. Выписали в отдельную тетрадь сделанные заметки, мысли и цитаты.
  3. В 2-3 предложениях объяснили смысл прочитанной книги.
  4. Применили советы на практике.

Четвёртый совет — самый важный. Главное — практика. Без практики читать книги бессмысленно. Применяйте идеи сразу же после того, как прочитали их. Не откладывайте. Здесь действует правило 72 двух часов — если человек не сделает что-то в течение 3 суток, то, скорее всего, больше никогда не возьмётся за это дело.

Потребление информации — путь в никуда. Андрей Парабеллум

Сила не в знаниях, а в применении знаний. Джэк Кэнфилд

Камни преткновения на пути саморазвития

Личностный рост – это всегда путь преодолений. Выделим некоторые из них.

1. Чужие стереотипы. Лишь освобождая от них свое сознание, личность начинает мыслить и поступать продуктивно. Однако здесь есть риск впасть в иную крайность: начать свысока относиться к чужим целям и ценностям. Так что, оценивая их объективно, нужно избегать снобизма.

2. Жалость к себе. Не всем удается справиться с соблазном загубить ростки сомнения в собственной непогрешимости. Следует уметь быть критичным к собственной персоне, почаще смотреть на себя со стороны.

3. Комплексы. Чтобы не потонуть в болоте самобичевания, нужно сосредоточиться на позитивных аспектах своего развития. Необходимо чаще спрашивать себя: а как должен поступить в данной ситуации человек без тараканов?

4. Дискомфорт. Избавляясь от общественных шаблонов, можно оказаться во враждебном окружении. Поэтому, освобождаясь от предрассудков, нужно осознанно заменять их собственными, принципиально важными целями и ценностями, выработанными на основе реальной действительности.

Подведем итоги

Генеральную линию своего личностного роста каждый индивид определяет сам. При этом он исходит из внутренних потребностей. Создав программу саморазвития, он начинает действовать, преодолевая неизбежные препятствия на этом пути!

Лучшие сайты для саморазвития

  1. niksy.net — Блог Николая Сысоева.
  2. sergeiyurev.ru — Блог Сергея Юрьева.
  3. elizavetababanova.com — Блог Елизаветы Бабановой.
  4. psy-victory.ru — Блог Виктории Гризодуб.
  5. lifeidea.org — Блог Михаила Субоча.
  6. qvilon.ru — блог Валерия Харламова.
  7. reself.ru — блог Олеси Власовой.
  8. nperov.ru — блог Николая Перова.
  9. petrosian.ru — блог Армена Петросяна.
  10. cluber.com.ua.
  11. 4brain.ru
  12. bbf.ru.
  13. blog.mann-ivanov-ferber.ru — блог издательства «МИФ».
  14. ariom.ru.
  15. ted.com.

Занятия ерундой. Не убивайте ваше время

Я не понимаю, почему многие люди действуют одинаково глупо? Хотя ответ тут очень прост: они ведомы своими инстинктами и эмоциями и занимаются социальной ерундой.

Люди жалуются

Зачем вставать в позу слабака? Мне плохо, мне мало платят, меня бросили, меня предали, меня не позвали, я болею, я устал, мне надоело, меня не понимают и тому подобное. От таких людей воротит, хочется от них уйти. В итоге такие жалостливые личности находят себе подобных, и они играют в игры, кому хуже живется. Выигрывает тот, кому хуже всех. Приз — его все жалеют. Когда в следующий раз начнешь заниматься социальной чушью, вспомни мои слова и ЗАТКНИСЬ.

Жалуются дети, больные и несчастные. Когда ты жалуешься, то ты становишься на их место. Чтобы начать эффективно развиваться, обязательно нужно уходить с пятна жертвы и идти на свет автора своей жизни. Пусть жалуются другие ублюдки, а вы действуйте! Так сложнее, но продуктивнее.

Люди обсуждают

Сплетни притягивают людей, и они подсаживаются на это дело. Обсуждая других людей, мы не решаем своих проблем. Не становимся богаче, умнее или успешнее. Мы просто теряем кучу времени.

Люди ленятся

Нет, про энергетику мы уже писали. Но есть и другой вид лени. Это показуха. Эй, я работаю над собой! Я смотрю развивающие фильмы, читаю тонны полезных книг, я записываю цели и веду ежедневник. О да! Я работаю над собой. Но я не могу назвать это саморазвитием.

