Лидерство и конфликт в малой группе
Считается, что лидерство (от англ. leader — ведущий), — это способность людей оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели.
В то же время лидер – это член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими. Однако понятия «лидерство» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несет законной ответственности за состояние дел в группе. В малой группе, в которой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-психологический климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива.
Совокупность приемов и методов, применяемых лидером для оказания воздействия на зависящих от него людей, называется стилем лидерства. При авторитарном стиле лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения или его действия. Противоположным авторитарному является демократичный стиль лидерства, при котором он стремится управлять группой в тесном взаимодействии с остальными ее членами, предоставляя им известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле лидерства лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя ее членам неограниченную свободу действий.
Известны случаи, когда избранный руководителем стиль руководства приводил к напряжению межличностных отношений в малой группе, формированию конфликтной ситуации и групповому конфликту. Конфликт в малой группе представляет собой трудноразрешимую ситуацию, которая возникает в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между ее членами или нарушения равновесия между существующими в ней структурами. Он, как правило, возникает не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки членами группы.
В числе причин конфликтов наиболее существенной является наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы. Отрицательно влияет на управление группой со стороны формального лидера наличие в малой группе противоборства между различными ее членами (например, формальным и неформальным лидерами), микрогруппами.
К числу основных принципов организации и осуществления общения руководителя со своими сотрудниками, позволяющих избегать или вовремя разрешать конфликтные ситуации, относят следующие психологические, педагогические и организационные требования:
1. Общение с сотрудником должно осуществляться с учетом его личностных ценностей и индивидуальных психологических особенностей. Для того, чтобы достигнуть ожидаемых результатов во взаимодействии с ним необходимо всегда учитывать то обстоятельство, что психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен ее спецификой.
2. Для осуществления эффективного общения необходимо знать общие закономерности функционирования психики человека. Для этого руководителю нужны знания механизмов усвоения информации, особенностей ее восприятия во время общения, факторов, влияющих на продуктивность мышления и т.д.
3. Процесс общения с сотрудником, его элементы и технология должны заранее продумываться руководителем. Особенно важен учет этого принципа в первое время работы в должности руководителя.
Положительная реакция сотрудника на общение обязательно должна стимулироваться. Имеется в виду, что в этом случае руководитель оказывает благоприятную психологическую поддержку, создает условия для заинтересованности сотрудника в обмене той или иной профессиональной, социальной или другой информацией.
5. Учет внешних условий, в которых осуществляется общение. Внешние условия должны реализовываться в интересах общения.
6. Обеспечение активности субъектов общения. От этого зависит как объем произведенного обмена информацией, так и ее объективность. Вот почему уже на начальном этапе общения руководитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для формирования интереса сотрудника к общению, его личностную познавательную активность.
Дата добавления: 2017-02-28; | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
- C)конфликт между желанием и невозможностью его реализовать
- I. Малая группа. Человек в группе
- А.1. ПОЛЕТЫ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ.
- Анализ одной из трагедий Еврипида: тема, конфликт, проблематика.
- Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности
- Борьба за лидерство: Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев. Реформы 50-х – начала 60-х годов
- В первой группе критериев, характеризующих процесс управления персоналом в целом, мы предлагаем использовать следующие пять.
- Важно знать к какой группе расстройств относят диагноз пациента
- ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ, РАЗВОРОТЫ НА ВИСЕНИИ, ВИСЕНИЕ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ПОЛЕТ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ У ЗЕМЛИ.
- Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным.
- Взаимозависимость или взаимообусловленность интересов участников конфликта;
- Виды вооруженных конфликтов и их участники.
Поиск на сайте:
Виды разрушительного поведения
Психологам тяжело четко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.
Основная классификация видов такого поведения приведена ниже.
- Делинквентное
Являет собой противозаконные действия человека, что влечет за собой криминальную, административную и правовую ответственность. - Девиантное
Модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).
Почитать в тему:
Подростки с девиантным поведением
4
Последствия внутригрупповых конфликтов
Конфликт по существу — дисгармонизация межличностных или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно разрушительные для жизнедеятельности малой группы последствия его протекания. Среди специалистов общепринято мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.Роль конфликта в развитии группы. Тот факт, что благодаря наличию внутригрупповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении конструктивной точки зрения на конфликт. Робер М.-А и Тильман Ф. в книге «Психология индивида и группы» выделяют следующие последствия конфликтов в группе:
1. Образование подгрупп. Одним из стихийных выходов из напряжения, испытываемого группой, является образование подгруппы или изменение в их распределении. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство). Разделение на две подгруппы и скрытое разделение целей (иногда лично для лидеров) и сфер влияния может снять — по крайней мере на время — напряжение.
Пример: отношение между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.
2. Удаление инакомыслящих членов. Вынужденное или стихийное удаление (бегство) одного или нескольких членов, разобщенных или составляющих незначительное меньшинство, также может ослабить напряжение в группе, возникшее в результате конфликта между ее членами. Если влияние одного из этих членов равно нулю или сильно уменьшается, группа стремиться изгнать его (если он «спонтанно» уходит из группы ).
3. Выбор «козла отпущения». Конфликт может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения направленной на одного человека или на меньшинство, которых считают виновными в возникших трудностях. Агрессивность, вылившаяся на «козла отпущения», избавляет группу от напряжения. Она может сопровождаться или не сопровождаться изгнанием козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловлиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства или какая-нибудь другая группа.
4. Организационные изменения в группе. В результате напряжения в группе происходят:
ь Изменения групповой цели или фиксация общей цели.
Примеры: мобилизация сил одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, возникшее из-за внутренних распрей.
Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.
ь Изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.
Примеры: если в случае конфликта предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению противника, то это уменьшает напряжение.
Предусматривается создание подкомиссии.
ь Реформы структур группы:
Примеры: централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.
5. Появление или смена руководителя. Особым случаем изменения или установления роли личности в целях уменьшения напряжения является смена руководителя: его назначают или меняют.
Напряжение может быть устранено благодаря тому, что бывший руководитель становится козлом отпущения и назначается новый руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это вина руководителя.
6. Распад группы. Раскол членов и ликвидация группы является самым радикальным следствием внутреннего напряжения. Это происходит в том случае, когда силы распада в период напряженности были более активны, чем силы сплочения
Виды деструктивного поведения
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Профилактика деструктивного поведения
Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.
Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.
Источники
- https://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-lichnostju-i-gruppoj.html
- https://www.syl.ru/article/167327/new_destruktivnoe-povedenie-cheloveka-destruktivnyie-formyi-povedeniya
- https://EvriKak.ru/info/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/
- https://story-woman.ru/psihologia/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/
- https://PsyTheater.com/konflikt-lichnosti-mezhdu-gruppoy-i-lichnostu.html