Плохой симптом: чем опасна затяжная бедность россиян


Старательные фейки, начинайте свою работу

Не смейтесь, ПЖ. Власти яростно вели борьбу с бедностью все последние годы. Нам каждый месяц с экранов телевизоров, в бумажных СМИ…да везде, рассказывали, какие власть принимает меры.

Еще бывший Премьер Медведев говорил, что сократит бедность на 300%. Я тогда удивилась: 100% — все бедные. А 300% — это сколько? Ну, ладно повеселились тогда всем миром.

Нынешний Премьер-министр России Михаил Мишустин возложил на коронавирус вину за крах борьбы с бедностью. Что и думать по этому поводу? Борьба-то почти удалась. Почти победили бедность.

А тут…никто и не ожидал, что такой провал случится в борьбе. Коронавирус незаметно подкрался…да-а-а-а ка-а-а-к врежет по всей России

. И накрылась борьба с бедностью медным тазом.

Просто на нет свел все достижения борьбы с бедностью коронавирус

Мишустин заявил о том, что сфера труда претерпела сильные катаклизмы. Поэтому под угрозой оказались все достижения в области сокращения бедности и обеспечения занятости населения страны.

Не ругайтесь, граждане россияне. Вирус проклятый виноват. Если бы не он…тогда бы…уже и жили, как у Христа за пазухой. Но не сложилось. В очередной раз.

Есть ли у вас комплекс бедности?

Ольга Грибач

Oct 29, 2020 · 4 min read

Давайте попробуем разобраться, почему некоторые из нас просто-напросто не могут впустить энергию денег в свою жизнь, так и предпочитая оставаться несчастными бедняками, едва сводящими концы с концами до конца своих дней. Что мотивирует их? Что мешает им наслаждаться всеми благами жизни и Вселенной?

Существует ряд мыслей, которые, превращаясь в действия, со временем программируют людей на бедность.

Давайте рассмотрим некоторые из них. Как только вы будете замечать хоть одну из них, постарайтесь сразу же искоренить ее из вашего мышления и вашей жизни.

1. Жалость к себе.

Даже ничего не попробовав изменить и не успев опустить руки, вы просто оправдываете себя, в этом случае ваш мозг играет с вами злую шутку. Запомните: он может оправдать для вас все, в выгодном для вас цвете. Здесь он оправдывает вашу лень.

Вы беспрестанно жалеете себя и плачете по своей несчастной судьбе. То у вас нет денег, то образование не актуально, то здоровье подкачало, то лишний вес, то вас не понимают. Все против вас! И все вы делаете поводом своих оправданий.

Запомните: плохая погода бывает намного чаще, чем хорошая. Но разве это повод не выходить на улицу? Мы просто одеваемся по погоде. Да и ваши постоянные сетования на судьбу только усугубят ваше положение. Это очень быстро надоест окружающим вас людям. И не важно, насколько хорошо они к вам относятся. Просто нельзя вечно быть чьей-то жилеткой. То, что вы делаете приведет вас лишь к еще более безвыходной ситуации- безденежью, потере интересных контактов, личных связей, низкооплачиваемой работе и ухудшению условий жизни.

2. Материальный образ мышления.

Если вы привыкли все оценивать в финансовом эквиваленте, это к хорошему не приведет.

Только те, кто боятся бедности, наивно полагают, что деньги могут принести счастье. На самом деле, чтобы быть счастливым , здоровым и радостным, можно и без дорогого автомобиля, брендовой одежды и зарплаты с кучей нулей. Каждый говорит о том, чего не хватает именно ему. Именно бедные люди всегда будут называть вам суммы и рассказывать о своей жизни в деньгах. Им кажется, что до счастья им не хватает только этого.

На самом деле, ваш счет в банке и особняк никогда не будет вашим богатством. Любовь, дружба, здоровье, те вещи, которые зарабатываются кропотливым душевным трудом- вот то, что действительно может сделать человека счастливым. Имея все это, вы без труда привлечете деньги, даже не зацикливаясь на них.

3. Перманентная экономия.

