Эдипов комплекс


Эдипов комплекс по Фрейду

Это скрытое сексуальное влечение мальчика 3-6 лет к матери и двойственные эмоции в этот же период по отношению к отцу в виде любви и ненависти одновременно.

Этап обожания матери как женщины и ревность к ее мужчине, даже если он твой родной отец, необходим для правильного развития нервной системы ребенка и его адаптации в семье и в окружающем мире как самостоятельного индивида.

Причины

Пока ребенок маленький он чаще всего больше контактирует с матерью.

С взрослением ребенок осознает, что ее внимание достается не только ему, но и отцу, другим членам семьи — из-за этого собственнические интереса ребенка явно страдают.

Так он узнает, что не является центром вселенной для родительницы и остальных людей и, естественно, какое-то время это его сильно шокирует.

Одновременно с этим мальчик пытается копировать поведение старшего мужчины в семье по отношению к жене, поэтому оказывает матери внимание и как ребенок, и как мужчина. Но при этом постепенно начинает осознавать, что к нему она относится не так, как к мужу.

Причину разницы ребенок осознать не в силах, а смятение в чувствах приносит ему массу малоприятных минут.

Как родители провоцируют его развитие?

Одобряя ненормальное поведение сына.

Как можно ухудшить течение комплекса:

  1. Снисходительным наблюдением за тем, как ребенок явно или подспудно пытается оттеснить отца от матери. Если папа начнет лебезить с сыном или подыгрывать сыну, что противоречит природе, ребенок в душе испугается и за груз плохо представляемой ответственности и за вину перед отцом. Хотя внешне будет демонстрировать торжество. В дальнейшем подобная политика отца станет причиной неуважения к нему и нежелания копировать его мужскую линию поведения.
  2. Согласившись впускать ребенка в свою постель. Кровать мамы и папы — это их личная территория. И, конечно, малыш может сердиться и обижаться на запрет спать под бочком родителей, но это правило должно оставаться нерушимым.
  3. Необоснованной надеждой на брак с сыном в будущем. Даже в шутливой форме нельзя говорить ребенку, что сочетаешься с ним браком, когда подрастет. Ориентир на здоровые отношения следует закладывать с младенчества.
    Чтобы ребенок не чувствовал себя отвергнутым, ему обязательно объясняют, что мама и папа — пара, а когда он вырастет, то обязательно найдет свою половинку и полюбит ее.
  4. Насмешками над чувствами сына. Родители должны адекватно реагировать на избыточные проявление любви, но при этом не задевать достоинство маленького человека.
  5. Отсутствием нормальных отношений в семье между родителями ребенка. Отец-тиран и отец-мямля одинаково плохо повлияют на дальнейшее развитие ребенка. Например, в обоих случаях такая модель поведения может отрицаться ребенком, как достойная копирования.
  6. Если мальчик воспитываем лишь мамой, то она сознательно или бессознательно может превратить его в главу семьи. Так частые повторения фразы на подобие «ты же моя единственная опора», возвышает ребенка в собственных глазах, но накладывает слишком много психологических обязательств на него.
    Она же может повлиять на формирование подсознательное представления о матери, как о женщине-партнерше для брака. В дальнейшем эта мыслеформа может помешать мужчине создать свою семью. Например, его замучает невроз из-за вины за «измены» первой женщине или же у него разовьется половое бессилие из-за ассоциирования партнерши с матерью — а это уже инцест.

О правилах эмпатического слушания читайте здесь.

Как откорректировать эдипов комплекс?

В теории психоанализа Фрейд называет главную причину формирования комплекса. Она обозначена как «конфликт в развитии», который подразумевал у ребенка отсутствие ассоциаций с однополым родителем. Иными словами, ребенок должен копировать поведение, характер и действия родителя своего пола. Так формируется Супер-эго, которое, по сути, является внутренним моральным авторитетом. В итоге подавляются побуждения эдипова комплекса, и человек действует в соответствии с идеалистическими стандартами. По мнению Зигмунда Фрейда, это условие, при котором может сформироваться успешная, здоровая личность.

