Массаж при детском церебральном параличе: классический, точечный, массаж до 1 года и до 4 лет

Советы и рекомендации по поводу правильности выполнения лечебной физкультуры

Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.
Лечебное воздействие ЛФК на организм:

  1. Укрепляет ткани и органы детского организма.
  2. Активизирует ослабленные мышцы.
  3. Улучшает осанку.
  4. Нормализует обмен веществ.
  5. Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
  6. Способствует общему оздоровлению.

При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:

  • выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
  • освоения несложной трудовой деятельности;
  • обслуживания себя без посторонней помощи.

Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.

Абсолютно все методики, когда проводится лечебная физкультура при ДЦП, имеют общие рекомендации. Занятия должны иметь системный характер, они должны проводиться регулярно и непрерывно. Только такой график проведения гимнастики поможет добиться хорошего положительного результата. Комплекс упражнений должен подбираться квалифицированным специалистом для каждого маленького пациента индивидуально.

При этом необходимо учитывать сложность заболевания и все особенности протекания болезни. Физические нагрузки должны постепенно увеличиваться.

Упражнения для деток, которые имеют детский церебральный паралич, должны развивать абсолютно все мышцы, суставы. Для этого в комплекс гимнастики должны входить упражнения:

  • для растяжки мышц;
  • чтобы выработать силу и чувствительность мышц;
  • для развития чувствительности нервной системы;
  • для укрепления основных групп мышц, которые принимают участие во всех движениях;
  • чтобы все органы имели хорошую выносливость;
  • чтобы расслабить мышцы, снять судороги и спазмы;
  • чтобы научить ребенка правильно ходить;
  • чтобы органы чувств были развиты;
  • для улучшения равновесия пациента и чувства опоры.

Также в комплексные упражнения ЛФК для детей ДЦП входят массажные процедуры. Они эффективно помогают пациентам расслабиться, улучшают кровообращение, приводят в норму обменные процессы и убирают спазмы. Чтобы улучшить состояние опорно-двигательного аппарата нужно использовать несколько видов массажа:

  • точечный;
  • сегментарный;
  • классический.

После первого знакомства с методиками массажа, родители могут его делать малышу самостоятельно дома. Этим процедурам учат на специализированных курсах.

Также недавно разработан еще один комплекс упражнений ЛФК с детьми ДЦП. К этим процедурам можно отнести:

  • Непрерывное поглаживание конечностей, это быстро расслабляет мышцы.
  • Валяние благотворно влияет на большие области тела.
  • Катание, хорошо действует на плечевые и тазобедренные суставы.
  • Легкое поколачивание, способствует быстрому расслаблению мышц.
  • Растирание тела при помощи ладони, эта процедура отлично стимулирует мышцы спины, бедер и ягодиц.
  • Поглаживания прерывные, хорошо держат в тонусе все мышцы.

Важный момент! Все упражнения и массажи должны быть дозированы, увеличивать их продолжительность нужно постепенно, по мере улучшения состояния пациента.

Что это?

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Детский церебральный паралич: диагноз и перспективы

Делимся с друзьями и коллегами

Навигация по странице: Способы лечения ДЦП Классический массаж Сегментарный массаж Точечный массаж Массаж до 1 года Массаж после 4 лет

Детский церебральный паралич (ДЦП) — диагноз, пугающий подавляющее большинство родителей, в то время как реабилитация такого ребенка, введение его в детский коллектив и нормальное общение со сверстниками возможно во многих случаях. Успешное лечение детей с таким диагнозом проводится в амбулаторных, стационарных и санаторно-курортных условиях, этим маленьким пациентам необходима помощь многих медицинских специалистов — невролога и педиатра, психолога, логопеда и дефектолога, физиотерапевта и массажиста и других.

1. генетических (наследственные болезни),

2. физических (радиация, рентгеновское и электромагнитное излучение),

3. токсических (ядов и производственных высокотоксичных веществ, а также некоторых лекарственных препаратов, которых, к слову не так уж и мало),

4. тяжелой родовой травмы, в большинстве случаев несовместимой с жизнью.

