Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови

Что такое тест на IQ и где его пройти
Многие слышали про тест на iq, но не все точно знают для чего он, и что показывает. IQ с английского переводится как уровень интеллекта, intelligence quotient.

В понятие интеллект и ум люди выкладывают разные смыслы. У каждого человека в разных областях знаний будут разные уровни. Кто-то очень хорошо разбирается в математике и физике, а кто-то знает, как выжить в дикой природе, и один и тот же тест на IQ эти два человека пройдут с разными результатами.

Надо сказать, что самые первые тесты по проверке уровня интеллекта человека стали появляться примерно 100 лет назад. Они представляли собой сборник разных задач, головоломок и загадок. После этого тест постоянно развивался и видоизменялся.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Тесты
  • 3 Что влияет на IQ 3.1 Наследственность
  • 3.2 Отдельные гены
  • 3.3 Поиск наследственных причин IQ
  • 3.4 Окружающая среда
  • 4 Групповые различия
      4.1 Пол
  • 4.2 Раса и национальность
  • 4.3 Страна
  • 5 Социальные последствия
      5.1 Успеваемость в школе
  • 5.2 Успех в научной деятельности
  • 5.3 Производительность труда
  • 5.4 Доход
  • 5.5 IQ и преступность
  • 5.6 Прочее
  • 6 Критика
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки
  • Подробности

    Система баллов

    Возможно, что оценивать тест по уровню интеллекта нужно не конкретным значением, а диапазоном. Например, оценить не в 130 баллов, а от 100 до 135. Конечно, тесты по уровню интеллекта несовершенны, и эти диапазоны будут большими.

    Сейчас в мире есть такие организации, куда входят люди с высоким iq, к ним относится общество «тройной девятки», и другие. При этом люди из этих обществ, то есть люди с высоким уровнем интеллекта, не являются представителями научных сообществ, они не становятся нобелевскими лауреатами.

    Возникает вопрос, если они имеют высокий уровень интеллекта, то почему о них не слышно, как о людях, которые делают полезные вещи для всего человечества. Например, человек, который открыл Днк, а это величайшее открытие 20 столетия, Уолтер Крик получил за это Нобелевскую премию, имел iq всего 115 баллов. Одна из женщин, у которой высокий балл при прохождении теста iq, всего лишь ведет колонку в журнале.

    Тем не менее, есть утверждение, что даже учитывая все неточности этого теста, тест на IQ показывает взаимосвязь между его уровнем и такими показателями как, успеваемость в школе, участие в научной деятельности. Однажды даже проводили исследования, где хотели связать средний уровень интеллекта в стране и с уровнем богатства этого народа в целом. Но эти исследования не получили широкого распространения, потому что у них слишком много сомнительных допущений и нет достоверных статистических данных.

    Уровень IQ

    Тест на iq, то есть коэффициент интеллекта показывает количественную оценку уровня интеллекта человека. Считается, что уровень интеллекта, коэффициент, обычного человека равен 100.

    Уровень интеллекта обычно определяют с использованием специальных тестов, где есть задачи на логику, наблюдательность, мышление, пространственное мышление. После того, как человек прошёл все задачи за определенное количество времени, по результатам считается уровень iq.

    Для обычного человека нормальным считается уровень интеллекта от 86 до 116 баллов. Если по результатам теста человек набрал до 125 баллов, то можно сказать, что у человека интеллект выше средней нормы. Высокий уровень интеллекта приписывается тем, кто по результатам теста набрал свыше 126 баллов. Такие показатели могут причислить человека к гениальным. А тех людей, которые набрали меньше 70 баллов по результатам этого теста, причисляют даже к умственно отсталым.

    В сети Интернет есть онлайн площадки, где вы можете пройти все задания и узнать результат.

    История

    Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий[1] учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине — в 1903 году[2]).

    В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

    Тесты

    Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов — в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Одним из наиболее известных тестов является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

    Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.

    Люди придумали новые его формы и разновидности

    Сейчас в мире нет какого-то единого или стандартного теста на определение iq. Когда человек говорит про тест iq, он имеет в виду наиболее распространенный и известный в современном мире тест Айзенка который разработан в 8 вариантах.

