Ролевой конфликт и его преодоление. Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. Примеры ролевых конфликтов

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. Поэтому достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт


это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида
. Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым

конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать — смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые

конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые

конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению все новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта, связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ

– это правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. Если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий — это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка все проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность — это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера — заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Поэтому появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

Поэтому признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание

, которое приводит к .

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Способы разрешения межгрупповых конфликтов вы найдете в нашей .

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль

, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции

, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится

.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Виды социальных ролей, мои социальные роли

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Сейчас я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, итак кто же я?

Мои первые социальные роли – дочь своих родителей, внучка бабушек и дедушек, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Также я еще подруга и приятельница. Я человек коммуникабельный, легко завожу знакомства. Мне везет в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студентка, в недавнем прошлом ученица. Мне нравиться учиться, хотя я не отличница, но зато, если мне необходимо выполнить что-то по учебе, как минимум, я всегда получаю положительные результаты.

Моя главная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так это статусная или должностная роль, которая приобретается тогда, когда человек начинает работать.

Итак, подведу итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, исполняемых личностью, образует ролевой набор личности. Формирование ролевого набора является результатом социализации, в процессе которой мы усваиваем новые роли.

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения

данных конфликтов являются:

Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека

. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий

между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе

и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

Описание межличностного конфликта

Планово-экономический отдел, в котором работают 11 женщин, возглавляет женщина предпенсионного возраста, проработавшая на предприятии более 20 лет и давно занимающая руководящую должность. В отдел приходит молодая сотрудница, активная, общительная, с хорошим образованием. Она быстро проявила способность самостоятельно решать производственные вопросы на высоком качественном уровне. Многие увидели в ней будущего начальника отдела. Начальник отдела, которая первоначально тепло приняла новую сотрудницу, стала необоснованно к ней придираться, делать обидные замечания на виду у всех, постоянно критиковать, вызывая слезы, обиду у молодой сотрудницы. Другие работники отдела не вмешивались в происходящие события. Начальник отдела была женщиной властной, привыкшей к администрированию и не допускающей каких-либо обсуждений своих действий. Молодая перспективная сотрудница оказалась перед выбором: уйти в другое подразделение или как-то изменить сложившуюся ситуацию? Это пример вертикального межролевого межличностного конфликта, основанного на опасении конкуренции.

Конфликт может возникнуть между личностью и группой, если личность займет позицию, отличающуюся от групповой. Конфликт между группой и руководителем наиболее тяжело протекает при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт возникает из-за несовпадения интересов различных формальных и неформальных групп, входящих в структуру организации. Примером межгруппового конфликта являются разногласия между руководством и персоналом. Это дисфункциональный конфликт.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует. Кроме того, один и тот же конфликт может быть и межличностным, и межгрупповым.

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков

. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина

.

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери

.

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми

, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете

: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери

, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек

.

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление

, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы

. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы

, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности

.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям

: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время

, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов

Так, авторы работы “Психология индивида и группы” различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:

1 Конфликт потребностей.Его

основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

2 Конфликт между потребностью и социальной нормой.

Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид)

и
Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид)
— сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

3 Конфликт социальных норм.

Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.

В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложи ли взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:

1 Мотивационный конфликт.

Это конфликты между бессознательнымистремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).

2Нравственный конфликт,

который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

3Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности.

Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.

4Ролевой конфликт.

Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей
(межролевой
внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (
внутриролевой
конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войну убивать.

5 Адаптационный конфликт.

Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

6 Конфликт неадекватной самооценки

возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.

Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.

7 Невротический конфликт —

результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Внутренние причины

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом;
  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
  • противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
  • противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность “не убий” и долг защиты отечества на поле боя.

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ — большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, 2)

положением личности в организации,
3)
положением личности в обществе.

1 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе,

могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе “Психология индивида и группы” выделяются в этой связи
четыре
вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум иди часовой, не пропускающий в то или иное место;

2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей,— мы находимся в состоянии фрустрации.

Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группыоказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

2 На уровне организации

внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);

2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается);

3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании);

4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (В нашем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг “план любой ценой”);

5) противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в выходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. — такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемыми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям);

6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации. (Многие люди в качестве жизненно важной цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт);

7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами- В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие);

8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. (Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию).

3Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе.

Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям,

наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.

Стресс

(от англ. stress— давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность не способна его вовремя и конструктивно разрешить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих. Подробнее эта проблема будет рассмотрена в гл. 11.

