Интеллектуальная скромность — новая сила нашего времени?

Скромность

— умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным.

Под скромностью понимают черту характера и образ жизни человека, выражающихся в следующем:

  • умеренность во всех требованиях;
  • равнодушие к роскоши и излишествам;
  • отсутствие властолюбия, стремления первенствовать, показывать себя;
  • соблюдение рамок приличия;
  • порядочность и степенность в общении с другими людьми.


Женщины-амиши в скромной одежде на пляже
Скромность также может выражаться в смирении и послушливости — непротивлении указаниям представителей какой-либо формы власти.

В одежде скромность человека может проявляться в выборе недорогих, неярких и не вычурных моделей простого покроя, а также в стыдливости — то есть стремлении одеваться строго, с сокрытием наготы и формы тела.

Основная концепция скромной одежды, как и в целом скромности — простота, желание не привлекать к себе внимания (см. иллюстрацию).

Иногда скромность рассматривают как синоним застенчивости, однако это не совсем верно. Застенчивость (т.е. стеснительность, робость, нерешительность) проявляется непреднамеренно, а скромность чаще всего — результат воспитания, анализа и волевой работы над собой, самовоспитания. Застенчивого человека можно назвать скромным (например из вежливости), но не наоборот.

Скромный человек – не тот, у кого нет достоинств, но тот, кто сдержан в обнаружении своих достоинств[1].

Качества, которые обычно противопоставляют скромности: хвастовство, тщеславие, гордыня, распущенность, бунтарство, заносчивость, наглость, нахальство и пр.

В христианстве скромность считается добродетелью на основании следующих текстов из Нового Завета:

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна
, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

(Иак. 3:17)

…всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно
, по мере веры, какую каждому Бог уделил

(Рим. 12:3)

Однако скромность свойственна в том числе и нерелигиозным людям. Скромность по мнению общества является положительным качеством человека, достойным подражания.

Скромный (-ая, -ое):
  1. Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый (пример: «ученый скромен»)
  2. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный (примеры: «скромное поведение», «скромная внешность» «скромно (нареч.) одеваться». «скромная квартира»)
  3. перен. Небольшой, ограниченный, едва достаточный. (примеры: «скромный заработок», «весьма скромный результат»)
    Толковый словарь русского языка Ожегова и Ушакова
Скромность в Викицитатнике
Скромность на Викискладе

В русском языке (как и во других многих языках и культурах) известна поговорка «скромность украшает человека»

или её вариации. Многие известные люди — политики, философы, писатели и т.п. также высказывались о скромности в положительном ключе (см. примеры в викициатнике).

Этимология

В Викисловаре есть статья «скромность»
Русское слово скромность

корнями происходит из праславянского
*krom
. Родственное также белорусское
скромíць
— «успокаивать», чешское и словацкое
skromný
— «скромный», значение в польском
skromny
— то же.

Предполагают заимствование русского слова из польского языка, поскольку это слово отсутствует в древнерусском, сербохорватском и словенском языках. Этимолог Урбанчик исходит из чешского skrovný

— «
скромный, умеренный; незначительный, скудный
», первоначально «
немногочисленный, маленький
», как источника этих слов (последнее связано также со словом
крыть
,
скрывать
).

Русское прилагательное скромный

(образованное от слова
скромность
) в переносном смысле обозначает также
небольшой
или
незначительный
,
незаметный
,
простой
,
недорогой
.

В английском языке нет однозначной альтернативы для русского (и славянского) слова скромность

. Аналогами скромности в зависимости от ситуации и контекста считаются выражения
modesty
— стыдливость (скромность, но только в отношении одежды),
shyness
— застенчивость или робость,
frugality
— экономность или бережливость,
simplicity
— простота (в отношении образа жизни) и
humility
— смирение, а также иногда
gentleness
— мягкость, порядочность, доброта (см. джентльмен).

Скромность

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (29 мая 2017)

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 29 мая 2020 года

.

Жизнь христианинаХристианский портал
Христианин

Благодать · Рождение свыше Крещение · Покаяние Исповедь · Причащение Венчание · Монашество Церковь · Священство Каноническое право Грех · Смерть

Христианские добродетели

Вера · Благочестие Любовь · Милосердие Смирение ·
Скромность
Искренность · Кротость Терпение · Молитва Гостеприимство

Христианское богословие

Троица · Библия Грехопадение · Спасение Иисус Христос Искупительная жертва · Христианское богослужение Вселенские соборы Эсхатология

п • о • р

Скромность

— умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным.

