- Главная
- Коррекция
Заикание у детей не является самым распространенным речевым дефектом, но довольно сложно поддается лечению. Задача терапии заключается в расслаблении артикуляционных мышц, активизации мозговых центров, отвечающих за говорение. С этим эффективно справляется точечный массаж. У него нет возрастных ограничений, поэтому назначается по показаниям маленьким и взрослым пациентам. Как проводить точечный массаж при заикании, расскажем подробнее.
Что такое заикание
Логоневроз, или заикание — это речевой дефект, связанный с нарушением плавности и ритма артикуляции, неоднократным повторением слогов, звуков в момент говорения. Если не лечить болезнь у ребенка может развиться комплекс и логофобия, то есть страх перед вербальным общением.
По мнению, логопедов, кинезиологов, неврологов и психиатров, причиной заикания выступают патологии ЦНС, особенности формирования речевого навыка, наследственность и стрессы.
У детей, больных логоневрозом, отмечаются следующие симптомы патологии:
- Повышенная раздражительность, возбудимость
- Застенчивость в речи
- Судороги мышц артикуляционного аппарата
- Сбои в ритме дыхания
- Низкая высота и сила голоса
- Медленное накопление активного словарного запаса
- ЗРР, ОНР
- Тики
- Лабильный эмоциональный фон
По статистике, заикающиеся дети чаще болеют простудными заболеваниями, отстают от сверстников в психическом, физическом развитии. Лечить речевые нарушения подобного типа нужно как можно раньше. Терапия не концентрируется в одном направлении: по показаниям требуется помощь невролога, психолога, педиатра, психиатра. Используются медикаментозные и консервативные методы лечения. К одним из самых эффективных процедур относится точечный массаж. Коррекция артикуляционных навыков продолжается длительное время (от 6 месяцев до 2-3 лет), но помогает справиться даже с запущенными случаями заикания.
Лечение заикания у детей массажем
Часто лечение логоневроза сочетается с общеукрепляющими процедурами. Массаж при заикании у детей отличается высокой эффективностью. Выполняет его профессионал или родители в домашних условиях. Для этого они должны пройти специальные курсы обучения. Участки воздействия — лицо, шея и верхний плечевой пояс.
Цели логопедического массажа
Специалист должен хорошо ориентироваться в строении мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи и расположении нервов мозгового центра. Тактильное воздействие на определенные участки при заикании преследует такие цели:
- снятие напряжения с мышц гортани, языка и глотки;
- нормализация кровоснабжения речевого аппарата;
- уменьшение слюноотделения, которое препятствует правильному произношению слов;
- стимуляция области ЦНС, отвечающей за речь;
- регулирование психологического состояния ребенка.
После курса массажа расслабляются мышцы корня языка. Это помогает в лечении логоневроза. Процедура не имеет противопоказаний, поэтому подойдет даже детям. Положительная динамика наблюдается после первого курса, но стоит учитывать степень развития патологии. Для запущенной болезни потребуется больше времени для корректировки.
Правила выполнения массажа
Процедура во многих случаях предшествует логопедическому занятию. Перед ее выполнением специалист настраивает ребенка на позитив, чтобы успокоить его. Тогда малыш сможет принять расслабляющую позу. Нужно учесть, что эмоциональному раскрепощению способствует музыкальное сопровождение. Помещение, в котором совершают манипуляции, должно соответствовать таким требованиям:
- комфортное;
- хорошо проветренное;
- убранное;
- не прохладное.
Логопед приступает к процедуре с чистыми и теплыми руками. Важным условием является отсутствие на них повреждений, разнообразных украшений, ногтей на пальцах, иначе можно причинить ребенку травму. Массаж выполняют медленно. Манипуляции не совершают натощак или сразу после приема пищи. Малыш не должен пить крепкий чай или кофе. Если он слишком возбужден, сеанс пропускают.
Техника выполнения
Подушечками пальцев совершают надавливания на точку. Делают это медленно и слабо. После этого круговыми движениями (по часовой стрелке) воздействуют на нужный участок на протяжении 30 с. Надавливание постепенно увеличивают, потом ослабляют его, а затем снова возобновляют силу. Запрещается резко надавливать и делать толчки.
