Клиническая психология. Определение, предмет, задачи.

Клини́ческая психоло́гия

(
медици́нская психоло́гия
[1][2]) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Предмет клинической психологии

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию[3].

В России долгое время был принят термин «медицинская психология

», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина[4].

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Общая характеристика направления

Существует масса стереотипов, которые формируют ложное мнение о профессии. Зачастую пациенты не могут отличить психолога от психиатра или психотерапевта, а основной задачей врачей считают серьезные нарушения психический деятельности. В чем заключается путаница?

Психиатр диагностирует и лечит только психически больных пациентов. У них неправильно работают сосуды, мозг и сама нервная система, что провоцирует смену характера, развитие галлюцинаций, ухудшение памяти. Психиатрическая терапия зачастую базируется на уколах и таблетках. Психотерапевт и психолог работают только со здоровыми людьми. Врачи помогают выявить, проработать, искоренить проблему, которая мешает пациенту качественно функционировать.

Психологом может называть себя тот, кто получил высшее психологическое образование. Психотерапевт – психолог, у которого есть длительный опыт практической деятельности. В целом, на освоение профессии человеку придется потратить 12 лет жизни.

В идеале – психолог работает как помощник психотерапевта. Это своеобразная стажировка перед самостоятельной деятельностью и приемом пациентов. Он может выслушать, вежливо кивать головой и спросить, как именно клиент планирует решить свою проблему. Это весь перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста. Обычно психолог работает с эмоциями, поскольку самому человеку бывает сложно их распознать.

Можно ли проработать внутренние проблемы с психологом?

Представление о профессии психолога и психотерапевта сформировано в большей мере зарубежными фильмами и необоснованными домыслами. Нам кажется, что зрелый мужчина с бородой усадит нас на кушетку, выслушает историю жизни и предложит четкие пути решения всех проблем. Но это не так, а выдуманная картинка максимально далека от реальности.

На самом деле психолог не может самостоятельно принимать пациента и давать собственные рекомендации, поскольку у него нет достаточного опыта и практики. Врач может работать в связке с психотерапевтом, проводить предварительную диагностику пациентов, определять их страхи/переживания/уязвимые места и передать полученную информацию старшему специалисту.


Почему не рекомендуется посещать психолога для проработки внутренних переживаний? Поскольку врач не может предложить пациенту варианты решения проблемы, он становится вольным слушателем. В некоторых случаях человеку нужно просто высказаться и вернуться в нормальный ритм, но такая схема подходит не всем. Известны случаи, когда пациент получал временную поддержку, но не облегчение, а позже становился эмоционально зависимым от слушателя.

Согласно статистике, каждый третий человек на планете живет с тревожно-депрессивным расстройством. Человечество пребывает в состоянии стресса и чаще всего пытается подавить плохое настроение, а не выяснить его причину и побороть следствия. Одной силы воли не всегда достаточно, поэтому и существуют психотерапевты. Именно к ним нужно обращаться за списком из последовательных действий, которые помогут посмотреть на ситуацию под другим углом, отпустить ее или, наоборот, завершить гештальт.

Если вы хотите высказаться, но не можете рассчитывать на друзей или родственников – посетите психолога. Он не сможет проанализировать ваше состояние, выявить болезнь и предложить методы ее коррекции. Всем вышеперечисленным занимается психотерапевт.

История появления и определение

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе[5].

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов[6]. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма Джеймса Борис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон[5].

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение[7]. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях[8].

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic

[9]. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах[10].

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Медицинский психолог

Сегодня обращение за помощью к психологам постепенно становится нормой жизни — конфликты на работе и в семье, различные трудности в общении с людьми и встраивании межличностных взаимоотношений заставляют задуматься и обратиться за помощью к специалисту.

На Западе и в США обращение к психологу уже настолько вошло в повседневность, что походы за советом к специалисту стали настолько же привычны как и поход в магазин. В России ситуация немного другая, исторически роль психологов у нас играют друзья или родные, а чаще человек сам пытается справиться с проблемой.