Фрустрация

(от лат. frustratio — расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация — всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Ее можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Фрустрация — негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т.е. устойчивость личности к фрустраторам. Фрустратор — это причина, вызывающая фрустрацию. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. И чем сильнее внутриличностный конфликт тем больше глубина фрустрации. Разные люди справляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности и обладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции на внутриличностный конфликт.

Неврозы

(от греч. neuron — нерв) — это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу- В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально,— важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в
невротический конфликт.

Как избежать?

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах: все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Ролевые конфликты случаются часто:

они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка

, которую допускают индивиды — это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

Что является причиной социальных конфликтов? узнайте прямо сейчас.

В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:

Общение и взаимоотношения для человека важны так же, как и дыхание. Ведь без них мы не сможем научиться даже самому элементарному. С самого начала жизни мы общаемся с родными, затем с детьми, взрослыми, потом и сами взрослеем. Отношения с каждой страничкой жизни видоизменяются: сначала мы дети, сестры, братья, потом для кого-то друзья, одноклассники, коллеги, подчиненные или руководители. В зависимости от выполняемых нами функций мы играем разные социальные роли.

Глеб – хлеб ))))))))))))))))))))

Ролевой конфликт– ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов˸ межролевыеи внутриролевые.

К межролевымотносят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять чересчур много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда ʼʼТеория ролевой напряженностиʼʼ.

Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Анализ внутриролевогоконфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты являются частым явлением.

Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.

Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона.

Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли её исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две˸ ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.

Межролевыеи внутриролевые Конфликты — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Межролевыеи внутриролевые Конфликты» 2020, 2017-2018.

Конфликт — что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль — это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта. Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами. Внутриролевые противостояния зависят от восприятия человеком своего поведения с точки зрения ожиданий, которые имеет к нему его окружение. Происходит процесс наслаивания представлений людей и их групп на роль, выполняемую одним субъектом.

Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному. Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто. Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.

6.1.2. Виды конфликтов

Конфликты разделяют по различным признакам в зависимости от подхода и целей анализа. Обобщенная классификация конфликтов представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Виды конфликтов

[196]

В организации более предпочтителен открытый реальный

(реалистический) конфликт, в котором разногласия сторон четко выражены, а цели не выходят за рамки возможного в данных конкретных условиях. Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе, но многие кажущиеся «деловыми» конфликты основаны на чувствах и взаимоотношениях. Это скрытые, «тлеющие» конфликты. Они скрыты от наблюдателя и распознаются по косвенным признакам, главный из которых – напряженность в межличностном общении.

Нереальные

конфликты чаще всего обусловлены выражением накопившихся отрицательных эмоций, обид. Конфликтное поведение в таком случае не преследует конструктивной цели, не ведет к развитию отношений и всегда дисфункционально.[197]

Часто в организации возникают мотивационные конфликты, конфликты интересов, коммуникации и т. п.

Управление конфликтами в организации предполагает воздействие на людей, участвующих в конфликте. В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия выделяют внутриличностный, межличностный, межличностно-групповой и межгрупповой конфликты.

Среди внутриличностных

конфликтов доминируют ролевые, которые разделяются на межролевые и внутриролевые.
Межролевой
конфликт возникает, если сотруднику приходится «играть» сразу несколько ролей, которые ему не удается гармонизировать (например роль друга и руководителя по отношению к одному и тому же человеку).
Внутриролевой
конфликт возникает в случае, если представление работника о роли (поведении в соответствующей должности) не совпадает с требованиями или ожиданиями организации (должностными инструкциями) или вышестоящего руководителя (часто это выражается в конфликте нравственных ценностей). Такие конфликты могут быть функциональными или дисфункциональными в зависимости от того, какую роль выберет для себя человек как главную и сможет ли он гармонизировать свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

Кроме ролевых выделяют следующие внутриличностные конфликты:

1) конфликт выбора в условиях изобилия

, когда человек испытывает сомнения, следовательно, имеет место внутриличностный конфликт;

2) конфликт выбора наименьшего зла

, когда все варианты вызывают внутреннее сопротивление, но выбирать необходимо именно из них;

3) конфликт противоположного восприятия

, который возникает из-за противоположного восприятия одной и той же ситуации работником и, например, членами его семьи, от решения которых зависит его положение.

Межличностный конфликт в организации является наиболее распространенным. Это может быть борьба руководителей за ограниченные ресурсы (финансы или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта и т. д.) или ссора двух сотрудников, имеющих различные характеры, взгляды и ценностные ориентации, что приводит к невозможности взаимодействия друг с другом в трудовом процессе.

