4 типа поведения того, кто эмоционально нестабилен.

Сумасшедший ритм жизни, который сегодня преобладает в больших густонаселенных городах, имеет отрицательное качество – он плохо сказывается на здоровье трудового общества. Проснуться утром, успеть собраться, покормить домочадцев, привести себя в порядок и стремглав мчаться на станцию метро, чтобы только не опоздать на работу. Обслужить кучу клиентов в офисе или, отработав смену за станком, в выдохшемся состоянии спешить домой, чтобы, опять-таки, успеть сделать все домашние дела, подготовить детей к завтрашнему дню в саду или школе, прибраться, постирать и приготовить ужин. И так изо дня в день, пять, а иногда и шесть дней в неделю. После чего остается воскресенье, за которое нужно успеть подготовить весеннюю аппликацию дочке в сад, сыну помочь со стенгазетой в школу, отвезти в химчистку ковер и съездить на рынок за новыми обоями. А потом еще переустановить программное обеспечение на компьютере, чтобы иметь возможность черпать оттуда информацию об особенностях ремонта в спальне, который начался и все никак не заканчивается…

Сегодня любой среднестатистический житель большого города может быть подвержен довольно серьезному физическому и психологическому перенапряжению, которое в конечном счете нередко заканчивается эмоциональным срывом.

Понятие

Само по себе понятие эмоционального срыва предполагает проявление у человека такого психологического состояния, которое является результатом пребывания в напряжении на протяжении длительного времени. Нередко оно усугубляется серьезными осложнениями, связанными с нарушениями психики и нервной системы. Если говорить проще, это выплеск эмоций, плод длительного и собирательного процесса накопления негативных ощущений, стрессовых проявлений и отрицательной энергетики. Это как кульминационный момент в истории о постоянном пребывании в волнительном и эмоционально перенасыщенном состоянии. И важно отметить, что подобный патологический процесс довольно опасен для здоровья человека. Именно поэтому важно не допускать подобного плана ситуаций, провоцирующих скопление негативных эмоций и проявление в дальнейшем того, что в психологии называется эмоциональным потрясением и нервным срывом.

Вспышки агрессии

Эмоциональная нестабильность

Эмоциональная нестабильность – это отклонение или проблема психологического характера, проявляемая в сменах настроения, слабым самоконтролем, импульсивностью, порывистыми действиями, а также иными признаками эмоциональной лабильности.

Иначе говоря, это состояние, являющееся противоположным психоэмоциональной стабильности. Психоэмоционально нестабильная личность реагирует на повседневные раздражители неадекватно. Эмоционально лабильным особам сложно концентрироваться.

Любая даже небольшая неприятность эмоционально нестабильных индивидов может нарушить привычный жизненный ритм, ухудшить работоспособность.

Что это такое

Нормальным состоянием человеческой психики считается эмоциональная стабильность. Она характеризуется адекватным реагированием на раздражители извне.

Другими словами об эмоциональной устойчивости можно говорить, когда психоэмоциональные реакции индивидов соответствуют уровню серьёзности угрозы или проблемы. Так, например, эмоционально стабильный субъект не начнёт рыдать по причине подгоревшей яичницы.

У эмоционально устойчивого индивида сильные эмоции порождают серьёзные ситуации, например, утрата близкого.

На способность управлять собственным эмоциональным реагированием оказывают негативное воздействие стрессы, психоэмоциональное переутомление, гормональные изменения.

Эмоционально стабильные индивиды имеют следующие признаки:

– не ощущают беспричинную раздражительность;

– могут контролировать собственные эмоции;

– способны принимать обдуманные решения;

– отсутствует импульсивность;

– игнорируют мелкие неприятности.

Благодаря перечисленным признакам люди, имеющие устойчивую психику, приятны в коммуникации, не склонны к аффектам, являются отличными работниками, поскольку незначительные сложности не оказывают влияние на их способность принимать грамотные решения, сосредоточиваться и плодотворно трудиться.

Эмоциональная нестабильность являет собой противоположное психоэмоциональной устойчивости состояние.

Психоэмоционально нестабильный человек характеризуется неадекватным реагированием на обыденные раздражители. Он испытывает сложности с концентрацией, любая самая незначительная проблема способна нарушить его привычный образ бытия, понизить работоспособность.