При массировании участков возле рта ребенок должен его приоткрывать. Если воздействуют на точки, размещенные на гортани, малышу рекомендуют произносить гласный звук. При возникновении головокружения манипуляции следует прекратить.
Эффективность
Точечный массаж при заикании у взрослых и детей назначается после обследования общего соматического здоровья, ЦНС, психического и психологического состояния пациента. Если противопоказаний нет, больной проходит 1 или 2-3 курса процедур.
Эффективность точечного массажа при заикании у детей заключается в следующем:
- Расслабляются мышцы, регулирующие процесс дыхания, артикуляции, голосовые связки.
- Укрепляется иммунитет ребенка.
- Нормализуется психического и эмоциональное состояние пациента.
- Улучшается циркуляции крови.
- Усиливается метаболизм.
- Заикание минимизируется или устраняется полностью.
Массаж сегментарный
Задача массажа этого вида состоит в воздействии на мышцу, отвечающую за процесс речи у человека. Курс лечения длится 2–3 недели (в зависимости от конкретного случая), сеансы проводятся ежедневно, начиная с 5-мин. занятий, длительность постепенно доводится до 20 мин. Сегментарный массаж также считается довольно действенным методом лечения логопедической проблемы. При хронической форме заболевания курсы лечения повторяются при обострениях.
Алгоритм проведения
Специалист должен помочь пациенту расслабиться — это очень важно для успеха дела. Занимаемая им поза должна быть удобной, способствующей максимальной релаксации. Рекомендованы следующие положения: лежа на спине, выпрямив ноги и вытянув руки вдоль тела, полусидя, в кресле с высокой спинкой. Исполнитель располагается за головой больного.
Приемы сегментарного массажа — важная составляющая эффективности процедуры.
- поглаживания до начала процесса, во время него и по окончании, чтобы расслабить зону;
- растирания активизируют кровообращение, нормализуют обменные процессы;
- разминания усиливают мышечные процессы;
- нажатия налаживают обмен веществ;
- вибрации/покалывания регулируют тонус мышц.
Техника
Точечный массаж при заикании не обязательно проводить в поликлинике или нанимать специалиста. Можно пройти курс лечения в домашних условиях. Для этого не требуются специальные навыки и знания. Достаточно имеет представление об акупунктуре, быть внимательным к состоянию ребенка во время разминания точек на теле и получить разрешение на самостоятельную терапию от педиатра, невролога. Запрет на самолечения накладывается, если дети имеют многочисленные сопутствующие патологии в анамнезе, напряжение мышц очень сильное и справиться с ним без помощи специалиста невозможно.
Прежде чем приступить к массажной терапии дома, найдите нужные точки на теле ребенка. Изучите обучающие картинки и схемы их расположения, попробуйте нащупать их у взрослого и маленького пациента. Мягко надавите на точки. Если ребенок почувствовал легкую ломоту, слабую ноющую боль при прикосновении, значит, точка найдена верно. Запомните, где она расположена, можно сделать пометки йодом или зеленкой. После поиска всех точек, можно приступать к лечению в домашних условиях.
Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания
Воздействуя на биоактивные точки при заикании, можно нормализовать психоэмоциональное состояние заикающегося, релаксировать мышцы, отвечающие за деятельность голосового, артикуляционного и дыхательного аппаратов, и в целом укрепить защитные функции организма.
Рассмотрим биоактивные точки воздействия:
- Точка 1 (да-лин) – находится на внутренней части руки, в зоне запястья посреди сухожилий. Имеет симметричную точку. Принять положение сидя и положить руку на твердую поверхность ладонью вверх, и массажировать зону попеременно справа и слева.
- Точка 2 (нэй-гуань) – находится на передней части предплечья, на 2 цуня над средней линией запястья, посреди сухожилий. Симметрична. Стимулировать в том же положении, что и точку 1. (1 цунь – китайский дюйм, равный 3,73 см.)