Если вы только и ходите по распродажам, боитесь оставить чаевые официанту, завидуете другим и их заработкам и считаете , что пока рожать ребенка рано, ведь у вас нет денег его содержать-это уже не мудрая бережливость. Это просто-напросто психология бедности. Всему есть своя цена. Если вы не готовы платить за вещи реальную стоимость, вы просто не готовы ценить чужой труд. Так чего вы тогда думаете, что вас должны оценивать справедливо?

4. Кредиты.

Не тратьте больше, чем вы зарабатываете, если вы делаете это на деньги , взятые в кредит.

5. Нелюбимая работа.

Зачем вы заставляете себя работать там, где вам не нравится? Вы мазохист? Или считаете, что не достойны большего? Научно доказано, что те, кто ходит на нелюбимую работу уже готов подсознательно к неудачам. Они привыкли делать неприятные им дела. Попробуйте хоть раз сделать то, что нужно и нравится вам, а не кому-то другому.

6. Неуважение и нелюбовь к своей семье.

Вспомните всех богачей, которых знаете? Даже исторически. Так вот. Для них семья- это наибольшая ценность на свете. Именно ваши родственники придут вам первыми на помощь в трудную минуту, дадут вам утешение и поддержку.

7. Ожидание «конца денег».

Если вы постоянно пребываете в напряжении, ожидая что деньги вот-вот закончатся, это тревожный звонок. Деньги-это гибкая энергия. Сегодня есть, завтра нет попробуете попытаться уцепиться за них , и они исчезнут.

Будьте счастливы и благодарны за все, что у вас есть и даже больше!

А мы заметили борьбу с бедностью?

Сдается, что нет. Совсем слабо велась такая борьба. Скорее она сводилась к тому, чтобы бедные, наконец-то, вымерли. И тогда …Не будем гадать, что могло бы быть тогда.

Что сделано для того, чтобы бедных не было? Зарплаты остались такими же, как были 10 лет назад.

Малые предприятия закрывались часто, цены росли неумеренно, ЖКХ тоже не отставало (тарифы). Налоги повысили, прожиточный минимум снизили.

Все это случилось задолго до пандемии коронавируса.

А тут специалисты «Росгосстраха» (почему они? Социологов больше нет?) провели исследование и определили, что за последние полгода доля россиян, имеющих доход ниже 15 000 рублей, увеличилась с 38,1% до 44,6%.

Полстраны живет на 15 тысяч рублей в месяц. И эти цифры никак не связаны с атакой коронавируса. Но власти упорно продолжают не замечать очевидное. И уверяют нас, что борьба с бедностью почти выиграна. Вот еще чуть-чуть потерпеть…

Чем опасна статья Суркова: смиритесь с бедностью и не бунтуйте

Тип этот основан на идее «глубинной народности» и единения простого люда и власти: мол, государство Путина тем и уникально, и сильно, что умеет слышать и понимать народ и видеть его «на всю глубину». Держится же наша модель не на каких-то иллюзорных институтах, как на Западе, а на доверии — общества к первому лицу.

Надо заметить, что статья вышла в, откровенно говоря, тяжелое время — уровень жизни падает, экономика развивается на бумаге, да и то ее «рост» начался лишь после смены главы Росстата. Зато усиливаются протестность и социальный пессимизм.

Прошлый год показал, что общество обозлено из-за бедности, неравенства, антисоциальных реформ. Как следствие — рейтинги власти спикировали вниз (и этот тренд продолжается). На фоне накопившегося негатива голову подняли левые силы — и они уже начали побеждать на выборах в регионах.

Осознавая кризисность ситуации, Кремль, однако, пока не готов пойти на реформы: ведь чтобы реально преодолеть бедность, нужно менять всю экономическую модель, а это ударит по интересам сырьевиков и иной правящей олигархии. Власть же боится нарушить баланс сил внутри элиты и потому оказывается в патовой ситуации: надо как-то вытягивать рейтинги, но в то же время и не «колебать устои».

Статья как бы подсказывает выход: вместо проведения реформ объявить, что бедность — это никакая не бедность, а духовный подвиг российского народа, «добровольно» отказывающегося от западного «общества потребления» ради «духовных скреп» и «величия страны».