Эмоциональной нестабильности свойственна повышенная раздражительность, спонтанные приступы гнева, частые неосознаваемые перепады настроения.

Причины эмоциональной нестабильности

Неустойчивость эмоций нельзя относить к заболеваниям. Она являет собой отклонение личностного характера, обнаруживающееся в неистовом эмоциональном всплеске.

Человек, страдающий описываемой разновидностью расстройства, отличается изменчивостью настроения, раздражительностью, нетерпеливостью, в отдельных ситуациях – агрессивностью.

Они остро воспринимают малейшую критику от окружения, им сложно воспринимать чужое мнение.

По сей день довольно сложно определить истинный фактор, ответственный за зарождение эмоциональной нестабильности. Однако сегодня можно выделить несколько причин, непосредственно провоцирующих наступление анализируемого отклонения, а именно:

– психологические травмы;

– гипо- либо гиперопека родственников;

– постоянное воздействие стрессоров;

– устойчивое перенапряжение эмоционального характера;

– хроническое переутомление вследствие недосыпа, недоедания, неправильного распорядка;

– психастения;

– дефицит в организме полезных веществ;

– гормональные сбои или перестройки;

– психические отклонения: депрессивные состояния, неврозы, биполярное нарушение, маниакальное расстройство;

– влияние акцентуаций характера;

– побочное действие некоторых медикаментозных препаратов;

– врожденные пороки нервной системы.

Также эмоциональная нестабильность у женщин нередко может возникнуть на определенном этапе менструального цикла или являться следствием приближения климактерического периода. Подобное состояние является преходящим и купируется специализированными фармакопейными препаратами, направленными на нормализацию соотношения гормонов.

Помимо того эмоциональная нестабильность может являться следствием наличия следующих соматических нарушений, таких как: сосудистые заболевания, гипотония, гипертония, новообразования в мозге, сахарный диабет, мозговые травмы. Здесь нестабильность эмоций нужно рассматривать в качестве симптома основного недуга.

Также можно выделить факторы, усугубляющие психоэмоциональную лабильность. Эмоциональную нестабильность усиливает недосып, недоедание либо некачественное питание, стресс, недостаток отдыха, ухудшение самочувствия, психоэмоциональные потрясения, пребывание в некомфортных условиях, неспокойной обстановке, вынужденное взаимодействие с индивидами, вызывающими антипатию.

Этимология

Для того чтобы понимать этиологию данного патологического состояния здоровья, стоит обратить внимание на первоисточник накопления негативных эмоций. И если рассматривать этот механизм в целом, то выглядит он следующим образом: человек изо дня в день поддается какому-либо психологическому давлению или испытывает напряжение, к примеру, при встрече с конкретным человеком на работе, или же подвергается регулярным репрессиям дома – хоть моральным, хоть физическим.

Возникновение единичной провокационной ситуации не влечет за собой накопительной системы эмоционального перевозбуждения как таковой. То есть если вы боитесь собак, к примеру, и вы переволновались от встречи с шайкой дворняг в одном из переулков по пути к своему дому – это отдельная ситуация, которая случается и в итоге забывается. Но если каждый раз изо дня в день вы спешите на работу и встречаете эту лающую свору утром и вечером (учитывая, что вы с детства панически боитесь собак), здесь степень вашего эмоционального состояния подвергается риску достижения критической точки. Как следствие, в итоге вы получаете эмоциональный срыв.

Что делать если я эмоционально неуравновешенный человек?

