Статья на тему: «Типы и особенности восприятия у детей.»


Статья на тему: «Типы и особенности восприятия у детей.»

Типы и особенности восприятия у детей

Наш мозг интерпретирует окружающую реальность и получает из нее полезную информацию. У каждого из нас есть оптимальный способ восприятия информации. Если мы поймем, как воспринимает информацию наш ребенок, это поможет нам развить его способности к обучению. Как показывают результаты исследований, 20-30% людей запоминают информацию с помощью слуха, 40% — с помощью зрения, а остальные лучше всего запоминают, когда записывают услышанное или применяют полученные знания на практике.

Типы восприятия

Существует три типа восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный). Организованные дети, которые любят читать и замечают детали, принадлежат к визуальному типу. Дети, у которых хорошо развиты навыки речи, есть склонность к изучению иностранных языков и музыкальные таланты, принадлежат к аудиальному типу. Дети, которые любят разыгрывать сценки и работать физически, используют язык тела, объясняя что-то, и любят писать, принадлежат к кинестетическому типу. Наблюдая за ребенком, можно определить его тип восприятия – это поможет родителям и учителям максимально задействовать различные участки мозга ребенка в процессе его обучения.

Дети с визуальным
восприятием
Дети с визуальным типом восприятия любят видеть общую картину происходящего. Им необходимо, чтобы информация была подана привлекательно. У них хорошо развиты навыки визуализации. С такими детьми следует заниматься веселыми занятиями, которые задействуют их навыки речи и чтения. Связывайте эти занятия с учебой ребенка: развивайте его словарный запас и произношение слов, чтобы повысить успеваемость в школе.

  • Составьте ребенку список существительных, глаголов, прилагательных и местоимений, которые вы будете использовать в занятиях. Если в школе ребенку задают задание выучить какие-либо слова – добавьте их в список. Позвольте ребенку выбрать цвета для каждой группы слов. Напишите слова на разноцветных карточках.
  • Предложите ребенку отсортировать карточки по цветам.
  • Предложите ребенку составить из слов предложения или связный текст. Это научит ребенка-визуала видеть общую картину и конечную цель занятия.
  • Когда ребенок научится составлять предложения из слов, предложите ему составить историю, используя все слова.
  • Задействуйте в процессе обучения кинестетическое и слуховое восприятие: предложите ему прочитать историю вслух и разыграть по ней сценку.

Дети с аудиальным восприятием

Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию, когда им детально объясняют что-либо. Согласно исследованиям, аудиалы часто говорят сами с собой, любят объяснять что-то другим и с трудом могут сохранять молчание длительное время.

Используйте в обучении детей-аудиалов их стремление разговаривать. Предлагайте им занятия, в которых задействованы навыки речи и слушания.

  • Поговорите с ребенком о его любимом блюде. Позвольте ему рассказать все причины, по которым ему нравится то или иное блюдо. Расспросите, какое оно на вкус, как ребенок ощущает его.
  • Помогите ребенку найти в Интернете или в поваренной книге рецепт этого блюда. Сделайте копию рецепта для вашего занятия.
  • Предложите ребенку прочесть вслух рецепт, чтобы развить его аудиальное восприятие.
  • Когда ребенок читает рецепт, предложите ему обвести слова из текста, которые ему понравились, цветным маркером.
  • Предложите ребенку отмерить необходимое количество ингредиентов, чтобы приготовить блюдо. Описывайте вслух весь процесс.
  • Прежде чем попробовать приготовленное блюдо, дайте ребенку ручку и бумагу и предложите ему описать свой опыт в кулинарии. Таким образом, его слуховое восприятие будет сочетаться с кинестетическим. Если ребенок проиллюстрирует свой текст, будет задействован и визуальный канал восприятия.
  • Предложите ребенку угостить приготовленным блюдом всех членов семьи. Вместе с этим он должен рассказать, как было приготовлено блюдо и понравилось ли ему готовить.