Это «там», «у них», «вовне» — на первом месте поесть, отдохнуть под пальмами, прикупить брендов и вообще предаться всяческому разврату. А у нас — духовность, нестяжательство, аскеза, пост и прочие благие вещи. Работать за гроши до старости, во всем себе отказывать — зато у нас великая держава и своя, «органически сложившаяся модель» государственности, которая «не как на Западе».

Если применить эту идеологию, то можно все оставить по-старому: правящая элита живет припеваючи, а народ ее содержит, и при этом счастлив. Ведь главное — доверие и единение.

Давайте оставим за кадром очевидный аппаратно-политический смысл выступления Владислава Суркова — кремлевский экс-куратор внутренней политики попросту напоминает главе государства о себе, стремясь вернуть былое доверие.

Но стоит подробнее остановиться на идеологии его статьи, так как она, увы, может зацепить многих — и внутри элиты, и в простом народе.

Почему увы? Да потому что жить по такой идеологии для современной России не только не современно, но и попросту опасно, если мы действительно хотим состояться как великая держава. И дело тут вовсе не в идее вечного «путинизма» — бог бы с ней, — а в принципиальном подходе к социальной политике и положению России в мире.

Нужно заметить, что Владислав Сурков — не новатор. Идеология «народности», особого типа «единения» и т.п. использовалась в России неоднократно — и всегда властями, которые или чувствовали недостаток легитимности, или не хотели решать накопившиеся социальные проблемы, но при этом стремились предотвратить недовольство населения.

Все началось тогда, когда на Западе стали трансформироваться абсолютистские монархии, уступая место первым конституционным системам. Наши же цари никак не хотели расставаться с абсолютизмом. Поэтому уже Александр I в начале XIX века стал задумываться о самобытности российского государства и о духовных «скрепах» как об идеологии, замещающей европейские идеи конституционализма (вспомним в связи с этим министра просвещения Шишкова, над которым смеялся Пушкин).

Преемник Александра, Николай I, пошел дальше и внедрил так называемую теорию «официальной народности» — очень напоминающую идеологию, предложенную Владиславом Сурковым. Там было и духовное единение, и особая форма взаимоотношений государя с народом. Непосредственной причиной идейных исканий Николая Павловича стало, конечно же, восстание декабристов, которое сильно напугало молодого царя.

Николай все время своего правления боялся революции — из-за этого велел усилить палочную дисциплину (и получил прозвище Палкин), ограничивал просвещение, отправлял студентов в солдаты и т.д. А еще он всячески уходил от решения насущной на тот момент проблемы — отмены крепостного права.

Итогом, как мы помним, стало ослабление России, накопление экономических проблем, поражение в Крымской войне.

Впрочем, это не помешало теории «официальной народности» вновь возродиться через непродолжительное время. Тема оказалось живучей, так как в ней российский абсолютизм нашел удобный способ не меняться в меняющемся мире, максимально продлевая свое существование.

И это, к сожалению, оказалось единственным ее смыслом: красивая по звучанию, идеология «особого государства» не дала России ничего, кроме бюрократизации, бесправия, оторванности власти от народа и крайне низкого качества управления. Это получило развитие при Александре III и Николае II.

Последние два царя, испугавшись социальных брожений в стране, реанимировали идею «самобытной государственности» и «единения царя с народом», противопоставив их институтам «загнивающего Запада». Парламентаризм объявили «великой ложью нашего времени», была сильно ограничена независимость правосудия, усилены меры полицейского воздействия на общество и цензура.

Самое удивительное, что идеологи, воспевавшие этот «особый путь», всерьез рассматривали царский абсолютизм как передовую, эффективную и бессмертную модель — «на весь предстоящий век». Зачем крестьянам земля, а рабочим — социальные гарантии, если у них есть такие духовные богатства? Нужные реформы так и не были проведены, а начатые — не завершены.

Чем закончилось упорство российских царей, напоминать не надо — каток революции прокатился и по ним, и по всей стране.