Для чего люди идут за помощью к психологам общей практики относительно понятно, но кто же такой медицинский (или клинический) психолог, чем и кому он может помочь?

Разделы клинической психологии

В клинической психологии выделяются следующие разделы:

  1. Патопсихология;
  2. Нейропсихология;
  3. Психосоматика;
  4. Психология аномального развития;
  5. Психотерапия

Патопсихология и клиническая психопатология

Основная статья: Патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам[11].

Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Основная статья: Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.

Психосоматика

Основная статья: Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены[12].

Психологическая коррекция и психотерапия

Основная статья: Психологическая коррекция

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья[13], психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

В чем разница между психотерапией и психологической помощью?

Психотерапия – одна из разновидностей психологической помощи. Ее проводят только опытные врачи, которые стали психологами, прошли стажировку и приступили к практической деятельности. Что нужно знать о направлениях и как проходит терапия?

Особенности психологической помощи

Психологическая помощь – область практического применения психологии. Это специфическая работа с людьми, которая предусматривает множество правил и ограничений. К психологической помощи относят:

  • психопрофилактику (направлена на предотвращение возможных проблем);
  • просвещение (посещение лекций или семинаров об устройстве человеческой психики, информирование о потребностях организма и поддержании эмоционального здоровья);
  • консультирование (психологическая помощь пациентам, которые находятся в пределах нормы по развитию, психологической адаптации и личностному потенциалу);
  • психодиагностику (выявление проблем и других психологических показателей через проведение тестов или беседу);
  • психотерапию (решение глубинных личностных проблем, трансформация личности, избавление от фобий или установок, которые мешают качественной жизнедеятельности);
  • психиатрию (комплексная терапия с использованием медикаментов и различных подходов к пациенту);
  • психокоррекцию (восстановление нормального эмоционального состояния и личностных черт человека).

Все виды психологической помощи так или иначе взаимосвязаны. Их могут проводить разные специалисты в зависимости от образования, опыта и специализации.

Выделяют несколько критериев психологической помощи. Один из них – доброжелательность врача. Пациент должен чувствовать комфорт и спокойствие, а не стресс и стыд за собственную жизнь. Психолог должен внимательно слушать, отказаться от осуждений, ориентироваться на нормы/ценности пациента, а не социально принятые установки. Психологу запрещено давать советы, это прерогатива психотерапевта. Также врач должен гарантировать полную анонимность и пресекать любые попытки подружиться с пациентом или завести романтические отношения вне кабинета. Это сведет на нет объективную оценку действий с обеих сторон и нивелирует терапию.

Особенности психотерапии

Человеческую психику можно сравнить с компьютерной программой. Поломки, которые возникают на разных уровнях, требуют специфической коррекции и последующих профилактических мер. Сперва психотерапевт определяет уровень, на котором у человека происходит сбой и начинает формировать последовательность упражнений/задач, чтобы избавиться от проблемы. Длительность терапии определяется в каждом конкретном случае. Один и тот же психотерапевт может изменить жизнь пациента за один двухчасовой сеанс, а в другом случае – изучать человека и его патологии месяцами или годами.

Каждое посещение психотерапевта строго расписано. На некоторых (или всех) сеансах может присутствовать психолог в качестве стажера. Так он нарабатывает навыки и учится у профессионала. Если пациент не готов обсуждать свою жизнь с двумя людьми, то предупреждает об этом врача и остается на разговор тет-а-тет. На первых консультациях человека просят пройти гору тестов, которые укажут не его внутреннее состояние, социофобию, некоторые страхи, но окончательный вердикт выносится только после индивидуального разговора. Затем психотерапевт составляет тему посещения, прописывает занятия и упражнения, которые человек должен сделать в его присутствии и самостоятельно дома.

