Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет

Главная / Психологические тренинги

Психологический проводит индивидуальные и групповые тренинги в Санкт-Петербурге. Тема лекции подбирается с учетом характера психологической проблемы. Записаться на тренинги по групповой психотерапии можно по телефону или через сайт.

Психологический тренинг – одна из форм активного обучения, позволяющая человеку лучше познать себя, увидеть свои слабые стороны, наметить новые вершины для покорения. Для каждого занятия психолог подбирает разнообразные упражнения, выполнение которых дает участникам возможность стать успешнее и счастливее.

Значение психологических тренингов

Психологические тренинги способствуют личностному развитию и самопознанию. На своих занятиях опытные психологи оказывают психологическое воздействие на клиента, чтобы нормализовать его психическое состояние, помочь ему самовыразиться, выстроить приятельские взаимоотношения с окружающими. Методики, используемые специалистами (например, психологом Батуриным Никитой Валерьевичем) помогают детям и подросткам выработать определённые качества характера, полезные навыки и формы поведения. Дети избавляются от комплексов, фобий, учатся правильно поступать в различных ситуациях, тактично общаться, самостоятельно справляться с трудностями.

Психологический тренинг для детей любого возраста включает интересные психологические упражнения и увлекательные игры. В процессе каждого психологического занятия происходит обучение какому-то конкретному навыку или модели поведения.

Тренинги по психологии могут быть индивидуальными или групповыми. В зависимости от требуемого результата выбирается нужная форма обучения. Применение групповых психологических тренингов целесообразно для тренировки навыков коммуникации, стрессоустойчивости, уверенности в собственных силах. Польза от психологических упражнений возможна только в том случае, если ребёнок сам заинтересован в переменах и личностном росте.

Второй этап работы психологического упражнения– знакомимся со своими эмоциями

Теперь возьмите свою рукопись и начинайте зачитывать вслух то, что у вас получилось, тщательно смакуя каждое предстоящее дело. (Пожалуйста, не пишите в список те рутинные дела, из которых состоит костяк вашего графика).

В качестве зачина-присказки, добавляйте к каждому делу из списка фразу

«На следующей неделе я КАК БЫ собираюсь…»

Прочитали одно дело? Остановитесь. Проследите за собой — какую эмоцию вызвала у вас перспектива заняться этим делом на будущей неделе?

Запишите эту эмоцию, опишите её. Воспользуйтесь для этого местом, оставшимся на бумаге. Попытка вникнуть в свои эмоции – первый шаг к будущему сатори.

Метод катарсиса

Метод катарсиса (метод очищения) — способ нейтрализации отрицательных эмоций. Этот способ известен более 2 веков и применялся Аристотелем.

Аристотель считал, что трагедия заставляет переживать страх, гнев, страдания и этим очищает душевное состояние человека: «…не пережитый страх или гнев не способны облегчить душевную муку».

Зигмунд Фрейд применял катарсис для лечения неврозов. Больной в присутствии врача должен вновь пережить психотравмирующую ситуацию, осознать ее и, правильно отреагировав, избавиться от болезненных симптомов.

Правда, на что-то похоже? В упрощенном варианте это разговор подруг, когда они делятся друг с другом неприятностями, невзгодами, облегчая тем самым свою душу, переживая вновь тревожащие ситуации. Подруги — это хорошо, но почему порой эти разговоры не приносят облегчения? Потому что мы ждем понимания не в плане разрешения конфликта, а в плане подтверждения своей правоты в нем. Как нам хочется, чтобы за нами было последнее слово, мы готовы кричать, доказывать, обижаться, злиться. Вспомните последний ваш конфликт, его причину — что-нибудь стоящее? Думаю, что нет, но мы возводим все в ранг мировой катастрофы и страдаем от этого.

