Наши предки имели сильную нервную систему, но управляли ими люди со слабой нервной системой. С каждым новым поколением увеличивается число людей со слабой нервной системой. Однако и у слабой, и у сильной нервной системы есть свои скрытые неоспоримые преимущества.
Согласно академическим представлениям, сила нервной системы — это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток, и с этим мы полностью согласны. Сила нервной системы «отражает способность нервных клеток выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее, хотя и не сильное, возбуждение».
Данным определением нам предлагают всех лиц — вспыльчивых, нетерпеливых, порывистых, подверженных эмоциональным срывам — причислить к сильной нервной системе: ведь их нервные клетки выдерживают кратковременное возбуждение, «не переходя в тормозное состояние». С этим мы уже никак не можем согласиться.
Если все-таки отойти от классического определения и использовать понятие «силы нервной системы» в его полубытовом, житейски понятном, значении, то напор и поддержание активности следует считать лишь одним из проявлений данной силы, но не единственным. Сила нервной системы обнаруживает себя также в сдерживании нежелательных элементов активности: сила торможения должна уравновешивать силу возбуждения.
Для того чтобы нервная система действительно была способна выдержать достаточно длительное возбуждение, клеточная энергия должна расходоваться экономно и рационально; должно быть защитное, охранительное, конструктивное притормаживание. Торможение — это необходимый компонент общей Силы. Торможение координирует деятельность нервной системы.
А. И. Солженицын утверждал, что в сталинских лагерях выживали люди с сильной нервной системой. Отличительное ее свойство — способность переносить сверхсильные раздражители. Слабая нервная система плохо держит сигнал, сгорает, как свечка, когда не может ответить обидчику или дать сдачи. Вспомните замечательные сцены школьной жизни: он вас циркулем в бок, а вы его книгой по голове. И не важно то, что сейчас вам обоим устроит учитель! Кстати, если события развивались по такому сценарию и учитель принимал активное участие в «боевых действиях», то у него, однозначно, была слабая нервная система.
Человек со слабой нервной системой не только не может ждать (терпеть), он еще с трудом удерживает новую информацию (касающуюся себя и других) и постоянно «сливает» ее по дороге буквально на первого встречного. Именно поэтому психолог, организуя тренинг личностного роста, стремится как можно плотнее построить график занятий и держать клиентов как можно дольше внутри данной группы, внутри данного помещения (часов этак по шесть), не давая людям со слабой нервной системой элементарно разряжаться во вне.
Охватывая взглядом историю страны, приходишь к убеждению, что наши предки имели преимущественно сильную нервную систему. Наши прадеды и деды имели преимущественно сильную нервную систему, а вот управляли ими люди, в большинстве своем, со слабой нервной системой! И как бы не хотелось каждому в отдельности современному человеку выглядеть «сильным», с каждым годом, с каждым новым поколением увеличивается концентрация людей — носителей слабой нервной системы. Просто у слабой нервной системы есть свое неоспоримое преимущество, о котором мы сознательно умолчали выше.
Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее «уносит» без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением). Слабая нервная система, однако, обладает повышенной чувствительностью, или высокой сензитивностью, способностью различать сверхслабые сигналы. Слабая нервная система характеризуется способностью к тонкому различению сходных раздражителей. В этом заключается ее преимущество перед сильной.
Отрицательная связь между силой нервной системы и чувствительностью анализатора уравнивает возможности той и другой нервной системы. К примеру учителя — обладатели более слабой системы — часто нервничают на уроке, ведут себя менее уравновешенно, но лучше отражают, в ряде ситуаций, динамику межличностных отношений в классе. Учителя — носители сильной нервной системы — обладают лучшей выдержкой и невпечатлительностью. Разрисовали дети мелом стул — не беда. Стул задвинули под стол. Работают спокойно и без истерик. Однако они хуже чувствуют ученика на уроке.
Увеличение концентрации представителей слабой нервной системы в последнее время отнюдь не случайное явление. У лиц со слабой нервной системой быстрее образуются условные рефлексы. Они легче обучаются, скорее схватывают, что объясняется высокой динамичностью по возбудительному процессу. Логически оформленный, связанный общей мыслью учебный материал слабая нервная система усваивает лучше.
