Понятие и признаки УО. УО и УПО. Отличие УО от других видов Юр.От-ти

О чем вы думаете, когда слышите такое словосочетание, как «умственная отсталость»? Это, наверняка, сопровождается не самыми приятными ассоциациями. Знания многих людей о таком состоянии в основном базируются на телепередачах и фильмах, где ради зрелищности часто искажаются реальные факты. Легкая умственная отсталость, например, не является той патологией, при которой человека следует изолировать от общества. Следовательно, мы часто встречаем таких людей, но провести грань простому обывателю между здоровой личностью и умственно отсталой очень непросто.

Введение

Как говорят доктора, умственная отсталость – это недуг, главным признаком которого является либо приобретенное (малышом до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. При этом практически отсутствует способность абстрактно мыслить. А вот эмоциональная сфера при данном заболевании не страдает: пациенты могут чувствовать неприязнь и симпатию, веселье и печаль, горе и радость. Однако лица с умственной отсталостью испытывают не такие многогранные и сложные чувства и эмоции, как здоровые люди. Следует отметить также тот факт, что данный недуг не способен прогрессировать. Умственная отсталость – это стабильный уровень недоразвитого интеллекта. Хотя отмечались даже случаи его повышения со временем вследствие воздействия обучения, социума, воспитания.

Причины умственной отсталости

Интеллект человека определяется как средовыми, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, — это уже группа риска. Они более подвержены развитию психических нарушений, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на становление генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний так и не удается установить. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, которые провоцируют возникновение такого состояния.

Пренатальные причины

Причиной рассматриваемого состояния часто выступают хромосомные аномалии, генетические, нервные болезни. Умственную отсталость также вызывают врожденные недуги, вызванные цитомегаловирусом, вирусом краснухи, ВИЧ. Употребление родителями наркотиков, алкоголя, воздействие на плод токсинов приводят к тому, что рождаются дети с умственной отсталостью. Воздействие радиации, метилртути, свинца, химиотерапевтических препаратов также порой приводит к таким последствиям.

Классификация заболевания

При умственной отсталости у детей страдают не только когнитивные, но и психологические функции головного мозга. Поэтому больному трудно находиться в организованных коллективах. Легкие степени патологии сложно диагностировать до годовалого возраста, поскольку в это время ребенок еще не умеет разговаривать и анализировать информацию.

Степени патологии принято классифицировать в зависимости от уровня интеллекта ребенка (IQ). Результаты оценки интеллекта расшифровывают следующим образом:

  1. Дебильность (IQ 50-70) – легкая степень отклонения. Пациента можно научить простым физическим навыкам – чтению, письму, ремесленному делу.

  2. Имбецильность (IQ 35-49) – средняя степень умственного дефекта. Больного возможно обучить только навыкам самообслуживания – питаться, одеваться и т.д.
  3. Идиотия (IQ 0-34) – тяжелая степень патологии. Детей невозможно обучить навыкам и способностям самообслуживания. Они не способны самостоятельно питаться или ходить.

Вместе с уровнем интеллекта определяется тип его поведения и наличие сопутствующих психологических нарушений. У детей с тяжелой формой заболевания отмечают нарушения:

  1. Слабые темпы развития. Подросток имеет развитие уровня 3-5 летнего малыша. Дети с умственной отсталостью начинают ходить, говорить, держать головку намного позже здоровых сверстников.
  2. Проблемы с речевыми навыками. Речь больных детей имеет множество дефектов и, как правило, состоит из 15-20 слов. Они в основном пользуются жестами для выражения своих потребностей. Словами они пользуются редко и чаще всего неосознанно.
  3. Моторная неловкость. Дети с тяжелой формой заболевания не способны выполнять действия. Связанные с координацией движения: собирание мозаики, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
  4. Хаотичное мышление. При достаточном усердии больные могут распознавать знакомые элементы на рисунках, а при длительном обучении – группировать похожие по смыслу картинки (животные, растения, одежда). Однако различить предметы по форме, размеру или цвету ребенок с тяжелыми умственными дефектами не сможет. То же самое касается составления рассказа по сюжетной картинке.

  5. Отсутствие логической памяти и резкое снижение механической.
  6. Нестабильность эмоционального состояния. Умственно отсталые дети резко меняют свое поведение.

Все желания больных идиотией связаны с удовлетворением естественных потребностей. В поведении детей с тяжелой умственной отсталостью прослеживается заторможенность, вялость или неконтролируемая двигательная активность.

Идиотия подразделяется еще на 3 группы:

  • полная или глубокая;

  • типичная;
  • речевая.

При полной идиотии у человека отсутствуют практически все желания, нарушены функции восприятия окружающего мира. По поведению они похожи на животных: громко кричат, неадекватно реагируют на внешние раздражители, не могут обслужить себя сами.

При типичной форме заболевания инстинкты больных более выражены. О своих желаниях или дискомфортном состоянии они могут сообщать при помощи жестов или звуков. При этом речевые навыки отсутствуют полностью.

Речевые идиоты способны реагировать на внешние раздражители и произносить отдельные звуки. Навыки к познавательной деятельности отсутствуют.

Программы для детей

Программа для детей с тяжелой умственной отсталостью разрабатывается специалистами нескольких профилей – преподавателями, неврологами, психологам, педиатрами. В лечении детей участвуют также ортопеды, логопеды и физиотерапевты.

Основная цель терапии – обучить пациентов элементарным навыкам самообслуживания и помочь адаптироваться к окружающей среде. Для этого создано множество специализированных центров, в которых обучение детей ведется по упрощенной схеме. Реабилитация проходит с помощью оборудования для стимуляции нервных волокон, профессиональных массажистов и кинезиотерапевтов. Благодаря этим мероприятиям увеличивается шанс научить ребенка необходимым навыкам.