Это просто отрешение от действий и выбор комфорта. Вроде как и действуешь, вроде как и развиваешься, вроде как даже стремишься. Но на самом деле это лень, лишь оправдание для самого себя, что вроде как самосовершенствуешься, хотя на самом деле такой человек ни к чему не стремится. Если вы заметили в себе этого комфортабельного ублюдка, то придушите его действием.

Третий шаг к саморазвитию — прекратите заниматься ерундой!

Истории людей, занимающихся саморазвитием

Бенджамин Франклин

Бенджамин Франклин родился в 1706 году в семье изготовителя мыла и свечей.

С 10 до 12 лет ходил в школу. На полноценное образование у отца не хватило средств, поэтому в 12 лет стал работать в типографии своего брата.

В свободное время читал и писал стихи. Благодаря тому, что попал в типографию, иногда мог общаться с образованными людьми.

В 20 лет поссорился с братом и сбежал в Филадельфию. Там создал собственную типографию. Поначалу дела шли плохо, но скоро он получил право на издательство нескольких городских газет.

Основал Филадельфийский дискуссионный клуб, где все желающие могли рассуждать на философские темы и делиться книгами.

Вставал Бенджамин Франклин в 6 утра, старался искоренять вредные привычки, вёл дневник и занимался наукой. Известен за список 13 добродетелей, которые воспитывал в себе и желал видеть в других. Изобрёл громоотвод, кресло-качалку и печь Франклина.

Если бы он не читал и не занимался самообразованием, то так бы и продолжил работать в типографии брата и никогда бы не прославился на весь мир. Вот пример человека, изменившего свою жизнь с помощью саморазвития.

Бодо Шефер

Бодо Шефер — немецкий бизнесмен и бизнес-тренер, его часто называют «финансовым Моцартом Германии».

В детстве он был обычным мальчиком. Отец работал адвокатом. Получал не особо много денег, на всём экономил. Ходил повсюду с тетрадью и записывал расходы. Когда покупал сыну мороженое, на глазах у других людей доставал блокнот и писал «5 марок».

Бодо не хотел быть похожим на своего отца — таким же скупым и бедным. И поставил себе цель — к 30 годам стать миллионером.

В 20 лет он переехал в Чикаго, абсолютно не зная английский язык. Чтобы как-то прожить, начал давать уроки немецкого. Общался с учениками только на нём или на языке жестов.

Потом уехал обратно в Германию. Открыл бизнес и обанкротился.

К 26 годам у него было — несколько килограммов лишнего веса, 75 тысяч немецких марок долгов (2 миллиона рублей) и опустошённое состояние.

Но он не сдался, а решил найти себе наставника. Этим человеком стал Бернд Рейтган. Бернд не сразу принял его в ученики. Сначала отказывал, но Бодо Шефер доказал свою настойчивость и желание учиться у миллионера.

Он открыл свою консалтинговое агентство и тоже стал миллионером.

Бодо Шефер постоянно размышлял, почему одни люди остаются бедными, а другие становятся богатыми. Он вывел законы финансового благополучия и стал преподавать их на тренингах. Потом выпустил первую книгу — «Путь к финансовой свободе». Чуть позже появилась «Мани, или азбука денег» и другие бестселлеры.

Чтобы стать таким же успешным. как и Бодо Шефер, необязательно искать наставника-миллионера. Все знания вы можете почерпнуть в книгах, занимаясь саморазвитием.

Елизавета Бабанова

Родилась в России. В 15 лет выиграла конкурс и получила стипендию на обучение в США.

Училась хорошо, танцевала и пела в хоре — за это продолжала учиться бесплатно. Одновременно нашла работу и совмещала её с учёбой.

По словам Елизаветы, по приезду в Америку она поправилась на 15 килограммов и долго не могла завести близких друзей. Комплексовала по поводу внешности, была глубоким интровертом.

Однажды она услышала фразу «Не обстоятельства делают тебя несчастным, а твоё отношение к ним». И решила изменить свою жизнь.

За 4 года:

  • перешла на здоровый образ жизни;
  • стала заниматься спортом и йогой;
  • похудела;
  • получила высшее образование в области психологии, финансов и маркетингу;
  • устроилась работать в хедж-фонд.

Но потом попала в аварию. Будучи близко к смерти, она подумала, что успела сделать за свою жизнь. Поняла, что не успела научиться приносить пользу другим людям и любить.

После аварии она уехала в Россию и 2 года провела в поисках себя. В 2012 году основала школу саморазвития.