Сильная нервная система имеет преимущество в запоминании больших объемов информации малопригодных для смысловой обработки. У слабой нервной системы скорость перебора вариантов решения задачи в единицу времени выше. Она быстрее приспосабливается, акклиматизируется, подстраивается, устраивается. Склонность к продолжению образования также в большей степени имеют лица со слабой нервной системой.
Если более подробно рассмотреть поведение слабой и сильной нервной системы в учебном процессе, то можно обнаружить еще ряд интересных закономерностей. Слабая нервная система включается в учебный процесс сразу. При длительной напряженной работе она начинает допускать ошибки и из процесса выпадает: ученик утомляется.
К примеру, у младших подростков это выражается в двигательной активности, баловстве на уроке, если им через 5-8 минут не менять форму заданий. Высокая выносливость и работоспособность сильной нервной системы омрачается другим обстоятельством. Сильная нервная система на уроке не отвлекается и работоспособности не теряет, только она не так быстро включается, дольше идет процесс врабатывания.
Ученику с сильной нервной системой задания необходимо предъявлять от простого к сложному. Слабой нервной системе задачи надо ставить в обратном порядке (от сложного к простому), т. е. не морали читать в начале урока, а «брать быка за рога».
Слабая нервная система начинает работать быстро, также быстро подрывает свои энергетические резервы и потому продолжает работать затратно. Если слабую нервную систему запугать сложностью или объемом предстоящих работ, то она может выработать свой ресурс психологически или морально еще до начала реальной деятельности (заранее прокрутив в голове «весь ужас» предстоящего испытания).
Учителя средних учебных заведений делают стратегическую ошибку, нагнетая ситуацию перед итоговой контрольной или экзаменом. Слабая нервная система справляется с контрольной или экзаменом хуже, нежели она способна учиться в течение года, из урока в урок. Вузовская система образования вообще не оставляет слабой нервной системе никаких шансов.
Сильная нервная система, будь то учеба или какой другой вид деятельности, обычно работает не в полную силу. Чтобы сильная нервная система включилась, необходимо, наоборот, создавать ситуации повышенной мотивации: напугать экзаменом или начальством, поставить пару «троек» для острастки (желательно публично), ударить кулаком по столу, назначить окончательные сроки, объявить всеобщую мобилизацию или сделать китайское предупреждение.
Слабая нервная система не переносит публичных форм порицания, тяжело переживает плохие оценки, не может продолжать работу, вываливается из колеи, уходит в деструктивную активность, демонстративно саботирует приказы, копит обиду или злость, срывается. Сильная нервная система, вовремя организованная отрицательным подкреплением, может показывать к моменту контроля просто феноменальные результаты.
Когда речь идет о поведении начальника со слабой нервной системой, то сила его «кавалерийских наскоков» от раза к разу будет снижаться. Сначала по отношению к подчиненному с сильной нервной системой он (начальник) выглядит непобедимо и страшно, затем потихонечку скисает и начинает подумывать о том, что ему тоже «не больше всех надо», хотя вид по-прежнему старается создавать угрюмый.
Что касается самого подчиненного с сильной нервной системой… (Почему обязательно подчиненного? Потому что люди с сильной нервной системой не очень-то торопятся в начальники.) Так вот, что касается подчиненного с сильной нервной системой, то не дай Бог, если такой человек когда-нибудь станет вашим начальством.
Сначала все будет как при Алексее Михайловиче Тишайшем, но когда он прочувствует ответственность, когда познакомится поглубже с деловыми качествами своих вчерашних товарищей, то последовательным и методичным напором в достаточно благородной манере он «вынет из вас все печенки». Люди с сильной нервной системой просто зверски упрямы.
Люди со слабой нервной системой имеют природные склонности управлять и командовать. Во-первых, у них значительно меньше терпения смотреть на «весь этот застой» или на «все эти безобразия». Во-вторых, в них достаточно сочувствия и сопереживания, чтобы успеть заручиться поддержкой максимально широкого круга лиц.
Оргспособности целиком и полностью строятся на слабой нервной системе, но чтобы достичь в этом деле успеха, надо учиться сознательно и творчески использовать свою жизненную энергию на более высоком уровне. Из-за отсутствия контроля над собой многие подающие надежды лидеры проводят жизнь в борьбе с трудностями, которые сами же и создают. Самоуважение (к своей нервной системе), самосознание (своей нервной системы) и самоконтроль — только это единство может дать человеку силу, которую ему не дала природа.