Подростков также обучают в специализированных центрах. Основная цель учебных программ – научить пациента ориентироваться во времени и пространстве, а также самостоятельно выполнять элементарные действия – посещать туалет, выполнять простую работу за компьютером.

Люди со средней или легкой степенью слабоумия способны обслуживать себя и трудиться на работе, не требующей интеллектуальных способностей.

Из-за функциональных нарушений в головном мозге продолжительность жизни таких пациентов снижается. Однако постоянный контроль у специалистов, своевременные медицинские мероприятия способны улучшить прогноз выживаемости для детей с любой степенью умственной отсталости. Малыши с тяжелыми формами патологии, как правило, всю жизнь нуждаются в посторонней помощи. Чем выраженнее симптомы заболевания, тем выше риск летального исхода.

Постнатальные причины

Недостаточность эмоциональной, физической, когнитивной поддержки, которая необходима для развития, роста, социальной адаптации, плохое питание в первые годы жизни – самые распространенные причины умственной отсталости во всем мире. Недуг может быть следствием бактериальных, вирусных энцефалитов, менингитов, гипотрофии, отравлений, травм головы и проч.

Причины

Умственная отсталость чаще обнаруживается у детей до 3 лет, но в некоторых случаях диагноз ставят и в школьном возрасте.

Патология выделена в отдельную категорию – олигофрению. Проявляется в проблемах с речью, моторикой, социальной адаптацией и способностям к получению новых знаний и навыков.

Заболевание чаще носит непрогредиентный характер, то есть не развивается с течением времени. Но иногда, при отсутствии лечебных мероприятий, патология прогрессирует. На фоне недуга могут проявляться и другие психологические расстройства. Пациенты с диагнозом тяжелой умственной отсталости имеют сходные черты с людьми, имеющими синдром Дауна или аутизма.

Причины, которые могут привести к возникновению патологии, до сих пор изучены не до конца. Факторы, провоцирующие возникновение патологии, подразделяют на внешние и внутренние или на эндогенные и экзогенные. К причинам возникновения патологии относят:

  1. Тяжелые отравления женщины в период вынашивания плода. Состояние чаще отмечается при бесконтрольном приеме лекарственных препаратов. Это влияет на формирование и развитие плода.
  2. Перенесенные инфекционные заболевания в период беременности. К ним относится – ветрянка, грипп, скарлатина и т.д.
  3. Дистрофия у беременной женщины. Нарушенный метаболизм в тканях и органах будущей мамы сказывается на умственном развитии малыша.
  4. Травмирование плода во время родов или беременности. Ребенок может получить повреждения во время прохождения по родовым путям или при использовании щипцов.
  5. Заражение паразитами внутриутробно. К таким заболеваниям относят токсоплазмоз, передающийся от беременной к плоду. Сама беременная инфицируется паразитом от домашних (собаки, кошки, куры) или диких (зайцы, грызуны) животных.
  6. Наследственный фактор. Относится к эндогенным факторам, вызывающим развитие тяжелой умственной отсталости. Наследственность проявляется при несовместимости резус — факторов крови женщины и ребенка, а также при нарушении хромосомного ряда.

  7. Воспаление оболочек мозга и его структур, например, менингит. В запущенных формах инфекционная патология становится причиной умственной отсталости среди маленьких детей.
  8. Нарушение белкового обмена в организме.

Патология может развиться на фоне:

  • неблагоприятной экологической обстановки;
  • повышенного уровня радиации;
  • приема наркотиков или спиртосодержащих напитков родителями;
  • низкого уровня достатка.

В последнем случае больной не дополучает необходимых микроэлементов с пищей.

Степени умственной отсталости

Этот недуг, как и любой другой, имеет разные критерии, благодаря которым он подразделяется на степени, формы и т.д. Классификация данного заболевания обуславливается формами его проявления и степенью течения. Выделяют следующие степени умственной отсталости:

  • легкую, когда уровень IQ варьируется пределах 50-69 баллов;
  • среднюю, когда показатели колеблются от 20 до 49 баллов;
  • тяжелую, при которой IQ меньше 20 баллов.

Как определяется этот показатель? Больному предлагают пройти тестовое задание, по результатам которого можно судить о наличии той или иной степени недуга. Хотя, следует признать, что деление это является весьма условным. Классификация должна учитывать не только степень снижения интеллектуальных способностей, но и уровень ухода, помощи, который требуется человеку. Не следует сбрасывать со счетов и ограничение способности к коммуникации, самообслуживанию, самостоятельности, применению общественных ресурсов и т.д.

Умственная отсталость у детей и подростков.

Умственная отсталость

— стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения.
Причинами умственной отсталости могут выступать:
пренатальные, натальные и постнатальные эндо- и экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода. Умственно-отсталые дети неоднородны по клинике заболевания. Выделяют
детей-олигофренов
(если поражение имело место до 2-3 лет) и
дементных детей
(если поражение — на более поздних стадиях развития).
Олигофрения
(от греч. olygos-немного, мало; phren-ум) — это стойкое, необратимое, непрогредиентное нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет. Термин введен в 1915 г. немецким психиатром Крепелином Э., который также впервые начал разрабатывать проблему соотношения утомляемости, работоспособности и психического заболевания. При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов, ослаблено активное внутреннее торможение. Часто наблюдается нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения (с преобладанием одного из них), что приводит к инертности временных связей, возникающих в коре головного мозга, затрудняет выработку новых. Эта физиологическая особенность является основой косности мышления детей-олигофренов. Для них характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект может сочетаться с нарушениями восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики. Отличительной особенностью детей-олигофренов является неспособность переносить усвоенный в ходе обучения способ действия в новые условия без посторонней помощи. Недостаточно развита способность к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных зависимостей. Эмоционально — волевая сфера характеризуется маловыразительностью, смазанностью сложных эмоциональных проявлений. По степени выраженности дефекта различают следующие формы олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию.