У ребенка с Супер-эго появляется общее ощущение совести, добра и зла. Также подавлению эдипального комплекса способствуют внешние влияния. Это могут быть социальные нормы и религия. Фрейд в это же время предполагал, что подавленные таким образом чувства могут привести к формированию бессознательной вины. Это может не ощущаться открыто, но будет всячески проявляться в действиях человека.

В любом случае не стоит заниматься самолечением. Проблему в психологии не заклеишь пластырем. Мышление, сознательное и бессознательное, — крайне хрупкий механизм. И обращаться с ним нужно должным образом.

Признаки

Основные признаки:

  1. Проявляется серьезными, с точки зрения мальчика, заявлениями о его намерениях относительно совместной жизни с родительницей, как со спутницей жизни.
  2. Если ребенок от природы застенчив, о его фантазиях мама может догадаться благодаря повышенному вниманию со стороны сына, выражаемому, например, активной помощью по дому, стремлением сильнее, чем обычно прижиматься во время объятий и т. д. При этом в отношении отца могут участиться случаи необоснованной агрессии или демонстративного неповиновения в различных ситуациях.
  3. Внезапно «расцветают» необоснованные псевдофобии — выдуманные страхи ребенку удобно использовать для того, чтобы мать больше времени уделяла ему.
    Например, дольше читала на ночь, разрешила спать в родительской постели, на улице обязательно брала за руку.
  4. В этот период ребенок может часто думать о частичном или полном отстранении отца от участия в жизни семьи, что может выливаться в фантазии с печальным и даже трагическим финалом в конце выдуманных историй.
  5. Если проявления Эдипова кризиса не ликвидировать правильно и вовремя, с приходом подросткового периода безотчетная сильная тяга к матери проявится вновь, но уже в другой форме. Сын будет всячески отравлять жизнь родительнице своими выходками, грубым и даже хамским общением, не имея при этом конкретной цели и не получая от этого, на самом деле, никакого удовольствия.

Что означает слово сублимация? Ответ узнайте прямо сейчас.

Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте?

Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте?
В преддверии очередного семинара из цикла «Психоаналитический взгляд на проблемы подросткового возраста» предлагаем вашему вниманию обзорные статьи по вопросам, которые будут затронуты в докладе Александры Оксимец «Работа подросткового возраста». Надеемся что эта информация будет вам интересна и поможет сделать нашу дискуссию на предстоящей встрече плодотворной и увлекательной.

На эту важную тему в своей статье «Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте? Его актуальность, эволюция и появление в лечении» размышляет Марша Х. Леви-Уоррен, доктор философии, психолог, преподаватель, автор многочисленных работ, касающихся особенностей подросткового развития.

Зигмунд Фрейд открыл важнейшую личностно-образующую структуру в психике человека и назвал ее Эдиповым комплексом. Он стал одним из центральных понятий в психоаналитической теории и практике. В литературе и клинических дискуссиях мы часто сталкиваемся с устойчивым представлением об
Эдиповом комплексекак о констелляции, которая относится к опыту маленьких детей. Однако концепция Эдипова комплекса может быть увидена гораздо шире:как совокупность проблем, возникающих в раннем детстве и повторяющихся на протяжении всего развития.
Марша Леви-Уоррен предлагает думать об Эдиповом комплексе как о комбинации, которая сначала формируется в раннем детстве, но затем продолжает развиваться и трансформироваться в течение всего жизненного цикла. Это трансформация отражает то, как мы изменяем представление о себе и объектах с течением времени. Наиболее важными являются способы, которые отражают наше основное представление о себе как о гендерных и сексуальных существах, так и о людях в близких отношениях.

Эдипов комплекс, как правило, считается сочетанием внутренних отношений и фантазий, которые формируются в возрасте от 2 до 6 лет. Марша Х. Леви-Уоррен считает, что необходимо рассматривать Эдипов комплекс как структуру, которая сначала формируется в раннем детстве, а затем продолжает развиваться и трансформироваться на протяжении всего жизненного цикла. Эта трансформирующая конструкция отражает способы, которыми мы меняем наше » Я » и представления об объектах с течением времени. Огромное значение имеют представления, отражающие наше основное ощущение себя как половых и сексуальных существ и как людей в интимных отношениях.