Дети с кинестетическим восприятием

Дети-кинестеты не могут усидеть на месте и постоянно играют в подвижные игры. Детей с кинестетическим восприятием считают трудными учениками, потому что они слишком активны. Но на самом деле для успешного обучения необходимо включить в этот процесс движение.

Используйте игры в обучении ребенка-кинестета. Сочетайте игровой процесс с учебными модулями (в их качестве могут быть новые слова или исторические даты). Во время игры ребенок лучше запомнит материал, а также получит удовольствие от самой игры.

  • Выберите названия, которые ребенок должен выучить, и предложите ему записать их на карточки. Особенно хорошо таким способом учить новые слова.
  • Когда ребенок запишет слова, предложите ему прочесть их вслух и написать их пальцем в воздухе или на поверхности стола – так мозг лучше запоминает информацию. На обратной стороне карточек напишите задания: «покажи», «нарисуй» или «объясни».
  • После этого дайте ребенку немного передохнуть, чтобы он лучше смог сконцентрироваться на игре.
  • Приготовьте все необходимое для игры: блокноты, карандаши, маркеры и т. д.
  • Пригласите к игре друзей ребенка или членов семьи. Перемешайте карточки и предложите ребенку вытянуть одну из них. Он должен показать, нарисовать или объяснить слово, написанное на карточке, не называя его. Остальные должны догадаться, какое слово написано на карточке.
  • Позвольте игрокам меняться, пока все слова не будут отгаданы. Если ребенок не может усидеть на месте, пока играет кто-то другой, найдите ему в комнате место, где он сможет подвигаться, не мешая остальным.

Понимание особенностей восприятия ребенка дает вам дополнительные возможности найти для него оптимальный способ обучения, при этом не подвергая его фрустрации. Используйте занятия, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше учиться и укрепите связь с ним.

Психофизиологические основы восприятия звукосимволического компонента слов

Материальная основа явления звукового символизма и произвольность языкового знака Читать далее: Звукосимволизм и мотивация

2.3 Психофизиологические основы восприятия звукосимволического компонента слов

Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Звуковые колебания собираются ушной раковиной и через слуховой канал воздействуют на барабанную перепонку. Колебания последней через систему маленьких косточек передаются второй упругой мембране, так называемому овальному окну, закрывающему небольшую полость улитки, заполненной жидкостью (лимфой). Внутри улитки расположено большое число специальных волокон, имеющих различную длину и натяжение, а, следовательно, различные собственные частоты колебаний. При действии сложного звука каждое из этих волокон резонирует на тот составляющий тон, частота которого совпадает с собственной частотой волокна, и раздражает соответственное окончание слухового нерва.

Сенсорные сигналы несут в мозг внешнюю информацию, необходимую для ориентации во внешней среде. Эти сигналы возникают в воспринимающих элементах (рецепторах) и передаются в мозг через цепи нейронов и связывающих их волокон сенсорной системы. Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается их многократным преобразованием и перекодированием на всех уровнях сенсорной системы и завершается опознаванием сенсорного образа.

Столь сложное объяснение процесса восприятия и декодировки звуковых сигналов было использовано нами для более яркой иллюстрации этого процесса, а также чтобы облегчить определение этапа этого процесса, на котором звукосимволический компонент какого-либо слова начинает играть активную роль.

Исследователи в области психофизиологии выделяют следующие функции нервной системы: обнаружение сигналов и их различение, передача, преобразование и кодирование, а также детекция признаков сенсорного образа и его опознавание. Сообразно этим функциям можно выделить и соответствующие этапы процесса восприятия-дешифровки звука.

Понятно, что первые три этапа: обнаружение сигналов их различение и передача – носят чисто психофизиологический, физический характер, где звуковые волны фиксируются слуховым аппаратом человека и различаются как звуки, имеющие соответствующие физические характеристики.

