Синдром госпитализма у детей реферат по психологии

Госпитализм — это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома. Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах — в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.

Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.

Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования — наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери. Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм. Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.
Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

Госпитализм

Диагностика и лечение

Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:

  1. Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
  2. Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
  3. Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
  4. Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
  5. Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.

Идеальные условия для деградации

Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
  2. Разлука ребенка с матерью.
  3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
  4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
  5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете

Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер

Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

Госпитализация

Говоря о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений

Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни

Для развития анаклитической депрессии достаточно всего одной недели разлуки. Но проблема диагностики заключается в том, что, трудно отличить от апатичности и подавленности больного ребенка. И когда мать приходила в больницу навестить своего ребенка, то обнаруживала, что он ей совсем не рад, смотрит в сторону, не реагируя на ее слова (типичный признак анаклитической депрессии). И если мать шла к врачу с тревожным сообщением, что с ее ребенком что-то не так, то могла получить закономерный ответ: «Что ж, Вы хотите? Он же болен!»

По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в .

Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять.

Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми).

::

Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии

, которое мы даже не считаем проявлением патологии.


примечания

этих детей можно найти в другой книге Рене Шпица “Первый год жизни

”. В ней он тоже рассказывает о девяносто одном младенце, разлученных с матерями после трех месяцев. Но здесь он указывает, что это случилось в приюте за пределами США. Оказывается, с большими перерывами, он мог наблюдать этих детей до четырех лет. Шпиц подчеркивает:
«Еда, гигиенические процедуры, медицинская помощь были не хуже, чем в любом другом из известных мне учреждений, а в чем-то и превосходили»
. Но дети продолжали испытывать депривацию в этом приюте, и последствия ее были чудовищны:

«К возрасту 4 лет большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить и говорить. Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводили к смерти детей или к маразму .»

Феномен госпитализма в младенчестве

В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.

Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Синдром госпитализма у детей реферат по психологии

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.

Синдром госпитализма у детей реферат по психологии

Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.

Детская депривация

У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.

Причины возникновения расстройства

Госпитализм провоцирует отсутствие должного количества сенсорного, эмоционального и интеллектуального контакта с взрослым человеком у маленького ребенка. Риску подвергаются новорожденные крохи и дети с ослабленным здоровьем.

Малыши, страдающие этой патологий, начинают отставать в психоэмоциональном и физическом развитии. Осложнениями становится задержка роста, недобор массы тела, нарушение работы ЖКТ. Отсутствие медицинской помощи приводит к формированию сложных психиатрических расстройств. В том числе детского аутизма, шизофрении, младенческого маразма, способных стать причиной инвалидности.

Диагностика проводится на основании рассмотрения фактора психической депривации. В проведении осмотра принимают участие детские психолог и психотерапевт, дефектолог, терапевт. Проводится изучение семейного анамнеза. Дополнительным риском становится присутствие в семье психологических заболеваний, курения, употребления наркотиков и алкоголя родителями в период наступления беременности и матерью в месяцы вынашивания плода.

Как это выглядит во взрослом возрасте?

У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.

У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

Феномен госпитализма в психиатрии

Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

Как действовать

Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.

Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.

Примечания

  1. Овчаренко В. И.
    [https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC/ Госпитализм] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / под ред. Н. Д. Твороговой, ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Конечный Р., Боухал М.
    Психология в медицине. — Прага, 1974. — С. 290—296.
  3. Головин С. Ю.
    [https://vocabulary.ru/dictionary/25/word/%C3%CE%D1%CF%C8%D2%C0%CB%C8%C7%CC Госпитализм] // Словарь практического психолога.
  4. ↑ [https://vocabulary.ru/dictionary/30/word/%C3%CE%D1%CF%C8%D2%C0%CB%C8%C7%CC Госпитализм] // Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004.
  5. Wilson RS; Hebert LE; Scherr PA et al
    (March 21 2012). «[https://www.neurology.org/content/early/2012/03/21/WNL.0b013e31824d5894.abstract Cognitive decline after hospitalization in a community population of older persons]».
    Neurology
    . DOI:[//dx.doi.org/10.1212%2FWNL.0b013e31824d5894 10.1212/WNL.0b013e31824d5894].
  6. Блейхер В. М., Крук И. В.
    [https://vocabulary.ru/dictionary/28/word/%C3%CE%D1%CF%C8%D2%C0%CB%C8%C7%CC Госпитализм] // Толковый словарь психиатрических терминов. — 1995.
  7. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э.
    Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушанского. — Москва: Алетейа, 1999. — 504 с. — (Гуманистическая психиатрия). — 5000 экз. — ISBN 5-89321-029-8.
  8. Путятин Г. Г.
    [https://www.psychiatry.dsmu.edu.ua/1/3(20)2008.pdf#page=16 Диагностические критерии и клиническая характеристика синдрома госпитализма у больных шизофренией] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2008. — № 3 (20).
  9. Абрамова И. В.
    [https://psychiatry.dsmu.edu.ua/1/2(6)1999.pdf#page=113 Регресс личности в условиях институциализированной психиатрической помощи] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 1999. — № 2 (6).
  10. Путятин Г. Г.
    [https://www.psychiatry.dsmu.edu.ua/1/1(17)2007.pdf#page=53 Социально-психологические особенности госпитализма у больных параноидной шизофренией] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2007. — № 1 (17).

Профилактика возникновения синдрома

Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

Проявления в раннем возрасте

Среди самых главных симптомов детского госпитализма можно выделить следующие:

  • Неправильное физическое развитие.
  • Запоздалая способность ходить, говорить, а также нарушение мелкой моторики.
  • Психологическая, мимическая и эмоциональная скудность.
  • Ненужные, постоянно повторяющиеся движения – щелканье пальцами, раскачивание на стуле, качание головой и т.п.
  • Склонность к инфекционным болезням, в основном к простудам, и низкий иммунитет.

У малышей до года синдром проявляется в том, что они медленно набирают вес и отказываются от еды, много спят и практически не активны, имеют слабый мышечный тонус, не проявляют ответной реакции на голос и другие раздражители. Сегодня ни для кого не секрет, что нормально ребенок может развиваться, только если чувствует родительскую любовь.
Рекомендуем: Что такое когнитивное развитие?

В случае, когда у малыша нет родителей, с ним редко играют, не занимаются физической культурой, не учат правильно двигаться. Некоторые психологи считают, что если у каждого ребенка, который долго находится в больнице или живет в интернате, была бы личная няня, которая могла стать хотя бы на время матерью, о синдроме госпитализма у детей не было бы речи в современном мире.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]