    Не смотря на то, что тест Айзенка стал очень известным, популярным и распространённым, особенно в сети интернет, нельзя сказать, что задания в нём стопроцентно выявят ваш уровень интеллекта, некоторые считают его задания сомнительными. Пользователи даже делали разбор ошибок в заданиях теста Айзенка.

    Тест IQ должен оценить способность человека по обработке визуально-пространственной информации. Также тест должен выявить уровень кратковременной памяти, и скорость обработки данных. Показатель по скорости обработки данных далеко не всегда может показать интеллектуальные способности. Некоторые пользователи в качестве доказательства говорят об Эйнштейне, что он медленно думал, а на экзамене ему требовалось больше времени на выполнение заданий, однако это не помешало ему стать великим учёным.

    Для человека очень полезным качеством является пространственное мышление и кратковременная память. При этом, когда человек проявляет эти качества в каких-то ситуациях в жизни, и когда он применяет их при прохождении заданий теста, это две большие разницы.

    Тест на IQ может показать хорошо ли человек умеет отвечать на вопросы, решать задачки головоломки, которые кто-то отнёс к тем, что они показывают уровень интеллекта, точнее, его уровень.

    Это значит, что результаты теста могут быть не очень точные и надежные. И если вы будете проходить один и тот же тест с временными перерывами, то вы можете получить разные результаты. Потому что результат прохождения теста зависит от состояния человека, физического и психологического в этот момент, насколько он сконцентрирован, и самое главное, мотивирован, выполнять этот тест.

    Что влияет на IQ

    Наследственность

    Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al.

    (2001, 2003)[3]. До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8.[4][5][6] Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем[7][8][9].

    Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их участи в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей.[10]

    Отдельные гены

    За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов.[11] Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта.[12] Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными.[13] Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения,[14] так и среди детей.[15]

    Поиск наследственных причин IQ

    Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute[16]) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями[17][18]. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

    Окружающая среда

    Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями[5][19][20][21].

    В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.[5][20]

    Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort

    привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ[22].

    Другое исследование более 13 000 детей показало[23], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий[24]; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ[25]; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение[26].

    Групповые различия

    Пол

    Большинство исследователей полагает, что в целом средние показатели интеллекта мужчин выше на 5—10 баллов[27][28][29][30][31]. Исследования, проведённые для феминистических организаций, подтверждают разрыв в 13 и более раз по наличию среди мужчин большего, чем среди женщин значения IQ (имеется в виду количество людей с большим IQ, чем у противоположного пола; при этом разница в IQ может быть небольшой)[32].

    Раса и национальность

    Исследования среди жителей США показали[источник не указан 972 дня

    ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

    Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако, по некоторым исследованиям,[33] разрыв постепенно сокращается.

    Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растёт во времени. В результате эффекта Флинна, средний IQ негроидов в 1995 году соответствовал среднему IQ европеоидов в 1945-м[34]. Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.[источник не указан 53 дня

    ]

    Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приёмными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми.[35]

    Разница в 10—15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетённых социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например: исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности[36].

    Страна

    Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований[37] обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды, как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

    Волевой интеллект

    Поделиться:

    Людям всегда было интересно найти какое-то самое главное качество или ключевой показатель, который максимально предопределяет успешность человека.

    В начале XX века появился термин IQ (коэффициент интеллекта) – попытка с помощью тестов определить уровень интеллекта. После этого начался настоящий бум – IQ стали тестировать в школах, в компаниях, в армии. Люди начали мериться друг с другом показателями IQ и делать выводы о тех или иных действиях других людей именно по их коэффициенту интеллекта.

    Однако, затем возник вопрос о том, реально ли IQ человека определяет его жизненный успех? Проводимые в 80-90 годах исследования выпускников ведущих вузов на тему того, как сложилась их профессиональная жизнь в зависимости от их IQ показали, что однозначной связи между коэффициентом интеллекта и жизненным успехом человека нет. Зачастую наоборот, люди с самым высоким IQ оказывались не у дел, так как чувствовали свое превосходство, не умели ладить с людьми, работать в команде и т.д.