Вы скажете, что человек должен решать все сам. Да, сам, но он ждет подсказки, и, может быть, за этой подсказкой он к вам пришел. И не играйте роль знающего подсказчика, в большинстве случаев человек, рассказывая свою историю не 1 раз, уже знает ответ, а к вам идет за очередной порцией понимания, просто выслушайте его.

Цена удовлетворения подлинных потребностей

Рассуждения по типу «На следующей неделе я как бы собираюсь писать диплом, и на самом деле буду… писать диплом», терапевтической ценности не имеют. Это – тавтология. И это – саботаж упражнения.

Наша цель, при выполнении упражнения «Список дел на будущую неделю» состоит в другом.

Мы должны обязательно поймать себя на том, что вместо одного мы делаем другое.

Это нам помогут выяснить наши эмоции – тщательно запротоколированные. Поход на день рождения вызывает шквал негативных эмоций? Странно… Поход в магазин за продуктами вызывает бурю радости? Тоже странновато…

Например, наша реальная потребность – больше бывать на воздухе и больше гулять пешком. Для этого мы создаём фальшивую цель: идём в дальний магазин за хозяйственными покупками.

(Информация добыта из фразы: «Я как бы собираюсь пройтись за покупками, но на самом деле я просто буду с удовольствием идти пешком и дышать свежим воздухом»).

Или – наша реальная потребность – не видеть мужа, детей и свекровь несколько часов.

Для этого мы создаём схожую фальшивую цель – идём в дальний магазин за покупками.

Увидев, что из этого всего в нашей жизни – реальное, а что «подставное», мы должны задать себе самый главный «бухгалтерский» вопрос:

Рисуночный тест Розенцвейга

Предлагается взглянуть на определенные рисунки-задачи, представить себя в роли героя и определить свою линию поведения. Свой ответ записывают в свободный квадрат рисунка. Необходимо отвечать быстро, первой фразой, которая приходит на ум. Отвечать надо откровенно и по возможности быстро.

Вам жизненно необходимо выработать свой ритм сопротивления и защиты, мало того, вам необходимо обучить этим методам своих детей и близких, чтобы в вашей семье поселились уверенность и спокойствие.

Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап

3.1. Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)

В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач: 1) нахождение и снятие собственных зажимов; 2) изучение невербальных компонентов общения; 3) осознание языка собственного тела.

Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность «телесно-ориентированных» тренингов. Полноценное общение невозможно без так называемой «обратной связи». Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот «невербальный» язык может быть и информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Ситуации, предлагаемые в этом тренинге, дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения. Навык приобретается путем освоения упражнений по следующим направлениям (темам): 1. Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры». 2. Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и теперь»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д. 3. Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием. 4. Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы). 5. Кульминация цикла занятий – взаимодействие в хэппининге – импровизации. 1. «Напряжение – расслабление» На первом занятии участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 2. «Перекат напряжения» Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д. 3.»Огонь – лед» Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. 4.»Ртуть» Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец». Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки. 5. «Зажимы по кругу» Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела. После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день. 6. «Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте «на себе» все это. Животные и маленькие дети – самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов». 7.»Растем» Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 – 20 «стадий». 8. «Скульптор и глина» Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

