Возможности профилактики школьных неврозов, что под этим понимается

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз. Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Не болезнь, но проблема

Школьный невроз, как и все остальные неврозы, сегодня не считается самостоятельным заболеванием. У врачей нет даже такого диагноза — вместо него в международной классификации болезней есть лишь расплывчатое понятие «невротические расстройства, связанные со стрессом». Но, тем не менее, любой психолог скажет вам, что невроз сегодня — одна из самых распространенных проблем, и у детей школьного возраста он встречается особенно часто.

Татьяна Дунаева: «Школьный невроз — это психологическое и эмоциональное расстройство, возникающее как результат стресса и нарушения адаптации ребенка к школе. Чтобы было понятнее, можно сказать, что это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.

В основе невроза всегда лежит какой-то внутренний конфликт между особенностями личности и характера человека и окружающей его ситуацией.

Если разрешить этот конфликт нормальным способом не удается, развивается состояние невроза, который для детской психики становится своеобразной защитной реакцией.

Проявляться школьный невроз может очень разнообразно, это во многом зависит от особенностей личности ребенка. Но в любом случае все неврозы, даже длительные, являются обратимым состоянием, возникают у детей с невротическими особенностями личности, развиваются и усиливаются под действием какой-либо психотравмирующей ситуации».

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Многоликий невроз

Симптомы школьного невроза так же разнообразны, как и причины. У ребенка в состоянии невротического расстройства меняется буквально все: интересы, эмоциональные реакции, привычки, поведение и даже самочувствие. По тому, какие именно симптомы преобладают, принято выделять три основные формы невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения чаще всего проявляется жалобами на усталость, слабость. Ребенок становится плаксивым, обидчивым, легко раздражается, всего боится, перестает справляться с привычной нагрузкой. Очень часто к этому присоединяются жалобы на самочувствие, которые чаще всего появляются в первой половине дня. Беспокоят головная боль и головокружение, тошнота, боль в животе, нарушения сна и аппетита.

Невроз навязчивых состояний состоит из двух основных симптомов: навязчивых мыслей и навязчивых действий. Чаще всего навязчивый характер приобретают страхи и ожидания — быть вызванным к доске, получить плохую оценку, потерять тетрадь и т.д. Навязчивые действия приобретают характер «защитного ритуала», который ребенок выполняет, чтобы защитить себя от угрозы — идет в школу определенным маршрутом, пересчитывает ступеньки на лестнице и т.д.

Истерический невроз проявляется наиболее ярко — вспышками бурных эмоций, внезапными приступами «плохого» самочувствия в виде боли в животе, головной боли, рвоты, нарушения дыхания, обморока, мышечного тика или судорог.

Татьяна Дунаева: «Первые проявления школьного невроза родители часто принимают за капризы, плохое поведение и желание ребенка привлечь к себе внимание. Чтобы не допустить такой ошибки и не пропустить начало невротического расстройства, необходимо следить за состоянием ребенка и обращать внимание на любые изменения в его поведении».

О развитии невроза может говорить появление проблем с памятью и концентрацией внимания, неусидчивость и демонстративная «дурашливость», плаксивость и необоснованные страхи перед школой, привычка грызть ручку или ногти, кусать губы, теребить волосы, одежду или другие предметы, постоянно влажные ладони.

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.

Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Чем помочь ребенку?

Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.

Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.

  1. Не выпускать из-под контроля школьную жизнь ребенка — быть в курсе его отношений с одноклассниками, учителями. При возникновении любых конфликтов стараться выяснить их причину. В любой ситуации быть на стороне ребенка, чтобы он постоянно чувствовал родительскую защиту.
  2. Всегда учитывать особенности физического и психического развития ребенка, не выдвигать к нему слишком высоких требований. Если к чему-то у ребенка нет склонностей или способностей, не ждать от него больших успехов в этой области.
  3. Если в школе, или в классе есть постоянный стрессовый фактор, который невозможно исключить, подумать о переводе ребенка в другую школу или класс. При принятии решения обязательно учесть мнение самого ребенка.
  4. У ребенка всегда должны оставаться время и силы на интересную жизнь вне школы. Пусть он сам выберет, чем бы он хотел заниматься в свободное время. Желательно, чтобы это предполагало какую-то регулярную физическую активность.
  5. Если есть правильная мотивация, «пережить» школу будет проще. Ребенок должен понимать, для чего он учится и к какому результату через несколько лет приведут его усилия.

Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.

Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.

Также можно предложить ребенку вместе сочинить сказку, где у главного героя будут такие же проблемы, а затем помочь этому персонажу постепенно решить их, и тем самым, преодолеть собственный невроз».

Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.

— поделитесь с друзьями!

Эксперты: Татьяна Владимировна Дунаева

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Диагностика

К сожалению, диапазон перечня неврозов у школьников очень велик, что затрудняет диагностику категории психоневрологических расстройств. Только опытный терапевт – невролог может правильно определить тип недуга и назначить психокорректирующее лечение.

А начинать диагностику, прежде всего, необходимо общения с родителями, выяснить обстановку в семье. Затем, изучить обстановку в школе. Взаимоотношения ребенка с учителями и сверстниками. А в беседе с самим больным, определить его болезненные точки, основные раздражители.

Выделить главные особенности развития его личности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Тестирование проводится в игровой форме, с помощью рисунков ребенка, которые очень информативны. Также в доверительной беседе.

По результатам обследования, включающим лабораторные анализы, консультации нескольких специалистов в данной области, назначается лечение, которое соответствует психосоматическому состоянию невротика.

Релаксация

Разгрузке нервной системы школьника очень помогают теплые ванны с добавлением успокоительных эфирных масел. Массажи, лечебная гимнастика, плавание.

Отмечено, что общение с животными оказывает целительный эффект на психику ребенка. Заведите домашнего питомца. Хотя бы небольшой аквариум с рыбками. Наблюдение за их жизнью очень расслабляет, успокаивает. А если нет возможности, ходите в зоопарк. В современных зверинцах детям дают возможность погладить некоторых животных. Катание на лошадях, общение с дельфинами в бассейне творит чудеса.

Источники

  • https://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/chto-delat-dlya-profilaktiki-shkolnyh-nevrozov.html
  • https://depressia911.ru/nevroz/shkolnyj-nevroz.html
  • https://1neurologia.ru/nevroz/shkolnyj/
  • https://www.megamedportal.ru/articles/nevrologiya/profilaktika_nevroza.html

[свернуть]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]