В течение последних 7 лет написала 200 статей, записала 100 видео, стала коучем и посетила 35 стран.

Если бы не авария, она бы не начала заниматься саморазвитием, не открыла бы онлайн-школу и не получила бы возможность жить в своё удовольствие.

Алексей Шаполов

Мою историю читайте в разделе «Об авторе».

Основные психические процессы:

память; ощущение; восприятие; мышление; внимание; воображение; речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек. Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

Развитие в себе личности – это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Как планировать день?

  1. Возьмите тетрадь.
  2. Подпишите её — журнал планирования такого-то, в моём случае — Шаполова Алексея.
  3. Поставьте на полях дату, а в середине листа — день недели.
  4. Перечислите все дела, которые хотите сделать завтра.
  5. Обозначьте самые важные и срочные дела буквой A. Важные, но не срочные — буквой B. Неважные и несрочные — буквой C. Дела, которые можно поручить другим, — буквой D. Дела, который стоит исключить из плана (компьютерные игры, пьяные вечеринки) — буквой E.
  6. Начните день с дел под буквой A. Постепенно переходите к менее важным делам.
  7. В конце дня пометьте, что вы сделали, а что нет.
  8. Проанализируйте, почему не удалось выполнить всё. Оцените свой день по 10-балльной шкале.

Как добиться развития личности

Процесс этот непрост. Он заключается в самостоятельной работе человека над собой. Необходима постоянная работа над:

  • чертами характера;
  • манерой общения;
  • поведением в социуме
  • личностными или профессиональными качествами.

Саморазвитие личности может заключаться в совершенствовании тела, духа, сознания.

Каждый должен определить для себя пути развития сам: кто-то хочет добиться материального достатка, а у кого цели более обширны.

Цели саморазвития также могут отличатся:

  • хорошая работа и собственное жилье;
  • счастье и мир в семье;
  • поиск новых идей и возможностей.

Как перебороть лень и начать действовать?

Иногда начать заниматься саморазвитием мешает банальная лень. Как с ней справиться?

  1. Делайте зарядку. Когда я сделаю утром несколько упражнений, то чувствую себя энергичным и не ленюсь выполнять то, что запланировал.
  2. Мотивируйте себя. Напишите 5-10 причин, почему вы должны начать действовать.
  3. Придумайте награду. Например, вы прочитаете 50 страниц и сможете посмотреть новую серию «Игры престолов»☺
  4. Хвалите себя. За самые маленькие достижения. Ещё лучше — заведите себе дневник успеха.
  5. Отдыхайте. Каждый час работы устраивайте 10 минут перерыва. Выпейте чай, погуляйте на свежем воздухе.

Cаморазвитие

Согласно моему условному делению, в естественной мотивации человека имеется 3 мотивационных вектора – стремление к комфорту, стремление к установлению различных отношений и стремление к реализации своего творчества. По сути, это все, что надо человеку. Совокупно и системно достигая желаемого по всем векторам человек неизбежно будет находиться в состоянии счастья.

Отдельные мотивы могут быть все время примерно одинаковыми, как прием пищи или воды — это обеспечивающие мотивы. Другие по мере реализации меняются – это развивающиеся мотивы. Вот эти изменения мотивации в идеальном случае и составляют идеальное развитие человека к Высшему существу. Или точнее развитие из существа в Высшего Человека. Т.е. просто в реализации своих реальных мотивов и происходит саморазвитие человека, развитие через действие. Никаких дополнительных усилий для развития не нужно, сплошной естественный процесс.

Но поскольку мы далеко не идеальны, а тем паче живем в еще более не идеальном мире, наши желания как-то не хотят реализовываться сами собой. Хуже того, даже прилагая кучу усилий на поприще отдельных достижений, почему-то результаты, мягко говоря, не очень. Вероятно что-то где-то как-то не так. Вот это «что-то где-то как-то» и приводит к тому, что кроме нужных нам дел в рамках наших экзистенциальных желаний, для продвижения вверх приходится делать еще отдельные дела по некоторому изменению себя. Иногда только эти отдельные дела для повышения собственной эффективности и называют обучением, саморазвитием или личностным ростом. Что не совсем верно.