- Точка 3 (тянь-цзин) – точка, сосредоточенная на задней плечевой плоскости, над уровнем локтевой прямой руки на 1 цунь. Сесть и опустить руку, воздействовать на зону сначала справа, потом слева.
- Точка 4 (цзу-сань-ли) – находится в голенной области, на 3 цуня ниже уровня коленной чашечки и на 1 цунь вбок от фронтальной стороны большеберцовой кости. Имеет симметричную точку. В положении сидя вытянуть ноги и массажировать области совместно с двух сторон.
- Точка 5 (синь-щу) – точка симметричного характера, сосредоточенная в зоне спины, на 1,5 цуня от задней срединной вертикали на уровне пространства между остистыми отростками пятого и шестого грудных позвонков. В положении сидя незначительно наклониться вперед (или приняв позу лежа на животе) и стимулировать точки слева и справа единовременно. Движения должны осуществляться при помощи другого человека.
- Точка 6 (хэ-ляо) – расположена в области лица, в ямке над скуловой дугой в начале ушной раковины. Симметрична. Сидя, упереться локтями о твердую поверхность и массировать точки совместно с двух сторон.
- Точка 7 (сань-инь-цзяо) – точка в районе голени на 3 цуня выше медиальной лодыжки, имеет симметрию. Массажировать одновременно точки с обеих сторон в позиции сидя.
- Точка 8 (ле-цюэ) – сосредоточена в зоне предплечья, в выемке шиловидного отростка лучевой кости, на 1,5 цуня выше средней линии запястья. Имеет симметрию. Положить руку на стол и массажировать точки, чередуя правую и левую.
- Точка 9 (я-мэнь) – точка, не имеющая симметрии и расположенная в волосистой части головы, на тыльной плоскости срединной горизонтали. В положении сидя немного наклонить голову и вращательными движениями стимулировать биоактивную зону.
- Точка 10 (хоу-си) – симметричная точка в области кисти на линии соединения тыльной стороны и ладони, над головкой пятой пястной кости. Сесть и положить руку на стол, опустив ладонь вниз, зажать пальцы в кулак. Воздействовать, чередуя точки и глубоко надавливая на них около 30-60 секунд.
Все движения должны осуществляться подушечками пальцев строго по часовой стрелке. Надавливать на точку акупунктуры нужно плавно и медленно, в течение 30 секунд, понемногу увеличивая давление. Далее нужно ослабить воздействие, не убирая палец, и снова надавить сильнее. Возобновить движение 3-4 раза на протяжении 4-5 минут.
Внимание! При точечном массаже от заикания для обнаружения биоактивных зон необходимо нащупать предполагаемое место кончиком пальца и надавить. Акупунктура найдена при возникновении чувства ломоты. В процессе массажа ни боли, ни специфической ломоты возникать не должно.
Точечный массаж шиацу – оптимальное дополнение к базисному лечению от заикания, назначенному специалистом. Для достижения положительного результата рекомендуется избегать психологических травм, способных усугубить недуг, и вместе с этим усердно заниматься с логопедом.
Логомассаж при заикании для детей и взрослых
Специалисты выделяют ряд тяжелых речевых нарушений. Для их преодоления потребуется комплексная помощь. Заикание характеризуется судорожным состоянием мышц. Избавиться от такого дефекта нелегко.
В логопедической работе с заикающимися используют массаж разных видов. Он позволяет стимулировать работу мышц, расслаблять их, улучшать кровообращение. Дифференциальный подход был введен недавно, поэтому подобная методика не получила широкое распространение.
Общая информация
Основная цель массажа при заикании — механическое воздействие на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов. Проводится логопедом, при необходимости применяются зонды.
Логомассаж является частью комплексной терапии. Иными словами, он не может быть панацей, но способен улучшить состояние ребенка.
Заикаться дети начинают по разным причинам. Ученые считают, что все дело в сочетании генетических, неврологических факторов. Предрасполагающий фактор — гипертонус мышц. У взрослых недуг появляется после контузии, травмы головы, инсульта.