Paзумеется, сила нервной системы — показатель врожденный, но это не значит, что мы должны опустить руки. Психологи придумали на этот счет целых 5 градаций по силе: «слабая», «среднеслабая», «средняя», «среднесильная», «сильная». Все вариации слабо-полусильной нервной системы — это результат повторяющегося воздействия, привыкания к стимулу, результат сознательного воспитания и самовоспитания.
Учитель со слабой нервной системой, которому дети постоянно разрисовывают мелом стул, рано или поздно возьмет себя в руки и будет имитировать сильную нервную систему! Если вы родились со слабой нервной системой, то она с вами так и останется. И когда вы в очередной раз столкнетесь с каким-то необычным, непривычным, новым сильным раздражителем, вы снова и снова продемонстрируете себе и окружающим именно слабую нервную систему. Но это не повод останавливаться!
Определиться с силой-слабостью нервной системы — значит предоставить достаточно исчерпывающую характеристику себе и другим. Это значит за несколькими «случайными проявлениями характера» партнера увидеть такую гроздь свойств, такую связку возможных вариантов поведения, что это позволяет читать другого человека как книгу, предугадывать его поступки и намерения; дает возможность почувствовать себя в состоянии полета, когда другие всего лишь ходят по земле!
Порой достаточно несколько отдельных эпизодов, зарисовок, столкновений, чтобы знать наверняка, с кем имеешь дело: можно положиться или нет, чего стоит ожидать через минуту, через день, через год, можно ли подойти по тому или другому вопросу, можно ли дружить, можно ли любить.
Человек устроен так, что он практически ежедневно переживает за своих близких и беспокоится о важных для него вещах, ведь современная жизнь постоянно подкидывает ему стрессовые ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на центральную, а также вегетативную нервную систему. Причем подобное воздействие не проходит бесследно. Негативные эмоции приводят к развитию физических и психических патологий. Ведь нам известно, что «все болезни от нервов».
Как сохранить свое здоровье? Кому следует в первую очередь обратить внимание на укрепление нервной системы? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Нервная система и ее сила
Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС — слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.
Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.
Что такое незрелость коры головного мозга?
Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.
Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.
Признаки слабой НС у взрослых
Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.
Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.
Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.
Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.
Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.
Нервные болезни у детей: причины, симптомы, виды
Все болезни от нервов – так принято считать. Но не всегда это утверждение верно. Часто причиной нервных болезней служит, например, перенесенная инфекция или осложнения после гриппа. Давайте разбираться подробнее что-от-чего зависит и зачем родителям нужно про них знать.
Нервная система детей
У ребенка нервная система существенно отличается от взрослой. И все это только потому, что ребенок развивается буквально по часам, и нервная система совершенствуется вместе с малышом.
Именно за счет ее существования человек является разумным существом.
Основной задачей нервной системы человека служит комфортное обеспечение человека при существовании в окружающей его среде, а также его взаимодействии с ней и с другим человеком.
К моменту рождения максимально готовой из всей нервной системы ребенка является спиной мозг.
И хотя при этом число клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека одинаково, у ребенка все клетки находятся в зачаточном состоянии.
То есть по своей структуре они еще незрелые, а еще при этом клетки не имеют достаточного количества отростков, чтобы обеспечивать функции высшей нервной деятельности. К таким функциям относят память, эмоции и навыки.
Как вы видите сами, по мере взросления вашего крохи развитие коры головного мозга, то есть нервной системы малыша происходит быстро. От защитных безусловных рефлексов, которые к 4 месяцам практически все гаснут – начинает проявляться умение управлять руками и ногами, например.
- К этим особенностям относят в первую очередь пониженную возбудимость. Это помогает избежать перевозбуждения нервной системы от постоянно меняющихся условий: он родился и стало много света, пошел гулять – множество разных звуков, вечернее купание – опять каскад ощущений.
- Быстрая утомляемость. Малыш не может долго следить за игрушкой, делать любое действие долго (по его меркам) – его нервная система просто говорит о том, что нужно сменить вид деятельности.
- Всё его поведение подчинено пищевой доминанте. Как только наступает чувство голода, все его рефлексы не связанные с ним, тормозятся и ребенок требует только одного – насыщения.
- За счет того, что у новорожденного не успели сформироваться оболочки у нервных окончаний, то есть пока у него не сформировалось миелинизация нервных волокон. Его боль (например, колики) распространяется не только на очаг боли, но и на соседние. Таким образом у него не только болит живот от колик, но и все, что рядом (это связано только с несовершенством нервной системой). О таком этапе развития ребенка лучше знать каждому родителю и понимать, что малыш порой и сам себе не рад, потому что не знает, что у него болит.