Первые реальные результаты могут произойти спустя несколько недель, месяцев или даже лет, в зависимости от индивидуальных особенностей и воздействия внешних факторов. Психотерапевт ориентируется на перемены, происходящие с человеком и постепенно выводит его на новый уровень, возвращая к нормальной жизнедеятельности.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Психотерапия

Основная статья: Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально — образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Кто такой клинический нейропсихолог и где он может работать

Нейропсихологи работают в крупных соматических больницах, в психиатрии, и в специализированных учреждениях для неврологических расстройств. И нейропсихология, и служба ПП имеют доступ к проверенным тестам и другим методам обследования.

Клиническое психологическое лечение включает в себя широкий спектр работ: от классического психоанализа до других форм терапии:

Лечение также включает абилитацию людей с ограниченными возможностями и реабилитацию после болезней и травм, которые привели к инвалидности.

Некоторые клинические психологи являются частными практикующими психотерапевтами, но подавляющее большинство работает в системе общественного здравоохранения, где они входят в команду врачей, медсестер, социогномистов и других профессиональных групп.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья

считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь

характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние

, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ-10) и Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5).

Проблемы, которые помогает решить клинический психолог

После основного курса лечения, каждому человеку попавшему в поле зрения психиатра или психиатра-нарколога, как правило, показан курс постлечебной реабилитации, который подразумевает обязательное посещение психотерапевта. Курс психотерапии как правило рассчитан на определённый срок, но встраивается всегда индивидуально, исходя из заболевания человека и медицинских показаний.

Основной задачей психотерапии является ресоциализация больного, возврат к обычной жизни, возврат на работу или учёбу. То есть, помощь в восстановлении нарушенных болезнью отношений с обществом. Зачастую люди, попавшие в беду, пережившие психоз или пережившие период зависимости сталкиваются с трудностями возврата к той жизни, которая привычна обычному человеку.

Помимо проблем социального толка, таких как трудоустройство или учёба, из-за болезни возникают конфликты в семье, непонимание близких или категорическое неприятие своей болезни. Эти и многие другие проблемы и помогает решать именно клинический психолог, которому хорошо известна природа как психических расстройств так и этапы формирования зависимости.

Примечания

  1. Клиническая психология : учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — С. 9, 268, 269. — 864 с. — (Серия «Учебник для вузов»). — ISBN 9785459008081.
  2. Медицинская психология / Тхостов А. Ш. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 505. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  3. Карвасарский, 2011, с. 18.
  4. Карвасарский, 2011, с. 9.
  5. 12Benjamin L. T.
    The Birth of the New Applied Psychology in America // A Brief History of Modern Psychology. — Third Edition. — Wiley, 2020. — P. 86—103. — ISBN 978-1-119-49324-2.
  6. Routh D. K.
    A History of Clinical Psychology: Theodule Ribot // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 25—26. — ISBN 978-0-932871-0.
  7. Compass, B. & Gotlib, I. (2002). Introduction to Clinical Psychology. New York, NY : McGraw Hill. ISBN 0-07-012491-4. (англ.)
  8. American Psychological Association, Division 12, «About Clinical Psychology». (англ.)
  9. Routh D. K.
    A History of Clinical Psychology: Lightner Witmer // The Oxford Handbook of Clinical Psychology / Edited by David H. Barlow. — Updated Edition. — Oxford University Press, 2014. — P. 26—27. — ISBN 978-0-932871-0.
  10. Карвасарский, 2011, с. 250, 268.
  11. Карвасарский, 2011, с. 378.
  12. «Психосоматический симптом как феномен культуры» Г. А. Арина в сборнике «Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов» / Под ред. В. В. Николаевой — М.: Академический проект, 2009. — 311 стр
  13. Вопросам психогигиены (а также методикам самопознания) посвящена книга чешского психолога доктора наук (PhDr.) Томаса Новака (написана в соавторстве с В. Каппони) «Сам себе психолог», СПб., 2001 — Каппони Вера, Новак Томас. Сам себе психолог.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]