В соответствии с данными статистики разных стран, до 80% детей с диагнозом ДЦП страдают такой формой заболевания, при которой сохранен интеллект и все ведущие (когнитивные) функции мозга — способность к познанию, мышлению, речи, обучению. Для таких детей имеется возможность реабилитации, развития и социальной адаптации.

Безусловно, жизнь ребенка с детским церебральным параличом, как и жизнь всей семьи — это особенный распорядок, в котором ведущее место уделяется лечебным и восстановительным мероприятиям. При раннем начале медицинской реабилитации (в возрасте до 5 лет) удается добиться высоких результатов лечения в 80% случаев.

При ДЦП наблюдаются нарушения функций опорно-двигательной системы (что связано с поражением определенных зон в головном мозге), которые могут проявляться в разной степени: от легкой — когда ребенок может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, при этом отмечается принужденность движений, ломаная походка, неестественность поз и пр.;

1. сохранение безусловных двигательных рефлексов (хватания, ползания/отталкивания), не характерных для нормально развивающегося ребенка, что впоследствии тормозит формирование произвольной моторики (и свидетельствует о поражении двигательных зон в ЦНС);

2. задержка развития двигательной активности (удерживание головки, перевороты со спины на бок и живот, с живота на спину, сидение, ползание и пр.).

В интеллектуальном развитии детей с ДЦП можно отметить следующее: детский церебральный паралич является непрогрессирующей патологией, то есть с течением времени не происходит усугубление имеющихся поражений в центральной нервной системе, однако, если ребенок при сохранном интеллекте не получает достаточного развития, происходит регресс интеллектуальных способностей.

Именно поэтому важно уделять особенное внимание образованию такого маленького пациента. Сегодня разработано множество методик, позволяющих получать отличные результаты обучения, компьютерные программы, способствующие развитию детей с ДЦП (в том числе с задержкой речи). В некоторых странах Европы, США, Канаде применение таких программ позволяет ребенку посещать обычную школу и без особенных проблем общаться со сверстниками.

На начальных этапах лечения, после уточнения диагноза и формы ДЦП, ведущее значение имеют медицинские методики, комплексный подход к терапии, применение современных лекарственных средств. Такой мультидисциплинарный подход с участием узких медицинских специалистов — невролога, ортопеда, педиатра, физиотерапевта, массажиста, дефектолога, логопеда возможен в условиях специализированного стационара или санатория.

1. физиотерапевтические методики: бальнео-, свето-, магнито-, гало- и рефлексотерапия;

2. комплексное медикаментозное лечение (ноотропные, нейрометаболические, сосудистые, витаминные и другие лекарственные средства);

3. ортопедическая коррекция;

4. разные виды массажа, который проводится медицинским массажистом по строгим показаниям лечащего врача;

5. лечебная физкультура (ЛФК);

6. динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК);

7. транскраниальная поляризация (ТКМП);

8. иппотерапия (в лечении участвуют специально обученные лошади);

9. диетотерапия и другие санаторно-курортные и реабилитационные методики.

Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма.

Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.

Прежде чем переходить к упражнениям, родителям важно понять, что лечебная физкультура имеет несколько самостоятельных направлений. При этом они не всегда относятся к гимнастике. Используются и другие лечебные формы, которые направлены на улучшение самочувствия ребёнка.

Выделяются упражнения следующих групп для:

  • поддержки и улучшения двигательной функции.
  • укрепления суставов.
  • улучшения мимики и контроля над эмоциями.
  • коррекции дыхания.
  • брюшных мышц.
  • туловища и области шеи.

Непосредственно лечебный комплекс может состоять из следующих аспектов. Может применяться растягивание для ребёнка, использоваться ходьба и контроль над положением тела. К слову, достаточно часто врачи рекомендуют выполнять йогу, естественно, с ориентировкой на самочувствие пациента.

Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома

Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать. Также многие родители не хотели бы ограничиться только занятиями в бассейнах или спортзалах, желая продолжать заниматься с детьми дома.

