Ребенок с церебральным параличом. Классификация различных форм и видов дцп и их характеристика

Признаки ДЦП — ряд симптомов, которые свидетельствуют о функциональных нарушениях на фоне структурно-морфологического поражения мозга. При этом нарушения касаются конкретно определенных функций, за которые отвечает подвергшийся патологическим изменениям участок мозга. ДЦП всегда сопровождается теми или иными нарушениями двигательной сферы человека, которые имеют не прогрессирующий характер. Это означает, что ребенок с ДЦП испытывает сложности с определенной категорией движений, координацией, ориентацией в пространстве. Форма и характер нарушений напрямую связаны с участком мозга, нейроны которого были подвержены повреждению.

Классификация форм ДЦП

В зависимости от основной причины ДЦП и локализации нарушения тканей головного мозга по ряду признаков выделяют несколько форм заболевания:

  1. Спастическая диплегия относится к наиболее распространенной и часто встречающейся форме ДЦП. При таком типе заболевания наблюдается двухсторонне нарушение мышечных функций, при этом больше поражаются ноги, руки и лицо в меньшей степени. Для данной формы характерны скелетные деформации и патологические изменения суставов. К возникновению спастической диплегии наиболее часто приводит рождения ребенка со значительной недошенностью. Нередко болезнь сопровождается резким снижением двигательной функции всех четырех конечностей, иногда частичным или полным параличом (тетраплегией). На фоне патологии черепных нервов могут развиться нарушения речевых, слуховых и зрительных функций. При такой форме ДЦП, если нет серьезных нарушений интеллектуального развития и значительных нарушений двигательной функции рук, дети имеют самые высокие шансы к социальной адаптации и самообслуживанию.
  2. Двойная гемиплегия — одна из наиболее сложных и тяжелых форм ДЦП, причиной ее развития чаще всего становится хроническая гипоксия плода в период вынашивания или в раннем младенческом возрасте (родовая травма). При данной форме развиваются такие нарушения, как спастический паралич всех конечностей, тяжелые деформации туловища, скованность суставов, которые начинают проявляться в очень раннем возрасте. На фоне двигательных дисфункций примерно в половине диагностированных случаев встречаются серьезные нарушения умственного развития — когнитивные (плохая память, отсутствие способности к познанию, пониманию окружающего мира), речевые, зрительные, слуховые нарушения, патологические изменения мышц лица, слабые глотательные, сосательные, жевательные рефлексы. Нередко дети с данной формой заболевания страдают эпилепсией. Прогнозы для таких пациентов неутешительные, патологии двигательных функций в сочетании с нарушением умственного развития приводят к неспособности самообслуживания.
  3. Гиперкинетическая форма чаще всего вызвана гемолитической болезнью новорожденных, причиной которой является иммунологический конфликт по резус фактору или группе крови матери и ребенка. При сильной форме заболевания происходит интоксикация новорожденного антителами крови матери, направленными против эритроцитов ребенка. Болезнь характеризуется чрезмерными двигательными реакциями мышц, которые вызваны нарушением мышечного тонуса. Скелетные деформации при данной форме болезни отсутствуют или слабо выражены. У детей наблюдаются различные виды гиперкинеза — непроизвольные движения от медленных червеобразных до быстрых прерывистых, спазмы мышц лица, судороги конечностей. Мышечный тонус может быть непостоянным от вялости и слабости в состоянии покоя, до гипертонуса при движении. Нередко при такой форме ДЦП наблюдаются нарушения слуха и патологии двигательной функции глаз. Интеллектуально такие дети могут развиваться в пределах нормы, нарушается лишь вербальная функция общения при выраженной дизартрии (нарушение произношения, речевого дыхания, артикуляции, темпо-ритмической организации речи).
  4. Атонически-астатическая форма чаще всего является следствием родовой травмы, хронической гипоксии и аномалий развития плода во время беременности. В большинстве случаев данная форма заболевания вызвана повреждением тканей мозжечка, иногда — коры головного мозга в лобной области. Для детей с данной формой ДЦП характерны такие симптомы, как очень низкий тонус мышц, несогласованность движений, нарушения координации, слабая способность удерживать равновесие при ходьбе. Иногда также наблюдаются нарушения речи, интеллектуальные патологии различной степени тяжести — от задержки умственного развития до тяжелых форм олигофрении.
  5. Гемиплегическая форма вызвана гематомой или кровоизлиянием с повреждением одного из полушарий мозга на фоне чего развивается одностороннее поражение конечностей. Гемипарез (ослабление мышц или частичный паралич) конечностей правой или левой стороны может сопровождаться спазмами и судорогами. В большинстве случаев больше нарушается двигательная функция руки. В зависимости от степени поражения полушария мозга могут наблюдаться также патологии речевой функции и задержка психического развития.