Вообще же, если отвлечься от отечественного исторического хоррора, то концепция Владислава Суркова есть переиздание далеко не новой, и не только российской, «идеологии недопотребления» — то есть идеологии, которую правящая элита в обществах с сильным социальным расслоением и неравенством продвигает, чтобы убедить народ отказаться от притязаний на современные материальные блага и свободы — и при этом не бунтовать против власти.

Обычно это происходит при неразвитой экономике, в которой ресурсов сполна на всех не хватает, а значит, надо решать — кому потреблять, а кому поститься. «Идеологии недопотребления» были особенно востребованы в древнем мире и средние века. Сейчас они стали признанной архаикой, задержавшись лишь в отдельных странах.

Что особенно удивляет: нам на полном серьезе предлагают закрепить эту устаревшую концепцию сейчас — когда мир давно перестал мериться национальными самолюбиями и перешел к конкуренции экономик, технологий, мозгов и качества жизни, а Россия — в плане всего этого — сильно отстала и стремительно продолжает отставать.

Даже если посмотреть на нашего великого восточного соседа, то мы увидим, что в последние годы Китай выстраивает свое будущее, опираясь на экономическое влияние, инвестиции в технологии, науку и образование, а не на голые теории о собственном величии. России сегодня нужна идеология развития, а не самовосхваления.

А потому и народу, и самой власти следует открыть глаза и понять, что мир изменился кардинально: примитивная экономика и глубокое социальное расслоение вызывают сочувствие, но никак не уважение — даже если у страны на вооружении стоят самые современные образцы.

Если мы хотим увидеть великую Россию, нам нужно развивать экономику, науку, культуру и поднимать уровень жизни людей. Такова реальность, ничего личного.

Читайте материал «Что не так в статье Суркова о России и Путине»

Как помогают малоимущим семьям в России?

Главная зона социального ­неблагополучия в нашей стране – семьи с несовершеннолетними ­детьми. В 2020 г. их было 81% среди всех бедных домохозяйств.

Цель – сократить бедность в 2 раза – будет достигнута в России, если понизится доля людей, не имеющих хотя бы официального прожиточного минимума. Чтобы выполнить эту задачу, правительство решило сконцентрироваться на поддержке семей с детьми как самой многочисленной группе нуждающихся. Круг получателей такой поддержки был расширен, а выплаты увеличены до размера, делающего поддержку реальной.

В результате в 2020 г. ушло в прошлое позорное пособие в 50 руб., которое платили на ­ребёнка от 1,5 до 3 лет. Теперь ежемесячная выплата на детей в таком возрасте равняется в среднем 12 тыс. руб. Получают её только те семьи, где среднедушевой доход ниже двух прожиточных минимумов. Но в кризис, вызванный пандемией коронавируса, разовые дополнительные пособия в 10 тыс. руб. были установлены на всех детей до 16 лет.

Статья по теме

Освободят ли бедных от налога на пенсию? До 616 617 руб. увеличился материнский капитал. И с этого года он впервые стал доступен семьям, в которых появился только первый ребёнок.

Но как быть, если дети растут и свести концы с концами становится всё труднее? В такой ситуации оказалась много­детная семья Жерловых, живущая в бурятском посёлке Заиграево. В 2020 г. старшему из детей было 6 лет. «Декретные», которые получала мама Ксения – руководитель кружка в Доме культуры, – расходились мгновенно, а заработок папы-водителя был слишком мал. Жизнь Жерловых изменилась после того, как она заключила контракт с центром социальной поддержки населения, по которому власти Бурятии безвозмезд­но предоставили семье ­корову.

«Мне пришлось научиться доить. Сразу появились свои молоко, творог, сметана, – вспоминает Ксения. – По конт­ракту нужно было вырастить тёлку и отдать её в другую семью. Мы выполнили это условие. А теперь в нашем стаде уже 5 голов. Завели кур, выращиваем поросят на продажу. Взяли в кредит трактор, собираемся купить большую машину, чтобы возить в школу детей». Ребятишек у Жерловых уже пятеро, но все прежние денежные трудности забыты.