- Травма. Травмы головы могут иметь серьезные последствия. Часто именно ушиб головного мозга может вызвать нервную болезнь у детей. А ведь малыш еще только растет и любая травма может существенно повлиять на его развитие.
ВАЖНО! Если ваш малыш упал и у него потерялось сознание, головокружение, рвота, тошнота, головные боли – срочно вызывайте скорую помощь. Диагноз может поставить только врач. Ваша задача – вовремя к нему обратиться!
- Хронические. Если у вашего ребенка есть индивидуальное, специфическое строение нервной системы, при этом обменные процессы в организме также изменены и работают не по среднестатистическим стандартам – возможно у вас именно этот вид заболевания нервной системы.
- Наследственность. Да уж, то, что заложено в генах родителей имеет огромное значение. Поэтому важно знать про все болезни вашей семьи, возможно их не удастся избежать, но вы будете хотя бы готовы к ним, и сможете во время начать лечение. Среди наследственных форм болезней, например, Синдром Дауна. Считается, что нервные болезни детей вызванные неблагополучной наследственностью проявляются в нарушениях работы эндокринной системы и работы опорно-двигательного аппарата.
- Инфекционные. Не зря вы боитесь минингита, микроцефалию, корь, малярию и гидроцефалию. Все это не такие уж и простые заболевания, а болезни, которые возникают на фоне активной работы в организме паразитов, бактерий и вирусов.
- Сосудистые. Частой причиной заболеваний связанных с нервной системой может быть гипертоническая болезнь. Кстати говоря, и взрослые тоже находятся в зоне риска. Поэтому важно следить в таком случае не только за наследственностью, но и за собственным здоровьем. Почему именно сосудистые заболевания приводят к формированию нервных болезней?! Все просто – происходит нарушение кровоснабжения головного мозга и, как следствие, нарушается развитие ребенка. Ярким признаком в данном случае выступают головные боли. Кстати, такого рода заболевания образуются, как правило, из-за родовых травм.
- Внешние факторы. Это факторы, поддающиеся влиянию родителя, то, что возможно исключить из жизни ребенка какой-либо раздражающий фактор или добавить то, чего не хватает. К данному пункту можно отнести: нарушение режима или распорядка дня, стрессы, переутомляемость, психотип ребенка, недостаточное питание.
Симптоматика проявления нервных болезней у детей бывает разнообразной, при этом то, что считается нормой в одном возрасте, в другом – уже является патологией. В данном случае важно вовремя обратиться к врачу при появлениях первых признаков, которые вас смущают и своевременно проходить плановые осмотры.
К основным симптомам относят:
- Головные боли. Распознать их у новорожденного очень сложно. Поэтому если ваш малыш плачет совершенно без причины – консультируйтесь с врачами!
- Нарушенная координация движения. Опять же у новорожденного это определит врач, у более старшего ребенка – заметите вы.
- Изменение, отсутствие или нарушение обонятельных, или тактильных функций организма.
- Двигательные расстройства. К ним относят параличи и тремор (встречается у новорожденного чаще), а также может проявляться в виде замедленных непроизвольных движений.
- Любые виды тиков. Как правило, возникают на фоне неврозов.
- Нарушение аппетита.
- Обмороки. Причиной обмороков могут быть как аномальные сосуды, так и недостаточное кровоснабжение головного мозга.
- Энурез.
- Нарушение сна (бессоница, лунатизм).
Обследование и выявление нервных болезней может заниматься только врач. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.
В данном случае лучшей профилактикой послужит соблюдение режима дня ребенка и мамы (особенно во время беременности), прогулки на свежем воздухе и сбалансированное питание.
То есть в данном случае ваша задача состоит в том, чтобы нервную систему укрепить! При малейших признаках нарушения здоровья у эмоционально-уравновешенного малыша должен вызывать не только ваш вопрос “почему так”, но вы также должны записаться на консультацию.
Евгений Комаровский расскажет о поставленных диагнозах нервных болезней.
Гиперактивность – это характер или болезнь. Именно об этом вы узнаете из видео доктора Комаровского
Итоги
Поставить диагноз и выяснить психологические причины нервных болезней у детей может только врач. Ваша главная задача – своевременное обращение к нему.