Условно можно выделить две формы деменции:

  1. Деменция резидуально-органического характера
    (причины: Ч-МТ, менингит, энцефалит) — это непрогредиентные состояния;
  2. Деменция текущего характера
    (причины: шизофрения, эпилепсия, сифилис головного мозга) — это заболевания, имеющие прогредиентный характер.

В отличие от олигофрении деменция имеет место на более поздних стадиях развития (после 2-3-лет) и выступает как поздняя форма умственной отсталости. Поэтому, определенное время дементный ребенок развивается на здоровой основе, что будет способствовать компенсации приобретенного дефекта. Кроме того, если при олигофрении поражение носит тотальный характер, то есть равномерно нарушены все стороны психической деятельности, то при деменции — мозаичный, то есть страдают отдельные зоны коры головного мозга и качества. Если при олигофрении отмечается эволютивная положительная динамика развития, то есть с возрастом состояние улучшается, то при отдельных видах деменции — состояние может ухудшаться, происходит нарастание слабоумия. Клиническая картина зависит от возраста ребенка, степени и локализации поражения, характера дефекта. Интеллектуальное нарушение при деменции имеет свою специфику. Дети могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако, они почти не способны ими воспользоваться, вследствие нарушений некоторых высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти (наиболее страдает кратковременная память), а также умственной работоспособности. При сочетании расстройств памяти и восприятия наблюдается дезориентация в пространстве и времени. В некоторых случаях недостаточность волевого контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, что проявляется возбуждением и импульсивным поведением. По образному выражению французского психиатра Э.Ш. Ласега (1816-1883гг.) дементные дети — это дети, родившиеся богачами, которые в процессе жизни разорились, растратили свое духовное богатство. Дети-олигофрены, по его мнению, это дети с рождения нищие духом, бедняки от рождения.

iemcko.ru

Что говорит статистика?

Очень интересным является тот факт, что более 3% населения во всем мире живет с уровнем IQ менее 70, но тяжелая умственная отсталость наблюдается только у 1%. Это говорит о том, что при диагностике во внимание принимается очень много дополнительных факторов. Глубокая умственная отсталость отмечается у детей вне зависимости от принадлежности их семьи к определенному социальному слою, от образования родителей и родственников. И вот еще один интересный факт. Так, как ни странно, умеренная умственная отсталость, при которой больному требуется непостоянная определенная помощь, чаще наблюдается у детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Симптомы недуга

Как уже было сказано выше, главный признак заболевания заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга. Рассмотрим их.

  1. Легкая степень (или дебильность). В этом случае по внешнему виду простой обыватель никогда не сможет отличить человека с отсталостью умственного развития от здорового. Как правило, таким людям тяжело учиться из-за того, что их способность концентрировать внимание сильно снижена. Зато память у них очень хорошая. Часто пациенты с данной степенью недуга имеют отклонения в поведении. Например, дети с умственной отсталостью зависят от воспитателей и родителей, их сильно пугает изменение обстановки. Такие пациенты либо замыкаются в себе (отсюда сложности в общении), либо, наоборот, пытаются привлечь внимание к своей персоне всевозможными яркими поступками, как правило, нелепыми, даже антисоциальными. Им очень легко что-либо внушить. Потому такие больные привлекают к себе представителей криминального мира, сами нередко становятся жертвами мошенников. Характерный признак легкой степени отсталости заключается в том, что пациенты прекрасно знают о своем недомогании, но всячески скрывают это от других людей.
  2. Средняя степень (имбецильность). Такие люди способны различать наказание и похвалу, испытывать радость, сопереживать, они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету, но вот проживать самостоятельно они не могут. За ними нужен постоянный уход и контроль.
  3. Тяжелая степень (идиотия). У таких людей отсутствует речь, они необучаемы, их движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются элементарными проявлениями неудовольствия или радости. Пациенты с идиотией нуждаются в постоянном присмотре, потому должны содержаться в соответствующих заведениях.

Кто они – умственно отсталые? Это дети. Которые никогда не повзрослеют.

Мама измотана всем до крайности: физически и морально тяжело, а выход из такой ситуации? Или такой ребенок живет дома, или в общежитии (интернате) для таких же под присмотром вожатых и инструкторов.

Кто такой умственно отсталый человек? Вроде, видно сразу. Но обществу нужны объективные, количественные критерии. И прежде всего для того, чтобы обеспечить таким людям социальную поддержку. Есть точка зрения, что умственно отсталый — это человек, у которого усвояемость ниже какого-то уровня, IQ от такого-то до такого-то. Наука идет вперед, исследует возможности таких людей, и формулировки меняются. Сегодня говорят, что IQ может быть достаточно высоким (а человек остается умственно отсталым).

Рассказывает инструктор Ира Эпштейн: «Умственно отсталого человека характеризует низкий уровень усвояемости материала и отсутствие способности рассуждать, найти связи между событиями. Например, выстроить логическую цепочку: «На улице дождь, холодно, я должен одеться тепло». Способность рассуждать отсутствует, он не видит на 2−3 шага вперед, хотя может удивить. Если долго его тренировать, он может начать рассуждать. Но это скорее исключение, чем правило.