В 2020 г. в России было заключено 89,3 тыс. таких социальных контрактов, помогающих сделать шаг из нужды. Одним людям они помогли обзавестись хозяйст­вом, другим – пройти обучение и найти стабильную работу, третьим – открыть свой бизнес, на что выделяется до 250 тыс. руб. Но финансовые возможно­сти у регионов разные. Поэтому со следующего года всем им будет помогать в таких программах федеральный бюджет. А это значит, что вариантов социальных контрактов и людей, которым они доступны, станет больше.

История болезни: синдром бедности

Профессор Иллинойского университета Оскар Льюис (1914-1971) провел в 50-х годах ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые социально наследуются и способствуют постоянству бедности.

История болезни: синдром бедности

(Мерченко С. История болезни: синдром бедности. //Катрен стиль — №9 (101) – 2011 – с. 52-54)

Светлана Мерченко выясняет, как от него избавиться и нужно ли это вообще.

Симптомы и признаки

«Бедность не порок!» — внушали нам со школьных времен. Мало кто помнит содержание одноименной пьесы Александра Островского, зато сама мысль о том, что быть бедным не стыдно, глубоко вошла в наше сознание. А кто они – бедные? Какой порог означает попадание в эту категорию? И если это не порок, то, может быть синдром? Синдром бедности – термин социологический. Бедность, как явление, была всегда – во все времена, при всех формах правления и политических устройствах государства. Синдром бедности тесно связан с психологией бедности, явлением не только социальным, но и личным, ведь бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, это и передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

Эти пресловутые «нормы поведения» и «стиль жизни» настолько затягивают в свои железные тиски, что формируют у человека базовую внутреннюю уверенность в том, что бедность неизбежна. Это внушается с детства, причем сначала не напрямую, а как само собой разумеющееся. Взрослые говорят, а дети слушают разговоры о том, что всем «богачам» либо повезло, либо они воры. И чтобы ты ни делал, все равно останешься бедным. И поэтому зачем вообще что-либо делать? Проигрыш неизбежен, все равно как был нищим, так и останешься! У «них» там все схвачено, такого простого работягу в свои «богатые ряды» пускать не собирается. Поэтому, радуйся тому, что имеешь. Не ездили мы никогда по заграницам – и не надо, у нас на озере куда лучше! А в Турции этой, что нам делать? Вот какие страсти по телевизору показывают. Поэтому нам и тут хорошо – неплохо отдохнем с пивом и сосисками в нашем лесу! Примерно такие убеждения внушаются с самого малого возраста, если не с молоком матери. Убеждения невозможности, неизбежности и прочих невеселых «не».

Зачем делать больше?

Синдром бедности так и проявляется – как смирение с бедностью. Это нежелание и отсутствие веры в то, что можно как-то изменить свою личную ситуацию. А самое главное – это отсутствие каких-либо активных действий, выходящих за рамки того, что делают окружающие пассивные люди той же социальной группы. Постепенно человеку становится привычно и комфортно в образе бедного и нищего. Более того, видя расслоение общества, замечая людей обеспеченных, богатых и очень богатых, начинает формироваться установка, что они «должны» — просто так, потому что у них «много». Как они к этому «много» пришли и много ли на самом деле – уже другой вопрос, на котором внимание почему-то не заостряется.

Чтобы выйти на другой социально-бытовой уровень, человеку нужно бороться не только с экономическими причинами бедности, но и с ценностями и нормами, оправдывающими пассивность и иждивенчество. Нужно найти эти установки, осознать их и менять на другие. Совет давать всегда легче, чем действовать, но другого пути нет. Пока мы сами не разомкнем этот круг своих убеждений и предубеждений, не выпустим себя на новую «орбиту» существования, избавиться от бедности не удастся.

Один мой знакомый, хозяин небольшой фирмы, недоумевал, жаловался, а потом и возмущался, что труднее всего найти подходящего человека на небольшие должности кладовщика, разнорабочего и так далее. И возмущало его то, что за эти «копейки» люди ответственно работать не собираются. В их понимании, если платят мало, то можно работать плохо. А когда он предлагает возможность дополнительно заработать, то люди отказываются. На пиво хватает и ладно! Для частного предпринимателя, которого кормят не только голова, но и ноги, который готов использовать любой шанс, чтобы развивать свой бизнес, такая позиция была просто удивительна. А это и есть тот самый классический синдром бедности, с его установками и замкнутым кругом жалкого существования.