Перед визитом к врачу важно, чтобы вы вспомнили все те заболевания (в том числе и алкоголизм и заболевания нервной системы) в ваших с мужем семьях.
Основываясь на всех данных, а также проведя ряд исследований врач сможет вам поставить диагноз и помочь с лечением.
Фото и видео: свободные источники Интернет
Источник: https://portalrebenka.com/zdorove/detskie-bolezni/nervnye-bolezni-u-detej.html
Распространенные заболевания нервной системы у детей
Далее описаны наиболее часто встречающиеся у ребенка болезни нервной системы.
Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)
Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.
Лечение: предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.
информацияМожно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.
Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.
Нарушения сна
- Ночные кошмары. Возникают при нарушениях дыхания (астма, заложенность носа, аллергия), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
- Страхи: малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
- Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.
Лечение: при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут испугать его, не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня.
Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.
Неловкость
Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д.
Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше.
В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.
Повышенная возбудимость
Характеризуется не только подвижностью, но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.
важноОчень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.
Аллергия может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.
Основные причины заболеваний нервной системы
- Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
- Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
- Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
- Психоэмоциональные потрясения, недосыпание.
- Воздействие ядов и токсических веществ.
- Различного рода опухоли.
- Недостаток витаминов и питательных веществ.
- Слабый иммунитет, что характерно для маленьких детей.
- Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.
Признаки слабой НС в раннем возрасте
Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.
При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.
У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.
Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.
Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.
Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.
При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.
Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.
Нервные заболевания у детей
Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу.
Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии.
На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.
Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу.
Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии.
На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.
Причины и последствия
Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.
- Внешние факторы. Это то, с чем сталкивается ребенок в своей повседневной жизни:
- взаимоотношения в семье;
- общение с ровесниками;
- атмосфера в детском саду, школе, кружках;
- экологическая обстановка.
- Внутренние факторы. К ним относятся мыслительные процессы, то, что затрагивает ребенка:
- стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
- генетическая предрасположенность;
- склад характера: чрезмерная эмоциональность;
- болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.
Симптомы
Болезни нервной системы у детей могут проявить себя не сразу. Они возникают и под воздействием нескольких факторов. Причины накладываются друг на друга и в результате проявляют себя.
Последствия сказываются уже во взрослой жизни. Детские болезни нервной системы перерастают в серьезные неврозы, вылечить которые намного сложнее.
Например, всевозможные нарушения в работе психомоторного аппарата.
Симптомы нарушений выражаются по-разному. Они могут проявляться в периодическом подергивании ребенка, моргании, пожимании плечами. Такие сокращения затрагивают мышцы ног, рук, лица.
Характерной симптоматикой, характеризующей неврологические болезни у детей, являются повторяющиеся действия: постукивание, хождение из одной стороны в другую, перекладывание предмета.
Среди симптомов выделяются также различные причмокивания, покашливание, посапывание.
К главным симптомам, указывающим на нервные заболевания у детей, относятся:
- обмороки,
- бессонница,
- энурез,
- плохой аппетит,
- тик,
- ипохондрия,
- головная боль.
Виды заболеваний
Детские неврологические заболевания подразделяются на несколько видов. Они различаются в зависимости от того, что стало причиной нарушения в организме.
- Инфекционные заболевания нервной системы у детей: менингит (воспаление оболочек головного мозга);
- энцефалит (болезнь мозга, вызываемая вирусами);
- полиомиелит (острая инфекция, приводящая к атрофии мышц).
- альвеококкоз, возникающий при использовании детьми в пищу застойной воды и немытых ягод из леса;
- дистрофия;
- множественный врожденный артрогрипоз, характеризуемый ограничением подвижности, деформациями суставов;
- болезнь Паркинсона;
Диагностика и лечение
Неврологические заболевания у детей диагностируются в несколько этапов. В первую очередь доктор проводит опрос ребенка и его родителей, записывая не только данные о состоянии здоровья ребенка, но и о том, как проходила беременность и каков образ жизни пациента. Все это позволяет составить полную картину нарушений и подобрать эффективное лечение.
Нервные заболевания у детей центральной и периферической нервной системы вылечить могут только квалифицированные специалисты. Заниматься самолечением опасно.
После обследования детский невролог составляет индивидуально подобранный план лечения, который включает в себя применение препаратов и прохождение лечебных процедур.