Описание межличностного конфликта

Конфликт может возникнуть между личностью и группой, если личность займет позицию, отличающуюся от групповой. Конфликт между группой и руководителем наиболее тяжело протекает при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой

конфликт возникает из-за несовпадения интересов различных формальных и неформальных групп, входящих в структуру организации. Примером межгруппового конфликта являются разногласия между руководством и персоналом. Это
дисфункциональный
конфликт.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует. Кроме того, один и тот же конфликт может быть и межличностным, и межгрупповым.

Почему возникает конфликт ролей?

Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества. Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте. Сначала происходит действие человека (в рамках его деятельности), затем анализ его поведения извне на основе перечисленных механизмов, потом дается оценка.

Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий

Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.

  1. Разделение ролей.
    Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и «перезагрузки». Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
  2. Рационализация.
    Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.

Определение и теория

Согласно определению ролевого конфликта одного из ведущих специалистов в области ролевых теорий, Брюса Биддла, «ролевой конфликт — это любое из нескольких возможных относительно продолжительных несоответствий между элементами ролей, проявляемых людьми в социальной ситуации, которые приводят к проблемам для одного или большего числа этих людей как индивидуумов».[1]

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов: а) организационными

(ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями); б)
межличностными
(стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями); в)
личностными
(мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Типы ролевых конфликтов

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой

— внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б)
интерролевой
— внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в)
интраперсональный
— внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г)
интерперсональный
— внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.[2]

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять её внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя своё ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, является невротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение — субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Классификация конфликтов (стр. 2 из 3)

– Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).

– Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

– Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности – конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.

– Ролевой конфликт – выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.

– Адаптационный конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле – как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

– Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.

– Невротический конфликт – результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:[8]

– Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).

– Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3. Фрейд).

– Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин).

– Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).

– Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).

– Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В. Франкл).

– Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между ее мотивами (А. Леонтьев).

Межличностный (социально-психологический) конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой.

Как показывают результаты экспериментов, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой (социальный) конфликт.

Общество состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самом высокоорганизованном обществе между такими группами могут возникать конфликты. Аналогичные процессы происходят на уровне предприятия Например, неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.

По направленности все конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные» .[9]

К «горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

К «вертикальным» конфликтам относятся такие из них, которые затрагивают лица, находящиеся в подчинении один у другого. Эти конфликты изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные.

В «смешанных» конфликтах представлены и «горизонтальные», и «вертикальные» составляющие.

По функции конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные, неконструктивные). [10]

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психоло­гического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствованиях (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Они делятся на два вида:

Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.

Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе и определяется его половой и этнической принадлежностью, социальным и финансовым положением, профессиональным мастерством и так далее.

Социальная роль, в свою очередь, это его ожидаемое поведение, определяемое занимаемым статусом. Но часто возникают ситуации, когда выполняемая роль не соответствует занимаемому статусу, либо исполняемые роли, две или более, вступают в противоречие друг с другом. В этом случае говорят о ролевом конфликте личности.

Разная степень остроты и глубины ролевых конфликтов связана со следующими двумя факторами:

степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям — чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызвать;

степенью строгости предъявляемых ролями требований — чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт .

В самом общем виде выделяются два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли.

Часто две или более роли заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности человека. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей. Женатый директор должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как к руководителю, работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или человека, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Во многих исполняемых людьми ролях существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к обществу, традициям, трудовому коллективу, семье входят в конфликт с желанием побольше заработать, не выполнять или плохо выполнять свои обязанности, скрывать нарушения. Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу .

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое «Я» защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят рационализацию, разделение и регулирование ролей.

Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми человек пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается.

Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей

— один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Рационализация скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Классическим примером является сюжет басни И.А. Крылова «Лисица и виноград». Вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение, суть которого — рационализация ролевого конфликта. Стоит убедить себя в том, что «На взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой» — и конфликт исчерпан. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность .

Прием разделения ролей

снижает ролевую напряженность и устраняет ролевой конфликт путем временного удаления из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.

Это характерно для ролей, требующих от человека особого напряжения в одной или нескольких из них. Такова, например история канцлера Германии Отто фон Бисмарка, которого за бешенный темперамент, силу воли, непримиримость к политическим противникам прозвали «диким юнкером», и который в то же время в общении со своей женой был необычайно ласков и заботлив, проводя с ней время за чтением сентиментальных романов. Его основная деятельность и семейная роль были полностью разделены.