Здравствуйте, Ульяна

Начните для начала с оценки самой себя с положительной стороны, после чего подумайте, почему Вы обижаете окружающих? Потому, что у Вас что-то не получается или Вы представляли что-то иначе, а получается наоборот, или Вас именно в ту минуту обидел словом этот человек? Агрессия и колкость в адрес окружающих это уже следствие, а не причина. Вы добрый человек, которому нужна поддержка и внимание. Отсутствие единомышленников и приводит к неконтролируемой агрессии. В Ваших словах чувствуется отсутствие уверенности в себе или даже ненависть к себе и своим действиям. С какого момента это началось? Что Вам мешает доделать начатые дела и получить от результата удовольствие и возможность поверить в себя!? Поймите, что только Вы можете исправить ситуацию, главное хотеть. Судя потому, что Вы обратились за помощью, это говорит о том, что Вам это мешает и Вы сможете определить причину и справиться с заниженной самооценкой и своей агрессией. Начните со следующего дня придерживаться следующих правил жизни и Вам будет легче строить общение и воспринимать себя по достоинству: перестаньте думать о плохом, не терроризируйте себя разрушительными установками. Мысли материализуются, то есть, о чем думаем, то и притягиваем. Думаем о плохом – притягиваем плохое, думаем о хорошем – притягиваем хорошее. Подпитывайтесь позитивом и распространяйте его вокруг – это эффективный способ повысить самооценку. Если Вы сделали что-то неправильно, и Вас в этом обвиняют, просто признайте это, как факт. Не тратьте своих сил и эмоций на оправдания. Да, виновата, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины. Что сделано, то сделано, каждый имеет право на ошибку. Научитесь признавать ошибки и старайтесь исправлять их сразу же. Планируйте свое будущее. Поставьте себе реальные (достижимые) цели, распишите способы их достижения и регулярно воплощайте их в жизнь – это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе. Не откладывайте на завтра и не позволяйте уму обдумывать больше, чем реально необходимо, так как ему свойственно думать много лишнего, сомневаться и находить оправдания, «почему бы этого не сделать». Если разум (а у женщин — интуиция) говорит «надо» и «лучше вот так», значит надо, и именно так. Доводите все дела до конца, так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути — тогда Вам будет не в чем себя упрекнуть. Перестаньте показывать свою значимость и делать вид, что Вы лучше других. Если Вы не соответствуете образу, который демонстрируете, окружающие будут ставить Вас на место, и Вы будете выглядеть смешно. Кроме того, таким поведением Вы будете притягивать того, кто захочет помериться с Вами тем, чем обычно меряются, и Вы можете позорно проиграть, что никак не поспособствует повышению самооценки. Страхи — это самый главный разрушитель Вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще делать поступки, которые боялись делать, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов – это наилучший способ добиться успеха. Как говорится глаза боятся, а руки делают. У Вас всё непременно получится. Относитесь к себе с любовью и тогда Вас будут воспринимать самодостаточным человеком и не будет причин для раздражения. Подитожив, хочется сказать, будьте автором своей жизни, творите больше добра, живите с удовольствием и тогда проблем с окружающими и с собой, возникать не будет. Удачи Вам.

Причины

Предпосылок для подобных проявлений существует масса. И это даже может быть не один источник раздражения. Добавьте к тем же собакам, к примеру, регулярные стычки с начальником по работе, который требует от вас проект в невыполнимые краткие сроки. Или же сюда можно отнести семейные проблемы, которые касаются буйного алкоголизма супруга, проблем со здоровьем ребенка, систематической нехватки денежных средств. Жизнь в таких условиях не только не может быть приятной, она разрушает психоэмоциональный фон человека и систематически расшатывает его нервы, что в дальнейшем сказывается и на его психике, и на моторике, и на многих других факторах его жизни.

Так, специалисты выделяют несколько основных разновидностей возможных предпосылок для возникновения эмоционального напряжения, ищущего в дальнейшем его выплеска наружу:

  • Неурядицы на работе – одно из распространенных явлений, которые в силу каких-либо определенных тонкостей или специфики должности могут по-разному влиять на состояние человека и вызывать массу негативных эмоций, ищущих выход наружу и проявляющихся зачастую именно в срыве.
  • Проблемы в семейной жизни – дома человек может подвергаться не меньшей, а то и большей критике, нежели от начальства на работе. И здесь уже нет возможности пожаловаться еще более вышестоящему руководству. Здесь приходится либо терпеть для сохранения семьи, либо разорвать брак, если дело касается супружеской длительной алкогольной зависимости, буйства или рукоприкладства. Но в таком случае может возникнуть взаимозаменяемая предпосылка к нервному самоистязанию – развод.
  • Бракоразводный процесс – разводятся люди не только по причине семейного насилия. Оснований для этого на самом деле может быть огромное множество. Но смысл заключается в том, что довольно большой процент людей, пребывающих на стадии развода, в конечном счете подвергается скоплению негативных эмоций, самобичеванию, переживаниям и страданиям, возникающим ввиду происходящего. В таком апатичном состоянии люди нередко пребывают на грани нервного срыва.
  • Измена любимого человека – не относится к бракоразводному процессу по причине того, что любящие люди в современной жизни могут жить вместе, не будучи связанными узами официального брака или угрозой его расторжения. Более того, вовсе не обязательно находиться на стадии бракоразводного процесса, чтобы быть подверженным извечной подозрительности, вспышкам бурной ревности, агрессивным проявлениям или же, наоборот, депрессивным. Стоит отметить, что подобными проявлениями страдают зачастую больше женщины. Причиной тому служит повышенная эмоциональность и чувствительность, заложенная в основу психологии женского организма природой.
  • Финансовая нестабильность – это еще одна широчайшая категория причин, которые в конечном счете служат поводом для нервного психического расстройства. Постоянное отсутствие денег в семье является одной из наиболее частых предпосылок для возникновения на этой почве семейных скандалов, взаимных упреков, нареканий. Отсюда идет нарушение стабильности эмоционального фона, скопление ежедневных негативных эмоций в процессе стычек супругов и, как следствие, выход наружу этих отрицательных ощущений в виде срыва.
  • Болезнь одного из членов семьи – самой распространенной причиной возникновения эмоционального напряжения, а правильнее будет назвать это перенапряжением, считается длительный процесс терапии ребенка (детей) в ходе борьбы с серьезным заболеванием. Иногда даже сильному характером родителю в какой-то момент становится очень тяжело и горько наблюдать за течением болезни собственного малыша. Постоянная борьба за жизнь родного человека – самого дорогого в жизни человека – все те же поиски средств на лечение, поиски и смена лучших врачей одного за другим, бессонные ночи, проводимые в слезах и мольбах о скорейшем выздоровлении – все это ищет эмоциональный выход наружу и в итоге проявляется в психоэмоциональном нервном срыве.
  • Беременность – это физиологически особенное состояние служит порой причиной для отдельной разновидности срывов. Слишком амплитудные скачки в настроении беременной женщины объясняются нестабильным гормональным фоном, тесно связанным с эмоциональным.
  • Домогательство и вымогательство – этой категории внешних факторов, служащих причинами появления эмоционально нестабильного состояния и скопления негативной энергетики, подвергаются чаще всего подростки. Молодые девушки могут встретиться с нездоровыми проявлениями сексуального интереса со стороны педагогов, работодателей или даже родителя. В то время как молодым людям часто приходится сталкиваться с издевательствами и проявлением жестокости со стороны сверстников в подростковом периоде, что тоже является частой причиной серьезных психологических осложнений. Это не удивительно, ведь такой возраст считается максимально уязвимым, а психика еще только формируется.

Это далеко не весь список возможных причин для проявления эмоционального дисбаланса, но здесь представлены наиболее часто встречающиеся из них. И чтобы вовремя предупредить столь опасное явление, ищущее выхода наружу, желательно своевременно пройти тест на психологические расстройства.

Программа профилактики опасного и нестабильного поведения подростков

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «Элистинская классическая гимназия» в 7 -8 классах. Экспериментальный массив составил 116 учащихся. В экспериментальной группе — 57 учащихся, в контрольной группе — 59 школьников. Содержание ОЭР представлено в таблице 1.
Таблица 1. Этапы и содержание ОЭР

этап цель содержание
I этап — констатирующий определить критерии и уровни готовности подростков к безопасному поведению и на этой основе провести диагностику разработка критериальной и диагностической базы;

диагностические мероприятия;

анализ полученных результатов

II этап — формирующий разработать и апробировать программу профилактики опасного и нестабильного поведения подростков разработка и проведение

мероприятий, направленных на профилактику опасного и нестабильного поведения подростков

III этап — заключительный выявление педагогических условий реализации профилактических мероприятий по преодолению опасных проявлений подростков контрольные диагностические мероприятия, сравнение и обобщение результатов ОЭР

В начале проведения опытно-экспериментальной работы нами были проведены опрос школьников и анкетирование родителей всего массива респондентов с целью выяснения склонности к опасности и нестабильности поведения. Опрос школьников проводился по методике диагностики склонности к девиантному поведению. Она включает семь шкал, по которым проводилась оценка исследуемого феномена.