Если человек характеризуется как умственно отсталый, это не значит, что у него есть проблемы поведения или он душевнобольной. Бывает пограничный вариант, и можно такого человека поселить среди нормальных людей, в обычном жилом доме, но чтобы это не мешало окружающим. Он может принимать какие-то лекарства, вести себя более или менее уравновешенно, так что только персонал знает об этих проблемах. Если нет и он проблематичен — он должен жить дома или в закрытом учреждении.

Один из моих подопечных работал на свободном рынке труда, он очень растолстел с годами, располнел, раздобрел, его вес при относительно небольшом росте приблизился к 160 кг. Его перевели на фабрику для умственно отсталых: на этой фабрике есть надзор, думали, что будут видеть, что и сколько он ест, и он не сможет получить больше, чем дают ему на обед. Порции хорошие, мясо каждый день, но порция — это порция.

Он не смог похудеть и придумал что-то новое: начал просить еду у соседей. Прошлись по соседям, объяснили им, что при 160 кг он не умрет голодной смертью, не давайте ему, у нас все есть, и он должен похудеть. Тогда он начал собирать еду в мусорных баках, чего никогда с ним не было.

Вообще такие люди быстро привыкают к хорошей, качественной жизни, быстро запоминают, что можно, что нельзя. Большинство из них очень старается (даже те, у которых интеллект пониже) вести себя хорошо. Как маленькие дети! Да, в два года ребенок еще может взять что-то с пола, в четыре года — уже вряд ли. В шесть лет — чего вдруг?

Еда из мусора — это уже грозило его жизни. Он не только не похудел. Он ел испорченную пищу и мог просто отравиться. Семья не могла держать его дома, в итоге он оказался в закрытом учреждении.

Другой подопечный — с синдромом Дауна. Мальчик очень развитый, очень сообразительный, не принимает ничей авторитет. Периодически, когда он попадал в новую квартиру (его переводили несколько раз из одного места в другое), он старался произвести впечатление: худел, хорошо себя вел. А потом начинал расшвыривать вещи. Он не душевнобольной. Это просто очень плохо воспитанный человек. Его вернули обратно матери, потому что он начал поднимать руку на остальных подопечных. Ему бы подошло какое-нибудь закрытое заведение, но мать сказала «нет».

Ему очень скучно, он звонит в места, где он жил, звонит постоянно, но ничего не поделаешь. Мы ему объясняем: «Ты мог взять себя в руки, мог вести себя нормально. Ты вышел за рамки приличия и не можешь жить с остальными людьми, потому что ты не хочешь нести ответственность за свое поведение». Точно так же, как мы бы объясняли маленькому ребенку, почему нельзя кидать песок в глаза.

Особенные люди… Это просто как маленькие дети, 3−4 летнего возраста, когда еще не начинают родителям нервы трепать. И ты можешь от них получить максимальное удовольствие. Когда это нормальные дети, ты чувствуешь, еще немного — и повзрослеют. С нашими это не произойдет, они не повзрослеют».

Они никогда

не повзрослеют, они всегда будут детьми: доверчивыми, непосредственными, большими физически и с уровнем развития 5−6-летнего.

Как сказал Миша, «я уже смирился, с этим надо жить до конца дней, потому что ничего нельзя изменить».

Кто знает, может быть, наука найдет способ коррекции таких людей?

Теги: умственно отсталые, инвалиды, гуманность

Еще немного о симптомах

Первые проявления недуга включают незрелое поведение, задержку в интеллектуальном развитии, недостаточные навыки самообслуживания. Развитие детей с умственной отсталостью порой идет как положено вплоть до школьных лет. Симптомы не распознаются в том случае, если имеет место легкая степень недуга. А вот две другие степени диагностируют, как правило, очень рано, особенно если они сочетаются с пороками развития, физическими аномалиями. В таком случае недуг будет просто диагностировать уже к дошкольному возрасту.

Вместе с тем у некоторых детей попутно отмечают наличие церебрального паралича, двигательных нарушений, потерю слуха, задержку развития речи и другие отклонения в развитии. Со временем характеристика умственной отсталости «обрастает» новыми симптомами. Дети становятся склонны к тревожности, депрессии, особенно в том случае, если их отвергают или рассматривают как ущербных.

Если в детских садах у малышей с данным недугом наблюдается сложность с адаптацией, трудности с соблюдением режима дня, а элементарные задания кажутся им невыполнимыми, то школьники с умственной отсталостью должны насторожить родителей крайне высокой степенью неусидчивости и невнимательности. Дополнительными причинами для беспокойства пап и мам должны стать быстрая утомляемость, плохое поведение и крайне низкие оценки их чад.

Реестр собственников помещений в МКД

Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, управляющая организация обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению в УО или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников помещений МКД на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации ОСС, получать не нужно.

Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД:

  • Фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование и ОГРН – для юридических лиц;
  • номер помещения в МКД;
  • размер доли в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

Для удобства управляющей организации в реестр собственников помещений в МКД можно включить реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещение. Тогда на общем собрании собственников не нужно будет собирать такие реквизиты у каждого собственника.