    В связи с тем, что IQ не является критерием, универсально помогающим определить будущую успешность человека, в начале 90-х появился новый термин EQ (эмоциональный интеллект). Этот показатель описывает способность человека понимать собственные эмоции, управлять собой, уметь находить контакт с другими людьми, понимать их чувства, влиять на них, работать в команде и выстраивать долгосрочные продуктивные отношения. И именно EQ в 90-х и 2000-х годах стал воспринимать как то самое главное качество, которое позволяет людям достичь успеха. Подробнее об эмоциональном интеллекте можно прочитать в прекрасных работах Дэниэла Гоулмана.

    Действительно умение управлять своими эмоциями и находить контакт с другими людьми – очень важное качество. Бизнес – это, прежде всего, люди и умение находить с ними общий язык, выстраивать связи и взаимовыгодные отношения – мощный бонус для любого предпринимателя.

    Но чем больше я работаю и общаюсь с предпринимателями достигшими успеха, тем больше вижу, что всех их объединяет другой важный показатель, о котором говорится не так много.

    Я видел успешных предпринимателей с высоким EQ – ярких, эмоциональных, умеющих производить неизгладимое впечатление, уловить настроение собеседника, продать все что угодно и остаться в памяти людей надолго. Одновременно я видел успешных предпринимателей, которые не могли похвастаться высоким EQ — они больше склонны думать и анализировать, эффективнее всего работают в одиночку, не вдохновляют стадионы правильными речами, не обладают харизмой и талантом заводить правильные связи, но способны создавать поистине классные продукты и выстраивать мощные системы в бизнесе. И те и другие достигают больших успехов.

    По моему опыту, всех по-настоящему успешных людей объединяет другой вид интеллекта, который я называю WQ – Волевой интеллект.

    Воля – это способность делать выбор и совершать действия. Соответственно Волевой интеллект – это наша способность превращать мысли в реальность и делать это быстро, безотлагательно и эффективно. Это главное качество успешного делового человека, позволяющее ему действовать там, где другие стоят на месте и рассуждают, не останавливаться и не сдаваться, максимально быстро воплощать в жизнь свои цели и мечты.

    Если у человека высокий IQ, но низкий WQ, он становится теоретиком (независимо от того, чем он занимается). Он много думает, рассуждает, говорит, прекрасно знает, что нужно делать и как. Но ему сложно воплощать свои мысли в реальность, начинать новые дела, а если и начинает, то не способен довести их до конца. Такие люди чаще всего занимаются тем, о чем я писал раньше – преумножают знания.

    Если у человека высокий EQ, но низкий WQ, то он становится психологом (так же независимо от сферы занятий. Он обычно хорошо чувствует других людей, понимает, чего от него хотят, отлично слушает, подстраивается под других. Такой человек хороший психолог, с ним люди чувствуют себя комфортно, но он обычно не инициативен, ничего не начинает, не предлагает, а подстраивается под других, является гибким и удобным.

    Я встречал успешных людей, которые не могут похвастаться высоким IQ, системным и стратегическим мышлением (для этого они нанимают консультантов), а также таких, которые не сильны в понимании и управлении своими эмоциями, но я не разу не видел успешных людей с низким WQ.

    Именно Волевой интеллект влияет на ту паузу между Мыслью и Результатом, о которой я писал во введении. Когда WQ низкий, эта пауза увеличивается и наши желания сильно расходятся с нашими действиями. Если же WQ высокий, то эта пауза сокращается, позволяя оперативно принимать решения и действовать в сторону результата без задержек.

    Для того, чтобы измерить свой Волевой интеллект существует очень простой тест которым может воспользоваться каждый из вас. Существует формула Волевого интеллекта:

    Это означает, что Волевой интеллект можно измерить, вспомнив и поставив в знаменатель все обещания, которые вы давали себе и другим людям, как в бизнесе, так и просто по жизни. Вспомните этот год и все большие цели, которые вы ставили на него (создать бизнес или вывести ее на новый уровень, заработать миллион, построить дом и др.) и маленькие (сделать сайт, найти сотрудника в отдел маркетинга и делегировать ему свою работу, начать бегать по утрам, бросить курить, выучить английский и так далее). Чем больше вспомните, тем лучше. В итоге получится число – количество данных обещаний. В числителе же нужно поставить сумму всех реализованных обещаний – тех обещаний из предыдущего списка, которые вы выполнили. Здесь не нужно рассказывать себе убедительные истории о том, почему не получилось реализовать ту или иную цель, что вы поставили ее ошибочно или ее достижение в принципе было нереальным. Займитесь простой математикой, не вдаваясь в глубокий смысл.