Из результатов опроса по шкале «Установка на социальную желательность» следует, что такая установка имеет высокий уровень — 72% учащихся хотят быть признаны в социуме, и находить в нем достойное место.

Анализ полученных ответов по шкале «Склонность к преодолению норм и правил» показал, что 59 % учащихся утвердительно ответили на вопросы, следовательно имеют подобную склонность.

Вопросы по шкале «Склонность к аддиктивному поведению» (злоупотребление веществами, меняющими психическое состояние — алкоголь, наркотики и т.д.) получили положительный ответ у 16% опрашиваемых.

По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» получено 12% положительных ответов. По шкале «Склонность к агрессии и насилию» — 41%. Способность к «Волевому контроль эмоциональных реакций» подтвердили 39 % учащихся, а опрос по шкале «Склонность к делинквентному поведению» (склонность к противоправному поведению, наносящему вред окружающим и обществу) продемонстрировали 5% респондентов.

Анкетирование родителей позволило определить их отношение к опасному и нестабильному поведению детей:

1. 95% родителей все перечисленные формы поведения считают отклоняющимися от нормы.

2. Наибольшее беспокойство у родительского сообщества вызывают:

  • употребление подростками алкоголя– 42%;
  • курение — 47%;
  • грубость и сквернословие — 51%.

Остальные пункты были упомянуты в анкетах, но их количество минимально, поэтому мы делаем вывод об их локальных проявлениях.

Почти все родители признались (85%), что их дети более 8 часов предоставлены сами себе.

В свободное от учебы время занимаются спортом — 32% учащихся; играют в компьютерные игры — 63%; гуляют с друзьями — 41%, ничего не делают либо отдыхают (слушают музыку, лежат на диване, общаются по телефону) — 12%.

По мнению родителей, основными причинами отклоняющегося от нормы поведения, являются (предъявлены по убыванию):

  • стремление подростков быть самостоятельными и независимыми — 74%;
  • неумение контролировать и управлять своими эмоциями, повышенная возбудимость детей — 71%;
  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, безнравственного поведения, транслируемые средствами массовой информации и через Интернет — 68%;
  • заниженная самооценка, неуверенность в совей привлекательности — 59%
  • стремление получить сильные впечатления — 52%.

Отвечая на вопрос, о том, к какому специалисту обратились бы за помощью, в случае проблем с поведением ребенка — 43% родителей сделали выбор в пользу классного руководителя; 52% — выбрали вариант «справились бы самостоятельно».

62% респондентов опасаются вовлечения их ребенка в плохую компанию, при этом опасения вызывают — у 53% употребление алкоголя, табакокурения, у 12% — употребление наркотиков или их распространение, у 16% — ранние половые контакты.

Обобщая результаты опроса школьников и анкетирования родителей мы пришли к выводу, что почти половина опрошенных подростков находится в зоне риска и при неблагоприятных условиях могут реализовывать опасное и нестабильное поведение в повседневной жизни.

На констатирующем этапе, на основании разработанной модели, нами были определены критерии и показатели готовности подростков к безопасному поведению (таблица 2).
Таблица 2. Критерии и показатели готовности подростков к безопасному поведению

критерий показатели методы диагностики
когнитивный наличие знаний о способах безопасного поведения, знание природы возникновения опасности тестирование, беседы, опрос
психолого-мотивационный направленность и мотивация

подростков на безопасное поведение, потребность и желание подростков в

обеспечении личной и общественной безопасности, уровень внутренней

мотивации учащихся к подготовке и самоподготовке в области безопасности; познавательная активность, аналитический стиль мышления; нервно-

психологическая устойчивость, уровень тревожности как показатель развития

уверенности подростков.