В копилку «на черный день»

В широком бытовом смысле мы под синдромом бедности можем понимать и простое несоответствие материальных доходов и образа жизни. Это когда «страшно» тратить деньги или пользоваться уже имеющимися материальными благами. Всем известна ситуация, когда у человека сервант полон фарфоровой посуды, а он пьет из чашки с отбитыми краями. Увы, психология бедности присуща многим нашим родителям. Лучшее оставлять на «черный день», не выкидывать годами старые вещи – вдруг пригодятся, не тратить накопления на улучшение уровня жизни, не пользоваться новыми возможностями современной жизни. Одна моя пожилая родственница недавно все-таки решилась расстаться с запасами вещей на чердаке и отнесла в социальное учреждение 25 белых рубашек с символами пионеров на рукаве. Что еще осталось лежать в чердачных запасах – остается только догадываться. А осталось еще много, я видела…

При этом совершенно необязательно, что у людей нет денег, многие люди с такой психологией весьма небедные люди. Иногда доходит до абсурда: три семьи живут в одной квартире (родители и их семейные дети), чтобы две свои квартиры сдавать. При этом всем тесно, неуютно, с вытекающими из этого конфликтами. Однако деньги, поступающие от аренды квартир, видимо, ими ценятся выше, чем комфортная личная жизнь.

Убеждения бедности

Понять, насколько лично вы подвержены синдрому бедности с сопутствующим ему конформизмом, неуверенностью и нежеланием изменить ситуацию к лучшему, поможет анализ следующих типичных убеждений. А приведенные примеры служат иллюстрацией того, как можно от них избавиться.

Убеждение 1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

На примере: Психология смирения и апатии, неуверенность в своих силах и отсутствие веры в лучшее заставляет многих принимать трудности за безысходность. Кто-то борется с ситуацией, а кто-то с ней мирится. Когда я познакомилась с Ириной, это была уверенная в себе бизнес-леди на «крутой» машине и мой строгий начальник. И только через несколько лет, когда отношения стали переходить в разряд дружеских, я узнала, что по первому образованию она музыкант, окончила консерваторию и играла в оркестре народных инструментов. Будущее казалось блестящим, если бы не перестройка, всеобщий развал и полный хаос. После периода полного безденежья, ночных подработок и других способов «выкрутиться», Ирина решила получить второе высшее образование, которое будет способно ее «прокормить». Оно никак не было связано с музыкой, которой было отдано все детство и юность, не приветствовалось в семье, но Ирина решила кардинально изменить свою нищую жизнь, потому что ей стало невыносимо ходить пешком, не имея порой денег даже на трамвай. У нее все получилось. И даже очень. Теперь, когда она приходит в гости к подругам по консерватории, то понимает, какой могла бы быть в социальном и бытовом плане ее жизнь, не решись она тогда на столь рискованный шаг.

Убеждение 2. Работа должна быть надежной и не очень трудной, чтобы хватало на жизнь

На примере: Руководствуясь этой стратегией, многие боятся совершать новые, неожиданные действия, а уповают на известные, хоть и неэффективные стратегии поведения. «Когда мне предложили после института идти работать дизайнером в частную типографию, мои родители были категорически против, — рассказывает Наталья. – Они убеждали меня пойти работать в школу учителем рисования. «На государственном предприятии есть стабильность, а твоя конторка может в любой момент развалиться», — переживали они. Сейчас, по истечении семи лет, когда я добилась в своей профессии мастерства и достойной оплаты труда, родители свое мнение изменили».

Убеждение 3. Судьба каждого предопределена – лучше смириться с ней и не суетиться напрасно.