Управляющие организации обязали вести реестр собственников
79719

16

Формы умственной отсталости

Вот мы с вами подошли к еще одной классификации. В соответствии с международной классификацией недугов, принято выделять следующие формы умственной отсталости:

  • Олигофрения неосложненная. При данной форме основные нервные процессы ребенка характеризуются уравновешенностью. Нарушения в познавательной деятельности не сопровождаются особо грубыми отклонениями. Эмоциональная сфера сохранна, ребенок может действовать целенаправленно, однако только в том случае, если ему все предельно понятно. Когда ситуация или обстановка не является для него новой, то все будет в норме, никаких отклонений вы не увидите.
  • Олигофрения с нейродинамическими нарушениями. Данная форма характеризуется неустойчивостью волевой, эмоциональной сферы по типу заторможенности или возбудимости. Нарушения, присущие ребенку, четко проявляются в снижении работоспособности, в изменениях поведения.
  • Умственная отсталость с отклонениями функции анализаторов. У олигофренов при данной форме недуга диффузное поражение коры совмещается с более сильными нарушениями той или иной мозговой системы. У детей дополнительно отмечаются локальные дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
  • Олигофрения с психопатоподобным поведением. Это умственная отсталость, развитие при которой отстает из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. Прежде всего у таких пациентов отмечают снижение критичности по отношению к себе, недоразвитие многих личностных компонентов, расторможенность влечений. У ребенка присутствует склонность к неоправданным аффектам.
  • Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью. При такой форме умственной отсталости дети безынициативны, вялы, беспомощны. Речь их многословна, носит подражательный характер, но она совершенно не имеет содержания. Дети не способны психически напрягаться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.

Умственная отсталость это стойкое необратимое нарушение

Некоторые авторы отрицают равную роль познавательного и адаптивного дефицита и доказывают, что интеллект более важен для дефиниции умственной отсталости, чем адаптивное поведение. Эти авторы рассматривают сниженный коэффициент интеллекта как основу умственной отсталости и полагают, что адаптивный дефицит зависит от него и соответствует ему. Критики адаптивного поведения, опираясь на сильную теоретическую и эмпирическую базу в области исследований интеллекта, задаются вопросом, соответствует ли адаптивное поведение психометрическим возможностям. Все же у лиц, имеющих низкий IQ, не обязательно обнаруживается неприспособленное повседневное поведение. Пропагандисты адаптивного поведения доказывают, что познавательное и приспособительное функционирование не зависимы, значительно отличаются по теоретическим основам и измерительным техникам. Некоторые исследования умственно отсталых индивидов со смешанной этиологией обнаруживают незначимые корреляции между познавательным и приспособительным функционированием. Отсутствие связи между IQ и адаптивным поведением может быть особенно явным у лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Как уже было сказано выше, существует достаточное количество определений умственной отсталости в практике специальной психологии.

Наиболее распространенными среди психологов и педагогов являются определения, данные Д.Н. Исаевым и И.М. Бгажноковой.

Психическое недоразвитие (умственная отсталость) — совокупность этиологические различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта (Исаев Д.Н)..

Умственная отсталость – стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга (Бгажнокова И.М).

Таким образом, можно выделить следующие диагностические критерии умственной отсталости:

pedlib.ru

Обследование при недуге

Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется еще в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то отклонение можно диагностировать еще в период беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем дамам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии была возможность принять правильное решение – сделать аборт или сохранить ребенка. Также данная процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, способные спровоцировать возникновение умственной отсталости.

Некоторые из форм олигофрении возникают вследствие того, что определенная ферментная система у малыша недоразвита. Самый распространенный недуг из этой группы – фенилкетонурия. Сразу же после рождения малыши с данным диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но уже на протяжении первых месяцев жизни они становятся вялыми, у них отмечается частая рвота, есть высыпания на коже, потливость повышена, причем она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу же, пока малышу не исполнилось 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Именно поэтому никогда не игнорируйте ранние обследования детей у педиатров.

Если у доктора возникнут какие-то сомнения, он назначит консультацию врача-невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей постарше обязательна консультация психолога или психиатра.

Если лечение начато своевременно, то, как правило, удается достичь того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. А вот в том случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко смогут обойтись без докторов, практикую самолечение, то печальные последствия неминуемы. Также не забывайте о том, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.

7 причин, почему УО стоит рассказать собственникам о ГИС ЖКХ

У собственников помещений в многоквартирных домах нет обязанности регистрироваться в ГИС ЖКХ, поэтому мало кто из них пользуется возможностями системы. Сегодня мы расскажем о том, почему управляющим организациям следует рассказать жителям домов о ГИС ЖКХ и какая от этого УО польза.

Система облегчает и ускоряет взаимодействие УО и собственников

ГИС ЖКХ была создана и введена в работу в тестовом режиме 21 июля 2014 года после принятия Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ. С 1 июля 2020 года система заработала в полную силу.

Одной из целей ГИС ЖКХ было облегчить и ускорить взаимодействие между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и коммунальных ресурсов и собственниками помещений в многоквартирных домах. Управляющие организации и ТСЖ обязаны размещать в системе информацию, объём которой закреплён в приказе Минстроя РФ и Минкомсвязи РФ № 74/114/пр. А вот для собственников регистрация в ГИС ЖКХ и её использование – дело добровольное.

По данным оператора ГИС ЖКХ, в конце 2020 года личными кабинетами в системе пользовались свыше 3 млн граждан при опубликованной информации о 1,4 млн многоквартирных домов. Следовательно, в среднем только два жителя МКД знают о возможностях системы и в тех или иных случаях к ним прибегают, что не позволяет реализовать поставленную перед системой цель: улучшить взаимодействие жителей домов и поставщиков ЖКУ. УО может помочь исправить сложившуюся ситуацию, рассказав жителям многоквартирных домов о полезных для них возможностях системы.

ГИС ЖКХ предлагает большой перечень информации и сервисов для собственников

По статистике оператора ГИС ЖКХ системой, которую заполняет УО или ТСЖ, пользуется минимальное количество собственников помещений в многоквартирных домах. Напрашивается вопрос: а нужно ли управляющим организациям увеличивать это количество, рассказывая своим клиентам о ГИС ЖКХ и её возможностях.

Система, цель которой – упростить взаимоотношения между жителями домов и поставщиками ЖКУ, предлагает собственникам быстро, без дополнительных звонков и визитов в УО, прямо из дома получить большой объём информации об: УО, договоре управления и перечне услуг и работ по содержанию дома; многоквартирном доме; начислениях и оплатах, о расходах ресурсов; задолженности и возможностях её погашения; состоявшихся общих собраниях собственников; фонде капитального ремонта; субсидиях, льготах и тарифах; совете многоквартирного дома.