Диагностика состояния

К 12 месяцам жизни нормально развивающийся ребенок уже многое умеет. Он переворачивается, садится, встает на ножки, пытается ходить, произносит отдельные слова. Малыш отзывается на свое имя, эмоционально реагирует на окружающий мир, общается.

Конечно, у каждого малыша индивидуальный темп развития. Пойти своими ножками или начать говорить один ребенок может раньше, другой – позже. Однако патологии ЦНС обычно проявляются в совокупности.

Насторожиться родители должны, если в возрасте 1 года и старше:

  • не ползает и при этом не пытается ходить (некоторые дети делают что-то одно: или долго ползают, или сразу ходят);
  • не может самостоятельно стоять без опоры;
  • не говорит отдельные короткие слова («мама», «папа», «гав» и т.п.);
  • не пытается найти игрушку, спрятанную у него на глазах, не тянется к интересующим его броским вещам;
  • конечности малыша с одной стороны тела более активны, чем с другой;
  • у ребенка случаются судороги.

ПОДРОБНЕЕ: Классификация отслойки сетчатки
К году при церебральном параличе у малыша обычно налицо все признаки болезни: не прогрессирующие двигательные нарушения, нескоординированные движения, отставание в развитии. Диагностические методы, как правило, используются для подтверждения диагноза, исключения болезней с похожей клинической картиной, уточнения формы заболевания. Однако поставить точный диагноз малышу бывает непросто.

Ребенка обследует врач-невролог, который назначит МРТ – магнитно-резонансную томографию головного мозга. Цель данной процедуры состоит в выявлении пораженных участков мозга. Кроме того, МРТ помогает установить наличие изменений в веществе коры и подкорки мозга, а также определить их вид. Это может быть, например, снижение плотности белого вещества.

Болезнь диагностируется на основании выявленных характерных признаков. Проверяются условные рефлексы и тонус мышц, кроме того, делают МРТ мозга. Если есть подозрение на поражение мозга, проводят ЭЭГ и УЗИ.

Своевременно поставленный диагноз очень важен для маленького пациента. Важно распознать расстройство. Осматривать детей должны еще в роддоме, особое внимание врачи уделяют детям:

  • С небольшим весом.
  • Родившиеся преждевременно.
  • Имеющие пороки и аномалии развития.
  • С диагнозом «желтуха новорожденного».
  • Появившиеся на свет в результате тяжелых и продолжительных родов.
  • С инфекционными заболеваниями.

ДЦП диагностирует невролог, но он дополнительно может назначить другие анализы, чтобы уточнить диагноз.

Диагностика ДЦП охватывает такие этапы анализа:

  • УЗИ головного мозга;
  • КТ и МРТ;
  • Электроэнцефалограмма.

Основная цель лечения ДЦП – ликвидация сбоев в работе двигательной системы, речевых барьеров, исправление психического развития. Лечение подбирается индивидуально, учитывая все особенности каждого отдельного организма, ведь универсального лечения на сегодня не существует. Методы, которые сопутствуют позитивным результатам:

  • лечебная физкультура;
  • медикаменты, нормализующие мышечный тонус;
  • массаж.