На примере: «Рожденный ползать – летать не может!» — говорил классик, но совсем не в том смысле, что нужно довольствоваться тем, что имеешь. А те, кто запомнил из «Песни о соколе» лишь эту мысль, глубоко заблуждаются. История знает множество примеров того, как люди своим стремлением, верой, талантом, желанием и трудом, переходили строгие социальные, бытовые, имущественные границы и становились теми, кем мы их знаем. Михаил Ломоносов и Константин Жуков по рождению были крестьянскими детьми и должны были продолжать сложившийся задолго до них уклад жизни. А в историю вошли как первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения и великий полководец, маршал Советского Союза. Далеко не каждому удается занять столь почетное место в истории, но изменить свою личную жизнь, сдвинуть ее с мертвой точки нищеты и бедности подвластно каждому заинтересованному в себе человеку.

Убеждение 4. Чем меньше ожидаешь от жизни, тем больше довольствуешься результатом.

На примере: Вероника очень хорошо знает эту установку. Ее мама, которая воспитывала дочь одна, часто любила повторять: «Не до жиру, быть бы живым». Веронике повезло, она вышла замуж за человека, который со временем стал относиться к категории «богатых». Она вышла из того социального круга, к которому привыкла с детства, но как ни странно, психология бедности осталась. Она не столько боится тратить деньги, сколько не умеет получать удовольствия от жизни. Она это чувствует, ее это смущает, стесняет, ограничивает, это и послужило причиной обращения к психологу. Она все время живет с ощущением, что не заслуживает этих материальных благ. Не может позволить себе пользоваться услугами домработницы, хотя убирать такой большой дом тяжело, покупать дорогие наряды – она все время будто оправдывается за свалившееся на нее благосостояние. Мужа эта ситуация не радует, так как Вероника и его пытается ограничивать и не верит в успех его бизнеса — ей кажется, что все это временное явление. Одна из причин этого – воспитание, при котором Веронике запрещалось хотеть, мечтать, а нужно было довольствоваться малым и не просить большего.

Убеждение 5. Деньги сами по себе счастья не приносят, поэтому не стоит о них думать, учиться их зарабатывать и приумножать.

На примере: Презирать деньги достаточно легко, особенно не умея их зарабатывать. Быть богатым – не самоцель, богатый человек и достойный человек – это не понятия-синонимы. Однако деньги всегда были эквивалентом энергии, которую можно вложить в жизнь, удовольствие, творчество, свою самореализацию. А отсутствие денег – это зачастую отсутствие сил, энергии и возможностей. Это знают многие, но вот учиться грамотно распоряжаться деньгами, удерживать их и приумножать способны далеко не все. Парадоксально, но люди, которые получали большие деньги вследствие выигрыша в лотерею, со временем разорялись и возвращались к своему «добогатому» образу жизни. Один из самых ярких примеров в России – история супругов Мухаметзяновых из Уфы. В 2001 году безработная Надежда, жившая с мужем и двумя детьми, выиграла в лотерею $1 млн. Супруги и до выигрыша выпивали, а после выигрыша поводов к вечному празднику стало больше. Только компания желающих отдохнуть за чужой счет резко увеличилась. Финал истории грустный: спустя пять лет Надежда Мухаметзянова умерла в полной нищете. Далеко не все так бездарно тратят деньги, но мало кому из «неожиданных богачей» удавалось удержать или приумножить свое состояние. В порядке исключения: в 2009 году – житель глухого российского села Сапрычка Евгений Сидоров выиграл более $1 млн и вложил их в свое же село: купил местной школе спортинвентарь, сделал ремонт в храме, засыпал щебнем 3 км дорог, заменил водопроводную колонку, очистил пруды. Себе купил разве что внедорожник NissanNavara.

Резюме

Главная проблема людей с синдромом бедности – нежелание предпринять активные действия, чтобы выбраться из нищеты. Они не верят, что у них получится, и приспосабливаются к тому, что имеют. Они одновременно живут в параллельных мирах: в мире грез и в мире жестокой реальности. О деньгах они предпочитают только мечтать, фантазировать, что их станет много, как по мановению волшебной палочки, но зарабатывать, рисковать, учиться – не желают. Кто они, люди с синдромом бедности? Может это не «они», а мы? Так что же предпочитаем мы? Жаловаться на судьбу-злодейку или действовать? Каждый ответит сам.