При необходимости назначается диспансер, где проводится медицинская реабилитация детей. Методы лечения зависят от возраста пациента.
Детские неврологические болезни могут никак себя не обнаруживать, поэтому стоит регулярно проходить осмотры у специалистов. У детей до года диагностируются такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление, мышечные гипертонии и гипотонии.
Для дошкольного возраста характерны проблемы, связанные с адаптацией в социуме. У ребенка могут появиться страхи, депрессия, гиповозбудимость. Справиться со всеми отклонениями поможет доктор.
Детские заболевания нервной системы у подростков проявляются в синдроме дефицита внимания, гиперактивности, эпилепсии и других нарушениях, возникающих из-за проблем в учебе, общении с окружающими.
Профилактика
“Неврология” у детей поддается профилактике. Чтобы снизить риск нарушений, необходимо соблюдать следующие правила:
- сбалансированный рацион питания,
- правильный распорядок дня,
- нахождение на свежем воздухе,
- разумные физические нагрузки.
Вы можете подобрать детского врача-невролога для консультации или лечения на нашем сайте самостоятельно или же звоните в справочную службу (услуга бесплатная).
Данный материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с доктором. За диагностикой и лечением обращайтесь к квалифицированным врачам!
Источник: https://gorps.ru/diseases/nervnye-zabolevaniya-u-detej/
Связь тела и психики
Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.
Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.
Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.
Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.
Может ли быть незрелой кора головного мозга
Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны. Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью. И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.
Мы знаем, что иногда и взрослые совершают дурацкие поступки, а в иных ситуациях проявляют то, что вполне определенно можно назвать «функциональной незрелостью головного мозга». Например, бросают семью и гоняются за очередной «юбкой». Но почему – то никто не выставляет такой «диагноз» взрослым.
Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым. Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии. Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.
Конечно, у детей тоже многое что имеется, например, синдром гипервозбудимости, дефицита внимания, или даже аутизм. Но все это состояния, имеющие под собой научную базу, десятилетия наблюдений специалистов, рекомендации по лечению и, тем более, по постановке диагноза. В чем же причина? И почему «последствиями незрелости головного мозга» пугают именно наших мам?
Закаливание
Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.
При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:
- производить постепенное увеличение степени охлаждения;
- выполнять процедуры регулярно.
Есть ли диагноз незрелость головного мозга?
В МКБ-10 есть многое. Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.
Но существует официальная международная классификация болезней 10-го пересмотра, согласно которой каждый прием врача, как амбулаторно, так и стационарное ведение пациентов, от роддома и до последнего вздоха кодируется особым буквенно-цифровым обозначением, или кодом.
Просмотрев все разделы, от онкологии до паразитарных инвазий, и от нервных болезней до травм, вы также не найдете такого диагноза, как «незрелость коры головного мозга»
Физическая активность
Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.
При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.
Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.
Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.
Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:
- аэробика;
- бег;
- скалолазание;
- йога;
- фитнес;
- пилатес;
- боевые искусства.
Важнейшее условие при этом – регулярность и качество проводимых занятий.
Как диагностируется?
Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.
Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.
Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.
Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.
Вредные привычки
Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека – главное условие здоровья организма.
Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.
Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.
Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.
Озабоченность родителей
Вовсе не так. Все, что можно о нем прочитать, не выходит за пределы форумов взволнованных мам, и ситуация вполне ординарная: «Я пришла из поликлиники (кабинета УЗИ) сегодня в шоке (в истерике, на ватных ногах). Мне (нам) сказали, что у моей дочи (сыночка, внучки) признаки незрелости головного мозга. Девочки (подружки, люди), скажите мне, что это такое и КАК НАМ С ЭТИМ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.
В этих чатах плещется непонятная волна совершенно неясного диагноза, и при этом никому не приходит в голову, что ребенок – и есть незрелое существо. Его задача – расти и развиваться.
Правильное питание
Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:
- Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
- Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
- Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
- Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
- Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.
Причины и признаки
Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.
Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:
Причина – провокатор мозговой дисфункции | Состояние | Признаки мозговых нарушений |
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной | Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?) |
|
Тяжелые или длительные роды |
| |
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) | Гестационная незрелость |
|
Анизокория (врожденная и приобретенная) | Разница в диаметре зрачков более 1 мм |
|
Умственная отсталость | Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей). |
|
К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:
- головная боль;
- повышенная раздражительность;
- гипервозбудимость;
- нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
- нарушение сна;
- низкая концентрация внимания.