Эффективными так же являются следующие методики:

  • метод Войта;
  • пневмокостюм Атлант;
  • нагрузочные костюмы;
  • занятия с логопедом;
  • ходунки, велосипед и другие тренажеры.

Если методы не дают изменений проводят хирургическую операцию, выполняют пластику мышечной структуры и сухожилий, придают тканям правильную форму. Таким способом удаляются контрактуры и поврежденные участки, стимулируют спинной мозг.

Анализируя детский церебральный паралич, причины возникновения которого могут быть различными, можно отметить, очень эффективный нетрадиционный метод — анималотерапия – лечение с помощью положительных эмоций от общения с животными (лошадьми и дельфинами).

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Лечение ДЦП — процесс длительный. Методику лечения составляет группа совместно работающих врачей. В группу входят детский невролог, врач лечебной физкультуры, врач-ортопед, логопед-дефектолог, педагог-воспитатель и психолог. При составлении методики учитывается возраст ребенка, форма и степень тяжести заболевания. К каждому ребенку с ДЦП необходим индивидуальный подход.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Кинезиотерапия

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

С 2004 года в России для лечения спастических и дистанических форм ДЦП успешно применяется ботулотоксин А, который снимает спастичность и скованность мышц, увеличивает движение в суставах и улучшает подвижность ребенка, а также устраняет болевой синдром. В целом применение ботулотоксина улучшает качество жизни больного, облегчает уход за ним.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Физиолечение

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.

ПОДРОБНЕЕ: Нейролептики – список препаратов. Типичные, атипичные, нейролептики нового поколения без побочных действий

Электропроцедуры не назначают больным, у которых есть судороги.

  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Ортезотерапия

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Ребенок с церебральным параличом. Классификация различных форм и видов дцп и их характеристика

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Признаки раннего проявления ДЦП

К проявлениям ДЦП относятся повышенная возбудимость и двигательная расторможенность нервных импульсов, чрезмерная активность и беспокойство мышечных реакций, что приводит к непроизвольным и неконтролируемым движениям. На фоне повышенной активности одной группы мышц может наблюдаться скованность и паралич других двигательных функций. Кроме того, ДЦП часто сопровождается нарушениями и расстройствами психических реакций, провоцирующих аномалии развития речи, слуха, зрения и функциональных расстройств пищеварительной и мочевыделительной системы. Нередко ДЦП сопровождается приступами эпилепсии.

Симптомы ДЦП могут проявиться у ребенка сразу после рождения, то есть в первые недели жизни новорожденного. Однако нередко случается так, что проявление признаков заболевания происходит постепенно, что значительно усложняет своевременную диагностику ДЦП. Для принятия адекватных мер по лечению и помощи ребенку важно распознать их как можно раньше.

У новорожденных детей диагностировать ДЦП достаточно сложно, поэтому при появлении у ребенка таких симптомов, как внезапные судороги, дрожь в теле, резкое сокращение мышц или наоборот крайне слабая двигательная активность конечностей, неспособность зафиксировать взгляд, прерывистое напряженное или слабое дыхание, нарушение сосательного рефлекса родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.

Один из первых проявлений ДЦП у детей младенческого возраста — у них гораздо позже начинают появляться естественные способности. Симптоматически это характеризуется такими признаками:

  1. Задержка двигательного развития — запоздалое появление способности приподнимать и держать голову, вырабатывания навыка переворачиваться со спины на живот и обратно, отсутствие целенаправленных движений при желании дотянуться до предмета (игрушки), позднее развитие умения сидеть и держать спину. В дальнейшем у детей с ДЦП наблюдаются проблемы с развитием навыков ползать, стоять и ходить.
  2. У детей с ДЦП гораздо дольше сохраняются рефлексы, которые присущи детям раннего грудного возраста. Например, это относится к ситуации, когда у ребенка старше полугода присутствует хватательный рефлекс. В норме этот рефлекс у детей 4-5 месячного возраста уже отсутствует.
  3. Нарушения мышечного тонуса. Очень часто на начальной стадии ДЦП могут наблюдаться такие явления как чрезмерная расслабленность или напротив повышенная напряженность отдельных мышц или мышечных групп. При таком состоянии мышц конечности ребенка могут принимать неправильное противоестественное положение. Чрезмерное расслабление мышц при ДЦП проявляется в неспособности нормального движения, болтания одной или нескольких конечностей, невозможности удерживать естественное положение тела. Повышенное напряжение приводит к скованности и стойкому тонусу мышц, из-за чего тело ребенка принимает принужденное неестественное положение. Характерным примером такого симптома являются скрещенные по типу ножниц руки или ноги.
  4. Односторонняя активность конечностей. Это можно заметить, когда ребенок стабильно использует только одну руку для манипуляций. При нормальном развитии дети до года при желании дотянуться до какого-либо предмета одинаково применяют обе руки, при этом данный фактор не зависит от того, какая сторона мозга у малыша доминирует. То есть, не имеет значения, будет ли он правшой или левшой, в младенчестве он использует обе руки с одинаковой активностью. Если это не так, то данный фактор уже сам по себе можно считать настораживающим.

На ранней (до 5 месяцев) и начальной резидуальной (от 6 месяцев до 3 лет) стадиях ДЦП патологии мышечного тонуса провоцируют нарушения двигательных способностей ребенка. Это проявляется такими симптомами:

  • Чрезмерная резкость и внезапность движений;
  • Неподконтрольные и абсолютно бесцельные движения;
  • Неестественно медленные и червеобразные движения.

Нередко еще в младенческом возрасте у детей с ДЦП проявляются такие патологические признаки, как судороги конечностей, дрожание отдельных мышц. Таким видом нарушений страдают около 30% детей с ДЦП.

Дети в возрасте от 18 месяцев и старше

Нормальным развитием малыша в этом возрасте считается, если он:

  • играет с другими людьми;
  • может «закатывать истерики»;
  • показывает любовь;
  • начинает работать;
  • может подниматься вверх по лестнице;
  • бросает мячик;
  • словарный запас пополняется, говорит короткие фразы;
  • начинает создавать вид игры;
  • может прыгать двумя ногами.

Необходимо отметить, что указанные этапы развития не всеобъемлющи. Некоторые дети достигают требуемых ориентиров раньше или позже, чем ожидалось, но при этом находятся в пределах нормального диапазона развития.

Поздние резуидуальные стадии ДЦП — симптомы

Поздние стадии ДЦП отмечаются у детей более старшего возраста, начиная от 3 лет. На основе уже сформированных нарушений, деформаций, ограниченности подвижности и тугоподвижности суставов, спастичности и патологических перерождений тканей мышц устанавливаются статичные нарушения. Следствием их становятся паралитические и гиперкинетические синдромы.

К поздним симптомам ДЦП относятся:

  1. Деформации скелета. Такой тип нарушений наблюдается у детей, имеющих спастическую форму ДЦП. Из-за неправильного движения и дисбаланса мускулатуры патологически изменяется процесс формирования костей. Это проявляется в виде искривлений, утолщений костей и суставов.
  2. Контрактура суставов. Скованность, деформации и патологические изменения суставных тканей вызваны неадекватным распределением нагрузки. В некоторых случаях определенные суставы атрофируются и теряют подвижность из-за нарушения мышечного тонуса (миогенные контрактуры).
  3. Атетоз. Постоянные неподдающиеся контролю извивающиеся конечностей червеорбразные движения с одной или двух сторон, приводящие к неестественному положению и деформации (кистей, ступней).
  4. Атаксия. Характерные расстройства координации и неспособность удержания статического или двигательного равновесия.
  5. Патологии мышечного тонуса различной степени тяжести. При сниженном тонусе мышц (гипотонии) наблюдается слабость и вялость движений. При повышенном тонусе (гипертонусе) — спазмы, судороги, тремор.
  6. Гиперкинезы. Непроизвольные, не поддающиеся контролю сокращения мышц, которые вызывают аномальные движения определенных частей тела — рук, ног, лица.
  7. Челюстно-лицевые деформации, нарушения зубного ряда. Возникают как одна из форм деформации скелетных костей черепа, развиваются вследствие нарушений функций мышц лица и других вторичных факторов ДЦП.
  8. Задержка умственного и психического развития. Может проявляться в различной форме в зависимости от типа и тяжести поражения тканей головного мозга — нарушение пространственных представлений, расстройства эмоционально-волевой сферы, трудность концентрации и переключения внимания, низкий объем памяти, отсутствие интереса и мотивации к познанию.