На ранней эдиповой фазе усиливается напряженность в отношениях между детьми и их родителями. Дети в этом возрасте склонны думать в черно-белых тонах, их когнитивная организация не допускает особой двусмысленности: велико их желание однозначно любить своих родителей. Конфликтная смесь негативных и любовных чувств, которые сопровождают Эдипов комплекс, ставит детей перед острой необходимостью объяснять, подавлять и приводить в порядок спутанные аффективные состояния. Чтобы уменьшить напряженность, дети развивают теории о том, почему их родители имеют особенные отношения. Эти сознательные теории успокаивают детей, что позволяет им меньше заботиться о жизни своих родителей и больше сосредоточиться на своей собственной деятельности по мере развития. Детские решения проблем ранней эдиповой эпохи, независимо от исторического времени и места, основаны на существовании отдельных миров для детей и взрослых.

Дети решают, что есть деятельность, которая принадлежит взрослому миру, и существуют знания, которые временно недостижимы. Они становятся менее озабоченными своими родителями, устанавливая, что существует форма отношений, которая является исключительно взрослой. В сущности, поскольку это взрослые отношения, отношения между двумя большими людьми, им не нужно беспокоиться об этом, потому что они все еще маленькие. Теории этого времени уходят в дальние уголки сознания детей, и начинается латентность.

Центральное значение Эдипова комплекса раннего детства заключается, в том, что это первый из многих случаев в жизни человека, когда наблюдается когнитивный и эмоциональный рост, который фундаментально меняет восприятие как социокультурного мира, так и внутреннего мира. Происходит революция в сознании, и эта революция оказывает эффект озарения.

Фундаментальные изменения в сознании, межличностном опыте и идентификации, которые являются основой Эдипова комплекса, происходят впервые в раннем детстве. Затем они развиваются и трансформируются в подростковом возрасте и повторяются в течение всей взрослой жизни.

Важнейшие вопросы эдиповой фазы-вопросы исключительности, ревности, страстных связей, агрессии и так далее — нарастают и ослабевают на протяжении всего развития. Каждый раз, когда эти вопросы всплывают в сознании, происходит реинтеграция предыдущего опыта с опытом настоящего; в каждый период возрождения дети, затем подростки, затем взрослые переформулируют свои представления об отношениях, сексе и поло-ролевой идентичности. Для этого преобразования они используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для понимания своей внутренней и внешней жизни.

На протяжении всего жизненного пути эти изменения ускоряются физическим созреванием, развитием и обстоятельствами жизни. Но, пожалуй, именно в подростковом возрасте актуализация Эдипова комплекса наиболее турбулентна и драматична. Это связано с тем, что впервые подросший ребенок начинает чувствовать силу гормональной активности, чувствует, как тело растет и изменяется. В это время необходим постоянный пересмотр представлений о себе, то есть ментальных образов своего тела. По мере того, как подростки растут интеллектуально и эмоционально, они все больше способны представить себя частью интимной пары, и это трансформирует их самоощущение.

Когда дети по мере достижения половой зрелости переживают всплески роста и другие телесные изменения, они должны начать реорганизовывать свои представления о себе, чтобы осознать свое нынешнее положение, внешний вид, внутренние чувства и ощущения. Они начинают видеть себя уже не маленькими, но достаточно большими, то есть вполне сравнимыми по размеру с родителями.