Рабочая одежда, униформа и профессиональные звания помогают людям в разделении своих ролей. Образно говоря, каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых масок и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе друзей весел и остроумен.

Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если человек не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся конфликтами.

Регулирование ролей

отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего, тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — это формальная процедура, посредством которой человек освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что общество берет на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли.

Солдаты, принимающие участие в боевых действиях, могут убивать солдат противника. Выполняя приказ командования, они не ощущают той напряженности конфликтной роли, как если бы они поступали так в мирное время.

Ролевой конфликт не являет собой конфликтную ситуацию, которая происходит между двумя и более людьми. Это происходит внутри каждого человека. Можно сказать, что все мы имеет несколько личностей внутри себя. Не стоит делать поспешных выводов о собственном психическом состоянии. Так, каждый из нас выполняет определенные социальные роли (мать, начальница, дочь и пр.). Вот о между каждой из них и пойдет дальше речь.

Виды ролевых конфликтов

  1. Статусный конфликт
    . От этого не застрахован никто. Так, личность занимает новую должность. На нее возлагают какие-то надежды, ожидания и внезапно по определенным причинам ей не удается их оправдать. В итоге это порождает мнение окружающих о ней как о некомпетентном, не способном выполнить свои обещания человеке. Мало того, если работа носит командный характер, возникают трудности во взаимодействии с каждым из сотрудников.
  2. Внутреннее «Я»
    . Причиной этого ролевого конфликта служат противоречия, возникшие между собственными ожиданиями и личными способностями. К примеру, человек полагает, что способен справиться с определенными жизненными трудностями, но на практике его ожидания не оправдываются, его охватывает паника и он не в состоянии что-либо предпринять. Не будет лишним привести пример, когда человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не вырос» из прежней. В Индии девочек рано выдавали замуж. У одной такой невесты утонул ребенок. В чем была причина? Его молодая мама не заметила опасности т.к. ушла поиграть в куклы со сверстницами.
  3. Неоднозначность
    . Внутриличностный ролевой конфликт возникает тогда, когда перед индивидом два разных требования, неоднозначность условий которых способна ввергнуть его в стрессовое состояние. К примеру, максимально эффективное выполнение своих рабочих обязанностей возможно при соблюдении предписанных правил по технике безопасности. Все бы ничего, но на данном заводе, предпринимательстве таковые правила не были предусмотрены.
  4. Недостаточность ресурсов
    . В данном случае причиной возникновения ролевого конфликта есть нехватка времени, влияние обстоятельств, отсутствия и пр., что делает невозможным выполнением задач, поставленных перед человеком.

В чем сущность ролевого конфликта?

Ролевой конфликт являет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Это своего рода показатель наличия проблем во взаимодействии с окружающей средой. Он задерживает принятие решений. Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я». Конечно, никто не говорит, что этот процесс может быть приятен, но, как известно, ничто великое, значимое не достается просто так. Поначалу, в момент ролевого становления, считается вполне нормальным возникновение некоторых неудобств. Во многом именно от действий личности зависит то, справится ли она с ролевым конфликтом или нет.

Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие: человек с гуманитарным складом ума поступает в технический ВУЗ, где, разумеется, сталкивается с трудностями. Не менее распространенным является конфликт, когда приходится «привыкать» к роли матери, замужней женщины, пенсионера или студента.

Дабы преодоление конфликта любого характера происходило без особых негативных последствий, необходима психическая подготовка, сила воли и желание улучшить свое ментальное здоровье.

Теория межличностного конфликта. Теория Левина и Дойча: межличностный конфликт

Говоря о конфликтологии как о межпредметной области знания, мы уже не раз отмечали существующую диалектическую и структурную взаимосвязь между социальной и психологической стороной конфликта, выраженную на практике в развивающем функциональном потенциале конфликта. Но степень этой функциональности различна и зависит от индивидуальных качеств личности – каждый реагирует на конфликтную ситуацию по-своему, поэтому социальная психология разделяет конфликты на следующие группы:

• Личностные конфликты (психологические, мотивационные, когнитивные, ролевые, внутриличностные);

• Межличностные конфликты (психоаналитическая интерпретация, теория «удовлетворение потребностей» (К. Левина), теория «зависимости от контекста» (М. Дойч), конфликты в различных сферах взаимодействия);

• Межгрупповые конфликты (мотивационный подход, ситуационный, когнитивный, интегративный);

• Внутригрупповые конфликты (Козер: позитивные функции конфликта, Левин: «пространство свободного движения», Дойч: зависимость внутригрупповой ситуации от характера взаимосвязей между членами группы).