На последнем этапе (опознавание образов) – конечной и наиболее сложной операции сенсорной системы, которая представляет собой отнесение образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, т.е. классификацию образов – образ уже представляется «завершенным», «цельным» со всеми возникшими звукосимволическими или иными ассоциациями. Синтезируя сигналы от нейронов-детекторов, высший отдел сенсорной системы формирует «образ» раздражителя и сравнивает его с множеством образов, хранящихся в памяти. При этом, хотя образ еще не идентифицирован, звукосимволические ассоциации (если слово звукосимволическое) уже возникли, и, таким образом, процесс идентификации проходит легче, быстрее и эффективнее на базе уже имеющейся «подсказки» — звукосимволической ассоциации.

Следовательно, звукосимволическая ассоциация возникает где-то на промежуточных этапах – преобразования, или кодирования, и декодирования сигнала.

Кодирование – это совершаемое по определенным правилам преобразование информации в условную форму – код. Особенностью этого процесса является то, что, в отличие от телефонных и телевизионных кодов, декодирование восстанавливает сигнал не в исходном виде, а в несколько измененном. Декодирование сигналов – это избирательное выделение сенсорными нейронами того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение. Осуществляют этот анализ нейроны-детекторы, избирательно реагирующие лишь на определенные свойства стимула (детекторы первого порядка). В высших отделах сенсорной системы сконцентрированы детекторы высших порядков, ответственные за выделение сложных признаков и целых образов. Можно предположить, соответственно, что звукосимволический компонент в соответствующих словах сохраняется при кодировании, восстанавливается при декодировании и выделяется как соответствующий признак детекторами первого порядка (именно на данном этапе порождает определенные ассоциации, создавая «предчувствие» образа) «помогая», соответственно, детекторам высшего порядка легче и эффективнее выделить целый образ или его сложный признак. (Интересно также в связи с этим упомянуть следующее наблюдение: при проведении экспериментов автор данной работы обнаружила, что ассоциации, даже к незнакомым иностранным словам возникали у испытуемых быстрее, если слова содержали звукосимволический компонент, что является подтверждением выдвинутой выше гипотезы).

Интересная особенность процесса декодировки и опознания – это то, что при опознании сенсорных образов возможны ошибки. Особая группа их называется «сенсорными иллюзиями». Они основаны на некоторых побочных эффектах взаимодействия нейронов, участвующих в обработке сигналов, и приводят к искаженной оценке образа в целом или отдельных его характеристик. Можно, следовательно, сделать следующее предположение: звукосимволические слова, обладающие соответствующим звукосимволичным компонентом, менее подвержены возникновению ошибок при декодировке и распознавании, т.к. соответствующий фонетико-семантический компонент является «усилителем», посредством которого легче восстановить первоначальную форму слова, даже если часть его была утеряна в процессе распознавания из-за внешних или иных помех.

Важнейшие компоненты психофизиологической основы звукосимволизма – это синестезия и кинемика. Синестезия – это феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфическое для данного органа чувств, сопровождается дополнительным ощущением или образом, часто характерным для другой модальности. Именно это явление, как считают многие исследователи, лежит в основе феномена звукового символизма (теория транспозиции ощущений). Кинемика – это совокупность непроизвольных движений мышц, сопровождающих ощущения и эмоции. Как полагают исследователи данного вопроса, это явление послужило одним из источников образования звукоизобразительного праязыка. Таким образом, эти явления можно считать основой продуцирования звукосимволичных слов и их восприятия человеком.

Материальная основа явления звукового символизма и произвольность языкового знака Читать далее: Звукосимволизм и мотивация

Информация о работе «Объективная обусловленность восприятия звукосимволичных слов языка и связь фонетической формы слова с его семантическим содержанием и денотатом»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 109480 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Классификация восприятия по ведущим анализаторам

Процесс восприятия происходит обычно с помощью ряда взаимодействующих анализаторов, однако один из них всегда играет ведущую роль. На этом основании выделяют следующие виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное, обонятельное, кинестетическое и вкусовое.