Саморазвитие личности, ее поведенческой эффективности, а вкупе и развитие самой мотивационной системы, которая сама по себе проходит определенные стадии, происходит как бы в двух условно отдельных процессах. Часть развития происходит просто в обычной жизни в случае появления и повторения успешного опыта. Правда особо полезный опыт обычно появляется через преодоление преград. Раньше не хотелось, никогда не делал и соответственно не умел. А сегодня захотелось, сразу сделал, встретились трудности, преодолел, получил эффективный опыт и начал уметь. Соответственно повысил свою эффективность. Это как раз соответствует идеальному случаю саморазвития. И это всегда имеет место у любого человека. Но, к сожалению, только в отдельных случаях.

А бывает и так — что-то захотелось, а сделать не смог. Или так сделал, что только хуже стало. И на следующий раз уже вместе с желанием появляется страх. И для того, чтобы начало получаться придется сначала выполнить подготовку себя, найти лучший метод, попробовать его, поработать со страхами или еще что-то, а только потом сделать в реальной жизни. А можно и не делать, а просто подавить желание, создавая тем самым предпосылки невроза. Так вот, подготовка себя к будущему деланию и есть вторая часть развития личности, происходящая как бы в отрыве от естественных потребностей человека.

Полный цикл сознательного и устойчивого изменения себя, развитие новых полезных навыков или устранение ранее приобретенных тормозов, в реальности почти всегда заключается в последовательности этих двух ступеней. Сначала отдельная подготовка, а потом применение в реальной жизни. Без первой фазы иногда получается обойтись — если обстоятельства благоприятно сложились. Но без второй фазы устойчивых полезных изменений практически не бывает. Отсюда вытекает несколько следствий, которые я считаю значимыми для практического применения. Логику я изложу в виде списка.

  • Саморазвитие с целью саморазвития бессмысленно. Направления саморазвития должны определяться стратегическими целями, в свою очередь вытекающих из объективных векторов развития жизни.
  • Сами цели часто могут носить размытый характер, определяя скорее направление – векторные цели. При этом привязка конкретных целей и практик к таким векторам может носить характер размытых ожиданий. Но привязка все равно должна быть.
  • Если решил делать что-то для саморазвития, целевое обучение, психопрактики или еще что-то, ответь себе на пару вопросов. Первый — «где я собираюсь применять это в реальной жизни или где я ожидаю положительных изменений?» Второй — «насколько это применение соответствует моей выбранной стратегии?»
  • Если ответов нет или они сформулированы абстрактно, скорее всего изменения не применятся нигде, а значит затраты времени окажутся малополезны. Однако допустимым ответом может быть – «мне это интересно», если конечно действительно испытываешь такую эмоцию В ПРОЦЕССЕ практик. Все интересное развивает. Пока оно интересно.
  • Одной из стратегических целей начального этапа саморазвития является выход на базовую эффективность в жизни. Отрыв от стада и переход в самоопределение. Именно к этой цели привязывается базовое саморазвитие, как бы оторванное от естественных целей. И одной из целей в базовом саморазвитии есть цель начать чувствовать свои естественные цели, и научится их осознавать. Понимать – чего ты хочешь на самом деле.
  • Если у тебя совсем нет стратегических целей в жизни, заниматься специальным саморазвитием не нужно. Лучше больше времени наслаждаться жизнью, ведь скоро умирать. Да и жить долго тебе тоже не нужно, ведь у твоей жизни нет смысла даже для тебя самого. А под краткосрочные обычные цели жареный петух сам заставит развиться. А если не заставит, то значит эти цели на самом деле тебе не нужны.

Для людей уже находящихся на довольно высоком личностном уровне, нет смысла создавать отдельную стратегическую линию «саморазвитие». На этом уровне развитие происходит автоматически и по большей части непосредственно в ходе реализации практических целей. Такие люди способны «на лету» определять свои неоптимальности, исходя из новых условий или новых целей. И поскольку самый главный эффективный навык, навык учиться, у них очень хорошо развит, то отдельные учебные или развивающие практики у них занимают малую долю времени и сразу внедряются в жизнь. В целом можно говорить о наличии у таких людей комплексной базовой эффективности.

Базовая эффективность так же связана с каждым из трех векторов естественной мотивации. Но связать конкретные развивающие методики с практикой иногда сложно. Логически обосновать можно все, но это довольно бессмысленно. Ваше подсознание все равно не поверит (пока не почувствует), что разминка диафрагмального зажима поможет легче налаживать контакты с противоположным полом. Вы его мнете-мнете, а отношения никак не налаживаются. Просто нужно еще 2-3-4-5 других практик, и тогда все вместе даст нужный системный эффект. Причем отследить какая практика внесла наибольший вклад в конечный результат зачастую невозможно. Итак, если базы эффективности пока нет, появляется отдельное направление – «саморазвитие, как повышение жизненной эффективности».