Правительство не выполнило цель по снижению бедности в 2020 году

Неравномерная динамика

В первом полугодии 2019-го уровень бедности в России рос в годовом выражении: по итогам января—июня прошлого года за чертой бедности оказались 19,8 млн россиян (13,5%). Это больше, чем по итогам первого полугодия 2020 года, когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 19,6 млн человек (13,3%). В Росстате рост бедности тогда объяснили опережающим инфляцию повышением прожиточного минимума.

Резкий рост реальных располагаемых денежных доходов населения в третьем квартале (+3,1%) позволил снизить уровень бедности до 12% (за чертой бедности 17,6 млн россиян) против 12,5% годом ранее (18,3 млн человек). Реальные доходы россиян продемонстрировали рост и в четвертом квартале (+1,1%), уровень бедности в последнем квартале прошлого года составил 9,2%, то есть 13,5 млн жили на доходы ниже прожиточного минимума. Это на 0,7 п.п. ниже четвертого квартала 2020 года.

Читайте на РБК Pro

«Приемлемая наценка в ресторане — 300%»: эксперт — об экономике заведения РБК Pro: как завоевать интерес посетителя лендинга Как угон элитных авто указал на недостатки каршерингов — Bloomberg Пища для размышлений: 7 типичных заблуждений начинающих рестораторов

Реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам 2019 года выросли на 0,8%, однако этого недостаточно для компенсации трехлетнего обвала. Доходы населения беспрерывно падали с 2014 по 2017 год, а в 2020 году показали околонулевой рост (+0,1%). Из-за глубокого падения в предыдущие годы реальные располагаемые доходы россиян по итогам 2020 года остаются ниже уровня 2014 года на 7,5%.

Для измерения бедности Росстат использует концепцию абсолютной бедности, когда доходы населения соотносятся с установленной чертой бедности — прожиточным минимумом. Уровень бедности (численность и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) определяется на основе выборочных обследований бюджетов домохозяйств. Они проводятся каждый квартал и охватывают 48,5 тыс. домохозяйств.

Бедность в России возрастет уже в начале 2020 года

По плану правительства уровень бедности в 2020 году должен снизиться до 11,1%, однако с марта 2020 года ситуация в российской экономике, которая в январе—феврале текущего года демонстрировала рост на 2,3%, драматично изменилась. Цены на нефть эталонного сорта Brent рухнули на 30% после того, как 9 марта Россия и страны ОПЕК+ не смогли договориться о продлении сделки по сокращению добычи нефти (истекает 1 апреля) и Саудовская Аравия решила нарастить производство на треть — до 12 млн баррелей в сутки — и объявила прежним партнерам ценовую войну. 27 марта Brent стоила $26 за баррель. Из-за падения цен на нефть российский бюджет ждет дефицит по итогам 2020 года, а для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов потребуется использовать накопленные резервы.

Одновременно в России начался рост числа заражений новой коронавирусной инфекцией, для противодействия которому правительство приняло карантинные меры, в том числе прекращено авиасообщение с другими странами, вводятся значительные ограничения для сектора развлечений, отдыха. Министр финансов Антон Силуанов говорил, что распространение COVID-19 привело к сжатию целых секторов экономики: авиаперевозок, туризма, сектора малого и среднего бизнеса и других отраслей. Экономика России не сможет избежать рецессии, считают экономисты.

Реальные доходы населения в первом квартале 2020 году ждет падение, не сомневается Малева. «Вопрос только в степени глубины», — сказала она, отметив, что из-за отказа Росстата от ежемесячной публикации данных о доходах населения «мы очень долго не будем знать статистические данные». Ухудшение экономической ситуации, падение реальных доходов приведут к росту уровня бедности в России уже в первом квартале 2020 года. «Показатели бедности 2020 года будут отменены даже результатами первого квартала текущего года», — заключила экономист.

Подпишитесь на рассылку РБК. Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение души
Для любых предложений по сайту: [email protected]