Лечебная физкультура не такое сложное дело, так как ребёнок с ДЦП воспринимает даже обычные повседневные действия как здоровый человек занятия спортом. Большинство родителей больных деток совершают огромную ошибку, стараясь ограждать его от тяжёлых для него физических действий и помогать во всём: таким образом, заболевание только усугубляется.

Ребёнок должен сам выполнять всё на что хотя бы мало-мальски способен физически. Пусть ему трудно или не получается, но так развиваются его мышцы, а также нервная система, а он сам учится ухаживать за собой, существовать в огромном мире, с которым он всё чаще и чаще будет сталкиваться один на один во время взросления.

Стоит запомнить, что задача родителя заботиться, чтобы ребёнок не пострадал морально или физически, а не полностью ограждать его от жизни или брать на себя всю работу по его обеспечению, ведь родители не вечны и лучше будет, если малыш будет с детства подготовлен к самостоятельной жизни.

Также как лечебная физкультура сойдут любые совместные физические занятия с детьми на природе или в бассейне.

Плавание является универсальным методом, которое можно осуществлять не только в бассейне, но и любом подходящем природном водоёме или даже обычной ванне, а также не требует специальных медицинских знаний или особых упражнений.

Проведение гимнастики можно осуществлять где и когда угодно. Можно использовать любые простые не перенапрягающие упражнения на все группы мышц, а также на отдельные, которые хуже всего работают у ребёнка. В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.

При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.

Для чего необходима физическая нагрузка

Если у ребёнка диагностировано ДЦП, тогда ему будет сложно выполнять конкретные действия, при этом будут непроизвольно осуществляться нежелательные движения. Именно поэтому требуется лечебная гимнастика, потому как она помогает укрепить организм и научить человека контролировать своё тело. Важно понимать, что пациенты с церебральным параличом вынуждены постоянно выполнять физические упражнения. Они нужны не только на раннем этапе, но и в течение всей жизни.

При выполнении физических упражнений обязательно потребуется обучать несовершеннолетнего бытовым навыкам и умением. Он должен учитываться обслуживать себя настолько, насколько это возможно. При этом потребуется знакомить детей с трудом, это является отдельным способом терапии.

При этом важно будет соблюдать конкретные принципы лечебной физкультуры:

  • Все упражнения потребуется выполнять регулярно, потому как крайне важно, чтобы занятия проходили непрерывно. Следует понимать, что мышечная память достаточно быстро забивает конкретные моменты. Следовательно, они должны систематически выполняться, чтобы можно было достигнуть наилучшего результата.
  • Обязательно нужно плавно увеличивать нагрузку. Не нужно сразу переходить от лёгких упражнений к сложным. Всё должно происходит постепенно, потому как ребёнку нелегко справляться с гимнастикой.
  • Индивидуальный подход. Если у малыша имеется ДЦП, тогда конкретные упражнения должны подбираться индивидуально. Групповой подход исключается, потому как нужно учитывать особенности пациента.

Естественно, при назначении ЛФК при ДЦП обязательно нужно будет учитывать возраст ребёнка и тяжесть заболевания. Если правильно подобрать лечебный комплекс, тогда удастся достигнуть различных целей. В частности, упражнения будут предотвращать возникновение спаек между нервными корешками. Они станут укреплять организм и делать пациента здоровее.

Также удастся активировать ослабленные мышцы и устранить искривление позвоночника. Ещё одна польза физических упражнений в том, что они способны улучшать кровообращение, а также стимулировать мозговую деятельность.

Как правильно выполнять ЛФК

Большая часть ЛФК разработана именно для родителей с детьми, так как совместное занятие восстановительной гимнастикой призвано не только научить ребёнка понимать своё тело, но и научить родителя понимать тело своего ребёнка, помогать малышу им управлять, познать амплитуду его физических возможностей, выявить конкретные потребности и научиться проводить непрерывные восстановительные процедуры в повседневной жизни.

Кроме того, присутствие родителей поднимает моральный дух малыша, делает его более стойким, побуждает стараться сильнее или утешает во время проведения особо изнуряющих упражнений либо после неудач.