Использовать массаж можно как в условиях специального учреждения, так и в домашней обстановке. Но перед его применением больного проверяют врачи. У процедуры есть противопоказания. Воздействие проводят курсами с небольшим перерывом между ними.
Массаж помогает расслабить мышцы — ые, артикуляционные, регулирующие процесс дыхания. Происходит нормализация психического состояния ребенка. Усиливается метаболизм и улучшается кровообращение. На фоне этого происходит снижение проявлений заикания.
Виды массажа
Классификация, комплексы упражнений были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие виды массажа:
- точечный;
- зондовый;
- сегментарный.
Каждый требует использования определенных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы. Специалист должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.
При заикании чаще всего используют точечный и сегментарный массаж. Иногда эффективно их сочетание.
Для зондового массажа используют специальные инструменты – зонды. Они позволяют снимать гипертонус либо активизируют мышцы.
Не стоит воспринимать методику воздействия как панацею. Это только дополнительная помощь при дефекте, но, если использовать только ее одну, результата не будет.
Показания и противопоказания
Логопедический массаж при заикании назначают при любых проблемах с тонусом мышц. Во время судорог они могут чрезмерно сжиматься, быть напряжёнными и ребенку будет нелегко их привести в нормальное состояние.
В коррекции заикания большую роль играет релаксация. Больного нелегко научить расслабляться. Массаж обладает таким действием. Если он ручной, то приносит дополнительные приятные ощущения.
Перед курсом логопед проводит диагностику. Он смотрит состояние артикуляционных, мимических мышц. Проверяет состояние шеи и плечей. Обращает внимание на:
- асимметрии;
- кожные высыпания;
- цвет кожных покровов;
- кровоизлияния.
После чего осуществляется пальпация, то есть прощупывание. Логопед пальцами трогает участки тела — это позволяет лучше прочувствовать состояние мышц. Аналогичный осмотр проводится у взрослых.
Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Дополнительное воздействие может спровоцировать приступы. Временным отводом являются соматические болезни, травмы, воспаления.
Требования к проведению
Прежде чем начинать расслаблять больного, специалист должен подготовить помещение. Кабинет моют, проветривают, делают уютным. У ребенка не стоит вызывать ассоциации с лечебным учреждением, так как это вызовет негативную реакцию.
В среднем процедуры проводят через день. Обычная длительность курса – 20 процедур. После чего делают перерыв на месяц, и цикл снова повторяют.
В детском возрасте начинают с коротких сеансов по пять минут, постепенно длительность доводят до получаса. У взрослых применяется такая же схема. У ребенка не должно возникать болезненных ощущений. Какие-то воздействия могут быть неприятными, но не вызывающими острого дискомфорта.
Желательно логопеду надевать стерильную маску. Руки специалиста должны быть чистыми, теплыми, с коротко подстриженными ногтями. Перед началом кожу слегка смазывают маслом или присыпкой.
Оптимальная поза – заикающийся ребенок лежит спиной на ровной кушетке. Такое положение удобно для логопеда, освобождает дыхание. В некоторых случаях допускается поза, полусидя в кресле, голова ребенка откинута на подголовник.
Иногда специалисту удобно стоять не за головой больного, а по правую сторону от него. В таком положении ему легче зафиксировать ребенка.
Основные приемы
Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его чередуют с другими приемами, но заканчивают всегда только им. Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением воздействует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.
Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Выполняются по кругу, зигзагу, волнообразно.
Растирание заключается в сильном давлении на маленькую область мышц. Выполняется как подушечками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия определяется индивидуально. Направления спиральные и прямые.
Разминание – ткань аккуратно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на небольшом участке. Выполняют подушечками пальцев, в редких случаях допускается пощипывание.
Вибрация создается за счет легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Используется на участках с минимальным количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы. Плотное нажатие позволяет прицельно воздействовать на биологически активные точки (БАТ).
Помощь от логопедического массажа будет ощущаться только при регулярности сеансов, высокой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических особенностей.
Самомассаж
Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:
- Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
- Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
- Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.
У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.
Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.
Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/logodedicheskij-massazh-pri-zaikanii/