анкетирование,

наблюдение; беседы,

опросник «Стиль мышления»

Р. Бремсона и А. Харисона;

модифицированная форма «В» опросника FPI; опросник «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор); методика изучения ценностных ориентаций С.Шварца

тест-опросник Р.М. Грановской и И.М. Никольской «Как вы относитесь к подготовке в области безопасности»

деятельностно — операциональный навыки, умения, необходимые для реализации безопасного поведения, умение оценить опасную ситуацию, виды опасности, физическая подготовленность, реализация безопасного поведения в повседневной жизни; умения осуществлять эмоционально-волевую регуляцию своего поведения наблюдение, тестирование; ролевые игры, моделирование и анализ ситуаций, выполнение нормативов по физической подготовке;

тест Ю.В.Злобиной

прогностическо — творческий способность к видению проблем, способность предвидения последствий опасности, нестандартность

мышления, способность к инновациям

моделирование и анализ ситуаций, анализ продуктов творческой деятельности подростков

На основании выделенных критериев и показателей были определены уровни развития готовности подростков к безопасному поведению — низкий, средний, высокий (таблица 3).
Таблица 3. Уровни готовности к безопасному поведению

критерий уровень
низкий средний высокий
когнитивный отсутствуют знания о безопасном поведении, знания природы возникновения опасности наличие знаний о безопасном поведении, знания природы возникновения опасности, но они отличаются бессистемностью и отрывочностью глубокие и прочные, системные знания о безопасном поведении в окружающем мире и социуме
психолого-мотивационный безопасность и здоровье не являются ценностно-значимыми, имеется склонность к саморазрушению, отсутствие оценки и критичности своего поведения осознается личная безопасность, подготовка к саморазвитию в области безопасного поведения обусловлена внешними факторами, имеется адекватная оценка степени опасности ситуации безопасность и здоровье являются важными ценностями, подготовка к саморазвитию в области безопасного поведения обусловлена внутренними

факторами; способность к коррекции своего поведения

деятельностно — операциональный отсутствие или слабо выраженные умения безопасного поведения; наличие опасных проявлений в поведении владение умениями безопасного поведения в стандартных условиях по алгоритму, реализация безопасного поведения в повседневной жизни. владение умениями безопасного поведения в нестандартных ситуациях, безусловная реализация безопасного поведения в повседневной жизни.
прогностическо — творческий отсутствие способности к прогнозированию опасной ситуации; адекватной реакции на опасную ситуацию не стабильное проявление способности к прогнозированию опасной ситуации;

импульсивное поведение в опасной ситуации; выбор непоследовательных действий в опасной ситуации; отсутствие самостоятельности

способность к прогнозированию последствий опасной ситуации; способность быстро, адекватно и самостоятельно находить решение в нестандартной ситуации

Уровни готовности определялись в соответствии с таблицей. В случае, если один из критериев находился на низком уровне, готовность не сформирована. В остальных случаях уровень определялся в соответствии с большим количеством проявлений уровней.

При диагностике когнитивного критерия нами использовались тестовые задания по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-8 классов, включающие вопросы на знание возможных опасностей окружающей среды и социума, причинах их возникновений и последствиях, способах обеспечения личной безопасности, средствах защиты и т.д. Проводились индивидуальные беседы, опросы направленные на выяснение уровней знаний подростков о безопасном поведении.

Выраженность психолого-мотивационного критерия исследовалась посредством анкетирования, наблюдений, опросника «Стиль мышления» Р. Бремсона и А. Харисона. Диагностическая методика направлена на изучение особенностей осмысления подростками окружающей действительности, анализа жизненных ситуаций, решения стоящих перед ними проблем, с позиции своего характера, мотивации, шкалы ценностей.

Диагностика состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения осуществлялась посредством модифицированной формы «В» опросника FPI.

Результаты, полученные в ходе диагностики позволят нам коррелировать поведение подростков с психологическими характеристиками.

Симптоматика

Как и любой другой недуг человека, данное патологическое состояние проявляется в определенных симптомах. Эмоциональный срыв просматривается в:

  • психических симптомах – сюда можно отнести проявления различных фобий, генерализованного страха, стрессовых расстройств, панических атак, навязчивых состояний, а также депрессии и даже шизофрении (с такой симптоматикой пациенты нередко пытаются справиться посредством алкогольных или наркотических веществ);
  • физических симптомах – к ним можно отнести ослабленную волевую активность или же полное ее отсутствие, когда происходит угнетение отдельных инстинктов (полового, оборонительного, пищевого), нередко сопровождаемое скачками температуры и артериального давления, усталостью, тахикардией;
  • поведенческих симптомах – здесь нужно отметить несостоятельность человека выполнять определенную деятельность, неумение сдерживать злость при общении, повышение голоса, допущение оскорблений, холерических и истерических проявлений.