Естественно в полном смысле эффективность не может быть целью, являясь по своей сути набором методов и свойств личности для достижения самих жизненных целей. Но ввиду того, что для большинства людей достижение базовой жизненной эффективности еще впереди, а вопрос это очень емкий, явно вырисовывается серьезный и отдельный блок дел. Вот я и представил это как отдельную стратегическую цель.

Также к развитию относится постоянная адаптация человека к изменяющимся внешним условиям. Еще не так давно это становилось значимым только в определенные периоды времени. Я думаю, помните пословицу — «не дай Бог жить в эпоху перемен» (за правильность цитирования не ручаюсь). О чем это говорит? Люди не хотят адаптироваться, а хотят спокойно жить. Потому что навыки адаптации не развиты, социальная среда то раньше медленно менялась. А сейчас времена другие, частота изменений уже намного выше длительности жизни человека. Хочешь не хочешь, а эпохи перемен каждого застанут, да и скорее всего не раз. Вырасти и выучиться, чтобы купить папе Карло 100 новых курток уже не выйдет. Придется либо все время учиться новому, либо довольствоваться старыми куртками.

Немного «о практичности». Я видел кучу людей, четко глаголющих о «необходимости развития только ПРАКТЧЕСКИХ навыков» и при этом совершающих две критические ошибки. Первая – не хотят делать практики, в которых не видят быстрой пользы. Вторая – тратят кучу времени и денег на обучение с совершенно непонятными им самим целями. В первом случае игнорируется системность, во втором – практичность обучения весьма спорна. Не делайте так.

Очень кратко обрисую основные направления саморазвития. Конкретных практик по каждому направлению тут не будет. Во-первых, их вагон и маленькая тележка, а во-вторых, все определяется индивидуально. В моей книге, почти в ее начале, от главы «жизнь для себя, или от теории к практике», и далее до конца большого раздела я довольно подробно расписал все эти направления. Частично можно сразу что-то взять на вооружение, а с остальными направлениями надо понемножку разбираться, связывать со своими целями и потом уже начинать практики. На начальном этапе важнее вообще начать устойчиво двигаться, даже если не совсем туда или не совсем с пользой. Просто привыкнуть развиваться.

  • Работа по пониманию себя, своих мотивов, своих страхов и тормозов. Рационализация бессознательного, согласно определению . И в рамках этого же процесса — определение своего Главного Творческого Интереса.
  • Наращивание базовых навыков по взаимодействию с внешней средой. В основном сводится к коммуникативным навыкам, в широком смысле понятия коммуникаций.
  • Наращивание базовых навыков работы с собственной психикой. Эффективные коммуникации с собой (вовнутрь). Здесь коммуникации направлены на изменение себя.
  • Активность в реальной жизни. Поисковая активность.
  • Постоянное поддержание психического, энергетического и физического здоровья. Психо-физиологическая составляющая эффективного образа жизни.
  • Периодическое приобретение специализированных знаний и навыков в различных областях согласно вашим конкретным целям.
  • Перманентное формирование и поддержание комплексной непротиворечивой системы собственных долгосрочных и среднесрочных целей. Стратегический подход к жизни.

Я утверждаю, что этих направлений деятельности полностью достаточно для построения интегрально Эффективной жизни, Успеха и Счастья. Вопрос только в том, насколько активно направления будут реализовываться.

Ну что ж, подобьем некоторые итоги. В стратегическом плане имеем систему из 4 базовых стратегических векторов:

  • Обеспечение себя комфортом.
  • Установление наиболее устраивающей системы межличностных отношений.
  • Самореализация себя посредством творчества.
  • Саморазвитие, как повышение своей эффективности во всех значимых областях и развитие собственной мотивационной системы.

Саморазвитие не существует как цель само по себе, а «пронизывает» все остальные три базовых вектора. Образно можно сравнить такую систему векторов с пространственно-временным континуумом. В этом варианте 3 вектора потребностей составляют пространственное положение системы, а вектор саморазвития соответствует временной оси. Однако на плоскости для планирования удобнее располагать как четыре отдельных вектора.

Работу в рамках саморазвития можно условно разделить на два этапа. Сначала — достижение общей базовой эффективности, а затем — повышения эффективности для преодоления преград в рамках развития основных векторов.

Следующий блок — «Образ жизни»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]