    В итоге вы получите число, которое легко перевести в %, это и будет показатель вашего WQ. Практика показывает, что это число также обозначает примерную вероятность реализации вами поставленных целей, задач и планов. Чем меньше ваш WQ, тем меньше вероятности, что эти цели станут реальностью.

    Таким образом именно Волевой интеллект отвечает за то, реализуем мы свои планы или будем продолжать откладывать их на потом. Соответственно главным условием достижения целей является развитый WQ. Компаниям, как и людям, хватает знаний, планов и целей, но для того чтобы все это стало реальностью им нужен развитый Волевой интеллект. О том, какими средствами и методами я помогаю людям и компаниям развивать и тренировать WQ я буду писать в следующих статьях.

    Социальные последствия

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 июня 2012 года

    .

    Успеваемость в школе

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одарённых детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

    Успех в научной деятельности

    Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке. Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся учёных, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137 баллов, хотя он мог быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 балла (от 128 до 194).

    Производительность труда

    Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ-тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надёжных инструментов их измерения, как тесты IQ.

    Доход

    Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около 1/4 различий между людьми в социальном статусе и 1/6 разницы в доходе.

    IQ и преступность

    Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,2 означает, что объяснённые различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ-тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.

    В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70—90, вне зависимости от расы, чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала.[38]

    Прочее

    Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

    Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог — ЕГЭ).[39]

    Духовный интеллект (SQ)

    Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

    Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

    У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

    Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

    1. Жить.
    2. Любить.
    3. Учиться.
    4. Оставить наследие.

    Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни.

    Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

    Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

    А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

    Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

    Советуем также прочитать:

    • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
    • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
    • Признаки низкого эмоционального интеллекта
    • Вещи, которые помогают стать умнее
    • Несколько приемов искусства думать эффективно из книги «Феноменальный интеллект» К. Шереметьева
    • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
    • Фактор общего интеллекта
    • Чего вы могли не знать об интеллекте
    • Кови «Восьмой навык»: краткое содержание
    • Теория множественных интеллектов Гарднера

    Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

    Критика

    Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных и политиков. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно, либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

    Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остаётся лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно[40].

    Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто даёт «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усреднённую систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усреднённость[40].

    Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[41]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

    В 2012 году британские учёные пришли к выводу о том, что интеллект человека состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю[42].

    Физический интеллект (PQ)

    Physical Quotient – это интеллект человека, связанный с физическим телом, физическим мироощущением, стремлением к здоровью и красоте, материальному достатку и комфорту. И это интеллект физического тела, который приводит в действие системы органов человека, чтобы обеспечить выживание, исцеление, развитие физического тела, необходимое для достижения желаемого уровня благосостояния и комфорта.

    У человека есть возможность развивать и применять физический тип интеллекта наравне с любым другим. Склонность человека пользоваться физическим интеллектом для решения повседневных задач можно определить по его заинтересованности в занятиях спортом, танцами, играми, рукоделием – в общем, всем, где требуется физическая сноровка. Иногда физический интеллект называют практическим, что вполне вписывается и в суть определения, и в аббревиатуру PQ – Practical Quotient.

    Физический интеллект – важная базовая составляющая жизни человека, без которой было бы невозможно его выживание и развитие. Однако если по какой-либо причине развивается только физический интеллект, для гармонического развития личности этого совсем недостаточно. Человека от животного отличает интеллект ментальный, и тут тоже нужны кое-какие пояснения.