В романе Ямайки Кинкейд (1983) «Энни Джон» прекрасно описан способ, которым этот процесс может начаться на ранних стадиях подросткового возраста:

«Летом того года, когда мне исполнилось двенадцать, я заметила, что стала выше; большая часть моей одежды больше не подходила. Когда я могла надеть платье через голову, талия доходила мне чуть ниже груди. Мои ноги стали более тонкими, волосы на голове еще более непослушными, чем обычно, маленькие пучки волос появились под мышками, и когда я вспотела, запах был странным, как будто я превратилась в странное животное…. Однажды мы с мамой пошли за материалом для новых платьев, чтобы отпраздновать ее день рождения … когда я наткнулась на отрез ткани….Я сразу же сказала, как мне он мне нравится и как хорошо она будет смотреться на нас обоих, но мама ответила: “О, нет. Ты слишком взрослая для этого. Ты просто не можешь всю оставшуюся жизнь выглядеть маленькой!» Сказать, что я чувствовала, как земля уходит у меня из-под ног, было бы слишком мало. Дело было не только в том, что она сказала. Дело было в том, как она это сказала! Никакого сопровождающего смеха. Она не наклонилась и не поцеловала мой влажный лобик…. Моя мать сообщила мне, что я нахожусь на грани превращения в юную леди, так что есть немало вещей, которые мне придется делать по-другому.»

Как красноречиво в этом отрывке, описан опыт ощущений, когда тело становится больше и принадлежность к полу более определенной. Этот опыт полон боли потери и страха изменения. Главная героиня особенно сосредоточена на потере способности ее родителя к близкому телесному контакту. Все подростки, достигшие половой зрелости, должны смириться с тем фактом, что они оставляют позади свое детское “маленькое Я” с телом, пол которого, не очень определен и приятный опыт нежного физического контакта с родителями.

Таким образом, в это время эдиповы объяснения, которые основывались на идее, что существуют отдельные миры взрослых и детей, становятся неудовлетворяющими. Эти бывшие дети развивают более взрослые тела и воспринимают себя более взрослыми по духу и поведению. Их половая идентификация становится более сфокусированной на” взрослых » представлениях о гендерных ожиданиях. Это приводит подростков к пониманию, что их родители просто обычные. Такие открытия наполнены смешанными чувствами, что отражено в словах 14-летнего пациента-подростка раннего подросткового возраста:

… Вы знаете, я раньше думал, что мой отец был самым большим, самым сильным, самым умным человеком. И, конечно, я не мог думать иначе. Каждый раз, когда я задавал вопрос, у него был ответ. Я помню, каждый раз, когда самолет летел в небе над нами, и я спрашивал его, куда он летит … он мне говорил!? Я имею в виду: как он знал? Теперь я чувствую, что он ошибается, по крайней мере, в половине из своих ответов. И он становится таким старым. Я сильнее его, и больше тоже. Это странно. Иногда, кажется, что он сжался или что-то в этом роде. Я не знаю. Это как будто… у меня даже и нет отца или что-то в этом роде…

В этой виньетке присутствуют элементы конкуренции, величия и малости, разочарования, эдипального желания « смерти » и чувства потери, которое должно быть частью нашего понимания сложной структуры Эдипа, которое повторяется на протяжении всей жизни. Для подростковой версии мы должны обратить особое внимание на реальность изменения в росте. Для мальчиков, например, приток дополнительной силы и размера затрудняет поддержание прежнего идеализированного образа отца это делает возможность «победы» над их отцами более реальной. Расширение базы знаний дает ощущение, что подростки могут узнать больше, чем их родители в различных сферах.

Символично, что переход в юность — это «смерть» детства и, конечно, смерть ранних представлений о жизни. Есть необходимость совершения символического отцеубийства для решения проблем Эдипова комплекса: фактическое уничтожение родительского авторитета и участия в жизни ребенка. Чтобы дети могли функционировать автономно: завязывать собственную обувь, кормить себя, купаться и т. д., требуется уничтожить чувство, что родителям необходимо выполнять такие родительские роли. То, что дети пережили пассивно через взаимодействие с родителями, теперь они должны активно и независимо выполнять. Для молодых людей теперь рассматривать привилегии и удовольствия детства как вечные больше не представляется возможным, равно как и родителей в их прежних переоцененных и всепроникающих ролях. Родители больше не занимают той же роли в жизни своих детей; они тоже должны справляться с этой потерей.

