См. также: Когнитивная психотерапия
Когнитивная психология
(лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений[1][2]. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.
Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский[3][4].
История
Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.
Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.[5]
Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.
Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лигвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д.Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон (англ.)русск. смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.
С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос должен ли искусственный интеллект ведущий себя как человек быть устроен как человек.[6]
Когнитивное направление дж Келли. Глав. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли
То, что люди — думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведение человека (Fiske, Taylor, 1991; Wyer, Srull, 1984). Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека (Jankowitz, 1987). В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов , человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.
Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, «реагирующие» на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная теория, очень оригинальная и отличная от основных направлений психологического мышления, преобладающих в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают информацию о своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. «Что меня удивило… это точность, с какой он предвидел направления, в которых психология развивалась в последующие два десятилетия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказалось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и… на много лет вперед» (Mischel, 1980, р. 85-86). В этой главе мы познакомимся с теорией личностных конструктов Келли, иллюстрирующей когнитивный подход к личности. Давайте начнем с биографии Джорджа Келли.
Основные концепции
Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти
Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.
Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.
Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.
Когнитивизм кратко. Когнитивизм
Когнитивная психология
Слово «когнитивный» происходит от латинского слова cognitio — знание. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку он находится в мире информации, которую необходимо понимать, оценивать, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие,
2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, поскольку мысли и чувства, которые испытывает человек, тоже разные.
Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы на этом заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени совершает субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.
Американский психолог Альберт Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано, прежде всего, иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу замещаются новыми, более эффективными формами, т.е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.
Другой американский ученый Аарон Бек указывал на то, что «то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу — мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске — мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху — мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться в силу собственной несостоятельности.
Связь когнитивной психологии и нейробиологии
Модели когнитивной психологии не строятся напрямую на основании нейробиологических опытов как МРТ, так как МРТ показывает активации весьма крупных и многофункциональных областей мозга, которые не позволяют выявлять детали мыслительных процессов. Когнитивные психологи обычно изучают поведение человека более простыми и более однозначно трактуемыми опытами. Например, изучают чтение в основном по изучению саккад глазного яблока или по чтению обрывков текста. Этот метод изучения поднимает вопрос соответствия моделей когнитивной психологии и достижениям нейробиологии, то есть соответствуют ли модели когнитивистов реальному устройству человеческого мозга. Общий подход когнитивных психологов, что если модель хорошо объясняет поведение человека и согласуется с экспериментами, то данные нейробиологии имеют второстепенное и вспомогательное значение. Такой эмпирический подход когнитивных психологов вызывает возражения нейробиологов, которые апеллируют к тому, что когнитивисты по-сути создают модели искусственного интеллекта, которые демонстрируют поведение сходное с человеком, но внутри устроены иначе физиологии человека[6]. С другой стороны, подход когнитивистов прямо направлен на удовлетворение критерия теста Тьюринга. Существенная часть когнитивистов положительно воспринимает новые данные нейробиологии и применяет их на стадии валидации своих моделей. В частности теория дуальных процессов обучения опирается и на данные МРТ.
Причины возникновения диссонанса
Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:
- логическая непоследовательность;
- несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
- противоречие ситуации прошлому опыту;
- возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.
Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.
Вклад Карла Прибрама
Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и тёмных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии[3][4][7][8][9].
Понятие
Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.
Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.
Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.
Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.
Примечания
- КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия — электронная версия (неопр.)
. bigenc.ru. Дата обращения 30 декабря 2020. - American Psychological Association (2013). Glossary of psychological terms (неопр.)
. Apa.org. Дата обращения 13 августа 2014. - ↑ 12Петренко В. Ф.
Базовые метафоры как геном (зародыш) будущей теории (на материале психологической науки) // Вопросы философии. — 2012. — № 4. — С. 87—98. - ↑ 12Петренко В. Ф.
Базовые метафоры как геном (зародыш) будущей теории (на материале психологической науки) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2013. — № 1. — С. 4—23. - [1]
- ↑ 12Tony Stone and Martin Davies.
CHAPTER 20. THEORETICAL ISSUES IN COGNITIVE PSYCHOLOGY // Cognitive Psychology / Edited by Nick Braisby and Angus Gellatly. — 2nd Revised edition. — Oxford University Press, 2012. — P. 674. — 744 p. — ISBN 978-0-19-923699-2. - Adrian Ashman, Robert Conway.
An Introduction to Cognitive Education: Theory and Applications. — Routledge, 2014. — P. 32—34. — 268 p. — ISBN 978-0-415-12839-1. - Дружинин В. Н.
Онтология психической реальности // Научное психологическое общество имени С. Л. Рубинштейна при Институте психологии РАН. - George Schreiner and William J. Lyddon.
Modern and Postmodern Metaphors of Self, Mind and Memory // Cognitive Psychotherapy Toward a New Millennium: Scientific Foundations and Clinical Practice / Tullio Scrimali, Liria Grimaldi (Editors). — Springer Science+Business Media New York, 2002. — P. 39—50. — xxx, 420 p. — ISBN 978-1-4613-5135-1.
Классификация
Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:
Степень нарушенияОписание симптомов
Легкая | Незначительное отклонение когнитивных функций в пределах возрастной нормы. Возможны появление жалоб больного, которые носят субъективный характер. Окружающие не замечают значительных изменений в поведении человека. |
Средняя | Когнитивные нарушения уже выходят за возрастные рамки. Пациент жалуется на повышенную утомляемость, слабость, раздражительность. Ему сложно выполнять сложную умственную работу, появляются моно- или полифункциональные нарушения. |
Тяжелая | Возникает полная дезадаптация в повседневной жизни. врач говорит о появлении деменции. |
Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:
- Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия). Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность;
- Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, воображение. Поэтому у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, ему становится сложно что-то представить или нафантазировать;
- Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
- При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
- При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
- В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.
Методы
Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.
Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.
Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.
Источники
- https://psyholic.ru/bez-rubriki/kognitivnaya-psihologiya-eto.html
- https://psy-diplom.ru/shpargalki/kognitivnaya-psihologiya/
- https://fb.ru/article/353018/kognitivnaya-psihologiya—kratko-o-glavnom-osnovnyie-polojeniya-istoriya-i-osobennosti
- https://psyholic.ru/bez-rubriki/kognitivizm-eto.html
- https://ODepressii.ru/obschee/kognitivnost.html
[свернуть]