Группа риска

Как уже упоминалось ранее, существуют некоторые категории людей, которые подвергаются проявлениям эмоционального срыва чаще других. Это может быть связано не только с возрастом или особенностями физического состояния, но также с профессиональной деятельностью. К примеру, те же сотрудники клинических учреждений здравоохранения и больниц могут быть подвержены синдрому эмоционального выгорания. У медицинских работников подобная ситуация не редкость. Причинами могут стать тотальное эмоциональное истощение, эмпатия к своей работе и к самому себе, абсолютное равнодушие к судьбе и переживаниям пациентов. Как и у медицинских работников, синдром эмоционального выгорания отмечается у сотрудников правоохранительных органов. Это и немудрено: в силу своей профессиональной деятельности эти люди часто становятся участниками или свидетелями особых критических ситуаций, в которых психика испытывается на прочность.

Итак, в группе риска находятся:

  • подростки;
  • родители;
  • беременные;
  • медработники;
  • сотрудники органов правоохранения;
  • пожарники и спасатели (категория специалистов, пребывающих в экстремальных условиях по долгу службы и несущих ответственность за жизни других).

Почему мир нестабильный, а вместе с ним и жизнь человека?

Все увидели, насколько мир стал нестабильный, неустойчивый, как быстро в нем события меняются и трансформируются. От этого и люди меняются, кто-то в лучшую сторону, а кто-то в худшую из-за того, что нарастает нервозность, боязнь, что все рухнет. Почему же мир так нестабилен?

В ответ можно привести и сменяемость циклов, и положение планет, и общее состояние общества, когда планета начинает вести себя иначе. Все это верно, но еще одна причина – это неизбежность. Простая неизбежность, когда в определенный момент времени необходимо перезагрузиться всем. И чем больше людей стремятся закрыть глаза на то, что происходит у них в жизни, тем больше вероятность того, что изменения коснутся их в первую очередь.

Обычно люди привыкли к стабильности и не хотят расти и развиваться, от этого начинаются сдвиги вначале на тонком пласте, а затем уже охватывается вся планета. И эта нестабильность исчезает на время, когда люди понимают, что от них требуются, и начинают менять себя и мир вокруг. Человек напрямую связан с миром, он неотъемлемая его часть, поэтому все изменения, касающиеся мира – это и его изменения тоже. Но люди сами не подозревают, как они меняются с возрастом, с опытом, со временем, причем происходит это плавно, аккуратно, но вот смотришь, а перед тобой уже совсем другой человек.

Нестабильность мира – это нормально, естественно, никуда от этого не деться. И глупо думать, что никого это не затронет. Нет, это касается всех, потому что каждый человек обязан меняться с миром вместе и вносить свою лепту. Если же он не хочет, то в его жизни будут происходить катастрофы, несчастья, жизнь поменяется так, что не захочется больше ничего делать. От этого люди даже к суициду склонны.

Глупо говорить, что мир все тот же, так как за один год происходит так много событий, что страшно становится. И у человека остается одна опора – это он сам, его сила духа, мысли, чувства, накопленный опыт. Все это позволяет безболезненно пережить даже самые ужасные событий и при этом оставаться собой, не озлобляться, не искать виноватых и не притворяться вечной жертвой.

Нестабильность мира – это не начало конца, а возможности, которые даются каждому. И если человек не мобилизует силы и не увидит, как прекрасен мир и он неисчерпаем в своем многообразии, то придется каждый раз переживать сильные кризисы, терять, пропадать, страдать. А лучше всего быть готовым к тому, что завтра не повторится то же, что и вчера, но это благо.

Способы погашения срыва

Для того чтобы воспрепятствовать усугублению ситуации, стоит удостовериться в ее критичности. Определить приближение критической точки эмоционального перенапряжения поможет тест на психологические расстройства. Способов локализации патологического состояния на самом деле не так много. Это:

  • самостоятельное погашение срыва;
  • обращение к специалисту-психологу.