9.»Групповая скульптура» Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе; 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить». 10. «Марионетки» («Подвески») Участникам предлагается представить себе, что они – куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников 11.»Согласованные действия» Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды: – пилка дров; – гребля; – перемотка ниток; – перетягивание каната и т.д. Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов предлагаемых упражнений – «Канатоходец». «Канатоходец» имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но «как бы» по канату: скользя и балансируя, ища равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца – удержаться, несмотря на препятствие. 12. «Оправдание позы» Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего, каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. «Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие… По команде «Отомри» продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому» . 13. «Тень» Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения. Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения. 14. «Зеркало» Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений; 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями. В ходе выполнения упражнения участники, работающие на «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение — очень хорошее средство для установления психологического контакта. 15. «Японская машинка» Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущем всегда присваивается номер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» – удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» – щелчок пальцами правой руки, на счет «три» – щелчок пальцами левой руки и т.д. Одновременно со щелчком право руки ведущий начинает игру, произнося свой номер «Ноль». На щелчок левой руки он называет номер игрок, который продолжает игру дальше. Например: «Ноль – два». Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом участники, приглашая, к игре друг друга, должна обязательно сопровождать свое приглашение взглядом. Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продолжает игру. Ошибками считаются: 1) сбой темпа; 2) неправильное называние своего номера; 3) неправильное называние номера партнера; 4) приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); 5) приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом. Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа; изменение направления расчета участников; расчет нечетными цифрами или буквами. Игра превращается, когда в кругу остается 2 – 3 участника. Это задание, прежде всего на собирание внимания. Невозможно выполнить все требования игры, не сосредоточившись на ее условиях, на ситуации «здесь и теперь». Кроме того, это задание – на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки) в ситуации ограниченного времени (заданный темп) и, наконец, это задание – на установление контакта между членами группы. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера. 16. «РиДавайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий участник выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды ведущего «Стоп». Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма; отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. 17. «Предмет по кругу» Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение — на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

18.»Слово-глагол» Упражнение для двоих участников, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии. Первый участник, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существительное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и бросает новое существительное и т.д. Этот вариант техники «свободных ассоциаций» чрезвычайно интересен и информативен для последующей работы с проблемами каждого отдельного участника. 19. «Шахматы» Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг относительно друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение шахмат в течение 30 – 40 секунд. Ведущий дает пояснения: «Вам необходимо запомнить только положение фигур, позы их не имеют значения (если участников много)», либо: «Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участников мало)». Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего — восстановить картину. 20. «Рисунок из точек» Упражнение может проходить в два этапа: 1) Каждый участник занимается самостоятельно. 2) Один участник «водит», другие наблюдают за ним и пытаются отгадать задуманную им фигуру. Фигуры «водивших» и наблюдающих сравниваются. Ведущий предлагает участникам зафиксировать взором какую-либо точку на потолке. Потом еще одну, достаточно удаленную от первой, но чтобы, однако, для фиксации их поочередно достаточно было бы переводить взгляд, не поворачивая головы. Потом третью, четвертую и т.д. Затем эти точки надо мысленно соединить отрезками прямых линий. Проследив несколько раз получившуюся фигуру, участник должен пройти по проекции этой фигуры на полу. Второй этап упражнения направлен на наблюдение за телом водящего. 21.»Сколько человек хлопало?» Группа рассаживается в полукруг. Из участников выбираются «водящий» и «дирижер». «Водящий» становится спиной к полукругу на некотором расстоянии него. «Дирижер» занимает место перед участниками и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жестом «дирижера» участник хлопает в ладони один раз. Один и тот же участник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. «Водящий» должен определить, сколько человек хлопало. После того, как он справится со своей задачей, «водящий» занимает место в полукруге, «дирижер» идет вводить, а из полукруга выходит новый участник. 22. «Прислушивание» Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 –3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге. 23. «Приглядывание – 1» Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет до цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Например: «Какие цвета «собраны» в паркете?». Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания. 24. «Приглядывание – 2» Группа – в полукруге. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного другого. 25.»Сиамские близнецы» Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии. 26. «Разговор через стекло» Участники разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

Разбитая бутылка кефира на асфальте

Эта фраза содержит глубокий психологический смысл. Как вы думаете, что эта фраза подразумевает?

Смысл и прост, и глубок: что стоять и смотреть на бутылку кефира, которая разбилась? Кефир вытекает, его не соберешь, бутылку не склеишь.

Событие произошло. Теперь необходимо решить, что делать. Слезами горю не поможешь. Теперь только от вас зависит, что вы будете делать. Все в ваших руках.

Мы вновь призываем вас к действию, подумайте о себе и своем здоровье.

