К чему приводит трусость итоговое. Что такое трусость и как с этим бороться? Отношение к трусости


В этике

Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Аристотель в «Никомаховой этике» связывал трусость с недостатком уверенности. Противоположностью трусости, избытком уверенности, Аристотель считал безрассудство, а «золотая середина», храбрость, характеризовалась должным балансом уверенности и страха[4]. В военном деле, однако, ассоциированная с безрассудностью поспешность не считается столь же серьёзным пороком, как трусость, поскольку командиру легче удержать избыток уверенности под контролем, и совершивший безрассудный поступок солдат скорее всего погибнет, а трус уцелеет — и продолжит сеять панику среди других[5].

«Евгений Онегин». Общественное мнение

Всеми нами любимое произведение гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина описывает подобную ситуацию, в которой оказывается главный герой Евгений Онегин. Он получает вызов на дуэль от Владимира Ленского, к которому не испытывает чувства неприязни, но, боясь осуждения со стороны общества, принимает вызов. Под страхом прослыть трусом, Онегин становится им.

Смотреть галерею

Значение слова «трусость» в этой ситуации можно представить как неспособность правильно поступить под страхом мнения общественности. В противовес в качестве примера можно поставить поступок Татьяны Лариной, которая, не испугавшись мнения общества, сама объясняется в любви Онегину. И спустя годы опять признается ему в любви, но поступает правильно, доказывая тем самым, что верность для неё не пустой звук.

В религии

В Библии трусости уделяется мало внимания, хотя ей подвержены подвержены даже такие ключевые ветхозаветные фигуры, как Авраам[6] и Давид[7]. В Новом Завете синонимы трусости встречаются очень редко (существительное — единожды в 2Тим. 1:7), и всегда в контексте, предлагающем верующим не бояться свидетельствовать слово Божие[8]. При этом Новый Завет описывает случаи трусости, примерами являются Пилат, испугавшийся угроз иудеев «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю»[9] и апостол Пётр, от страха «забывший» о своём знакомстве с Христом в момент Его ареста[10]. Напрямую почти не высказанное — но очевидное — отрицательное отношение к трусости проявляется в библейских фразеологизмах, например, укр. смiливий як святий Петро («смелый, как святой Пётр», то есть трус)[10]. По замечанию Ю. В. Щербатых, «трусость и эгоизм не относятся к классическим библейским грехам, но они много сделали для того, чтобы другие пороки процветали»[11]. Впрочем, Откровение Иоанна Богослова начинает список тех, участью которых во время конца света станет огненное озеро (Откр. 21:8), с «боязливых»[12].

Ислам осуждает трусость в бою самым жестоким образом[13]: «кто обратит к ним [ неверным ] в тот день тыл … тот навлечёт на себя гнев Аллаха. Убежище для него — геенна, и скверно это извращение!»[14].

Как бороться с трусостью?

Давайте разделим этот пункт на две большие части: глубинная проработка себя и ситуативные принципы борьбы с «приступами трусости».

Если мы готовы на глубинную проработку проблемы, мы просматриваем все возможные моменты, которые могли привести к формированию такого способа реагирования на ситуацию:

Ситуативные принципы борьбы также направлены на выработку контроля над собой. Это и дыхательные упражнения, уменьшающие чувства напряжённости и готовности к импульсивным действиям; и экспесс-методы, позволяющие сконцентрироваться на важном мотиве; и, наконец, методы, позволяющие «создавать» себе «помощников» или находить внутренние резервы, чтобы не струсить.

ФОТО Getty Images

В повести «Юные годы» Арчибальда Джозефа Кронина рассказывается об ирландском мальчике, попавшем в английскую школу. Мальчик был маленького роста, щуплый, над ним издевались одноклассники, а он не мог ответить. Он все время жаловался дедушке, у которого жил, но тот советовал ему всегда одно и то же: «Ты должен драться, притом не просто драться, но драться с самым сильным в классе». Однажды мальчик согласился, и дедушка научил его боксу. Дополнительная трудность заключалась в том, что к самому сильному однокласснику он испытывал что-то вроде симпатии, потому что тот как раз не приставал к нему. И все же он прилюдно вызвал его на драку, хорошенько получил сам, но с тех пор отношение к нему в классе изменилось, а с противником он вообще подружился.