В свою очередь, врач либо назначает терапевтические процедуры, либо предлагает бороться с недугом посредством фармакологических препаратов.

Причины и симптомы детской эмоциональной неустойчивости

Особенность детской лабильности – сложная диагностика. Психическое расстройство просто спутать с плохим воспитанием: банальная капризность и избалованность.

Существует ряд причин, которые сопутствуют появлению и четкому формированию эмоциональной лабильности у детей:

  • воспитание родителями: слишком строгое или, наоборот, нехватка внимания со стороны близких людей, или избалованность;
  • развитие заболевания, в этом случае эмоциональная нестабильность в поведении служит лишь признаком.

Излишне строгое воспитание приводит к состоянию ребенка, в котором он находится в постоянном напряжении, является эмоционально зависимым от окружающего мира и очень остро реагирует на любые изменения.

Нехватка внимания порождает истеричных детей. Лабильный ребенок, требуя к себе внимания, прибегает только к понятным для него методам – слезам и истерикам. Не добиваясь своего или добиваясь, слезы для малыша становятся единственным способом общения с взрослыми и ровесниками.

Статья в тему: Остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника: проблемы и их решения

Избалованность порождает человека, которому «просто сложно угодить». Человек, приносящий в свою взрослую жизнь эту черту, никогда не будет доволен своей жизнью, ему всегда и всего будет мало. Ему будет казаться, что его обделяют, что-то недодают. А это постоянный стресс, приводящий к эмоциональной лабильности.

Крайне сложно поставить диагноз деткам, страдающим этой патологией: измученные родители, которые чаще всего прибегают к строгим воспитательным мерам, а дети чаще всего просто не понимают происходящего.

Дома, сидя на диване и обсуждая ребенка с бабушками-дедушками или соседями, диагноз нельзя поставить. Поэтому необходимо обратиться к специалисту. В данном случае требуется квалифицированное лечение со стороны невролога, психотерапевта, а также поддержка родителей.

Принятие мер в домашних условиях

Если вы чувствуете, что уже на грани, вам необходимо дать выход своим чувствам и выплеснуть негативные эмоции. Как это сделать? В первую очередь нужно ликвидировать источник раздражения. Если это работа – возьмите отгул, а лучше отпуск. Если это семейные неурядицы – отправьтесь в путешествие (за неимением финансовой возможности поменяйте обстановку, поживите несколько дней у подруги в другом городе). Если это финансовая несостоятельность – найдите что-то интересное, способы дополнительного заработка сегодня находят свое отражение во банальном фрилансе. Начните зарабатывать не выходя из дома. В любом случае, что бы это ни было, ликвидируйте источник вашего расстройства. Вы увидите, как накопленный негатив потихоньку сходит на нет.

Последствия

Почему важно своевременно локализовать подобного рода патологические проявления? Потому что нервный срыв способен привести к следующим неприятным последствиям:

  • психические – стойкое эмоциональное расстройство, перерастающее в тяжелые формы, а также угроза шизофрении;
  • физические – проблемы с пищеварением, проявления гастрита, провоцирование сахарного диабета;
  • поведенческие – причинение вреда окружающим, суицидальные порывы.

Профилактика

Как воспрепятствовать эмоциональному срыву? Специалисты дают следующие рекомендации:

  • Дайте выход негативу и накипевшим чувствам – пойдите в спортзал, бассейн или запишитесь на секцию по борьбе. Физические занятия считаются отличной профилактикой не только телесных заболеваний, но и душевных.
  • Выполняйте замещение раздражающего фактора – если до состояния суицидальных порывов вас доводит муж, найдите другого мужчину. Если вас изводит начальство на работе – это повод сменить работу.
  • Найдите себе увлечение – новое хобби способно занять ваши мысли и заполнить все пробелы в свободном графике, у вас просто не останется времени думать о плохом.
  • Ликвидируйте опасные элементы – речь идет об употреблении алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, которые не только не способны заглушить и снизить уровень переживаний, но и в конечном счете усугубляют проблему.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]