ГИС ЖКХ предлагает жителям домов и полезные возможности: удалённую передачу показаний ИПУ; оплату счетов без комиссий; направление обращений и вопросов в УО, орган ГЖН, орган МСУ и получение электронных ответов в личном кабинете; создание голосований на ОСС. Но не всё, что хорошо для собственника, может быть полезно для управляющих организаций. Поэтому многие из них не распространяют среди клиентов информацию о ГИС ЖКХ и её возможностях.

Использование собственниками ГИС ЖКХ позитивно повлияет на их мнение об УО

Скажется ли положительно на работе УО использование собственниками возможностей ГИС ЖКХ, зависит от самой управляющей организации. К общим причинам «за» то, что использование жителями МКД возможностей ГИС ЖКХ может привести к положительным имиджевым, влияющим на мнение собственников об УО, и практическим последствиям.

Указав собственникам источник большого количества информации об управлении домом, о деятельности УО, вы покажете себя как открытую и честную компанию. Собственники поймут, что вам нечего скрывать, вы готовы к диалогу и конструктивной работе сообща. Такой подход улучшит отношение жителей МКД в УО, поможет создать более благоприятные условия для любых диалогов, познакомит их с деятельностью организации.

Предлагая собственникам зарегистрироваться в ГИС ЖКХ, перечислите, какую важную информацию об управлении домом и запланированных работах они могут найти в системе, без обращения в УО и траты времени на ожидание ответа. Расскажите, в каких разделах её найти.

Использование ГИС ЖКХ повысит уровень информированности собственников

К практическим последствиям рассказа УО жителям дома о ГИС ЖКХ можно отнести, во-первых, повышение их общей информированности в сфере управления их домом и предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Если вы научите клиентов самостоятельно находить ответы на большинство вопросов в ГИС ЖКХ, то собственники постепенно привыкнут искать информацию в системе, а не обращаться в УО с любым запросом. Это снизит нагрузку на АДС и других сотрудников организации, которые принимают звонки и отвечают на письменные запросы.

Поэтому расскажите жителям дома, в какие сроки УО обязана отвечать на письменные запросы, и сравните их со скоростью получения нужных сведений в ГИС ЖКХ. Укажите, в каких разделах они могут найти ту или иную информацию: сведения о задолженности, начислениях, показаниях приборов учёта, многоквартирном доме, перечне работ и услуг, тарифах и льготах и др. Во-вторых, к практическим последствиям можно отнести создание электронного канала взаимодействия и общения.

Перевод максимального количества клиентов на общение с помощью ГИС ЖКХ сократит поток бумажных писем и облегчит документооборот УО. Такие обращения не потеряются в пути или в процессе передачи их ответственному сотруднику. Да и читать такие письма от собственников легче, чем написанные от руки. Поэтому, рассказывая собственникам о возможностях ГИС ЖКХ, обратите их внимание на скорость доставки обращения, возможность отслеживания его статуса в личном кабинете. Клиенту не нужно будет волноваться из-за доставки почтового отправления или самостоятельно идти в офис УО, пытаться дозвониться до сотрудника организации.

Собственники смогут через ГИС ЖКХ оплачивать счета и передавать показания ИПУ

УО обязательно нужно рассказать клиентам о том, что в ГИС ЖКХ они могут просматривать начисления за ЖКУ, оплачивать счета и передавать показания. Это поможет повысить платёжную дисциплину жителей МКД и своевременность передачи показаний ИПУ. Клиенты не станут звонить в УО с жалобами, что они не получили счёт за ЖКУ и не знают, сколько платить, если будут знать, где эту информацию можно быстро найти. Приучите клиентов удалённо оплачивать счета: возможно, тогда сократится количество тех жителей МКД, кто раз в несколько месяцев оплачивает квитанции, потому что им некогда идти в банк или на почту.

Расскажите, как быстро и просто в ГИС ЖКХ можно передать показания приборов учёта и напомните о важности направления в УО таких данных. Предлагая собственникам просматривать и оплачивать счета в ГИС ЖКХ, делайте акцент на отсутствие комиссий и возможности отследить начисления и оплату, удобство и скорость сервиса. Ведь квитанции всегда под рукой, а для их оплаты не нужно куда-то ходить и стоять в очереди.

Собственники смогут знакомиться с протоколами ОСС без обращения в УО

УО следует рассказать клиентам и о том, что в ГИС ЖКХ они могут просматривать протоколы общих собраний собственников. Если собственники будут знать, где найти открытые документы по проведённым ОСС в их многоквартирном доме, они всегда смогут самостоятельно получить информацию о том или ином собрании.

Это снизит количество обращений в УО по вопросам собраний и градус накала в её отношениях с собственниками. Жители дома уже не смогут голословно обвинить УО в том, что собрания не было. В случае, когда клиент усомнится в факте проведения ОСС, ему быстрее будет посмотреть по нему документы в ГИС ЖКХ, чем затевать переписку с УО или органом ГЖН. Пользователь личного кабинета быстро и легко проверит, как собственники проголосовали по тем или иным вопросам.

Негативные аспекты использования собственниками системы могут пойти на пользу УО

Управляющие организации зачастую не хотят рассказывать о преимуществах ГИС ЖКХ из-за некоторых негативных последствий, которые могут ухудшить их отношения с жителями домов или даже создать новые проблемы. Например, если ГИС ЖКХ заполняется некачественно или не в полном объёме, то это может вызвать новый поток вопросов от внимательных собственников, а также проверки органа ГЖН по их жалобам. Но при этом этот минус можно зачислить и в плюс: подобные замечания и вопросы собственников помогут УО улучшить свою работу, увидеть со стороны слабые стороны, устранить недочёты и обратить минус в плюс.