Несколько раз, работая в школе, я давал эту книжку читать тем, кто, как мне казалось, в ней нуждался. Я понимал — надо помочь им справиться, это всего лишь внутреннее состояние трусости, свойственное очень многим. Главное — помочь его преодолеть.

Трусость детей часто коренится в тревожности родителей. Она развивается из естественной робости слабого существа. Вот почему так вредна домашняя незащищенность, а еще хуже подавление личности в начальной школе, где учительница-фельдфебель укладывает всех в прокрустово ложе своего невежества, прививая тем самым худший социальный навык — умение не высовываться и подчиняться.

Кроме того, робость или смелость — это врожденные качества. Психолог Виктор Франкл описывает такой эпизод: «Во время первой мировой войны военный врач, еврей, сидел в окопе со своим приятелем-неевреем, полковником-аристократом, когда начался сильный обстрел. Полковник поддразнил приятеля, сказав: «Боитесь ведь, а? Еще одно доказательство превосходства арийской расы над семитской». «Конечно, боюсь, — ответил врач, — но что касается превосходства, то если бы вы, мой дорогой полковник, боялись так, как я, вы бы давно уже удрали». Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся» 1 .

Получается, что мужество — это энергия преодоления страха, поделенная на величину трусости. И на отрезке человеческого пути от только появившихся задатков трусости до трусости как качества личности, безусловно, многое может произойти. Процесс обратим.

Кроме личных обстоятельств, многое зависит от социальной среды и ценностей, принятых в обществе. Когда среда небезопасна, а ценности размыты, может возникнуть даже эпидемия трусости. В убыстряющейся непредсказуемости внешнего мира ребенку значительно легче струсить. Когда его поступки не мотивированы, то есть не оценены, ему не за что зацепиться: он не чувствует ни поддержки, ни осуждения своих действий.

Ведь смелость — это не только умение драться, но и способность не плыть по течению, отстаивать свои принципы, не боясь, в случае чего, остаться в одиночестве или временно потерять благополучие. А трусость — это инфантильная реакция на обстоятельства, где важнейший смысл — сохранение себя во что бы то ни стало. Возможно, это единственная реакция на боль, воображение, стресс. В каком обществе мы живем? Там, где корыстно промолчать, равнодушно воздержаться — значит подвергнуться осуждению; где не заступиться за девушку или бросить товарища в беде — недостойно уважения? Или, наоборот, где карьерное восхождение «по головам» считается доблестью, подчинение начальству независимо от собственного мнения (которого обычно и нет) — корпоративной солидарностью, а умение заработать деньги (не важно как) — высшим качеством ума? Моральная атмосфера в обществе всегда способствует формированию в человеке или социального мужества, или трусости.

В юриспруденции

Гражданское и военное правосудия относятся к трусости диаметрально противоположным образом. В гражданском законодательстве трусость считается настолько свойственной человеку, что ею обосновывается одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния — крайняя необходимость. По словам Н. С. Таганцева, нельзя наказывать человека за то, что он не обладает особой душевной силой, геройством, за то, что чувство личной опасности подавляет его. Из этого правила делаются исключения, если лицо по своему званию или занятиям либо в силу требования закона обязано было перенести грозивший ему вред.

Все военно-уголовные кодексы в той или иной форме, наоборот, придерживаются общего правила: нарушение обязанностей службы из страха личной опасности наказывается как умышленное деяние. Кроме того, предусматривается целый ряд разнообразных деяний, существенным признаком которых является трусость — оставление поста в бою, бегство с поля сражения, добровольная сдача в плен — которые обычно рассматриваются как измена.

Руководство по проведению военных судов США определяет трусливое поведение как «отказ выполнять или невыполнение обязанностей вблизи от неприятеля вследствие страха»[3].