При зрительном восприятии ведущую роль играет анализатор зрительный, однако участвует также двигательный. Анализ перцептивных действий глаза показал, что движения глаз можно разделить на два вида: микродвижения и макродвижения. С помощью микродвижений изображение перемещается на соседние точки сетчатки. Они имеют значение для сохранения устойчивости изображения. Исследования А. Л. Ярбуса показали, что недвижимый глаз может сохранять образ предмета лишь очень короткий промежуток времени, после чего изображение исчезает, и человек начинает видеть «пустое поле». Чтобы это доказать, роговицу глаза закрепили присоской, на которую установили светящуюся петлю. Эта петля передвигалась вместе с движениями глаза, а в результате оставалась неподвижной относительно глаза, и ее изображение всегда попадал на одну и ту же участок сетчатки. Исследуемый четко видел изображение петли только 1-2 с., после чего изображение исчезло. Есть основание считать, что это связано с запредельным возбуждением этого участка, что ведет к его функциональному отключению.

Макродвижения глаз могут быть скачкообразными (саккадическими) и плавными (дрейфующими). Эти движения позволяют последовательно выделить наиболее информативные признаки объекта, сравнить их между собой и синтезировать окончательный комплекс признаков, необходимый для распознавания предмета. Моторные компоненты восприятия не заданы человеку от рождения. Они формируются на протяжении жизни. Об этом свидетельствуют данные об особенностях зрительного восприятия слепорожденных или потерявших зрение в раннем детстве после того, как им было восстановлено зрение. Наблюдение за человеком, который ослеп в 10-месячном возрасте и которому было возвращено зрение в пятьдесят один год, показало, что после операции, когда с глаз больного сняли повязку, он видел лишь размытые очертания. Для него некоторое время после операции не было предметного мира: даже через год больной не мог различить сложные предметы, и они дальше воспринимались с помощью прикосновения. Особое значение зрительное восприятия приобретает при восприятии пространства.

Благодаря слуховым восприятиям человек слышит не отдельные звуки, а мелодию, не отдельные фонемы, а слова. Особое значение имеет фонетический слух, который окончательно формируется в 6-7 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен по-разному воспринимать слова, которые отличаются согласными (например, кора-гора) или громким звуком (например, лес-лис). Без овладения фонетической системой языка наш слух остается неорганизованным и человек не только не понимает, но и не слышит отдельных звуков.

В слуховом восприятии, кроме слухового анализатора, выбор которых на сайте hemomedika-distribution.com разнообразен, участвует также и двигательный. Так, при восприятии речи происходит проговаривание текста «про себя». Если информация хорошо знакома или легкая для понимания, то это проговаривание несколько сокращается. Подобное можно сказать и о восприятии мелодии. Особое значение слуховое восприятие приобретает при восприятии времени.

В формировании образа осязательных восприятий участвует двигательный анализатор одновременно с кинестетическими и тактильными ощущениями. Анализ действий руки показал, что можно выделить два класса движений руки, с помощью которых формируется целостный образ предмета (гаптический образ): микродвижения пальцев амплитудой от 2 до 100 мм, которые останавливаются на «критических», т.е. наиболее информативных точках предмета, в результате чего выделяются отдельные его признаки; и макродвижения амплитудой более 100 мм, в результате которых объединяются уже выделенные отдельные признаки, и проверяется предположение о воспринятом предмете. В результате упражнений, а также при касательном восприятии знакомых предметов развернутый процесс ощупывания сокращается и достаточно проанализировать только один информативный признак, чтобы узнать предмет.

Особое значение осязательное восприятие приобретает при восприятии пространства. Роль моторных компонентов в процессе зрительного, слухового, осязательного и других видов восприятия дает основание утверждать, что мы не можем воспринимать, прежде чем не научились воспринимать, потому, что овладение системой перцептивных действий требует практики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]