Кроме вышеописанных признаков важно отметить нарушения зрительных функций (косоглазие, атрофия зрительного нерва, близорукость), слуха и речевого развития. При тяжелых формах возможны также функциональные нарушения процессов мочеиспускания и опорожнения кишечника.

Спастический паралич/гемипарез

Данный тип церебрального паралича, как правило, поражает плечо и кисть руки на одной стороне тела, однако он может также затрагивать ногу. У недоношенных детей, как правило, обусловлен перивентрикулярным геморрагическим инфарктом (в большинстве случаев – односторонним) и врожденной церебральной аномалией (к примеру, шизэнцефалией) или ишемическим инфарктом.

Дети, страдающие от спастической гемиплегии, как правило, начинают ходить позже и передвигаются на цыпочках из-за жесткого сухожилия пятки. У пациентов с данным диагнозом зачастую конечности значительно короче и тоньше, чем у детей, не имеющих отклонений от развития. У ряда больных развивается сколиоз (искривление позвоночника).

Исходя из вышеизложенного, уровень социальной адаптации ребенка, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальным развитием пациента. Нередко случаются фокальные эпилептические приступы;

ДЦП — основные причины развития

Причины возникновения заболевания в подавляющем большинстве случаев спровоцированы осложнениями протекания беременности и патологиями первых недель жизни младенца. К причинам ДЦП в первую очередь относятся тяжелые заболевания и патологические состояния, которые перенесла женщина во время беременности. В первой группе — различные инфекционные болезни, которые приводят к внутриутробному инфицированию плода. Особенно опасны они в период формирования структур головного мозга.

Ко второй группе причин, провоцирующих морфологические и структурные изменения коры головного мозга плода во время беременности, относятся черепно-мозговые травмы, падения, удары с опасностью травмирования мозга у ребенка.

К основным причинам возникновения относятся такие факторы:

  • Недоношенность и как следствие недоразвитость мозга;
  • Хроническая гипоксия плода, провоцирующая кислородное голодание мозга;
  • Тяжелая форма токсикоза;
  • Тяжелые инфекционные заболевания;
  • Недостаток витаминов в период внутриутробного развития;
  • Тяжелые хронические общесистемные заболевания матери;
  • Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе;
  • Генетическая предрасположенность (наследственный фактор);
  • Отравление токсическими веществами, тяжелыми металлами, медицинскими средствами.

Причины послеродового возникновения нарушения тканей головного мозга чаще всего связаны с тяжелыми затяжными родами, родовыми травмами, асфиксией и инфекцией младенца в первые дни его жизни.

Гиперкинетический вид заболевания

Гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) ДЦП имеет следующие признаки:

  • непроизвольные движения конечностей;
  • неправильная постановка ног;
  • нарушения правильной позы позвоночника;
  • медленные движения;
  • судороги;
  • нарушение речи.

Статья в тему: Клостилбегит – инструкция по применению для мужчин, состав, форма выпуска, дозировка и цена

Этот вид ДЦП незначительно отражается на интеллекте ребенка, поэтому малыш может довольно успешно учиться в школе, вполне нормально контактировать с окружающими, успешно адаптироваться в социуме.

Причина – гемолитическая болезнь, осложненная ядерной желтухой. Поражены подкорковые структуры.

Преимущества остеопатии при лечении ДЦП

Как и любые тяжелые неврологические патологии, ДЦП лечится комплексно с применением медикаментозной терапии, физиотерапии, массажных техник и лечебной физкультуры. Большинство разработанных методик традиционной медицины направлены на снятие осложнений, улучшение кровоснабжения центральной нервной системы, а также исправление патологического двигательного стереотипа.