«Смелость и трусость как показатель внутренней силы человека»

Вступление

Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

Проблема

Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

Тезис №1

Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

Аргументация

Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

Вывод

Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

Тезис №2

Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

Вывод

Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

Тезис №3

Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

Аргументация

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

Вывод

Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

Общий вывод (заключение)

С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

Трусость и естественный отбор

Влияние трусости на естественный отбор занимало эволюционных биологов, начиная уже с Дарвина, который отметил, что инстинкт самосохранения является очень распространённым — многие трусы считают себя храбрецами просто потому, что ни разу не смотрели врагу в лицо. Механизм эволюционного сохранение трусости, как проявление одного из наиболее базовых инстинктов очевиден: уклонение от опасности увеличивает вероятность выживания и размножения, и потому должно быть генетически преобладающим[15]. Вопрос эволюционного сохранения храбрости более сложен, так как стойкость перед лицом опасности приводит к потере генетического материала. Исследователи предложили несколько механизмов эволюционного сохранения храбрости, например, защита детей и кровных родственников может повысить шансы на сохранение собственного генетического материала (ср. работы У. Д. Гамильтона).

Дарвин предложил другое объяснение потери генетического материала в случае трусости: храброе племя может победить трусливое, ликвидировав или разбавив наследственность последнего. А. В. Горвиц предлагает[15] своё объяснение: трусость является естественным свойством характера, но социальные нормы заставляют мужчин преодолевать её, особенно в обстановке войны[15]. П. Рубин (англ.)русск.[16] объединяет оба подхода: «ни одно (уцелевшее) общество не поощряет поведения, ослабляющего возможности для сражений», в частности, все культуры осуждают трусость среди молодых мужчин. Известно два примера племён, которые не стигматизируют трусость (и, как результат, всего боятся): бухиды (англ.)русск. на Филиппинах и семаи[убрать шаблон] в Малайзии. К. Уолш замечает, что малочисленность таких групп людей подчёркивает, что трусость — не лучший способ выживания[17] и отмечает работы эволюционных биологов, которые объясняют шумные реакции многих видов животных (например, белок) в случае опасности естественным отбором — хотя шумное поведение одной особи повышает риск для неё, шансы выживания группы повышаются[18]. Уолш считает, что дифференциация по реакции на опасность, заметная даже у тлей, свидетельствует о том, что для выживания вида в его популяции необходима некоторая смесь трусости у храбрости[19].

Как избавиться от трусости

Способов избавления от трусости существует предостаточное множество. Они основаны на реализации практической психологии, на духовных, нравственных и даже физических принципах. Интернет, библиотеки пестрят статьями и книгами, предлагающими в один момент снять все рукой и избавить от недуга трусости.

Дело в том, что трусость – это личностное психологическое проявление. А человек и его личность – вещь сугубо индивидуальная, а потому универсальных методик, которые подойдут всем и каждому быть попросту не может. Да и некоторые авторы так до конца и не разобрались в различии страха и трусости. Поэтому озаглавливая свою книгу или статью как панацею от трусости, предлагают способы борьбы со страхами. Итак, чтобы начать бороться с трусостью, необходимо:

  1. Понять ее причины.

Иногда это может быть слабое физическое развитие или определенные дефекты во внешности или речи, которые на начальных этапах вызывают комплексы, перерастая далее в трусость.

  1. Начать работу по устранению физических причин.

Если это физический недостаток – достаточно записаться в спортзал, дефект речи – посетить специалиста, дефект внешности – возможно, скрыть его, выставляя достоинства.

  1. Сделать список психологических причин.

Кроме комплексов во внешнем виде к трусости может привести и психологические причины. Напишите их на листочке. Выберите самую незначительную для себя. Воссоздайте ситуацию и постарайтесь преодолеть ее. Хвалите себя и старайтесь. Доведите дело до того момента, когда страх исчезнет полностью. Теперь можно приступить к следующие причине.

  1. Воспользоваться самовнушением.

Каждое достижение в борьбе с трусостью необходимо поощрять. Самому себя. Это придаст сил и поможет преодолевать возникающие психологические барьеры.

В общем и целом, борьба с трусостью возможна и может дать результатов при наличии желания. Однако, не стоит путать трусость и страх. Вед страх, в отличие от трусости полезен для человека и является катализатором его чувства самосохранения.

Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.