    Примечания

    1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран[источник не указан 3231 день
      ][1] (недоступная ссылка с 26-04-2015 [1263 дня])
    2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). — 3-е изд. — М: Сов. энциклопедия, 1973. — Т. XIII. — С. 306. — 608 с.
    3. Plomin et al.
      (2001, 2003)
    4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life». Behavior Genetics24
      (3): 207. DOI:10.1007/BF01067188. Проверено 2006-08-06.
    5. 123Neisser
      et al.
      .
      Intelligence: Knowns and Unknowns. Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, 1995). Проверено 6 августа 2006. Архивировано 1 июня 2012 года.
    6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). «Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart». Science (journal)250
      (4978): 223–8. PMID 2218526.
    7. World Intelligence Network. IQ и генетика Архивная копия от 21 ноября 2010 на Wayback Machine
    8. Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry11
      (9): 878—886. DOI:10.1038/sj.mp.4001868.
    9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
    10. Отцы и дети: может ли государство снизить влияние наследственности и статуса родителей?, republic.ru, 8 декабря 2017 г.
    11. (2010) «Genes and cognition». Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science2
      (3): 345–352. DOI:10.1002/wcs.135.
    12. (2009) «Genetic foundations of human intelligence». Human Genetics126
      (1): 215–232. DOI:10.1007/s00439-009-0655-4. PMID 19294424.
    13. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
    14. (2011) «Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic». Mol Psychiatry16
      : 996–1005. DOI:10.1038/mp.2011.85. PMID 21826061.
    15. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry
      DOI:10.1038/mp.2012.184 PMID 23358156
    16. アーカイブされたコピー. Проверено 3 марта 2010. Архивировано 7 марта 2010 года.
    17. Information Processing: BGI visit
    18. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
    19. (1998) «Genetic and environmental influences on adult intelligence and special mental abilities.». Human biology; an international record of research70
      (2): 257–79. PMID 9549239.
    20. 12
      (2001) «Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later.».
      Canadian Journal of Psychiatry46
      (3): 225–33. PMID 11320676.
    21. Harris, 2009.
    22. American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789—796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
    23. Breastfeeding and child cognitive development: new… // Arch Gen Psychiatry. 2008] — PubMed result
    24. JAMA Network | JAMA Psychiatry | Breastfeeding, Breast-Milk Feeding, Breast Feeding, and IQ: Unknown and Known Knowns. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
    25. JAMA Network | JAMA Psychiatry | Cognitive Development: Breast-Milk Benefit vs Infant Formula Hazard. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
    26. JAMA Network | JAMA Psychiatry | Results From the PROBIT Breastfeeding Trial May Have Been Overinterpreted. Проверено 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
    27. BBC NEWS | UK | Education | ‘Men cleverer than women’ claim
    28. Архив (1998—2006) | СЕГОДНЯ
    29. Новости NEWSru.com : Исследования британских ученых
    30. Brother-sister differences in the g factor in intelligence: Analysis of full, opposite-sex siblings from the NLSY1979, Ian J.Deary, Paul Irwing, Geof Der, Timothy C.Bates. Inelligence, Volume 35, Issue 5, September-October 2007, Pages 451—456.
    31. Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence, Jianghong Liu, Richard Lynn. Personality and Individual Differences, Volume 75, March 2020, Pages 90-93.
    32. Jackson, D. N. (2002, December 5-7). Evaluating g in the SAT: Implications for the sex differences and interpretations of verbal and quantitative aptitude. Paper presented at the International Society for Intelligence Research, Nashville, TN.»
    33. Dickens, William T (2006). «Black Americans Reduce the Racial IQ Gap: Evidence from Standardization Samples». Psychological Science17
      (10): 913–20. DOI:10.1111/j.1467-9280.2006.01802.x.
    34. Mackintosh, NJ.
      IQ and Human Intelligence. — Oxford University Press, 1998. — ISBN 0-19-852367-X.
    35. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 464 с.
    36. Daniel Goleman. An Emerging Theory on Blacks’ I.Q. Scores
    37. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 464 с.
    38. Jensen, A. R.
      The g factor: The science of mental ability. — Westport, Connecticut: PRAEGER, 1998. — ISBN 0-275-96103-6. стр 570 «The peak crime rate occurs in the IQ range from 75 to 90, with the highest rate for violent crime in the IQ range from 80 to 90. … low IQ is clearly a statistical risk factor.»
    39. (2004) «Scholastic Assessment org?». Psychological Science15
      (6): 373–8. DOI:10.1111/j.0956-7976.2004.00687.x. PMID 15147489.
    40. 12
      Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками!».
    41. Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением».
    42. Ученые доказали бесполезность IQ-тестов (рус.), РИА Новости
      (20121220T1335+0400Z). Проверено 5 декабря 2020.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]