Второе правило проведения ЛФК – золотая середина: с одной стороны, чем больше будет занятий, тем эффективнее они будут, попутно вырабатывая выносливость у ребёнка, но с другой – детям больным ДЦП нельзя переутомляться, даже если у них нет никаких сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии, так как перегрузка мышц или моральная перегрузка ведёт к перегрузке нервной системы, которую не следует травмировать ещё больше.

Третье правило – постоянная моральная поддержка, акцентирование внимания на успехах и повышения настроя, что крайне необходимо для больного ребёнка.

Терпение – самое главное, что необходимо родителям при проведении занятий по восстановлению. Нельзя требовать от ребёнка слишком много или ждать мгновенного результата, а тем более заострять внимание на неудачах или ругать за лень. Нужно стараться максимально заинтересовать малыша, чтобы он меньше уставал или страдал от своей неполноценности. Только положительное побуждение и поощрение успехов во время занятий или повседневных действий приведёт к положительному результату.

Основные принципы методики

  1. В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
  2. Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
  3. Поэтапное увеличение физической нагрузки.
  4. Индивидуальный подход.
  5. Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.

Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Виды упражнений и особенности проведения занятий

Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:

  • расслабляющие;
  • способствующие улучшению динамики;
  • стимулирующие двигательную активность;
  • выполняемые лёжа;
  • выполняемые сидя;
  • имеющие игровую направленность.

Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими.

Занятия для развития двигательного аппарата

При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей — тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.

Упражнения, улучшающие двигательную активность:

  1. Исходное положение — сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
  2. Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
  3. Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
  4. Исходное положение — стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
  5. Исходная позиция — стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.

Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.

Как можно понять из названия, данные упражнения ЛФК при ДЦП применяются для того, чтобы поддерживать двигательную активность ребёнка. Родителям можно ознакомиться с конкретным комплексом упражнений, которые будут использоваться для пациентов.

Разновидности упражнений:

  • Врач должен встать перед пациентом, а затем положить его руки к себе на плечи. При этом малыш должен сидеть на пятках. Теперь ребёнок обязан попытаться встать на колени из исходного положения.
  • Важно, чтобы малыш научился переносить вес с одной нижней конечности на другую. Врач должен поддерживать малыша за подмышки, при этом он находится сзади. Специалист обязан плавно перемещать малыша то влево, то вправо. Это нужно для того, чтобы человек научился переносить вес с одной ноги на другую. Когда совершается перенос, потребуется одну ногу оторвать от пола, при этом руки разведены в стороны.
  • Малышу нужно научиться разгибать колени. Ребёнку потребуется находиться в сидячем положении, при этом он должен быть на корточках. Специалист обязан надавить на колени ребёнка своими руками, а затем медленно наклонить туловища пациента. При этом в таком положении колени должны самостоятельно разогнуться.
  • Обязательно нужно научить ребёнка вставать. Исходное положение – малыш обязан сидеть на стуле. При этом доктор должен встать перед несовершеннолетним, при этом ему нужно слегка наступить на ноги пациента. Естественно, от этого не должно возникнуть дискомфорта и боли. Руки ребёнка нужно поднять вверх, специалист должен их слегка тянуть. В этом случае произойдёт самостоятельный подъём со стула.
  • Ребёнку с ДЦП необходимо тренировать равновесие. Ему следует стоять, при этом одну ногу нужно выставить немного вперёд. Важно, чтобы при упражнении присутствовало два взрослых человека. Один встанет лицом перед малышом, а другой будет у него за спиной. При этом нужно поочерёдно производить толчки, они делаются не диагонально, а напрямую в спину и в грудь.

Крайне важно будет научить малыша делать первые шаги. Ему нужно будет стоять, после этого врач будет слегка тянуть пациента за руку. Его нужно толкать в разные стороны, чтобы он сделал шаг. Также важно осуществлять давление стопами. Малышу нужно лечь и согнуть ноги в коленях. Врач должен наблюдать за тем, чтобы стопы давили на поверхность пола. Это поможет повысить опороспособность.