Под скромностью понимают черту характера и образ жизни человека, выражающихся в следующем:

  • умеренность во всех требованиях;
  • равнодушие к роскоши и излишествам;
  • отсутствие властолюбия, стремления первенствовать, показывать себя;
  • соблюдение рамок приличия;
  • порядочность и степенность в общении с другими людьми.

Женщины-амиши в скромной одежде на пляже
Скромность также может выражаться в смирении и послушливости — непротивлении указаниям представителей какой-либо формы власти.

В одежде скромность человека может проявляться в выборе недорогих, неярких и не вычурных моделей простого покроя, а также в стыдливости — то есть стремлении одеваться строго, с сокрытием наготы и формы тела.

Основная концепция скромной одежды, как и в целом скромности — простота, желание не привлекать к себе внимания (см. иллюстрацию).

Иногда скромность рассматривают как синоним застенчивости, однако это не совсем верно. Застенчивость (то есть стеснительность, робость, нерешительность) проявляется непреднамеренно, а скромность чаще всего — результат воспитания, анализа и волевой работы над собой, самовоспитания. Застенчивого человека можно назвать скромным (например из вежливости), но не наоборот.

Качества, которые обычно противопоставляют скромности: хвастовство, тщеславие, гордыня, распущенность, бунтарство, заносчивость, наглость, нахальство и пр.

В христианстве скромность считается добродетелью на основании следующих текстов из Нового Завета:

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна

, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

— Иак. 3:17

…всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно

, по мере веры, какую каждому Бог уделил

— Рим. 12:3

Однако скромность свойственна в том числе и нерелигиозным людям. Скромность по мнению общества является положительным качеством человека, достойным подражания.

В русском языке (как и во других многих языках и культурах) известна поговорка «скромность украшает человека»

или её вариации. Многие известные люди — политики, философы, писатели и т. п. также высказывались о скромности в положительном ключе (см. примеры в викицитатнике).

Интересные факты

  • Некоторые богатые люди — миллиардеры и миллионеры живут и ведут себя достаточно скромно, несоответственно своим доходам и уровню занимаемого положения. Многие из них предпочитают большой популярности в обществе и роскоши, простоту, экономность и благотворительность. Примеры: Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Чарльз Фини, Марк Цукерберг, Дэвид Черитон и др.[2][3]
  • Существуют общины скромных людей — христиан-представителей некоторых евангельских и протестантских христианских конфессий.
  • В честь скромности назван астероид (370) Модестия, открытый в 1893 году.

↑ Недостатки скромности

Современный мир устроен так, что необходимо проявлять себя яркой личностью. К сожалению, это качество может стать препятствием на пути карьерного роста. Скромный человек не ставит себя выше других, не требует к себе особого отношения. Это мешает выделиться, стать заметнее для начальства. Даже если заслуги велики, то на фоне действий более активных сослуживцев, становятся незаметными делами.

Зачастую скромники считают интересы других людей важнее своих, и этим пользуются знакомые, друзья, родственники. Очень удобно для окружающих. Людям нравится, когда их поддерживают, помогают и, не стесняясь, тратят чужое время, силы. В личных отношениях тоже появляются проблемы. Родственникам сложно понять человека, готового жертвовать своими преимуществами. Личность, лишённая амбиций, довольствуется малым и необходимым, не стремится улучшить качество жизни.

Источники

  • Определения скромности Slovari.Яndex.ru (недоступная ссылка с 14-06-2016 [848 дней])

Примечания

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.
  2. 8 знаменитостей, достойных подражания. ADME
    .
  3. ТОП-10 самых богатых и скромных людей в мире. Batop.ru — Рейтинги мира
    .

Отрывок, характеризующий Скромность

Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность. Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера. Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений? – Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать. – Видно плетью обуха не пег’ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании. – Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой. Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит. 13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите. – Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.

Мания величия

Мания величия как качество личности – склонность, выраженная
в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, богатства, власти, гениальности, политического влияния, вплоть до всемогущества.
Привозят мужчину в психушку, доктор его спрашивает: — Вы кто? — Я Наполеон! — О, не, Наполеонов у нас уже целая палата, ехали бы вы домой. — Доктор, вы не поняли, — Я ТОРТ!

Пациент на приёме у психиатра: — Доктор, я страдаю манией величия! — Да что ты знаешь о мании величия, жалкий человечишко!