Храбрость и трусость

Понятия храбрости и трусости не являются противоположностями; некоторые философы считают, что они занимают принципиально разные положения в этике: действия храброго человека выходят за пределы должного, в то время как трусость проявляется в неисполнении

долга. Люди, не проявившие храбрости, отнюдь не обязательно трусы — они могут просто делать то, что должны[3]. Как отмечает К. Уолш, в повседневной речи использование эпитета «храбрые» в отношении части людей в группе обычно исключает использование «трусливый» по отношению к остальным представителям той же группы и наоборот: в обстановке терактов 9/11 те пожарные и полицейские, которые не пошли в здания Всемирного торгового центра, не считаются трусами, именно это позволяет считать пошедших в башни храбрецами[20].

Страшный порок

В большинстве своем трусливые люди жестоки. Они измываются над слабыми, пытаясь тем самым скрыть от общественности свой «пугливый недуг». Скопившуюся злость и обиду трус выплескивает на жертву. Трусливость лишает человека способности здраво рассуждать. Жестокие убийства, что даже бывалых криминалистов бросают в холодный пот, чаще всего совершены под воздействием страха. Вот почему трусость — это самый страшный порок.

Из-за своей чрезмерной пугливости человек может прожить целую жизнь, не узнав, на что он был способен. Каждый имеет потенциал смелого человека, но отказавшись от принятия решений или совершения необходимых действий, человек постепенно превращается в жалкого труса. Страх — это не грех, он раскрывает людские слабости, с которыми можно вполне успешно справиться, но трусость — это уже порок, которому нет оправданий.

Знаешь, уважаемый читатель… Я понял, что признаться в трусости перед дракой — гораздо легче, чем откровенно сказать о слабости другого рода. Возможно, ты сейчас даже не поймешь, о чем идет речь — и тогда я очень рад за тебя. Но может быть, этот род трусости знаком тебе не понаслышке — тогда нам будет о чем поговорить.

В годы Великой Отечественной войны наша страна понесла страшнейшие потери среди мужского населения. Причем не только количественные, но и качественные. Трусы и подонки находили возможность отсиживаться в тылу — а настоящие мужчины без раздумий шли на фронт, в самое пекло. И нередко погибали…

Так что после войны ярко проявился дефицит мужского воспитания среди подраставших пацанов. И к тому же, мамы, увидев, как поредели ряды мужчин, инстинктивно окружили своих мальчиков повышенной заботой. В итоге, выросло первое поколение людей, про которых женщины стали со вздохом говорить: «Мужик нынче совсем не тот пошел…»

И в этом нет ничего удивительного. Женщине по природе свойственно оберегать свое дитя от тревог и забот; она готова простить его за любой проступок. А после войны все эти качества проявили себя с удвоенной силой…

Поэт И. Шкляревский написал пронзительные в своей лаконичности строчки:

— Поспи! — говорила мать. — Вставай! — говорил отец. — Поешь! — говорила мать. — Учись! — говорил отец.

Приеду, — слова все те ж. Да только не все слова. Осталось: — Поспи, поешь… А следом шумит трава.

Мальчики послевоенных лет росли в атмосфере повышенной заботы и пониженной требовательности. Нужно ли удивляться, что, став папами, они не смогли передать своим детям образец настоящей мужественности? Одним из критериев которой является чувство ответственности

за своих близких.

Честно говоря, мужчины и раньше не особо блистали этим качеством. Но к концу XX века проблема обострилась донельзя. Особенно ярко это показал переход к рынку, начавшийся в 1990-х гг. Сотни тысяч мужчин, потеряв работу, впали в депрессию и упали на диван. А их жены начали крутиться — впряглись в лямку «челноков», пошли мести дворы и мыть лестничные клетки — лишь бы прокормить детей…

То, что семейный мужчина редко пытается бороться с разорительным пьянством — это факт. То, что после развода отцы редко борются за право видеть детей — это факт. То, что многие папы уходят из семьи, где рождается больной ребенок — это позорный факт.

И стыдно, и страшно признаваться, что я — один из мужчин такого рода. Нет, я не бросил свою дочь после развода. Но как часто я ощущаю себя маленьким ребенком, которого страшит груз ответственности! Я, как и многие дети моего поколения, не знал мужского воспитания; был окружен материнской заботой и лаской — и вот мне уже скоро 40 лет, а я до сих пор ощущаю себя растерянным мальчиком под этим огромным небом!

Иногда в мою голову закрадывались трусливые мысли: «Как хорошо, если бы я никому ничего не был должен…». Но в ту же секунду я с ужасом спрашиваю сам себя: «Ты хочешь, чтобы судьба забрала твоих близких?! А зачем тебе после этого жить?»