Не прячьтесь, не убегайте от конфликта, действуйте, продолжайте искать выход в любой, даже самой сложной ситуации.

Черная зависть

Человеку свойственно мечтать о большем, чем у него есть на данный момент, только один и мечтает, и предпринимает действия для достижения своей цели, другой только мечтает. Итог очевиден: один получает определенный процент от своих мечтаний, другой — ничего. В результате возникает обида на несправедливость в жизни, мало того, зависть.

Зависть — чувство само по себе неплохое, небольшая зависть побуждает к действию, и это положительная, белая зависть. Существует и черная, отрицательная зависть, которая, как червь, разъедает человека изнутри. Он становится раздражительным с частыми перепадами настроения и т. д. Итог — болезни, сокращение продолжительности жизни, даже смерть. «Человека зависть сгубила». Вы, наверно, слышали это выражение.

Зависть — это нарастающий поток отрицательных эмоций, который одержал верх, свел на нет процессы адаптации, повернул жизненные силы в сторону разлада и разброда, тем самым вверг организм в водоворот неуправляемости, несогласованности.

Метод рационализации

Рационализация — сознательное изменение отношения к травмирующей психику ситуации, при этом либо ситуация перестает быть травмирующей, либо устраняется неоднозначное отношение к ситуации, тем самым снимается конфликт. Неприемлемым считается отказ от поиска решения, нахождение в состоянии маятника без точки опоры. Конфликт должен быть преодолен только собственными усилиями, вмешательство в ваши внутренние дела приведет к отрицательным последствиям.

Пример рационализации приведен в басне Крылова «Лиса и виноград». Вспомнили финал? Лиса изменила свое отношение к винограду: она решила, что виноград не созрел, он зелен, поэтому у нее пропало желание им лакомиться (хотя истинная причина состояла в том, что она просто не могла дотянуться до винограда), и вопрос был исчерпан. Хорошее подтверждение нашей основополагающей фразы «неважно, что происходит, важно, как я к этому отношусь».

Древнегреческого философа Эпикура волновал вопрос преодоления отрицательных эмоций после конфликта и для предотвращения конфликта. Он разработал прием — «временное контрастирование». Эпикур советовал сравнить реально происходящие неприятные события с возможными более неблагоприятными. «Могло быть хуже» — основной тезис его учения. Механизм борьбы, по Эпикуру, с негативными реакциями: «все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждения к ним легко рассеять, представив предмет желания труднодостижимым или вредоносным…».

  1. Попытайтесь уменьшить значение (эмоциональную окраску) произошедшего события, сравните свои страдания и горести с более тяжелыми испытаниями.
  2. Чаще говорите себе «как хорошо, что…», «удивительно, как…».
  3. Исключите из обращения выражения, начинающиеся с «печально, что…», «жаль, что…», «к сожалению…
  4. Постарайтесь не допускать конфликтных ситуаций.
  5. Если конфликт произошел, думайте не о нем (он уже свершившийся факт), а о том, как его преодолеть (соотношение слов «почему» и «как»).

Способы преодоления отрицательных эмоций великолепно описаны тонким психологом и прекрасным писателем А. П. Чеховым в юмористическом рассказе «Жизнь прекрасна!».

Поищите томик А. П. Чехова и прочитайте о механизме психологической защиты по Чехову.

Нашли… Прочитали… Не правда ли, все очень четко и метко подмечено?

«Жизнь пренеприятнейшая штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно… Для того чтобы ощущать в себе счастье без предела, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло быть и хуже»… Последуй, человече, моему совету, и жизнь твоя будет состоять из сплошного ликования» (А. П. Чехов).

По поводу совета «уметь довольствоваться настоящим». Совет старый, как сама жизнь. Вспомните тест о стакане, который наполнен наполовину, один говорит, что тот наполовину пуст, другой — наполовину полон. А как относитесь к наполовину наполненному стакану вы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]