Если отбросить клинические случаи, мания величия превращается в действующий рецепт доказать себе и всем неоспоримое своё величие в чём-то: во власти, в силе, богатстве, особом социальном положении, в редких способностях, знаменитых предках. Она зиждется на вере, но вера не соответствует действительности, поэтому человек с проявленной манией величия неадекватно воспринимает реальность. Манию величия не считают, согласно Справочнику по диагностике и статистике психических расстройств, особым расстройством психики. Но часто она может быть признаком психического расстройства (разновидностью паранойи). Может характеризоваться бредовыми фантазиями богатства, власти, гениальности или всемогущества.

Из рассказа одного психолога: — Одна мадам мне сообщила, что она вообще способная, и ей все легко дается. На мой вопрос, по сравнению с кем она способная, с Коперником или с соседом Иван Иванычем, она ответила раздражением, а после нескольких насмешек — слезами. (Так что мания величия в редких случаях легко лечится.) Другая заявила: «Как жаль, что я не дурнушка, и как это тяжело, когда к тебе постоянно пристают мужчины». (?!) Один мой знакомый кичился: «Я предпочитаю японскую технику». Под техникой японской, как потом выяснилось, он разумел видеомагнитофон, телевизор и «Хонду» выпуска 1985 года, т.е. не более того, чем обладает и «ленивый». Следующий утверждал, что он в шесть месяцев отроду уже разговаривал, что он был уникальным ребенком в г. Бахчисарае, что он являлся лучшим в школе! Одна утверждала, что она сама яркая и эффектная, как Софи Лорен, рост же у нее, как у Мерилин Монро (мания величия в неизлечимой форме). Следующий же утверждал, что он работает с Китаем уже пять лет. Я спросил: «Послом?», зная, что у него компания из пяти человек, которые нелегально что-то возят из Китая… В общем — барыжничают. Он вообще проигнорировал мой вопрос. А еще одна моя знакомая, освоив компьютер, чтобы получать по найму 300 долларов, в порыве восторга воскликнула: «Может, не надо быть такой умной, тогда легче будет жить?!» Когда я ее успокоил, что по этой части она на себя сильно наговаривает, обиделась.

Мания величия искажает реальность. Делается это разными способами, наиболее распространённым из которых является преувеличение. Максим Горький писал: «Человек, который считает свою зубную боль несчастием всего мира, — явно склонен преувеличивать события».

Мания величия – дочь гордыни. Молятся три монаха. Один говорит: — Господи, кто я перед Тобой? Невесомая пылинка, которую невозможно увидеть глазом, которую гонит ветер по этому миру, я просто пылинка. Второй монах говорил: — Боже, как я мал перед Твоим Величием! Мельчайший, ничтожный атом, который затерялся в безднах пространства. Я атом. Третий молится: — Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Я маленький червячок. Первые два монаха переглянулись и сказали друг другу: — Ты смотри, какая у него мания величия. Этот гордец с манией величия, целым червяком себя считает.

Мания величия – болезнь ума. Женский ум, к примеру, в подавляющем случае уверен, что его мысли и чувства не имеют ровным счетом никакой ценности вообще. Как пёс из мультфильма Простоквашино считал, что ружьё денег стоит, а его жизнь – бесплатная, так и женщины считают, что делиться своими мыслями с кем-то, а тем более вести дневник не имеет также никакого смысла и слегка попахивает манией величия. Женщина думает: — Если я буду записывать свои мысли и чувства, окружающие, узнав об этом, скажут, что я шизофреничка. На самом деле речь идет не о величии, а о способности женщины осознать, что её мысли и чувства важны. Если сейчас они не востребованы, ещё не факт, что через некоторое время они будут кому-то не интересны.

Психиатр спрашивает у пациентки: — Скажите, а нет ли в вашей семье случаев мании величия? — Иногда муж заявляет, что он глава семьи.

— Доктор, я вам очень и очень благодарен за то, что вы таки смогли излечить меня от мании величия. — С этого момента я самый непревзойденный, фантастический, феноменально скромнейший человек.

— У меня нет мании величия. Великие люди этим не страдают. Ан, нет. Ещё как страдают.

Жил царь по имени Александр Великий. Он был мужественным воином и думал, что должен собрать армии, чтобы завоевать мир и приобрести великое имя в мировой истории — «Покоритель всего мира». Итак, он начал свой поход и одержал победу. Но после десяти лет непрерывных сражений он завоевал такую огромную часть света, что его армии и он сам устали. Тогда он решил вернуться домой, взять отдых на четыре-пять лет, оставив непокорённые земли, и продолжить завоевание во втором походе. По дороге домой он заболел, и не было средства помочь ему. Он столкнулся со смертью лицом к лицу. Царь спросил мудрецов, которые в удручённом состоянии стояли вокруг него: — Что станет с этим огромным царством, которое я приобрёл с таким большим усилием, и что будет с моими сокровищами: драгоценностями, жемчугами, алмазами и золотом, и со всеми рабами, захваченными мной? Тогда мудрецы ответили: — Это закономерно. Что происходит с тобой, случается со всеми людьми. Даже цари могущественнее тебя не могли ничего взять с собой из этого мира. Это соответствует закону, об этом нечего беспокоиться. Ты должен лишь беспокоиться, если что-то необычное происходит с тобой.