И понимаю, что без моих близких моя жизнь — пуста.

Российским мужчинам, как никому другому, нужно обращать внимание на свой уровень ответственности. Я знаю, что мы не приучены преодолевать трудности и упорно пробиваться к цели. Но идти надо — иначе к старости жизнь выставит жестокий счет с количеством зря прожитых лет…

Я знаю, что нас пугает будущее. Но бояться его не нужно — потому что оно по определению непредсказуемо. «Дорога покорится идущему» — эти слова сказаны нашими предками, среди которых были настоящие мужчины. Их кровь до сих пор течет в наших жилах. Мы — внуки победителей

. И наша задача — преодолеть свой страх перед ответственностью. Ведь наши деды совершили нечто большее — они победили страх перед смертью, чтобы у нас была жизнь.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Л. Толстой

Человек – венец творения природы. Если мы мечтаем о чем-то, это обязательно будет воплощено в жизнь. Проблемы, препятствия, всевозможные вызовы, которые бросает жизнь – все это ничто. По сравнению с самым главным врагом человека: им самим.

Мы можем быть себе как самыми лучшими друзьями, так и злейшими врагами. Уверенность и смелость являются обязательными условиями, чтобы не действовать подобно противнику собственных начинаний. Страхи есть у всех. Но сложности начинаются в тот момент, когда мы позволяем им управлять собой. Как перестать быть трусом и взять свои опасения под контроль? Рассмотрим главные способы.

  • Замечайте свои страхи.
    Все начинается с осознанности. Подумайте, что останавливает вас от того, чтобы быть счастливыми? На самом деле, уже этот процесс помогает освобождаться от страхов. Ведь несмотря на свою кажущуюся непреодолимость, никакие опасения не являются бетонными стенами – они гораздо менее могущественны, чем можно подумать…
  • Примите тот факт, что вы испытываете боязнь по отношению к некоторым вещам
    . Многим людям известно, что они, к примеру, страдают социофобией или страхом открытых пространств. Но при этом их терзает глубокий внутриличностный конфликт – они не могут принять себя такими, какие они есть. И это сопротивление наделяет страх только еще большей силой. Отрицание означает бегство, а не борьбу, как может показаться. Только когда вы примете себя со всеми имеющимися недостатками, появится реальный шанс над ними поработать.
  • Принимайте решения быстро.
    Не нужно два часа думать о том, что купить на ужин. Один из лучших способов противостояния страху – это не зацикливаться на выборе. Принимать решения нужно быстро, так как стать смелым и уверенным в себе человеком нельзя, полдня обдумывая каждый свой последующий шаг. Мы думаем, что каждое решение является очень важным. А из-за этого начинаем бояться принятия любых решений.

    Однако, если варианту «А» вы предпочтете вариант «Б», на самом деле, ничего катастрофического не произойдет. Не будет никаких последствий, никому до этого не будет никакого дела. Поэтому начните развивать в себе привычку быстрого принятия решений прямо сейчас. Так вы освободите огромное количество энергии, которое тратится на колебания и неуверенность.

  • Перестаньте перед всеми извиняться
    . Скорее всего, вы считаете, что всегда имеете достаточно вескую причину для извинений. Однако мы даем вам гарантию, что это не так. Скорее всего вы извиняетесь перед другими или чувствуете, что хотели бы это сделать практически постоянно, даже не подозревая об этом. Поэтому попробуйте в течение суток просто не произносить слово «извините». Вообще. Поверьте, это сложнее, чем кажется.

    Отследите те моменты, когда вам хотелось бы извиниться автоматически, без видимой причины. Окажется, что большинство «оскорбительных» вещей, совершаемых вами, на самом деле совершенно не оскорбительны. Также при помощи этого способа вы сможете раскрыть для себя, что и сами воспринимаете за оскорбление поступки и вещи, которые таковыми далеко не являются. Это также поможет в борьбе против трусости.