Непосредственно для мышц туловища полезно выполнять покачивания. Малыш будет лежать на спине, при этом врач фиксирует тело двумя руками. После этого он начнёт выполнять покачивающие движения то влево, то вправо. После этого нужно задействовать голову, поворачивая её в разные стороны.Конкретные упражнения будет определять специалист, потому как он обязан учесть индивидуальные особенности ребёнка.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

В качестве дополнительных приспособлений рекомендуется применять коврик с ребристым верхом и бугорками. Малыша надо постепенно приучать топать по нему босыми ножками.

Эспандер, помогающий разработать моторику, исключает спастику. Раньше использовали мешочки с гречкой или рисом.

Ходунки, прыгунки. Обычные не подойдут, лучше подбирать специально сделанные для детей с ДЦП, используемые в ЛФК. Они производятся с ортопедической вставкой. Перед покупкой важно пройти консультацию специалиста, дабы избежать нежданных последствий.

Программы ЛФК всегда подбираются профильным специалистом, который учитывает особенности ребенка.

Подведем итоги. Лечебная гимнастика при систематичных занятиях дает положительные результаты — систематически занимаясь дома, у ребенка тренируются ослабленные мышцы, укрепляется иммунитет, организм в целом, нормализуется обмен веществ, улучшается работа кровеносной системы.

Для успешного лечения необходимо заниматься на специальных тренажерах, а также регулярно делать массажные процедуры.

Для начала можно использовать резиновый коврик с пупырышками. Ребенка необходимо положить на спину, а ручками он может трогать поверхность предмета. Таким образом, развивается тактильный контакт. Родитель в это время может произвести массаж нижних конечностей.

Можно сшить из хлопкового материала игрушку и наполнить ее любой крупой. Такая вещь будет развивать хватательные рефлексы и мелкую моторику рук.

Как и всем детям, им необходимо заниматься в прыгунках и ходунках. Однако данные предметы должны соответствовать требованиям детей с синдромом ДЦП. Все крепления и материал должны быть качественными и прочными, ведь у детишек плохо развита координация, и в случае падения они не смогут себя защитить.

Также хорошим способом развития и восстановления организма является бассейн с мячиками. В нем ребенок может расслабиться, щупать предметы и просто получать удовольствие. Однако не стоит использовать непрочные материалы, которые надо надувать. Из такого бассейна ребенок может случайно выпасть. Каркас должен быть выполнен из прочного материала.

Все тренажеры можно выполнить в домашних условиях. Главное, чтобы они соответствовали требованиям безопасности и не наносили малышу увечий. Если он не желает выполнять какое-то действие, то родителю обязательно надо уговорить его выполнить.

Однако, чтобы вызвать интерес, необходимо преподносить все в виде игры. Тогда кроха сможет с радостью делать сложные упражнения.

Для занятий можно использовать шведскую стенку. Благодаря такому спортивному элементу ребенок может развивать разные части тела, укреплять мышцы. С его помощью удастся разрабатывать конечности – существует большое количество действий, которые можно выполнять на шведской стенке.

Однако одного ребенка на ней нельзя оставлять. Все действия производятся только под присмотром взрослого. Самостоятельное выполнение может нанести травмы. Как правило, данное оборудование выполняется из дерева.

При выполнении разных действий можно использовать специальное оборудование – тренажер Гросса. Данная разработка просто незаменима для детей с синдромом ДЦП, так как он разработан так, что в нем невозможно упасть и нанести себе травму.

Корсет благоприятно влияет на восстановление и исправление осанки. С его помощью чадо может учиться многим движениям. Самое главное — малыш обучается правильной ходьбе, нередко корсет используют при занятиях на различных тренажерах. Он отлично подходит и для езды на велосипеде.

Занятия для укрепления суставов

При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:

  1. Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
  2. Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
  3. Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
  4. Начальное положение — на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
  5. Начальная позиция — лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
  6. Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.

В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:

  1. Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
  2. Исходное положение — лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
  3. Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

Гимнастика для бассейна

Плавание очень полезно для малышей с ДЦП, оно помогает им расслабиться и заряжает энергией. Упражнения для бассейна:

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]