То, как подростки развиваются в своих мыслях о том, кто их родители, а также их растущий интерес и понимание того, кем они

являются, вносят существенные изменения в их интернализованные объектные отношения. Подростковый возраст явно оказывает мощное влияние на идентификацию и фантазии, которые формируют Эдипальную ситуацию, особенно в отношении эротики.

Но всю эту Эдипову драму подростковости можно пережить с достаточно хорошим опытом отношений со своими объектами: когда Эго не утратит способности справляться с натиском импульсов Ид и нападками Супер-Эго. В аналитический кабинет попадают подростки, у которых такой опыт был нарушен или недостаточен, и тогда они вынуждены прибегать к таким защитным механизмам, которые не дают им пройти очередной Эдип успешно и осуществить это внутреннюю трансформацию. (Статья из журнала » Studies in Gender and Sexuality» (2008))

Чем опасен?

Втайне мальчик начинает мечтать об исчезновении отца, но при этом же ощущает себя предателем последнего.

При этом, умея оценивать мир сугубо через личную призму, ребенок «обоснованно» подозревает, что у отца такие же мысли, но уже в отношении отпрыска.

Столько противоречий вызывают дискомфорт в неокрепшей психике, очень изматывают ребенка, вселяют в него опасения, что вскоре он станет изгоем в собственной семье.

К тому же он испытывает трудности с дельнейшей линией поведения — детям нужны примеры для понимания направления желаемого пути развития.

При отсутствии коррекции поведения и четкого понимания в юном возрасте своей второстепенности в треугольнике мать — ее муж — их сын, принятия этого положения вещей и осознания, что так правильно, комплекс Эдипа проявится у взрослого мужчины, принеся ему новые страдания.

Остаточные черты во взрослой жизни

Проявления у взрослых мужчин:

  1. Сложности в отношениях с противоположным полом. Каждая новая партнерша будет изучена под призмой соответствия или несоответствия физическим и психологическим чертам матери. И даже если особенности первой будут восприняты как удовлетворительные, совместная жизнь партнеров будет полна особых проблем. Например, мужчина будет сильно подвержен влиянию матери, согласится на ее активную участие в его собственной семейной жизни.
  2. Гомосексуализм. Подобный исход возможен как из-за отсутствия у отца адекватного приемлемого примера поведения или из-за чрезмерной любви к матери. В первом случае мальчик может начать идентифицировать себя с матерью и выбрать женскую линию поведения. Во втором случае предпочтение партнеров своего пола развивается из-за подсознательного сильного нежелания обидеть мать отношениями с другой женщиной.
  3. Скрытый невроз, проявившийся с рождением совместного ребенка. Жена, скрыто ассоциируемая с собственной матерью, уделяя большую долю внимания новорожденному, может спровоцировать у мужчины ненависть к собственному отпрыску.
  4. Мазохистские наклонности, ухудшающие способности к построению нормальных отношений в дружбе и браке.
    Словно наказывая себя за тайную любовь к матери, мужчина подсознательно ищет партнеров, превращающих его жизнь в филиал сумасшедшего дома.
  5. Трудности в интимной жизни. Комплекс Эдипа «виноват» в существовании многих половых инверсий.
  6. Грубое поведение при общении с противоположным полом, стремление подавлять партнершу во всем — частое проявление застревания в кризисе, месть матери за недоступность и отцу — за недостаток мужского влияния на поведение.

Как побороть перфекционизм? Советы психологов помогут вам!

Пересмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, привнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг указывал, что эдипов комплекс Фрейда не может адекватно описать аналогичную стадию у девочек (по Фрейду, девочки на этой стадии психосексуального развития испытывают гомосексуальное влечение к матери). В связи с этим в 1913 году Юнг ввел новый термин — «комплекс Электры», согласно которому девочка, подобно дочери Агамемнона Электре, испытывает сексуальное влечение к своему отцу и враждебные побуждения по отношению к матери.[3] Кроме того, признавая наличие сексуального аспекта, Юнг считал его лишь производной от символического стремления вернуться к источнику жизни.[12]

Альфред Адлер

Альфред Адлер указывал на то, что эдипов комплекс Фрейда пренебрегает влиянием братьев и сестер на психическую жизнь человека.[9] Впоследствии Адлер полностью переформулировал все процессы, затрагиваемые эдиповым комплексом, в терминах и понятиях своей школы. Он утверждал, что интерпретацию эдипова комплекса следует строить исключительно на избалованности ребенка, и что, более того, эдипов комплекс является не чем иным, как одним из многих проявлений избалованности. Сексуальный же аспект вступает в силу по той причине, что избалованный ребёнок, привыкший к удовлетворению всех своих желаний, созревает в скором темпе и в сексуальном отношении, а провоцирующие ласки матери только усиливают проявление упомянутых явлений. Исходя из этих соображений Адлер писал:

«Эдипов комплекс — не краеугольный камень, а просто порочный неестественный результат материнского попустительства».[12]

Эрих Фромм

Эрих Фромм, признавая наблюдения Фрейда за проявлениями эдипова комплекса правильными, тем не менее, предлагал понимать эдипов комплекс не столько в узком сексуальном смысле, сколько в более широком, согласно которому сущность инцеста в эдиповом комплексе состоит в том, что индивид стремится оставаться ребёнком, привязанным к оберегающим фигурам (не обязательно только к матери).[9] Эта привязанность в основном не сексуальна. Конфликт же между отцом и сыном, по Фромму, является продуктом авторитарного патриархального общества, в рамках которого сын рассматривается в качестве собственности отца. И этот конфликт, в свою очередь, имеет мало общего с сексуальным соперничеством, а является выражением стремления индивида отстоять свою независимость и свободу.[12]

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:

«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации, которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».[13]

Кляйн считала, что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности) он начинает осознавать, что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк

Отто Ранк подвергал сомнению фрейдистскую позицию, согласно которой ключевым в образовании Сверх-Я являются кастрационные угрозы отца. Взамен он придерживался взгляда, что в нормальном развитии Сверх-Я принимает участие, в первую очередь, образ строгой матери (то есть не реальной, а той, как в садистском аспекте её понимает ребёнок).[12] Позже Ранк ещё более отклонился от классического фрейдизма, когда поставил под сомнение первостепенную значимость эдипова комплекса как такового в психической жизни индивида. Согласно Ранку, ключевым фактором в образовании всех неврозов является так называемая травма рождения, явившаяся следствием отторжения ребёнка из чрева матери, а аналогом фрейдовского инцестуозного влечения выступает стремление индивида вернуться в материнское лоно.[14] Также Ранк разрабатывал представления, схожие с представлениями Эриха Фромма. По Ранку, ребёнок стремится к тому из родителей, который менее посягает на его индивидуальность. В случае с мальчиком таковым родителем, как правило, оказывается мать, поскольку отец относится к сыну, как к продолжению своего эго. По этому поводу Ранк писал:

«Родители борются открыто или подспудно за душу ребёнка в биологическом (противоположный пол) или эгоистическом смысле (одинаковый пол); ребёнок соответственно использует родителей и настраивает их друг против друга, чтобы спасти свою индивидуальность».[12]

Карен Хорни

Карен Хорни подвергала критике как сексуальную окраску эдипова комплекса, так и мнение Фрейда о биологической детерминированности его возникновения, заявляя, что отсутствие биологической обусловленности феномена можно утверждать с уверенностью.[12] Она также указывала, что эдипов комплекс является не первичным образованием и краеугольным фактором возникновения неврозов, а всего лишь реакцией ребёнка на некоторые процессы в семейных отношениях: стремление матери сделать ребёнка объектом слепой привязанности, наблюдение ребёнком сексуальных сцен и т. д. В заключение одной из своих работ Хорни пишет:

«…Эдипов комплекс нельзя рассматривать как источник невроза, так как он сам является невротическим образованием».[15]

То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».[16]

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса.[9] Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки.[17] В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями.[9] Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]