  • В неприятной для себя ситуации составьте план действий заранее.
    Он вернет вам контроль над теми вещами, которые вызывают в вас наибольшую тревогу. Например, подумайте заранее, как вы планируете отказаться от сверхурочной работы. Представьте себе реакцию начальства или коллег. Продумайте заранее свои аргументы. Обычная разработка такого плана уже существенно способствует уменьшению ощущения страха и беспомощности.
  • Спрашивайте себя обо всем, что делаете в тот или иной момент времени.
    Все мы созданы из множества привычек, но не многие из нас понимают, в какой степени эти глубоко укорененные стереотипы управляют нашей жизнью. В особенности они сильны, когда дело касается выбора «борись или беги». Поэтому, когда будете испытывать страх, задайте себе вопрос: «Почему я боюсь?». Сделайте это вслух. В 99% случаев вы обнаружите, что страх является иррациональным.

    Попробуйте практиковать такие вопросы и в других ситуациях, в течение всего дня. Чем бы вы ни занимались, спрашивайте себя: «Почему я это делаю?». Поначалу эти вопросы могут быть довольно раздражающими. Однако они способны раскрыть много новой информации о вас. Например, вы можете обнаружить в себе склонность к прокрастинации (которая, кстати, также нередко является следствием страха), или осознать те выборы, которые обычно совершаете не задумываясь.

  • Как перестать быть трусом в личных начинаниях?
    Будьте скучны до безобразия. Объясним. Если вы хотели бы написать книгу, или же организовать благотворительную организацию для голодающих детей, или просто открыть небольшой бизнес – скорее всего, вы озабочены тем, чтобы все сделать идеально. Вы составляете план, консультируетесь с экспертами, разрабатываете стратегию. Что происходит дальше? Вы не делаете ничего. И причиной тому – страх. Ведь в воображении все это доставляет гораздо больше удовольствия, чем в реальности, где вся ответственность ложится на вас.

    Например, вы хотите быть врачом. Чтобы стать им, вы учитесь в мединституте, устраиваетесь на работу и лечите пациентов. Все. Но если вы хотите открыть свою клинику, то у вас в голове сразу возникает уйма устрашающих вопросов. На чем будет специализироваться моя клиника? Найду ли я достаточное количество пациентов? А как насчет врачей? Смогут ли они выполнять свои обязанности на самом высоком уровне? Разница между этими двумя примерами в том, что обычный врач концентрируется на своих непосредственных обязанностях – лечении больных. В то время как желающий открыть собственную фирму думает о вещах, половина из которых существуют лишь в его голове.

    Если вы относите себя ко второй категории, перестаньте бояться и займитесь самой рутинной и повседневной работой. Так вы приблизите исполнение своей мечты и избавитесь от ненужного страха перед начинаниями.

Все перечисленные рекомендации являются рабочими по одной причине – они помогают не избегать страхов, а противостоять им. Внедряя эти стратегии в повседневную жизнь, вы учитесь ни чему иному, как жить вместе со страхом – что само по себе является одной из самых смелых вещей в жизни.
Трусость – невозможность к действиям в период реальной (или воспринимаемой как реальную) угрозы, преступная слабость или деятельность в период невозможности контроля своего страха.

Страх – это нормальная реакция организма на угрозу для функционирования и целостности организма. Он есть всегда и встречается у всех людей, с сохранной психикой и полноценным развитием.

Однако, все мы с ним боремся как в бытовых, так и экстремальных ситуациях. Мы можем бояться знакомиться с родителями нашей избранницы, подниматься в прозрачном лифте, и идти просить повышение у руководителя, а можем – бояться идти в бой, понимая реальную угрозу нашей жизни. Но, мы берём себя в руки, и не отступаем. А вот некоторые отступают, убегают. Это и называется трусостью.

Иногда не просто «сдаются», а готовы совершить всё что угодно, осознано или нет. И одно дело, когда мы поворачиваем в сторону перед кабинетом начальника. Ну что же – будем сидеть ещё на низкооплачиваемой должности. И совсем другое дело, когда ради личного спасения трусы готовы расстреливать своих пленных товарищей, топить женщин и детей, снимая с них спасательные жилеты во время кораблекрушения. Поэтому к трусости всегда негативное отношение и она оценивается как «преступная» деятельность или бездеятельность. Отсюда хорошо прослеживаются различия между страхом и трусостью.