Царь сожалел, что не знал всего этого. Мудрецы сказали: — Это также не ново. Каждый должен оставить этот мир, но никто не знает, что он должен уйти, и уйти с пустыми руками. Царь очень расстроился. Всё, для чего он трудился в течение десяти лет днём и ночью, сражаясь и сражаясь, было напрасным. Если есть что-нибудь ужасное на свете — это война. Итак, он совершал эту ужасную работу в течение десяти лет и ни одного мгновения не мог наслаждаться её плодами. Если бы он добрался до своего царства, он смог бы наслаждаться своими сокровищами год или два. Это принесло бы ему некоторое удовлетворение. Но теперь он умирал по дороге домой. Было бы лучше, если бы он жил в этом маленьком царстве, наслаждаясь жизнью, не заботясь о своём «величии». Если бы он сделал так, ему не пришлось бы страдать.

Рядом с расстроенным царём сидел святой человек. Он сказал ему: — Мой дорогой царь, если бы твоя жизнь закончилась сейчас, было бы очень хорошо. Но что сделано, то сделано. И новая большая страшная страница жизни открывается для тебя. Ты не должен терзаться о прошлом, а должен начать беспокоиться о предстоящей трагедии. Тогда царь был ещё более поражён и спросил: — Что же это такое? Святой ответил: — Сотни и тысячи людей были убиты в этих войнах, и всё это случилось по твоим приказам. Сотни и тысячи женщин остались вдовами. Бесчисленное множество детей стали сиротами или бездомными, и ты создавал трагедию за трагедией в течение этих десяти лет. Теперь вся ответственность лежит на тебе, и ты будешь платить за всё и за всех, как гласит закон: «Око за око, зуб за зуб, ноготь за ноготь». А как долго тебе придется страдать за всё содеянное — будет определено в соответствии с законом. Это действительно самое ужасное, что ожидает тебя.

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

В чем идея скромности в одежде? [↑]

У евреев не принято носить нескромную одежду. Заметим, что это не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к другим людям или «серостью» жизни. Алаха — Еврейский Закон — дает здоровые рекомендации мужчинам и женщинам, как определить эти границы.

Сегодня мы почти каждый день слышим сообщения о том, что очередной известный человек отстранен от должности из-за сексуальных домогательств. Мужчины как никогда нуждаются в «специальных курсах», чтобы научиться быть осмотрительными.

С другой стороны, женщина также может предпринять определенные шаги, чтобы минимизировать различные нежелательные проявления и реакции со стороны окружающих, в первую очередь — со стороны посторонних мужчин. Тем более, если сам корень проблемы — именно в мужчинах: целиком устранить или исправить — это намного тяжелее, поэтому проще и эффективнее принять нормы цниюта, можем назвать их «превентивными» мерами.

Чтобы глубже и лучше понять, в чем идея скромной одежды, почему религиозные люди одеваются «по-другому», иначе, чем светские, разложим вопрос на составляющие.

1. Почему человек вообще одевается?

2. А что плохого в шортах?

3. Если жарко, то для чего надевать на себя лишнее?

4. Разве по дому нельзя ходить как хочется?

Ответим по порядку.

А что плохого в шортах? [↑]

Говоря выше про одежду, мы пока ничего не сказали про то, какая именно одежда помогла вернуть человеку его человеческий облик. Тот, кто хдит в шортах и майках по улице, также может воскликнуть: «Вот я и хожу одетым… шорты… в чем проблема?»

Действительно, на первый взгляд — он абсолютно прав. Тем более, если дело обстоит солнечным летом.

Но проблема в том, что в человеческом обществе принято одеваться более достойно. Проблема, к какой части общества вы хотите себя отнести. Чем выше находится человек в социальной иерархии, тем «больше» он одет. Судьи ходят в строгом черном одеянии, а генерал, даже одной пуговицы не расстегнет. Профессор не появится на лекции в майке, а бизнесмен не осмелится появится на Уолл Стрит без пиджака и галстука. Другими словами, чем больше человек себя уважает и уважаем другими, тем больше одежды покрывает его тело.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]