Также УО не стремятся дать в руки собственникам источник информации о том, насколько качественно она оказывает услуги по договору управления: в ГИС ЖКХ пользователю личного кабинета доступны реестры проверок управляющей организации надзорными органами и их результаты, в том числе предписания. Подобные сведения могут ухудшить и так не самые лучшие отношения с собственниками и негативно сказаться на их мнении об УО.

УО может оказать собственникам помощь в регистрации в ГИС ЖКХ

Случается, что УО вроде как и хочет, чтобы жители МКД пользовались ГИС ЖКХ, но они отказываются, потому что: у них нет компьютера или доступа в интернет; они не знают или не понимают, как зарегистрироваться в системе. Если с первой причиной ничего УО сделать не может, то во втором случае в её силах помочь клиентам. Как вариант – разместить на собственном сайте инструкцию по регистрации в ГИС ЖКХ и справочную информацию о том, где и что можно найти в личном кабинете пользователя.

Взять на заметку

Использование собственниками помещений в многоквартирном доме сервисов ГИС ЖКХ в большинстве случаев пойдёт на пользу управляющей домом организации или ТСЖ: 1. Клиенты смогут самостоятельно получать информацию о доме и договоре управлении без обращения в УО. 2. Улучшится отношение собственников к УО как к открытой и честной компании. 3. Упростится и ускорится взаимодействие УО и собственников по разным направлениям управления домом.

Чтобы проинформировать собственников о ГИС ЖКХ, управляющая организация может доводить до сведения клиентов как общие сведения о системе, так и об отдельных её разделах и возможностях. Следует делать акцент на пользе и удобстве для самих жителей дома: быстром получении счетов на оплату, связи с УО без визитов и телефонных звонков, доступности информации 24 часа в сутки и так далее. Распространять информацию о ГИС ЖКХ можно на квитанциях за ЖКУ, на стендах в подъездах и офисах УО, при приёме граждан, а также в группе УО в социальных сетях и на официальном сайте.

Дети с олигофренией — что делать?

Родителям ни в коем случае не следует паниковать. Помните, что умственная отсталость – не психический недуг, а своеобразное состояние, когда интеллектуальное развитие ограничено в силу тех или иных причин.

Обучение детей с умственной отсталостью возможно, как и их развитие, но ровно настолько, насколько им позволяют это сделать биологические возможности. Данное состояние полностью никогда не излечится. Конечно, доктор назначит соответствующую терапию, но ее эффект не будет поразительным. Хотя в зависимости от степени олигофрении существует возможность добиться определенных результатов путем воспитания и обучения. Следует понимать, что малыши с идиотией и имбецильностью – это инвалиды детства, они даже получают пенсии. Особенности детей с умственной отсталостью этих форм таковы, что им нужен либо заботливый опекун, либо же помощь специалистов из соответствующего медицинского учреждения, куда их могут определить. Там с ними проводят терапевтическую, коррекционную, психологическую работу. Детям с легкой степенью олигофрении не так сложно. Даже не смотря на то, что им не удается учиться по общепринятой программе, и необходим перевод во вспомогательную школу. Однако в воспитании таких детей имеется много трудностей, ведь адекватная коррекция определяет будущую трудовую и социальную адаптацию. При правильном подходе они, повзрослев, просто «растворяются» в жизни – работают, заводят семьи, прекрасно себя чувствуют в социуме.

Диагностика

Диагностика этого заболевания требует особого подхода. Очень часто умственную отсталость определяют еще на внутриутробном уровне. Это возможно, если причиной заболевания становится генетический фактор. По результатам специальных анализов крови матери можно выявить заболевание у будущего ребенка.

Если же на внутриутробном этапе не выявлено патологий, первые признаки появляются на первых месяцах жизни. Нужно обращать внимание на моторику ребенку, его реакции на звук, свет, голос матери. Очень важным является тот факт, когда и как ребенок начинает говорить.

Если обнаружились подозрительные признаки, для детей младшего возраста используют диагностические меры в форме анализов крови, мочи и энцефалограмму. Старшим детям проводят тестирование на уровень IQ в зависимости от возраста. Кроме того, может быть назначен анализ ДНК. Диагностику и лечение умственной отсталости проводят невропатолог, психиатр и психолог.

Лечение олигофрении

Сегодня существует огромное количество средств, предназначенных для лечения этого состояния, однако подбирать их должен только доктор с учетом всех особенностей болезни. В зависимости от причины, которая вызвала недуг, это могут быть гормоны или препараты йода (если олигофрения является следствием нарушений работы щитовидной железы). При фенилкетонурии будет достаточно особого режима питания, который назначит доктор.

Чтобы скорректировать умственную отсталость, часто врачи назначают ноотропы (средства «Пирацетам», «Энцефабол», «Аминалон» и прочие). Их применяют для того, чтобы улучшить обменные процессы непосредственно в мозговой ткани. Для этих же целей назначают аминокислоты, витамины группы В. Конечно, их можно приобрести и без рецепта, но целесообразность использования может определить только доктор.

Если у пациентов с описываемым диагнозом присутствуют нарушения в поведении, психиатр подбирает препараты из группы транквилизаторов или нейролептиков. Залог успешной коррекции – это комплексный подход, то есть применение медицинских препаратов должно сочетаться с занятиями с логопедами, психологами, личностным подходом в воспитании.