В культуре

Среди человеческих недостатков трусость отличается малым вниманием к ней со стороны исследователей, по-видимому, по этой теме не существует ни одной научной монографии или даже подробной научной статьи[21]. У. И. Миллер (англ.)русск. при попытке завершить свою трилогию о пороках томом о трусости, столкнулся с таких дефицитом материала, что книга в итоге получила название «Загадка храбрости» (англ. The Mystery of Courage)[21].

Влияние понятия трусости на общественное сознание неуклонно падало в течение 200 лет: с 1800 года по 2000 год частота появления слова «трусость» в англоязычных текстах уменьшилась впятеро[22]. Ранее популярные слова, описывающие особенно опасных трусов, англ. potroon, dastard практически вышли из употребления[23].

С начала 2000-х годов в употреблении слова «трусость» наметился некоторый подъём, который К. Уолш связывает с терактами 9/11 и наметившейся тенденцией называть террористов «трусами»[22]. Массовое сознание американцев настолько свыклось с последней идеей, что согласие из ведущего телепередачи «Политически некорректный (англ.)русск.» Билла Мара с утверждением гостя передачи, что человек, направляющий свой самолёт в здание имеет много недостатков, но никак не труслив, привело к возмущениям и скорому снятию передачи с эфира[24].

Склонение существительного трусость (какой падеж)

Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.

ПадежВопросЕд.числоМн. число
Именительный(кто, что?)трусостьтрусости
Родительный(кого, чего?)трусоститрусостей
Дательный(кому, чему?)трусоститрусостям
Винительный(кого, что?)трусостьтрусости
Творительный(кем, чем?)трусостьютрусостями
Предложный(о ком, о чём?)трусоститрусостях

Сфера употребления

Идиоматическое выражение Разговорное выражение Дипломатический термин Сленг Общая лексика

Примечания

  1. Павлов Степан Степанович, Максимова Мира Васильевна. Трусость как смертный грех (на примере произведения Ги де Мопассана «Пышка» и Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»)» // Научный взгляд на современное общество: Сборник статей Международной научно-практической конференции 28 июня 2020 г.
  2. Трусость // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 123
    Уолш, 2014, с. 6.
  4. Уолш, 2014, с. 5.
  5. Уолш, 2014, с. 17.
  6. James Barr. History and Ideology in the Old Testament. OUP Oxford, 2000. (англ.) С. 38.
  7. Jackson, Jared J. David’s Throne: Patterns in the Succession Story. // Canadian Journal of Theology 11.3 (1965): 183-95. (англ.). С. 186.
  8. II Timothy, I // The Cambridge Bible for Schools and Colleges. University Press, 1907. (англ.)
  9. Кузнецова, 2013, с. 215.
  10. 12
    Кузнецова, 2013, с. 216.
  11. Юрий Щербатых. Семь смертных грехов, или Психология порока. М.: АСТ, 2009.
  12. Уолш, 2014, с. 1.
  13. Пахравова, Н. П. К вопросу об этических ценностях Корана . // Исламоведение 1 (2009).
  14. аль-Анфаль 8:15, 16
  15. 123
    Горвиц, 2020.
  16. Rubin, Paul H. The state of nature and the evolution of political preferences. // American Law and Economics Review 3.1 (2001): 50-81. (англ.)
  17. Уолш, 2014, с. 46.
  18. Уолш, 2014, с. 47.
  19. Уолш, 2014, с. 48.
  20. Уолш, 2014, с. 7.
  21. 12
    Уолш, 2014, с. 18.
  22. 12
    Уолш, 2014, с. 8.
  23. Уолш, 2014, с. 9.
  24. Уолш, 2014, с. 4.

Литература

  • Трусость // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Adams, Joe K. The neglected psychology of cowardice. // Journal of Humanistic Psychology 5.1 (1965): 57-69. (англ.)
  • Кузнецова Ирина Владимировна.
    Библейская фразеология и языковая игра // Сибирский филологический журнал. — 2013. — № 2.
  • Allan V. Horwitz.
    Cowardice and Courage // What’s Normal?: Reconciling Biology and Culture. — Oxford University Press, 2020. (англ.)
  • Chris Walsh.
    Cowardice: A Brief History. — Princeton University Press, 2014. — 304 с. — ISBN 978-691-17339-9. (англ.)
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]