Индивид – личность – индивидуальность
Следует отличать три понятия, которые относятся к человеку: индивид, личность и индивидуальность:
- Индивид – это биологическое существо из рода человека.
- Личность – это человек социальный, который обладает определенными социальными навыками, выполняет определенную социальную работу, занимает конкретную социальную роль.
- Индивидуальность – неповторимость образа конкретного человека, который своими качествами и навыками, знаниями и манерами отличается от других людей.
Индивид и личность – это не одно и то же. Человек рождается индивидом, однако личностью он пока не является, поскольку не обладает социальными навыками, знаниями и даже не проявляет каких-то качеств характера.
Однако личность и индивидуальность взаимодействуют между собой, хотя и не объединяются в единое понятие. Индивидуальные черты характера формируют личность. Вместе с тем личность – это исключительно социальное существо. Чтобы быть личностью, необходимо обладать какими-либо социальными навыками и занимать социальную позицию. При этом индивидуальные черты характера могут формироваться независимо от того, находится человек в обществе или существует сам по себе.
Все три понятия несомненно переплетены между собой:
- Человек рождается индивидом, который обладает всеми возможностями и предрасположенностями, которые будут способствовать формированию у него индивидуальных качеств и социальных навыков.
- Через воспитание и приобщение к социальной жизни человек становится личностью.
- Путем воспитания, самовоспитания, обучения, попадания в различные ситуации, эксперименты и прочие факторы формируются различные качества характера и манера поведения, которые и делают человека индивидуальностью, непохожую на других людей.
перейти наверх
Понятие индивида
Понятие индивид может использоваться в двух случаях:
- Когда человека относят к определенному виду живых существ. Все люди рождаются индивидами, поскольку генетически и биологически они обладают всеми характеристиками, которые делают их похожими на людей. Каждый, кто обладает таким набором биологических характеристик, является индивидом.
- Когда человека относят к определенной группе, однако делают его отдельной единицей. Группа состоит из отдельных индивидов. Каждый индивид составляет группу, если в нее входят несколько людей. Однако при этом группа не делает индивида пустым местом, он продолжает оставаться индивидом, который влияет на формирование и развитие группы либо может вообще ее покинуть.
Таким образом, индивид – это биологическое существо человеческого рода, которое носит определенный биологический и социальный набор качеств. Он является активным, биологически запрограммированным и социальным.
По-другому понятие «индивид» можно определить как «отдельный человек». Абсолютно любой человек является индивидом, несмотря на то, что обладает своим набором генетических качеств и личностных характеристик. Несмотря на различия во внешности, поведении и характере, абсолютно любой человек, который обладает общими характерными качествами, является индивидом с самого рождения и до самой смерти.
В психологии достаточно часто используется термин индивид, который может означать не только отдельного человека, но и определенный набор его качеств, отдельную единицу конкретной группы.
перейти наверх
Int-группы и ext-группы
Если деятельность социальной группы направлена на ее участников, как например, в спортивных клубах, то такая группа называется int-группой.
Если же деятельность социальной группы направлена на общество, то эта группа называется ext-группой. Хорошим примером такой группы являются различные волонтерские объединения.
Прогресс для человечества означает не только развитие техники и технологий, но и отсутствие войн и межнациональных конфликтов. Понимая, каковы основные признаки социальной группы, можно понять процессы, происходящие в обществе и повлиять на них. Тогда мир станет лучше.
При всей значимости «природных качеств» человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: «…сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» . Как же формируется «социальное качество» человека, его социальные характеристики? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем. Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты: — процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости; — вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе. В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает человеческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для того, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций. Во втором — имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека. Цель данной работы – изучены социальных характеристик личности, для достижения этого, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека?» Ведь не секрет, что, выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т.п. При этом надо иметь в виду, что деятельность личности в социуме — это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие.
Сущность социального поведения
Социальное поведение выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Определение 1
Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Элементы и признаки социального поведения 440 руб.
- Реферат Элементы и признаки социального поведения 220 руб.
- Контрольная работа Элементы и признаки социального поведения 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Кто такой индивид?
Индивид – это особь из рода homo sapiens, которую можно отнести к людям. Она обладает определенным набором генетических и биологических характеристик. По мере своего развития она приобретает социальные, личностные и индивидуальные качества.
Индивидами являются абсолютно все люди, которые рождены от человека женского пола. Только от того, что люди обладают различным характером и взглядами на мир, не делает их животными или пресмыкающимися. Здесь необходимо всего лишь обладать определенным генетическим набором, который делает существо человеком на внешний вид и функциональность его организма.
Индивидами все люди рождаются. Однако по мере своего роста индивиды становятся личностями. Это уже обусловлено теми условиями, в которых человек развивается и приобретает свои индивидуальные качества и черты. Личность не отменяет того, что человек остается индивидом.
перейти наверх
Дезадаптация у детей
На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:
- нежелание обучаться,
- педагогическая запущенность,
- повышенная утомляемость,
- серьезное истощение,
- отсутствие целенаправленности,
- проблемы с концентрацией внимания,
- алкоголизация в раннем возрасте.
К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:
- неадекватность оценивания себя в момент общения,
- отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных,
- завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам,
- эмоциональная нестабильность,
- тревожное состояние и боязнь общения,
- замкнутость,
- преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.
Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.
Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:
- излишней агрессией ребенка,
- заниженной самооценкой,
- отсутствием желания общаться,
- неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения,
- замкнутость,
- демонстрация своих эмоций на людях.
Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:
- личностным деформациям,
- задержке психического и физического развития,
- дисфункции мозга,
- одиночеству,
- расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.