В народной медицине популярны лекарственные растения, которые оказывают активизирующее воздействие на нервную систему. К ним относятся лимонник китайский, женьшень, алоэ. Однако помните, что некоторые стимулирующие средства при данном недуге могут спровоцировать нарушения поведения, психозы. Поэтому перед их применением необходима консультация доктора.

Нельзя сбрасывать со счетов и социальную реабилитацию. Такие программы в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить работой лиц с легкой степенью олигофрении. Для этого существуют специальные учебные заведения с определенной адаптированной программой, где пациенты могут освоить несложные профессии.

В каких случаях нужно получить согласие на обработку персональных данных

В большинстве случаев УО и жилищному объединению не нужно получать согласие на обработку персональных данных, так как они попадают под исключения.

Случай № 1. Можете не получать письменное согласие собственника, если используете персональные данные в рамках обязанностей, которые возложены на вас законом или договором, при этом обработку данных не передаете третьим лицам. Такое исключение предусмотрено пунктами и части 1 статьи 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

Случай № 2. Согласие не требуется оформлять для расчетов за ЖКУ с помощью платежного или банковского агента. Это предусматривает часть 16 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Если в процессе работы передаете персональные данные собственников и нанимателей третьим лицам (организациям, физическим лицам), то получите согласие от каждого собственника. Например, согласие на обработку персональных данных получите, чтобы привлечь:

  • сторонних юристов для взыскания задолженности за ЖКУ;
  • расчетно-кассовый центр (РКЦ), который не обладает критериями платежного агента, для начисления платежей;
  • подрядную организацию для проведения общего собрания собственников помещений в МКД (технический сервис);
  • организацию, которая выгружает сведения в ГИС ЖКХ;
  • стороннего бухгалтера или организацию для расчета платы за ЖКУ.

Совет: оформите согласие собственника на обработку персональных данных, даже если пока оно вам не нужно. В процессе управления домом может возникнуть ситуация, когда потребуется передать данные третьим лицам и вы воспользуетесь заранее оформленным документом. Заключение соглашения под конкретную ситуацию может затормозить работу УО, ТСЖ, ЖСК или поставить ее под угрозу в целом.

Пример нарушения обработки персональных данных собственника

УО передала список должников юридической организации, которая оказывала услуги по взысканию задолженности в суде. Согласие собственников на обработку персональных данных УО не получала, полагая, что оно не требуется, чтобы реализовать свое право на получение квалифицированной юридической помощи.

Конституционный суд РФ указал, что УО обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам.

Также суд пояснил, что УО вправе получить юридическую помощь. Для этого необходимо получить согласие, которое можно включить в условия договора управления МКД (определение Конституционного суда РФ от 28 января 2020 г. № 100-О).

Ситуация: нужно ли РКЦ получать отдельное согласие собственников на обработку персональных данных, если его получили УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК

Нет, не нужно.

Управляющая МКД организация вправе поручить обработку персональных данных РКЦ лишь с согласия субъекта персональных данных – потребителя ЖКУ. Это правило предусматривает часть 3 статьи 6 Закона № 152-ФЗ. При этом РКЦ не должен получать согласие собственников помещений в МКД на обработку персональных данных (ч. 4 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Ситуация: должна ли УО предоставлять документы общего собрания по запросу одного из собственников, если он не согласен с результатами принятых решений

Нет, не должна.

Управляющая МКД организация обязана не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законом (ст. 7 Закона № 152-ФЗ). Заинтересованные собственники в такой ситуации вправе обратиться в орган ГЖН либо оспорить решение общего собрания в суде.

Ситуация: должна ли управляющая МКД организация предоставлять по запросу ГЖИ информацию, которая содержит персональные данные собственников

Да, должна, если запрошенные документы необходимы ГЖИ для проверки.

Законодательство допускает обработку персональных данных без согласия субъекта, если обработка необходима, чтобы исполнить в том числе полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов и органов МСУ. Такую возможность предусматривает пункт 4 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

Профилактика

Профилактика умственной отсталости – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью будущих поколений.

Как только супруги решают завести ребенка, им обоим необходимо всесторонне обследоваться, сдать анализы, посетить генетика. Это позволит выявить и вылечить имеющиеся недуги или состояния, узнать о проблемах, которые могут спровоцировать олигофрению у будущего ребенка.

Когда женщина уже забеременела, она должна помнить о той ответственности, которая лежит на ней за еще даже не родившегося ребенка. Так, ей необходимо придерживаться правильного образа жизни, хорошо питаться, соблюдать все рекомендации докторов, избегать воздействия вредных факторов, посещать женскую консультацию строго по графику.

Когда ребенок уже родился, следует неукоснительно слушаться во всем педиатра и соблюдать все его предписания. И если вдруг доктор заподозрит неладное и отправит на дополнительные обследования или консультации, не надо пытаться, что называется, убежать от проблемы. Ведь в этом случае можно потерять драгоценное время, о чем впоследствии останется только сожалеть.

Тем более медицина не стоит на месте. Например, вакцины против вируса краснухи помогли родить здорового малыша многим парам, а ведь раньше это была чуть ли не самая главная причина врожденной умственной отсталости. Сегодня ученые разрабатывают аналогичные средства против цитомегаловируса, чтобы подарить спокойствие и здоровье родителям и их детям. Частота случаев снижается также благодаря развитию и росту неонатальной, акушерской помощи, применению иммуноглобулина, переливания крови и многим другим моментам, о которых еще недавно можно было только мечтать. Главное – не паниковать, не опускать руки и стараться изо всех сил, ведь это ваш близкий человек, которого только вы можете сделать счастливым и вернуть к полноценной жизни настолько, насколько это вообще сегодня возможно. Слушайте докторов, вовремя обращайтесь за специализированной помощью и соблюдайте все рекомендации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]