Для устранения тяжелых деформаций суставов и костей применяется хирургическое лечение. Однако все эти способы помогают устранить лишь последствия и осложнения заболевания. Стоит отметить, что многие из таких способов лечения имеют ряд побочных эффектов и могут быть весьма болезненными для ребенка.

В отличие от классической медицины остеопатические методики дают возможность воздействовать непосредственно на причины тех или иных нарушений, благодаря этому всегда имеют гораздо более эффективный результат. Классификация остеопатии:

  1. Структуральная остеопатия — этот комплекс методик применяется при терапии различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы, как с ограниченной, так и с неограниченной подвижностью.
  2. Краниосакральная остеопатия — применение различных техник для лечения неврологических патологий, в том числе у детей с нарушениями моторно-сенсорного развития, умственной отсталостью и проблемами социальной адаптации.
  3. Висцеральная остеопатия — комплекс мероприятий для воздействия на внутренние органы и функциональные системы организма.

Для лечения детей с нарушениями двигательных функций, спровоцированных деформацией скелета, туловища и суставов, а также патологиями мышечного тонуса применяются методы структуральной и краниосакральной остеопатии. При патологических осложнениях функций внутренних органов используются методики висцеральной остеопатии.

Одним из важных преимуществ остеопатии справедливо считается возможность раннего диагностирования заболеваний нервной системы и повреждений тканей головного мозга. Даже современные неврологические диагностические методики могут выявить патологию с определенного возраста ребенка, а остеопат может различить нарушения на стадии самого раннего развития.

При диагностике характера и причины нарушений остеопат выявляет конкретные зоны повреждения и разрабатывает индивидуальный курс и точную схему лечения для каждого пациента. Например, при блокировке определенной группы мышц изначально применяются техники для снятия напряжения мышечных волокон или зажатости нервных окончаний. Расслабление дает возможность улучшить приток крови и кислородное питание нарушенных тканей. В дальнейшем используются методики для восстановления нормального кровоснабжения и питания нервных тканей.

Для каждого типа нарушений в остеопатии разработаны конкретные методики лечения и восстановления. Если у ребенка в раннем возрасте появляются такие нарушения, как позднее физическое или умственное развитие, патологии рефлексов, двигательные зрительные и слуховые аномалии, то методы остеопатии способны помочь своевременно воздействовать на причины, вплоть до полного их устранения.

Чем раньше ребенок получит помощь, тем выше шансы на нормальное развитие и дальнейшую социализацию. Врач-остеопат всегда сотрудничает с другими узкими специалистами — неврологом, психиатром, окулистом, ортопедом. Наиболее эффективный результат дает сочетание методов классической медицины и остеопатии.

Массаж и ЛФК по Д.Сандакову — видео

Курсы

при ДЦП начинают проводить детям с возраста 1,5 месяцев. Успешно применяются классический массаж, сегментарный, точечный, с жидким азотом (криомассаж) и методика по Манакову. Массаж должен проводить только специалист, который может адекватно оценивать тонус мышц, степень воздействия, частоту сеансов и т.д. Родителям не рекомендуется самостоятельно делать массаж ребенку с ДЦП.

Лечебная физкультура при детском церебральном параличе обязательно включается в комплекс терапии, причем она должна быть систематической и регулярной. Комплекс упражнений и их сложность устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом всех его особенностей, возраста, уровня умственного развития и течения заболевания. Физические упражнения выполняются дозированно, нагрузка увеличивается постепенно, по мере улучшения состояния.

Дети с ДЦП обязательно должны выполнять следующие физические упражнения:

  • растяжка;
  • расслабление мышц и уменьшение тонуса;
  • увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела;
  • укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела;
  • упражнения на выработку выносливости мышц;
  • тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы;
  • тренировка равновесия путем хождения по наклонным плоскостям;
  • упражнения на увеличение силы мышц.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]