>Личностные конфликты

1. Психологические конфликты внутреннего мира человека принято разделять в социальной психологии на интрасубъектные, относящиеся к общепсихологической проблематике и описанию психологии личности, и интерсубъектные, или интерперсональные, конфликты (межличностные и межгрупповые). Разделение это весьма условно, ибо общность всех вышеназванных видов конфликта очевидна в реальной ситуации взаимодействия. В любой конфликтной ситуации происходит противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как его психологическая проблема. Такое переживание вызывает внутреннюю работу и требует выхода в ситуации конфликта. А исход этой ситуации зависит от субъективной направленности личности (ее смысловых и ценностных установок) и от объективных условий конфликта. Поэтому поведение личности в конфликте и после него не определяется однозначно ее предконфликтной направленностью. «В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками» [Цит. по 5, С.32-35]

2. Мотивационные конфликты: известный психолог К. Левин считал причиной таких конфликтов не внутренние психологические противоречия, а проблемы, связанные с конкретной жизненной ситуацией «мучительного выбора», т. е. актуализации одновременно противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Он выделял три вида таких ситуаций:

• выбор между двумя в равной степени привлекательными возможностями;

• между двумя одинаково непривлекательными возможностями;

• наличие цели, в равной степени привлекательной и непривлекательной для личности.

3. Когнитивные конфликты: столкновение несовместимых представлений; так называемая ситуация «когнитивного диссонанса». Чем сильнее диссонанс, который зависит от значимости для субъекта противоречащих представлений, тем больше человек стремится к ослаблению или устранению ситуации противоречия.

4. Ролевые конфликты: возникающие из-за противоречий между различными ролевыми обязанностями личности. Из-за диссонанса между личностными возможностями и нормативным ролевым поведением могут возникать ситуации ролевого конфликта. Например, конфликт «Я-роль» является следствием такого противоречия – «конфликт долга и личных мотивов» [Цит. по 5, С.32-35]. В такой ситуации человек оказывается перед выбором: изменить себе и отказаться от роли или же найти компромиссный способ ослабления и снятия противоречий.

5. Межролевые конфликты: происходят в ситуации, когда разные ролевые позиции и требуемое ими поведение оказываются несовместимыми (противоречия между семьей и профессией, ролью начальника и друга и т.д.).

Межличностные конфликты

Межличностными называют конфликты, связанные с коммуникативной активностью индивида, поведением личности в ситуации общения. Существует несколько подходов к изучению таких конфликтных ситуаций. Наиболее популярны из них два: позиция К. Левина о «конфликте между собственными и вынуждающими силами» [28, С.5-6] и взгляд М. Дойча на конфликт как на конкуренцию[18, С.1-5].

В западной литературе подобного рода ситуации получили название «Индустриальный конфликт». «Индустриальный конфликт» — конфликт между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов, противоречий в организационных структурах, а как следствие, существование межличностных конфликтов в сфере формальных и неформальных взаимоотношений. «Пока один человек имеет власть над другим (независимо от природы их взаимоотношений), всегда есть возможность того, что проявление этой власти будет рассматриваться как спорное или необоснованное».

М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.

1. Кооперация-конкуренция: близкие друзья и коллеги относятся к корпоративному полюсу измерения, а политические оппоненты, личные враги или разводящаяся пара – к конкурентному.

2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип взаимоотношений может также рассматриваться как доминантность-подчиненность, автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники, друзья находятся на равном полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок, учитель-ученик — на неравном.

3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.

4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений: при неформальных отношениях сами участники общения определяют характер действий, время и перемещение; при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.

5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, а также степень взаимозависимости участников общения. Отношения в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент интенсивны, а в случае продавец-покупатель поверхностны.

Фрейдизм в конфликтологии

Фрейдистский подход предполагает, что источники конфликтности находятся в самой структуре личности. Согласно 3.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я – Я — Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности. Оно — принципом удовольствия. «Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия. Я — принципом реальности. «Я» появляется в результате контакта личности с внешним миром. Оно уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей. Сверх-Я — принципом долженствования. «Сверх-Я» появляется в процессе социализации. Оно содержит в себе нормы, правила, нравственные ценности. Конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» (Оно), «могу» (Я) и «надо» (Сверх-Я). Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации. В основе поведения лежат потребности, которые нельзя устранить, а только признать и найти им соответствующую форму удовлетворения. На основе теории Фрейда можно проанализировать внутриличностные конфликты как конфликты между мотивами, ценностями и самооценкой. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А.Шипилов). Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»). Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»). Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели, некритичность по отношению к нелогичности своего поведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]